Как быть счастливым православному человеку. Может ли христианин быть счастливым

Всякий, хотящий жить во Христе, — гоним будет. Не обязательно людьми, но болезнями, обстоятельствами, своим сложным характером, когда пытаешься что-то в нем исправить, и т. д. То есть получается, на этом свете христианам счастья не дождаться?

В чем несчастье гения?

Несомненно, что счастье — это состояние. Но его природа может быть разной. Есть небольшая притча о бедном рыбаке и его богатом соседе. Когда один лежал на берегу у своей лодки и смотрел на то, как солнце садится в море, второй подошел и спросил, почему тот не ловит рыбу?

— А зачем? — спросил рыбак. — Я сегодня наловил достаточно, чтобы прожить день.

— Как зачем? — удивился сосед. — Ты поймаешь рыбы больше, чем обычно, и продашь за деньги.

— Купишь себе еще одну лодку, чтобы ловить еще больше рыбы, наймешь работников, и они будут трудиться на тебя, а ты будешь богатеть.

— Ну и что?

— А потом ты будешь ничего не делать и наслаждаться жизнью, дурачок, — воскликнул богатый сосед.

— А что я, по-твоему, сейчас делаю?

Один из собеседников был явно счастлив, но был ли несчастлив другой, притом что оба наслаждались жизнью так, как они это понимали? Для богатого соседа большая часть отпущенного ему на земле срока прошла в ожидании этого состояния, когда, как в детстве, предвкушение летних каникул часто радует больше, чем сами каникулы, которые уже омрачаются неминуемым сентябрем. Наслаждение жизнью было целью, процесс достижения которой растянулся на всю жизнь.

Для рыбака счастье могло быть и вне его. Он мог соприкоснуться с ним, стать его частью. Его счастье могло вобрать в себя еще миллиарды таких же, как он, и счастья не стало бы меньше. Счастье же его богатого приятеля замкнуто на него самого и более ни на кого. Там нет места для лежащего на берегу соседа, но у этого соседа всегда рядышком найдется подходящее местечко.

Для того чтобы осмыслить, какой из подходов верен (или верны оба), важно попытаться понять, счастье — это понятие объективное или субъективное, временное или вечное? От этого зависит ответ на вопрос — возможно ли в принципе вывести некую общую для всех формулу? Как это будет правильно, по-русски: мы в счастье или счастье в нас?

Например, Google, не хуже романтичной восьмиклассницы, заполняющей на уроке литературы традиционную анкету с розовой кошечкой на обложке — «счастье — это…», найдя за 0,2 секунды 32 миллиона страниц, выдает результат, что счастье, как правило, бывает семейным, женским, еврейским, и в конце списка оптимистично заключает, что больше всего найдено определений «счастье — это просто».

Понятиями, близкими по смыслу, обычно считают эйфорию, экстаз. Мне приходилось встречать людей, которых уверенно можно было назвать счастливыми. Но ни в одном из них не было даже следа какой-либо экзальтированности. Их счастье было смиренным и радостным покоем духа.

Хотя Кант и утверждает, что «в отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым», невозможно не отметить, что для счастливцев важно исполнение верного целеполагания. Однако преходящая цель рождает постоянную неудовлетворенность, так как по достижении ее наступает временное насыщение результатом, сменяющееся еще большей жаждой. Отсюда драма творчества. Художник всегда в смятении, гений не удовлетворен своим творением, потому что оно несовершенно. Цель отразить в тленном — нетленное обречена на неудачу. Поэтому гений обычно несчастен (в отличие от просто талантливого человека), потому что он не удовлетворяется земным, но и не в его силах самому постичь небесное. На пике этого диалектического единства противоположностей рождается острое ощущение необходимости в Творце. Итак, возможно, верный критерий счастья не в земной жизни, а в сопричастности Небесному.

По следам праведного Иова

Но, как ни странно, счастье, как, казалось бы, вполне христианское понятие, не очень популярно в Священном Писании. В Синодальном переводе Библии слово «счастье» встречается лишь в одной, но настолько знаковой книге, что это не может быть простой случайностью. Речь идет о книге Иова.

«Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними» (Иов 1: 3-4). В полном соответствии с ветхозаветным миропониманием, счастье здесь объясняется как длящееся состояние земного благополучия, достатка, отсутствия внешних напастей. Это почти классическая античная ευδαιμονία — процветание, невозмутимое блаженство в добродетели.

У Ивана Сергеевича Тургенева есть рассказ «Живые мощи», который, можно сказать, написан по мотивам книги Иова, но уже в христианском миропонимании. Его героиня была, как описывает ее автор (повествование ведется от его лица), «первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал».

