Интервью митрополита Астраханского и Камызякского Никона журналу «Губерния инфо. Никон фомин. Наречение архимандрита никона во епископа шуйского и тейковского

На границе Шуйского муниципального района иерархов встречали глава городского округа Шуя Т.Ю. Алексеева, и.о. главы администрации городского округа Шуя Н.В. Корягина, глава Шуйского муниципального района С.А. Бабанов, глава администрации Шуйского муниципального района И.А. Митин, и.о. главы администрации Тейковского муниципального района А.Я. Бочарова, представители духовенства.

У ворот Воскресенского кафедрального собора архипастырей хлебом-солью встретили многочисленные прихожане, учащиеся православных школ, священнослужители, монашествующие. Затем в соборе епископы Иосиф и Никон в сослужении сонма духовенства Ивановской митрополии совершили благодарственный молебен.

По окончании богослужения епископ Иосиф рассказал собравшимся о значении образования новых епархий, дающего возможность архипастырю приблизиться к пасомым. Владыка Иосиф подчеркнул, что главной чертой будущего епископа Никона всегда было послушание. Вновь назначенного управляющего Шуйской епархии паства знает как ревностного служителя алтаря Господня на протяжении уже более двадцати лет. Трудами владыки Никона из руин возрождены Николо-Шартомский монастырь и подворья обители. Глава митрополии отметил, что епископ Никон теперь предстает перед духовенством и мирянами в новом качестве и несет огромную ответственность за происходящее в жизни его епархии.

В первом слове к пастве епископ Никон выразил надежду на поддержку его деятельности со стороны духовенства, прихожан и властей. Он рассказал о задачах, которые необходимо решить для дальнейшего развития церковной жизни на Шуйской земле. Обращаясь к духовенству Шуйской епархии, владыка отметил, что в их будущем совместном служении помощь должна быть обоюдной и что он всегда открыт для общения.

Затем епископа Никона приветствовали и.о. главы администрации городского округа Шуя Н.В. Корягина, руководители Шуйского и Тейковского муниципальных районов, и.о. ректора Шуйского государственного педагогического университета А.А. Михайлов, депутат областной Думы Н.П. Ясникова, почетный гражданин города Шуя Г.А. Сурина, руководители предприятий и учреждений города.

Всем священнослужителям и богомольцам на память о состоявшемся событии были розданы образки Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

В этот же день епископ Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф и епископ Шуйский и Тейковский Никон совместно с главами администраций Шуи и Шуйского района провели выездное совещание, посвященное перспективам строительства в г. Шуя епархиального управления.

Архимандрит Никон (Фомин) избран епископом Шуйским и Тейковским решением Священного Синода от 7 июня 2012 года (

Высокий уровень ответственности, прежде всего, перед самим собой, готовность посвятить свою жизнь Богу... Отважиться на такой шаг готовы немногие. Монашеский образ жизни – это настоящее призвание. Такой непростой путь выбрал для себя митрополит Астраханский и Камызякский Никон (Фомин). Из чего складывается жизнь архиерея и в чем заключается служение Богу, новый архипастырь православных астраханцев рассказал нашему журналу.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ
Владыка, Астраханская епархия - одна из самых древних в России. Она образована в 17 веке. Интересно, что Вы подумали, когда узнали о своём новом назначении?
Первые мысли об Астрахани - красивый город в дельте Волги, с богатой историей и своей спецификой, обусловленной его географическим расположением. Астрахань называют южным форпостом России, и это о многом говорит. Приграничные города - это всегда зоны особой ответственности. Но основа церковной жизни - это послушание священноначалию, поэтому нам не приходится выбирать место назначения. Главное - это служить Богу и матери Церкви.
В Астрахани Вы уже почти полгода. Какие у Вас сложились впечатления о нашем регионе?
Астрахань вызывает у меня восхищение своей самобытной красотой. Дома старинной постройки, своеобразная архитектура, красивые набережные, не только на Волге, но и на городских каналах. Особенно поразили своей величественностью храмы: красивые купола видны издалека со всех сторон. Люди здесь (в Астраханской области - прим. ред.) очень доброжелательные, открытые и отзывчивые, приятно и радостно общаться с ними.
Епархия - церковно-административный округ, состоящий из приходов, расположенных на его территории и возглавляемых архиереем.
Митрополия - церковно-административный округ, находящийся под управлением митрополита. Может включать в себя несколько епархий.

