История праздника медовый спас для детей. Православный праздник: медовый спас. Приметы на Медовый Спас

Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2019 году? Медовый (маковый) Спас в 2019 году – 14 августа.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Какого числа будет Медовый Спас в 2019 году?

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка:

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.

Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.

Монастырский мед

1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2019 году . Читайте также.




Последний летний месяц невероятно богат не только щедрыми дарами природы, но и православными праздниками. 14 августа по новому стилю каждый год начинается Лакомка – двухнедельный Успенский пост, который, по мнению православного народа, уступает по своей строгости лишь Великому. Однако Успенский пост также считается и самым легким, ведь в это время природа щедро одаривает людей сочными фруктами, различными овощами и грибами. Начало Спасовки по времени совпадает с Первым из трех Спасов – Медовым.

Медовый Спас отмечался нашими предками с особым размахом, именно поэтому этот день отличается богатой историей и традициями, благодаря которым он получил много названий. Но обо всем по порядку.

История и традиции Медового Спаса

По верованиям наших предков Медовый Спас знаменовался с окончанием лета, началом холодов и сезона дождей. Считалось, что 1 августа по старому стилю (14 августа – по новому, соответственно) птицы начинают собираться в стаи для отлета в теплые края, природа постепенно готовится к зимовке, а пчелы перестают носить пыльцу. Именно в этот день пасечники осуществляли последний торжественный забор меда. Именно поэтому Первый Спас называют Медовым, Медоломом или Лакомкой. Надев чистую рубаху и осенив себя крестным знамением, пчеловод на рассвете осматривал свои владения, выбирал улей, переполненный медом, и приступал к залому сот. Первые соты помещали в чистую деревянную посуду, никогда не использовавшуюся до этого и относили в церковь для освящения. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством. Мед ели просто так и готовили с ним всевозможные . Кстати, есть мед нового урожая разрешалось только после Медолома.




Еще одно название Первого Спаса – Маковый или Маковей. История происхождения этого названия довольно интересна и уходит своими корнями к самому зарождению христианской веры. Изначально этот день был днем поминовения братьев-мучеников Маккавеев. Однако с течением времени эти два праздника слились в один, а фамилия братьев трансформировалась в «Маковей», поскольку в это время также происходит активный сбор съедобного мака. Поэтому традиции на Медовый Спас также включают освящение мака и букетов-оберегов маковейчиков, которые составляются из разнотравья и маковых головок. По верованиям наших предков эти букеты обладали целительной силой и уберегали семью от несчастий и голода. Букетик не выбрасывали, а засушивали и хранили целый год в качестве украшения и оберега. А для того чтобы уберечь свою семью от несчастий, бедности и недобрых взглядов людей, нужно было посыпать вокруг жилища освященными зернышками.




Также Медовый Спас часто называют Мокрым Спасом или Спасом на воде. Это связано с традицией малого водосвятия. Весь православный народ в этот день совершал крестные шествия к водоемам. Священники освящали воду в реках, озерах и криницах. Люди чистили старые колодцы и освящали новые. Даже дождь и росу в этот день наделяли волшебными свойствами. Считалось, что, искупавшись в святой воде, можно избавиться от многих недугов и даже смыть грехи. Поэтому люди купались сами и заводили в воду домашних животных.

Медовый Спас 2014

Люди и сегодня с размахом отмечают Медовый Спас: история праздника и традиции настолько богаты и интересны, что люди и по сей день стараются им неотступно следовать. Современная молодежь и люди более солидного возраста ходят в церковь для освящения меда, воды и мака, хозяйки пекут румяную постную выпечку с маком и медом. Также повсеместно устраиваются народные гуляния на Медовый Спас: сценарий праздника может включать традиционные песни, танцы и веселые конкурсы. Обычно устраиваются конкурсы букетов-маковейчиков или выпечки с маком или медом, организовываются выставки лучших сортов меда с его последующим освящением и дегустацией, а также веселые ярмарки и вечернее разжигание костров.




Также предлагаем вам прочесть еще одну нашу статью об

Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?

Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.

У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.

Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.

С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.

Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.

Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.

14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.

Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.

Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.

Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.

Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.

И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?

Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?

Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).

Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).

Беседовала Наталья Горошкова

Здравствуйте всем. Проложим традицию – знакомство с православными праздниками. Сегодня узнаем, как появился Медовый спас.

Сладкий праздник


Дата праздника имеет постоянное число, 2017 год — не исключение. Какого числа россияне будут отмечать Медовый спас? В августе, 14 числа. Далее идет Яблочный Спас, за ним Ореховый. Все три праздника посвящены нашему Спасителю, как благодарность Иисусу Христу за божьи дары.

А еще они обозначаю начало действий:

  • Медовый — начало сбора меда.
  • В Яблочный спас православные могут вкушать яблоки.
  • Ореховый — означает сбор спелых орехов. В этот день обязательно надо что-то купить, чтобы быть с деньгами целый год.

Из истории праздника

История уходит своими корнями в далекий 1164 год. В этом году князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами. Перед битвой воины усердно молились, чтобы битва закончилась победой. Когда воины молились, они увидели видение: от икон Спасителя и Божьей Матери шел свет, который озарил все войско. Этот свет придал воинам храбрость и уверенность в победе. Так и получилось, противник был побежден.

В честь славной победы воины прошли крестным ходом до близлежащей реки. Во время освящения речной воды воины стали в ней купаться и купать своих коней. Поэтому сначала спас назвали — «на воде». Так победа князя Боголюбского положила начало отмечать праздник Всемилостивому Спасу.

