Иверская икона божьей матери на красной площади. Иверская часовня - одна из самых почитаемых московских святынь. Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи

Красная площадь в Москве - это своего рода «нулевой километр», самое значимое место для россиян. Чтобы пройти к ней, нужно миновать Воскресенские ворота, что и делает ежедневно несколько миллионов людей. Но не все они знают, что совсем рядом находится одно из самых почитаемых православными мест Москвы. Это - Иверская часовня на Красной площади. Многие москвичи считают это небольшое строение, притулившееся у Воскресенских ворот, новоделом. Но это не так. Она была лишь реставрирована на прежнем месте взамен старой, разрушенной большевиками. Иверская икона Божьей матери считалась на Руси чудотворной. Для такой святыни требовалась и подходящая «оправа». Ею и стала часовня. Почему она расположена не внутри собора или церкви? Об этом расскажет наша статья. История ее, как и иконы Божьей Матери, также будет раскрыта. Мы дадим точный адрес этого здания, часы работы небольшого храма и проводимых там богослужений.

Иверская часовня на Красной площади: как добраться

Найти эту достопримечательность Москвы и святыню православного народа предельно просто. Ведь она расположена на «туристическом нулевом километре». Рядом - Красная площадь с Кремлем и Мавзолеем. Доехать сюда практически из любой точки Москвы можно на метро. Здесь проходят многие ветки столичной подземки. Выходить следует на станциях «Охотный Ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Оптимальный вариант - первый. От станции «Охотный ряд» размещены дорожные указатели для пешеходов - «Выход на Красную площадь». Следуя им, придете к двухстворчатым воротам. Они увенчаны двумя башнями. Под ними стоит небольшое строение под куполом. Это и есть Иверская часовня на Красной площади. Адрес у строения таков: проезд Воскресенские ворота, дом 1а.

Икона Божьей Матери Иверской

Марина Цветаева назвала этот чудотворный образ «червоным сердцем Москвы». А появился он в столице задолго до того, как была построена первая часовня. в Москве была не все время, она привезена из Греции, со святой горы Афон. Это не оригинал. Настоящая икона Богоматери так и осталась в стенах монастыря на Афоне. Но для России была изготовлена точная копия - «список». Он был доставлен в Белокаменную в октябре 1648 года. Сначала икона обреталась в Никольском монастыре, но спустя несколько лет ее передали Она и дала имя образу. По приказу царя Алексея Михайловича иконописцам дали указание изготовить точную копию этого «списка». Ее поместили в триумфальной арке Неглиненских ворот. Сквозь них русские цари въезжали на Красную площадь. Уже позже, в 1669 году, эти ворота переименовали в Воскресенские.

История первой часовни

Некоторое время от дождя и снега, ветра и солнечных лучей «список» защищал только небольшой навес. В тысяча шестьсот восьмидесятом году было решено построить небольшую деревянную часовню для образа. То были времена, когда икона пользовалась славой помогающей при болезнях. Поэтому лик часто доставлялся в дом недужного или тяжело рожавшей женщины. Ее доставлял эскорт из священников и стражников, а на время отсутствия иконы ее заменял в часовне новый «список». Со временем и здание, в которой хранился чудотворный лик, стало предметом поклонения набожного народа. Купцы перед заключением сделки, школяры перед экзаменом, путешественники приходили к нему, чтобы «благословиться». Но это строение до наших дней не дошло. В восемнадцатом веке Иверская часовня на Красной площади как минимум дважды перестраивалась. В середине столетия она опять стала деревянной и только в 1791 году - каменной.

Современный вид Иверской часовни

Итак, конец восемнадцатого века ознаменовал новую эпоху. Икона Иверской Богоматери встречала всех проходящих через Воскресенские ворота. Мужчины должны были снимать шапки, христиане - прикладываться к образу. Иверская часовня на Красной площади не замыкалась на ночь. В любое время там толпился народ. Но русский архитектор Матфей Казаков решил не делать часовню чересчур просторной. Она и сейчас вмещает самое большее пятьдесят человек. Архитектор спланировал простое квадратное одноярусное здание, увенчанное куполом. Во время наполеоновского нашествия часовню разграбили. Для ее восстановления князь Николай Юсупов пригласил итальянского художника Пьетро Гонзаго. Он украсил здание снаружи, усыпал купол металлическими звездами, поместил на самую верхушку позолоченную с крестом, оформил интерьеры. И как-то так само собой получилось, что часовня стала символом триумфа русского народа в войне с Наполеоном.

