Истомина методика преподавания. Методика обучения математике. Работа над задачей после ее решения

Учебная литература 1. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – 4 -е изд. , стер. - М. : Издательский центр Академия, 2001. – 288 с. 2. Бантова М. А. , Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ. отд-ний. пед. учщ – 3 -е изд. , испр. - М. : Просвещение, 1984. – 335 с. 3. Калинченко А. В. , Шикова Р. Н. , Леонович Е. Н. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – 2 -е изд. , стер. - М. : Издательский центр «Академия» , 2014. – 208 с. 4. Тихоненко А. В. , Русинова М. М. , Налесная С. Л. , Трофименко Ю. В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -349 с.

Вопросы методики Чему учить? Как учить? Содержание обучения 1. Требования Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) 2. Программы обучения математике в начальной школе Методическая система 1. Принципы обучения 2. Методы обучения (Метод - это способ организованной упорядоченной деятельности педагога и обучаемых) 3. Приемы обучения 4. Средства обучения Способ обучения 5. Формы обучения

Содержание обучения математике в начальной школе 1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, 12. Предметные результаты освоения основной процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; образовательной программы начального общего образования 2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и с учетом специфики содержания предметных областей, процессов, записи и выполнения алгоритмов; 3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и включающих в себя конкретные учебные предметы, должны учебно-практических задач; 4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые отражать: задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и 12. 2. Математика и информатика: изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Программа обучения математике в начальных классах «Школа России» Моро М. И. , Волкова С. И. , Степанова С. В. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» . 1 -4 классы 1. Моро М. И. , Волкова С. И. , Степанова С. В. Математика. 1 класс. В 2 частях. – М. : Просвещение, 2011 2. Моро М. И. , Бантова М. А. , Бельтюкова Г. В. Математика. 2 класс. В 2 частях. – М. : Просвещение, 2011 3. Моро М. И. , Волкова С. И. , Бантова М. А. Математика. 3 класс. В 2 частях. – М. : Просвещение, 2012 4. Моро М. И. , Волкова С. И. , Бантова М. А. Математика. 4 класс. В 2 частях. – М. : Просвещение, 2014

Программа обучения математике в начальных классах «Гармония» Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1 -4 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – Программы общеобразовательных учреждений Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014. Математика: программа 1– 4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1– 4 классы / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 160 с.

Программа обучения математике в начальных классах «Перспектива» Петерсон Л. Г. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «ПЕРСПЕКТИВА» 1- 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - 2 -е изд. – М. : Просвещение, 2011 Петерсон Л. Г. Математика "Учусь учиться". 1 -4 класс. В 3 -х частях. Учебник комплекта "Учебник+рабочие тетради". - М. : Ювента, 2013

Программа обучения математике в начальных классах «Школа 2100» Демидова Т. Е. , Козлова С. А. , Тонких А. П. Математика. Учебник для 1 -4 класса в 3 -х частях. – М. : Баласс, 2012 Образовательная система «Школа 2100» . Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 -х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. -М. : Баласс, 2011. - 192 с. (Образовательная система «Школа 2100»). ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА» для четырёхлетней начальной школы / Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. Г. Рубин, А. П. Тонких

Программа обучения математике в начальных классах «Планета знаний» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 -4 классы. – М. : Астрель, 2012 Башмаков М. И. , Нефедова М. Г. Математика. 1 -4 класс. В 2 х частях. Учебник. – М. : Астрель, 2011

Чему учить на уроках математики в начальной школе? 1. Нумерация 2. Арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление), их свойства, устные и письменные алгоритмы 3. Величины и их измерение 4. Арифметические действия с числами, полученными при измерении 5. Алгебраический материал 6. Доли, обыкновенные дроби, нахождение числа по его части и части числа 7. Геометрический материал

Целью данного курса является формирование математических ЗУН и общее развитие учащихся. Концепция курса- целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового содержания.

Организация такого продуктивного повторения обеспечивает преемственность между темами и создает условия для активного использования приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Таким образом, на методическом уровне реализуется психолого-педагогические идеи развивающего обучения.

В программе Истоминой изменена последовательность изучения некоторых вопросов программы, по сравнению с программой Моро. Значительно усилена геометрическая линия и предусматривается использование калькуляторов при выполнении ряда заданий.

Суть данной концепции связана с определенными ответами на 3 основных вопроса методической науки:

1.зачем учить?

2.чему учить?

3.как учить?

