Иза высоцкая в молодости. В воспоминаниях о Володе слишком много неправды! В Нижнем Тагиле

Рано утром не стало Изы Константиновны – сердце 81-летней актрисы остановилось в 03:30 по московскому времени.

«Нет слов, чтобы описать наше горе. Прощайте, удивительная, блистательная Иза Константиновна», - сообщили на официальной странице Нижнетагильского драматического театра, на подмостках которого почти 50 лет работала легендарная Иза.

Прощание с любимицей публики состоится в воскресенье, 22 июля, в 13.30 в ритуальном зале Реквиема по адресу: Челюскинцев, 47.

Изольда – единственная женщина в жизни Владимира Высоцкого, которой он подарил свою фамилию. Ей же знаменитый бард посвящал свои первые стихи.

Он познакомился с третьекурсницей Школы-студии МХАТ, будучи первокурсником. Тогда Иза Константиновна была замужем. Долгие ухаживание, романтичные признания – он сделал все, чтобы завоевать гордую девушку. И ее сердце дрогнуло – она подала на развод, чтобы связать себя узами брака с Высоцким.

Их любовь не смогло убить даже расстояние: по распределению Изу отправили работать в Киев, где она узнала, что находится в положении. Несмотря на сильные чувства, актриса решилась на аборт.

Позже Иза вернулась в Москву, а 25 апреля 1960 года влюбленные сыграли свадьбу. Вскоре Высоцкая узнала, что снова ждет ребенка, которому, как и первенцу, не суждено было появиться на свет. «Не помню ни единого слова, что кричала нам в то утро совсем другая Нина Максимовна – страшная и жестокая, не желавшая становиться бабушкой. Мы сидели в постели оглушенные, не смея встать, одеться, защититься. Какой-то черный провал – и снова аборт. Я отвратительна сама себе, Володя пьет. Через много-много лет я узнала, что тогда Володя плакал у больницы», - признавалась актриса в одном из интервью.

Трагедия подкосила семью, разрушив их счастье. Владимир все чаще забывался при помощи алкоголя, а позже до жены стали доходить известия об измене мужа. Она долго терпела, пока не забеременела любовница барда – «разлучницей» оказалась Людмила Абрамова, которой Высоцкий сделал предложение после развода с Изольдой.

И только через много лет посе смерти музыканта Иза Константиновна выпустила две книги воспоминаний об их некогда большой и светлой любви.

Новость о смерти первой жены барда прокомментировал и его сын Никита Высоцкий. Наследник музыканта и Людмилы Абрамовой признался, что в последний раз видел Изольду Константиновну около 15 лет назад. «Я был с ней знаком, но мне нечего комментировать, кроме того, что я сожалею и приношу соболезнования», - сказал он.

Роман был стремительным. Очень быстро Владимир и Иза стали неразлучными. Он называл ее Изулей, она его – Волчонком. Володя посвящал любимой стихи, забрасывал цветами, делал милые, иногда нелепые подарки.

Помню, он принес мне спелый мандарин и туфли, от которых оторвал каблуки. Володя сделал это, чтобы на прогулках мы были одного роста, и меня можно было держать за шею - это тогда было модно, - улыбается Иза Константиновна. – «Шпильки» создавали лишние проблемы, и Володя без сожаления от них избавился.

Высоцкому в ту пору исполнилось 19 лет, Изольде – 20, чувства были по-юношески горячими, и в один прекрасный день Владимир привел любимую домой, в коммуналку на Первой Мещанской.

Получилось как-то все очень естественно и просто, - вспоминает Иза Константиновна. - Без этих вопросов: почему, да не рано ли, и зачем это надо…

Междугородняя любовь

Комната, где поселились влюбленные, была проходной, вить семейное «гнездышко» пришлось за ширмой, но жили весело – молодость грустить не желает. А потом пришло время разлуки - окончив МХАТ, Иза уехала работать в Киевский драматический театр. Володя остался в Москве, у него впереди был еще один курс.

При этом мы довольно часто общались - самолетом от Москвы до Киева лету немного, были еще телефон и почта. А летом 1958 года мы с Володей ездили в Горький, к моим родным - знакомиться. Я дала телеграмму: «Еду домой с новым мужем...» - вспоминает Иза Константиновна. - На вокзале нас никто не встретил, Володя помчался искать такси, и в это время откуда-то появились мама. Помню ее шутливый вопрос: «Этот клоун не твой ли муж?» Володя был в своем буклистом пиджаке, а таких, в Горьком еще не видели: для провинции это было нечто.

Высоцкий заботливо и трогательно относился к родственникам любимой, которые, по словам Изы Константиновны, отвечали тем же.

Лучшие дня

Бабушку Володя пленил тем, что, придя к нам в гости, съел целую пол-литровую банку земляничного варенья, - смеется актриса. - Жил он в тот приезд на дебаркадере и снимал там каюту. У нас в доме негде было раскладушку поставить - да и самой раскладушки не было.

Свадьба с подснежниками

После того как Иза вернулась в Москву, было решено играть свадьбу. Мешало только одно - невеста все еще не была разведена с прежним мужем. Проблема была решена при помощи влиятельной родственницы Володи, и в апреле 1960 года Иза Мешкова-Жукова стала Высоцкой.