ГРИБЫ И РЫБАЛКА
В одном из интервью Вы рассказали, что являетесь грибником. Астрахань - рыбный край. Побывали ли Вы уже на астраханской рыбалке?
Да, признаюсь, что люблю собирать грибы и мне в какой-то степени грустно, что в Астраханской области их немного. Рыбалкой никогда серьёзно не увлекался, но живя здесь, наверное, невозможно не быть рыбаком. Я уже несколько раз ездил на берег реки и могу с уверенностью сказать, что астраханская рыбалка весьма увлекательна.
Вы росли в Центральной части России, которая славится своими лесами и дикой природой (Владыка родился в Ульяновской области, большую часть жизни прожил в Ивановской области - прим. ред.). Сложно ли Вам было адаптироваться к нашему астраханскому климату?
Астраханская жара для меня необычное явление. Непривычны также резкие перепады температуры, но, думаю, со временем ко всему можно привыкнуть.

ЖУРНАЛИСТЫ И ГЛАШАТАИ
В нашем регионе достаточно широко развиты религиозные медиа: многие приходы выпускают свои газеты, ведут сайты, организуют работу собственных пресс-служб. Как Вы относитесь к таким формам взаимодействия Церкви и общества?
Мы живём в информационном обществе, сегодня такое взаимодействие является привычным и необходимым для всех. Отмечу, что, например, и в Древней, и в Византийской Церкви (это IV-XII века) информация распространялась точно так же, как и сегодня. Просто тогда были другие средства.
Какие, например?
Сегодня площадка для беседы - студия на телевидении, страничка в социальной сети, сайт, а тогда это были городские площади, улицы, места для собраний в населённых пунктах. Скульптура, рисунок, объявления на церковных дверях, глашатаи - всё это использовалось для информирования населения о благотворительных мероприятиях. Цель популяризации всего, что делается в Церкви, всегда соответствовала и соответствует её миссии, а именно: содействовать освящению и преображению мира, возвращению человека в первоначальное совершенное состояние. Формы взаимодействия могут меняться в зависимости от научного прогресс а, но смысл и цели церковной деятельности остаются те же, независимо от того, каким образом они транслируются. Главное - любовь к Богу и ближнему, где бы мы ни находились.
Глашатай - в старину: лицо, всенародно объявлявшее указы, распоряжения, повеления.

ЛИЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
Просветительская работа совместно со светскими структурами - неотъемлемая часть общественной жизни Церкви. Как такое сотрудничество реализуется в нашем регионе?
Совместные мероприятия есть. Например, на базе службы ЗАГС постоянно проводятся традиционные встречи молодёжи и духовенства Астраханской епархии в рамках проекта «Азбука семейного воспитания ». Наши прихожане участвуют в благотворительных мероприятиях и акциях. Молодые люди посещают дома-интернаты для престарелых, помогают кормить горячими обедами бездомных, устраивают благотворительные и просветительские мероприятия и концерты для пожилых людей, многодетных семей, мальчиков и девочек с ограниченными возможностями и детей-сирот. Все эти и многие другие встречи сегодня очень востребованы, они способствуют объединению молодёжи, её духовному и нравственному просвещению, становлению полноценной личности.
Насколько нам известно, сейчас в приходах открываются, так сказать, различные клубы по интересам. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
С сентября этого года при храме Преображения Господня работает Школа молодой семьи святых Петра и Февронии. Для молодых людей также проводятся казачьи военно-полевые сборы, спортивные соревнования, турниры по мини-футболу. Кроме того, на территории приходов по инициативе епархиальных отделов совместно с учебными заведениями, библиотеками и не только с ними функционируют различные киноклубы. При соборе святого равноапостольного князя Владимира, например, открыта детская театральная студия «Живая Душа ». Её участники проводят благотворительные спектакли в ТЮЗе.

