Извращение смысла слов – главное оружие самых крупных преступников. Чтобы что-то увидеть, надо это знать


Христианство и антисемитизм

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На данный момент только 50-100 евреев живет в стране . Эмиграция из Ливана не была массовой, даже после первой гражданской войны в Ливане в 1958 году , так как ливанские евреи были тесно интегрированы в общество и не чувствовал необходимости отказаться от своей родины. Но эмиграция увеличилось после начала в 1975 году в Ливане гражданской войны , и еще больше возросла после того, как Израиль вторгся в Ливан в 1982 году .

    Ранняя история

    В до-библейские времена, регион между Газой и Анатолией (территория современных Ливана, Израиля/Палестины, Иордании и Сирии) был одной культурной единицей. Несмотря на отсутствие центральной политической власти, регион объединялся близостью языков (северозападносемитские языки, в частности финикийский , древнееврейский и арамейские), религии и образа жизни. Здесь находились некоторые из первых в мире постоянных поселений, расположенных вокруг ранних сельскохозяйственных общин и независимых городов-государств, многие из которых обладали широкой сетью торговых отношений по всему Средиземноморью и за его пределами.

    Во времена Израильского царства, Ливан и Израиль (в том числе современная Иордания) уже могут быть признаны как полностью обособленные, хотя они оставались близкими союзниками. В течение этого периода, части современного Ливана находились под контролем Иерусалима, а евреи жили далеко на север в районе Ваал-Хермон на склонах горы Хермон (иногда отождествляется с современной Хасбайей , которая в свою очередь стала важным центром еврейской жизни в первой половине 20-го века ).

    После 1947 года

    Антисионистские демонстрации начались в 1947 и 1948 годах, но первоначально не наносили никакого вреда еврейской общине. По мере продолжения арабо-израильского конфликта, враждебность по отношению к евреям усилились, особенно со стороны мусульманского населения. Главная синагога в Бейруте была взорвана террористами в начале 1950-х, а ливанская палата депутатов стала местом острых дискуссий о статусе еврейских офицеров ливанской армии. Результатом обсуждений стало единогласное решение об отставке и исключении их из ливанской армии . Два еврейских офицеров были уволены, но некоторые евреи продолжали работать на правительство.

    Большинство ливанских евреев были сионистских взглядов и смотрели благосклонно на создание Израиля, но тем не менее они не хотели вмешиваться в политику и не обсуждали вопросы связанные с Израилем, чтобы их арабские соседи не обвиняли их в измене .

    До 1958 года, когда в Ливане вспыхнула первая гражданская война , число евреев в Ливан оставалось на уровне около 9000, что делало Ливан единственной арабской страной, в которой еврейское население увеличилось после 1948 года. Только после 1958 начался массовый исход евреев из Ливана, в результате политических волнений в стране. Несколько сотен репатриировались в Израиль, а многие другие переехали в США и Европу.

    В начале 1967 года число евреев, оставшихся в Ливане оценивалось примерно в 5000-6000, но после Шестидневной войны , эмиграция увеличилась и община уменьшилась примерно наполовину. К тому времени, почти все ливанские евреи проживали в Бейруте , наряду с несколькими семьями, оставшимися в Сидоне (община в Триполи прекратила своё существование до 1947 года). Было два еврейских банка в Ливане, Сафра банк и Société Bancaire (ранее Zilkhah банк). Только после войны 1967 года были введены ограничения, накладываемые на ливанских евреев, которые должны были обращаться к властям за получением разрешений на работу и просьбы далеко не каждого заявителя были удовлетворены. Это стало одной из причин увеличения еврейской эмиграции. Другая причина заключается в частичном параличе ливанской экономики, особенно в сфере туризма, так как христианские паломники больше не нуждались проезжать через Ливан для того, чтобы посетить Старый город Иерусалима и Вифлеем. Некоторые еврейские эмигранты, особенно молодые люди, уезжали в Израиль.

    В конце 1960 и начале 1970-х годов, еврейская община в Бейруте по-прежнему содержала синагоги и другие общинные институты, а также были синагоги в Сидоне и в летних курортах Бхамдун и Алей . В этот период еще работали еврейские школы в Бейруте и Сидоне. Еврейские ученики также учились в христианских учебных заведениях, особенно в колледжах и институтах, так-как еврейские школы не проводили обучение на уровне всех классов средней школы, и из-за предпочтения ливанских евреев учиться на французском языке. Даже в еврейских школах акцент был сделан на изучении французского языка. Арабский изучался в меньшей степени, а иврит еще меньше, хотя изучение иврита не было ограничено со стороны властей. Сеть еврейских и христианских школ успешно боролась с неграмотностью среди молодого поколения, но очень мало кто продолжал обучение в высших учебных заведениях. Большая часть молодого поколения занялась бизнесом. К 1970 году община сократилась до около 1000-1800.

    ОБЩИ́НА ЕВРЕ́ЙСКАЯ (עֵדָה , эда ; קְהִילָּה , кех илла ; קָהָל , ках ал ; в русской традиции кагал), религиозное объединение (не менее десяти мужчин, см. Миньян) или организованные прихожане какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население местечка , города и т. д. В более широком смысле применяется для обозначения всех евреев, проживающих в определенном населенном пункте, регионе, стране (по-английски - community, на иврите - יִשּׁוּב , ишшув /см. ишув /).

    Древний период . В библейских повествованиях о народе Израиля и его предводителях соседствуют выражения адат Исраэль - `община Израиля` (Исх. 12:3), зикней Исраэль - `старейшины Израиля` (Исх. 12:21; Чис. 11:16), адат Адонай - `община Господня` (Чис. 27:17; 32:4), зикней х а-‘эда - `старейшины общины` (Суд. 21:16; Лев. 4:15), зикней ам - `старейшины народа` (Исх. 19:7), зикней х а-‘ир - `старейшины города` (Втор. 22:17; Суд. 8:16) и т. д. Иногда даже близкие по значению слова - эда и ках ал встречаются в одном и том же стихе (например, Лев. 4:13). Однако, несмотря на некоторую смысловую идентичность, можно уже в Библии заметить различия в употреблении данных терминов: эда - собрание мужского населения (с 20 лет и старше), способного носить оружие, поэтому это слово чаще встречается в текстах с военной тематикой.

