Кафедральный собор. Много випов, мало верующих. Почему патриарх Кирилл отменил крестный ход в Ниловой пустыни

На днях под Осташковым, на берегу одного из красивейших озёр России завершились мероприятия празднования 350-летия обретения мощей святого преподобного Нила Столбенского.

Множество людей приложили массу усилий и средств для того, чтобы празднование прошло как можно более интереснее, удобнее и, что немаловажно, спокойнее.

Первые работы по организации празднования начались задолго до мероприятия. Уже в середине мая у Ниловой Пустыни началось заметное движение - намечали границы лагеря, проводили замеры, началась работа по поиску волонтёров и поставщиков оборудования и продуктов питания. Из Твери шли звонки во все регионы России - питание и оборудование для лагеря паломников должно быть отличного качества.
Кроме питания нужно было обеспечить гостей электричеством, связью, организовать снабжение чистой питьевой водой и обучить огромную массу волонтёров, которые помогут паломникам разместиться и подскажут где, что и как найти.

Уже в конце мая в лагере было установлено больше сотни палаток для проживания будущих гостей и персонала, были размечены улицы.

Порядка 60 палаток нашлось в Тверском управлении МЧС. Остальные везли из Тулы, Рязани, Ярославля. Практически с самого начала на территории будущего лагеря для паломников трудились оперативные службы, работники правительства региона, огромную помощь оказала и армия. Работники стойко перенесли все капризы погоды - и майский холод и июньские дожди.

Всего на территорию лагеря со всего ЦФО было свезено более 200 армейских палаток, в которых и размещались гости праздника.

На всём протяжении праздника безопасность обеспечивали сотрудники полиции, спасатели, пожарные. На воде дежурили катера ГИМС. Более того - сотрудники МЧС стояли и у котелков, обеспечивая гостей и персонал мероприятия вкусной и здоровой пищей. В меню - гречневая каша, чай, уже упомянутая тушёнка и многое другое. Всего на территории лагеря работало более 12 полевых кухонь.

Для всех гостей мероприятия были предусмотрены бесплатные обеды и ужины. Те же, кому этого показалось мало, могли удовлетворить свои потребности в развёрнутых на территории лагеря торговых павильонах, с довольно, надо сказать, демократичными ценниками. Помимо продовольственных торговцы предлагали гостям праздника различные сувениры: магниты с видами Селигера, резные изделия, матрешки, украшения, иконы.

На пяти улицах палаточного городка расположилась 191 палатка для паломников.

В остальных жили волонтёры и обслуживающий персонал. В одной палатке проживало до 14 человек. Заселяющимся в «номер» паломникам предоставляли кровать, матрас, подушку и плед. Палатки разделялись на «мужские» и «женские», однако, семейные пары и организованные группы паломников могли заселиться вместе.

Кроме жилых палаток были предусмотрены и технические - «зарядная станция» для телефонов и прочих гаджетов, медпункт, аптека, столовая. Кроме того, в лагере были предусмотрены биотуалеты и умывальники.

Капризная и не совсем обычная, для начала лета в нашем регионе, погода была не сильно благосклонна к участникам празднования. Проливные дожди обрушились на Тверскую область практически с самого начала праздника. Однако, это ничуть не отпугнуло огромную массу желающих принять участие в торжествах.

Только в первый день волонтёры насчитали около 5500 человек, прибывших в лагерь. Поток автобусов и машин практически не иссякал, новые люди прибывали каждый день.

Благодаря грамотной работе организаторов и волонтёров, на входе в лагерь никто не толпился и не стоял в диких очередях - те, кто зарегистрировался заранее, проходили на территорию через отдельную проходную, а тех, кто только что приехал, регистрировали с помощью планшетов прямо на входе и направляли в палатки

Всего же, по подсчётам организаторов, за четыре дня мероприятие посетило более 10 тысяч человек.