В момент встречи автора с героиней рассказа Лукерья лишена всего — она тяжело больна и недвижима. Но можно ли назвать ее несчастной (а ведь именно это слово просится на язык у сострадательного читателя)? Вот и автор рассказа обращается к ней:

«– И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?

— А что будешь делать? Лгать не хочу — сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась — ничего; иным еще хуже бывает.

— Это каким же образом?

–А у иного и пристанища нет! А иной — слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется — я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду — мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? Многим хуже моего бывает. Хоть бы то взять: иной здоровый человек очень легко согрешить может; а от меня сам грех отошел. Намеднись отец Алексей, священник, стал меня причащать, да и говорит: “Тебя, мол, исповедовать нечего: разве ты в твоем состоянии согрешить можешь?” Но я ему ответила: “А мысленный грех, батюшка?”

Хуторской староста говорит о ней: “Сама ничего не требует, а напротив — за все благодарна; тихоня, как есть тихоня, так сказать надо”».

«Ничего не требует, а, напротив, за все благодарна», — это уже совсем по-евангельски, где любовь не ищет своего и благодарит за все. Такой человек недалек от Царствия Божия, но сама страдалица не считала себя совершенной.

«– Эх, барин! — возразила она. — Что вы это? Какое такое терпение? Вот Симеона Столпника терпение было точно великое».

Лукерья, несомненно, пребывала в том состоянии, когда даже смерть не может нарушить внутренний покой.

Вот как она описывает одно из своих видений: «И проходят мимо меня все странники; идут они тихо, словно нехотя, все в одну сторону; лица у всех унылые и друг на дружку все очень похожи. И вижу я: вьется, мечется между ними одна женщина, целой головой выше других, и платье на ней особенное, словно не наше, не русское. И лицо тоже особенное, постное лицо, строгое. И будто все другие от нее сторонятся; а она вдруг верть — да прямо ко мне. Остановилась и смотрит; а глаза у ней, как у сокола, желтые, большие и светлые-пресветлые. И спрашиваю я ее: “Кто ты?” А она мне говорит: “Я смерть твоя”. Мне чтобы испугаться, а я напротив — рада-радехонька, крещусь! И говорит мне та женщина, смерть моя: “Жаль мне тебя, Лукерья, но взять я тебя с собою не могу. Прощай!” Господи! как мне тут грустно стало!.. “Возьми меня, говорю, матушка, голубушка, возьми!” И смерть моя обернулась ко мне, стала мне выговаривать… Понимаю я, что назначает она мне мой час, да непонятно так, неявственно… После, мол, петровок… С этим я проснулась».

Христианское сознание видит божественную награду не в возвращении в земное благополучие, а в сопричастности к той Небесной радости, о которой говорит Христос в притче: «…войди в радость Господа твоего». Евангелие, в отличие от книги Иова, не знает категории счастья. Но Христос и апостолы неоднократно говорят о радости, причем радости, которая может быть соединена (правда, вовсе необязательно) с житейскими скорбями. Только в христианской аскетике было возможно появление выражения «радостотворный плач».

Почему страдания не омрачают счастья христиан? Потому что они разделены пропастью между тленным и вечным. Страдает вещественное, временное тело в этом мире, радуется вечная душа, сопричастная Царства Божия. Радуется, облекаясь во Христа и приобщаясь вечного Бога. И смерть — не просто окончание земных страданий, смерть, — врата в жизнь, и поэтому она может быть радостной, что немыслимо для ветхозаветного сознания.

Когда промыслом Божиим от Иова отнимается земное богатство, он, пораженный «проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его», восклицает: «…как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. И ныне изливается душа моя во мне: дни скорби объяли меня» (Иов. 30:15-16). Когда же Иов раскаивается в том, что «говорил о том, чего не разумел, о делах чудных… которых не знал», Бог возвращает его в прежнее состояние и награда за верность измеряется в количестве имущества и наследников: «И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери» (Иов. 42: 12-13).

Героиня тургеневского рассказа страдает подобно Иову, лежит в тяжкой болезни, так же верна Богу и терпеливо сносит свое положение, но ее награда оказывается выше земного благополучия. Она не одинока в своем мнимом одиночестве, дух ее мирен, мысль покойна. Она не осуждает ни жениха, бросившего ее после того, как она, получив травму, стала калекой, никого. Она радуется новому дню, забежавшему зайцу, запаху гречихи — любой мелочи… И тихо отходит в предсказанный ей во сне день, слыша колокольный звон с небес — символ того, что жизнь и смерть ее были угодны Богу, к Которому и стремится душа ее.

Значит, настоящее счастье — выше всего земного. Это причастие Небесного. По-русски славянское слово «причастие» переводится как «приобщение». Быть причастным, значит быть общником чего-то или Кого-то.