    Понятие ках ал , как считает ряд исследователей Библии, включало все общество, то есть мужчин, женщин, детей и даже живущих среди евреев иноплеменников (Втор. 31:12; Чис. 15:15; Иер. 44:15). Эда как своеобразное народное собрание, обычно созываемое у Скинии завета (Чис. 27:2), в эпоху царств теряет большую часть полномочий, тогда как старейшины и знатные люди продолжали решать городские дела (I Ц. 21:8). Они же, видимо, в годы пленения вавилонского явились стержнем формирования общины как религиозного объединения. От эпохи персидского владычества дошли сведения о том, что в городе Бетулия (в русской традиции Ветилуя) старейшин возглавляли трое начальников, наделенных судебной и военной властью (Юдифь 6:14–16). В период Второго храма в Эрец-Исраэль усиливается влияние эллинистических форм городского правления. Так, Синедрион наряду с религиозной, юридической и политической властью был наделен функцией муниципального совета Иерусалима. Тверия (основана в начале 1 в. н. э.), подобно греческому полису, имела совет во главе с архонтом и городское собрание - агорономос (созывалось на площади, иногда - в синагоге), которое контролировало хозяйственную деятельность совета.

    Хотя в древней литературе не упомянута община как объединение прихожан синагоги, ее существование косвенно подтверждают ранние барайты и Тосефта , регулирующие взаимоотношения отдельного лица и коллектива: право коллектива принуждать своих членов к участию в делах синагоги, регулировать цены, защищать имущественные интересы члена коллектива при ущербе, нанесенном другим его членом, а также запрещать без согласия общества обращаться к нееврейскому суду (барайта 3 в. до н. э.) и т. д. Эти правила действовали еще до завершения Мишны . Даже Павел из Тарса , дальше других апостолов отошедший от иудаизма, требовал от соратников судиться не у «нечестивых», «неверных», а у «святых» (I Кор. 6:1–6), так как первые христиане, как и иудеохристиане , следовали этому еврейскому обычаю . Кстати, Павел в своем послании неоднократно называет христианскую общину святой (там же, 1:2), что, видимо, отражало бытовавшую еврейскую традицию называть синагогальную общину кех илла кдоша (`святая община`), что было зафиксировано лишь в средневековой еврейской литературе.

    В эллинистическо-римской диаспоре элементы автономии , предоставляемые еврейским общинам языческими правителями, на многие века определили их функции. Большая община Александрии (включавшая не всех евреев города) составляла особую политевму (единица организации городского населения), разделявшуюся на несколько синагогальных общин, в которых сосредоточилось руководство еврейской жизнью. Эту городскую общину вначале возглавляли старейшины, а в римское время этнарх (`глава народа`), которого во второй половине 1 в. до н. э. сменила герусия - совет из десяти членов. В Беренике (ныне Бенгази, Ливия) еврейскую политевму возглавляли девять архонтов. В самом же Риме было несколько синагогальных общин, в которых существовали титулы «патер синагоге» (`отец синагоги`), «архисинагогус» и даже «матер» (`мать`) или «патересса синагоге», ставшие со временем в значительной степени формальными и наследственными. В 321 г. император Константин, обращаясь к еврейской общине Кёльна , свой декрет адресует «иереям», архисинагогу и «патрес синагогарум» (то есть `отцам синагоги`). Сохранились также надписи 4 в. с упоминанием архисинагогов из города Эльче (Валенсия, Испания) и Клавдия Тиберия Полихарма (построившего синагогу со стоей в городе Стоби - ныне городище в Македонии, Югославия), свидетельствующие о том, что даже на окраинах империи существовали разнообразные титулы и самоназвания руководителей синагогальных общин. Знатные люди общин, исполнявшие функции ее представителей, титуловались в Гемаре товей х а-‘ир (буквально `лучшие в городе`; Мег. 26а, б) - звание закрепилось в еврейских общинах с периода средних веков и до 20 в. за городскими нотаблями. Вплоть до 5 в. наси из Эрец-Исраэль (см. также Гамлиэль) наставляли общины империи через своих посланцев (в надписи из города Стоби упомянут также и наси ).

    Средние века . Средневековая община по сути стремилась подражать структуре еврейского города времен Второго храма с его установлениями. Она стала как бы «еврейским анклавом», существовавшим по своим законам внутри христианского или мусульманского города. Община как религиозно-национальная организация, возникшая вначале для совместного совершения молитв и исполнения других религиозных предписаний, заняла центральное место в еврейской жизни. Хотя термин кех илла кдоша впервые упомянут в 9 в. в документах еврейских торговцев Кайруана (ныне в Тунисе), еврейская община в узком смысле сформировалась фактически за много веков до этого. Сохранению общины способствовали коллективная ответственность за уплату налогов (королю или феодалам) и обеспечение синагогально-религиозных привилегий, а также корпоративно-сословная структура всего средневекового общества. Не менее важны были и древние традиции еврейского коллективизма, право каждой общины, отразившееся в Галахе , принимать установления (см. Такканот), регулирующие внутриобщинную жизнь, а также сплоченность различных частей диаспоры.

    Как и в христианском городе, в еврейской общине проявилась тенденция превратить общинное руководство в замкнутую олигархическую группу, наделенную богатством, ученостью и знатностью рода и имеющую досуг безвозмездно исполнять свои обязанности. Однако время от времени недовольство рядовых членов общины вынуждало ее руководство менять систему выборов, налогообложения, структуру общины и т. п. Выборы были тайными; на некоторые должности (например, попечитель благотворительности) избирали прямым голосованием; но непрямое голосование (коллегия выборщиков - борерим , выдвигавших руководство из своей среды) было более популярно. Все дела в маленькой общине находились в ведении лишь одного лица. Согласно устоявшейся традиции, руководил общиной выборный совет из семи нотаблей (шив‘а товей х а-‘ир - `семи славных мужей города`), хотя во многих странах, например, в Испании (особенно в Арагоне), этого правила часто не придерживались. Число старшин - членов коллегии, решавшей все общественные дела, зачастую колебалось в зависимости от численности общины. Старшины, имевшие каждый свои функции, в разных странах и регионах назывались различно не только на местных языках, но и на иврите, например, рош (`глава`), рашим , парнас (`кормилец`, `предводитель`), товим (`лучшие` - почетные члены), габбай (глава местных еврейских общин), нееман (`доверенный`), шаммай (оценщик имущества), штадлан (ходатай) и т. д.