Ответ на 1-ый вопрос «зачем учить?» нашел отражение в направленности курса в начальной математике на формирование у школьников приемов умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д), которые в процессе обучения математике выполняют различные функции и их можно рассматривать:

1.как способы организации учебной деятельности учащихся

2.как способы познания, которые становятся достояние ребенка, характеризуя его интеллектуальный потенциал и способности к усвоению знания

3.как способы включения в познание различных психических процессов: эмоции, воли, чувств и внимания.

В результате интеллектуальная деятельность ребенка входит в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего, с ее направленностью, мотивацией, интересами, уровнем притязаний, т.е. характеризуется возрастающей активностью личности в различных сферах ее деятельности.

Вопрос «Как учить?» является основным в концепции курса. Ответ на него требует прежде всего принятия определенной позиции в отношении процесса усвоения детьми знаний, формирования умений и навыков. В зависимости от ответа на этот вопрос, можно выделить 2 позиции:

В одном случае знания и способы действий предлагаются ученикам в виде известного учителю образца, который дети должны запомнить и воспроизвести. Затем путем тренировочных упражнений «отработать их».

В другом случае ученик сначала включается в деятельность, у него возникает потребность в усвоении новых знаний, ион сам добывает их под руководством учителя.

Вторая позиция, по мнению психологов, является более эффективной для развития мышления, но она требует внесения существенных изменений в организацию учебной деятельности школьников. Именно эти изменения и обусловили необходимость создания учебников, в которых нашли отражение:

1.новая логика построения содержания курса, в основе которой лежит тематический принцип, позволяющий сориентировать курс на усвоение систему понятий и общих способов действий.

2.новые методические подходы к усвоению школьниками математических понятий, в основе которых лежат установленные соответствия между предметными вербальными, графическими, схематическими и символическими моделями, а также формирование у них общих представлений об изменении правил и зависимости, что является основой не только для изучения математики, но для закономерности и зависимости окружающего мира.

3.Новая система учебных заданий, которая адекватна концепции курса логики построения его содержания и нацелена на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия.

4.Новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщенных изменений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять переход вербальной модели в символическую.

5.Активное использование приемов умственной деятельности при формировании геометрических представлений, нацеленность на развитие пространственного мышления школьников и умение устанавливать соответствия между моделями геометрических фигур, их изображением и разверткой. Наряду с этим учащиеся овладевают навыком работы с линейкой, циркулем и угольником.

6.Методика использования калькулятора, который рассматривается, как средство обучения младших школьников математике, обладающими определенными методическими возможностями.

7.Организация дифференцируемого обучения.

8.Диалоги Маши и Миша, которые помогают научить младших школьников анализировать предложенную информацию, осуждать ее, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе

М.: Владос, 2007. - 456 с. - (Вузовское образование).

Общие вопросы методики преподавания математики.
Изучение чисел в начальной школе.
Изучение арифметических действий в начальной школе.
Изучение величин в начальной школе.
Геометрический материал в программе начальных классов.
Алгебраический материал в программе начальных классов.
Доли и дроби в курсе математики начальных классов.
Решение задач в начальной школе.
Методическая подготовка учителя к обучению математике в начальной школе.
Личностно-ориентированное обучение на уроках математики в начальной школе.

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах

Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 288 с. - (Педагогическое образование).

Б айрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций

Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 299 с. - (Библиотека учителя).

Методика преподавания математики как учебный предмет.
Построение начального курса математики.
Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
Развитие младших школьников в процессе обучения математике.
Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел.
Методика изучения арифметических действий в концентре «десяток».
Методика изучения арифметических действий в концентре «сотня».
Методика изучения арифметических действий в концентре «тысяча».
Методика изучения арифметических действий в концентре «многозначные числа».
Текстовая задача и процесс ее решения.
Методика обучения решению составных задач.

Буквенная символика, равенства, неравенства, уравнения.

Методика изучения важнейших величин.
Методика изучения дробей.
Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Различные концепции построения начального курса математики.

Виленкин Н.Я., Пышкало А.М. и др. Математика

Виленкин Н.Я., Пышкало А.М., Рождественская В.В., Стойлова Л.П.
Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1977. - 352 с.

Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах

Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Бантовой. -3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1984. - 335 с.: ил.

Общие вопросы методики начального обучения математике.
Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел и арифметических действий над ними.
Обучение решению арифметических задач.
Методика изучения алгебраического материала.
Методика изучения геометрического материала.
Обучение измерению величин.
Методика изучения дробей.
Внеклассная работа по математике и методика ее проведении.