Прибывали паломники по отремонтированной дороге. Ранее славящаяся в народе дурной славой дорога Торжок-Осташков была приведена в порядок, из Твери пустили автобусы большой и малой вместимости. Из Осташкова ходили пригородные автобусы и шаттлы.

Святейший провёл службу в Богоявленском соборе Ниловой Пустыни среди простых людей, съехавшихся со всех концов страны и вышел на площадь перед собором, чтобы поприветствовать тех, кто не смог попасть внутрь - собор не смог вместить всех желающих принять участие в литургии.

Большую роль в организации мероприятия сыграли волонтёры. На плечи ребят легли обязанности по регистрации прибывающих в лагерь паломников, помощи в размещении.

Кроме приехавших из Твери волонтёров, добровольцы нашлись из числа местного населения - многие жители Осташкова с радостью согласились помочь в организации лагеря. Кто-то работал за прилавком, кто-то помогал на кухне.

Четыре дня провела на берегу Селигера Нина Ивановна, паломник из Белгородской области. Она добиралась до Осташкова на «перекладных» двое суток, но, считает женщина, это того стоило:

«Организация празднования удалась на все 100%! Все, с кем общалась - рады, довольны. Конечно, всегда найдётся тот, кто будет бурчать и ругаться на погоду, большое количество народа, на то, что в храм не попал. Но не могут же туда попасть вообще все, столько людей туда просто не влезет! Доходило и до абсурда. Одна женщина жаловалась, что сидения в автобусе жёсткие, ну, это же смешно!» - рассказывает Нина Ивановна.

Торжества на берегах Селигера завершились 11 июня. Паломники разъехались, высокие чины отправились на службу, но уже не на церковную, а на государственную. На территории остались сотрудники МЧС, и техперсонал - разбирать лагерь.

Через четыре дня лагерь был свёрнут. Все, кто принял участие в торжествах - организаторы, сотрудники экстренных служб, работники регионального правительства и, конечно, те, для кого всё организовывалось - паломники со всех концов России, разъехались с чистым сердцем и душой.












Справка:

Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия.

Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: «Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!» От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.

По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило-Столобенской Пустыни. Основателем монастыря был иеромонах

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции 1917 года Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. В 1858 году вокруг острова соорудили гранитную набережную.

Такого огромного количества паломников тихая Нило-Столобенская пустынь на своём веку, вероятно, ещё не видела. Тысячи православных во главе с патриархом Кириллом приехали сюда, чтобы отпраздновать 350-летие обретения мощей преподобного Нила. Осташков встретил верующих проливным дождём и холодной погодой, но несмотря на пасмурный день, сегодня в обители как-то по-особенному красиво. Как будто так было всегда. И сложно представить, что за 60 лет она несколько раз «преображалась» из трудовой коммуны в колонию для малолетних преступников, госпиталь, дом престарелых и туристическую базу.

Для соблюдения мер безопасности все дороги в обитель перекрыты и выставлены полицейские посты. Поэтому самый легкий и быстрый путь к монастырю - из Осташкова на стареньком, но уютном теплоходе.

В монастыре тоже сделано все для безопасности: в обитель можно пройти только через полицейский пост, на территории через каждые два метра стоят сотрудники правопорядка и казаки. Последние охотно фотографируются с памятником Нила.

Утро 9 июня началось с божественной литургии, которую совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме не протолкнуться. Среди прихожан - все первые лица региона и города, депутаты горДумы и Законодательного Собрания. Чтобы все могли увидеть действо, молебен транслируется на больших экранах как на территории монастыря, так и паломнического лагеря.

Мы рады видеть всех на тверской земле, в крае духовных истоков и православных святынь России, где бережно хранят духовные традиции нашего народа. Отмечая 350-летие обретения мощей преподобного Нила Столобенского, мы уверенно говорим о том, что дореволюционные традиции паломничества в Нило-Столобенскую пустынь возрождаютс», — приветствовал гостей Игорь Руденя.