Уничтожение и воскрешение

Сразу же после победы Октябрьской революции Иверская часовня испытала на себе неприязнь новой власти к религии. Уже весной восемнадцатого года здание было разграблено. Потом была закрыта Николо-Перервинская обитель, к которой была приписана часовня. В двадцать втором году оставшиеся ценности были «экспроприированы в пользу голодающих». А еще через семь лет пришел конец и часовне. В последних числах июля двадцать девятого года, под покровом ночи, маленькое здание было снесено. Находившиеся в ней «списки» были при этом утрачены навсегда. Еще через два года исчезли и Воскресенские ворота. Они якобы мешали проезду военной техники для парадов на Красной площади. Весь архитектурный комплекс (ворота и часовня) был восстановлен в девяносто пятом году. А для православной паствы иконописцами Афона был сделан новый список. Сейчас с «нулевого километра», от Иверской часовни, стартуют многие экскурсии по Москве на автобусе. И маленькое здание у Воскресенских ворот - первый экспонат в списке.

Святыня и храм

Реставрированная в 1994-1995 гг. часовня была освящена самим патриархом Алексием Вторым. Теперь это - храм, хоть и самых скромных размеров. Святыней русского народа его делает новая копия иконы Богоматери-Вратарницы, выполненная монахами-живописцами с горы Афон в Греции. Приложиться к образу, а заодно и полюбоваться на роскошный интерьер храма можно каждый день. Часы работы Иверской часовни на Красной площади с восьми утра и до двадцати ноль-ноль, без выходных. Все московское духовенство служит там молебны. При этом происходит чтение акафиста Деве Марии в честь ее иконы «Богоматери Иверской». Есть у этого небольшого храма и престольные праздники. Они отмечаются с большой торжественностью двадцать пятого февраля, во вторник Светлой седмицы и 26 октября. Храм сейчас приписан к Патриаршему подворью, что только повышает его статус. У часовни имеется свой настоятель. Сейчас его обязанности исполняет протоирей Геннадий Нефедов.

Иверская часовня на Красной площади в литературе и живописи

Этот небольшой храм стал определенным символом православной России. Когда Петр Великий, вернувшись из военного похода, не поехал приложиться к иконе Иверской Богоматери, москвичи почти взбунтовались. Известно, что здесь молился перед казнью Иверская часовня в Москве часто упоминается в художественной литературе, как в поэзии, так и в прозе. У И. Бунина это рассказы «Чистый понедельник» и "Воспоминания", у И. Шмелева - "Богомолье", у Б.Зайцева - «Голубая звезда». Антон Чехов в Москве всегда останавливался в гостинице «Большая Московская», причем просил номер, выходящий окнами на Иверскую часовню, чтобы наблюдать за ночными молебнами. Лаконично, но в то же время символически описал храм у ворот между Красной и Манежной площадями Лев Толстой в «Войне и мире». Пьер Безухов, миновав Иверскую часовню с ее бесчисленными свечами под золотыми ризницами, почувствовал, наконец, себя дома. Храм упоминается у Солженицына, Мандельштама, Цветаевой, Ходасевича. А в живописи ему посвящена картина А. Лентулова «У Иверской».

Копии

Часовня, став неким символом российского патриотизма (например, в борьбе с Наполеоном Бонапартом) и православной набожности, была очень популярна на закате империи. Многие города начали строить похожие здания. Иверская часовня у Воскресенских ворот в Москве послужила образцом для маленького Там копия была сооружена в тысяча восемьсот пятьдесят восьмом году. Во время советской власти и этот провинциальный храм был снесен, а на его месте разбили сквер. Но жители Томска восстановили свою часовню в двух тысяч втором году. Ее, как и столичный оригинал, освятил патриарх Алексий Второй. Существует как минимум еще одна копия Иверской часовни в Москве. Правда, находится она не в России, а в Белграде. Она была построена на Новом кладбище на деньги эмигрантов из СССР в тридцать первом году. Много лет эта часовня стояла заброшенной, но летом 2014 года была полностью восстановлена и отреставрирована. Есть еще часовни Иверской Богоматери, где хранится один из «списков», но они не являются копиями московского храма.

