История. Четыре основных истины христианства

Знаете, есть замечательное стихотворение о детях:

Носите на руках детей!
Ведь этот миг недолго длится
И он уже не повторится.
Они становятся взрослей.

До того к стать мамой относилась спокойно, а теперь понимаю. Ведь каждый день ребенок становится взрослее. И ты уже не можем поцеловать его в макушку, не догонишь… Вдохнуть его запах и растворится в нем. Дети… Зачем вы так быстро растете. Дайте насладиться вами, пухлыми, нежными и смешными.

«Младшей моей скоро 14, паспорт дадут. 170 роста. Сидит вон Брэдбери читает. Как это так происходит быстро, а? Вот только вчера вроде твои руки развешивали после стирки розовые распашонки в бабочках и цветочках, и вот уже раз – и …

Они развешивают тоже розовые в цветочках – но уже лифчики. Вообще без паузы, кажется.

А старший университет закончил, у него борода, машина и невеста, а я все еще ловлю себя на мысли, когда вижу в витрине красивый игрушечный паровоз: вот бы ему купить, он обрадуется. Очень он маленьким паровозы и поезда любил. И у него такое особое выражение лица, когда я в очередной раз что-то напутаю в компьютере.

Терпеливое. Типа «ну, ничего, я все равно тебя люблю и помогу, конечно». Интересно, у меня хватало терпения не раздражаться, когда он маленьким чего-то не понимал, путал и портил? Я уже не помню.

Чем дальше, тем больше понимаешь, что это едва ли не главная истина о детях: они очень быстро вырастают.

Молодым родителям часто кажется, что так, как сейчас, будет всегда. Вечные крики по ночам, вечные «на ручки», вечные игры в машинки, рыдания при разлуке и та же сказка в сотый раз. Так хочется, чтобы оно скорее все изменилось. Чтобы он скорее вырос, научился, смог сам…

Так и будет: он вырастет и сможет сам, и очень быстро. Мы забыли, что дети это такое маленькое счастье, которое работа, не заменит. Работа будет всегда, а сын и дочь уже маленькими не будут. Ведь мы заняты, у нас работа, отношения, творческая жизнь, да просто дела, и детство наших детей мы проживаем фрагментарно. Года полтора в начале, потом полчаса вечером, полдня в выходной и две недели в отпуске. Если посчитать «хоккейное время» нашего родительства, так ли много натикает? Да еще сколько из него мы потратили на упреки, нотации, на «отстань», «подожди» и «иди лучше делай уроки»…

А вспоминается вовсе не «приучение к горшку» и не что у кого было в четверти в третьем классе. Вспоминается другое. Когда сыну было четыре, мы его отправили летом на море на месяц раньше, чем смогли вырваться сами. С двумя обожающими его бабушками. Они звонили и говорили, что ребенок прекрасно ест, купается и гуляет и все у него хорошо. Но когда мы приехали к нему и вечером втроем валялись на большой кровати, дите вдруг выдохнуло и сказало с облегчением: «Как я устал жить без охраны».

Когда дочке было пять и она ходила в детский сад, мы с ней делали «запас поцелуев». У нее был джинсовый комбинезон с множеством карманчиков, и вот с утра я по всем этим карманчикам рассовывала «поцелуйчики». Чтобы, если вдруг станет грустно, можно было «достать» и почувствовать, что мама любит.

Мне очень хочется, чтобы родители понимали детство своего ребенка как краткий и ценный дар – время, когда можно быть с ним, заботиться, радовать, обнимать, слушать, быть для него охраной, создать запас «поцелуйчиков» на всю жизнь вперед.
Не торопите время. Стирайте распашонки и покупайте паровозы. Вы еще раз проживаете свое детство. Вы смело лепите куличи в песке. И никто вам не скажет такая большая, а играет в игрушки. Детство возвращается к нам вместе с нашими детьми. Наслаждайтесь.»

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Читайте также:

НАСТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ХОРОШАЯ, ЯРКАЯ

Просмотрено

Чем занимаются женщины, когда остаются дома одни

В статье собраны основные мысли и наиболее важные фразы из разговора о Евангелие православного священника Алексея Уминского

О Евангелие

  • Евангелие — это больше, чем книга, это — обращенный к человеку призыв услышать Бога. Мы не можем слышать и видеть Его физически, но у нас есть сотворенные Богом бессмертные души, для которых это оказывается возможным при помощи Евангелия. И тогда с человеком происходит настоящее чудо: он встречает Бога. Он может Его не понимать, может даже противиться воле Господней, но если он однажды повстречал Бога через Евангелие, он уже от Христа никуда не денется;
  • Евангелие — это возможность если даже не до конца понять, то хотя бы ощутить Истину и вместе с тем обрести смысл жизни, осознать истинное назначение своих страданий, проверить силу своего стремления следовать за Христом, куда бы он ни пошел. Евангелие — это сам Христос, говорящий с нами напрямую, Сам Христос, нас касающийся, Сам Христос, нас зовущий и заглядывающий в глубину наших сердец. Все это и есть Евангелие — не просто книга, содержащая проповеди и притчи и подарившая человечеству бессмертные образы, воплотившиеся впоследствии в великих произведениях искусства, а прежде всего — Сам Христос.