На территории монастыря несколько лавок, где продается местная и не местная церковная продукция. Например, предметы церковного обихода ООО ХПП "Софрино" РПЦ. Это собственное производство Русской православной церкви, находящееся в Москве.

На входе в обитель - товары собственного монастырского производства: печенье, мед, чаи, пирожки.

Рядом - церковная лавка с православной ювелирной продукцией. Продавец говорит, что со вчерашнего дня от покупателей не продохнуть и просит не снимать витрину с дешёвыми крестиками: «Зачем ерундовское серебро фотографировать? Это так. Чтобы витрины заполнить. Снимайте наше, монастырское».

На «монастырской витрине» и вправду очень красивые изделия с символикой Нило-Столобенской пустыни.

- Это в наших мастерских в Твери делают. Изделия в основном из серебра, золота и эмали. Всё ручной работы. А серебро обязательно проверяют на радиацию, - рассказывает продавец.

Ну и цены на монастырскую продукцию соответствующие: браслет из каучука и позолоченного серебра, например, обойдется покупателю в 11 000 рублей.

Крестный ход для паломников сегодня отменили - погода совсем никудышная выдалась. Но верующих это не смущает: поклониться мощам преподобного Нила на улице выстроилась огромная очередь.

- Непогода - это хорошо: паломничество должно сопровождаться трудностями, - говорит Екатерина Звукова. Она приехала на праздник из Твери с дочкой и крестницей.

В обители Екатерина бывает часто, когда приезжает в гости к бабушке.

- Впечатления самые благоприятные от праздника, молюсь Богу и преподобному Нилу, чтобы мы все были живы и здоровы.

Наталья Терешкович приехала в Нилову пустынь специально организованным от западнодвинского храма автобусом:

- Впечатления очень сильные, несмотря на непогоду. Праздник души, здесь чище становится на сердце, лёгкость какая-то.


Марина Силкина приехала на праздник из Молокова. В Нило-Столобенской пустыни она в первый раз и признается, что находится под очень сильным впечатлением.

С 8 июня рядом с обителью работает паломнический центр, открытый специально к празднику. На территории городка около 250 палаток. В лагере дежурят сотрудники полиции, МЧС, медики и развернуто целых 12 полевых кухонь. Кормят православных бесплатно.

К слову, еда в Ниловой пустыни очень вкусная и разнообразная: на длинных столах расставлены кастрюли с борщом, картофельным пюре, блюда с рыбными котлетами, селедкой и яблоками с черешней. Столы украшают букеты из живых цветов.

Подготовка к празднику началась еще в прошлом году. В октябре 2016-го был открыт новый мост, связывающий берег Селигера с островом Столобный, где находится обитель. Дороги, ведущие к обители и истоку Волги, к празднику тоже наконец-то привели в порядок.

Празднование 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского закончится 11 июня отправлением XIX Волжского Крестного хода назад. В течение трех дней в обители будут проходить молебны и литургии, фестиваль хоровых коллективов и концертная программа.

Из истории: В 1528 году преподобный Нил перебрался на остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год он жил в выкопанной землянке, потом построил себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.

Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи верёвками или на крюках, вбитых в стену.

Преставился Нил в 1555 году и был погребён на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриарха Иова была открыта монашеская обитель. Так и началась история мужского монастыря Нило-Столобенской Пустыни.

По кончине преподобного Нила близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России.

После революции, в 1919 году все ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений: был трудовой коммуной и колонией для малолетних преступников, лагерем для польских военнопленных, госпиталем, снова колонией, домом престарелых, турбазой. На конец 80-х гг. значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали Русской Православной Церкви. В 1995 в монастырь возвращены мощи преподобного Нила.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000

Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая/9 июня, совершается особенное торжество в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер. В нынешний год 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского праздничную Божественную литургию в обители 9 июня возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Устрашить святого

Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители - неизвестно. В житие святого упоминается об их благочестии - только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства. Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники - в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других - духовных - сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами прсил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности. Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище».