Достопримечательность столицы

Даже если вы - атеист или принадлежите другой религии, если вы понимаете, что новая копия и старинная икона - это не одно и то же, все равно не проходите мимо этого маленького храма. Осмотреть его снаружи и внутри - дело получаса. А экскурсии по Москве на автобусе отводят часовне и того меньше времени. Но стоит присмотреться к росписям и лепнине, полюбоваться ангелом на крыше и пройти внутрь. Кроме главной иконы Богоматери Иверской, привлекает внимание двойной аналой, весь покрытый резьбой по дереву.

Мимо часовни иконы Иверской иконы Божией Матери, сквозь Воскресенские ворота на Красную площадь проходят миллионы людей ежедневно. Немногие из них знают, что проходят мимо одного из самых тайнственных и почитаемых мест столицы. Перед праздником чудотворной иконы Иверской Божией Матери, который отмечается 25 февраля корреспондент «НС» провел день у часовни.

Иверская часовня дом номер один в Москве. Адрес такой — проезд Воскресенские ворота д. 1а


Часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в перечне этого экскурсионного столика не значится.

«А вы знаете, что за вашим экскурсионным столиком находится самое достопримечательное место в Москве?» — спрашиваю я человека, закутанного в шарф и капюшон, как в кокон. Одними глазами он поворачивается назад и смотрит на указанное мной место. Через секунду, он неуверенно отвечает:
— Часовня? Но, это же новодел.
— Она реконструирована, а до революции была такая же, как сейчас. А вы знаете, что в часовне находится чудотворная икона Божией Матери Иверская? - не унимаюсь я.
— Я историк по образованию и шесть лет экскурсии вожу, наверное знаю, что где находится!
— Ой, простите. А в мегафон почему про нее не говорите?
— Когда спрашивают, рассказываю. А так, зачем? — «Дорогие москвичи и гости столицы! Приглашаем на незабываемую автобусную экскурсию по улицам Москвы. Вы увидите…».

Записанный в формате mp3 голос мегафонного зазывалы продолжает уговаривать прохожих этим морозным деньком прокатиться по Арбату и посетить Поклонную гору. Иверская часовня, в которой находится одна из самых почитаемых святынь Москвы, чудотворная Иверская икона Божией Матери, которую Цветаева называла «червонным иверским сердцем» Москвы, в его перечне не значится.

Когда-то были другие времена, и москвичи не начинали своих дел, не помолившись «у Иверской»: купцы приходили сюда перед заключением сделки, студенты и гимназисты - перед экзаменами, паломники, прежде чем уйти пешком на три дня в Троице-Сергиеву лавру, сначала приходили благословиться «к Иверской».

Тайна икон
История первого появления Иверской иконы в часовне окутана тайной. Два главных «фигуранта» могли бы пролить на эту тайну свет. Никольский монастырь на одноименной Никольской улице, в котором по разрешению царя, останавливались греческие монахи, приехавшие в Москву для сбора подаяния и милостыни, ныне это територия Историко-Архивного института, и сама часовня у Воскресенских ворот, которая в историческом очерке Николо-Перервинского монастыря, составленным в XIX веке казначеем Иверской часовни соборным иеромонахом Никифором Божановым, указана, как построенная в 1666 году на средства Николо-Перервенского монастыря для постоянного пребывания в ней монахов и сбора пожертвований на нужды подмосковной обители.

В 1647 году приехал в Москву, и поселился в Никольском монастыре, архимандрит греческого Афонского Иверского монастыря Пахомий. Царь Алексей Михайлович пожелал, чтобы греческие монахи написали для Москвы такую же икону, как над вратами Иверского монастыря на Афоне. Монахи ответственно подошли к делу: каждый день во время исполнения послушания русскому царю они совершали литургии, а иконописец, писавший образ, постился сугубо, ел только в субботу и воскресенье. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщает сопроводительная грамота, с которой список чудотворной иконы приехал в Москву в 1648 году. Так доподлинно и неизвестна далнейшая судьба этой иконы в Москве. Зато известно, что сразу после прибытия, икону начали забирать («поднимать») к себе в дома богатые горожане, для молебнов над тяжело больными. Традиция эта установилась на долгие годы.