О Боге

  • Он бесконечен, невидим, непостижим и вездесущ. Бог — источник силы жизни — именно того, в чем человек нуждается, о чем просит у Него;
  • Бог Един в Трех Лицах, Он непостижим, но поскольку Господь явил нам себя, значит, мы все же можем, узнавая, постигать Его. Мы всегда будем к Нему приближаться, и Он будет открываться для нас все больше и больше, становиться к нам все ближе и ближе;
  • Бог — Святая Троица, Единая в Трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой;
  • Богу нужен каждый человек. Для Бога не существует никакой разницы между царем и рабом, между праведником и грешником, потому что каждый из нас Ему безмерно дорог;
  • Господь приходит именно к настоящим людям, потому что спасти настоящего грешника можно, сделав из него настоящего праведника, а вот переделать фальшивого праведника уже не получится: для этого ему придется хотя бы научиться ощущать себя грешным;
  • Господь все творит Своим удивительным Словом, могущественным, творческим Словом. Из небытия приводит в бытие;
  • Господь наделяет человека свободой, замечательной свободой, потому что Он Сам — абсолютная свобода;
  • Господь никого не может исцелить насильно, никого не может заставить следовать за Собой;
  • Господь всемогущ, Господь Словом создал этот мир. Чудо Божие совершается лишь при наличии чуда человеческой веры. Если же вокруг царят скептицизм и неверие, Господь не совершает чудес, потому что не хочет удивить и поразить ими человека, не желает сковывать его волю и разум, не собирается ограничивать его свободу. В этом случае Господь смиренно отходит в сторону именно потому, что не хочет никого привлекать к Себе насильно;
  • Господь посылает нас в этот мир, чтобы мы подражали Ему;
  • Господь хочет, чтобы люди поверили бы Ему без вмешательства извне, поверили бы истине, а не силе, поверили бы правде, а не волшебству. Чудеса никогда никого ни в чем не убеждают. Они чуть ли не ежедневно происходят в нашей жизни, постоянно свершаются у мощей святых угодников Божиих и возле чудотворных икон, однако никого не делают верующим. Господь творит чудеса отнюдь не для того, чтобы убедить нас в чем-то, а для того, чтобы нас утешить, для того, чтобы нас поддержать. Если бы чудо убеждало, человек не был бы свободен. Если бы чудо было доказательством истинности веры, тогда у человека следовало бы отнять его свободную волю, потому что чудо — это императив, чудо — это власть, чудо — это, по сути, приказ: «Верь, и я тебе докажу!». А вот Христос не хочет ничего никому доказывать;
  • «Все мое — твое» — эти слова Господь обращает к каждому из нас, даруя Божественное человеку. Нам надо ответить только одно: «Все мое — Твое» — и отдать себя Богу до конца. Если человек оказывается способен так принять Бога и так отдать Ему самого себя, то человек и Бог соединяются вместе.

О Человеке

  • Суббота для человека, а не человек для субботы. Все, что в этом мире есть необходимого и прекрасного, уготовано на службу человеку;
  • В шестой день Господь творит человека по образу Своему и подобию, вдыхает в него дух жизни, запечатлевает в человеке Себя Самого, отображается в нем. Если человек — есть образ Божий, то, значит, Господь оставил Свой оттиск на каждом из нас. Поэтому каждый обладает всеми дарами, несет в себе все свойства Божии, которые Ему изначально присущи, а мы можем их удивительным образом развить в себе;
  • Человек может развить духовный слух, именно тогда, когда понуждает себя слышать других людей. Не себя, не свою боль, не собственное мнение, не свои «я, я, я…», а сердце другого. Только с этого момента в нем начинает развиваться возможность слышать Господа;
  • Очень важно, чтобы человек научился ходить самостоятельно, чтобы путь к Богу не был насильственным, чтобы не Господь тащил нас за Собою;
  • В истинном, настоящем человеке, очищенном от греха, Господь восстанавливает те силы и возвращает те дары, которыми Адам обладал в раю. И тогда сам мир вокруг такого человека тоже приобретает подобие потерянного нами рая;
  • Каждый раз, когда мы делаем какой-то выбор, мы этот мир меняем: либо приближаясь ко Христу, либо, наоборот, удаляясь от Него;
  • Когда человек вдруг понимает, кто он на самом деле, если человек вдруг начинает видеть себя в правильном свете, это становится его новым, вторым рождением. И мир изменяется для него — теперь человеку есть куда идти;
  • Человеческая душа призвана приносить плоды любви, плоды веры, плоды добрых дел. Человек может получить от Господа много милости, понимания и помощи, но не для того, чтобы все это присвоить, но чтобы стать другим человеком, преобразиться и вернуть этот дар людям в знак Божественной любви. Но нередко он оказывается бесплодным, несмотря на все то, что Христос делает для него;
  • В каждую минуту нашей жизни, каждый день мы выбираем свою дорогу. Любой наш шаг — либо путь ко спасению, либо бегство от него. Всякий раз мы или поворачиваемся лицом ко Христу, или отворачиваемся от Него. Ежесекундно задействованы наша собственная воля и наша собственная совесть, определяющие наш выбор.

О Молитве

  • Когда человек начинает молиться, его сердце устремляется к Богу. Возносящиеся моления исходят не от ума, а именно от сердца. Молящийся часто просит невозможного в житейском смысле, но самого важного для себя и очень надеется быть услышанным. Надежды эти посрамлены не будут, потому что человек всегда услышан Господом, хотя сам далеко не всегда слышит Бога;
  • Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если молитвенное правило — средство, то оно должно помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее.

О Вере

  • Важен не столько больной человек, сколько всепобеждающие вера и любовь окружающих;
  • Многие стремятся приблизиться к Богу, чтобы получить от Него что-то свое. Каждый пытается к Нему прикоснуться, но получает желаемое почему-то только тот, кто это делает каким-то особенным образом. Именно вера, связанная с удивительным дерзновением, с самозабвением и даже с очень большим риском, Христосом поощряется и приносит замечательные плоды.
  • Бог, держащий в Своей руке власть над миром, употребляет ее с любовью, в ответ на человеческую веру;
  • Чудо никогда не происходит само по себе. Оно всегда — ответ Бога на подвиг веры. Чудо — это не фокус, не волшебство, а именно взаимодействие Бога и человека. Когда Господь совершает чудеса, это всегда отклик на человеческий подвиг, на человеческую веру, на человеческую жертву;
  • Если хочешь идти за Христом, ты должен себя потерять, ты должен полностью забыть о себе. Ты должен этим крестом себя перечеркнуть, как мы зачеркиваем лишний абзац в рукописи. Не беречь свою драгоценную жизнь, не трястись над ней, а полностью доверить ее в руки Божии, целиком отдать ее Господу и ни о чем другом уже не помышлять. Потому что если твой учитель — Сам Бог, если этот наставник — твой Отец, то разве ты можешь бояться чего-нибудь в этом мире? Разве ты можешь чего-нибудь лишиться? Разве может твой отец тебя не защитить, не сохранить тебя и не спасти? Но такая вера несовместима с поклонением инструкциям, потому что тот, кто живет по инструкциям, не в силах нести свой крест, не может поверить в то, что крест, как поет об этом Церковь, несет радость всему миру;
  • А что есть вера? Что мы понимаем под этим словом? К слову «вера» нетрудно подобрать однокоренные слова. Рассмотрим хотя бы два из них. Первое слово — «верность». Что это такое знает каждый: верность в супружестве, в дружбе, в отношениях с близкими… Любой из нас прекрасно понимает, что неверность, проявленная даже в мелочах, легко может стать причиной непоправимых житейских крушений, привести к разъединению и взаимному непониманию людьми друг друга. А вот наша неверность Богу проявляется буквально на каждом шагу, потому что нам кажется простительным в чем-то малом от Бога отступить, на время забыть о Нем. Но из этих «малостей» и состоит вся человеческая жизнь. Наша неверность в «малом» не позволяет нам сделаться теми, кого видит в нас Господь. Второе слово — «доверие». Именно доверие позволяет человеку от всего сердца сказать Богу: «Все мое — Твое!» — и уже ни о чем не заботиться, уже ни о каких чудесах более Господа не просить, потому что для него с этих пор все становится возможным. Если не сопутствуют нашей вере верность и доверие, то она немногого стоит. В этом случае мы — тот самый «род неверный», тогда мы — те самые люди, которые не могут осуществить в жизни ровным счетом ничего: не то что гору с места сдвинуть, но даже совладать с самым элементарным грехом, побороть хотя бы самую «невинную» привычку, быть до конца ответственным в делах. Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие;
  • Рано или поздно в жизни каждого человека, идущего за Христом, обязательно наступает такой момент, когда он вдруг чувствует свою полную оставленность и неизбывное одиночество. Он даже может подумать, что Господь от него отвернулся, что молитвы, которые он от всего сердца возносит к Богу, остаются неуслышанными. На самом деле все обстоит совершенно иначе. Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего. Он никогда уже не бросит тебя, не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы. Все твои переживания означают только одно: Господь испытывает твою веру, учит тебя жить самостоятельно;
  • Верность человеческая проверяется в подвигах и испытаниях. О ком прежде всего мы станем думать в тяжелых обстоятельствах: о себе или о доверившихся нам людях? Так и наша верность Богу проявляется не в момент благополучия, не тогда, когда нам легко молиться, приятно ходить в храм, необременительно делать добрые дела, легко быть добрыми среди добрых. Наша верность Богу проявляется в самые сложные и трудные моменты, когда требуется самоотречение, самозабвение и настоящая жертва;
  • Сила нашей веры должна проявляться прежде всего в изменении нашей жизни. Мы должны становиться другими, и наша жизнь должна становиться другой. И люди, входящие в нашу жизнь, должны становиться иными, потому что мы имеем от Бога власть верой двигать горы. Разумеется, нас никто не призывает передвигать с места Кавказский хребет или Альпы. В этом нет никакой необходимости. Но разгребать завалы наших грехов мы обязаны. Мы должны снести все преграды, которые сами воздвигли своей нелюбовью, черствостью и гордыней.

