Как найти выход из созависимых отношений? Выход из треугольника карпмана

Примерно около года назад на одном из больших порталов я опубликовала статью, которая вызвала много откликов. Речь шла о выходе из треугольника Карпмана – о том, куда и как из него выходить – о направлении и изменении в процессе эволюции каждой из субличностей. Эта раскрученная модель всегда казалась мне очень удобной, объясняющей все невротические и манипулятивные отношения между людьми. Однако что делать, если ловишь себя на манипуляциях Контролера, Жертвы или Спасателя, до некоторых пор мне было не совсем понятно. Рекомендаций «как» — много. А вот КУДА? Кем нужно стать, если перестанешь быть Жертвой, например?

Когда мне не понятно, я начинаю думать и искать. Иногда, конечно, я изобретаю велосипед. Но это мой собственный велосипед, и я знаю, как с ним обращаться. Теория, которую придумывает автор, полезна прежде всего этому автору -изобретения полезны изобретателю – облегчают жизнь. И он, изобретатель, по крайней мере, знает, как со своими творениями обращаться.

Нарисовав понятные мне схемы, я ответила на свои вопросы и вопросы своих слушателей и клиентов. (В конце этого небольшого конспекта будет ссылка, где вы сможете ознакомиться со всем текстом).

Итак, как перестать быть Жертвой? Кто является противоположностью Жертве? Это ГЕРОЙ. Тот, кто на переднем крае. Не войн за ресурсы, нет. На переднем крае своей собственной судьбы – это там, где кончается для него Известное, и начинается НЕизвестное.

Жертва прячется, Герой идет вперед. Жертва рассчитывает, что авось обойдется, Герою не интересно и противно так думать. Что обойдется? Жизнь обойдется? ЕГО Жизнь обойдется без НЕГО? То есть, как видим, Герой – это противоположность Жертве. Это – не следующий виток эволюции, это – первый виток. Потому что дети – всегда Герои. А вот взрослые – очень часто Жертвы. Или регулярно ими оказываются.

Выход из треугольника Карпмана для Контролера (он же Преследователь) – в Философа(Пофигиста). Контролер всегда знает, как надо, и это очень жесткие установки. Отсюда – постоянное напряжение и невроз – ведь жизнь идет не по его сценарию. Контролер постоянно нападает на Жертву. Это происходит и во внешних взаимодействиях, и внутри личности. Человек, который живет в треугольнике Карпмана – всегда на войне, и вовне, и внутри себя. Что хорошего может быть на войне? Напряжение, боль, смерть. Болезни – от этого. Счастья нет.

У Философа – все наоборот (скачок через полярность – выход в противоположность – ключевой момент). Философ принимает жизнь такой, как она есть. Все события, мысли, эмоции — без сопротивления, как факт. Таким образом, экономится бездна сил, тело не разрушается в битвах с самим собой. Эти силы можно применить на изучение и освоение Нового – нашу единственную задачу на этой Земле. Это могут быть отношения с другими, освоение новых территорий и финансовых потоков. Это дело Героя. Но за Принятие отвечает именно Философ. «Это есть, это так. Раз оно есть, нет смысла с ним спорить – это ступенька, с которой мы идем дальше».

Третья субличность – Спасатель. Он приходит на помощь то Жертве, то Контролеру. Он «типа понимает» их, входя в положение. На самом деле – самоутверждается и на тех, и на других. Выход из треугольника Карпмана для Спасателя – Провокатор(Мотиватор). Это субличность внутреннего Учителя, который НЕ решает за учеников задачки, он создает условия, чтобы они сами их решили. А потом находит следующую.

И это, конечно же, далеко не предел. Герой, который идет (уже) уверенно по своему жизненному пути, превращается в Победителя, Философ – в Созерцателя, а Провокатор – в Стратега. Это те успешные люди, стать которыми стремятся все, кто крутится в треугольнике Карпмана. Взирают на успешных, быстроразвивающихся людей как на Богов. А они действительно гораздо более подобны Богам, чем простые смертные: Жертвы-Контролеры-Спасатели

И да, задача любого существа на Земле, воплотившегося в человека – стать Богом. Просветленным Мудрецом.

Дальше, наверное, можно решать – остаться частью Абсолюта или воплощаться на Земле. Бодхисатвы, говорят, дают обет воплощаться до тех пор, пока есть хотя бы еще одно страдающее существо. То есть, для тех, кто всерьез намерен найти выход, всегда найдется помощь. Нужно только открыть глаза пошире и понять: «Ты не один!»

Мы уже не раз писали о том, почему люди в принципе попадают в безвыходный цикл ситуаций, из которых не могут выбраться в течение многих лет. В частности, речь идет о женах алкоголиков, которые имеют схожие психотипы, о подростках, которые ищут в алкоголе и наркотике себя, но не могут найти.

Но есть и вторая сторона медали - родственники зависимых, которые всегда совершают одни и те же ошибки, наступают на одни и те же грабли. И именно они всегда «влипают» в ситуации с зависимыми, пытаясь то спасти их, то заставлять, то страдая от их выходок.

Кто эти люди и что им делать, чтобы прекратить жить такой жизнью?

Эта статья для тех, кто умом уже стоит на пороге отказа от подобного поведения, но сделать при этом ничего не в силах. Мы расскажем вам о так называемом треугольнике Карпмана , о системе, которая заставляет людей ходить по кругу и повторять одни и те же ошибки. И именно эта система включает в себя несколько этапов роста личности.

Как перейти на тот уровень, где кончаются страдания и начинается нормальная жизнь.

Что такое треугольник Карпмана?

Треугольник Карпмана - это так называемая модель отношений, в которой люди проявляют три аспекта поведения, свои субличности. В настоящей статье мы рассмотрим только первую и вторую ступени, «-1» и «+1», сперва ступень «-1», поскольку это ступень, в которой люди проявляют три роли:

1.Спасителя.

2.Жертвы.

3.Контролера.

Проблемы в этом взаимодействии ролей не решаются, энергия теряется, ситуация остается такой, как была. Мы рассмотрим каждую роль на примере, и поясним, почему такое поведение возникает, а также почему оно ведет в никуда.

В системе могут участвовать хоть сто человек. При этом каждый из них выступает в одной из указанных ролей. Роли меняются. В одной ситуации Контролер становится Жертвой, в другой Спаситель превращается в Контролера. Суть все равно остается прежней. Все три субличности - это люди, которые базируют свои поступки на деструктивных эмоциях и чувствах.

Например, это чувство вины, обиды, зависти, страха, тревоги, неуверенности в себе и так далее. И если эти чувства затягивают, то человек будет ревновать и раздражаться вместо того, чтобы что-то менять. Но если вы реально хотите что-то менять, то читайте дальше. Если нет, закройте эту статью. Она вам не поможет.

«-1» ступень треугольника: ЖЕРТВА – КОНТРОЛЕР(ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ) - СПАСИТЕЛЬ

Назвать эту ступень эволюции отношении базовой было бы неверно, поскольку люди в ней не растут и даже не остаются на одном месте. Они планомерно деградируют.