    Во многих общинах поочередно выбирался из старшин парнос х а-ходеш (`предводитель на месяц`); в Германии, Моравии и Западной Венгрии он подчинялся исполнительной коллегии; в Польше и Литве - в течение месяца его власть была единоличной. Понятие раввин (рав ) как духовный руководитель общины появилось в Западной Европе около 10 в., а в 12 в. получило уже широкое распространение, хотя его должность стала оплачиваться общиной значительно позже. В больших общинах раввины были и судьями по гражданским (см. Даян) и ритуальным (море х ораа, марбиц тора ) делам, главами иешив (рош иешива ) или проповедниками (см. Маггид). Другими должностными лицами общины были хаззан (кантор), шохет (резник, см. Убой ритуальный), шаммаш (синагогальный служка, выполнявший иногда функции судебного исполнителя), софер (секретарь, который вел пинкас). Обычно ядром, вокруг которого образовывалась община, был миньян - кворум из десяти мужчин, необходимый для общественного богослужения.

    Каждая община с момента своего основания стремилась в первую очередь обеспечить себя синагогой, кладбищем и судом (см. Бет-дин).

    Община предоставляла своим членам религиозные, судебные, социальные и финансовые услуги, содержала школы (см. Талмуд-тора) для детей неимущих (крупные общины содержали также иешивы), обеспечивала наличие микве , а также ритуальный убой скота и птицы и т. д. В средние века возникли общинные организации, основной или частной функцией которых была благотворительность и взаимопомощь. Самой влиятельной среди них было погребальное братство хевра каддиша (`святое общество`; в некоторых районах Испании называлась кат х а-каббарим - `группа могильщиков`). Члены общества биккур-холим (`посещение больных`) обеспечивали больных врачебной помощью (крупные общины содержали врачей для нуждающихся), медикаментами, уходом, а также моральной поддержкой. Больных бедняков обычно помещали в общинный госпиталь и странноприимный дом, который со временем в некоторых странах получил название х екдеш . О неимущих заботились также различные общества: малбиш-‘аруммим (`одевающий нагих`), осей-хесед (`делающие добро`), родфей цедек (`стремящиеся к справедливости`) в Испании, гмилут-хасадим (`взаимное милосердие`), х алваат-хен (`милостивая ссуда`), мишмерет-кодеш (`святая стража`) - в ашкеназских общинах. Общество х ахнасат калла (`введение невесты [под хуппу]`) у ашкеназов и мохар х а-бтулот (`выкуп девственниц`) в Италии обеспечивало всем необходимым невест-бесприданниц. Существовали и другие общества, среди них: пидйон швуим (`выкуп пленных`) в Италии и других странах Европы, тмиха бе-Эрец-Исраэль (`поддержка Эрец-Исраэль`) в Италии и Нидерландах, лейлей-ашмурот (`ночи бодрствования`) в Испании для ночных молитв и чтения псалмов, приближающих приход Мессии .

    Общинные суды пользовались широкими полномочиями. Право каждой общины на вынесение судебного приговора, который не подлежал обжалованию перед нееврейскими властями, начиная с конца 11 в. постепенно распространялось в странах Европы (см. Автономия судебная). Однако члены общины могли апеллировать к суду авторитетных раввинов из другой общины. Как крайняя мера наказания обычно присуждалось отлучение от общины (см. Херем), а в Испании и Польше к доносчикам даже применялась смертная казнь (в некоторых странах казнь осуществлялась властями). Среди наказаний были: изгнание из общины, позорный столб, тюремное заключение и штрафы. Общины выполняли также функции финансовых агентов властей, несли коллективную ответственность за сбор податей и налогов, а также регулировали социально-экономическую жизнь своих членов. Например, хазака (право на фактическое обладание, владение или пользование) широко применялось в таких сферах, как регулирование арендной платы, право ремесленника или торговца на личную клиентуру (маруфия - термин, применявшийся лишь в ашкеназских общинах) или право еврея на жительство и ведение дела в данном населенном пункте (хезкат х а-ишшув у ашкеназов). В 12 в. гильдейские порядки начали проникать в жизнь ашкеназских евреев, и общины стали закрывать доступ в поселения «чужим» евреям (херем х а-ишшув , см. Херем), что противоречило традициям еврейской солидарности.

    Общины строго, хотя и не всегда с успехом, регламентировали роскошь одежды и масштабы торжеств. Многие общины боролись с многоженством (см. Моногамия и полигамия) еще до запрета его, принятого ашкеназами в конце 10 в. - начале 11 в. (таккана рабби Гершома бен Иех уды Меор х а-Гола). Разврат, нескромное поведение, азартные игры сурово преследовались общинным руководством.

    Движение Х аскала носило в Центральной и Восточной Европе антидогматический и антитрадиционный характер. Промышленная революция положила конец сравнительно простым докапиталистическим отношениям, которые еврейское гражданское право могло удовлетворительно регулировать. Участились случаи, когда евреи при конфликте нарушали запрет обращаться к нееврейскому суду. Эти события происходили на фоне становления современных объединенных государств в Центральной и Южной Европе и экономического и политического упадка Польши и Османской империи. Еврей как личность попадал в нееврейское общество, где национальные еврейские учреждения почти не играли никакой роли.

    В новое время вплоть до Второй мировой войны организационной формой западноевропейской еврейской общины была консистория, введенная Наполеоном I во Франции и на завоеванных территориях. В Париже были ортодоксальная, либеральная и сефардская конгрегации. Восточноевропейские евреи создали свою собственную федерацию общин.

