Как было раньше? Как был установлен Рождественский пост

Рождественский пост является одним из 4-х многодневных постов в году. Длится он ровно 40 дней – с 28 ноября по 6 января. В народе этот пост называют Филипповками, потому как накануне него, а именно 27 ноября, верующие поминают святого апостола Филиппа. На Руси этот пост также именовали «Корочун». По предположениям историков, такое название связано с небольшой продолжительностью светового дня в это время года: «корочун» – «короткий».

Как было раньше?

Примечательно, что тогда, когда на Руси только зарождалось, Рождественский пост длился всего неделю. Однако в 1166 году патриарх Константинопольской православной церкви Лука Хризоверг сделал этот пост сорокадневным. Кстати, Армянская христианская церковь до сих пор придерживается старых традиций: ее прихожане постятся только 7 суток.

Чего нельзя в Рождественский пост?

считается одним из самых строгих православных постов. Согласно церковным канонам, весь период, начиная с 28 ноября и заканчивая 6 января, верующие не употребляют в пищу мясные блюда (в том числе птицу), молочные продукты (молоко, сыр) и яйца. В понедельник, среду и пятницу нельзя кушать рыбу и пить вино. В эти дни недели запрещено даже растительное масло. Это так называемое сухоядение. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье масло вкушать разрешается. Рыбу можно есть только в выходные дни, а также в определенные праздники. Самими строгими днями Рождественского поста является период со 2 по 6 января. В это время, независимо от дня недели, рыбу употреблять вообще не рекомендуется.


Воздержание от пищи – не главное

Даже сами священнослужители утверждают, что в любой пост – это вовсе не главное. Пост тела без поста души ничего, кроме вреда, человеку не принесет, уверены служители церкви. А потому необходимо не только соблюдать умеренность в еде, но и отказаться от посещения увеселительных мероприятий, исполнения супружеского долга, просмотра телевизора и пользования интернетом. Дело в том, что пост, в отличие от праздников, - по сути своей, время печали и скорби, усмирения плоти и очищения от грехов.

Голодный и злой

К необходимо основательно подготовиться. Если вы никогда не постились, не стоит сразу отказывать себе в пище, согласно самым строгим канонам. Ведь голодный человек становится раздражительным и злым. И тогда говорить о духовном очищении, конечно, уже не приходится. Всем тем, кто только начинает поститься, священники советуют попытаться воздержаться от скоромной пищи по средам и пятницам в течение всего года. Постепенно вы поймете, осилите ли вы этот подвиг. Именно так служители церкви называют посты. Кроме того, перед тем, как начать соблюдать пост, не лишним будет и посоветоваться с батюшкой, спросив у него благословения.

Послабления в пост
Послабление во время поста получают больные люди и беременные женщины. В этом случае они также просят об этом священника. Что же касается маленьких детей, то они вообще могут не соблюдать пост. Однако в это время можно ограничить потребление конфет или просмотр мультфильмов, например.

Новогодние праздники и соблюдение поста

Очень трудно придерживаться поста, когда все празднуют Новый год, и стол ломится от яств. Однако не стоит злиться и ссориться с родственниками, которые не разделяют вашего воздержания. Соблюдение поста или его игнорирование – это личное дело каждого человека. Можно просто приготовить для себя постные блюда и сесть за стол вместе со всеми. Если дети прокатятся с горки или полюбуются фейерверком – тоже не страшно. Да и выпитый в кругу семьи бокал вина священники также не осуждают. Понятно, что напиваться до потери сознания плохо не только в пост.

Постные блюда

На самом деле постный стол не такой уж и скудный, как может оказаться на первый взгляд. В пост можно приготовить множество разнообразных и питательных блюд. Например, испечь пироги из постного теста, которое можно приобрести в кондитерских магазинах или замесить самостоятельно. Пироги начиняются грибами, капустой, морковью, рисом или гречей. В определенные дни в пироги разрешается класть и рыбу.

Кроме того можно приготовить всевозможные каши и множество салатов, закусок, супов из овощей, фруктов и бобовых. Да что там говорить: из постных продуктов получаются даже прекрасные десерты, которые, бесспорно, украсят ваш новогодний стол. Это и пудинги, и мармелады, и халва, и желе, и замороженный ягодный сок вместо традиционного молочного мороженого.

Пост и доброта

«Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным» – это написал святитель и папа римский Лев I Великий. Это значит, что во время предстоящего Рождественского поста не стоит обходить вниманием всех тех, кому повезло чуть меньше, чем нам. Впрочем, о доброте и о нуждающихся в ней людях, пожалуй, не надо забывать и в другие дни.

С началом Рождественского поста, дорогие Друзья! Он предваряет собою праздник Рождества Христова. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.Желаю радости духовной, достойно выдержать все искушения, молитвенно потрудиться и с чистым сердцем встретить Рождество Христово! С Богом!

Милостью Божией вступаем мы во Святой Рождественский пост, который продлится с 28 ноября по 6 января и будет духовно приготовлять нас к достойной встрече великого и спасительного праздника Рождества Христова.