О Любви и браке

  • Как Бог Отец любит Своего единородного Сына, точно так же Он любит всех, потому что Бог — есть любовь;
  • Человек, готовый подобно апостолам, раздавать другим дары, которые Господь ему дает, не задумываясь о себе, непрестанно умножает их. Этих даров хватит всем. Так и зарождается любовь, так и рождаются милосердие, сострадание и взаимопонимание — все, чем богата Церковь и к чему призван человек;
  • Господь заповедовал каждому возлюбить ближнего своего, как самого себя. Мы осознаем, что не в силах этого сделать, но когда все-таки начинаем,. несмотря ни на что, отдавать себя другим, то и любовь начинает в нас умножаться;
  • Человеку кажется, что он не умеет по-настоящему любить, хотя ему и заповедано любить Бога всем существом своим, а ближнего — как самого себя. Ведь слово «любить» означает для нас, прежде всего, быть любимыми. На самом же деле, наоборот, это значит делать то, чего делать зачастую совсем не хочется, творить дела любви, хотя это нелегко. Только в этом случае человек приобретает истинную любовь. Это — универсальное правило, относящееся и к таким нравственным категориям, как честность, справедливость, милосердие, которые лишь заложены в наши души, пребывают в зачаточном состоянии и в случае нашего бездействия могут и не развиться. И у человека отнимается то, что он имеет;
  • Сущность христианского брака как раз и заключается в настоящей, всепобеждающей любви. Любовь — сильнее смерти, любящий человек никогда не разрушит свое чувство и скорее принесет себя в жертву этой любви. Именно поэтому христианский брак основан на принципе нерасторжимости: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»;
  • Брак — не просто совместное ведение хозяйства и общая постель, к нему следует относиться с глубочайшим, благоговейным трепетом, ведь именно он хранит любовь, как величайшую драгоценность. Страшно не сохранить любовь, так же как страшно не удержать в руках и вдребезги разбить прекрасный сосуд исключительно из-за собственного легкомыслия;
  • Любовь не может руководствоваться какими-то правилами, любовь всегда больше, чем просто заповедь. Она нередко толкает человека на совершение весьма неожиданных и даже порой не вполне понятных поступков, если, конечно, это чувство — настоящее. Любовь — это и есть главная жертва, которую может принести человек, когда он способен забыть о себе и не заботиться о том, что ему может причитаться за исполнение каких-то предписаний;
  • Именно смирение, наша любовь ко Христу, наше стремление следовать за ним, куда бы Он ни шел, — как раз и есть выражение той самой силы и тех самых знаний, что позволяют и бесов изгонять, и недужных исцелять и даже, если мы что-то смертоносное выпьем, нам оно не повредит.

О грехах, зле, ненависти, гордыне и лжи

  • Если человек прислушивается к голосу совести, если он чуток к своему сердечному состоянию, он понимает, что вместе с ложью, злом, ненавистью и гордыней в его жизнь приходит и опустошение. Происходит это потому, что пропадает нечто главное, бесценное. Человек в этот момент теряет самого себя, теряет в себе образ Бога и Божье подобие, по которому сотворен каждый из нас;
  • Грех — есть истинная причина болезней. Именно личные грехи людей и приводят к бесконечному отчаянию, к неподвижности и, по сути, к смерти при жизни;
  • Нам зачастую кажется, что наши мелкие греховные привычки простительны, что они, в сущности, ровно ничего не значат. Именно через это «немножечко», через это «чуть-чуть» человеческие сердца и душа приобретают греховные навыки, совершаются прививки зла. Происходит это тоже незаметно — понемножку, по чуть-чуть, через самооправдание. Со временем «маленькое» зло приобретает столь сильную власть над человеком, что он уже не способен ему сопротивляться, и тогда «маленькая» греховная привычка вырастает в настоящую страсть, превращается в настоящие оковы, кандалы;
  • Нечистое привлекает к себе нечистое — так всегда в жизни бывает. Если какая-то нечистота завелась в человеке, то все его мысли, помыслы, поступки и желания всегда будут привлекать к себе со природную нечисть. И наоборот, человек очищенный будет всячески избегать грязи. Это — непреложный закон духовной жизни.