Сразу напомним. Один человек являет собой сразу все три субличности, просто чаще выбирает одну модель поведения, но в нем есть все то, что есть в других субличностях. Отрицая проявления их в других людях, созависимый отрицает самого себя.

ЖЕРТВА: эмоции и мысли

Основные чувства, которые испытывает человек, играя роль жертвы:

1.Обида на жизнь. «Все плохо. Жизнь - зло. Я ничего не могу поменять. Меня все обижают. Я такой хороший, но такой несчастный».

2.Наслаждение страданием. Жертва упивается своим состоянием, ощущает себя мучеником и оттого чуть не святой. Внутренний посыл: «Вот вы меня обижаете, а я на самом деле очень-очень хороший. И я вам всем еще покажу, насколько я хороший. Оцените еще! Тут-то я и скажу, что я о вас думаю. Тут-то я и брошу вас всех на произвол судьбы, дождетесь». Иными словами – основная претензия к миру: меня недооценивают, но я докажу. Деструктивный, озлобленный посыл. Во имя того, чтобы в итоге унизить того, кто унижает ее, Жертву.

3.Вина. «Я сделал это неправильно. Теперь мне нужно загладить свой проступок. Я плохой». Одновременно возникает желание реабилитироваться в чьих-то глазах, но уж никак не сделать выводы. Основное желание: просто ослабить свои переживания.

4.Ревность и зависть. Источник этих чувств - низкая самооценка и неконструктивное отношение к своим возможностям. Чужие успехи не вдохновляют, а заставляют испытывать горечь поражения и раздражение. В худшем случае возникает желание навредить более успешному. Отобрать «положенное по праву» - случаи слепой ревности.

5.Стыд. Любопытно, что у зависимых чувство стыда атрофируется, а вот у созависимых становится все острее. Причем стыд человек созависимый испытывает за свои проступки. В основном это какие-то совершенно несущественные мелочи, которые заставляют его рефлексировать и снова проматывать ситуацию: как я мог бы поступить, если бы…

Жертва периодически проваливается в состояние депрессии, воспринимает мир инертно, не готова ничего менять. В ней есть огромный застой энергии, хотя внешне она может казаться активной, деловитой, суетливой, но все это «суета вокруг дивана».

Жертва, как и любая Душа, пришедшая в мир, желает развития, а человек в этом состоянии не дает развиваться, и борьба с самим собой обесточивает человека. Жертва постоянно на взводе и чувствует огромную усталость.


«Я устала!!!» - крик души Жертвы.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ (КОНТРОЛЕР): эмоции и мысли

Контролер - это чистая сублимация страха. Он цепляется за рамки, установленные ДО, ощущает много раздражения, что все идет не по его плану. Гнев и бессильная злоба, подавленная агрессия - вот вечные спутники контролера.

Мир для контролера - обитель зла и предсказуемых неизбежных страданий. Он вечно в поиске «тыла», не доверяет никому, считает, что нужно заботиться обо всем, что случается. И ему даже не приходит в голову, что он не в состоянии предвосхитить ситуации, которые создают другие люди. Он может научиться реагировать на часть аналогичных ситуаций, и наивно полагает, что теперь в его руках инструмент управления миром. Что он может устранить причины проблем. Но проблемы остаются. И единственное, что можно сделать, это изменить отношение к этим проблемам, а не убрать их источник.

Гнев и страх всегда живут внутри: мир всегда необычен и провокативен. Контролеру невдомек, что любые изменения могут быть причиной улучшений, даже если они болезненны. Изменений контролер боится до паники: ведь тогда его хрупкий мирок с кучей правил рухнет.

Он все отслеживает. Все проверяет! Обо всех заботится, даже (и особенно!) если его не просят. Он полагает, что его забота: для блага всех. Искренне удивляется и раздражается, что его заботу не ценят, и это становится источником конфликтов и претензий.

Контролер при этом - точка отсчета, откуда рождается энергия. Но она не движется по кругу, от одной субличности к другой. Она просто появляется, причем из деструктивных соображений. Например: есть проблема - ее надо устранить. (В созидательном треугольнике Карпмана «+1», заметим, энергия рождается из желания что-то создать и улучшить, как минимум, понаблюдать, что получится).

Контролер начинает давить на Жертву, та страдает, сопротивляется, раздражается, жалуется уже Спасителю. Тот начинает утешать несчастную, и энергия замыкается. Действия не происходит, энергия утекает в никуда.

«Как мне надоело вас всех тащить на себе!!!» - основная претензия Контролера.

СПАСИТЕЛЬ: эмоции и мысли

Спаситель играет в роль Матери Терезы. Он и жертву защищает, и Контролера жалеет. И выступает таким буфером, а на деле трусом. Им руководит жалость и обида (ах вы, бедолажки, а я-то круче, ну раз так, я вам помогу! Жалость! Ах, не цените! Обида!)

Вина - ключевое чувство. Виноват в том, что не помог (обязан, потому что по умолчанию обязан, так решил когда-то давно для себя по массе мотивов), гнев и раздражение на Контролера (такой-сякой, обидчик!).

Обида (не цените, не уважаете, не замечаете моих усилий, ни во что меня не ставите).

Жертву Спаситель жалеет, потому что она слабая и беззащитная, Контролера - потому что тот взвалил на себя груз и тащит его. В итоге всех жаль, всем надо помочь, и ЭГО Спасителя цвете пышным лавром: «Куда вы без меня денетесь? Я вас тут всех мирю, всем помогаю». Это, пожалуй, одна из немногих положительных эмоций во всем «-1» треугольнике Карпмана, из которой, тем не менее, не вырастает ничего полезного. Внутри остается все то же напряжение, застой энергии. Они никуда не тратится.

Спаситель поощряет деструктивность Жертвы, стимулирует работу на износ Контролера, подбадривая его еще больше тратить силы. В итоге всю силу забирает себе. По сути, это самый довольный участник трио. Ему достается хотя бы наслаждение, что он не самый плохой в этой куче событий.

«Мне вас всех жалко!!!» - основная мысль Спасителя.

Как работает «-1» треугольник Карпмана в семье созависимых?


Мы уже отметили, что энергия распределяется в системе неправильно на этом уровне. Контролер дает энергию Жертве и Спасителю, Спаситель - берет от Контролера и дает немножко Жертве. Жертва берет ото всех и никому ничего не дает, потому что дать нечего.

Даже в том случае, если в семье меняются ролями, и каждый начинает примерять на себя новую субличность, энергия все равно утекает каждый раз, потому что неизбежно фигурирует конечная точка: Спаситель или Жертва, которые поглощают, но не возвращают энергию.

В ситуации такого треугольника невозможно расслабиться, потому что постоянно возникают события, которые раздражают и лишают спокойствия. Люди начинают постепенно переносить стереотип поведения вовне, например, отчаянно ругают Правительство, систему здравоохранения, властные структуры, очереди, продавцов, всех тех, кто «портит жизнь». Это выступает субличность Контролер, знающий, как надо жить правильно. Субличность Жертва выбирает себе слушателей, которым можно власть нажаловаться на свою тяжелую участь. Эти люди притягивают в свою ситуацию новых Спасителей (врачей, психотерапевтов своего уровня, которые только рады бессменным пациентам, ведь бесконечные жалобы - это вечный клиент).