ФОРУМ И ФЕСТИВАЛЬ
В августе в нашем регионе прошёл первый форум для православной молодёжи «Митрополия ». Насколько востребованы такие современные формы взаимодействия Церкви и подрастающего поколения?
Форум - наиболее удобная и интересная форма проведения молодёжных образовательных встреч, которая органично сочетает в себе и образовательную, и духовную, и воспитательную программы. Форум позволяет уделять время активному отдыху, спорту, неформальному общению. Мероприятие подобного масштаба было организовано в Астрахани впервые. Его инициатор - епархиальный отдел по делам молодёжи. Как и ожидалось, форум помог сблизиться молодым людям из различных уголков Астраханской епархии. Под руководством своих настоятелей ребята наметили (а сейчас уже воплощают в жизнь) различные просветительские, благотворительные, культурные церковные проекты.
Повлиял ли форум на церковную жизнь его участников?
Что особенно важно, ребята реализуют свои идеи не только каждый при своём храме, в который они обычно ходят и где живут. После форума его участники стали активнее налаживать общение и совместную работу между различными приходами. Жизнь в церкви - это жизнь общинная: все вместе помогают и друг другу, и окружающим. И в такой общинной жизни сегодняшние молодые люди могут реализовать себя как цельные личности. Вообще без личного общения - а сейчас у парней и девушек всё больше и больше виртуальной реальности, чем настоящей - трудно разглядеть человеческую душу, трудно достичь взаимопонимания между людьми.
Какая ещё работа, направленная на просвещение молодёжи, её приобщение к Церкви и православию, проводится в нашем регионе?
Такая деятельность в нашем регионе организуется в различных направлениях постоянно. Это как церковная работа, так и совместная: мы взаимодействуем с общественными и государственными структурами, организуем многочисленные мероприятия - культурные, просветительские, образовательные, спортивные. Например, 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери состоялся фестиваль «Велика душа русская » с играми, спортивными соревнованиями, мастер-классами по рукоделию и, конечно, праздничным концертом, на котором выступили музыкальные коллективы города.

СВЯЩЕННИК И АРХИЕРЕЙ
Каким, на Ваш взгляд, должно быть образование современного священнослужителя, который занимается просвещением невоцерковлённого населения? Какими качествами необходимо обладать представителю Церкви в наши дни?
В первую очередь священник - это духовно образованный человек, имеющий постоянное попечение о собственном духовном совершенствовании. «Кто правильно молится, тот и богослов », - говорил авва Евагрий, церковный писатель IV века. Для всех верующих любой представитель Церкви - это, прежде всего, пример усердия в молитве, в благочестивой жизни и в делах милосердия. И, конечно, сегодня пастырь должен быть широко образованным, так как современным священникам приходится хорошо разбираться во многих областях человеческой жизни.
В чём Вы видите своё миссионерское служение?
Миссионерское служение каждого христианина заключается в проповеди Спасителя - Господа Иисуса Христа. И миссия наша направлена на спасение каждого человека. ...Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3,16). Миссия архиерея в том и заключается: служить Богу, строить храмы, нести слово Божие людям, делая добрые дела, заботиться о своей пастве, так как именно в милосердии проявляется сила христианской любви.

Беседовала Каролина Виноградская
Определения церковных терминов составлены по информации портала «Азбука веры »

В ночь на 14 марта 2019 года, на 67-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Царскосельский Маркелл.
14.03.2019 Астраханская епархия 14 марта 2019 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Астраханский и Камызякский Никон молился в Покровском соборе за уставным богослужением, состоящим из утрени, часов, изобразительных и вечерни.
14.03.2019 Астраханская епархия 13 марта 2019 года для специалистов социальной сферы в Астрахани состоялся областной семинар-практикум «По страницам Библии», в котором приняли участие представители епархиальных отделов Астраханской епархии.
14.03.2019 Астраханская епархия

п. Лиман, ЦМБ День православной книги 14 марта весь православный народ отмечает праздник – День православной книги.
14.03.2019 Администрация Лиманского района В большом зале администрации под председательством главы района Н.И. Байтемирова и при участии и.о.
14.03.2019 Администрация Красноярского района

1 июля Шуйская епархия праздновала вторую годовщину епископской хиротонии правящего архиерея - епископа Шуйского и Тейковского Никона. В этот день состоялось праздничное архиерейское богослужение в Никольском кафедральном соборе города Тейково.