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский: «Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

Всё мое сокровище - в углу келии; войдите туда и возьмите его.

Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника - дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере, и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

27 лет подвизался прп. Нил на Столобенском острове. Ему было открыто время своей кончины

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.

«А это разве не чудеса?»

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого - и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове. Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила - по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598-1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса. В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели. Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, опершись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Именно в этой позе святой мирно отошел ко Господу. И хотя православной традиции, в отличие от католической, не свойственно изображение святых в виде скульптуры или барельефа, иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен именно в виде деревянной резной скульптуры, изображающей согбенного полусидящего старца с опущенной головой и мерно покоящимися на коленях руками. Вся его фигура свидетельствует о молитвенной сосредоточенности и отрешенности от всего внешнего и временного. Доподлинно не известно, когда впервые появилась на свет подобная деревянная фигура, но в XIX веке в Нило-Столобенской пустыни сложилась благочестивая традиция: паломникам, посещавшим обитель, дарили статуэтки, изображавшие святого.

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви - Серафим Саровский - скажет: «Спаси себя - и вокруг тебя спасутся тысячи». Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями - был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении. Но и по сей день вокруг него - приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, - спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.

Более четырех столетий почитается нашим народом Селигерский отшельник Нил Столобенский. Поистине, к нему «не зарастет народная тропа». Но уже не по тропе (это в далеком прошлом), а по воде прекрасного живописного озера на теплоходе или по хорошей асфальтированной трассе на «Фордах» и «Рено», и даже (!) на вертолетах, к месту подвигов преподобного устремляются ежегодно сотни паломников. Сам монастырь, как фрагмент Санкт-Петербургского архитектурного ансамбля, одетый в гранит, окаймленный водным ожерельем среди лугов, лесов, деревень красуется, возвеличивается, словно волшебная картинка из сказки: на блюдечке, по которому катится яблочко, появляется дивный град с церквями и теремами.
Кем был святой, основавший сей дивный монастырь? Храмостроитель, благоукраситель, учитель, мудрый игумен, пасущий твердой рукой братскую киновию? О, нет! И как разительно отличается величественный облик Преображенского собора, сооруженного по проекту столичного зодчего И.И. Шарлемана, от той землянки, в которой жил Столобенский отшельник.
Удивителен парадокс — все, от чего отстранялся и что отсекал Селигерский анахорет, потомками было прославлено, а на месте его аскетических подвигов возведен величественный монастырь.
Преподобный Нил уходил от людей, а монастырь, до революции, принимал тысячи паломников в год, сотни трудников и работников.
Святой бежал от славы и популярности, а Нилова пустынь получила известность далеко за пределами селигерских земель, став одной из самых чтимых святынь Святой Руси. А в 1820 г. монастырь удостоился посещения императора Александра I! В память об этом на архиерейском доме установлены металлические короны.
Когда святой Нил почил, то все складывалось так, что память о нем должна была стереться за несколько десятилетий, поскольку известен он был лишь в деревнях селигерской округи.
Но Бог извлек имя отшельника из тени на свет, поскольку: «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом…, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк. 8,16).
В истории часто бывало так, что те, кем восхищались, кого боготворили, перед кем трепетали, были забыты или попраны, а того, кто уходил при жизни от славы и известности, благодарные потомки прославили и еще прославят в веках.
Очень мало сведений дошло о преподобном Ниле. Он принял монашество в обители преподобного Саввы на Криницах Новгородской губернии. Около десяти лет провел в монастыре, а затем поселился на реке Серемхе Осташковского уезда Тверского края в бедной келье, где вел суровый образ жизни.