В православной традиции этот пост именуют еще Филипповым в знак того, что начало его приходится на день, следующий за празднованием честной памяти святого апостола Филиппа — одного из двенадцати избранных Спасителем учеников. Апостол Филипп вошел в историю Церкви как пламенный благовестник Святого Евангелия, ревностный служитель Божий, добропобедный мученик за веру Христову.


Так верующие будут готовить себя к большому празднованию Рождества Христового - величественному событию в истории христианства. Сначала длительность поста не была определена, и его срок первые христиане определяли на свое усмотрение.

Однако уже на Соборе 1166 года, который имел место в Царьгороде во времена патриарха Луки и византийского императора Мануила, была определена сорокадневная длительность поста, а также утверждено начинать пост от дня памяти святого Филиппа, что по новому стилю приходится на 27 ноября. Именно поэтому рождественский пост в народе нередко называют "Филипповкой" или "Филипповским".

По словам Oтца Андрея, священника Киевского Свято-Ильинского храма, который на Подоле, пост, это, прежде всего, духовная смиренность. Это не просто воздержание от скоромной еды, но и воздержание человеком самого себя на духовном уровне, попытка проявить как можно больше смиренность к окружающим нас людям и обстоятельствам. Поэтому надо, прежде всего, примириться с родными и близкими.


Так как главное в любом посту - это любовь. Все христианское учение и церковь построены на любви. Можно высушить свое тело голодом, но при этом оставаться злым в сердце, не иметь любви ни к Богу, ни к ближним. А пост - это сохранение спокойствия душевного и любви к Господу. Главное - любовь, мир и тишина, спокойствие душевно.


Православная Церковь определенной категории людей позволяет облегчение или полное освобождение от поста. Да, святой Кирилл Иерусалимский говорил, что если женщина носит в утробе своей младенец, то ей пост отпускается. Так же отпускается пост и женщинам, которые еще кормят грудью.


Позволяется послабление поста также больным и тем, кто трудно работают во время поста. Но для этого каждый человек сначала должен лично подойти к священнослужителю и попросить благословение на послабление поста в силу тех или других обстоятельств.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост.

Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.


Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

И все же, не смотря на все эти канонические предписания, пост не означает, по словам митрополита Антония Сурожского, - то, что необходимо еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; а именно приступать к Таинству Причастия чаще обычного. Пост - это время «самобичевания», тщательное испытание собственной жизни, так чтоб не оказаться осужденным, приступив небрежно к Святой Трапезе.

Рождественским постом нам предлагается несколько простых правил, а именно; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвенным правилом, испытанием совести, примирившись с нашими обидчиками. Если правило велико, чтобы вычитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Кроме того, наша альма-матер Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.


За этими дисциплинарными правилами, звучат призывы, которые ведут нас за руку к более достойной встрече с Господом. Поклоняясь, как учат нас святые отцы, великому таинству вочеловечения Слова Божия, а главным образом, причащаясь Тела и Крови Христовых, мы должны «перехитрить» Ирода, как это сделали волхвы (Мф.2, 12). Св. Никодим Святогорец говорит, что необходимо перехитрить мышление и похоти плоти, обмануть мысленного диавола, стремящегося помешать нам восходить в духовный Вифлеем к Богомлдаденцу Христу воспринявшего в Себя человеческое естество!


Есть такое выражение: «самоуничижение Божества». Господь ограничивает Себя для того, чтобы приблизиться к нам. Предвечный Бог нисходит к своим рабам «смирил несмиряемо несмиряемую Его высоту» (св. Иоанн Дамаскин). Трудный путь был у Девы Марии, ставшей Матерью Богомладенца, но подумаем и сами, сколько надо было божественной любви, чтобы не силой, не властью, не суровыми мерами попытаться исправить человека, - а унизить себя, умалить до человеческого естества! Это один из труднейших и самых сложных, может быть даже, богословских вопросов, и многие отцы объясняли его, но понять может только тот, кто сам в душе своей, в чистом сердце переживет эту великую «благочестия тайну».

Апостол Павел говорит: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Божественный «кенозис» показывает нам, чем на самом деле является любовь Бога к нам грешным. Любовь - это уничижение, жертва, предложение себя и воспринятие другого. Поэтому, насколько каждый из нас освящается и обоживается, настолько и уничижается… Пределом такого физического и плотского самоограничения (утеснения), является согласно церковным канонам последняя неделя Рождественского поста.


Именно на эти дни приходиться празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы веселием, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Начиная со 2 по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерии совершаются часы, называемые Царскими и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы знамение того, что ныне Спаситель уже не таится в вертепе, но сияет всем народам.


В сам день Рождества Христова во плоти, дорогие братья и сестры мы исполнимся с вами особой духовной радостью и по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангелы вей на небеси, и радуются человецы играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки». Рождество Христово именуется Малой Пасхой.


Так пусть пасхальная радость в соединении с благодарением и славословием, пришедшему в мир Спасителю наполнит наши сердца, станет источником мира и любви в наших семьях, в городе и на селе, станет источником надежды и вдохновит каждого человека на все доброе и полезное нам и ближним нашим, и Отечеству нашему! Христос рождается, славите, Христос с небесе, срящите, Христос на земли, возноситеся…да все достойно восхвалим славное и честное Рождество сердцем и устами.
АМИНЬ.