В 1669 году царь Алексей Михайлович отдал Никольский монастырь в собственность греческому Афонскому Иверскому монастырю, он стал называться Никольский Греческий монастырь и был в то время единственным местом в России, где студенты Московской Славяно-Греко-Латинской академии Заиконоспасского монастыря могли приобщаться к живому греческому богослужебному языку. Такая царская милость была оказана греческим монахам за принесение ими в Москву еще одного точного списка с чудотворной Афонской Иверской. По сообщению казначея Иверской часовни иеромонаха Никифора, в 1669 году в часовню у Воскресенских ворот из Никольского монастыря был принесен этот «второй список» с древней Афонской иконы. С того времени Перервенский монастырь, даже, когда стал заштатным, не переставал получать большие доходы от часовни, переименованой в Иверскую. Это позволило в 1775 году Московскому митрополиту Платону (Левшину) открыть в Перервенском монастыре Духовную семинарию.

Когда икону носили по домам, вместо нее в часовне помещалась копия. Таких списков-копий сохранилось много. А та, первая помещенная в часовню икона, как неизвестно точно откуда появилась, так неизвестно и куда делась. Остается загадкой и место нахождения иконы, которая была принесена с Афона в Москву в 1648 году. Некоторые специалисты считают, что именно она сейчас хранится в Новодевичьем монастыре. Еще одна версия, что этот «список №1» после революции был передан в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Сейчас в этом храме находится особо почитаемая с первых лет советской власти Иверская икона Божией Матери.

В 1922 году из часовни в одну ночь конфисковываются церковная утварь и икона, а в 1923 году сносят и саму часовню. Из-за противоречивых данных неизвестно, какую именно икону конфисковали, и опять ее история погружается в тайну.

В 1995 году, когда Иверская часовня вновь украсила Воскресенские ворота Красной площади, монахи Афона опять сделали точную копию со своей древней Вратарницы, и опять прислали ее в Россию в ознаменование начала новой жизни Русской Церкви. То, что новая жизнь действительно началась, стало ясно после многочисленных чудес, явленных уже от новой Иверской иконы.

Сердце родины
Каждый, кто раньше приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам Петр I навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово.

«Вы знаете, что это за часовня?» — курсанты Кремля смущены вопросом, смеются, стараются отшутиться. Но один все же уверенно и серьезно говорит, что эта часовня святого Петра. Золоченые фигуры апостолов Петра и Павла охраняют дверь Иверской часовни. Наверно, курсант узнал одного из них.

На небольшой площади перед часовней туристический «нулевой километр Российской Федерации». Как далеко ведут российские километры от этого железного круга на потертой брусчатке?

«Ребят, вы знаете что это за часовня? Нет? А вы от куда, если не секрет? Воронеж? Привет Воронежу! Зайдите, там здорово», — всей компанией поднимаются по чугунным ступенькам. «Что-то долго не выходят», — я продолжаю спрашивать и фотографировать на улице. Вышли. В глазах удивление. «Ну, еще бы! Это же Иверская», — зачем-то говорю я сама себе. А они вдруг подходят: «Спасибо».

«Вы от куда? Из Саратова? Вы знаете, что это за часовня?» — Бабушка и мама фотографируют внучку, точно вписанную в окружность пафосной отметки. Из них только бабушка знает, что это за часовня, она заходила внутрь поставить свечку.

В течении пяти минут, в условном центре России, на фоне часовни фотографровались люди из Самары, Иванова, Санкт-Петербурга, Твери, Германии, Японии…

«Ну, давай, бросай!» — на небольшой площади, спиной к часовне и лицом в солнечный провал «Манежки», стоит тонкий молодой человек и неуверенно смотрит на девушку с фотоаппаратом. В руке он сжал заветную копеечку. Сложная задача, сфотографировать момент, когда монетка полетит в воздух, полностью поглотила их внимание. Монетка летит за спину, в сторону Иверской. Затвор щелкает. Взгляд молодого человека изображает вопрос «и все?»
— А зачем вы тут монетки кидаете?
— Желание загадываю. - молодой человек и сам невольно усмехается, не веря, что произносит это вслух. - Это она мне сказала! - переводит он «стрелки» на свою девушку.
— А вы знаете, что это за часовня? Нет? А откуда вы?
— Из Москвы, - парень смутился, смеется. Конечно маленькая зеленая часовня, прилепленная к воротам Красной площади, это не Большой театр, но неудобно все-таки, вдруг тест на родину провалил.