Спустя 13 лет он покинул это место и по Божьему указанию ушел на озеро Селигер на остров Столобный, где подвизался в течение 27 лет.
Сорок лет преподобный Нил провел в уединении. Все эти годы он не выходил ни в город, ни в поселки, но в безмолвии предстоял Богу и возносил Ему непрестанные молитвы.
Особенно прославился святой подвигом столпничества и бдения. Преподобный Нил никогда не ложился, а для отдыха опирался на костыли, вбитые в стену кельи. И в таком полувисячем положении дремал около 3-х часов в день. Пищей его были травы, коренья, изредка – рыба.
Лет через 40 по преставлении святого на Столобный остров пришел иеромонах Николо-Рожокского монастыря уроженец тех мест прп. Герман. Детство его было наполнено рассказами об удивительном отшельнике, о чудесах, совершаемых им. И св. Герман решил побывать на месте подвигов прп. Нила. В результате этого паломничества в 1594 г. на острове был построен храм, и в том же году образован монастырь, получивший по грамоте Патриарха название «Нилова пустынь». Первым его настоятелем и строителем стал иеромонах прп. Герман Столобенский.
В XIX веке монастырь стал одним из крупнейших монастырей России. По количеству посещавших его паломников он приравнивался к величайшим святыням. Только получавших бесплатную монастырскую пишу в обители бывало до 100 тысяч человек ежегодно. Два монастырских парохода доставляли богомольцев из Осташкова, которые размещались в двух трехэтажных гостиных корпусах.
Революция принесла разруху и в Нило-Столобенскую пустынь. Новой власти оказалось ненужным духовное наследие, собранное многими поколениями. 25 февраля 1919 года были кощунственно вскрыты мощи преподобного Нила. Все драгоценности Ниловой пустыни изъяли, обитель была разграблена. Последнюю литургию отслужили в 1928 году.
За время советской власти на территории монастыря размещалась и трудовая коммуна, и колония для малолетних преступников. В 1939 — 1940 годах здесь содержались польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, затем, до начала 60 годов — колония для несовершеннолетних преступников, позднее — дом престарелых. В 1971 году на территории бывшего монастыря открылась турбаза «Рассвет». Все это привело к тому, что к концу 1980 года монастырь был совершенно заброшен. Использовать здания монастыря не представлялось возможным без серьезных восстановительных работ. А средств на это выделялось недостаточно.
В 1985 г. я впервые посетил разоренный монастырь и увидел страшную «мерзость запустения» в бывшей обители. Но самые мрачные впечатления произвел на меня Преображенский собор монастыря внутри: голые кирпичные стены были словно бесстыдно раздеты чей-то дерзкой рукой. Обычно в разрушенных храмах, где со стен осыпалась штукатурка, остаются хотя бы фрагменты фресок. Но в этом огромном храме — ни сантиметра живописи. Потом мне рассказали, как лагерное начальство наказывало юных преступниц, заставляя их сбивать молотками со стен неотапливаемого собора сколько-нибудь квадратных метров штукатурки (в зависимости от степени провинности). Вот так и очищали святилище от «религиозного дурмана». Трудно себе представить, что это делали сами же русские люди, внуки тех, кто созидал духовное великолепие, величие нашей Родины. И не всегда по ненависти к христианству, а потому, что были убеждены — религия отмерла навсегда, и никогда больше все, что связано с верой, не будет нужно.
В начале 1991 года обитель возобновила свое служение. Наступило время возрождения пустыни, появились первые насельники. В монастыре началось молитвенное делание. Возглавил монастырь, удостоенный многих церковных наград архимандрит Вассиан, который в течение многих лет был хранителем мощей прп. Нила в Вознесенском храме города Осташков.
Ныне монастырь возрождается к новой жизни. В 1995 г. мощи были перенесены из г. Осташкова в Нилову пустынь. Отреставрирован главный Преображенский собор, восстановлены архиерейские покои и другие монастырские строения. Обитель снова привлекает к себе множество народа. Каждый день в ней совершаются богослужения. А в этом году на день 350летия обретения мощей прп. Нила (09.06.17) пустынь посетит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и торжества продлятся с 8 по 12 июня.
Протоиерей Анатолий Волгин

В Нило-Столобенской пустыни полным ходом идет подготовка к главному празднику обители – 350-летию обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского. 29 апреля на месте побывал губернатор Тверской области Игорь Руденя, сообщает пресс-служба правительства региона.