Наша с Волчонком свадьба – отдельная история. У нас не было ни колец, ни фаты, в руках я держала охапку подснежников, а туфли мои снова были без каблуков – так захотел Володя, - продолжает рассказ героиня. - В Рижском загсе, где нас расписывали, вместо марша Мендельсона звучала музыка из фильма «Укротительница тигров». Хохотали все. От смеха я дважды роняла цветы.

Первое время жизнь казалась пусть не всегда веселой, но сказкой. Единственным, что раздражало молодую жену, была Володина гитара.

Он не расставался с ней ни на минуту и мучил меня своим бреньканьем. Песням, которые он тогда сочинял, я не придавала никакого значения, и время от времени злилась, что гитаре достается больше внимания, чем мне, - говорит Высоцкая. – Ругались мы весело. Так упоительно наговорить кучу слов, выбежать из дома, сесть в такси: «Прямо, пожалуйста!» - и при этом знать, что следом уже гонит в такси Володя. И мириться дома тоже было так замечательно!

Потом начались проблемы - у обоих не складывалось с работой, денег катастрофически не хватало, и Владимир начал выпивать. Семью мог спасти ребенок, Изольда забеременела, но тут в дело вмешалась свекровь Нина Максимовна, категорически не желавшая быть бабушкой. Был страшный скандал, после которого у Изы случился выкидыш. Бывшая свекровь извинится много лет спустя, когда Иза тоже будет носить звание «бывшей».

Другая женщина

Вскоре супругам снова пришлось разлучиться - Иза приняла предложение ростовского театра и, полная творческих надежд, уехала из столицы.

С Володей мы переписывались, созванивались. Я ждала его – ростовский театр предлагал ему работу, и вдруг моя московская подруга сообщила мне, что некая Люся Абрамова беременна от Высоцкого, - вспоминает Иза Константиновна. - Я немедленно позвонила ему, а он мне наврал. Сказал, что свято хранил верность.

Тем не менее, весть, принесенная участливой подружкой, оказалась чистой правдой. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что жена Высоцкого не хочет развода, скрывается и якобы уже объявлена во всесоюзный розыск. Узнав об этом, Иза Константиновна немедленно выслала в столицу необходимые для развода документы, и с этого момента ее пути с Высоцким разошлись. Владимир остался в Москве, Изольда колесила по разным театрам страны. Работала в Перми, Владимире, Лиепае и Нижнем Тагиле, где обосновалась навсегда и вышла замуж. Весть о смерти Высоцкого застала ее врасплох, приехать на похороны она не смогла, вырвалась лишь на «сороковины».

P.S. Последние годы Иза Высоцкая живет одна, сын Глеб работает главным инженером в одной из частных фирм Екатеринбурга. Актриса по-прежнему играет в театре, некоторое время назад ей присвоили звание народной артистки России. В прошлом году Высоцкая выпустила книгу воспоминаний о Владимире Семеновиче «Короткое счастье на всю жизнь».

Во всевозможных воспоминаниях о Высоцком, я читала о нем и о себе такое, что волосы на голове вставали дыбом, слишком много там неправды, - говорит Иза Константиновна. – Надеюсь, в своей книге мне удалось показать молодого Володю таким, каким он был в действительности.

ВОСПОМИНАНИЯ

Раннее утро ранней весны 1957 года. Улица Москвина. С однокурсницей ждем такси. И вот тебе, пожалуйста, Вовочка Высоцкий, незаметный, тихий… И случилось чудо. Мальчик с торопливой, чуть вздрагивающей походкой, дерзкий и нежный, смешной и заботливый, стал родным и любимым.

Теплым, солнечным апрелем 25-го числа 1960 года в рижском загсе... С трудом удерживаю охапку подснежников, подходит забавный парень и нахально говорит: «Невестушка, поделись цветочками с нашей невестушкой!» Я делюсь, мне не жалко, нам смешно. Наши свидетели - Володины однокурсники - Марина Добровольская и Гена Ялович. Они тоже влюбленные и смешные. Нас вызывают. Грянул марш из «Укротительницы тигров», и мы, давясь смехом, входим в торжественную комнату, и торжественная женщина нам вещает: «Дорогие товарищи, крепите советскую ячейку!» Нам становится совсем смешно. Нас быстро приглашают расписаться и объявляют мужем и женой. Отныне я - Высоцкая.

Осень шестидесятого - сплошные огорчения. Мы пытались что-то сыграть с Володей, но у нас ничего не получилось, как не получалось танцевать или быть на людях рядом... Начались мои безработные муки. Володя маялся. Он получил обещанную ему центральную роль в «Свиных хвостиках», верил, что сыграет, фантазировал, но ему не дали даже репетиций. В конце концов, ходил Володя из кулисы в кулису с барабаном в массовке. Позже сыграл Лешего в «Аленьком цветочке». Вот, пожалуй, и все. Было горько. Мы так наивно верили в святое искусство.

В городе афиши "В. Высоцкий, И. Бортник". Пробиваемся сквозь толпу до грим-уборной, где заботливо приготовлены бутерброды, чай, кофе, пирожные.