Пусть восьмиклассница с розовой тетрадкой, не задумываясь пока над смыслом, старательно вписывает в анкету определения типа: счастье — это когда тебя понимают, счастье — это смотреть на закат вдвоем. Ведь здесь так же отражено главное содержание понятия — счастье невозможно в одиночку и, добавлю, недостижимо вне Бога. И когда в душе мир и покой, в этой тихой радости сопричастности с Начальником Жизни все остальное становится незначительным. Действительно, Google прав: счастье — это просто. Все остальное — иллюзии.

Открытый урок по основам православной культуры в 4 классе на тему:

Счастье в жизни христиан»

Тема: «О чём рассказывает христианская православная культура.

Счастье в жизни христиан»

Цель урока : познакомить с основными понятиями христианской культуры; углубление раскрытия смысла христианства через тему «Счастье (блаженство); дать детям знания о ценностях жизни христиан

Средства : учебное пособие «Православная культура»: 5-ый год обучения, часть 1-ая, автор Л.Л.Шевченко; тетради, цветные карандаши, раздаточный материал; мультимедийные средства

Ход урока:

I Проверка домашнего задания

Учитель проверяет наличие словариков

II Оргмомент (настрой на работу)

  1. Беседа с классом:

На прошлом занятии мы выясняли с вами, какого человека мы можем назвать культурным. И пришли к выводу, что культурный человек обладает определёнными качествами. Какими? (Ответы учащихся)

Учитель делает вывод: Культурный человек уважает традиции жизни своих предков, знает и уважает культуру своей Родины (Россия – это исторически православная страна), он уважает культуру других народов.

Культурный человек – разумный, доброжелательный, сохраняющий культурные традиции своего Отечества. Такой человек может создавать красивые произведения искусства: писать красивую музыку, сочинять красивые стихотворения.

  1. Просмотр слайдов:

Учащимся предлагаются слайды с произведениями живописи, архитектуры, звучит стихотворение С.Есенина «О, верю, верю, счастье есть!»

О, верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О, верю, верю, счастье есть!

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь,

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Благословенное страданье,

Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод

  1. Вопрос учащимся:

Вспомните увиденное на слайдах, как одним словом можно назвать то, что было предложено вашему вниманию? (Учитель подводит детей к определениям «Культура», «творения культурного человека»)

Физкультминутка

III Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя:

Мы говорили с вами о человеке культурном. Сегодня мы поговорим о счастливых людях.

Запись темы урока в тетрадях.

Кого мы можем назвать счастливым человеком? Не сложно догадаться, как человек понимает слово «счастье». Для этого следует узнать, что он любит больше всего в жизни.

  1. Задание учащимся: напишите в тетради кто или что заставляет вас стать счастливым.

Зачитываем написанное. Учитель комментирует.

Кто-то счастлив, когда рядом мама, кто-то радуется большому количеству конфет, кто-то испытывает счастье от своих успехов.

А кого называли счастливым человеком наши предки, жившие на Руси

в разные времена? Познакомимся с тем, что же больше всего любили,

чему радовались люди жившие до нас.

  1. Беседа с классом (по стр. 14-16 учебного пособия):

Христианство – одна из мировых религий. Она возникла в I веке

Нашей эры. Слово «православный » буквально означает

«правильно славящий » Бога, то есть верящий в Бога правильно.

Слово «правильно» имеет однокоренное слово «правила », и,

действительно, христианская религия существует по определённым

правилам.

  1. Работа с учебником:

Откройте учебник на стр.14., обратите внимание, что в тексте есть выделенные жирным шрифтом слова. Найдите среди них слово «догматы», запомните как ставится ударение.

Запись в словарик:

Догматы – правила веры

(Учитель объясняет учащимся, что в современном русском языке мы используем слово «догма», которое толкуется как «непреложная истина, неизменная при всех обстоятельствах»; что наша жизнь строится по определённым правилам. Страна живёт по Конституции, в школе все должны выполнять Устав).

Христиане верят, что Иисус Христос – Бог, пришедший в мир для его спасения. От даты Его рождения ведётся летоисчисление во многих странах мира. То есть, выражение «нашей эры» и «от Рождества Христова» являются равнозначными.

Но почему человеку и всему миру понадобилось спасение? Откуда взялся сам мир? И почему он оказался в таком положении, что его стало необходимо спасать? Об этом рассказывает Библия.

Запись в словарик:

«Библия» — священная книга христиан, в ней описана история

жизни человека с Богом

Учащиеся знакомятся с различными изданиями Библии,

рассматривают иллюстрации

  1. Просмотр Слайдов – Главные темы Библии
  2. Сотворение мира
  3. Рождество Христово
  4. Распятие
  5. Воскресение Христово и создание Церкви Христовой

Библия, как и православная культура рассказывает о смысле жизни,

о счастье жизни людей. Но в чём же христиане видели счастье жизни?