О пожертвовании

  • Подавать милостыню, как мы это часто делаем, или даже жертвовать крупные суммы людям, которые в них остро нуждаются — это по большому счету еще не значит — раздавать богатство, а скорее, наоборот — некое богатство приобретать. Потому что человек, протягивающий голодному кусок хлеба, одевающий нагого или предоставляющий кров бездомному приобретает в ответ на это благодарность, уважение и любовь. На самом деле жертвователь лишь меняет дно богатство на другое;
  • Материальное не может нанести ущерб нашим душам;
  • Очень многим кажется, что собственное сердце, собственную любовь к Богу можно заменить свечой, денежным пожертвованием, постом, исполнением молитвенного правила или какими-то внешними атрибутами. Но Христос говорит, что Богу в отличие от кесаря заплатить невозможно, потому что Он не ждет от нас ничего иного, кроме преданной сыновней любви;
  • Не нуждается Бог в деньгах. И драгоценные подношения Ему тоже не нужны. Христос наблюдает за тем, как люди жертвуют деньги ему, Сыну Божию. Они не знают того, что Он смотрит на них, заглядывая в самую глубину их сердец, так же как часто и мы не замечаем, что Господь всматривается в наши сердца в тот момент, когда мы хотим Ему угодить, хотим что-то для Него сделать. И вот оказывается, что сами по себе наши пожертвования Ему не нужны, потому что в душе человеческой доминируют какие-то совершенно другие мотивы, заставляющие его положить деньги в сокровищницу.

О совести

  • Совесть в человеке, даже еще не верующем — это все равно Божий призыв к человеку посмотреть на Него или, как поется в одной хорошей песне: «не прятать от Бога глаза»;
  • Каждый может прислушаться к своей совести, может сделать правильный выбор, все поменять, все лишнее отбросить, от всего отречься, оставшись лишь с правдой. Тогда и мир изменится. Это, наверное, самый главный подвиг, который христианин призван совершить.

О Крещении и кресте

  • «Крещение» — замечательное славянское слово, корень которого — «крест». Сейчас в нашей Церкви мы называем крещение «баней будущей жизни», которая, смывая с нас грех, как грязь, распахивает перед нами дверь в жизнь вечную;
  • Невозможно кардинально изменить себя и свою жизнь иначе, как с помощью Креста Господня. Не получится измениться, если Сам Господь Своим Крестом не спасет;
  • Многие не понимают, почему детей крестят в младенчестве, — ведь дети же неразумны, они не способны ответственно определиться в вере, не могут жить самостоятельной духовной жизнью. Поэтому не логичнее ли было бы отложить крещение до тех пор, пока дети не повзрослеют и сами не решат, нужно ли им то или не нужно, станут ли они христианами или нет? Однако Господь раз за разом повторяет: «Не мешайте! Не препятствуйте детям приходить ко Мне!». На самом деле готовность человека ко встрече с Богом отнюдь не определяется его физическим возрастом.

О Таинстве причащения

  • Величайшее Таинство, которое мы даже называем «Таинством таинств», — святую Евхаристию, Таинство причащения Тела Христа и Святой Крови. Церковь живет этим Таинством; все христиане почитают его необходимейшим условием своего спасения, освящения и соединения со Христом;
  • Господь оставил нам это Таинство не просто в качестве воспоминания о Своем земном бытии, о Своих страданиях и даже о Своем Воскресении из мертвых. Оно дано нам для самого главного. Смысл того, что Христос пришел на землю, был сформулирован одним из величайших богословов, епископом Афанасием Александрийским. Когда он говорил о воплощении Сына Божия, когда он говорил о том, зачем бесконечный, всесильный, всемогущий и неизреченный Сын Божий — второе лицо Святой Троицы, вдруг стал человеком и безмерно унизил Себя, приняв вид раба, святитель подчеркивал: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Христос вочеловечился, взял нашу природу для того, чтобы мы, люди грешные, земные, ограниченные, ни к чему не способные, не могущие даже победить элементарный грех без помощи Божией, вдруг сделались бы подобными Ему. Если Он очеловечился, то мы должны обожиться, принять Его Божественную природу. Каким же образом человек может вернуть себе эту когда-то утраченную Божественную природу? Сам Господь дарует нам ее через причастие Его Тела и Крови, через приобщение, через непостижимое соединение с Ним. Под видом хлеба и вина на каждой Божественной литургии, совершаемой в Православной Церкви, любой верующий христианин причащается истинного Тела и истинной Крови Христовой. Это значит, что Его Божественное Тело становится нашим телом, а Его Божественная Кровь течет отныне и в наших жилах;
  • Господь щедро отдает нам Свою жизнь, а в ответ принимает нашу. Он делает нас Собой, он говорит нам: «Все Мое — твое!» Соединяясь с Богом, каждый из нас удивительным образом становится единым со всеми, кто так же, как и мы, соединяется с Ним. Все мы — братья и сестры, поскольку ведем свой род от Адама и Евы, но в этом великом Таинстве нашим Родителем становится Сам Бог, потому что в каждом из нас течет кровь Христова и каждый из нас теперь сопричастен Его Божественному Телу.

О посте

  • Пост — это цель или средство? Если пост становится конечной целью, то человек невольно делается его слугой, и тогда уже не Господь, не милость, не любовь, не заповеди Божии являются для него главными — на передний план перемещается формальное исполнение неких внешних предписаний. Человек при этом утрачивает главное. Что такое молитвенное правило? Если это — цель, то человек влачит молитвы, как вериги, как тяжеленный груз, который зачем-то непременно следует донести до финиша, а уж там с облегчением свалить с себя вместе с постом. Но если пост — средство, если молитвенное правило — средство, то они должны помогать человеку приближаться к Богу, делать его лучше, чище, свободнее. Да-да, в том числе свободнее! И тогда человек — сам хозяин своего поста, сам хозяин своего молитвенного правила. Он, свободный и мыслящий, советуясь со своим духовным наставником, в соответствии с опытом Церкви может выбрать по силам и пост, и молитвенное правило, чтобы они помогали ему идти к Богу, а не становились препятствием на этом пути. Проблема многих состоит именно в том, что они не поняли: и пост, и молитвенное правило, и многие другие внешние установления, которые исторически сложились в Церкви, являются для нас лишь дорожными указателями, только подпорками, с помощью которых мы начинаем твердо стоять на ногах. Все предписания необходимы до тех пор, пока мы не сможем уверенно ходить за Христом;
  • Пост и молитва — два составляющих начала истинной веры. Пост — это верность, а молитва — доверие.

Об Ответственности

  • Очень многие и сегодня предпочитают следовать лишь инструкциям, потому что в этом случае не надо ни о чем думать, не надо ни о чем заботиться, не надо сопереживать. Ты выполняешь предписанное и ни за что больше не отвечаешь. Ответственность — не самое приятное для человека чувство… Многие люди в течение веков попытались сделать из христианства, из самой живой религии мира, религию законов и предписаний. Христос приходит к людям, но Великому инквизитору не нужен Христос, потому что Тот несет с Собой свободу, а Великий инквизитор — инструкции.