У собора Владыку встречали Глава городского округа Тейково А.Ю. Гмызов и другие официальные лица. Затем епископ Шуйский и Тейковский Никон и епископ Кинешемский и Палехский Иларион возглавили Божественную литургию.

По окончании литургии состоялся крестный ход на центральную площадь города, где состоялась торжественная передача иконы Божией Матери, именуемой «Боголюбской», из местного музея в Никольский собор. Директор музея Игорь Черёмушкин отметил: «Вспоминая чудо избавления жителей села Тейково от морового поветрия, в далеком 1831 году, мы радуемся исцелению иконы и возвращению ее в Никольский собор. Перед этим образом издавна возносились молитвы о тех, кто по человеческим меркам считался потерянным и безнадежным – притом как в физическом, так и в духовном смысле. Прошло семь лет с того момента, когда в музей истории города Тейково пришла Благая весть об иконе, стоящей одиноко в дряхлом сарайчике и прячущейся за поленницей березовых дров от безбожников. Нами увиденная икона находилась в состоянии плачевном, но окруженная заботой и молитвой, передаваемыми на расстоянии, благочестивыми насельниками, братией и сестрами из Николо-Шартомского и Боголюбского монастырей, ожила и обрела новую силу.»

Владыка Никон поблагодарил директора музея Игоря Черёмушкина и всех, кто принял участие в реставрации иконы, за понесенные труды. Владыка подчеркнул, что возвращение иконы в собор – это великое духовное событие, что основное предназначение иконы состоит в том, чтобы перед ней возносились молитвы.

Затем состоялся молебен перед иконой Божией Матери. По окончании богослужения владыка Иларион, протоиерей Василий Добычин от имени духовенства Шуйской епархии, игумения Ольга с сестрами Дуниловского монастыря поздравили владыку Никона со второй годовщиной архиерейской хиротонии. Владыку также поздравили представители городской администрации, отдела культуры, зам. командира Тейковской ракетной дивизии по работе с личный составом гвардии полковник Быканов И.Н.

Преосвященнейшим Владыкам сослужили: благочинный Тейковского благочиния митрофорный протоиерей Павел Пономарев, секретарь Шуйского епархиального управления протоиерей Василий Добычин, наместник Николо-Шартомского монастыря игумен Филипп (Понамарчук) с братией обители в священном сане, игумен Казанского мужского монастыря игумен Алипий (Мёдов), духовенство Тейковского благочиния. За богослужением пел сестринский хор Дуниловского монастыря.


Дата рождения:
7 января 1963 г.
Дата хиротонии:
1 июля 2012 г.
Дата пострига:
20 октября 1985 г.
День тезоименитства:
30 ноября
Страна: Россия

Биография:
Родился 7 января 1963 г. в д. Морд-канадей Николаевского р-на Ульяновской обл.

В 1967-1979 г. проживал в пос. Майоровск Сызранского р-на Куйбышевской обл., где окончил среднюю школу. Затем обучался в сельскохозяйственном техникуме г. Бедно-Демьяновск Пензенской обл. В 1982-1984 гг. проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил.

11 сентября 1985 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона.

20 октября 1985 г. тем же Преосвященным пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

В 1985-1990 гг. служил в качестве диакона в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Осенью 1990 г. назначен экономом возрождающегося Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Ивановской обл.

Указом епископа Амвросия от 1 февраля 1991 г. назначен наместником Николо-Шартомского монастыря. Ко дню Святой Пасхи 1991 г. награжден золотым наперсным крестом.

В 1992 г. возведен в сан архимандрита.

В 1998 г. окончил Самарскую духовную семинарию. В 1999 г. окончил Шуйский государственный педагогический университет по специальности «Религиоведение», затем был избран доцентом кафедры религиоведения данного вуза.

Был куратором Иваново-Вознесенской епархии в программе «Культура России (2006-2012 годы)».