Христиане верили, что счастливым человек становится тогда, когда он

может любить Бога и любить людей

IV Закрепление изученного материала

  1. Вывод (делает учитель)

Итак, счастливым человеком наши предки, жившие на Руси

в разные времена называли того, кто жил в мире с другими людьми и

верил в Бога, жил по правилам, по заповедям, данным ему Богом (о

заповедях мы поговорим на одном из следующих уроков).

  1. Работа с раскрасками

Учащимся предлагается раскрасить рисунки, предварительно определив, какие из рисунков относятся к теме урока. Учитель обращает внимание учащихся, что каждая из раскрасок проиллюстрирует темы дальнейших уроков и поэтому их нужно будет раскрасить аккуратно и сохранить.

V Домашнее задание

Докрасить рисунок

Бог бесконечен, всемогущ, всесилен и невидим. Он ни в ком и ни в чем не нуждается. Он – полнота любви. И человека Он сотворил не для того, чтобы утвердиться в Своей силе, а для того, чтобы человек жил, действовал и был счастлив. Для достижения высшего счастья Бог вооружил человека соответствующими средствами, в частности, заложил в его природу сильное, неудержимое стремление к Нему и непобедимое желание жить в союзе с Ним. Кто поступает в соответствии с этой потребностью и приближается к Господу, тот воистину блажен.

Закономерность, подобная этой житейской, всем известной и понятной, действует и на ином, более высоком уровне: человек может достигнуть непоколебимого счастья в своем единении с Богом, ибо Бог – личностное существо, но при этом абсолютно совершенное и блаженное. Бог любит всех людей без исключения. Он готов соединиться со всеми, наполнить всех Своей всесильной и всеохватывающей благодатью и всех сделать счастливыми. Подобно тому, как передается нам тот или иной душевный настрой друга, как радуемся мы счастливой взаимной любви любимого человека; подобно тому, как близкий друг утешает и уменьшает нашу грусть и печаль во времена скорби, так же и духовная жизнь Всевышнего переходит в душу человека, переполняет ее.

Верующий христианин наполняется той божественной жизнью, что выражается в возвышенных чувствах и настрое, которые апостол Павел называет плодами духа, а именно: в любви, в радости, в мире, в долготерпении, в благости, в милосердии, в вере, в кротости, в воздержании (см.: Гал. 5: 22–23). Такой человек именно в общении и единении со Своим Небесным Отцом находит не существующие в грешной земной жизни сладость и душевное умиротворение; он крепко, правильно, бодро и весело идет по устланному шипами земному пути; ничто не остановит его и не собьет с его дороги; он смело и неукротимо борется с различными препятствиями и отводит их от себя. Посетят ли его беды – он и через огонь мук пройдет невредимым и с радостным лицом. Уменьшится ли его земной достаток, так что он вынужден будет довольствоваться лишь сухим хлебом, – и тогда счастлив он; он возводит свои разум и сердце к Господу и в горячей молитве получает пищу духовную, его душа насыщается, он наполняется радостью и телесной силой. Одолеют ли его болезни и боли – и тогда он спокоен и счастлив; его душа тянется к Господу, пред ним растворяется небо, и видит он сидящего на троне славы Господа, и оттуда на него изливается чудесная и услаждающая живительная влага, понижающая жар и успокаивающая боль. Если же окружат его со всех сторон враги, притеснят и вот-вот готовы будут уничтожить – и в этом случае он останется спокоен; он обратится своим разумом и сердцем к Господу, Всемилостивейшему Помощнику страждущих, и из глубин его сердца забьет источник радостных чувств, которые распространятся по всему естеству его и изгонят грусть, придадут ему бодрости и крепости для преодоления внешних бед и неприятностей. Отнимет ли смерть у него верного сердечного друга или родственника – и тогда не теряет он голову; в небесах созерцает он Господа и вблизи Его трона видит любимого усопшего.

Да, именно в жизни с Христом достигается счастье настоящее, непреходящее, вечное, ибо неизменно и вечно то, откуда оно проистекает. Жизнь с Христом – вот к чему надо направить наши душевные силы; этот неоцененный кладезь доступен каждому. Он доступен как для человека светлого ума и высокого образования, так и для простого, малограмотного; он достижим как для обладающего большим богатством, живущего в роскоши и удовольствии, так и для малоимущих и нищих; он под силу как свободному человеку, так и находящемуся в рабстве; как для человека, здорового и внешне цветущего, так и для тех, кто не наделен красотой и здоровьем. Внутренний, духовный свет людей, живущих с Богом, светит и вовне. И видящие такого человека с первого взгляда убеждаются, что человек этот высоконравственен, что его душа наполнена небесными сладостными чувствами, что в нем живет Господь, и потому все невольно тянутся к нему. Его милое и симпатичное лицо западает в душу; вспоминая о нем, люди испытывают радость; даже злые люди, и те дружелюбны к нему. Вокруг себя такой человек распространяет тепло, жизнь и радость жизни, он согревает оледенелые сердца, смягчает гордых и надменных, поддерживает слабых, утешает униженных. Таким образом, находящийся в единении с Господом человек сам счастлив и делает счастливыми других.