На предложение зайти в часовню, посмотреть на чудотворную икону Божией Матери (и помолиться «о чем хочется»), вежливое «Спасибо». Они уходят, идут мимо часовни, немного темноты прохода арки Воскресенских ворот, и… их нет. Исчезли в лучах февральского солнца, вот-вот готового разразиться мартовской капелью. Тяжелые двери часовни продолжают открываться и закрываться, впуская в свою таинственную глубину весенний день и гостей столицы.


Одна из арок ворот закрыта для прохода на Красную площадь. Воскресенскими, эти ворота названы по иконе Воскресения Христова, которая раньше находилась над ними.


Продавщица матрешек оказалась не разговорчивой. Но про Иверскую, сказала, знает.


Иностранец пытается прочитать и объяснить другу, что значит эта таинственная надпись "нулевой километр Российской Федерации"


Эта детская экскурсия из Подмосковья в часовню заходить не будет. Но учителя про часовню и икону знают. "Детям об этом расскажут родители"


В XVIII веке часовня стояла у Воскресенских ворот со стороны Красной площади. Фасадом к храму Василия Блаженного. А там, где она сейчас, была лавка церковной утвари от часовни.


Эти люди, зазывающие народ в исторический музей и за деньги фотографирующиеся с желающими, о часовне знают почти все. Но признались в этом с трудом. Боялись, что "будут проблемы". "Вот так однажды тоже корреспондентка одна спрашивала, спрашивала. А потом такое написала!"


Экскурсовод японской группы рассказала, что больше всего о часовне хотят знать католики. И им всегда рассказывают. Этим японцам она уже рассказала про Иверскую. "Только протестанты разные совсем икон не признают и если их туда завести, не поймут. Так что мы каждый раз индивидуально решаем водить или не водить".


«А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется "Аллилуйя" На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля» М. Цветаева


Внутри часовни. Вид от иконы.


Службы, молебен с акафистом, в часовне перед иконой служат каждые два часа, начиная с 8 утра. Последняя служба начинается в 18 часов. В 20 часов часовня закрывается. Служат все московские храмы по очереди. Священники в храмах в свою очередь, тоже чередуют служение в часовне. Таким образом, священнику Иоанну Ковалеву из храма на Бутовском полигоне (на фото) выпадет служить у Иверской приблизительно 2, 3 раза в год. Это почетная обязанность всех священников Москвы. График череды лежит за ящиком в часовне. Так же он есть в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, к которому приписана часовня. На службах поминают только записки о здравии. Записки об упокоении несут на службу в Богоявленский храм. Хор обычно или приезжает вместе со священником или составляется стихийно из всех, молящихся перед иконой.


В часовне всегда есть все, нужно для служения священника, поручи, филонь, епитрахиль, ладан. Так что ему не обязательно брать все это с собой.


Подходить к иконе можно и во время службы. Затишье бывает в небольшом перерыве между службами. Тогда можно спокойно помолиться. Во время службы к иконе идет постоянный поток людей.




После каждого "наплыва" молящихся, иконы протирают




Вадим приехал из Екатеринбурга. Приехал с сыном. Он специально пришел поклониться Иверской. Дома он "по возможности ходит в храм".


Саша, человек, которого наверняка можно увидеть у Иверской, в любое время, когда ни придешь. Его с полным правом можно назвать "московским персонажем". Ходит он к Иверской уже лет десять каждый день. Саша из прихода Всех Скорбящих Радости на Ордынке, молиться Божией Матери "чтобы у меня все в жизни было хорошо и за сестру. Она очень болеет". Сестра у него парализована. "В понедельник встретимся!" — Саша рад знакомству.




Оказывается, монетки на нулевом километре кидают не для того, чтобы еще раз в Москву вернуться, а чтобы исполнилось желание.






Бабушка с дочкой и внучкой из Саратова. Бабушка только что из часовни. Ставила свечку. Монетки и желания она называет "мракобесием", но внучка хочет сфотографироваться, зачем портить настроение ребенку?