    В Нидерландах после отмены консисториальной системы, введенной в 1808 г., в 1814 г. были восстановлены прежние ашкеназские и сефардские общины. В 1817 г. была учреждена Центральная комиссия по еврейским делам (упразднена в 1848 г.). В 1870 г. была создана Центральная комиссия для десяти округов, каждый из которых имел своего независимого раввина и получал государственные субсидии. Полномочия общины были урезаны в 1917 г.

    В Бельгии консисториальная система, существовавшая с наполеоновских времен, была обновлена в 1835 г., причем принадлежность к общине стала обязательной. В 1873 г. государство начало предоставлять субсидии еврейским общинам. С 1892 г. принадлежность к общине стала добровольной. В 1933 г. был учрежден Совет еврейских организаций.

    В Италии во время наполеоновской оккупации была введена консисториальная система. С реставрацией старого режима эта система была изменена в некоторых итальянских государствах. После объединения Италии были приняты общеитальянские законы. Во время фашистского режима принадлежность к общине носила обязательный характер. В Швейцарии еврейские общины основали в 1904 г. Союз швейцарских еврейских общин. В Великобритании было несколько всебританских синагогальных организаций. Одна из них, Борд оф депьютиз оф бритиш джуз, основанная в 1760 г. и базирующаяся главным образом на синагогальных конгрегациях, служила официальным выразителем взглядов английских евреев во внеобщинных вопросах. Ашкеназские конгрегации концентрировались вокруг Объединения ортодоксальных еврейских общин Великобритании (Юнайтед синагог), возглавляемого главным раввином. Другие конгрегации примыкали к Федерации синагог, Союзу ортодоксальных еврейских конгрегаций, либеральным, реформистским и испано-португальским конгрегациям. Среди стран Британского содружества существуют еврейские центральные представительные органы: в Канаде - Канадский еврейский конгресс , в Южной Африке - Борд оф депьютиз и Комитет еврейского образования, в Австралии - Исполнительный совет австралийского еврейства и Бюро депутатов в отдельных штатах.

    Еврейские общины Центральной Европы, особенно Германии, отличались высокой организованностью и пользовались широкими полномочиями. В каждом городе имелась только одна община. Это была официально признанная система. Союзы или федерации местных общин создавались на территориальных началах. В 1876 г. был принят общеимперский закон о праве выхода из еврейских общин (без перемены религии) и о предоставлении возможности различным течениям иудаизма создавать отдельные религиозные объединения. Этот закон позволил ортодоксам (составлявшим в Германии меньшинство) учреждать свои независимые общины. Веймарская конституция 1919 г. упразднила государственный контроль над общинами. Была введена демократическая процедура выборов в органы общинного самоуправления. В 1921 г. была узаконена деятельность территориального Союза еврейских общин Пруссии. Евреи Баварии, Саксонии, Бадена и Вюртемберга учредили такие же союзы.

    В организации еврейских общин в Австро-Венгерской империи не было единообразия. В Галиции раввины противились стремлению светского руководства управлять общиной. В Богемии евреи имели центральный представительный орган. В Моравии 52 автономные общины имели отдельную муниципальную администрацию и полицию. В немецких провинциях собственно Австрии и главным образом в Вене еврейские общины пользовались правом взимания общинного налога на религиозные цели. Закон 1890 г. регламентировал жизнь всех общин Австро-Венгрии, разрешив существование одной (единой) общины в каждом населенном пункте; принадлежность к общине стала обязательной. (Закон оставался в силе и после провозглашения в 1918 г. республики в Австрии.)

    В Венгрии до 1871 г. велась борьба между либеральными и ортодоксальными лидерами. Конец этой борьбе положило правительство, одобрившее деление независимых общинных союзов на три группы: либералов-реформистов (см. Реформизм в иудаизме), ортодоксов и сторонников соблюдения статус-кво, которые оставались в стороне от борьбы. Евреи Чехии образовали Верховный совет федераций еврейских общин Богемии, Моравии и Силезии (южная часть Опава, Тешин), который позже попал под действие общеавстрийского закона 1890 г. В Словакии имелись неологические (реформистские) и ортодоксальные общины; в Закарпатье же господство ортодоксов было полным. В 1920 г. там была основана признанная Чехословацкой республикой Организация ортодоксальных еврейских общин.

    Старые формы общинного устройства были наиболее устойчивыми в Восточной Европе, где после Первой мировой войны были признаны национальных меньшинств права (хотя и ненадолго), и в ряде стран еврейские школы стали получать государственную субсидию. Секуляризация еврейской жизни способствовала появлению множества политических партий.

    Несмотря на то, что с 1844 г. по 1917 г. в Российской империи де-юре не признавалась кагальная (общинная) организация, вековые традиции еврейского общинного самоуправления сохранялись вплоть до революции. После упразднения кагала правительство передало еврейские дела в ведение полиции и городских властей, а на еврейские общества (закамуфлированное подобие еврейской общины, кагала) продолжало возлагать выполнение двух наиболее обременительных обязанностей: сбор податей и поставку рекрутов. В 1857 г. в еврейских обществах Российской империи была учреждена выборная должность казенных раввинов (избрание утверждалось губернскими властями), по сути - государственных чиновников, ведавших записью актов гражданского состояния, для которых смиха не была обязательна.

    Февральская революция 1917 г., формально и фактически уравнявшая евреев в правах и отменившая все ограничения, создала условия, при которых евреи могли бы найти форму автономии, наиболее соответствовавшую требованиям и стремлениям народа. Еврейское население готовилось к созыву Всероссийского еврейского съезда и частично успело провести выборы в демократические общины в крупных городах. Но после захвата большевиками власти (октябрь 1917 г.) в январе 1918 г. был учрежден так называемый Еврейский комиссариат (Центральный комиссариат по еврейским национальным делам) с целью установить «диктатуру пролетариата на еврейской улице». Борьба обострилась после состоявшегося в Москве в конце июня - начале июля 1918 г. Всероссийского съезда еврейских общин при участии представителей еврейских партий, на котором было избрано Центральное бюро (Общинный центр), призванное «координировать» работу еврейских учреждений и создать предпосылки для еврейской национальной автономии. Однако в июне 1919 г. Еврейский комиссариат издал декрет о ликвидации Общинного центра и закрытии общин на местах, а также передаче всех общинных средств и имущества местным отделениям комиссариата. Уже до этого во многих городах проводилась ликвидация автономных учреждений еврейских общин, закрытие синагог, иешив, хедеров, школ с преподаванием на иврите. Еврейский комиссариат (просуществовал до апреля 1924 г.) с помощью и под идейным руководством Евсекции (еврейской секции РКП/б/; 1918–30 гг.) ликвидировал все традиционные еврейские учреждения.