Торопят с началом. "Какие, Владимир Семенович, просьбы?" - "Только одна. Устройте Изу поудобнее". На меня смотрят подозрительно и озабоченно и уводят в переполненный зал. С грехом пополам усаживают в центре дополнительного ряда прямо перед сценой. Володя выходит, я оказываюсь у него в ногах, запрокидываю голову, чтобы видеть его, и растворяюсь во всеобщем порыве любви. Перерыв между концертами минут десять, не больше. Мы снова одни. По просьбе Володи к нам никого не пускают. Володя кормит меня, сам съедает несколько ломтиков колбасы, прихлебывает кофе и поет мне одной то, что не может петь со сцены. Второй и третий концерты я слушаю за кулисами, где мне поставили стул. Володя поет другие песни, почти не повторяясь, и ставит микрофоны так, чтобы мне было лучше видно. – «Тебе удобно?» Я плачу, не пряча слез.

Откликнитесь, Изольда!
Надежда ЮДИНА 13.03.2007 05:27:02

В 1998 году Изольда гастролировала с театром в Брянске. Мы после концерта пригласили ее к нам в Дятьково в клуб В.Высоцкого "Горизонт". Переписывались. Затем связь оборвалась. Сообщаем, что клуб до сих пор живет. Помним встречу с Изольдой. Просим откликнуться. Спасибо. С уважением рук. клуба Надежда Юдина и Виктор Гринев.

20 июля 2018 года умерла Иза Высоцкая – народная артистка России, чья биография наполнена яркими событиями. Причина смерти женщины остается пока еще неизвестной для широкой публики.

Близкие и родные люди проведут артистку в последний путь в ритуальном зале Реквием 22 июля. Церемония начнется в 13:30 по московскому времени.

Все, что нужно помнить

Изольда Высоцкая (до замужества Жукова) родилась 22 января 1937 года в Нижнем Новгороде. Актриса не любила распространяться о своих родителях и прошлой жизни, поэтому о ее детстве практически ничего не известно.

Девочка росла веселой и активной, любила заниматься творчеством и, кажется, интуитивно чувствовала, как подать себя другим людям. Поэтому было принято решение поступить в школу-студию МХАТ, которую Иза успешно окончила в 1958 году.

Изольда Жукова в молодости

Сразу после окончания учебы молодая актриса была принята на работу в Киевский театр им. Леси Украинки. Там Изольда приобрела неоценимый опыт и окончательно поняла, что выбрала правильный жизненный путь.

В 1961 году Изольду пригласили в Ростовский театр им. Ленинского комсомола. Девушка приняла приглашение, но выступала на сцене этого театра всего лишь один год. После этого молодая актриса решила, что нельзя сидеть на месте и начала активную работу в Перми, Владимире и даже в Театре Балтийского флота.

В Нижнетагильский драматический театр им. Д. Мамина-Сибиряка Изольда Константиновна попала в 1970 году и продолжала там работать до самой смерти. Многие зрители приходили смотреть спектакли только с ее участием и говорили о том, что Иза – самая талантливая актриса из всей труппы.

Заслуженная артистка России Иза Высоцкая

Также стоит отметить, что 10 лет своей жизни (с 2002 по 2012 год) актриса посвятила преподаванию сценической речи в Нижнетагильском колледже искусств. Высоцкая успевала учить студентов актерского отделения, репетировать и выходить на сцену с завидной частотой.

Невероятный талант и желание творить не остались незамеченными. За свою жизнь артистка смогла заполучить два титула «высшего ранга». Ее признали:

  • в 1980 году Заслуженной артисткой РСФСР;
  • в 2005 году Народной артисткой России.

До последних дней своей жизни актриса выступала на сцене театра им Д. Мамина-Сибиряка

Изольда Высоцкая всю свою жизнь стремилась к совершенству. Она смогла «вдохнуть» новую жизнь в современное искусство и доказать всем, что талантливые люди никогда не стареют и не теряют своего мастерства.

Но вот в любви знаменитой женщине повезло лишь однажды. Эти светлые чувства Иза хранила в своем сердце до самого конца.

Последние фото известной актрисы

Короткая, но искренняя история любви

Иза Жукова познакомилась со своим будущем мужем на третьем курсе в 1956 году. Владимир только что стал студентом Школы-студии МХАТ и запомнился девушке чуть ли не с первых дней обучения:

«Я познакомилась с Высоцким, когда ему было 18 лет. Он был трогательным, талантливым мальчиком с открытым взглядом на мир. О нем еще никто не знал, он был еще никому неизвестным. А свои песни Володя соглашался петь только близким друзьям.

Изольда и Владимир Высоцкий в молодости

Я знала того Высоцкого, о котором сейчас, наверно, никто не вспомнит. Именно он живет в моей душе до сих пор. Его я любила и люблю» — именно так отзывалась актриса о мужчине, с которым хотела прожить всю жизнь.

Но их брак оказался коротким. Молодые люди расписались 25 апреля 1960 года, а официально расстались в 1965 году. Но очевидцы утверждают, что Владимир Высоцкий перестал жить с законной супругой на несколько лет раньше.

Несмотря ни на что, Иза продолжала любить «своего» мужчину до самой смерти. Она стала автором двух книг, посвященных .

До конца жизни Изольда любила Владимира Высоцкого

А именно:

  • «Короткое счастье на всю жизнь»;
  • «С тобой… без тебя…».

Они стали настоящим откровением и позволили посмотреть на отношения влюбленных людей с другой стороны.