Скажем и о том, как достичь такого единения с Богом. Как правило, дружат между собой только те, кто схож характерами: добродетельный сходится с добродетельным, и никогда между добрым и злым не установится дружбы. Подобным же образом и связь между человеком и Богом установится лишь тогда, когда человек по природе своей уподобится Господу, когда он достигнет того уровня духовного настроя, которые есть в Боге. А подобия Богу человек достигнет только тогда, когда он разовьет свои духовные силы так, как этого требуют его природные законы, то есть как предпишут его совесть и Божие повеление. Творец дал человеку три основных дара: разум, сердце и волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья. Человек разумом должен познать свою природу, исследовать и изучить мир, его законы и увидеть во всем мудрость, всемогущество и образ Господа; его сердце должно наполняться чистыми чувствами при созерцании полноты Творца и в горячих молитвах возвышаться духовно. Усилием воли он должен улучшить и усилить свою природу, воспитать в себе евангельский дух, утвердить в своем естестве любовь и мир. Когда человек именно так просветит свою душу, тогда Господь по милости Своей приблизится к нему, утвердится в нем и наполнит его благодатью и блаженством.

В издательстве Никея выходит «Книга о счастье» психолога, священника Андрея Лоргуса. В отличие от прочей литературы на данную тему, эта книга не дает готовых рецептов успеха и благополучия. О чем же она и почему именно сегодня появилась необходимость взглянуть на счастье с христианских позиций, отец Андрей рассказал Правмиру.

Отец Андрей, почему вдруг счастье? От священника ждут проповедей о спасении души, открытия духовных истин. А вы вдруг взялись писать на такую приземленную, я бы даже сказала бытовую тему.

Для меня это тема принципиальная. По моему мнению, прежде чем человек воспринимает высоты духа, у него должна быть достаточно крепкая жизнелюбивая, жизнестойкая позиция. Тогда он способен и на милосердие, и на какие-то лишения, даже на аскезу. Чтобы принимать их открыто и добровольно, необходим некий ресурс, щедрость души. И мне бы хотелось, чтобы таким ресурсом было естественное для христианина ощущение счастья земной жизни.

- Вы считаете, что любой человек рожден для счастья?

Человек сотворен для блаженства, для меня это очевидно. Счастье можно рассматривать как некоторую проекцию человеческого совершенства и блаженства в том образе, в каком его первоначально задумывал Господь. Для меня счастье - это духовное понятие. С той бытовой, вульгарной, глянцевой картинкой, о которой вы говорите, оно не имеет ничего общего.

Не призвать, а скорее обосновать с христианской точки зрения, что быть счастливыми - в наших руках. Любой человек может быть счастлив. Другое дело, что кто-то избирает для себя другой путь - служение страданию. Пусть, пожалуйста, но это личный выбор. И, с моей точки зрения, этот выбор должен быть осознанным, он должен определяться духовным опытом человека, а не являться слепым следованием стереотипам. Ведь часто люди неосознанно, в силу своей травматичной судьбы или невроза выбирают жизнь в страдании. Это не духовный выбор, это психопатологический выбор. Страдание как мазохизм. Вот в чем беда. Очень легко травмированному человеку навязать страдания - он к ним привык. Очень легко навязать страдание христианину, пока он живет с неисцеленной душой.

Есть мнение, что христианин не должен стремиться к счастью. Даже наоборот. «Наивероятнейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку» - это высказывание игумена Никона Воробьева.

Мы с вами сейчас говорим о разных уровнях бытия. Если речь идет о высшем аскетическом пути - да, конечно, все верно. Но не для всех. Проблема русского Православия в том, что высочайшие аскетические открытия, сделанные святыми отцами, такими, как Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, были вынесены «на площадь». Они превратились не в опыт старцев, а в лозунги, в идеологемы, которые стали применять к обыденной христианской жизни. Это очень опасно, особенно для неофитов, а в наше время большинство прихожан - неофиты. Для таких людей нужна «молочная пища». И говорить с ними «лозунгами» святых отцов - это все равно как инвалиду-колясочнику рекомендовать побольше ходить пешком, чтобы у него пролежней не было.