    В 1920 г. был создан Идгезком (Евобщестком; Еврейский общественный комитет помощи пострадавшим от войны, погромов и стихийных бедствий), который получил поддержку Джойнта и координировал широкую социальную помощь еврейскому населению, ранее осуществлявшуюся целым рядом еврейских организаций (см. Еврейский комитет помощи жертвам войны ; ОЗЕ). При недолговечном правительстве и парламенте независимой Украины в январе 1918 г. были учреждены Министерство по еврейским делам, Национальный совет и формально предоставлена евреям национально-персональная автономия. Все эти начинания на деле не осуществились из-за постоянной смены власти на Украине и волны еврейских погромов в период гражданской войны.

    В 1921 г. по инициативе британских мандатных властей был создан Верховный раввинский совет Палестины (см. Верховный раввинат) во главе с сефардским и ашкеназским верховными раввинами. После решения властей (1926, дополнено «Уложением о еврейской общине», 1927) о предоставлении ряда функций внутреннего самоуправления представительным органам населения страны, созданным по религиозно-общинному признаку, в 1928 г. был утвержден устав Кнесет-Исраэль (еврейские общины Эрец-Исраэль), а Верховный раввинский совет признан его высшей религиозной инстанцией. Кнесет-Исраэль представляло Собрание депутатов (Асефат х а-нивхарим ), чьим исполнительным органом был Ва‘ад леумми . Не признававшие авторитета Верховного раввинского совета и созданного им Верховного раввината ортодоксальные круги ашкеназских общин Иерусалима объединились в общину х а-‘эда х а-харедит (буквально `набожная община`), связанную с Агуддат Исраэль . Эта община имела свой собственный раввинский совет и бет-дин . С 1945 г. в Ва‘ад х а-‘эда х а-харедит преобладает влияние Наторей карта (экстремистская ультраортодоксальная община). Первый общинный совет Иерусалима (Ва‘ад х а-кех илла) был избран в 1918 г., а в 1919 г. общинные советы образовались в Тверии, Цфате и Хевроне. С 1928 г. общинные советы в Эрец-Исраэль организовали религиозные городские советы и создали органы надзора над деятельностью общинных религиозных служб. В начале 1940-х гг. общинные советы были созданы в Петах-Тикве, Рамат-Гане, Нетании, Хадере, Реховоте, Бат-Яме и других населенных пунктах. Ва‘ад леумми тесно сотрудничал с Верховным раввинатом и местными общинными советами (объединившимися в Ва‘ад х а-кех иллот), составлявшими часть официальной структуры Кнесет-Исраэль.

    Деятельность всемирных еврейских организаций осуществляется в нескольких различных плоскостях. Всемирная сионистская организация и входящие в нее организации, а также Джойнт, Бней-Брит и позднее Всемирный еврейский конгресс приступили к созданию инфраструктуры для еврейской конфедерации, объединяющей национальные общины почти всех стран мира.

    Упрочение организационных аспектов жизни мирового еврейства после Второй мировой войны является отчасти следствием изменений в жизни еврейских общин отдельных стран.

    В Государстве Израиль сосредоточиваются важнейшие еврейские организации и национальные руководящие органы; эта тенденция особенно усилилась после Шестидневной войны. Основные факторы, обусловившие это, - способность Израиля как независимого государства заниматься политическими проблемами еврейского народа, его глубокая заинтересованность в укреплении еврейского единства во всем мире и его умение мобилизовать на широкие общественные усилия еврейство и еврейские организации, несмотря на то, что принадлежность к ним носит добровольный характер.

    См. также Автономия ; Автономия судебная ; Демография ; Кагал ; Консистория ; Раввин ; Синагога . О еврейских общинах и общинных организациях отдельных стран и городов см. соответствующие статьи.

    Регулярная статья

    Группа отдыхающих и обслуживающий персонал в санатории ОЗЕ. Алушта, 1917. Из кн.: Бейзер М., Мицель М. Американский брат: Джойнт в России, СССР, СНГ. Москва – Иерусалим: Джойнт, 2004.

    Озе (аббревиатура от Общество здравоохранения евреев; с середины 1920-х гг. OSE), организация, ставящая целью заботу о детях, здравоохранении и гигиене еврейского населения.

    История возникновения

    Общество здравоохранения евреев возникло по инициативе группы еврейских общественных деятелей в августе 1912 г. в Петербурге как Общество охранения здоровья еврейского населения.

    Руководящий орган

    В комитет (избран 28 октября 1912 г.) вошли врачи - С. Кауфман (председатель; 1839/40–1918; военный врач, действительный статский советник), Н. Ботвинник (1873–1939), М. Гран (1867–1940), С. Фрумкин (1886–1918), А. Залкинд (1866–1931), И. Л. Каценельсон , М. Шварцман (секретарь; 1880–1937), А. Брамсон (1875–1939), Я. Эйгер (1862–1935?), а также специалист по статистике В. Биншток (?–1933), адвокат Г. Гольдберг (заместитель председателя; ?–1922) и др.

    Устав общества

    Устав определял, что Общество здравоох­ранения евреев «имеет целью изучать санитарно-гигиенические условия среди евреев, распространять среди них правильные гигиенические сведения, способствовать научной постановке общественно-врачебного дела и вообще содействовать охранению здоровья еврейского населения».

    Деятельность

    До первой мировой войны

    Общество здравоохранения евреев стремилось создать единую общероссийскую еврейскую общественную службу здравоохранения, включая уже существовавшие общинные благотворительные организации (типа «Биккур холим», «Линот hа-цедек», «Рофе холим» и т. п.) и немногочисленные современные медицинские учреждения (например, Еврейская больница в Киеве с 1862 г.; Еврейская детская больница имени Берсонов и Бауманов в Варшаве с 1878 г., и др.), а также осуществлять широкую профилактическую программу улучшения санитарно-гигиенических условий жизни еврейских масс.