О прозрении

  • Духовно прозреть — значит разглядеть образ Божий в человеке, который нам мерзок, обнаружить в себе бездну отвратительных качеств, которые прежде мы не хотели замечать. Прозреть духовно — значит увидеть присутствие Божие даже в самых тяжелейших житейских обстоятельствах. Духовное прозрение дается человеку очень непросто и болезненно.

О Кончине века и Втором пришествии Христа

  • Вопрос о кончине мира или, как у нас привыкли говорить, о конце света постоянно занимает человечество. Кончина века — это начало новой жизни, как сказал один почитаемый священник. Он утверждал, что, хотя многие говорят о конце света, это будет не конец света, а конец тьмы;
  • К сожалению, второе пришествие Христа сегодня воспринимается людьми болезненно, потому что на самом деле они ждут вовсе не Его. Часто второе пришествие Христа воспринимается нашими современниками скорее как пришествие антихриста, которое их очень пугает. А вот апостолы и вообще настоящие христиане первых веков никогда не ждали антихриста. Они ждали только Господа, и для них Второе пришествие Христово было очень желанным. Они горячо молились о том, чтобы это пришествие совершилось как можно скорее;
  • Пришествие Господне по Его Слову будет сопровождаться катастрофами, войнами и предательствами, — теми страшными вещами, которыми наш мир наполнен и без того, о которых мы каждый день узнаем из новостей: землетрясения, цунами, локальные войны, террористические акты происходят едва ли не ежедневно, так же как в нашей жизни — семейные разлады. Все это — действительно грозные признаки того, что мир, в котором мы живем, сам себя обрекает на гибель. Не в том дело, что это — наказания Божии, которыми Он знаменует Свое Второе пришествие. Жизнь не по любви, жизнь не по Христу, жизнь, цель которой заключается лишь в том, чтобы удовлетворить собственные прихоти, утвердившись за счет других, не может не кончиться катастрофой. Она всегда будет провоцировать войны: сначала — в семьях, потом — в обществе, а затем и на мировом уровне. Мир, в котором мы живем и который был изначально создан Богом прекрасным и гармоничным, будет болезненно реагировать на ту неправду, которую сеет вокруг себя человек.

Об Антихристе

  • Первые христиане очень хорошо знали, что представляет собой антихрист, потому что «антихристов» в их жизни было очень много, они встречались буквально на каждом шагу. Каждый гонитель, каждый мучитель — он и был, по сути, антихристом. Мы тоже прекрасно понимаем, что и в нашей жизни хватает «антихристов», выступающих в роли Христа, в роли «спасителей человечества», в роли людей, несущих нам «новый мировой порядок», в роли желающих нас осчастливить в этой системе потребления. Все это — и есть антихристово царство, искажающее и подменяющее смысл человеческой жизни;
  • Антихрист — это значит тот, который приходит вместо Христа. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо». Вместо Христа, вместо истины, любви, правды, справедливости и милосердия нам подсовывают некий эрзац, нас пытаются обвести вокруг пальца и убедить, что вот это — и есть истина, вот это — и есть правда, вот это мы сегодня называем любовью, а вот это — свободой.

О физической кончине

  • Самое страшное и поистине самое неизведанное из того, что только может случиться и непременно рано или поздно произойдет в нашей с вами жизни, — это, конечно же, телесная, физическая смерть. Та смерть, о которой мы, в отличие от животных, знаем наперед, та, которую никому из нас избежать никак не получится, та, о которой мы не хотим задумываться и которую все время пытаемся отдалить от себя всеми силами, потому что поверить в то, что нам суждено умереть, человеку, пожалуй, действительно невозможно. Люди попросту не в состоянии до конца осознать неизбежность собственной смертности и именно поэтому столь ужасной для них оказывается кончина их близких. Она представляется им совершенно бессмысленной, но при этом жесточайшей реальностью, которую никак невозможно принять, с которой никогда невозможно согласиться;
  • Человеческая смерть — результат грехопадения, смерть — это порождение греха, неизбежная расплата за него. Человек стал смертным исключительно потому, что отошел от Бога, только из-за того, что он согрешил. Адам в своем первозданном, безгрешном состоянии не умер бы вовек: ему милостью и любовью Божией изначально было уготовано бессмертие. Однако Адам и Ева избрали иной путь — путь смертный…

О Царствии Небесном

  • Любой из нас должен приобрести опыт Царствия Небесного еще на земле, для того, чтобы в него войти;
  • Так что же такое Царствие Небесное? Как оно может оказаться на земле и тем более, внутри человека? Оказывается, только так быть и может, потому что, если человек уже здесь не научится жить по законам Царствия Божьего, он никогда в него не попадет. Он попросту не будет соответствовать тому миру, пока нам неведомому, непостижимому для нас, о котором все время свидетельствует Евангелие, и останется для него совершенно чужим. Приобретается оно через исполнение заповедей, через подражание Христу и через жизнь церковную. Причем под церковной жизнью следует понимать не бездумное исполнение каких-то внешних обязанностей, хотя сами по себе они тоже необходимы в качестве неких духовных ориентиров и подпорок, в качестве дорожных указателей, помогающих нам не сбиться с пути. По слову преподобного Серафима Саровского, смысл церковной жизни заключается, прежде всего, «в приобретении стяжания Святаго Духа», то есть Духа Божия;
  • Человек должен научиться жить жизнью Христа. Он должен быть похожим на Него. Это значит, что человек должен стараться говорить как Христос, слышать как Христос, видеть как Христос, поступать как Христос. Это — самое главное, чему мы должны научиться на земле, и если мы действительно пытаемся этому научиться, то уже здесь встречаемся с необыкновенной радостью Царствия Небесного, которая полностью нас наполняет и преображает;
  • Человек, стремящийся жить по законам Царствия Божия, непременно преображается и начинает нести на себе его печать;
  • Любой добрый поступок делает человека достойным милости Божией, ведь для Бога чужих нет и быть не может;
  • Вся христианская жизнь — это хождение по церковному кругу, — конечно же, очень важному, очень хорошему, очень нужному: от праздника к празднику, из поста в пост, от Пасхи до Пасхи… Ходить по кругу — еще не значит идти за Господом, неукоснительно исполнять заповеди недостаточно для того, чтобы стать настоящим христианином, а быть добрым и благочестивым человеком — не означает приблизиться к Царствию Небесному;
  • Идти за Христом — важнейшее предназначение в жизни христианина. Идти за Ним во что бы то ни стало — главный призыв, звучащий для всех нас. Если мы останемся только поборниками внешнего благочестия и усердными исполнителями заповедей, но не расслышим этого призыва или не откликнемся на него, двери в Царствие Небесное для нас не откроются. Если уж ты решился идти за Христом, не бойся ничего, потому что Богу все возможно и Он тебя не оставит!;
  • Советские карикатуристы примерно так изображали Царствие Небесное — рай в виде благоустроенного церковного санатория, куда могут попасть только «свои», где пациентам отпускаются целебные процедуры, где «все включено», где ангелы с утра до вечера услаждают слух приятной музыкой, а ты отдыхаешь в гамаке под пальмами под шум морского прибоя… К сожалению, именно так многие представляют себе жизнь вечную и сейчас. Но Христос лишает нас розовых иллюзий, утверждая, что рай — это отнюдь не то место, где люди продолжают жить по привычным и удобным им земным законам. Он говорит, что Царствие Небесное — это совершенно иное бытие, что там люди не заводят семей, не женятся и не выходят замуж, не рожают детей и не умирают, потому что все, что должно совершиться, совершится уже на этой земле и станет нашей подготовкой к Царству Небесному. Царство Небесное — это царство жизни, в Боге никто не умирает;
  • Чтобы быть рядом с Царствием Небесным: нам необходимо в какой-то момент просто услышать Бога, ощутить, как Его слова стучаться в наши сердца. Мы должны наконец осознать, что и для нас Царство Небесное — не за горами, если мы только слышим слова Господа.