А Медовым Спасом стали называть потому, что в этот день пчеловоды несли мед в храм для освящения. Потом, уже освещенным медом и блюдами с ним, угощали детей, родных, всех неимущих.

А еще, в этот праздник почитают 7 великомучеников, братьев Маккавеев. С 14 августа начинается Успенский пост, а Успение празднуется 15 августа. Этот день для женщин считается прощением всех не замоленных грехов.

Именно в Медовый Спас устраивались пышные ярмарки, где можно было купить редкие сорта меда и другие продукты пчеловодства.

Как праздновали на Руси


Традиции праздника:

  1. В этот день все верующие освящали не только мед, но и букетики полевых цветов с маком. Люди верили, что цветы приносят в семью покой, здоровье, благополучие.
  2. В деревнях обязательно освящали колодцы.
  3. Обязательно освящали мак, потом использовали его, как лекарство от болезней.
  4. Неженатые парни и незамужние девушки в этот день не работали, просто отдыхали.
  5. Освященным медом поминали усопших.
  6. Девушки украшали косы полевыми цветами, чтобы волосы были густыми и крепкими.
  7. Было принято ходить по домам и помогать тем, кто нуждался в помощи.
  8. Знахари именно в этот день собирали всю полезную травку, чтобы потом успешно лечить односельчан.
  9. В храме освящали колоски злаковых, потом рассыпали их на огороде, чтобы собрать хороший урожай сельскохозяйственных культур.

Была такая примета: если в доме стоят колоски, то в этом доме никогда не будет нужды, болезней и несчастий.

Еще приметы на Медовый Спас:

  1. Журавли собираются в стаи.
  2. Стрижи и ласточки улетают на юг.
  3. Пчелы перестают носить мед, заполняют медом соты.
  4. Если собрать малину, то она будет особенно целебной.
  5. Если посеять 14 августа озимые, то будет хорошим урожай.
  6. Какая погода в этот день, таким будет весь следующий год.
  7. Выращенный на огороде мак собирают 14 августа и хранят дома, чтобы оградить семью от злых чар.

Чем богат был праздничный стол


Описание блюд нашли в старинных поварских книгах. На столе обязательно должен быть мед, мак, сладкая выпечка. Начинали трапезу с блинов и мака, причем, блины макали в растирку. Мак и маковое молочко растирали вместе, получалась вкусная кашица. В нее макали блинчики и ели.

Уважаемые друзья, до праздника осталось совсем немного дней, постарайтесь продолжить традиции, заложенные нашими предками.

Середина последнего месяца лета для православных верующих примечательна тем, что в этот период начинается В первый день его начала по традиции многие христиане отмечают праздник Медовый Спас, посвященный памяти 7 мучеников Маккавеев. Что же особенного случилось в этот день?

История праздника

Согласно древним рукописям, именно в этот день в 988 году принял крещение Владимир Великий. В Медовый Спас служители храмов вспоминают пострадавших за веру мучеников Маккавеев, их учителя Елеазара и мать Соломонию. В 166 году до н.э. их привели к царю Сирии Антиоху, обвиняя в том, что они проповедовали христианство. Жестокий правитель решил принудить их съесть запрещенную в Ветхом Завете пищу, а когда получил отказ, рассвирепел и предал братьев вместе с их матерью и учителем жестоким мучениям. Им отсекали пальцы на ногах и на руках, вырезали языки, жгли живыми на раскаленных сковородках, сдирали с головы кожу. Таким образом были замучены шесть старших братьев. Самого младшего Антиох с лаской убеждал отречься от веры. Он сулил ему награды и наконец попросил его мать дать последнему брату совет. Но Соломония обратилась к своему сыну, убеждая его оставаться верным вере и не бояться мучителя. Тогда царь предал их смерти, подвергнув при этом еще большим мучениям.

Медовый Спас: традиции

Издавна в этот день было принято посыпать углы в доме семенами дикого мака для того, чтобы никакая нечисть не сумела проникнуть в жилище. Само название праздника - Медовый Спас - объясняется тем, что начиная с этого времени пчелы прекращают собирать нектар, и начинается сбор меда. Причем соты, которые срезались первыми, специально оставляли для того, чтобы понести в храм на освящение. Считается, что лишь после этого можно было употреблять в пищу собранный мед.

Когда наступал Медовый Спас, пасечники одевали праздничную одежду и выбирали самый крупный улей, в котором было больше всего меда. Собранные соты складывались только в новую посуду, сделанную из дерева. Кроме меда, в храм также брали букетик летних цветов, в который вплетали несколько головок мака. Часть освященных растений оставляли в доме или у возле входа, чтобы оградить жилье от нечистой силы. А маковые головки разбрасывали вокруг хлева со скотом, чтобы ведьмы ночью не воровали молока и не насылали болезней. Большую же часть букетика клали за икону. Считается, что там он излучает святую энергию и будет помогать в случае болезни. Мало кто знает, что Медовый Спас, дата которого приходится на 14 августа, имеет еще одно имя - Спас на Воде. Это объясняется тем, что в этот день было принято освящать колодцы и пруды, а также устраивать возле ставков, речек и озер народные гуляния.

Медовый Спас: приметы

Издавна этот день для славян символизировал начало прощания с летом. После него погода станет более прохладной, дни короче, а ночи длинней. После этого праздника православные приступали к посеву Считалось, что, если сделать это ранее - будет неурожай. Православные верят: если в этот день искупаться, то будут прощены незамоленные грехи.