    В последнем цели Общества здравоохранения евреев частично совпадали с деятельностью Общества гигиенических дешевых квартир для еврейского населения (Петербург, 1900–1918), созданного при участии Еврейского колонизационного общества .

    Общество здравоохранения евреев по сути превратилось в медико-санитарный отдел ЕКОПО и получало от него денежные средства (треть расходов Общества здравоохранения евреев покрывало правительство).

    Общество здравоохранения евреев сформировало Врачебно-питательные летучие отряды (из врачей, медицинских сестер и диетологов), которые организовывали поликлиники, передвижные больницы, дезинфекционные бани, кухни-столовые (большей частью для детей), а также пункты посемейного распределения продуктов, что позволило спасти от голода и эпидемий тысячи еврейских беженцев.

    В это же время Общество здравоохранения евреев создавало дома инвалидов войны, общежития для беженцев, а главное - расширяло сеть детских лагерей, открывало детские сады, ясли и так называемые детские площадки и т. п., где работа с детьми велась на родных для них языках.

    Дни Февральской революции 1917 г

    В дни Февральской революции 1917 г., принесшей с собой отмену национальных ограничений, председатель Общества здравоохранения евреев М. Гран отстаивал и добился принятия руководством организации взгляда, что и в свободной России евреи будут нуждаться в своих собственных медицинских учреждениях.

    К августу 1917 г. действовало 45 филиалов Общества здравоохранения евреев (около пятнадцати тысяч членов) в 102 городах (в 35 губерниях); в их ведении находились 90 амбулаторий, обслуживавших около 230 тыс. больных, 19 больниц (507 коек), четыре детские туберкулезные клиники, 19 пунктов питания и девять столовых для детей, 125 детских садов и яслей (12 тыс. детей), два санатория для больных туберкулезом (в Алуште - для взрослых, в Евпатории - для детей), 24 летних лагеря и 40 детских площадок для пятнадцати тысяч детей и т. д.

    Общество здравоохранения евреев издало девять брошюр на идиш (тираж 110 тыс.) и десятки плакатов, посвященных профилактике инфекционных заболеваний, а также журнал на русском языке «Известия Петроградского Центрального комитета Общества охранения здоровья еврейского населения» (1917–19).

    Время гражданской войны

    Гражданская война принесла российскому еврейству погромы с сотнями тысяч убитых, раненых, изувеченных и разоренных и усилила миграцию евреев.

    Начались массовые эпидемии. Военные действия и немецкая оккупация осложняли деятельность Общества здравоохранения евреев, затрудняли связь центра с филиалами.

    В это время прекратилось финансирование Еврейского комитета помощи жертвам войны и Общества здравоохранения евреев из основных источников (благотворительный Татианинский комитет и Особое совещание по устройству беженцев с его губернскими комиссиями).

    Неимоверная инфляция и обнищание еврейских масс также резко ограничивали возможность сбора средств. В тот период вся деятельность Общества здравоохранения евреев осуществлялась филиалами, которые в основном финансировались местными, чаще всего городскими властями.

    Двадцатые года

    С подписанием (1918–21) Брестского мира и пактов с государствами, входившими до революции в состав Российской империи, Общество здравоохранения евреев создало 27 Врачебно-питательных летучих отрядов, которые помогали в устройстве 40 тыс. беженцев и высланных, вернувшихся на прежние места жительства.

    Эту деятельность субсидировал созданный Совнаркомом (апрель 1918 г.) Центропленбеж (Центральная коллегия о пленных и беженцах).

    Советские власти при активном участии членов Евсекции проводили национализацию в основном воспитательных заведений Общества здравоохранения евреев, оставляя часть его медико-санитарных учреждений.

    В июле 1920 г. созданный властями Идгезком (идиш; Евобщестком - Еврейский общественный комитет помощи погромленным), поглотил Общество здравоохранения евреев и ЕКОПО. Однако обе организации вскоре вышли из Идгезкома (в РСФСР в январе, а на Украине в феврале 1921 г.), так как натолкнулись на противодействие со стороны руководства, главным образом членов Евсекции, заинтересованных лишь в поступающих в их адрес средствах.

    В 1921 г. Общество здравоохранения евреев и Еврейский комитет помощи жертвам войны были официально закрыты, но активисты Общества здравоохранения евреев продолжали оказывать медицинскую и социальную помощь евреям в рамках Джойнта , действовавшего в начале 1920-х гг. в составе АРА (Американская администрация помощи), а в 1921–23 гг. участвовали также в Комиссии Нансена по борьбе с голодом. Добровольцы Общества здравоохранения евреев действовали с 1925 г. в рамках Медицинской комиссии ДжойнтОзе (средства поступали от Джойнта).

    Эта работа сосредоточилась в основном в южных районах Украины , а также в Белоруссии , где было значительное еврейское население, в том числе в сельскохозяйственных поселениях. В 1920-х гг. во многих городах (например, Минск , Симферополь) и местечках возникли МСО (Медико-санитарные общества; иногда называемые ЕМСО, то есть еврейские), служившие по сути прикрытием Озе .

    Они обслуживали так называемых лишенцев (то есть лишенных избирательного и ряда других гражданских прав), не получавших государственной медицинской и социальной помощи. Необходимо отметить, что число лишенцев среди евреев было велико (например, в 1926–27 гг. - 30% трудоспособного еврейского населения Украины).

    Результаты научных исследований, проведенных в рамках Общества здравоохранения евреев, были опубликованы в Ленинграде в сборниках «Вопросы биологии и патологии евреев» (сборники 1–3, 1926–30), выходивших под редакцией В. Бинштока, А. Брамсона, профессора М. Грана и профессора Г. Дембо (1872–1939).

    Середина тридцатых годов

    К середине 1930-х гг. с фактическим прекращением в Советском Союзе деятельности зарубежных еврейских обществ, прервалась работа и действовавших в их рамках бывших членов Общества здравоохранения евреев.