Литература: 1. Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского.

Четыре основных истины христианства.

Эти истины объясняют основу христианского развития.

В христианстве существуют четыре основные истины, которые объясняют этапы этой культуры.

1. Это истина не излучения зла.

Эта истина, говорит о том, что, приняв учение Христа, христианин стремится бороться со своими грехами и пороками. Он воплощая эту истину в жизнь, воздерживается от дурных деяний и поступков связанных с нарушением заповедей данных Богом на горе Сенай и заповедями данными в Нагорной проповеди. Эта истина, иногда именуется как страх Божий, - в котором начало мудрости. Это означает, что христианин боится совершать дурные поступки, и очень ответственно относится к себе и своим действиям в своей жизни. Эта истина позволяет создавать хорошую судьбу, и создавать окружение на основе равноправных отношений с обществом. Эта истина говорит напрямую о не излучении зла, по отношению к обществу и ли как сказал Иисус Христос:

"21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.

23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;

35. ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;

36. ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два." (Матф 5: 21-41)

Все эти стихи ясно говорят, о том, что Христианин в своей жизни стремится к воздержанию от вредных и пагубных действий и привычек. Они ясно говорят об этой истине, более подробное толкование этих строк изложено в предании святых отцов.

2. Вторая истина - это истина всепрощения и милосердия.

Эта истина раскрывает тайну всепрощения по отношению к не совершенству внешнего мира. Таким образом, можно, сказать, что христианин занимается прежде всего своим внутренним миром. А не совершенство окружающего мира со временем преобразуется в более светлое состояние, через его: милосердие, взаимопомощь и всепрощение. Если человек стремится кого-то винить, то это означает, что он не научился находить истоки своего не совершенства. И он еще не научился прощать. Поэтому настоящие христиане не с кем не спорят, и никого не судят.

"21. Тогда подошел Петр и сказал Ему: Господи, сколько раз должен я прощать брату моему, если он будет грешить против меня? До семи ли раз?

22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз? (Евангелие от Матфея, глава 18)"

“Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15).

Таким образом, практика прощения вырабатывает в человеке чувство кротости и смирения с окружающими.

3. Истина любви и все приятия.

Эта истина говорит о принятии всех людей, такими как они, есть и проявление к ним поступков из чувства любви и милосердия и всяческогой заботы, служения людям, которые приобретаются в результате духовных практик и прежде всего молитвы.

Воскресение - подтверждение всего, что делал и чему учил Иисус Христос. По слову апостола Павла:«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15, 14). Воскреснув, Христос дал обещанное окончательное доказательство Своей божественной власти и поэтому все истины, даже и те, которые с трудом воспринимает человеческий ум - находят себе оправдание.

О Воскресении Иисуса Христа говорит Новый Завет, о нем знали со слов очевидцев первые христианские общины. Слова «по Писанию» в Символе веры указывают, что Воскресение Христа - это исполнение обещаний Ветхого Завета и Самого Иисуса во время Его земной жизни. Эти знания, значительно углубленные в наши дни после открытия и изучения древних рукописей, образуют пасхальную тайну, как важнейший догмат христианской веры.

Пасхальная тайна: смертью Своей Иисус Христос избавляет нас от греха, Воскресением открывает путь в жизнь новую. Она в первую очередь является оправданием, которое восстанавливает нас в благодати Божией «дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Она состоит в победе над смертью как порождением греха и новом участии в благодати. Она исполняет усыновление, потому что люди становятся братьями Христа: «...иди к братьям Моим и скажи им...(Мф.28, 10; Ин. 20,17). Братья не по природе, а по дару благодати, ибо это усыновление дает реальное участие в жизни Сына, полностью открывшейся в Воскресении.

Наиболее древнее письменное свидетельство о Воскресении Христа приведено в Первом послании апостола Павла к Коринфянам, написанном в 57 году. Он напоминает членам общины Коринфа: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, что явился Кифе потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий....А после всех явился и мне, как некому извергу» (1 Кор.15, 3-6..8). Апостол Павел основывается своими словами на живую традицию свидетельств Воскресения, с которой он познакомился после своего обращения на пути в Дамаск (Деян. 9, 3-18), в самом Дамаске, а затем в Иерусалиме, встречаясь с жителями города, помнящими о Чудесном Событии, людьми известными и уважаемыми. Наиболее же полное представление о Воскресении он получил от апостолов Петра и Иакова, на которое он потом часто ссылается в своих посланиях.

Враги христианства начиная с первых лет его существования и до сегодняшнего дня оспаривают сам факт Воскресения. Это и не удивительно, поскольку Воскресение Христа было сильнейшим ударом против всего царства сатаны.

Клевету против Воскресения начали первосвященники иудейские, которые предчувствовали, что Христос воскреснет. И Они сразу же после погребения потребовали поставить стражу у гроба, утверждая, что Тело Христа похитят ученики, и будут говорить о Воскресении, но они больше же надеялись на то, что когда Христос воскреснет, стража схватит его, чтобы оставить это Событие в тайне. Но мы знаем, что стража не могла как-то помешать Воскресению - она разбежалась в страхе. И не было никакой нужды сочинять рассказы о Воскресении, потому что люди, и не только близкие Иисусу Христу, видели Его в телесном облике, могли коснуться Его, видели, как Он ест с ними рыбу, и это было не один раз за те 40 дней, которые провел на земле Христос по Воскресении.