Травмированные советской эпохой люди, которые еще не знают толком, что такое жить, потому что в основном они не жили, а выживали - им говорить про страдание? Надо понимать, где какие максимы уместно применять. Да, в монастыре, помолившись, натрудившись, сев после вечерней службы в узком кругу учеников, почему бы и не поговорить о страдании? А бедной матери, которая в одиночку растит сына, работая на трех работах, а тот с головой пропадает в компьютере - ей говорить о страдании? Это издевательство над человеком.

Вам не кажется, что слово «счастье» у нас в обществе почти табуировано? Во всяком случае, к нему очень напряженное отношение. О счастье легко говорят абстрактно, а вот сказать о себе самом «Я счастлив» очень сложно и даже страшно. Почему так?

Потому что в сознании нашего народа бытует такое неосознанное убеждение, что счастливым быть стыдно. И это понятно. Ведь общество нельзя назвать благополучным, в нем много несправедливости, унижений. На этом фоне всеобщего страдания быть счастливым значит быть вором, обманщиком, преступником. Все страдают, и вдруг кто- то говорит: «Ребята, давайте будем счастливы!» Я не удивлюсь, если моя книга вызовет раздражение. Но времена меняются. Ведь еще лет десять назад писать об этом было просто невозможно. А сейчас возможно. Потому что после перестройки уже выросло новое поколение, те, кто родился после 85 года. Они не понимают, что такое советская власть, у них уже почти не травмированная политическим строем психика. И это поколение хочет жить позитивно, радоваться жизни, хочет эту жизнь преумножать, верить в простые гражданские, социальные блага и выстраивать свою жизнь не на основе страданий и выживания, а на основе далеко идущих жизненных стратегий. А без позитива такие стратегии не формируются. Позитив, жизнелюбие, жизнестойкость напрямую связаны с эмоционально-духовным состоянием счастья. Поэтому новое поколение как раз нуждается в оправдании счастья.

- Вы видите разницу поколений среди своих прихожан?

Она очень заметна. Молодые ищут новых знаний, они приходят в церковь с книжками, обращаются с вопросами. Они не согласны просто так ходить на службу и ни о чем не думать. Они настроены на духовный поиск. Это не значит, что вопросами счастья не задаются люди старшего поколения. Но им ответ дается намного труднее. Я могу привести в пример свою маму. Когда ей было 10 лет, ее мама - моя бабушка - ежедневно жила в ожидании ареста и готовила к нему мою маму примерно такими словами: «В коридоре висит мешок. Как только за мной придут, ты, пожалуйста, не плачь, бери этот мешок и иди в Лялин переулок. Там живет Вера, будешь жить у нее».

Вот так ребенок с 10 лет жил в ожидании, что маму заберут навсегда, а больше у нее никого из близких не было. Можно представить, в каком окостенении, в каком омертвении живет душа девочки с 10-летнего возраста. Может она быть счастливой? Она сейчас меня спрашивает: «Ты куда едешь?» Я говорю: «На Святую землю». «Зачем? Ты уже там был». - «Мама, бывать там - это счастье!» Она смотрит на меня с удивлением, она не понимает этого слова.

Тем не менее, люди возраста моей мамы тоже спрашивают, может ли быть христианство с улыбкой, со счастливым лицом. У православных принято издеваться над протестантами, которые улыбаются до ушей и обращаются к человеку с приветствием «Бог любит тебя». Мы над ними смеемся. На самом-то деле это они смеются над нами, когда смотрят на наши унылые христианские лица. И задают вопрос: «По-вашему, по-православному, Христос победил смерть или нет?»

- Для ощущения счастья важно знать, что Христос победил смерть?

Во многих страхах человеческих живет страх смерти. И если страх смерти не преодолен, человеку трудно быть счастливым. А преодолен он может быть только твердым сознанием, что смерти нет, что все мы приготовлены к жизни вечной и что она существует для каждого человека.

А у меня иногда такое впечатление, что счастье - это простая биохимия. Вот у человека вырабатывается достаточное количество гормона радости - и он счастлив несмотря ни на что. А не вырабатывается - и ничто не радует.

Счастье - это действительно другая психофизиология. Только причинно-следственная связь иная. Жизнелюбие в норме может быть у каждого человека. И оно дает свою проекцию на физиологию. У жизнерадостного человека и здоровья больше. У здорового духа здоровое тело. Посмотрите на маленького ребенка - он улыбается, потому что ему просто «хорошо быть». Вот так и нормальному человеку может быть «хорошо быть».

- Счастье и душевная гармония - похожие вещи?

Я не знаю, что означает слово гармония по отношению к человеческой душе. Я бы сказал проще. Состояние некоторого баланса, сбалансированность духовных сил - это условие счастья. Потому что состояние страстности несовместимо со счастьем.