Кто-то монетки бросает, а кто-то их собирает. Дети схватывают все на лету и бездомной Люде приходится отступиться. За ребенком ей не угнаться.


— А ничего, что тут иностранцы ходят, и при них бездомные разные мелочь подбирают? — спрашиваю я полицейского, который только что на моих глазах тепло и по дружески поздоровался с бездомной Людмилой. — А вы сами подумайте. Если бы их никто не поднимал, вы бы по деньгам ходили бы. Кто-то же их должен подбирать. А они не попрошайничают. — его логика заставила меня надолго задуматься.


Тут же "работает" кришнаит. — Пожертвуйте на храм, — говорит он мне. — На какой? — Спрашиваю. — В Кузьминках. — Я спрашиваю, какой религии храм? — Храм кришны. — отвечает он, уже чувствуя, что что-то не так. — Нет, на храм кришы не могу. — честно призналась я. — Я православная. — Ну вот и проявите милосердие — подбирает он тактику. — У меня вот часовня Иверская есть. Я пойду там милосердие проявлю. — не по-христиански гордо я удаляюсь.


Сборщик пожертвований для храма кришны "охмуряет" девушку, потенциального жертвователя. Девушка в кармане уже ищет мелочь. Я наблюдаю и выжидаю...


У девушки так и не нашлась мелочь для кришнаита. Я подхожу, и задаю ей свой дежурный вопрос "знает ли она, что это за часовня". Девушка не знает и я, с максимальной миссионерской приветливостью, рассказываю ей об иконе и предлагаю зайти в часовню. Она идет. Ура! Победили "наши"!



Иверская часовня (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

На западной окраине города Горячий Ключ у подножья Абадзехской горы ютится маленькая православная часовенка - часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери. Раньше на ее месте бил целебный родник, который в народе называли Иверским. Воды в нем были железистые, насыщенные минералами и полезными микроэлементами. Благами живого источника пользовались не только местные жители, но и многочисленные паломники, стремившиеся сюда из всех окрестностей. Кое-где в горячеключевских архивах еще сохранились свидетельства о небывалой красоте источника. Родник венчали врата с иконой Иверской Божьей Матери, а подход к ним состоял из череды массивных каменных ступеней. Однако же в 20-х гг. 19 века в результате грунтового сдвига Иверский источник иссяк. В память о нем остались лишь чаша-раковина и часовня.

Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Иверская часовня, или, как правильно ее называть, часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери, представляет собой небольшую изящную конструкцию, словно бы вшитую в горный склон. Вход в часовню украшает высокая арка, а свод завершается скромным куполом, выполненным в христианских традициях. Внутри часовни, в центральной ее нише собственно и хранится сама икона Иверской Божьей Матери, а по бокам от нее - лики мессии и святых. Главная икона написана художницей Н. Рыжиковой по специальному заказу. Каждую пятницу перед образом Иверской Божьей Матери совершается торжественная утренняя служба.

Среди всех достопримечательностей Горячего Ключа часовня в честь Иверской иконы Божьей Матери носит исключительный характер. Ведь история курорта, собственно, и началась с освящения Псекупских минеральных источников. Водосвятная церемония происходила у подножья Абадзехской горы, у места выхода минеральных источников на поверхность, в присутствии знатных особ и наказного атамана Кубанского казачьего войска. Ныне это место называется Минеральной поляной, именно здесь нашла приют Иверская часовня.

На землях, где ныне расположен Горячий Ключ, к Иверской иконе издавна относились с особым трепетом и почтением. Считалось, что она обладает животворящей силой и способна излечивать болезни.

Рядом с Иверской часовней находится масса интересных мест. Например, Минеральную поляну венчает единственный в мире памятник «живой воде». Обелиск высится прямо у «созвездия источников» и как бы олицетворяет собой дань уважения к псекупским минеральным водам. Также неподалеку от часовни находится вход в Дантово ущелье - самый популярный прогулочный маршрут в городе и место невероятной красоты. А из Дантова ущелья можно выйти к скале Петушок и старинной крепости Псыфабэ.