28 ноября пост сорокадневный начинается,
И по народному - Филлиповым он называется,
Цель главная поста -
Приблизить верующих к празднику
Рождества Господа Иисуса Христа.
С началом поста я вас поздравляю,
Благополучия, здоровья и тепла души желаю,
Пускай Господь во всём вам помогает,
А вера в Бога всегда вас утешает!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, который продлится до 6 января включительно. Это один из четырех многодневных постов, установленных православной церковью. Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова.

Установление Рождественского поста относится к времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. Но, реформой 1166 года, по решению патриарха Константинопольской православной церкви Луки Хрисоверга, при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

Рождественский пост установлен для того, чтобы все верующие могли подготовить себя воздержанием, молитвой и покаянием, к встрече Пришедшего в мир Господа Иисуса Христа.

По своей строгости Рождественский пост напоминает Петров пост. Как и во время любого поста в эти дни необходимо воздержаться от мясных и молочных продуктов, также и от яиц. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то ослабление строгости поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. “Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды”, – заповедует Святая Церковью.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: “Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим”. При этом необходимо помнить, что пост телесный без поста духовного бесполезен, а пост духовный без поста телесного невозможен.

Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.


Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.

Правильный пост - это борьба за человеческое в самом себе. Он - попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост - это радость. Как и правильно переживаемое православие. диакон Андрей Кураев

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы - это просто диета.

Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу - это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.

Рождественский пост. Священное Писание повествует нам о Рождестве Христовом так: повелел римский император Август объявить всенародную перепись и каждому записаться в том городе, из которого происходил его род. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария происходили из дома Давидова, потому и направились они из Назарета в Вифлеем, город Давидов. Не нашлось места Иосифу Обручнику и Пресвятой Деве Марии ни в одной из гостиниц города - велик был город Давидов, многие приехали на перепись; в пещере, куда загоняли скот, укрылись они. Там и родила Пресвятая Дева Сына Своего, Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Спеленала Его и положила в ясли… Первыми о том узнали пастухи, стерегли они стадо свое и предстал пред ними Ангел Господень, и небесный свет осиял их. «Не бойтесь, - возвестил им Ангел, - ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель. Который есть Христос Господь». (Лк. 2:10-11). «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:13-14)… Первыми поклонились Богомладенцу пастухи, следом за ними - волхвы, их привела ко Господу чудесная звезда, и принесли они дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку)…

Пришел на землю Христос - источник любви и жизни, пришел, чтобы спасти нас, искупить наши грехи, просветить нас светом евангельским; пришел, чтобы примирить человека с Богом Отцом, избавить людей от вечной гибели и указать путь ко спасению, в Царство Небесное…

Радостно это событие, потому и пост радостный, не строгий: в те дни, когда совершается полилейная служба благословляется рыба.

Душа постящегося человека подобна летящей птице, она свободно поднимается ко Господу, душа непостящегося - подобна птице с перебитыми крылами: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников - злых духов.

Когда человек постится ради Господа (т. е. соблюдает благословенный Церковью пост, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую жизнь, молится, он чувствует рядом с собой Господа и твердо уверен, что Господь есть.

Тот человек, который не чувствует Господа и говорит, что Бога нет, не лжет, ему можно поверить. Почему? Потому что он живет не по заповедям Христовым: совесть у него нечиста, нечиста и душа, она у него замарана грехами: гордостью, блудом, чревоугодием, сребролюбием, раздражением, злом, мы уже не говорим об убийствах - абортах, измене супругов, не хождении в церковь.., - в такой душе Бога нет и быть не может - грязный сосуд не может быть вместилищем Духа Святаго.

Мертвая душа Бога не чувствует, она не нуждается в добрых делах, в молитве, любви к Богу и ближним. И в такой душе живет злой дух, он требует себе пищи и ждет, чтобы исполняли его злую волю. И когда человек становится послушным рабом злых духов, душа его страдает, впадает в уныние, отчаяние и человек подумывает о самоубийстве. И что бы такой человек не имел, даже если бы ему отдали весь мир и поставили царем, он ни в чем не может найти упокоение, ни чем не может насытиться. И только если он пойдет в Церковь, покается, вспомнит все грехи от самой юности, будет молиться, поститься, только тогда его душа может почувствовать Господа, успокоиться, - душа нашла то, что она всю жизнь искала.

Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу: кто там обитает, злой дух или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца.

Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан, и мы должны придти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.

Рождественский пост радостный, он предваряет великий праздник Рождества Христова и потому нестрогий, благословляется рыба (кроме среды и пятницы). Этот пост продолжается 40 дней - от 28 ноября до 7 января. Строгий пост - в Рождественский Сочельник - канун Рождества Христова, благословляется вкушать коливо после вечерней звезды.

Начинается Рождественский пост. Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Рождественский пост длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей. Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост — последний многодневный пост в году.
Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды.
По словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) Рождественский пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста.
Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.