- Верующий человек может быть счастлив, потому что он верит в то, что Господь его простит?

Для верующего христианина важнее всего, что Христос победил смерть! Верующий человек обретает бессмертие. Это не его личное бессмертие, это всеобщее бессмертие. Вот самое главное, самое первое условие счастья, на мой взгляд. А второе - да, оказывается, я могу быть прощен! Особенно для тяжелого грешника это бывает радостным открытием. Тому, кто очень настрадался от своих грехов и своей вины, это может дать очень сильное переживание счастья.

- Но ведь он может и не быть прощен.

Ключевое слово - «может». Здесь нет никакого долженствования. Господь не должен прощать, Он может простить. Но на самом деле Он уже простил на кресте все прегрешения человеческие, и теперь все зависит от человека.

Беседовала Евгения ВЛАСОВА

Слово «счастье» в Священном Писании не встречается практически ни разу. Тем не менее, святитель Николай (Сербский) в одном из своих писем писал: «Не кажется ли вам, что Евангелие можно называть книгой счастья, а науку Христову - наукой о счастье». Так что же такое счастье в православном понимании? Об этом рассказывает клирик Христорождественского кафедрального собора г. Уварово иеромонах Питирим (Сухов).
— Отец Питирим, давайте выясним, что же такое счастье в обывательском, мирском смысле?
— Тут говорить трудно, потому что, сколько людей — столько и пониманий счастья. Каждый понимает счастье по-своему. Для одного человека счастье — это здоровье, для другого - богатство, материальный достаток, для третьего - благополучная семья, дети, для четвертого - какая-то научная деятельность, для пятого — чтобы его понимали люди в жизни и так далее. Здесь можно привести массу вариантов, нет числа определениям счастья. Причем чаще всего сами люди толком не отдают себе отчет, что они понимают под понятием «счастье». Поэтому говорить о каком-то смысле, который принимает большинство, очень трудно.
— А как Вы считаете, это противоречит православному пониманию счастья?
— Я не скажу, что это прямо противоположно, просто это очень узкий взгляд, а христианское понимание счастья гораздо шире, оно гораздо глубже. Здесь можно даже сказать так: счастье - это не внешние обстоятельства, не внешние предметы или что-то еще, это внутреннее состояние души. Вот примерно так по-христиански определяется счастье. Возьмите двух человек, поставьте в одни и те же условия, абсолютно все у них будет одинаково: материальный достаток, семейное положение, еще что-то, при этом один будет счастлив, а другой будет роптать и недовольствовать. Это явное подтверждение того, что обстоятельства ничего здесь не решают, человек может быть в одних и тех же условиях счастливым или несчастным. Сколько мы можем привести примеров, когда у людей есть буквально все, а они несчастны, совершают самоубийства, особенно в молодом возрасте. Я всегда привожу в пример тех священников и монахов, которые прошли сталинские концлагеря. Один из них - архимандрит Иоанн Крестьянкин. Когда у него спросили о самых счастливых годах его жизни, он ответил словами, которые многих повергают до сих пор в шок: «Самые счастливые годы были, когда мы были в лагерях, потому что Христос был рядом». Вот как это объяснить? Казалось бы, в таких жесточайших, просто жутких, нечеловеческих условиях он находился, и при этом говорил, что это были самые счастливые годы жизни.
К счастью приводит жизнь, соответствующая закону, другими словами совести. Совесть вложена в каждого человек. Понимает человек это или нет, но она есть в каждом из нас. Если человек следует голосу совести — да, он придет к счастью. И наоборот, каким бы ни было материальное благополучие человека, если он безнравственен, грубо переступает какой-то духовный закон, то он никогда не будет счастлив. Это просто невозможно по определению. Когда совесть у человека не в мире, он не будет счастлив.
Вот возьмите человека, у которого не болит абсолютно ничего, но у него болит душа, он не находит себе места, он мечется, его укоряет за что-то совесть, она грызет его за какие-то дела, разве он может быть счастлив, даже если у него все есть? Нет! И, наоборот, у человека может быть масса болезней, но у него совесть в абсолютном покое, в мире. Такой человек может быть счастлив. Он может жить с этой болью, но не ощущать ее, не придавать ей никакого значения, он будет радоваться жизни, он будет дарить эту радость другим.
Поэтому счастье — это, конечно, единение с Богом. Христианство нас учит тому, что человек может достичь того же состояния, которое было в раю, до грехопадения. Благодать Божия и вчера, и сегодня, и во все века будет одна, и возможности все одни, хотя условия жизни меняются.
— Батюшка, а как Вы думаете, почему в человеке живет радость счастья?
