Изображение осириса. Распятие и Воскресение Христа = казнь и воскресение Осириса. Смерть Осириса. Из земного царя – в цари подземного мира

Бог Осирис (егип. Усир) – считается верховным божеством, богом плодородия, а также владыкой загробного мира. Египтяне отождествляли его с древнегреческим богом Дионисом Появился на свет от союза бога жителей земли Геба и богини неба по имени Нут. Повзрослев Осирис унаследовал престол и статус верховного владыки земли на котором до его пришествия властвовал Ра, Шу и его отец .

Занимался общеполезной деятельностью, вывел людей из состояния необразованности, сделал первый плуг для обработки полей, правильному уходу за урожаем, соблюдению принятых культурных норм общежительства, поклонению духовным нравоучителям, пивоварению и виноделию, научил добывать золото и медную руду, врачеванию и даже постройке целых городов.

Бог Осирис и мифы связанные с ним

Наиболее известным мифом, связанным с Осирисом является история о том, что его родной брат по имени Сет, захотев незаконно унаследовать трон, убил его. После этого Исида, которая по совместительству была его женой — отыскала изуродованное тело, и в паре с сестрой Нефтидой оплакивала его. С небес был послан богом солнца Ра шакалоголовый Анубис, для того чтобы помочь богиням собрать рассыпанные (в другой версии — расчлененные Сетом) останки бога, и изготовил мумию. Была одна часть тела, которую Анубис вместе с и Нефтидой не смогли найти, это был пенис, который съели рыбы. Но даже в этой ситуации Исида не растерялась, она своими руками сделала глиняную копию.

Приняв облик Хат, Исида укрыла своими крыльями мумию покойного бога, проговорила волшебные слова впоследствии чего, был зачат Гор.

По истечении небольшого времени, Гор был признан законным наследником трона своего отца, получив царство. Воскресил Осириса, накормив его своим оком. В свою очередь Осирис решил сделать своего сына полноправным владыкой земного царства, оставшись править в царстве мертвых. Смерть и воскрешение Осириса торжественно отмечались каждый год.

Гор ведет умершего к трону Осириса.

Миф об Осирисе унаследовал в себе отражение многих закономерных этапов вознесения духовенства в египетском обществе. Головной убор Осириса представляет из себя обруч сделанный из листьев папируса, из того же материала была изготовлена его священное судно, символизирует его так называемый джед – который состоит из связок стеблей папоротников вставленных друг в друга. В последствии почти всегда изображался вблизи какого-либо растения, зачастую это были деревья высаженные в ряд, виноград либо лотос произраставший перед его престолом, иногда изображался вместе с виноградной лозой обвивающей его стан.

Нефтида испытывала жаркие чувства к Осирису, и тайно обернувшись Исидой, соблазнила его. Побоявшись ревности со стороны супруга (Сета) Нефтида, оставила новорожденного младенца в зарослях камыша и бамбука, где в последствии его нашла богиня Исида. начал помогать Исиде, искать части тела Осириса и участвовал в подготовке восстановленного тела к бальзамированию.

Места почитания и память о божестве

Главным западным божеством того периода был Анубис, до становления культа Осириса. В последствии Анубис становится сопроводителем душ умерших по Аменти (Запад) близ Дуата, именно через нее душа Осириса попала на Суд.

Будучи владыкой Дуатта и судьей умерших до окончания периода Старого Царства. Немного погодя функции верховного правителя и господствующего божества переходят к Осирису. В Книге Мертвых Анубис помогает Осирису судить души мертвых.

Творческая элита того времени показывала в своих шедеврах этого бога в образе усопшего царя, обернутого в повязки, с царской короной на голове, держащего царский скипетр.

С памятью об Осирисе близко ассоциируются два небольших города: город Бусирис, где находится позвоночник бога, и город Диодос, который известен тем, что там была погребена голова Осириса. Абидос, прослыл одним из духовных мест в . Почти каждый набожный египтянин мечтал быть погребенным в месте скопления энергетики, простиравшейся от царской гробницы, что завещал своим оставшимся в живых родственникам захоронить его останки в Абидосе. Другие же просили поставить надгробия неподалеку от места погребения умершего и чудесным образом ожившего бога, чтобы и они могли вкусить с ним вершину духовенства.

11 Фев 2016 г. | 12 414

В стране пирамид до сих пор сохранилось множество воспоминаний о пребывании там святого семейства — устных преданий и почитающих верующими мест. Но самая удивительная тайна Иисуса связана с явственными параллелями, которые можно провести между страданием и воскресением Христа и древнеегипетским мифом о гибели и воскрешении Осириса.

Как и Иисус, Осирис был сыном неба и земли. Предание говорит о нем, как о добром царе, который при жизни отвратил египтян от нечестия — уничтожил жестокие обычаи, научил земледелию, письменности и искусствам. В возрасте 28 лет Осирис погиб от руки своего злого брата Сета, завладевшего троном. Жена Осириса — Исида, потрясенная горем, отправилась на поиски обожаемого супруга и, по божественному вдохновению, найдя его останки, сочленила их. И случилось чудо: благодаря слезам безутешной супруги Осирис воскрес, оставив ей сына Гора (Хора). Повзрослев и возмужав Гор, победил узурпатора и наконец унаследовал трон отца. Осирис же стал править подземным миром и судить людей после смерти.