Иза Высоцкая единственная из всех жен барда взяла его фамилию и умерла вместе с ней. И пусть причина смерти женщины остается неизвестной, ее «сценическая биография», записи спектаклей и интервью всегда будут согревать сердца поклонников и близких людей.

Иза Высоцкая не знакома зрителю как актриса кино - женщина делала театральную карьеру, а также учила «правильно» разговаривать на сцене студентов колледжа искусств. Изольду Константиновну знают, прежде всего, как первую жену легенды российского кино, талантливого барда .

Детство и юность

Изольда Мешкова родилась в Горьком (Нижний Новгород) в 1937 году, пережила все тяготы голодного и страшного военного детства. С семьей оказывалась и под бомбежками. В огне войны девочка потеряла родного отца Константина Павловича, а затем и отчима Николая Федоровича, который пропал без вести.

В интервью Изольда Константиновна вспоминала, что с детства любила танцевать. Среднюю школу, где училась прилежно и легко, совмещала с хореографическим училищем при Оперном театре. Девочка делала успехи на танцевальном поприще, однако вскоре студия закрылась.

В день выпускного во время прогулки по родному городу Иза с подругой наткнулись на объявление, приглашающее вчерашних школьников поступить на актерский факультет театральной студии при МХАТе.


Конечно, это было далеко от вожделенного балета, но Изольда решила показать таланты выездной комиссии. Счастье пытали еще 120 сверстников, однако Мешкова единственная миновала прослушивания без дополнительных «тестов».

Девушку встретила неприветливая Москва. Поначалу Иза не могла привыкнуть к «тоскливой» атмосфере драматической сцены – без музыки, пачек и пуантов. Но постепенно втянулась в насыщенную театральную жизнь.

Театр

Профессиональная биография актрисы началась в Киеве. В главный город Украинской ССР девушка попала по распределению. В свои ряды начинающую артистку принял театр имени . Режиссеры щедро одаривали Изу главными ролями, например, играла Соню в пьесе Георгия Березко «Вот я иду». Карьера обещала быстрый взлет, к тому же руководство театра давало девушке квартиру. Однако, отработав положенные по распределению два года, актриса вернулась в Москву.


Впрочем, в столице не задержалась. Угнетала нехватка ролей, и Изольда Высоцкая ответила согласием на запрос Ростовского театра им. Ленинского Комсомола. Здесь отработала год, а затем вплоть до 1970-го колесила по стране – играла на сценах храмов Мельпомены Перми, Владимира, Лиепаи.

Наконец, навсегда обосновалась в Нижнем Тагиле. В местном театре им. прослужила почти полвека. Репертуар актрисы бескрайний. Копилку работ украшали пьесы «Царь Федор Иоаннович», «Золотая пыль», «Птицы нашей молодости», «Мать» и другие спектакли.


За роль из постановки «Ваша сестра и пленница» женщину наградили премией «И мастерство, и вдохновение» за личный вклад в театральное искусство, за честь и достоинство. К тому же Изольда Константиновна носила звание Народной артистки России.

Изольда Высоцкая совмещала игру на сцене с преподавательской деятельностью. Десять лет актриса делилась опытом со студентами актерского отделения Нижнетагильского колледжа искусств – преподавала сценическую речь.

Фильмы

Фильмография актрисы состоит всего из одной художественной ленты. В 2000 году на Свердловской телерадиокомпании вышла двухсерийная драма «Горное гнездо». Режиссер Владимир Лаптев взял за основу постановку романа Дмитрия Мамина-Сибиряка. Снимался фильм на старом демидовском заводе, что придало действию особую атмосферу и колорит. Высоцкой досталась заметная роль Нины Леонтьевны.


Изольда Константиновна не жалела, что выбрала жизнь провинциальной актрисы. В редких беседах с журналистами (прессу женщина недолюбливала) признавалась:

«Я довольна тем, как сложилась моя судьба. Уже много лет я актриса Нижнетагильского драматического театра. Я не жалею, что уехала из Москвы, не снималась в кино. Мне никогда не нужна была известность».

Изольда Высоцкая попробовала силы и в писательстве. В 2006 году поклонники Владимира Высоцкого получили книгу мемуаров «Короткое счастье на всю жизнь», в которой женщина рассказывает о непростых отношениях с супругом.

Личная жизнь

На первом курсе Иза пережила страстную, но несчастную любовь. Излечить от предательства возлюбленного помог брат школьной подруги Юрий Жуков, питавший еще подростком нежные чувства к Мешковой. Изольда, наконец, ответила взаимностью и вышла за юношу замуж спустя месяц встреч.


Когда девушка училась на третьем курсе, в составе первокурсников студии МХАТа появился Владимир Высоцкий – «весь - радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться». Штамп в паспорте Изольды не остановил пылкого и хулиганистого Володю. Не влюбиться в него, по ее словам, было невозможно: балагур, душа компании, всегда в обнимку с гитарой.

Вскоре молодые люди уже делили кров проходной комнаты коммуналки. Муж долго не соглашался на развод, помогли связи высокопоставленных родственников Высоцкого. Расписалась пара весной 1960 года. Родные Владимира Семеновича холодно встретили молодую супругу. Мама, узнав про беременность Изольды, устроила скандал – не хотелось женщине в 45 лет становиться бабушкой. В итоге случился выкидыш.