— Есть такое выражение, что в каждом человеке заложено какое-то религиозное начало. Это действительно то, что отличает человека от животного. Животным нужно только удовлетворение своих инстинктов, им больше ничего не надо. Человек не может удовлетворить свои потребности, чисто телесные и даже душевные. У него есть духовное начало. Человек трехсоставен: он состоит из тела, души и духа. Поэтому, естественно, при наличии духовного начала, оно должно найти какое-то духовное выражение. Опять мы приходим к тому, о чем мы говорили выше - человек может быть счастлив тогда, когда он с Богом, когда религиозное начало полностью удовлетворено: в Боге его ум, его сердце.
Каждый человек всю свою жизнь, сознает он это или нет, стремится раскрыть, реализовать свое религиозное начало. А это, собственно, и есть стремление к счастью.
— А как Вы думаете, можно ли быть абсолютно счастливым человеком?
— Очень сложное понятие «абсолютное счастье», что под ним понимать? Если в православном понимании счастье – это единение с Богом, то абсолютное счастье – это некий предел этого единения? Христос говорит: «Будьте совершенны, яко же Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Однако пределов этому совершенству нет. Бог бесконечно совершенен. Сколько бы человек не приближался к Богу, он никогда не достигнет этой границы. Поэтому в этом смысле абсолютного счастья, наверное, нельзя достичь.
Но если понимать абсолютное счастье более приземленно, как мы понимаем, чтобы совесть была в покое, чтобы ничего не тревожило, то, конечно, может, и в христианстве мы этого счастья достигаем. Христианство нам дает все рычаги, все условия, чтобы этого достичь.
— Батюшка, скажите, а могут ли миряне, которые невоцерковлены, быть счастливыми людьми?
— Есть такой момент: человек нерелигиозный, неверующий, может быть нравственным человеком. Мы знаем из советского времени, когда человек говорит: нельзя убивать, нельзя красть. Почему? Потому что в нас вложен нравственный закон, есть в каждом совесть, независимо от того, верующий человек или нет. Приведу пример. Я сам знал лично человека, который был неверующим, но высоконравственным. Он всегда говорил: «Воровать - это очень плохо, убивать нельзя, обманывать нельзя и так далее». И вдруг он попадает на должность охранника на очень мощное предприятие и начинает подворовывать. У него спрашивают: «Брат, ну как же так, ты же еще недавно говорил…» И тут человек начинает юлить: «Ну, ты же знаешь, по-другому сейчас не прожить, тем более они смотри какие богатые, у них столько денег, они нам должны платить намного больше, так что я вообще свое беру, ни у кого не ворую». То есть он себя оправдал, сам поверил, что он ничего не ворует. Так вот если нет веры, то это нравственное начало очень легко человеку потерять. А вера как раз есть тот барьер, который не даст, какой бы ни был мощный соблазн у человека, нарушить нравственный закон. Есть «страх Божий». Это не боязнь наказания, что Господь накажет, нет, это боязнь обидеть Бога, оскорбить Его, боязнь потерять Бога, что Он отступит, а это так и случается, когда человек преступает заповедь. Поэтому человеку, не имеющему в себе веры, быть счастливым гораздо труднее.
Еще если говорить о счастье в христианском понимании, то можно открыть Евангелие от Матфея, где перечислены заповеди блаженства. Можно сказать, что это программа человеческого счастья. У святителя Николая Сербского есть такие слова, что Евангелие - это есть книга счастья, а наука Христа - это наука о счастье. Действительно, возьмите заповеди блаженства - это наука о том, как быть счастливым. И тут есть интересное отличие от ветхозаветных заповедей, которые говорят: не убивай, не кради, почитай отца и мать. Они, если можно так сказать, заставляют человека, принуждают что-то делать. Новозаветные заповеди имеют абсолютно другой характер. Христос никого ни к чему не принуждает, Он только задает планку и говорит: вот если будешь таким, будешь блажен. Слово «блажен» как перевести? Это церковно-славянское слово, перевести его буквально на русский язык нельзя, но самое точное, самое близкое по смыслу слово - это счастье. Блаженный человек - это счастливый человек. Поэтому Христос говорит: «блаженны нищие духом», то есть смиренные, ни к чему не привязанные, «блаженны плачущие», то есть сокрушающиеся о своих грехах, «блаженны кроткие», «блаженны алчущие и жаждущие правды», то есть те, кто хотят жить только по правде Божией, «блаженны миротворцы» — те, кто старается нести мир. «Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут». Вот эта планочка. Попробуй выполнить все эти заповеди блаженства: стань милостивым, миротворцем, исполни все, что там написано, и действительно, ты будешь в полной мере счастлив.
— Спаси Господь Вас, батюшка, благодарим за интересную беседу, а всем читателям желаем быть счастливыми.