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. (журнал № 50) избран епископом Шуйским и Тейковским.

Наречение во епископа состоялось 15 июня 2012 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 1 июля за Божественной литургией в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Брянска. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 49) назначен Преосвященным Астраханским и Камызякским, главой Астраханской митрополии.

18 июля 2016 г. за Божественной литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1998 г. - Самарская духовная семинария.

1999 г. - Шуйский государственный педагогический университет.

Место работы:
Астраханская митрополия
(Глава митрополии)

Епархия:
Астраханская епархия
(Правящий архиерей)

Награды:
Церковные:

  • 2010 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.

2006 г., очерк для "Кестон-инститьют"

Шуйское княжение архимандрита Никона (Фомина)

Монастыри - это передовые отряды
духовного возрождения России.
игумен Иоанн (Руденко),
настоятель подворья Николо-Шартомского
монастыря в Иваново .

Епархии РПЦ, равно как и локальные церковные структуры- монастыри, благочиния, крупные общины по всей стране стремятся серьезно влиять на социальные отношения и общественное мнение. Как правило, реальный результат этих устремлений в лучшем случае скромен, а то и вообще мало заметен. Даже многочисленные и богатые монастыри или приходы, как правило, отчуждены от окружающего общества, их жизнь протекает, как бы, в ином измерении. Уникальный успешный опыт врастания в окружающую социальную ткань, деятельного участия в социальной, культурно-образовательной и даже хозяйственной жизни накоплен в Шуйском районе Ивановской области. В этом опыте сконцентрировано проявили себя положительные и отрицательные стороны отношения современного духовенства к окружающему обществу.

"Шуйский феномен" обязан своим существованием наместнику Николо-Шартомского монастыря в селе Введенье архимандриту Никону (Фомину).

Никон, тесно связанный с Троице-Сергиевой лаврой и в первую очередь с популярным старцем архимандритом Наумом (Байбородиным), начал свою деятельность в Шуйском районе в 1989 г.

К 2006 г. полностью возрожден руинированный Николо-Шартомский монастырь. Он насчитывает 150 монахов (из них 50 священников). Архимандрит Наум обеспечивает постоянный приток монахов и светских работников. Монастырь отличается строгими требованиями к насельникам и трудовой дисциплиной, в устав специально вставлено правило, согласно которому все насельники и трудники монастыря должны отказаться от употребления алкоголя. Никон (Фомин) – популярный в епархии духовник, его считают более терпимым и мягким, нежели имеющего всероссийскую известность духовника Свято-Введенского женского монастыря в Иваново архимандрита Амвросия (Юрасова).

Уникальность монастыря и его значение определяются, однако, не аскетическими и молитвенными подвигами насельников, а необыкновенно активной социальной, образовательной и хозяйственной деятельностью.

Монастырю принадлежат большие земельные угодья, ферма, пекарня и современная сельскохозяйственная техника, что позволяет ему полностью обеспечивать себя, многочисленные подворья и социальные проекты продуктами питания. По оценке главы Шуйского района Анатолия Бахвалова хозяйство Никона эквивалентно хорошему колхозу.

Монастырь осуществляет заметную в масштабах района гуманитарнную деятельность. Он обеспечивает предметами первой необходимости неимущих, регулярное питание нуждающимся. Но наиболее амбициозные проекты связаны с детьми. При монастыре организован приют для детей и своя общеобразовательная православная школа-интернат.

С Николо-Шартомским монастырем тесно связан и создан при поддержке архимандрита Никона Успенский женский монастырь в селе Дунилово (того же Шуйского района), возглавляемый настоятельницей игуменией Ольгой (Соколовой). При монастыре создана гимназия-интернат на 35 девочек, монахини (в большинстве, имеющие высшее образование) налаживают постоянную социальную и воспитательную работу в Дунилове и соседних селах.