Отношения с мужем охладил еще и отъезд Изы в Киев. Впрочем, Высоцкий часто приезжал – то на каникулы, то на премьеры жены, а то и вовсе неожиданно появлялся на генеральных репетициях. Отработав положенное время, актриса вернулась в столицу России.

Из-за нехватки работы пришлось уехать в Ростов, где молодой актрисе предложили место в театре. Высоцкий умолял жену остаться, но, по признанию Изольды Константиновны, она больше не могла жить под одной крышей с его семьей.


Расстаться супруги договаривались ненадолго, а оказалось, навсегда. Однажды раздался звонок от бывшей однокурсницы, которая сообщила, что новая пассия Владимира ждет от него ребенка. В мае 1965 года Иза с Высоцким развелись. Актер сам предложил уже бывшей супруге сохранить фамилию.

В этом же году Изольда родила наследника. Глеб носит фамилию знаменитого барда, однако не является родным сыном Владимира Высоцкого. Больше детей у актрисы не было. Глеб стал инженером, работал в крупнейшей компании Екатеринбурга. Иза Высоцкая еще раз выходила замуж, третьего супруга похоронила незадолго до собственной смерти.

Смерть

Изольда Высоцкая ранним утром 20 июля 2018 года в Нижнем Тагиле. Причиной смерти называют неважное здоровье и преклонный возраст – актрисе исполнился 81 год.


Несмотря на болезни, в прошедшем театральном сезоне женщина полноценно работала и даже присутствовала в рядах зрителей на заключительном спектакле 19 июля. По словам сына актрисы, Глеба Высоцкого, по воле матери ее тело кремировали. Прах похоронен в Екатеринбурге.

Фильмография

  • 2000 - «Горное гнездо»
  • 2013 – «Владимир Высоцкий. Я не верю судьбе» (документальный фильм)
Иза Высоцкая: совершенно откровенно

ИЗ-ЗА ИЗЫ

Недавно отметила 75-летний юбилей Иза Высоцкая - народная артистка России, более известная широкой публике как первая жена Владимира Высоцкого. Но она достойна отдельного рассказа - как неординарная личность и как прекрасный человек. И именно из-за Изы Константиновны, в знак уважения к ней, я решил написать этот текст

Геннадий БРУК, Тель-Авив


"...хватала трубку и слышала: "Здравствуй, это я!" Сначала разговоры были короткие, трехминутные. Потом мы заметили, что телефонистки не прерывают нас, и часами болтали и хихикали, и только когда разговор заходил о каком-нибудь деле, вклинивался посторонний женский голос и требовал про любовь".

Если уважаемый читатель подумал, что читает отрывок из книги Марины Влади "Владимир или "Прерванный полёт", то он ошибается. Описанные события происходили в конце 50-х, когда Владимир Высоцкий ещё учился на 3-м курсе "Школы-студии МХАТ", а его жена Иза Высоцкая, играла в Киевском театре им. Леси Украинки. Тогда любящие супруги случайно открыли гениальный способ общения на расстоянии: междугородный телефон и поток любви, прервать который не может ни одна телефонистка, если только у неё не каменное сердце.

* * *

Иза Мешкова родилась в январе 1937 года в Горьком, на год и три дня раньше своего будущего мужа, Володи Высоцкого.

В военном 41-м, Изе было 4 года, Володе - 3, но детские воспоминания живучи и в 1971 отозвались в стихах Владимира Высоцкого:

Так случилось - мужчины ушли,

Побросали посевы до срока.

Вот их больше не видно из окон,

Растворились в дорожной пыли...

Как и всем из поколения войны, семье хватило и голода, и тревоги без отцовских писем с фронта, и, как далеко не всем, Изе пришлось побывать под бомбёжками: "В бомбоубежище не ходили - папа не велел. Были случаи, когда бомбоубежища засыпало.

Мы предпочитали смерть мгновенную..."

Hе боялась сирены соседка

И привыкла к ней мать понемногу,

И плевал я - здоровый трехлетка -

Hа воздушную эту тревогу!

"Баллада о детстве", В.Высоцкий,1975 год

Тогда дети все фантазировали на тему "и вот я на самолёте... та-та-та, и немецкий самолёт падает... к моим ногам, потому что я уже на танке, и бах-бах, и немецкий "Тигр" горит, а я...".

Мы вас встретим и пеших, и конных,

Утомленных, нецелых, - любых.

Лишь бы не пустота похоронных,

Не известия в них.

Но чёрная весть не обошла семью: война отняла у Изы двух отцов: в начале войны - родного, Константина Павловича Мешкова, а в конце - приёмного, Николая Фёдоровича Павлова, комбата-десантника, который пропал без вести в 1945.

Уже не маячат над городом аэростаты,

Замолкли сирены, готовясь победу трубить, -

А ротные все-таки выйти успеют в комбаты,

Которых пока еще запросто могут убить

"О конце войны" В.Высоцкий, 1977.

Но даже военное детство - тоже детство. Было первое посещение театра, которое оставило неизгладимое впечатление. В школе "училась просто, легко и танцевала на всех школьных вечерах". Поступила в хореографическое училище при Оперном театре. Первые "незамысловатые па - это начало полёта". Делала успехи, но... быстро выросла из детских партий, а до профессиональной сцены дорасти не успела - студию закрыли. Перешла в другую школу: "В жизнь без театра, без его музыки и репетиций". Было скучновато, поэтому "По ночам придумывала я себе роковую безумную любовь. Финал этих романов всегда получался печальным, но непременно появлялся ребенок, мальчик или девочка - все равно. И жили дальше мы с ним одни и любили друг друга преданно и нежно".