Часовня, как и многие достопримечательности Горячего Ключа, расположена на западной окраине города. Если ехать сюда автомобилем, то главным ориентиром на трассе будет ресторан «Старый замок». Около него необходимо пересечь реку по пешеходному мосту и преодолеть Дантово ущелье. В случае поездки общественным транспортом спрашивайте остановку «Санаторий» - это конечная станция большинства городских маршрутов.

Храм-часовня Иверской иконы Божией Матери в Сивцевом Вражке возведена в период с 1993 года по 1995 год. Часовня освящена 26 октября 1995 года в честь Иверской иконы Божией Матери.

Церковь-часовня состоит при средней общеобразовательной школе с этнокультурной грузинской составляющей. В здании школы ранее (в 1988 году) был открыт детский сад для грузинских детей, а позже открыта школа.

Церковь-часовня Иверской иконы Божией Матери представляет собой небольшое здание восьмиугольной формы. Здание башнеобразное без выделенной апсиды. С западной стороны здания находится притвор. Восьмискатная крыша здания увенчана крестом.

Интересна история иконы Божией Матери «Иверская» «Вратница». В 9 веке близ города Никеи (ныне территория Турции) в доме благочестивой вдовы находилась икона Божией Матери. Это были времена иконоборства. Когда икону нашли воины, целью которых было находить и уничтожать иконы Богородицы, вдова упросила за вознаграждение оставить ей икону до утра. Воины согласились, но, уходя, один воин ударил копьем в лик Богородице. Мгновенно из пронзенной иконы потекла кровь. Испугавшись, воины ушли. Вдова отнесла икону к морю и опустила в воду, желая спасти икону. Икона не легла на воду, а стоя двинулась по морю.

Через два века икона была обретена монахами Иверской обители в Афоне. Ее поместили в храм, но утром нашли над воротами. Так повторялось несколько раз. И вот Пресвятая Богородица явилась преподобному Гавриилу и сказала, что не хочет быть хранимой иноками, а желает сама быть Хранительницей. Иноки возвели надвратную церковь. В ней чудотворная икона находится поныне. «Иверской» икона названа по имени обители, а по месту нахождения – «Вратницей».

О чудотворной иконе хорошо знали в России. В царствование Алексея Михайловича в Иверском Афонском монастыре был заказан список иконы. Доску для иконы изготовили из кипарисного дерева. После Божественной литургии смешали святую воду и частички святых мощей. Иконописец смешал их с красками и написал икону Божией Матери. В октябре месяце 1648 года икону привезли в Москву. Ее торжественно встречал царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и множество людей. С тех пор это одна из самых чтимых православных икон.

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы - поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.
По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо - икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.
Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей..." Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -"Вратарница").
Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы...
В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси.

В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.
Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название - Триумфальные. Еще назывались они Курятными - по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.
Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах "добрым письмом" были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный "город" - Китай. Это была русская традиция: ворота - вход и выход из города - осеняли наверху иконами.
Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.
Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую - в документах ее помещение называли "деревянным чуланом" при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный "приделок".
Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была "благолепно украшена": снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.
Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих". Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди - вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты - перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.
Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.
Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.
Триумфальное шествие состояло "из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек". Петр одолел шведов - своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!
Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.
Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу - запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. "Кто там еще едет в коробе!" - огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина "за потворство холопам".
Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.
А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.
Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: "Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!" Из толпы ответили ему тогда: "Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата..." (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)
Только однажды Иверская покинула Москву - в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей,
Куда народ валит,
Там Иверское сердце,
Червонное, горит.
И льется "Аллилуйя"
На смуглые поля.
Я в грудь тебя целую,
Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием "комсомольское рождество". Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи "правильного" мировоззрения и соответствующей морали.
Огромная толпа устроила нечто вроде "комсомольских святок" с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие "праздника". Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий - Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В центре процессии "комсомольский поп" Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел "акафист Марксу" с восклицаниями "Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!" Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную "атрибутику" под песнопения "комсомольского хора":

Всех богов на землю сдернем!
Визжите, черти, веселей!
Станцуем карманьолу!
Всех богов на карнавал!
Буянит в вышней роще
Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на "комсомольской пасхе", напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: "вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!"

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего - нового социалистического "вратарника". В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.
В 1931 году снесли и Воскресенские ворота - освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.
В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.