Состояние дел в гимназии- интернате стало предметом полемики на страницах религиоведческой литературы. Николай Митрохин цитирует "бывшую насельницу монастыря": "При общине жили дети разных возрастов, которые работали наравне со взрослыми…, разрывалось сердце при виде полуголодных детишек, вшивых, полубольных, живущих в полуподвальных комнатушках, похожих на чеченскик зинданы… они таскали бревна, мешки, уголь. Кормили их в лучшем случае горсткой каши на воде, а в худшем - скисшими огурцами, которые жалко было выбрасывать на помойку. Молока малолетние рабы не видели" (Н. Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М, 2004, с.299). Священник Алексий Федотов полностью опровергает Митрохина: "я лично бывал в Свято-Успенском женском монастыре и могу засвидетельствовать, что воспитанницы живут в прекрасных условиях, многие из них поступили в Шуйский государственный педагогический университет…(Священник Алексий Федотов. Русская православная церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России. Иваново, 2005, с. 147). По нашим впечатлениям и собранным сведениям скорее прав священник Алексей, но, не исключено, что в середине 90-х гг., во время становления монастыря, утверждения Митрохина были значительно ближе к истине.

Эти успехи во многом обусловлены поддержой местных властей в Шуйском районе.

Энергичная деятельность архимандрита Никона, игуменьи Ольги и их последователей осуществлялась в одном из самых депрессивных районов одной из самых депрессивных областей РФ. Местные власти, да и само население уцепились за монашеский десант, явившийся в 90-е гг. в мир безработицы, нищеты и разрухи, как за последнюю надежду. Монашествующие действительно принесли шуйским жителям реальную помощь. В интервью нам 15. 02. 2006 г. глава администрации Шуйского района Анатолий Бахвалов заявил: "архимандрит Никон –фигура федерального значения. Сотрудничая с ним, мы поняли, что никакую социальную проблему нельзя решить без традиционного православия. Социальная роль монастыря для нас очень велика. Монастыри и приходы живут с окружающими селами и городом Шуей как единый организм. Приюты и гимназии решили проблему беспризорных детей и подняли уровень начального и среднего образования. Помощь беднейшим слоям весьма существенна. Монастыри помогают совершенствовать инфраструтуру района- дорог, освещения сел…В таких условиях сектанты у нас не прижились".

Еще более знаменательно сотрудничество епархии с Шуйским государственным педагогическим университетом (ШПГУ). Уже в середине 90-х гг. монастырь наладил с ШПГУ тесные контакты. Ныне в ШПГУ создана кафедра теологии, где могут получать образование и миряне, и духовенство. Зав. кафедрой, первый проректор университета Ирина Добродеева максимально сблизила это учебное заведение с епархией (в основном с группировкой Николо-Шартомского монастыря). В ШПГУ получают (в т. ч. заочно из других епархий) образование много священников и монашествующих, выпускники церковных средних учебных заведений области. Монахини и выпускницы православных гимназий становятся учителями сельских школ. Сам архимандрит Никон получил в ШПГУ диплом религиоведа и работает там доцентом.

Уже с конца 90-х гг. монастырю стало тесно в Шуйском районе. Теперь он распространяет свое влияние по всей области, создавая многочисленные подворья. В частности, подворья созданы в Иваново, Шуе, Палехе, Юрьевце. Подворья, в свою очередь развивают хозяйственную, социальную и образовательную деятельность. При шуйском и палехском подворьях, в частности, действуют крупные мастерские по резьбе и иконописи.

В Иваново подворье Николо-Шартомского монастыря стало центром по организации Богословского института Святого апостола Иоанна Богослова (ректор архиепископ Амвросий, первый проректор канд. физ.- мат. наук игумен Иоанн (Руденко), настоятель подворья Николо-Шартомского монастыря в Иваново, проректор по учебной работе насельник этого же подворья иеромонах Вонифатий, настоятель университетского храма Всех Святых). Ивановский государственный университет предоставил бесплатно свои помещения и помогает в преподавательском составе, в свою очередь духовенство читает спецкурсы на различных факультетах по религиозным дисциплинам.

Городская администрация Иванова встретила архимандрита Никона также радушно, как и администрация Шуи. Мэрия обеспечила строительство подворья – крупного монастырского комплекса, помогла в организации школы-интерната и способствовала присутствия монастыря в университете.

Архимандрит Никон создал фактически государство в государстве (т. е. независимую по отошению к епархии, и, в значительной степени, к областной администрации структуру).