Губернатор осмотрел главный храм монастыря – Богоявленский собор, где ведется реставрация. Глава региона ознакомился также с ходом ремонтных работ на келейном корпусе, пристани. Также в настоящее время на территории обители ведется подсыпка береговой линии, ремонт фасадов. Через 2 недели начнётся реализация программы дорожного ремонта.

Также в регионе проводятся мероприятия для обеспечения комфортного и познавательного пребывания гостей на территории Осташковского района. Ожидается, что праздник посетят более 10 тысяч человек.

Сейчас идет подготовка территории для размещения паломнического лагеря, приводится в порядок инфраструктура. Зарегистрироваться на расселение в лагере можно заполнив анкету, размещенную на сайтах Тверской епархии и Нило-Столобенской пустыни. Необходимую информацию о предстоящих мероприятиях можно получить, позвонив бесплатно на «горячую линию» паломнического центра 8-800-350-28-90. Звонки принимаются с 11.00 до 16.00 с понедельника по пятницу.

Кроме того, глава региона побывал на истоке Волги, где в рамках торжеств состоятся мероприятия и экскурсии для гостей. В преддверии праздника на истоке идет масштабное благоустройство: там расчищают территорию, а до 1 июня отремонтируют пришедшие в негодность мостки. К этому же сроку будут проведены ремонтно-реставрационные работы в часовне на истоке, Никольском храме и храме Преображения Господня. Обустроят ступеньки на спуске к истоку и дорогу для подъезда транспорта. Приведут в порядок смотровую площадку, обновят скамейки.

Кроме того, планируется в историческом виде воссоздать первый мост через Волгу. Существующую бетонную плиту заменят на деревянное сооружение на основе металлоконструкции. Для удобства гостей будут обустроены парковки для автобусов и личного транспорта у истока и Ольгина монастыря, а также две вертолётные площадки. К знаменательной дате на территории истока пробурят скважину с гидрантом и колонкой.

Торжества по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского пройдут с 8 по 11 июня 2017 года в Нило-Столобенской пустыни.
9 июня Божественную литургию в обители возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ключевые моменты праздника будут транслироваться на экранах, установленных на территории монастыря на острове Столобный и на площадке у деревни Светлица.

Волжский крестный ход в этом году посвятят 350-летию обретения мощей Нила Столобенского

С 27 мая по 24 июня 2017 года в Тверской области состоится XIX Волжский крестный ход. В этом году он посвящен 350-летию обретения мощей святого преподобного Нила Столобенского.

Крестный ход также пройдет по территориям, относящимся к Тверской, Московской, Ржевской и Бежецкой епархиям, и охватит Тверь, Дубну, Андреапольский, Старицкий, Ржевский, Калининский, Конаковский и другие районы области.

Завершится крестный ход в Калязине, где состоится фестиваль светской и духовной музыки.

18 апреля в Тверской области начал работать паломнический центр, созданный для координации туристических групп и информирования потенциальных гостей торжеств в честь 350-летия обретения мощей Нила Столобенского, которые состоятся в регионе в начале июня этого года. По номеру «горячей линии» 8-800-350-28-90 (звонок бесплатный) можно получить информацию об участии в праздничных мероприятиях.

Губернатор Игорь Руденя поставил задачу организовать торжества на самом высоком уровне. Глава региона лично курирует вопросы подготовки знакового не только для Верхневолжья, но и всей России события.

В паломническом центре можно будет не только получить информацию о предстоящих мероприятиях, но и зарегистрироваться для расселения в лагере, который организуют для проживания гостей. Для этого необходимо заполнить анкету, размещенную на сайтах Тверской епархии и Нило-Столобенской пустыни.

Звонки на «горячую линию» принимаются с 11.00 до 16.00 с понедельника по пятницу.