Гор, Осирис и Изида

Нередко проводятся параллели между Иисусом и Осирисом. Ряд исследователей полагает, что имя Осирис может означать «Сир Ис», то есть «Царь Иса» (Иисус). Убийца Осириса по имени Сет — схож с сатаной, известным библейским образом, противостоящим Иисусу Христу. Смерть и оживление Осириса — явно напоминает воскресение и вознесение Иисуса Христа.

После воскресения Осириса каждый египтянин вправе ожидать личного воскресения в физическом теле после смерти, через уподобление образу Осириса (как и мы уподобляемся Христу), если он при жизни следовал божественным законам. Эти нравственные законы напоминают евангельские заповеди. Так, в египетской «Книге мертвых», душа попадая на суд Осириса, говорит в свое оправдание, что этот человек при жизни помогал бедным, дал лодку путешественнику, жертвовал на храм и т.п.

Ежегодно в Египте отмечался праздник воскресения Осириса, связанный с памятным событием, а также с ежегодным обновлением природы. Праздник этот можно сравнить с христианской Пасхой, символом которой (как и в древнеегипетские времена) являются яйца, проросшие зерна, ветки свежей зелени. Пасха также приходится на весну, что соотносится с оживлением природы и растительности в древнеегипетских мистериях. Умирание и воскресение Осириса, расчлененного на части, было символом умирания и оживания природы. Его уподобляли зерну, которое попав в почву умирает и затем прорастает. На шею умершему в древнем Египте вешали мешочек с проросшим зерном, что символизировало воскресение в будущей жизни. Интересно, что Иисус в Евангелии также отождествляет себя с зерном: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» .

Крест жизни

Символ креста заменял древним египтянам символ жизни «анкх» — крест, только увенчанный кругом. В «анкхе» объединяются два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. В иероглифическом письме этот знак обозначает «жизнь», в том числе вечную. Египтяне изображали анкх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анкха основывалась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анкха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. Во время движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх стал популярным символом мира и правды.

Так же, учение Иисуса Вечной Жизни является постоянной темой в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 11:25 Иисус говорит:

« Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет оживет: И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек »

Следует отметить, что символисты смотрят на очертания анха как на распятого человека: круг представляет голову, горизонтальную линию две руки и вертикальную линию ноги прибиты к кресту, как один.

Все это убедительно свидетельствует, что никогда и нигде Бог не оставлял человека. Даже в древние времена Иисус, пусть и в скрытой пророческой форме, проявлялся через разнообразные «естественные религии», пробуждая в людях лучшие чувства — сострадание к ближнему, стремление быть ближе к Богу, надежду на посмертное воздаяние и справедливость. Не только в сохранившихся до наших дней, но даже и в древних культах мы находим удивительные следы прозрений о Христе. Это вселенское, космическое проявление Божественной личности является основой для экуменического диалога, взаимопонимания и сотрудничества между различными религиями и культурами.

Как и Иисус Осирис выступает судьей на посмертном суде, где является либо оправдателем, либо как обвинителем душ. Здесь также видна надежда людей на Осириса, как и на Христа, на милосердие Бога, отпирающего для души врата в райские кущи.

Осирис, Судный день, на папирусе Hunefer, 1285 до нашей эры.

Судный день является центральным принципом христианской религии. Души умерших предстают на суд Христов. Те, кто следил за его учением, в течение своей жизни, считаются праведными и могут быть допущены к небу. II Коринфянам 5:10 говорит:

«Ибо мы должны все предстать перед судом Христовым, чтобы каждый получил согласно тому, как поступал, живя в своём теле, творил ли он добро, или зло.»

Описания Христа и Осириса как судий удивительно похожи. Микеланджело «Страшный суд» имеет много общих черт с «Судным Днем» выгравированным на египетских папирусах и на стенах гробниц.

Иисус. Судный день, из Сикстинской капеллы, Микеланджело 1512.

Миф против Факта

Никто не знает, происхождение этой истории Осириса. Первые письменные рукописи Осириса дошли до нас от источников за пределами Египта путем древних историков, таких как Диодор Сицилийский (1-й С. до н.э.), Геродота (5-я С. до н.э.), и Плутарха (1-й С. Д.). Эти классические писатели описывают Осириса как полубожественного царя, который отменил людоедство, научил мужчин и женщин жить в соответствии с законом Маат, улучшил их нравственность, и наполнил их любовью к человечеству.

Миф Осириса наполовину похож на настоящий и в то же время на волшебноый мир магии. Этот элемент фантастики отвечает, в частности, за неправильное представление, что Осирис был вымышленным существом. Факты остаются среди руин древнего Египта и рассказывают совершенно другую историю. Осирис придал возрождение религии среди древних обитателей Нила, последствия которой повлияли на каждый аспект в их первобытном обществе. Это привило в них высокий моральный кодекс, чувство добра и зла, склонность к братской любви.

Осирис также способствовал высокоразвитой философии. Его поклонники поняли, что человеческое тело не было ни идеальной, ни постоянным. Они также были убеждены, что смерть — не конец их бытия.

Точно так же, философия выражается в истинной религии христианства.

Осирис Феникс

Египтяне сравнил дух Осириса с небесной птицой, так же, как христианство изображает душу Иисуса в виде белого и блестящего голубя. Египтяне называли птицу Бену, греки называли его Феникс.

Ученые единодушно считают, феникс был символом Осириса. Немецкий филолог Адольф Эрман объяснил «душа Осириса … пребывает в виде птицы, феникс ….»

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись.

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество.
  • Покровитель производящих сил природы;
  • Покровитель царей;
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.

Осирис

Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли и богини неба , братом и мужем , братом , отцом и . Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда , деда и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.