Может показаться - фантазия, совершенно неожиданная для девочки её возраста, если не понять, что это война и трагическая послевоенная безотцовщина оставила отпечаток в душе.

Был выпускной школьный вечер, после чего, гуляя с подругой по городу, наткнулись на объявление: "Желающие поступить на актерский факультет Школы-студии имени Немировича-Данченко при МХАТе СССР им. М.Горького, должны прийти туда-то и туда-то на прослушивание". И поскольку, хоть это не балет, но, как сказала подруга: "Какая-никакая, а все-таки сцена", Иза продумав "внешний вид: юбка черная в складочку, кофточка гипюровая белая, за неимением туфель - тапочки, скромно и достойно", пошла. И единственная из 120 искателей счастья, после нескольких туров прослушиваний, была принята выездной комиссией в Школу-студию МХАТа, без дополнительных туров в Москве!

В Москве прижилась не сразу. Изе было неуютно в неприветливом, как ей казалось, городе, да и тоскливо - после балетной подготовки оказаться на драматической сцене, "где просто ходят, как в жизни, говорят, как в жизни, и нет у них музыки, пачек, пуантов, сценического простора. Вечно чего-то наставят, нагородят - скучно".

И вдруг всё изменилось: случилась первая любовь, сумасшедшая, бурная и нелепая.

И - предательство...

От краха спас Юра Жуков, брат школьной подруги, который влюбился в Изу ещё в школьные годы. Он прилетел на выручку. Исповедь, месяц каникул, совместных прогулок, и Мешкова стала Жуковой, а муж улетел в Таллин завершать учёбу.

Замужество позволило залечить раны. На третий курс Иза вышла взрослой серьёзной дамой с гладко зачёсанными волосами, а "В студии появился юркий, как ртуть, вездесущий новый курс. С лестницы, чуть подпрыгивая, носками врозь, счастливо улыбаясь, сбегал румяный мальчик в пиджаке в пупырышек. Его звали Вовочка, Володя, Вовчик и даже Васек. Ему было восемнадцать лет. Он весь - радостная готовность помочь, подсобить, выручить, просто так поздороваться, и все пупырышки на его многоцветном пиджаке озорно подмигивали. Таким я увидела тебя в первый раз".

В 1962 г. Высоцкий написал: "В тот вечер я не пил, не пел,/Я на нее вовсю глядел,Как смотрят дети, как смотрят дети,.." - эти стихи не посвящены Изе, но вот что она рассказывает: "Праздновали сдачу "Астории". Мы стоим... ожидая последнего такси. И вот тебе, Вовочка Высоцкий, незаметный весь вечер, рядом, крепко держит мой палец и смотрит с несокрушимой уверенностью стоять насмерть.

Все уехали без нас. Я ринулась бульварами на Трифоновку, а чуть позади неотступно шагал тогда еще никому не известный студент второго курса Школы-студии МХАТ Вовочка Высоцкий" - на мой взгляд, ситуация очень напоминает процитированные строчки.

Но тогда были только первые шаги в поэзию, пробы, да капустники, где Володя отличался изобретательностью, юмором, кипучей энергией, но не более. По словам однокурсника Валентина Никулина, впоследствии - народного артиста России (а в течение 7 лет - израильтянина и актёра "Габимы"): "Мы тогда не знали ещё, что Высоцкий это ВЫСОЦКИЙ, но он-то уже знал!" Иза тоже не знала: "Я не только не придавала никакого значения этим песням, они для меня были каким-то терзанием. Куда бы мы ни приходили, начинались песни. Причем люди их слышали впервые, а я их слышала в 101-й раз" - она ревновала Володю к гитаре и "песенкам", они ссорились и мирились, и только потом Иза поняла, что это и было короткое, но настоящее счастье. Не было всенародной славы у Владимира Высоцкого, вокруг Изы-старшекурсницы не было слепящего ореола звезды, в отличие от брака Высоцкого с Мариной Влади. Была только трогательная, бескорыстная любовь двух студентов, беззаботные месяцы в коммуналке, в проходной комнате, куда открывались двери комнат Володиной мамы и соседки - Гиси Моисеевны, той самой, которую Высоцкий упомянул в "Балладе о детстве",1975:

"И било солнце в три ручья, сквозь дыры крыш просеяно

На Евдоким Кириллыча и Гисю Моисеевну.

Она ему: Как сыновья? - Да без вести пропавшие!

Эх, Гиська, мы одна семья, вы тоже пострадавшие..."

Интересная деталь: на мой вопрос, слышала ли Иза в семье Высоцких еврейские выражения, Иза ответила, что они не говорили на идише, но отдельные словечки прорывались, как и у Гиси Моисеевны, так что вскоре Иза могла спросить, например, такое: "А что за гевалт у вас вчера был, Гися Моисеевна?"

"Словечки" вошли и в песню, которую бойко процитировала мне Иза Константиновна: "А зухтер-махтер их бин а фартовый ят...".