    Деятельность в Европе

    Всемирный союз Общества здравоохранения евреев

    Во всех странах цели организации были едины: лечение и профилактика заболеваний среди евреев, восстановление и охрана здоровья детей, борьба с эпидемиями и улучшение социальных условий жизни.

    Деятельность Общества здравоохранения евреев принесла свои плоды: в странах Восточной Европы к концу 1930-х гг. среди евреев значительно снизилась детская смертность, была ликвидирована парша, приостановлено распространение туберкулеза, а также улучшились общие санитарные условия жизни евреев.

    Послевоенные годы

    В послевоенные годы Общество здравоохранения евреев (в 1947–51 гг. возглавлял М. Привес) действовало в Европе (десять стран), Америке (девять стран), Африке (четыре страны) и в Израиле.

    В конце 1940-х – начале 1950-х гг. Общество здравоохранения евреев содержало 91 медицинское и детское учреждение и оказывало помощь около 85 тыс. детей и взрослых.

    Основные пункты нынешней программы Общества здравоохранения евреев - охрана детства и материнства, борьба с эпидемиями, школьное здравоохранение, санитарно-гигиеническая пропаганда, научные исследования по медицине и биологии.

    Все категории БИБЛИЯ Общие сведения Пятикнижие Пророки Писания Комментарии Исследования Канон и его становление Герои и персонажи Апокрифы и псевдоэпиграфы Кумранские рукописи Переводы ТАЛМУД. РАВВИНИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Общие сведения Мишна Гемара. Тосефта Законоучители Комментарии и исследования Мидраш Кодификация Закона Респонсы Раввинистические сочинения ИУДАИЗМ Общие сведения Заповеди и предписания Еврейское религиозное право Культ Теология Мистика. Каббала. Магия Литургия. Молитвенники Обряды и обычаи Суббота и праздники Семья. Жизненный цикл Кашрут Религиозная этика Религиозная община. Синагога Традиционное воспитание и образование Раввинистические авторитеты Иудаизм и другие религии ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА Общие сведения Самаритяне Период Второго храма Мессианские движения Караимы и средневековые секты Саббатианство. Франкизм Хасидизм Митнагдим и мусар Современные течения в иудаизме Иудействующие Криптоиудеи ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ИУДАИСТИКА Общие сведения Эллинистическая философия Средневековая философия Философия Нового времени Наука о еврействе ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА Общие сведения Древнейший период Эпоха Первого храма. Вавилонское изгнание Эпоха Второго храма Период Мишны и Талмуда Раннее Средневековье Крестовые походы и изгнания Начало Нового времени (16-18 вв.) Х аскала Французская революция Новое и Новейшее время Катастрофа европейского еврейства ЕВРЕИ РОССИИ (СССР) Общие сведения С 1-го века до разделов Польши История, правовое положение (1772-1917) Религиозная жизнь Просвещение. Светская культура Еврейские движения, партии, организации Власть, общество и евреи (1772-1917) История евреев СССР Еврейская жизнь в СССР Государственная политика и антисемитизм Советское общество и евреи Российская Федерация (с 1991 года) и евреи Вклад евреев в культуру, науку, экономику Евреи в политической и общественной жизни ДИАСПОРА Общие сведения Регионы и страны Этнолингвистические группы Общины Религиозная, общественная и культурная жизнь Политическая власть. Взаимоотношения общества и евреев Юдофобия и антисемитизм Общественные и политические организации ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ Общие сведения География Археология История (до 1948) СИОНИЗМ. ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ Общие сведения Предтечи и становление сионизма Конгрессы, учреждения, партии От Декларации Бальфура до создания государства История государства Государственное устройство Общественно-политическая и религиозная жизнь Экономика Просвещение. Культура. Наука. Спорт Арабо-израильский конфликт ИВРИТ И ДРУГИЕ ЕВРЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ Общие сведения Иврит Семитские языки Идиш Другие еврейские языки ЕВРЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ПУБЛИЦИСТИКА Общие сведения На языке иврит На языке идиш На других еврейских языках Русско-еврейская литература Еврейская литература на других языках Книгопечатание Периодическая печать ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО Еврейское народное творчество Музыка Пластические искусства и архитектура Театр. Эстрада. Кино ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Духовная жизнь Политика Наука Экономика. Промышленность Литература. Журналистика Искусство Спорт СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Концепция издания Сокращения Предисловия к томам Библиография

    Наиболее крупными этническими группами среди евреев являются (из Центральной и Восточной Европы, в частности практически все евреи России) и (изначально из Испании и Португалии, затем рассеянные по всему Средиземноморью).

    Другими этническими группами являются: арабские евреи; лахлухи, персидские и бухарские евреи; грузинские евреи; горские евреи; крымчаки; индийские евреи, романиоты, итальяним (ромим), фалаша и др.

    Изучение генотипа разных групп евреев и сравнение с генотипами других народов показывает, что основные еврейские группы ближе друг другу, чем к соседним народам. Это противоречит аргументам о том, что евреев объединяет лишь культурное, а не этническое происхождение.

    Близкие группы

    По признаку вероисповедания к евреям относят себя т. н. иудействующие и криптоиудеи.

    Криптоиудеи - потомки евреев, насильственно обращённых в или , продолжавшие тайно исповедовать элементы и сохранять элементы трансформированной еврейской бытовой культуры: маранов (маранос - букв. «свиньи»)(«новых христиан» на Пиренейском п-ове, юге США, в Латинской Америке и на Филиппинах; ныне частично присоединяются к еврейским общинам своих стран или переселяются в Израиль - наиболее компактная группа маранов сохранилась в г. Бельмонте в Португалии); шуэтос (потомки крещёных евреев Балеарских островов); джадиды и чала в Иране и Средней Азии, формально считающиеся мусульманами, но сохраняющие в быту элементы еврейской культуры; дёнме в Турции.