В семье, где есть алкоголики, непременно второй человек - «три в одном», носитель трех субличностей. Чаще непьющий, не зависимый от наркотика, выступает в роли Контролера. Зависимый, само собой, Жертва (плохо себя ведет, а значит, глушит стыд - пьет и забывается). Очень часто Контролером выступает жена, именно она легко превращается в Спасителя (выхаживает алкоголика после запоя), а порой и сама играет в Жертву (жалуется, плачет, обвиняет в своих бедах).

Муж, который выпивает, точно так же ходит по кругу. Преимущественно он Жертва: все-то гнобят и не понимают. Но в припадке отчаяния и стыда он Спаситель: покупает подарки, извиняется за вчерашнее, утешает жену (сейчас Жертва уже она), слушает ее стенания. Контролером он выступает там, где появляется возможность кого-то подавить.

Разумеется, самая простая мишень - это дети. Расслабленный и безответственный папаша вдруг превращается в домашнего тирана и строжит детей по всем статьям. А заодно пытается придираться к жене по мелочам. Ситуация накаляется, поскольку еще вчера этот самый «праведник» вел себя совсем неподобающим образом, жена мигом возрождает Контролера в себе и начинается скандал. Чтобы уйти от него, муж снова хватается за спасительный наркотик.

Жертвой быть удобно и тому, и другому, но кто будет жалеть Жертву, если вторая «Жертва» пьяна? Играть в театр одного актера не интересно, и жена из страдалицы, которую наконец-то пожалеют, становится мегерой. А затем снова Спасителем. И так по кругу.

Дети, которые наблюдают эту смену ролей, четко усваивают, что из позиции Жертвы априори (мама давит и поучает, отец строжит или задабривает), ребенок может тоже переквалифицироваться в Спасителя, ведь тогда ему перепадет немножко благодарности и принятия. В позиции Жертвы его никто ни во что не ставит, а в позицию Контролера он в силу малого опыта и возраста встать не может.

Формируется подавленная агрессия , попытка хоть как-то себя реабилитировать. Именно этот задавленный стимул действовать по-своему в дальнейшем играет свою роль в передаче «генетического алкоголизма », на самом деле, никакой генетикой тут и не пахнет. Речь идет только о формировании стереотипного поведения на примере поведения взрослых людей.

Почему люди находятся в треугольнике Карпмана?

Основная проблема тех, кто заточен в круговороте вышеуказанных субличностей, это неумение заявить о своих истинных потребностях. Они живут ради кого-то (не задаваясь вопросом, кому это надо, кроме них самих), и ждут, что и остальные тоже будут жить ради них.

Изменить свое поведение не позволяют в первую очередь вбитые в голову с детства установки и правила. Причем часто вбитые такими же Контролерами, Жертвами и Спасителями, как они сами. Как следствие, и воспитатели всю жизнь находятся в кругу страданий, и последователи этого жестокого обучения - тоже.

Свободный от поучений родителей ребенок - для жителей «-1» треугольника сущее наказание. Он ломает им систему и вообще жизнь, так кажется Контролерам. На примере семьи алкоголика и созависимой можно привести пару ситуаций.

Пример первый. Мать: защищает пьяного отца (Спаситель), отец напивается от безысходности (Жертва). Мать ждет от ребенка послушания (Жертвенности). Ребенок (подросток), даже не пытается пожалеть мать и помогать ей отрезвить отца. Он просто занят собой и даже смеется над мамой. Для этого ребенок должен обладать определенным мужеством и силой характера для демонстративного сопротивления. К сожалению, чаще побеждает установка: родители всегда правы, и ребенок подчиняется, ломается, становясь очередной Жертвой, в том числе жертвой манипуляций матери.

Второй пример. Отец Спаситель – пытается наладить отношения с ребенком путем заглаживания вины подарками. Ребенок не принимает попыток к примирению и демонстративно сопротивляется всем попыткам отца сблизиться с ним. Отец раздражается. Включает Контролера. Ребенок просто игнорирует родителя. Мать (Спаситель) пытается уговорить ребенка общаться с отцом, пока тот хороший (для закрепления такого поведения), ребенок протестует и создает проблемы (капризничает, портит отношения с учителями, плохо учится, в общем, не поддается контролю). Отец и мать ссорятся. Обвиняют друг друга. Отец пьет. Играет роль Жертвы. Мать играет роль Контролера - ругает отца и ругает ребенка.

Для родителей в кругу данных субличностей - это ребенок без помех. Который не отсвечивает, удобен, живет по расписанию, удобному родителям. Не создает ни проблем, ни головной боли. Готовый робот.

Когда возникает нормальное подростковое желание самоутвердиться, именно созависимые родители часто препятствуют его росту. Мало того, что в моменты проявления активности на ребенка давят и ругают, так еще и когда ребенок отчаянно нуждается в поддержке, он ее не находит (вспоминаем: и Жертва, и Контролер, и Спаситель тянут одеяло на себя и физически не могут дать другому энергию, кроме поучений и нотаций, а также сочувствия).

Когда подросток совсем отбивается от рук, взрослые манипулируют из позиции Жертвы («Не обижай маму, у нее болит голова из-за тебя», «не зли отца, он же напьется!»). Ребенок автоматически начинает играть в игры взрослых и становится Спасителем («Если я сделаю так, то не случится плохого. Значит, я молодец, я выручаю взрослых своим поведением»). О том, что так вести себя ребенок порой не хочет, он не успевает даже подумать.

Вырастая, ребенок уже привыкает получать строгие указания, как ему поступать и жить. И снова упреки: «Отчего ты ничего не делаешь сам? Ты уже взрослый!» А его и не научили быть взрослым, ответственным за свои решения. Всегда кто-то решал за него.

Разумеется, родители свято уверены, что помогают ребенку, но это приводит лишь к тому, что такая семья по умолчанию воспитывает очередного созависимого или алкоголика, который либо пойдет по стопам отца (начнет пить, убегая от проблем), либо будет контролировать весь мир, и, соответственно, найдет себе безвольного, возможно, пьющего партнера.

Все субличности в этом пространстве ведут себя неискренне, ответственности за свою жизнь не ощущают. Главный постулат: всегда виноват кто-то другой, но не я сам. А то, что я сам нахожусь в этой ситуации, вина, опять-таки, окружающих.

Самоутверждение в таких семьях возможно только через выслуживание и попытки заслужить любовь. Все три субличности проговаривают одну и ту же фразу: «Я ради вас делаю это и вот это, а вот вы… (далее следуют обвинения)».

Чего хотят на самом деле Жертва, Контролер и Спасатель?

Все они хотят сбросить с себя груз непомерных требований к самим себе. Контролеру хочется на все плюнуть и пожить, наконец, своей жизнью. Спаситель мечтает, что все разберутся и без него. Жертва хочет делать то, что нравится ей, а не слушать бесконечные указания Контролера.