По окончании училища Иза уехала в Киев, где, в Театре Леси Украинки начала профессиональную карьеру, а Володя остался в Москве доучиваться. Пылкая любовь продолжалась почтово-телефонным и выездным методами - Володя приезжал на генеральные репетиции, премьеры и каникулы.

В Киеве Иза познакомилась с бабушкой Володи, известной косметичкой. Перед войной Дебора Высоцкая второй раз вышла замуж, стала Дарьей Семененко, а во время эсэсовских "акций" соседи под дулом пистолета подтвердили, что она "не жидовка", что спасло её от Бабьего Яра.

Домашние звали бабушку красивым именем Ирина Алексеевна, она была заядлой театралкой и всюду расхваливала "эту чудо-девочку", подкрепляя свои слова хвалебными рецензиями киевских газет. В театре Изу ценили, давали ведущие роли, обещали и квартиру, но она, отработав положенное по распределению время, бросила всё и вернулась в Москву.

Снова жизнь "с милым в шалаше" - коммуналке, но для полного счастья не хватало, прежде всего - работы. Володя поступил в театр им. Пушкина, где не получал сколько-нибудь достойных ролей, а Иза, несмотря на успешные прослушивания, не смогла устроиться ни в один московский театр. Кроме того, бытовые неурядицы и неожиданно возникшая напряжённость в отношениях с мамой Володи (у Нины Максимовны тоже разыгралась семейная драма), не позволили "молодым" родить ребёнка и, измученная Иза улетела в Ростов-на-Дону, где были и роли, и комната, и перспективы.

Ожидалось, что приедет и Володя, а пока продолжался телефонно-почтовый роман и вдруг, как гром среди ясного неба, письмо от подруги: "Людмила Абрамова ждёт ребёнка от Высоцкого".

Всё полетело в тартарары. "Если бы ты знал, Володя, как мне было плохо!"

"Я несла свою Беду

По весеннему по льду.

Надломился лед - душа оборвалася,

Камнем под воду пошла,

А Беда, хоть тяжела, -

А за острые края задержалася"

("Беда", 1972)

Мы знаем эту песню в исполнении Марины Влади, которой Высоцкий и посвятил её. Но у меня всегда возникает ощущение, что не Влади - прототип героини. Вначале 70-х не было в относительно благополучной жизни "Колдуньи" ничего, похожего на трагический сюжет "Беды" и у меня лично песня ассоциируется с драмой Изы.

Очень медленно всё утрясалось. Когда они уже расстались, Володя, ещё не будучи официально разведённым с Изой, жил с Людмилой Абрамовой, родившеё ему двух сыновей. Развод затягивался, Высоцкий терял высланные Изой документы - как доказывал Фрейд: если дело не идёт, значит, человек этого не хочет. Проезжая по Ленинградскому проспекту Владимир из окна троллейбуса случайно увидел Изу - приезжала в Москву и шла по улице. Прихватив (для храбрости?) общую знакомую, направился на встречу.

Буквально на ходу он сочинил стихи: "О нашей встрече что там говорить! -/Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,...". Посвятил их Изе, но в посвящении, кроме первых двух строчек, не стоит искать соответствия между содержанием песни и реальной жизнью, ведь песня - не зарифмованная биография.

Для тех, кто незнаком с полным текстом стихов, напомню, хотя бы, две строфы:

И если б ты ждала меня в тот год,

Когда меня отправили "на дачу", -

Я б для тебя украл весь небосвод

И две звезды Кремлевские в придачу.

И я клянусь - последний буду гад! -

Не ври, не пей - и я прощу измену, -

И подарю тебе Большой театр

И Малую спортивную арену.

Царские подарки, конечно (или воровские?), но всё же, кто кого не дождался, кто кому изменил, и к кому отнести строчку "не ври, не пей"? Никак не к Изе.

"На другой день мы за руки пошли подавать заявление на развод. Помолчали, прижавшись, и вошли в официальное учреждение. Мы договорились, что я сохраню фамилию".

Казалось, перегорело, жизнь, хоть "трудная и нескладная", продолжалась. И, наконец, как мечтала с детства: "огромное счастье - сын. Глеб родился 1 мая 1965... он только мой и носит мою фамилию - Высоцкий" - написала Иза Константиновна в своих воспоминаниях.

Играла в театрах Перми, Владимира, Лиепаи, в Театре Балтийского флота, а с 1970 служит в Нижне-Тагильском театре им. Мамина-Сибиряка.

Среди партнёров Изы Констатинвны назову хотя бы М.Ф.Романова и П.Б.Луспекаева актриса помнит всех, но их невозможно перечислять в рамках газетной статьи.

Иза, спрятала свою любовь на самом донышке души, отмахивалась от звучащих со всех сторон песен, но однажды "на меня обрушились "Кони привередливые". Поражённая, застыла я на раскалённой солнцем площади, запоздало понимая трагическую глубину лёгкого, забавного мальчишки" - вспоминает Иза.

Иногда случайно встречались, почти на бегу, но каждый раз возникало чувство "волшебной, сумасшедшей невесомости". Как ни покажется странным, Иза стала близким человеком для родителей Владимира: матери Нины Максимовны, "второй мамы" Володи - Евгении Степановны и Семёна Владимировича. Она - единственная из жён поэта, о которой его отец всегда отзывался с нежностью.