    Maurycy Gottlieb , Public Domain

    По религии к евреям примыкают иудействующие - группы разного этнического происхождения, исповедующие или стремящиеся к исповедованию иудаизма (часто его своеобразной формы) и считающие себя частью евреев: субботники Центральной России, Сибири и Закавказья; бней-менаше индийских штатов Мизорам и Манипур и мьянмарского штата Чин; телугу-язычные бней-эфраим в индийском штате Андхра-Прадеш, обратившиеся в иудаизм в 1981 году; абаюдайя в Уганде; бантуязычные лемба в ЮАР и Зимбабве и др.

    Наконец, на периферии еврейского этноса находятся этноконфессиональные группы и . Последние не рассматриваются евреями как часть еврейского народа.

    Языки евреев

    Древнейший язык евреев - (), на котором написан (еврейская Библия).

    В первые века н. э. его в качестве разговорного сменил один из , позднее в диаспоре на основе языков окружающих народов возникли еврейские языки и этнолекты.

    Древнееврейский язык перестал быть средством устного общения, но сохранялся в форме лашон-а-кодеш («языка святости») в качестве основного письменного языка, обслуживавшего религиозную, литературную, образовательную, культурную и деловую сферы.

    В XX веке этот язык был возрождён в форме иврита и стал официальным и основным разговорным языком евреев Израиля.

    В странах диаспоры иврит (древнееврейский язык) сохраняется как основной язык иудаизма. Разговорным языком ряда общин в США, Израиле, Бельгии, Великобритании, Канаде и некоторых других странах служит . Из других специфически еврейских языков и этнолектов наиболее сохранились также , татский (горско-еврейский), еврейско-арамейские, еврейско-иранские.

    На сегодняшний день около 45% евреев говорят по-английски (в США, Канаде, Великобритании, Австралии, ЮАР, Израиле и др.), приблизительно 34% на иврите (в Израиле и США), 13% - по-русски, около 5 % - по-испански, около 4,5% - по-французски, около 4% на идише, приблизительно 3,5% по-арабски (в том числе на е), распространены также немецкий, румынский, персидский, польский, амхарский, португальский, венгерский, нидерландский, турецкий и др.

    Религия

    Большинство верующих евреев являются последователями иудаизма (иудеями).

    Термин «иудаизм» происходит от греч. йуда́исмос, который восходит к ивр. яхадут‎ (יהדות), однокоренному с йехуди - еврей / иудей.

    Священная книга еврейского народа - Танах (еврейское Священное Писание) (ТаНаХ - аббревиатура: Тора́ ивр. תורה‎‎, Невии́м ивр. נביאים‎‎, Ктуви́м ивр. כתובים‎‎ - , Пророки и Писания).

    ТаНаХ является частью Священного Писания христиан (Ветхий Завет) и почитается в исламе.

    Традиционная культура

    Неполноправный социально-экономический статус евреев в диаспоре способствовал сложению у них специализированной культуры.

    Участие евреев в сельском хозяйстве повсеместно ограничивалось, основными занятиями были ремесло и торговля, часть занималась предпринимательством и ростовщичеством, свободными профессиями. Б

    ольшинство евреев жило замкнутыми общинами (кегила) в городских кварталах (гетто в Италии и Германии, худерия (жудерия) в Испании и Португалии, меллах в Северной Африке, махалла в Иране и Центральной Азии).

    Самоуправление (кагал) возглавлялось экономической элитой (гвир - «сильный», парнас - «кормилец») и раввинатом.

    Сохранялись пережитки большой семьи, на Ближнем и Среднем Востоке до середины XX века - полигамия (нормативная моногамия введена у ашкеназов в X веке). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистическим нормам евреем считается только рождённый от матери-еврейки.

    Общееврейские черты материальной культуры определялись предписаниями иудаизма: в пище, обязательное покрытие головы для мужчин и замужних женщин и др. С отменой ряда ограничений прав евреев в Новое время в большинстве европейских стран происходили их ассимиляция и аккультурация, отход от , распространились смешанные браки; евреи Восточной Европы и Азии дольше сохраняли традиционную культуру.

    Одновременно развивалась консолидация евреев, выражавшаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений.

    В 1881-1914 годах усилились миграции евреев (особенно из Российской империи) - в Западную Европу, Америку, Австралию и др., с распространением идеологии сионизма началось их переселение в . Этническое развитие европейских евреев было разрушено Холокостом во время Второй мировой войны. После её окончания усилилась эмиграция евреев в страны Нового Света, а также во вновь образованное , где складывается нация израильтян.

    Фотогалерея

    Численность

    Численность населения, заявленная в переписях, может существенно отличаться от численности лиц, внутренне осознающих себя евреями.

    В России в послереволюционных переписях национальность называл сам опрашиваемый. Поэтому, например, до 1930-х гг. в них в качестве евреев не фигурируют люди, себя таковыми не считавшие (в то время около 20%).

    В дальнейшем доля евреев в СССР, не считавших разумным декларировать свою национальность, продолжала расти - вплоть до начала 80-х гг.

    Еврейские общины

    Организованные еврейские общины существуют в 110 странах мира.

    Наиболее крупные еврейские общины (св. 60 тыс.чел.) находятся в следующих странах:

    1. США - 5,2 - 5,5 млн чел. (из них недавних выходцев из бывшего СССР около 400 тыс.)
    2. Израиль - 5,4 млн чел. (перепись 2008; из них недавних выходцев из бывшего СССР свыше 1,12 млн чел.)
    3. Франция - 575 тыс. чел.
    4. Аргентина - 400 тыс. чел.
    5. Канада - 348,6 тыс. чел. (перепись 2001)
    6. Великобритания - свыше 300 тыс. чел.
    7. Германия - около 250 тыс. (из них 110 тыс. зарегистрированных членов общин; всего выходцев из бывшего СССР ок. 216 тыс.) (данные на 2004).
    8. Россия - 233,4 тыс. чел. (2002, перепись, в том числе в Москве 80,4 тыс. чел., Санкт-Петербурге 36,6 тыс. чел., в городе Биробиджан Еврейской автономной области не превышает 7 тыс. чел.)
    9. Украина - 104 тыс. (перепись 2001)
    10. Австралия - 90 тыс.
    11. ЮАР - 89 тыс.
    12. Бразилия - 87 тыс. (перепись 2000)