И наступает самый непонятный для всех момент. Внутренние субличности не дают выйти из циклического круга. Например, в какой-то момент алкоголик решает, что «все, пить я больше не стану, начинаю новую жизнь». Но тут внутренние субличности начинают делать свое черное дело. Внутренний Спаситель защищает унылое существование: «Да не так все и плохо, ну выпил разок, с кем не бывает». Внутренняя Жертва уныло вещает: «Да вот я перестану пить, а ничего не изменится. Все так же будут ненавидеть. И кому я что докажу?»

И даже если удается убедить себя в своем решении, есть еще и люди вокруг, которые с позиций Жертвы, Спасителя и Контролера не сходили. Они снова будут поступать так же, как всегда, вынуждая алкоголика снова испытывать старые ранящие эмоции. Например, Контролер-жена снова начинает обвинять, алкоголик-Жертва снова начинает испытывать угрызения совести, и все возвращается на круги своя.

Тяжело выйти из этого круга, если нет рядом людей из второго треугольника Карпмана . Вот они и могут подтолкнуть созависимую семью к изменениям. Часто в роли этих людей выступают сотрудники реабилитационных центров.

Самостоятельно выбраться из засилья негативных эмоций и деструктивной жизни тяжело еще и потому, что у людей нет энергии: они обесточены, поскольку много сил уходит на выматывающие эмоции и борьбу с самим собой.

Чтобы выйти из треугольника, нужно в какой-то момент стать «бездушным эгоистом» и подумать о самом себе. И тогда уже искать путь:

Кто помогает покинуть треугольник «-1»?

И это реально очень сложно: самостоятельно перейти в новый вид отношений, а почему, понятно: окружение будет цепляться за руки и за ноги, пытаясь вернуть вас в старый круг (попрекая за былое, требуя по старинке привычных вещей, насмехаясь над попытками измениться и так далее). Это нормальная реакция людей, и поэтому ее важно и нужно игнорировать, но это трудно сделать в одиночку. Нужна помощь более зрелых личностей .

Нужна новая стратегия поведения. Посмотрим, какие субличности обитают в «+1» треугольнике.

Как действует Философ, бывший Контролер? Он наблюдает за ситуациями со стороны. Если нет видимого результата, то всегда есть опыт. И это оставляет Философа в спокойном, расслабленном состоянии, даже если не все происходит, как задумано.

Даже если все вокруг утверждают, что то, что сделал Философ, неверно, он не расстраивается и полагает: «Я так сделал, значит, так мне было надо».

Философ преимущественно никому ничего не доказывает. Но тут есть небольшой нюанс: это зависит от степени моральной зрелости человека. Чем больше человек доказывает и спорит ради самого спора, тем меньшей степенью зрелости он обладает, и тем ближе он к «-1» треугольнику. Фоновая реакция Философа: радость познания мира, любопытство, равномерный комфорт при оценке событий.

Субличность Героя подразумевает изучение мира на примере своих реакций. В первую очередь он оценивает свои поступки с позиции полезности для себя, а уже потом интереса их для окружающих. Фоновая реакция на мир: азарт, интерес, воодушевление, радость от успехов, скука, если долго ничего не происходит, но скука конструктивная, мотивирующая. Огорчение, если проигрыш, но не чувство вины, благодаря которому Герой быстро скатывается снова в позицию Жертвы.

В паре Герой и Философ происходит равномерный обмен энергией. Приведем пример. Если Контролер и Жертва пытаются давить друг на друга и заставлять следовать своим правилам, то Герой совершает поступки, а Философ наблюдает и принимает как факт результаты.

Например, алкоголик напивается, и прогуливает работу . Философ молча наблюдает, как Герой выпутывается из ситуации и теряет работу. Это его работа и его зона ответственности. Контролер бы пустился поучать и давать советы, Философ молчит. Жертва бы обвиняла себя, Герой делает выводы и принимает решение.

Внутреннее поведение Героя перекликается с поведением внутреннего Философа. «Если меня уволили с работы, уже уволили. Теперь надо отнестись к этому спокойно. И… что-то делать!»

Третья субличность - Мотиватор, бывший Спаситель, который теперь не оправдывает слабые места Героя и не жалеет Философа (его уже и жалеть не за что, он не напрягается и не страдает). Мотиватор радуется за героя и поощряет его, рисуя ему радужные картины будущего, которое ждет, если Герой постарается. Провокатор исследует поведение всех вокруг, делая какие-то действия и наблюдая, что будет.

Внутренняя субличность Провокатора проявляется и при включенном внутреннем Герое (человек сам совершает действия, и сам их оценивает, выступает одновременно и Героем, и Провокатором), и при Философе (человек сам думает, «как было бы, если», и сам реагирует, но внутри себя, то есть играет сразу две роли: Философа и Героя).

Напомним, что каждая субличность имеет женскую и мужскую природу, и неважно, кто выполняет роль, мужчина или женщина. Так, субличность Героя проявляется по-мужски, когда Герой решается на поступки и новые события, а женская ипостась, когда Герой думает, сможет ли он принимать новые обстоятельства и быть при этом счастливым.

Философ действует по-мужски, когда анализирует ошибки и делает выводы, а по-женски, когда не ощущает злобы и раздражения на происходящее.

Провокатор действует по-мужски, когда создает ситуации, а по-женски, когда отвечает эмоциями и чувствами, нетипичными для «-1» треугольника. Заставляет себя почувствовать новое и не агрессивно это принять внутри себя.

Теперь посмотрим, что будет, если субличности треугольника «+1» начнут взаимодействовать с субличностями треугольника «-1»?

Как правило, для «-1» треугольника опыт этот болезненный.

Допустим, Жертва идет к Спасителю (который стал Провокатором), ожидая очередной порции утешения и поддержки, а встречает иронию и сарказм. Это больно! И это обидно. И только в том случае, если жертва обладает достаточным потенциалом, она способна тянуться за учителем-Провокатором и следовать его разумным подначкам. Чаще же Жертва ниче не планирует менять и, не находя сочувствия, злится на Провокатора.

Контролера слышать тоже не получится. Жертва привыкла жить по указаниям остальных, а Философ не будет делать ничего, он просто оставит Жертву в покое. Нуждаясь в пинке и совете, Жертва начинает либо углубляться в свое горе и падать еще глубже, то есть остается на том же уровне, либо в ней просыпается дух противоречия, и она автоматически начинает провоцировать саму себя (это идеальный вариант, когда человеку из треугольника «+1» удается растормошить, побудить к изменениям человека из треугольника «-1»). К сожалению, это случается крайне редко.

Пример: муж-алкоголик начинает дерзить своей жене, интуитивно пытаясь добиться реакции злобы и поучений, чтобы получить хоть какую-то порцию привычной энергии. Жена-Философ не обращает внимания, а жена-Провокатор немедленно вышучивает поведение мужа или же ведет себя непривычным образом, например, искренне веселится, глядя на такое поведение. Муж, не получая того, чего хотел, теряет мотивацию строить из себя страдальца и пробуждает гнев (подавленная агрессия преобразуется в действие), скрытый резерв, который заставляет его менять поведение.

Из актера-Жертвы он становится Героем, то есть делает то, чего хотел на самом деле, например, хотя бы идет спать, вместо того, чтобы делать привычные обязанности. То есть делает пусть неправильный, но самостоятельный выбор.