Образовательные, хозяйственные и благотворительные институты, созданные Никоном никак не только не контролируются епархией, но даже никак с ней не сотрудничают. Ивановская семинария не имеет контактов с образовательными структурами "николо-шартомской" группировки. Никон из-за стен Николо-Шартомского монастыря железной рукой управляет своей властной вертикалью, ставшей в Ивановской области более богатой и влиятельной силой, чем сама епархия.

Успехи архимандрита Никона и его авторитаристские наклонности вызывают недовольство и ревность у многих клириков епархии. Критики обвиняют его в жестокости, нетерпимости, властолюбии, высказывают подозрения в финансовой читстоплотности и законности финансовых операций. Но никто не ставит под сомнение действительно феноменальные успехи в восстановлении храмов, организации хозяйственной деятельности, социальных и образовательных проектов.

Авторитарные наклонности Никона распространяются и на отношение к инаковерующим. Никон и его ученики крайне нетерпимо относятся к представителям других конфессий, агрессивно и непримиримо нападают в своих публичных выступлениях на протестантов и католиков. Николо-Шартомский монастырь ведет активную издательскую деятельность в основном направленную на борьбу с "сектами". Баптистская община Шуи под давлением Никона не может добиться регистрации.

К началу 2006 г. постоянные слухи о скором уходе на покой управляющего Ивановской епархией архиепископа Амвросия (Щурова) и ухудшение его здоровья усилили подковерную борьбу между различными церковными группировками. Баланс сил между кланами был нарушен. В начале 2006 г. архиепископ дал согласие на формирование Епархиального совета, в котором доминирующее влияние приобрели сторонники архимандрита Никона. В феврале 2006 г. Епархиальный совет принял ряд решений, ослабивших влияние некоторых видных священнослужителей. Архимандрит Амвросий (Юрасов) был снят с должности настоятеля Введенского монастыря, настоятельницей была назначена монахиня Мария (Перепеча). Формально это решение было канонически верно - мужчина не должен быть настоятелем женского монастыря. Но в условиях ожидаемого ухода на покой архиепископа и предстоящей перетряски кадров, это решение было однозначно воспринято как удар по архимандриту Амвросию (Юрасову). Серьезный удар был нанесен по Успенско-Казанскому монастырю в Кузнецово, известному на всю страну центру "младостарчества" (Искушение наших дней. В защиту церковного единства. М "Даниловский благовестник", 2003). Хотя игумен Викторин остался наместником, несколько монахов (в т. ч. самый популярный из них- старец и провидец схимонах Григорий) были изгнаны из монастыря. Духовники, старцы, провидцы и ведуны были выброшены на улицу без жилья и средств к существованию. Поселившиеся вокруг монастыря духовные чада, взыскавшие сказочного мира фольклорно- православных легенд и прозрений лишились смысла своего пребывания в Ивановской области. Но наибольшему погрому подвергся главный новатор епархии игумен Евмений (Перистый). Он был отстранен от руководства монастырем, а исполняющим обязанности наместника был назначен женатый священник Дмитрий Иванов. Все проекты игумена Евмения были осуждены и закрыты. Наркоманы из реабилитационного центра разъехались по домам. Братия разбежалась. На Епархиальном совете Евмений был обвинен в протестантизме, оккультизме, колдовстве и еретичестве. Создана комиссия по расследованию его деятельности.

Архиепископ Амвросий не стал опротестовывать принятых решений. После этих событий в епархии утвердилось мнение, что вопрос об уходе на покой архиепископа Амвросия решен, что следующим главой епархии станет Никон (Фомин). Принятые решения были расценены как начало "нового курса" будущего главы епархии, предусматривающего решительное искоренение любых отклонений от генеральной линии, удаление всего, что выделяется из общей массы и решительное выстраивание "вертикали власти", утвердившейся в большинстве епархий РПЦ. Архимандрит Никон повторяет в современной постсоветской области путь, проделанный некогда его тезкой – патриархом Никоном (Миновым) в масштабах всей России. Но даже в XVII веке никоновщина потерпела неудачу. Возможен ли ее успех в наши дни?