Иногда задают вопрос: почему Христос не явился Пилату и первосвященникам, чтобы убедить их? Нужно помнить, что эти люди ненавидели Христа, их поддерживали силы диавола и поэтому они были недостойны видеть Воскресшего. А по иудейским законам того времени для доказательства какого-либо события достаточно было двух свидетелей, здесь же были сотни.

АТЕИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, что Иисус не умер на кресте, а вошел в состояние клинической смерти, после которой Он пришел в сознание. Эта ложь опровергается тем, что Христос после Воскресения приобрел тело то же самое, которое прошло через мучения и распятие, ибо Он еще несет на Себе следы страданий (Лк. 24, 40). Но это подлинное реальное тело. Оно обладает новыми свойствами прославленной плоти, Иисус уже не находится во власти пространства и времени. Его тело «одухотворено» и «прославлено» и поэтому не подвергается тем ограничениям, которым подвергаются обычные материальные существа. Он внезапно появляется и исчезает, проходит через стены запертой горницы.

Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как дочери Иаира, юноши из Наина, Лазаря - они обрели обычную земную жизнь и умерли когда пришло их время, Христос же в воскресшей плоти перешел к иной жизни. Его плоть исполнена мощи Святого Духа и по слову апостола Павла Он стал человеком небесным (1Кор.15,35-50).

Другие авторы утверждали, что Христос настолько сильно воздействовал на учеников, что они видели Его, находясь как бы под действием гипноза. Поэтому в Воскресении, по мысли этих авторов, есть вымысел апостолов. Действительно, когда Христос появился внезапно среди учеников в запертой горнице «стал посреди них и сказал им: «Мир вам!», им в самом деле показалось, что они видят духа, Но Иисус рассеял их сомнения и страх и убедил их, что «это Он Сам»... «Осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите, Меня». Ученики еще не могли оправиться от удивления, «они от радости еще не верили и дивились». И тогда Иисус, чтобы окончательно убедить их, попросил дать ему пищу - «и взяв, ел перед ними» (Лк. 24, 36-43).

Христос знал о грядущих испытаниях веры апостолов, видевших страдания на Кресте и смерть Учителя. Незадолго до Голгофы Он обратился к Симону Петру: «Симон!, Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я думал о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих». (Лк. 22, 31-32).

Потрясение, вызванное страданиями Христа, было так велико у апостолов, что не все поверили известию, принесенному женами-мироносицами. Апостол Лука записал, что они «возвратившись от гроба возвестили все это (то есть что тела Христа нет во гробе) одиннадцати и всем прочим...и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк 24, 9; 11).

После Воскресения Сам Иисус Христос ищет встречи с учениками, чтобы они воочию убедились в Его реальности, что перед ними не призрак и их ощущения естественны и не являются иллюзией. Для этого был нужен контакт через осязание. Апостол Фома, не присутствовавший при явлении Христа в горнице, не поверил собравшимся и сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Спустя восемь дней Иисус вторично пришел в Сионскую Горницу, чтобы исполнить желание «неверующего» Фомы, говоря ему: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Моии, не будь неверующим, но верующим». Когда же Фома исповедовал свою веру словами «Господь мой и Бог мой!», Иисус сказал ему «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 24-29).

Сомнение апостолов и отказ апостола Фомы поверить на слово о Воскресении, как говорится в Евангелии, свидетельствует о том, что апостолы и ученики не сразу признали Воскресение из мертвых. Они не могли полностью осознать это, и сомнение апостола Фомы отчасти связано с тем, что он не увидел на лицах учеников великой радости, но смешанную с какой-то неуверенностью. Фома поверил только после физического ощущения тела Христа. Все это является доказательством того, что Воскресение не есть «легенда, сочиненная учениками», что это «вымысел веры».

Бог пришел после Воскресения на землю, чтобы утвердить в вере в Христа учеников, а через них и всех людей земли. Евангелие говорит об этом в описании встречи двух исповедников Христа с Учителем, Которого они вначале и не узнали. Они шли «печальны» из-за утраченных надежд на Христа как Мессию-Освободителя: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). Их настроение совершенно изменилось, когда тот Незнакомец, с Которым они беседовали по дороге, есть Сам Христос. Уверенность в Воскресении Христа, Которого они видели рядом с собой, полностью изменила их. Они приобрели глубину веры и свидетельствовали всем о Воскресении Христа из мертвых.

Сорок дней был Христос с учениками от Воскресения до Вознесения. Он укреплял тот фундамент веры апостолов, который был создан самим фактом Воскресения, Он готовил их к принятию Святого Духа и к распространению веры в Воскресшего по всей земле. Апостолы, а через них и все христиане стали братьями Христа.

Петр, апостолы и ученики прекрасно понимали, что их подлинное и главное призвание отныне - быть «свидетелями» воскресшего Христа, так как от этого неповторимого и удивительного события зависела вера в Него и принятие Его спасительного послания. Христианин видит их глазами, убеждается в славном Воскресении распятого Христа и поэтому полностью верит в Того, Кто есть Путь, Истина, Жизнь и Свет мира, возвещая о нем радостно и отважно. Таким образом «пасхальное свидетельство» является характерной чертой христианина.

«Пасхальное свидетельство» выражается прежде всего в постоянных и решительных усилиях, направленных на достижение совершенства, в непреложном исполнении требований, налагаемых крещением. Оно обязывает со здравым чувством реальности воспринимать притеснения и преследования и всегда помнить слова Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.... В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 15, 18; 16, 33). «Пасхальное свидетельство» проявляется в идеале любви, в котором христианин, несмотря на страдания, вызванные многочисленными печальными обстоятельствами, в которых пребывает человечество, чувствует себя добрым самарянином. Человеком всегда готовым к самым разным делам милосердия, как преходящего, так и духовного свойства, постоянно разрушая преграды эгоизма и тем самым являя любовь к Отцу.

Воскресение Христа - и Сам Христос воскресший - есть начало и источник нашего будущего воскресения: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.....Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15, 20-22). В ожидании исполнения этого Христос воскресший живет в сердцах Своих верных. В Нем христиане получают «сил будущего века» (Евр. 6, 5), и жизнь их увлечена Христом в лоно жизни в Боге, чтобы они: «уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5,15).