Выбор этот всегда делается осознанно. Но для этого человек должен представлять, какие именно поведенческие черты держат его в старом стереотипе поведения.

Если после пробуждения алкоголика-Героя жена сыграет роль Контролера («Опять проспал работу!»), то все вернется на круги своя. А если включит Философа, то есть не срегаирует никак, алкоголик вынужден будет решать проблему сам. И тут снова выбор: может решать (Герой), а может и не решать (Жертва). И снова в ответ реакция жены: раздражение (Контролер), принятие (Философ). И так далее. И если хотя бы один из двоих будет выдерживать планку, рано или поздно у второго не останется выбора: либо он начнет меняться, либо выросший из деструктивных отношений догадается, что пора попросту уходить из ненужного альянса.

Приведем еще пример , и опишем реакции на поведение алкоголика с позиции субличностей разных треугольников.

Муж выпил (роль Жертвы). Ощущает себя беспомощным, никому не нужным, обиженным и злым.

Жена-Контролер: устраивает скандал, привлекает в помощь свекровь или тещу, наутро пытается прибирать помещение и стирать одежду Жертвы (становится при этом Спасителем). Выслушивает жалобы мужа поутру и его извинения (становится в позицию Жертвы, муж становится в позицию Спасителя).

Жена-Философ. Смотри на поведение мужа и не делает ничего. Принимает решение в следующий раз не оправдывать мужа перед соседями (решение Героя). Утром в ответ на жалобы мужа говорит: «Любишь пить? Люби и головную боль» (принимает роль Провокатора).

Как переходить из Жертвы в Героя?


Итак, чтобы мыслить, как Герой, говорите себе следующие фразы и стремитесь делать это каждый раз, когда внутри вас назревает очередной приступ раздражения и сопротивления ситуации.

1.Почему я жалуюсь на этих людей. Как я могу САМ исправить ситуацию?

2.Они не обязаны решать мои проблемы.

3.То, что со мной происходит - мой выбор. Если они так себя ведут, значит, я это позволяю.

4.Я не должен оправдываться. Это мой выбор. Но и ответственность тоже моя. Я готов, что реакция других будет не приятной для меня. Но я сам так делаю, а они - имеют право реагировать так.

5.Если мне дают совет, мне надо его использовать, а не обвинять остальных и жаловаться на них.

6.Мне надо найти способ украсить свою жизнь и без помощи других. Я должен уметь делать то, что нравится и не ждать похвалы.

Как переходить из Спасателя в Провокатора

1.Мои советы и моя «правда» никому не нужны, пока не попросят. Оставлю свое мнение при себе.

2.Я не бог и не знаю, как другим жить. Справятся сами.

3.Я не буду обещать то, чего все равно не смогу сделать.

4.Я не жду благодарности. Если я хочу помочь - я помогу. Если я помогаю, чтобы меня хвалили, я не буду этого делать, могут и не похвалить, мне будет неприятно, что я делал не от души, а за «пряник».

5.Никто не обязан мне и не должен меня благодарить за мои поступки. Это их право, а не обязанность. Следовательно, и я не обязан делать все, что делал раньше для них, это мое ПРАВО, а не обязанность.

6.Я должен любить себя и повышать свою самооценку. Тем, что я выслуживаюсь и делаю «добро», я не становлюсь лучше. Даже наоборот, кажется, меня уважают еще меньше. Чтобы меня любили просто так, я сам себя должен любить просто так, а не за выполненные задания.

7.Если я очень хочу кому-то помочь, я останавливаюсь и думаю: действительно ли это поможет? Или человек снова воспользуется моей помощью и будет поступать, как обычно? Тогда чем же я помогаю? Я же наношу вред и не даю ему самому справиться с собой.

Как превратиться из Контролера в Философа

1.Прежде чем кого-то обвинять, я вспоминаю, что человек - ДРУГОЙ. У него иная психика и иные проблемы. И он, как, между прочим, и я, может ошибаться. Я не обвиняю, я спрашиваю. Если я не могу с человеком договориться, не моя ли вина в том, что для меня не хотят что-то делать? А всегда ли я хочу что-то делать? А если и хочу, делаю ли я это с радостью? Почему бы мне не подумать о том, что другой человек не ощущает никакой радости от выполнения своих обязанностей и потому не делает. И не будет делать! Так какой смысл обвинять, если все равно не подействует или подействует из-под палки и потом он поступит назло?

2.Прежде чем кого-то критиковать и предъявлять требования и претензии, я вспоминаю, что человек не обязан быть таким, как я хочу. Если мне не нравится его поведение, это мои проблемы, а не его. Если я считаю, что он мне должен, я читаю пункт первый.

3.Я не обвиняю в своих проблемах других людей. Если у меня в жизни что-то идет не так, виноваты не окружающие, а я. Не нравятся окружающие, кто заставляет меня так жить? Я сам и заставляю. Но я могу жить иначе и не ждать, пока они улучшат мой мир.

4.Они не обязаны быть такими, как я хочу. Глупо ждать от апельсина, что он станет морковью. Я не жду от людей того, чего они дать не могут. Это попросту бессмысленно.

5.Я занят своей жизнью. Зачем мне кого-то учить? Пусть учатся сами. Спросят совета, дам. Нет – их выбор. Здоровый «пофигизм» мне не повредит. или использует простые наркотики, есть огромное количество шансов, что он вместе с вами начнет меняться к лучшему.

Наша жизнь ‒ череда взаимосвязанных ситуаций и взаимодействий. Психологами и психоаналитиками было приложено немало усилий, чтобы описать поведение уникального человека в универсальных теориях. Каждый из нас неповторим, но психика ‒ это механизм, который, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, работает по определенным схемам. Среди них выделяют так называемый треугольник судьбы ‒ модель с романтическим названием и драматической сутью.

Что такое треугольник Карпмана

В психологию новое понятие пришло в 1968 году благодаря доктору медицины Стефану Карпману, ученику Эрика Берна, автора книги «Игры, в которые играют люди». Он был теоретиком и практиком трансакционного анализа, изучал поведенческие факторы, влияющие на взаимодействие индивидов. Ученый описал одну из самых распространенных моделей взаимодействия, отражающую созависимость, развивающуюся по определенному сценарию. Он и был назван как «драматический треугольник Карпмана». Модель часто используется в психотерапии и проявляется в бытовом, рабочем, повседневном общении.

Суть треугольника

Существует треугольник, каждая вершина – определенная роль, которую занимает человек в той или иной ситуации: спасатель, жертва, агрессор (иногда ее называют преследователем или тираном). Роли тесно связаны, дополняют друг друга. Участвовать в психологической игре могут двое, трое, четверо и больше, но амплуа всегда три. Еще одна особенность заключается в том, что в разной среде у человека могут быть разные позиции в треугольнике. К примеру, на работе начальник, борец, а в семье спаситель. Самым деструктивным образом модель проявляет себя при близких или семейных отношениях.

Суть взаимодействия внутри треугольника ‒ поиск виновных и переложение ответственности:

  • Практически всегда первой появляется жертва, которой отведена псевдодраматическая роль, это вечно обделенный страдалец.
  • Далее следует забавный факт: жертва выбирает преследователя, агрессора, который ее угнетает. Находит внешнюю мнимую причину страданий, затем ищет того, кто защитит и поможет – спасателя.
  • Как только герой найден, теория треугольника запускается, жертва начинает манипулировать. Причем преследователь зачастую не подозревает о том, что стал участником игры.
  • Такие отношения всегда деструктивны, в итоге все страдают, но никто не разрывает цепь, так как каждый преследует определенную выгоду.

Созависимые отношения

Участники общения, обвиняя других в личных проблемах, делегируют ответственность за собственные действия, получая при этом сильную эмоциональную подпитку. Такого рода самореализация рождает созависимые отношения с фиксацией на другом человеке. Это взаимодействие:

  1. основано на эмоциональной динамике, эгоизме;
  2. исключает рациональный контекст.

Драматический треугольник, или треугольник судьбы динамичен, в этом кроется опасность. К каждой роли ведет определенная цель, которую неосознанно преследует зависимый. К примеру, самоутверждение, привлечение внимания, в том числе негативного, перекладывание ответственности, реализация неразрешенных внутренних состояний. Роли тасуются на моменте появления спасателя, разобраться во взаимосвязях становится сложнее.

Пример переходов ролей, изменений, задач и мотивов действий схематично выглядит так:

  1. Истинный агрессор обвиняет жертву.
  2. Жертва считает виновным агрессора, получает законную, по ее мнению, возможность страдать, при этом ищет того, кто поможет.
  3. Спасатель, преследуя личную цель, спешит вмешаться.
  4. Жертве становится недостаточно стороннего внимания, стараний.
  5. Иссякающее стремление помочь вкупе с растущим требованием о помощи приводит к замене ролей: жертва становится агрессором (т.к. требует), бывший спасатель ‒ новой жертвой.
  6. Новый страдалец ищет сторонней помощи – как для себя, так и для старой жертвы. Причем спасатели для каждого будут разными.
  7. Старая жертва, она же агрессор по отношению к бывшему спасателю, тоже устремляется на поиски и обретает нового спасателя.
  8. Истинный агрессор зачастую не знает о произошедшей смене позиций.
  9. Новый спасатель восстает против истинного агрессора, тем самым выводя его в статус жертвы.

Это один из возможных вариантов развития событий. Может изменяться последовательность, но суть с мотивами остаются неизменными. Треугольник замкнут, а роли переходят от участника к участнику, причем каждый примеряет несколько амплуа одновременно. События по модели могут происходить бесконечно, пока хоть кто-нибудь не выйдет из игры. Каждый персонаж, как говорилось ранее, испытывает определенные чувства и эмоции, от которых зависим. Это причина, по которой начинается игра.

Жертва

Данный персонаж характеризуется пассивным поведением, беспомощностью, слабостью, не видит возможности повлиять на свою проблему. Действия отрешенные, слова и мысли носят такой характер: я не способен решить проблему, почему всегда я, моя ситуация безвыходная, со мной низко поступили. Основное желание ‒ снять с себя ответственность, стабилизировать самооценку. Для оправдания своей несостоятельности необходим агрессор и спасатель. Причем оба по-разному будут обвинены в личных бедах.

Испытывает такие чувства:

  • вину;
  • беспомощность;
  • обиду;
  • безвыходность;
  • ненужность;
  • страх;
  • напряжение;
  • жалость к себе;
  • растерянность;
  • неправильность действий;
  • страдание;
  • необходимость в защите.

Преследователь

Персонаж агрессивен, склонен к обвинениям, действует в собственных интересах. Контролер, любимое занятие которого ‒ поиск недостатков у окружающих, критика. Проявляется через мысли и фразы: все должно происходить по-моему, необходим контроль, за ошибки нужно наказывать. Тиран получает долю внимания, снимает с себя ответственность, обвиняя других, подходит к решениям с позиции силы, приказов. Нападки на жертву совершает для самореализации. В игре ему необходим спасатель, который не даст жертву загубить.

Испытывает такие чувства:

  • агрессию;
  • азарт;
  • убежденность в правильности действий;
  • гнев;
  • раздражение;
  • чувство борьбы за справедливость;
  • желание совершить расплату;
  • самолюбование;
  • желание доминировать и подавлять;
  • ощущение власти;
  • нежелание идти на диалог.

Спасатель

Персонаж характеризуется пассивно-агрессивным поведением, результат его действий не решает проблему, а лишь вызывает недовольство. Считает, что должен помочь, без личного участия ситуация не разрешится. Получает выгоду от того, что решает чужую проблему вместо собственной. Жертва необходима для реализации себя, стабилизации самооценки, а агрессор – для предотвращения спасения жертвы.

Спасатель чувствует:

  • жалость;
  • уверенность;
  • превосходство;
  • невозможность отказать;
  • сострадание;
  • ответственность;
  • сопереживание;
  • желание совершить подвиг.

Выход из треугольника Карпмана

Отношения по принципу психологических игр ‒ замена настоящей близости между людьми, способ накопить негатив, застрять в неразрешенности проблем. Все эмоции внутри треугольника ‒ подмена истинных чувств и переживаний. Это как фальшивые деньги, похожие, но не настоящие. К тому же каждая роль требует энергии, постоянной подпитки, но не приносит желаемой самореализации.

Психологически зрелой, свободной от внутренних комплексов личностью манипулировать сложно. Она не даст втянуть себя в игру либо быстро покинет, не поддаваясь на провокации. Если проблема замечена, то разрешение ее ведется путем внутренней проработки переживаний, снятия с эмоциональных крючков. Прежде всего успех выхода из игры зависит от желания прекратить хождение по замкнутому кругу.

Выход из зависимостей начинается с оценки положения, принятия своего участия, понимания какой из углов был входящим: жертвы, спасателя или агрессора. Иногда это сложнее, чем хотелось бы. Можно не подозревать о причастности к игре. Зачастую так бывает с агрессором, который всегда прав и все делает единственно верным способом. Остальные персонажи если и осознают свои роли, то свято верят, что ни при чем, их втянули случайно, против воли. Главное – помнить, чем дольше находитесь внутри треугольника, тем прочнее увязаете в паутине взаимных манипуляций.

Как выйти из роли Жертвы

Являясь ключевым и самым психологически сложным персонажем, может выйти из треугольника, следуя рекомендациям:

  • Начать шаг за шагом принимать ответственность за себя, свою жизнь.
  • Забыть о возможности перекладывать ответственность и ждать спасения. Вместо этого искать собственные пути, решения, строить планы.
  • Искоренить привычку оправдываться, извиняться за предпринятые действия.
  • Развивать чувство любви к себе, осознать, что любая неудача ‒ это опыт.
  • На действия агрессивного провокатора реагировать равнодушно, спасателю отвечать отказом.

Из роли Спасателя

Психологический треугольник Карпмана останется для героя позади, если следовать простым действиям:

  • Не вмешиваться, если не поступало просьбы помочь, стать созерцателем.
  • Оставить переживания по поводу чужих эмоций, проявлять здравый скепсис.
  • Прежде чем дать обещание, оценить возможность выполнения.
  • Предложив помощь, не рассчитывать на вознаграждение, либо озвучивать свои пожелания.
  • Найти варианты самореализации, внутреннего удовлетворения, которые идут в обход вмешательства в чужую жизнь.
  • Если интуиция подсказывает, что помощь ‒ это внутреннее призвание, то реализовать себя там, где это действительно необходимо.

Для выхода из игры агрессору следует придерживаться следующих правил:

  • Агрессия не должна быть беспочвенна, проверьте данный факт, прежде чем порождать конфликт.
  • Осознайте, что вам присущи ошибки так же, как и окружающим.
  • Ищите первопричину в личном поведении, а не в окружении.
  • Осознайте факт, что никто не обязан принимать ваши убеждения, точно также как не обязаны это делать вы.
  • Не примеряйте облик воспитателя, реализуйте себя иным способом.
  • Получите выгоду, мотивируя окружающих, исключив давление.

Примеры из жизни

Ситуации, которые можно вписать в драматический треугольник окружают со всех сторон. Возникнуть неразрешенность может:

  • между родственниками ‒ мужем, женой, детьми, бабушками и дедушками;
  • на работе ‒ между начальником и подчиненным или с привлечением третьих лиц;
  • при лечении зависимостей ‒ в процесс вовлекается зависимый, его родные и врач;
  • в личных связях ‒ любовный треугольник.

Классический пример ‒ семейные отношения. Роли распределены предельно просто: жена (жертва) находится под гнетом свекрови (преследователь), буфером между двумя персонажами будет муж (спасатель). Сын ругается с матерью по поводу вечных придирок к супруге, чем доводит ее до слез. Жена внезапно становится на сторону свекрови, сетуя на неуважительное отношение сына к матери. Уязвленный муж, который из лучших побуждений помогал жене, переходит к наступательной позиции. Так спасатель становится преследователем, жертва ‒ спасателем, преследователь ‒ жертвой.

Пример, когда три роли распределены между двумя персонажами, наглядно описывают отношения пары. Муж (жертва) глушит проблемы и собственную вину за них в стакане. Жена (преследователь) пилит, обвиняет в пьянстве, рассказывая, как тот не прав, но при каждом запое бросается лечить алкоголизм, отпаивать рассолом и помогать, трансформируясь в спасателя. Напившись, муж может кочевать от жертвы к агрессору, а протрезвев быть спасателем, заглаживая вину за пьяный дебош.

Привлеченными к игре могут быть не только взрослые. Как пример, положение ребенка внутри семьи. Есть два родителя, один из которых преследователь, выбирает метод кнута при воспитании, другой ‒ спасатель, приверженец балования. Ребенок в этой ситуации стоит на позиции жертвы, которой не по нраву строгие правила. Поэтому он сталкивает преследователя со спасателем. Конфликт между родителями развивается, а ребенок, решив проблему, уходит в тень.

Рабочие отношения ‒ широкое поле возможностей для возникновения нездоровых взаимоотношений. Зачастую начальник берет на себя функцию агрессора, подчиненный ‒ жертвы, сотрудники или вышестоящее руководство ‒ спасателей. К примеру, подчиненный отлынивает от работы, каждый раз придумывая отговорки. Начальник же прибегает к запугиванию, грозит лишить премий, сократить зарплату. Роли легко меняются, если подчиненному трудно найти замену. Начальник будет заискивать перед ним, а подчиненный выдвигать завышенные требования.

Руководителю, чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит грамотно распределить обязанности и ответственность, подписать подробный контракт с указанием всех нюансов, апеллировать к нему во время спорных ситуаций. Подчиненному наадо воспринимать нападки со стороны начальника спокойно, просить разъяснений, точной постановки реальных целей, сроков выполнения.

Отношения в паре эмоционально затратны, требуют больше сил, самодисциплины. Найти отдушину на стороне, где можно жаловаться, легче, проще, чем восполнять пробелы в отношениях. На этом моменте создается любовный треугольник, связь внутри которого ‒ еще одно наглядное представление модели Карпмана. Для понимания стоит рассмотреть пример, где зачинщик игры ‒ жертва.

Жена-преследователь выявляет измену мужа-жертвы, сыплет обвинениями в его сторону. Супруг – ее оппозиция, доказывает, что всему виной нехватка внимания, заботы со стороны жены. Поэтому он нашел любовницу (спасателя), которой жалуется на беды, находит утешение. Любовница, стараясь спасти мужчину от нападок, предлагает развестись и законно жить вместе. Роли меняются. Муж не желает уходить от законной жены, тем самым превращаясь в агрессора, любовница трансформируется в жертву, потому что не добилась цели, а жена ‒ становится спасателем и причиной остаться для мужа.

Видео

Человеческие отношения – это сложная система, которую непрестанно исследуют психологи. На основе своих теорий они придумывают различные модели отношений между людьми. Изучение этих моделей помогает лучше понять себя и окружающих людей, найти выход из проблемной ситуации, решить конфликт и просто улучшить свою жизнь.

Одной из известных психологических моделей человеческих отношений является так называемый драматический треугольник Карпмана. Давайте разберемся, что он собой представляет.

Транзактный анализ – это направление в психологии, которое рассматривает межличностные отношения людей на примере различных психологических моделей. Основателем и разработчиком этого направления является американский психолог и психиатр Эрик Берн.

Известный психиатр и специалист в области транзактного анализа Стивен Карпман в 1986 году предложил свою теорию человеческих взаимоотношений. Он выделил три типа личностей, которые получили названия: Жертва, Преследователь (контролер) и Спасатель.

Отношения между этими типами строятся следующим образом: Преследователь выступает сильной личностью, которая терроризирует Жертву. Жертва – это слабая личность, которая постоянно страдает и считает, что жизнь несправедлива, но ничего не делает для того, чтобы исправить свое положение. Спасатель приходит на выручку Жертве, защищает ее и сочувствует ей.

В отношениях, построенных по такому принципу, может участвовать любое количество человек – три, пять, восемь, десять, однако каждый из них играет одну из этих трех ролей. Подобные созависимые отношения могут длиться в течение продолжительного времени, причем участники треугольника могут время от времени меняться ролями.

Жертва, Преследователь, Спасатель – общие характеристики ролей

Участники треугольника прочно связаны друг с другом, а каждая из ролей, которую играет тот или иной индивид, имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Роль Жертвы

Основная черта человека, занимающего позицию Жертвы – нежелание нести ответственность за все происходящее с ним. Он стремится переложить все свои проблемы на чужие плечи, ищет жалости и сочувствия у окружающих. Нередко Жертва сама провоцирует агрессию со стороны Преследователя, чтобы впоследствии получить возможность манипулировать им в своих целях.

Жертва убеждена в том, что мир полон страданий, а жизнь несправедлива. Человек с подобными убеждениями полон страхов, сомнений, обид. Он склонен к чувству вины, стыда, ревности, зависти. Его тело испытывает постоянное напряжение, которое человек даже не замечает, однако со временем оно приводит к развитию различных заболеваний.

Жертва боится процесса жизни, боится сильных впечатлений. Она склонна к депрессиям и тоскливому настроению. Даже если человек, находящийся в позиции Жертвы, ведет активный образ жизни, внутри он очень пассивен и инертен. В нем нет стремления к развитию и движению.

Роль Преследователя

Преследователь имеет сильную натуру и стремится к лидерству. Желание доминировать над другими людьми является основной движущей силой его жизни. Добивается он этого с помощью преследования Жертвы и манипулирования ею. Угнетая более слабую личность, он получает определенное моральное удовлетворение. Все попытки Жертвы защититься и отстоять свою позицию только подталкивают Преследователя к еще более сильным нападкам.

Преследователь постоянно стремится все контролировать. Он указывает другим на их ошибки и учит жизни. Основными эмоциями человека, находящегося в этой позиции, являются гнев, раздражительность. В его теле также присутствует напряжение. Он считает, что заботится и опекает людей, находящихся рядом с ним, а они не ценят его заботы.

Преследователь постоянно поучает Жертву, убежденный в том, что делает это исключительно для ее блага, и очень раздражается, когда Жертва начинает сопротивляться.

Роль Спасателя

Роль Спасателя имеет довольно сложную психологическую структуру. Спасатель, так же как и Преследователь, является сильной личностью и в нем присутствует определенная склонность к агрессии, однако он постоянно подавляет ее. Свою энергию он направляет в иное русло – становится защитником Жертвы.

Защищая Жертву от нападок Преследователя, Спасатель чувствует себя нужным и необходимым человеком. Это дарит ему чувство удовлетворенности. Индивид, склонный к роли Спасателя, постоянно находит себе объект для защиты.

Спасатель нередко испытывает жалость не только к Жертве, но и к Преследователю. Он видит, как страдает Преследователь от того, что его заслуги остаются непризнанными, поэтому сочувствует ему. Также он может испытывать скрытую агрессию к Преследователю, поэтому защищает Жертву не из желания помочь ей, а из стремления насолить Преследователю.

Основными эмоциями человека, выступающего в роли Спасателя, являются жалость, сочувствие и обида. В его теле присутствует такое же напряжение, как и у остальных участников треугольника власти. Спасатель втайне считает себя выше Жертвы и Преследователя и это удовлетворяет его эго.

Есть ли выход из треугольника Карпмана?

Изучив основные характеристики ролей Жертвы, Преследователя и Спасателя, можно понять, что ни одна из этих позиций не является выгодной. Люди, выстраивающие отношения по типу психодраматического треугольника, не могут чувствовать себя счастливыми, поскольку находятся в постоянной борьбе и конфронтации друг с другом. Они ходят по замкнутому кругу, теряя энергию и накапливая негативные эмоции. Естественно, ни о каком личностном развитии не может быть и речи.

Время от времени участники треугольника могут меняться ролями, например, Жертва становится Преследователем, Спасатель Жертвой, а Преследователь Спасателем. Это происходит в том случае, когда кто-либо из участников треугольника чувствует, что ему удобно на время сменить свою позицию для того, чтобы манипулировать другими участниками и получать определенные выгоды.

Но такая рокировка не меняет положения вещей и неспособна разрешить конфликтную ситуацию. Даже поменявшись ролями, Жертва, Преследователь и Спасатель продолжают топтаться на месте. Единственный способ решить ситуацию – выйти из этого порочного треугольника.

Как выйти из треугольника Карпмана?

Если вы попали в подобный треугольник, необходимо постараться выйти из него. Даже если вам нравится ваша роль, и вы получаете от нее определенные выгоды, необходимо понимать, что такие отношения не являются здоровыми. Вечная борьба изматывает и отбирает массу энергии. А ведь эту энергию можно направить на свое развитие и самосовершенствование.

Итак, прежде всего вы должны четко понять, какую позицию в треугольнике Карпмана вы занимаете, и какие выгоды она вам приносит. Затем проанализируйте потери, которые вы несете, играя свою роль. Осознав все это, вы сможете выйти из треугольника судьбы.

Что делать Жертве?

  • Избавляйтесь от привычки жаловаться на жизнь и на людей, которые вам докучают и мешают жить. Вместо этого, найдите способы улучшить свою жизнь самостоятельно, не дожидаясь помощи со стороны.
  • Поймите, что никто, кроме вас, не обязан решать ваши проблемы. Учитесь брать на себя ответственность за свою жизнь.
  • Не забывайте, что в мире нет ничего бесплатного. Если вы ожидаете помощи от других людей, будьте готовы отдать что-то взамен.
  • Запомните: вы не обязаны ни перед кем отчитываться за свои действия. Принимайте решения, руководствуясь собственными соображениями, а не указаниями других.
  • Если Спасатель приходит вам на помощь, постарайтесь извлечь из этого определенную пользу для себя, а не разжигайте конфликт между ним и Преследователем.

Что делать Преследователю?

  • Прежде чем нападать на других людей, указывая на их ошибки и поучая их, решите для себя, зачем вам это нужно, и какого результата вы хотите достичь? Очень часто за критикой и обвинениями стоит желание просто выместить на ком-то свое плохое настроение.
  • Поймите, что все люди совершают ошибки, и вы тоже не являетесь исключением. Поэтому в первую очередь старайтесь обращать внимание на собственные промахи и недостатки.
  • Не обвиняйте окружающих в ваших проблемах и бедах. Ищите причину в себе.
  • Не ждите, что другие люди будут подчиняться вам и следовать вашим советам. Они не обязаны этого делать.
  • Если вы хотите что-то получить от другого человека, не прибегайте к террору и насилию (моральному и физическому), а найдите более мирный способ.
  • Найдите сферу, в которой вы сможете себя реализовать. Если вы научитесь сублимировать свою негативную энергию во что-то конструктивное, необходимость самоутверждаться за счет других отпадет сама собой.

Что делать Спасателю?

  • Не спешите на выручку Жертве, если вас не просят об этом. Ненужная помощь и советы могут обернуться против вас.
  • Не считайте себя умнее других и не учите их жизни.
  • Не давайте пустых или невыполнимых обещаний.
  • Оказывая помощь, не ждите благодарности. Если вы хотите помочь – помогайте, но без ожидания выгоды. Если же хотите получить что-то взамен, сообщите об этом человеку заранее. Это убережет вас обоих от обид и разочарований.
  • Постарайтесь найти способ сублимировать свою энергию во что-то более полезное для вашего развития. Если же вы очень сильно хотите кому-то помогать, делайте это с четким осознанием ваших внутренних мотивов и оказывайте помощь только тогда, когда она действительно необходима.

В жизни можно найти массу примеров построения отношений по принципу треугольника Карпмана. Сюда относятся и конфликты между невесткой и свекровью, когда первая из них выступает Жертвой, вторая Преследователем, а роль Спасателя играет муж. Также под эту модель попадают отношения между мужем, женой и ребенком. В этом случае ребенок является Жертвой, а родители занимают позиции Преследователя и Спасателя.

Каждый человек время от времени попадает в треугольник Карпмана и играет одну из ролей. Если подобная ситуация длится недолго, то особых неудобств она не причиняет. Но если игра затягивается, все ее участники начинают страдать. Вот почему важно как можно быстрее осознать свою позицию в этом драматическом треугольнике и постараться покинуть его.