В 1976 году - встреча Изы и Владимира, исключительно волнующая и удивительно радостная... и, как оказалось, последняя.

Володя привёл её на "Гамлета" (а раньше Иза считала его актёром исключительно характерного жанра):

"Там у стены один, совершенно один Володя... Странная пустота переполненного зала.

Нет сцены. Есть трагическое одиночество. Жажда жизни и вызов року. Страстная, пытливая, пульсирующая мысль.

И гибель, которая не конец.

Я не знала такого Гамлета. Я не знала такого Володю.

"Я тебя люблю", - сказала я. "Я тебя всегда помню", - сказал Володя.

Кажется, через день я смотрела "Вишневый сад".

Лопахин совсем не Гамлет, но Лопахин-Володя также пугающе одинок, не понят, не любим. И какой он жесткий в финале - мороз по коже.

После спектакля Володя отвозит меня в Жуковку. Мы зависаем в скорости, как в самолете, только проносятся назад чужие машины. "Остановись, мгновенье!" - мы целовались. Потом мы ели почему-то из одной тарелки и тихо смеялись. А еще потом ты ушел на спектакль. Я уехала в Белгород на гастроли".

Так и напрашиваются финальные строки из "Беды":

"Он настиг меня, догнал,

Обнял, на руки поднял,

Рядом с ним в седле Беда ухмылялася...

Но остаться он не мог -

Был всего один денек..."

Не будем пока вспоминать последнюю строчку песни.

"У Володи было много планов. Душа моя была спокойна. Мне снова танцевалось, и мир был молодым и прекрасным".

* * *

Иза Констатиновна - великая женщина!

Преодолела душевную боль, справилась с бедой, вопреки последней строчке песни: "А Беда на вечный срок задержалася". Прошла по жизни не "бывшей женой Высоцкого", хотя после развода оставила его фамилию, а большой драматической актрисой. Родила себе и вырастила прекрасного сына. Когда её Глеб служил на подводной лодке, от песни "Спасите наши души" сжималось материнское сердце.

Иза Константиновна удостоена высшей степени артистического мастерства и признания: получила звание "Народной артистки России"! Она - единственная "народная" в периферийных театрах.

А ещё, Иза Константиновна преподаёт сценическую речь на актёрском отделении колледжа искусств.

В 2005 вышла её книга "Короткое счастье на всю жизнь" - "...Мои однокурсники говорили... ты должна это сделать, потому что ты... я знаю, в общем, истоки. Я знаю мальчика ещё, румяного... с румянцем на щеках. Ну что, Володе было 19 лет, мне - 20, когда мы стали мужем и женой. Я знаю как дальше. В последний раз мы виделись в 76-м году, т.е. на протяжении 20 лет, мы были, ну как сказать, разошлись, не разошлись, мы были близкими людьми, мы никогда не расходились навсегда, как человеки. И потом я была очень близко связана с его семьёй, и с отцом, и с его второй мамой, Евгенией Степановной, и с Ниной Максимовной".

Из предисловия её книги: "Сначала меня уговаривали, потом я сама захотела доверить бумаге моё, а значит и твоё прошлое. Я люблю тебя".

Утверждаю как читатель: книга прекрасная, искренняя, и, в отличие от других, лишённая "художественных" выдумок, самолюбования и рисовки.

В январе этого года в Нижне-Тагильском театре, где, напомню, с 1970 года служит Иза Константиновна, по окончании спектакля "Дорогая Памела", торжественно отметили юбилей Народной артистки. Цветы, речи, интервью!

И вопрос, интервьюера, без которого невозможно было обойтись: "Ваше мнение о фильме "Спасибо, что живой". Честный закономерный ответ: "Я его не смотрела и смотреть не собираюсь. Ну представляете себе, у вас в жизни был, а раз был, значит он и есть... Володи нет, но во мне же он остался, никуда же не уходит, родной любимый человек. Мне показывают, или собираются показать что-то, сделанное по сценарию, сработанному кем-то. Кто-то что-то придумал, что-то наляпал... Но даже если бы не это, если бы я знала, что он какой-то гениальный актёр, он никогда для меня не будет Высоцким, он будет вызывать у меня отторжение, потому что у меня другой Высоцкий, мне нельзя подменить, я не пойду".

Пожелаем замечательному человеку, Изе Константиновне, здоровья, новых успехов и ролей на сцене. Долгих лет счастливой жизни: "до 120 как в 20", в кругу родных и друзей, и с восторженными поклонниками в зале!

Использованы фотографии и цитаты из книги "Короткое счастье на всю жизнь" и стихов В.Высоцкого.

Во время учебы в хореографическом училище при Оперном театре

Изе было неуютно в неприветливом, как ей казалось, городе, да и тоскливо - после балетной подготовки оказаться на драматической сцене, "где просто ходят, как в жизни, говорят, как в жизни, и нет у них музыки, пачек, пуантов, сценического простора. Вечно чего-то наставят, нагородят - скучно" (эту фотографию очень любил Владимир Высоцкий)



В Нижне-Тагильском театре, где с 1970 года служит Иза Константиновна, по окончании спектакля "Дорогая Памела", торжественно отметили юбилей Народной артистки. Цветы, речи, интервью!


Иза Константиновна во время одного из телеинтервью