Игумен Филарет

(Злотоустов)

Главная истина Библии

Для большей ясности сравним этот отрывок с двумя другими. Во 2 Послании к Коринфянам 4:1–6 Павел противопоставляет тех, кто знает Благую весть и познал Иисуса Христа как Господа, тем, чьи духовные очи были ослеплены «богом века сего». В 6 стихе он поясняет фундаментальную истину: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Павел проводит очень важную параллель: Слово Божье было действующей силой в акте сотворения мира и точно так же Бог использовал слово Евангелия для возрождения новой жизни в людях. Мы можем выразить это следующим образом. Как Бог сказал «Да будет свет» (Быт. 1:3; ср.: Пс. 32:6а), так же Он сказал «Да будет жизнь», дав нам таким образом новое рождение. В 1 Послании Петра 1:23 мы читаем: «…как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век». Петр повторяет сказанное Иаковом: Божье слово есть действующая сила и причина нашего нового рождения. Но он ведет нас несколько дальше в понимании учения Иакова, ибо дает определение животворящего слова: «А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25). Таким образом, слово истины, по Иакову, становится «благовествованием вашего спасения» (Еф. 1:13). Итак, Отец двояко использует могущественное слово благовествования. Во–первых, Его слово звучит внутри нас, даруя нашим мертвым душам жизнь и приводя нас к новому рождению. Во–вторых, Его слово истины представляется нам как проповеданное Евангелие, начало нашей новой жизни.

Эта истина - одна из самых славных во всей Библии. Мы должны понять, что спасение приходит только по воле Бога. Пока нам не дана новая жизнь, мы «мертвы по преступлениям и грехам нашим » (Еф. 2:1) и не способны в таком состоянии ответить Богу покаянием и верой. Если что–то нужно сделать, делает Он, если благословение или изменение приходит к нам, то приходит извне, если какая–то сила работает в нас, то это не наша сила, ибо мы мертвы и единственным нашим «успехом» становится дальнейшее разложение. В этом заключается величие Божьего милосердия, совершенство Божьей силы и глубина Его снисходительности. Он снизошел к нам в нашей смерти, Он вернул нас к жизни - и все это произошло по Его неисчерпаемой милости, продиктованной великой любовью (Еф. 2:1, 4,5). Мы не можем участвовать в нашем новом рождении или стать его причиной точно так, как не могли принять участия в своем естественном, земном рождении по плоти. Всю работу, от изначального избрания до полного завершения, делает Он, равно как и вся слава принадлежит Ему. Отсюда следует, что это новое рождение дает некие гарантии нашего спасения. Если бы спасение происходило по воле человека, оно было бы таким же неверным, как и наши желания, которые колеблются, то возникая, то угасая, отражая раздвоенность нашей падшей натуры. Но спасение - Его выбор: восхотев, родил Он нас словом истины. И поскольку Он не меняется и Его слово неизменно и истинно, нашему спасению ничто не угрожает и утратить его невозможно.

И еще одну истину Иаков связывает с фактом нового рождения. Как естественное рождение приводит нас к взрослой жизни, так и новое рождение приближает нас к цели, намеченной Отцом: чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (18).

Здесь Иаков проводит параллель с ветхозаветным законом, по которому народ Божий должен был отдавать первые плоды урожая Господу. В этом жертвоприношении нашли отражение три идеи: а) все принадлежит Господу, но первые плоды были особенной Его принадлежностью, остальное можно было использовать для обычных целей в повседневной жизни; б) начатки плодов должны были представлять собой самое лучшее из всего урожая и отделялись как святыня Господу; в) жертва первых плодов была ежегодным напоминанием, что Господь помнит о Своих обетованиях: Он выкупил Свой народ из рабства, дал ему землю по обетованию и дает ему все для жизни на ней. Теперь понятно, почему Иаков называет Церковь начатком Божьим. Господь дает людям новое рождение, чтобы они стали свидетельством того, что Он исполняет Свои обетования (в данном случае имеется в виду завет явить спасение всем народам земли). Народ, ставший Его начатком, принадлежит Господу и будет святынею Господу .

Из книги Книга жизни и практики умирания автора Ринпоче Согьял

ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН В практике давания и получения Тонглен мы принимаем на себя, посредством сострадания, все различные умственные и физические страдания всех существ: их страх, чувство неудачи, боль, гнев, вину, горечь, сомнение и ярость, и мы даем им, посредством

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

«Главная икона» России Из многочисленных икон Богоматери, находящихся в России, выделяют несколько таких, с которыми особенным образом связана русская история.…Одно из трех изображений Богоматери, написанных еще при Ее жизни евангелистом Лукой, было сделано на доске от

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:11,12 Главная предпосылка Здесь, как и 1 Кор. 15:1, и 2 Кор. 8:1, Павел начинает новый и важный раздел, открывая его фразой: «…возвещаю вам» (греч. gnorizo, «делать известным», «раскрывать»), которая придает несколько формальную, почти официальную окраску его утверждению. Интересно,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

62. Главная тема Гал. Терминология: Закон, оправдание, вера, свободаСмыслообразующий костяк той богословской лексики, которая используется в Гал., составляют следующие термины:«Закон» - употреблено 32 раза (! - при том, что Гал. состоит всего из шести глав);«Вера»,

Из книги Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии автора Автор неизвестен

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ 10 июля 2009 года после торжественного открытия музея Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, в частности, об отличиях так называемого «Дня святого Валентина» от нового праздника - Дня любви, семьи и верности. Его

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Главная причина Почему Иаков затрагивает здесь три эти темы? Очевидно, что все они являются аспектами главного вопроса, которому посвящен наш отрывок: необходимости смирения пред Богом. Но для чего Иаков выделил эти три области, требуя к ним особого внимания? Думается,

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Главная потеря Некий странный человек отдавал всё, что попадало к нему в руки. Никогда не использовал подвернувшегося случая для своего блага. Когда его спросили, в чём смысл такого существования и что это такое с ним происходит, он ответил:– Я не нахожу, я теряю. Таков мой

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Главная заповедь 34 Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него, 35 и один из них, законник, испытывая Его, спросил: 36 «Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»37 Иисус сказал ему: ««Люби Господа, Бога своего, всем сердцем

Из книги Псалтирь (на цсл. гражданским шрифтом, с ударениями) автора Царь и Пророк Давид

Славянская истина: живая истина Каждый народ составляет себе представление об истине, которую он ищет, на свой лад. О. Павел Флоренский обратил внимание на то, что сам термин, используемый в различных языках для обозначения истины, свидетельствует об интересных

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Псалмы и их главная мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль.По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150Благодарение Богу за благодеяния народу

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Главная страница сайта Панель-рубрикатор, на которой находятся ярлыки всех разделов сайта новости о деятельности правящего архиерея и жизни епархии месяцеслов; поисковик по сайту; «обратная связь»; архивы новостей; монторинг региональных СМИ актуальные интервью

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой