Икона св николай. Где находится икона николая чудотворца. Богоматерь Знамение с избранными святыми

Святитель Николай Чудотворец (Николай Угодник) известен огромным количеством чудесных дел и исцелений. Икона святого Николая Чудотворца есть в каждом храме, а в чем она помогает, прихожане зачастую знают на личных примерах знакомых, просивших у нее защиты. История Николая Чудотворца

Николай Угодник появился на свет в 270 году в городе Патары, который являлся греческой колонией. Его родители были состоятельными людьми и с помогали бедным. С детства Николай стремился в храм и готовился стать священником. После смерти родителей он раздал все состояние и стал священнослужителем. Когда Николай Чудотворец был посвящен в сан архиепископа, он старался помогать абсолютно всем, за что его очень любили простые люди. Умер Николай Чудотворец в середине четвертого столетия, дожив примерно до 80 лет.

Иконы с изображением святого Николая Угодника создавались в Византии и России. Святой изображался старцем в церковной ризе с седыми волосами и бородкой, строгим, но одновременно и милосердным взглядом. В руках святитель держит Евангелие, призывая к свету, миру и вере. Антропологами после исследования мощей Николая Чудотворца было доказано, что этот образ имеет очень много общего с реальным обликом святого.

В чем помогает людям икона Николая Чудотворца?

Значение иконы Николая Чудотворца особенно велико для верующих, глубоко почитающих этого святого, часто изображаемого рядом с Иисусом Христом. Святитель Николай Угодник является одним из самых уважаемых и любимых святых для православных. Посвященные Николаю Чудотворцу дни – 11 августа (рождество), 19 декабря (день смерти) и 22 мая (прибытие мощей в Бари).

За помощью с горячей к иконе Николая Чудотворца обращаются в самых сложных жизненных ситуациях – при телесных и душевных болезнях, невинном осуждении, смертельной опасности, проблемах на работе. Защищает Николай Угодник и душу, избавляя молящегося от искушений.

Издавна наиболее уважаем и почитаем Николай Угодник в России. В его честь построены храмы практически в каждом городе, в том числе и главный собор Санкт-Петербурга, в честь святого названа и одна из башен Московского Кремля. Именно с этой башней связано несколько чудес, о которых имеются самые достоверные сведения.

Никольскую башню Кремля, построенную в 1491 году, украшало изображение святого. Когда захвативший столицу Наполеон приказал взорвать башню и ворота, несмотря на обширные разрушения, лик Николая Угодника остался целым. В 1917 году во время боев образ святого был буквально изрешечен, однако лицо снова осталось нетронутым.

А первое чудо, которое сотворил Николай Угодник на Руси, связано с иконой Никола Мокрый. В XI веке одна семья путешествовала по Днепру, и у них случилось несчастье – в воду упал младенец. Родители взмолились Николаю Чудотворцу, и утром живой ребенок был найден под иконой святого.

Своим покровителем Николая Чудотворца считают путешественники, летчики, солдаты, рыбаки и моряки. Описано множество историй, когда этот святой помогал заблудившимся найти верный путь, поднимал тонущего из глубины, спасал от смертоносного оружия.

Очень часто святой Николай Чудотворец появляется человеку, находящемуся в отчаянном положении, в образе старца. Обычно человек не подозревает о том, кто пришел ему на помощь, пока не произойдет чудо. Однако известны и случаи, когда Николай Чудотворец наказывал тех, кто неуважительно относился к нему.

Самым известным во всем мире чудом, которое совершил Николай Угодник, считают одно из его прижизненных благодеяний. Однажды святой узнал, что один бедный человек хочет отправить дочерей торговать своим телом. Николай Чудотворец три раза приходил к дому бедняка и бросал в его окно кошелек с золотыми монетами. Бедняк понял, что его замыслы были греховны, и выдал трех своих дочерей замуж за хороших людей. А с тех пор во многих странах Николая Чудотворца зовут Санта Клаус, и в честь его благодеяния дарят ценные подарки на Рождество.

Молитва Николаю Чудотворцу

Занимают особое место: не было на русской земле места, где не почитали бы святителя Николая, где не было бы его икон. Побывавший в середине XVI в. на Руси итальянец А.Гваньини в своем “Описании Московии” писал: “Среди прочих святых они более всего чтят Николая Угодника и воздают ему почти что божеские почести: строят особые храмы, названные его именем; рассказывают о его многочисленных чудесах” [Гваньини]. Конечно, не “божескими” были те знаки почитания, с которыми относился к святителю русский народ, но исторический факт – множество посвященных ему храмов, а также чудеса по его молитвенному предстательству, засвидетельствованные Церковью. Одной из форм этого свидетельства являются разнообразные иконы Николая Угодника; появление новой иконографии как раз и связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца.

Как известно, местное почитание святителя Николая, архиепископа Мирликийского, началось уже во второй половине IV в., вскоре после его смерти. В Византии к VII в. почитание его было распространено весьма широко; древнейшие из известных источников, содержащих сведения о жизни святителя Николая, – это творения преподобного Андрея Критского (VIII в.), святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского (IX в.), Симеона Метафраста (Х в.). Приведем характеристику Николая Угодника, данную последним:

“Дошедшее до нас древнее предание представляет Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение. От него исходило некое пресветлое сияние, и лик его сверкал более Моисеева” (цит. по: Византийские легенды. М., 1972. С. 154).

В 1087 г. мощи угодника Божия были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

В Византии иконография святителя складывается в Х-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку.

Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

Заслуживают внимания изображения на полях иконы из Смоленского собора: в центральной части верхнего поля изображен Престол уготованный, Этимасия; по сторонам – поясные изображения Косьмы и Дамиана. На боковых полях – попарно три ряда святых (в рост): вверху святые страстотерпцы Борис и Глеб; в руках они держат мученические кресты и мечи в ножнах. В средней части боковых полей, также в рост, изображены мученики Флор и Лавр. В нижнем ряду на боковых полях, а также на нижнем поле – святые жены-мученицы; как и мученики в верхней части иконы, это чтимые святые Новгородской земли. В рост изображены преподобномученица Евдокия и, по-видимому, Домна, а в самом низу – оплечные Параскева и Фотиния .

Для новгородских икон этого времени изображения Уготованного престола и чтимых святых на полях типичны. Надпись (правда, более поздняя, чем сама икона, сделанная при поновлении иконы во времена все того же Ивана Грозного) на нижнем поле другой известной Новгородской иконы конца XIII в., “Николы Липенского”, содержит такое молитвенное обращение: “О великий святителю отче Николае, своею святою молитвою призри притекающих к честному твоему образу, заступи и избави от всякого зла и исполни прошения сердец их, а поставившему и обновившему сию икону мзду подаждь и в сии веце, и в будущии, и услыши их на всяком месте призывающих тя и просящих от тебе милости:” Текст надписи в несколько измененном виде приводится в Новгородской третьей летописи под 1294 годом .

Новгородская икона Николая Чудотворца из Свято-Духова монастыря, находящаяся ныне в Государственном Русском музее, датируется серединой XIII в., хотя первые упоминания об обители относятся к 1162 г. (в Новгородской первой летописи). В медальонах и на полях – чтимые в Новгороде святые.

Особенно интересны житийные иконы святителя Николая. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси . К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относятся новгородская из погоста Любони (XIV в., ГРМ) и икона из Коломны, находящаяся ныне в Третьяковской галерее.

Житийные клейма можно объединить в три основные группы: детство Николы Угодника (рождение, обучение грамоте), посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское) и помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного; спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое). Количество житийных клейм в иконах Николая Угодника превышало 20.

Вернемся к упоминавшейся выше Липенской иконе Николая Угодника; после запустения Липенского монастыря она оказалась в Сковородовской обители, а сейчас хранится в Новгородском музее. Храм святителя Николая на Липне был построен в 1292 г., а до этого более полувека в Новгороде не было построено ни одного каменного храма: новгородцы то воевали, то выясняли отношения между собой. Храм построили на том месте, где в 1113 г. была чудесно обретена круглая икона святителя (о ней – ниже), хранившаяся потом в Николо-Дворищенском соборе; по преданию, икона эта была списком с чудотворного образа святителя Николая, находящегося на хорах Софии Киевской; найденная на Липне икона исцелила новгородского князя Мстислава, поэтому в честь этого образа и чуда от него был воздвигнут тогда же Никольский собор на Дворище.

Существует мнение, что иконографические особенности связывают эту икону не только с новгородской, но и с западной художественной традицией, причем с памятниками не средиземноморского, а собственно европейского типа; это могло быть и немецкое искусство. Храм, посвященный Николе, не случайно был возведен именно на Липне, в одном из важнейших пунктов водного пути при впадении Мсты в Ильмень-озеро, вблизи истока Волхова. Липенская церковь, вероятно, служила ориентиром для проплывающих мимо кораблей, а перед иконой возносили молитвы, начиная путь из Новгорода или приближаясь к городу.

Как в Церкви Православной, так и на западе святитель Николай считался покровителем моряков, точнее – плавающих и путешествующих. Неудивительно, что на малоазийском побережье и на греческих островах многие пристани имеют названия, связанные со святителем Николаем. В приморских городах Европы стояли многочисленные церкви, посвященные этому святому (например, древний монастырь святителя Николая на острове Лидо в Венеции) . Интересно, что когда в 1087 г. мощи святителя Николая из Мир Ликийских перенесли к себе купцы из итальянского портового города Бари, которые вели большую заморскую торговлю, то их соперниками в борьбе за обладание этой святыней стали венецианцы . Соперничество было столь острым, что у принесенных в Бари мощей святителя первое время стояла вооруженная стража.

В XII-XIII вв. почитание святителя Николая в западном мире заметно возросло, главным образом в связи с развитием паломничества и крестовыми походами, пути которых проходили через Южную Италию и в частности через Бари, где сухопутные отряды всходили на суда и начинали плавание на Восток. Святому Николаю молились люди самых разных занятий – моряки, купцы, адвокаты, школяры; с ним ассоциировалась идея заступничества, верности слову, и потому с его именем рыцари вели воинов в бой. Но, конечно, особенно крепка была вера в его покровительство у мореплавателей и торговых людей, особенно на Балтийском море. Его считали покровителем возникавших здесь городов; в прибалтийских портах почти непременно возводился посвященный ему храм. Если на французских или итальянских берегах святитель Николай делил свое “господство” на море с другими святыми (например, со священномучеником Эразмом Формийским), то на Балтике его почитание было бесспорным. Большую роль в распространении культа Санта-Клауса сыграли немецкие купцы, стремившиеся в XIII веке захватить в свои руки торговлю и мореплавание на Балтийском море. Почти в каждом городе на главнейших торговых путях Средней и Восточной Европы были построены церкви в честь святителя Николая – покровителя купечества, причем особенно много их в восточнонемецких землях и прилегающих к ним областях .

В XIII и в первой половине XIV вв. почитание святителя Николая усиливается и во всем православном мире. В Новгороде, связанном как с православной греческой традицией, так и с западной, на примере Липенской иконы можно видеть черты влияния романского искусства: XIII в. с его бурными военно-политическими событиями был эпохой особенно широкого художественного обмена между западным и православным миром. Искусство Новгорода выступает как одно из своеобразных явлений этого обмена .

Новгородские хроники донесли до нас “Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворшемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище”.

“Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая” дошло до нас в рукописях XVII-XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещении Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть; он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призываше на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесении мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве. В одну из ночей святой явился князю во сне (“в ризах, яко же на иконе написан”) и повелел послать в Киев, где “на полатех” (на хорах) есть икона св. Николая, “круглая доска”, освятить воду от нее (видимо, воду от омывания иконы) и ею “покропитися” для исцеления. При этом святой показал “меру” этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим “болярином дворецким”. Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: “от бури ветрены заехаша в некий остров, ожидаху времени, дондеже ветр утихнет”. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. “Болярин” же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: “отпевша молебная честне, внесоша в ладию и возвратишася к Великому Новуграду с радостию великою”. Принесенная ко князю, икона исцелила его. Князь последовал за иконой в церковь, освятил священную воду с этой чудотворной иконы и окропился ею. В память о событии была построена церковь во имя св. Николая “на Ярославле дворе”, расписана “стенными письмены”, и там была помещена чудотворная икона: “за сие преславное чудо великий князь Мстислав Святославич и баба его благоверная княгиня Анна воздвигнуша церковь камену прекрасну во имя иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца и чудную икону в ней поставиша” .

Икона круглой формы с поясным изображением святителя Николая Мирликийского, происходящая из церкви Святителя Николая на Дворище в Новгороде (сейчас она в Новгородском музее), – один из самых удивительных памятников древнерусской иконописи, как из-за необычной формы, так и из-за происхождения. Исследования, предпринятые историками на протяжении последних десятилетий, в том числе публикации новых источников, показывают: икона, как и говорит предание, действительно могла быть привезена около 1113 г. в связи с основанием Никольского храма. В 1502 г. оригинал был взят в Москву, где впоследствии погиб в пожаре (Кремль горел в 1626 г.). Для Новгорода в XVI в. была сделана копия, которая и дошла до нашего времени .

В одном из списков новгородской Уваровской летописи читаем: “В лето 1502 великий князь Иван Васильевич всея Руси устроил двор свой в Великом Новеграде на том же месте на Торговой стороне, идеже великих князей двор быша, на Ярославле Дворище. И приходящее к церкви святого Николы, и великого чудотворца Николу чудотворную икону круглую свезе к Москве и постави у себе на царском дворе, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и в лето 1626 маия в 9 день, грех ради наших, загореся государев двор, и сгоре та икона великого чудотворца Николая, чудотворный образ круглая доска. А иже с той чудотворной иконы, явльшейся в Великом Новгороде, снимок в ту же меру, слово в слово и доныне видимо есть”. Круглая икона святителя Николая пользовалась в Новгороде особым почитанием и славой.

Интересно, что существует греческое сказание о чудесном явлении мозаичной иконы святителя Николая в монастыре Ставроникита на Афоне. Оно гласит, что в 1540 г. икона попала в рыбацкие сети в море близ монастыря, была торжественно вынесена на берег и водружена в монастырском храме. В Ставрониките имеется и соответствующее изображение чуда – на темперной иконе конца XVI в.: святитель Николай с благословляющим жестом правой руки и с Евангелием на левой; по сторонам и сзади – монастырские постройки; внизу – морской залив, рыбаки (монахи и мирянин) в лодке; сама икона в небольшом масштабе изображена трижды: в рыбацкой сети, в руках одного из рыбаков и, наконец, на берегу .

Сведений об обретении иконы на Липне в древних новгородских летописях мало; под 1113 г. сообщается только о закладке князем Мстиславом Никольской церкви. В XVII в. появляется больше подробностей. В Уваровской летописи говорится: “Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новогород, доска круглая” . Между тем в пространной редакции Новгородской III летописи, составленной в конце XVII в., дается больше подробностей: “Того же лета образ Николы Чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая. Икону ту устроиша в том превеликом храме, на Ярославли дворищи, в церкве; а взяли на Липне, при архиепископе Иоанне”.

Икон круглой формы на деревянной доске среди памятников византийского и древнерусского искусства не сохранилось. Тем не менее круглые иконы, тип которых восходит к глубокой древности, еще могли существовать в конце XI – начале XII вв., хотя были в то время уже большой редкостью. Известно, что imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру. В медальонах, включенных в основную композицию, помещались Спаситель, благословляющая Десница Божия, ангелы, те или иные святые, т. е. те, кто незримо участвовал в изображаемых событиях. Есть основания полагать, что иконы круглой формы еще находились в обращении в IX в., или, во всяком случае, о них сохранялась живая и яркая память, и их абрис сохранял в глазах иконопочитателей свой высокий символический смысл. Иначе трудно было бы объяснить наличие множества миниатюр в византийских послеиконоборческих Псалтирях IX в. – Хлудовской (ГИМ, Хлуд. 129 д) и из монастыря Пантократор (Афон, Пант. 61), где изображались иконы, как правило, круглой формы, которые служат объектом поругания со стороны иконоборцев и защиты со стороны иконопочитателей. В комниновское время, а именно во второй половине XI-XII вв., такие иконы появляются реже .

О том, как располагалась в Никольском храме древнейшая икона, сведений не сохранилось. Согласно документам XVIII-XIX вв., она находилась в особом киоте, тогда как в иконостасе, на почетном месте, рядом со Спасом на престоле, была помещена ее копия.

Откуда же появилась в Новгороде такая необычная икона? Сказание о ней сообщает, что это была копия знаменитого образа, хранившегося в Киеве, “на полатех” Софийского собора – того самого образа, который прославился спасением утонувшего младенца. Однако никаких сведений о круглой форме киевской иконы не имеется, а в изображениях Чуда спасения киевского младенца (которые известны в русской иконописи с конца XIV в.) икона Софийского собора представлена прямоугольной. Наиболее ранний пример – московская икона “Никола в житии” из Николо-Угрешского монастыря (конец XIV в., ГТГ).

В Константинополе существовала чтимая, богато украшенная икона святителя, которой с соблюдением специальных церемоний приходил поклоняться император. Архиепископ Антоний (“Книга Паломник”) пишет: “А вне Златых врат святый Никола пробилоб; и прокована вся икона сребром и позлачна. А когда царь придет, тогда открывают сребро, и целует царь во главу, отнюдуже кровь шла, и паки покрывает сребром”. Эта чудотворная икона, вероятно, исчезла в XIII в., как многие святыни Константинополя. В XI в. существовала своеобразная иконография святителя Николая, где в центре иконы находился сам святитель, а вокруг, на полях, – святые воины и великомученики-целители, покровители императора и его войска (темперная икона с поясным изображением святого в центре – монастырь святой Екатерины на Синае) .

В почитании новгородского круглого образа святителя Николая Мирликийского просматривается особое отношение к нему, как к целителю, со стороны княжеского дома. Это уместно сравнить с рассказом о чудесном исцелении ослепленного в феодальных распрях сербского короля Стефана Дечанского, 1320-е гг. Трудно сомневаться, что такое почитание Святителя имело место и в Константинополе. Среди найденных там вотивных (обетных) икон X-XI в. из мрамора, металла, эмали расписной керамики, довольно крупных по размеру (диаметром 30-36 cм), встречаются изображения различных святых, в том числе целителей, которые могли находиться в храме, либо предназначались для домашней молитвы. Новгородский круглый образ, возможно, является копией какой-либо чудотворной константинопольской иконы. Неизвестно, что случилось с первой копией круглой иконы, которая была сделана в 1502 г. Причиной ее исчезновения мог быть пожар (например, жесточайший пожар всей Торговой стороны в 1508 г.), либо другое бедствие. Существующая ныне икона, видимо, была написана при Новгородском архиепископе Макарии (на кафедре он был в 1526-1542 гг.), который, сам будучи иконописцем и тонким знатоком иконографии, известен благоукрашением новгородских храмов, а также своим особо благоговейным почитанием святителя Николая Мирликийского .

Назовем еще раз самые древние и прославленные иконы святителя Николая, сохранившиеся до наших дней.

Это икона святителя Николая – “круглая доска” (Новгородский музей), о которой шла речь выше.

Икона конца XII в. из Новодевичьего монастыря (ГТГ). Ее происхождение точно неизвестно, но в Новгороде она была знаменита, иначе не оказалась бы в Москве. В 1191 г. князь Ярослав Владимирович строит деревянную Никольскую церковь на Городище (об этом – в Новгородской 1-й летописи), возможно, что икона из Новодевичьего монастыря была первоначально предназначена для этой церкви.

Икона середины XIII в. из Духова монастыря (ГРМ). Надпись неизвестного времени, мало правдоподобная и удаленная при реставрации, сообщала, что икона привезена в 1500 г. “из Диких полей”, т.е. из южнорусских степей.

Икона 1294 г. из Липенского монастыря (Новгородский музей). Икона связана, вероятно, с архиепископским покровительством монастырю и с заказом богатого новгородца Николы Васильевича. Значительная роль иконы в духовной жизни Новгорода подтверждается ее торжественным поновлением в 1556 г. .

Назовем в заключение центры почитания святителя в самой Москве и ее ближайших окрестностях по XV в. включительно:

1. Монастырь “Святого Николы Старого” в Китай-городе уже существовал в XIV в., был связан с митрополичьим домом и, вероятно, с Византией. В конце XV-XVI вв. в этом монастыре находился крупный центр иконописания. В середине XVI в. отдан греческому подворью. Главная монастырская икона не сохранилась.

2. Николо-Угрешский монастырь, основанный в XIV в. благоверным князем Димитрием Донским; оттуда происходит житийная икона святителя, исполненная в одной из видных московских мастерских. Это свидетельствует о значительной культурной роли Угрешского монастыря уже в XIV в.

3. В Кремле была какая-то церковь Николы Льняного, упоминающаяся под 1506 г. (по преданию, построена великим князем Иваном III).

Кроме того, в Москве существовало много посадских и монастырских церквей, посвященных святителю. Но ясно, что урочища, посвященные святителю Николаю, его особо чтимые иконы были в Москве не так многочисленны, как в Новгороде, ибо сама история Москвы была короче, а ее культурные традиции более ограничены. Государственные и церковно-политические обстоятельства возвышения Москвы способствовали привлечению в столицу святынь, связанных с именем великого угодника Божьего, и прежде всего его древних, особо почитаемых икон. Видимо, так появились в Москве икона Николы – “круглая доска” (в 1502 г.) и иконы для Новодевичьего монастыря (в 1514 или 1524-1525 гг.)

В период правления Ивана IV, в 1555 г., в Успенский собор Московского Кремля привозят икону Николы Великорецкого из Вятки, ее поновляет сам Митрополит Макарий, а затем в честь нее основывают придел Покровского собора на Рву. В это же время расписывают и заново освящают церковь Святителя Николая Гостунского. Летом 1553 г., когда у митрополита шел спор с еретиками (отрицавшими святость святителя Николая), вмешался сам святитель: от иконы Николы Гостунского произошло исцеление, наглядно показавшее лживость еретиков (Никоновская летопись).

В XVI в. в Москве была проведена огромная работа по подготовке различных текстов Жития святителя Николая для декабрьского тома Четьих Миней Митрополита Макария, создание иллюстрированного Жития святителя Николая (т. н. Егорьевский сборник) . К этому времени относится появление житийных икон святителя с большим количеством разнообразных клейм.

Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа.

Протоиерей Николай Погребняк

Источники и литература:

    Азбелев С.Н. Новгородские местные летописцы. ТОДРЛ, т. 15. М., 1958.

    Андрей Критский, cв. Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю. Христианское чтение. СПб., 1834, ч. 4, кн.10-12.

    Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI – нач. XVIII вв. М., 1963.

    Гваньини А. Описание Московии. Пер. с лат., вводная статья и комментарии Г.Г.Козловой. М., 1997.

    Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

    Леонид (Кавелин), архим. Житие и чудеса Св. Николая и похвала ему. Исследование двух памятников древнерусской письменности XI века. СПб., 1881 (Памятники древней письменности,вып. 34).

    Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 (Памятники древней письменности, вып. 72).

    Малышева Т.Н. Почитание святого Николы в древнерусских паломнических хождениях//Почитание святых на Руси. Ч. 2. Можайск, 1996.

    Рогачевская Е.Б. Запад и Восток в памятниках книжности о Николае Мирликийском//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 8. М., 1995.

    Рогачевская Е.Б. Цикл памятников о Николе Мирликийском//Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996.

    Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова//Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

    Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в.//Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

    Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. М., 1976.

    Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума/ Ред.-сост. А.М.Лидов. М., 2000.

    Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского.) М., 1982.

    Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой//Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

    Шалина И.А. Икона “Святой Никола” из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа//Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

    Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

    Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца “Круглая доска” и поздняя летописная традиция//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

Самый почитаемый среди православных людей образ Николая Чудотворца помогает во многих жизненных ситуациях. Как утверждают верующие, при искренней молитве у его иконы святой быстро отзовется на ваши просьбы и придет на помощь.

Дни почитания святого отмечают ежегодно три раза. Первый именуется Никола Зимний и празднуется 19 декабря, за ним следует Никола Летний — 22 мая, а 11 августа православные люди встречают рождество Святого Николая. Святитель не оставляет ни одного нуждающегося человека без своей чудотворной помощи. Его заслуги перед Богом и праведная жизнь помогли многим людям обрести счастье и защиту. Практически каждый человек имеет личный опыт обращения к Угоднику в молитвенной просьбе подле его образа. Получить заступничество Николая Чудотворца можно, лишь искренне помолившись и рассказав о всех своих горестях, недугах, желаниях. Выслушав всякого, он незамедлительно поможет вам и направит с Божией милостью удачу в вашу жизнь.

История иконы

Наши предки стали почитать силу иконы после крещения Руси, но первый запечатленный образ Николая Чудотворца датируется восьмым веком. Повсеместно христиане изображали лик Святителя , и с каждой иконой связаны разные случаи благодатной помощи Святого Угодника.

Так как поклонение Чудотворцу по значимости очень сильно приближено к почитанию Господа, его образы разошлись по многим городам, и сказать точно, какая икона является самой первой и значимой, невозможно. Известно, что на Руси почитание Угодника набирало популярность и было очень распространено. По количеству написанных икон, возведенных памятников и построенных в его честь храмов образ Николая Чудотворца уступает только Богоматери.

Николая изображали, основываясь на описании людей, которые видели его при жизни. В византийских легендах описывают его как старца с ангельским лицом, на котором отражается святость и покаяние Господу. При одном лишь взгляде на Святителя всякий, кто испытывал горести, мучения, страдания, обретал утешение, веру, надежду. Исходящее от него святое сияние было подобно лику Моисея.

Описание и значение иконы

Святой Угодник очень почитаем, поэтому встречается огромное количество икон, непохожих друг на друга. Самые известные из них — где чудотворный лик изображен по пояс. Подле Николая находятся небольшие образы Иисуса и Богородицы, а сам святой держит в левой руке Евангелие и благословляет правой. Облаченный в архиерейское убранство, он демонстрирует почтение к Богу и покровительство над православным народом. Также существует образ защитника в лице Николая Чудотворца: на иконе он держит меч в правой руке и крепость — в левой.

Со времен средневековья к написанию икон подходили очень серьезно: художники старались наиболее точно изобразить лик святого, основываясь только на описании его образа, и хотели познакомить каждого с духовным миром Чудотворца. Сейчас иконы Николая повсеместно распространены, они имеются практически в каждом доме. Его сила оберегает от бед, покровительствует праведным делам, помогает повысить достаток и исполняет желания .

О чем молятся иконе

Люди обращаются с молитвой к чудодейственной силе иконы Святителя и просят его о многом. Николай помогает излечить телесные и душевные болезни, найти работу, повысить достаток, отыскать вторую половинку, исполнить желание. Известно, что Николай был заступником всякого нуждающегося, поэтому часто люди молятся во имя защиты своего дома, здоровья ребенка и своего личного счастья.

Каждую заблудшую душу Чудотворец способен направить на путь истинный, поэтому попросить помощи можно, если ваша вера ослабла. Святитель является самым приближенным к Господу и заступится за вас. Терзающее одиночество может также прекратить сила Николая. Отправляясь в дальний путь, особенно в плавание, следует помолиться Святому Угоднику о счастливом прибытии. Невинно осужденные или оступившиеся люди также преклоняют колени перед образом Великого Николая: он способен помочь избежать тюремного плена и вечного заточения. Любые недуги Чудотворец способен исцелить. Даже находясь на смертном одре, можно заполучить милость его и продлить свою жизнь.

Молитва Святому Николаю

Если вы испытываете терзания, болезни, страх, обязательно расскажите об этом Святому Угоднику. Не обязательно заучивать текст наизусть — вы можете обратиться к Николаю простыми словами, главное, чтобы они шли от самого сердца. Но перед тем, как попросить помощи у Святителя, необходимо прочесть молитву, дабы он услышал ваши слова:

«О, Святой Николай, заступник наш и помощник в любой скорби. Помоги мне, грешному и унылому, нуждающемуся в твоей милости. Попроси Господа отпустить грехи мои за всю жизнь мою, если я сделал как не подобает воле Божией. Словом ли, помыслами или поступками сумел я разозлить Царя Небесного, умоляю, прости душу мою. Преклоняю колени и прошу милости и избавления от мук мирских. Да пребудет Царствие Небесное во веки веков. Аминь».

Наиболее эффективное действие молитвы оказывают в дни памяти Николая Чудотворца. Настоятели рекомендуют посещать церковь, однако если такой возможности нет, вы можете почитать молитвенные слова дома. Не забывайте не только просить помощи у Николая Чудотворца, но и благодарить его за каждую исполненную просьбу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Николай Чудотворец - удивительная личность. При жизни он был искренне верующим человеком. Он служил Богу, творя добро, помогая всем, кто нуждается, отдавая все свое имущество на благие цели. Этот человек показал многим неверующим силу молитвы, обратил их к христианству. Уже при жизни он творил чудеса, моля Спасителя о ближних.

После смерти тело Николая не разложилось, а превратилось в мощи. Другими словами, оно мумифицировалось без участия человека - это чудо, которое Бог творит, показывая всем, что при жизни умерший был настоящим праведником.

Кратко о Николае

С детства мальчик выделялся среди сверстников живостью ума, тягой к познанию мира и неиссякаемой энергией. Его очень интересовало священное писание - молодой Николай много времени проводил за его изучением.

Дядя святого был епископом. Он заметил у мальчика тягу к служению Господу, помог стать священнослужителем. Не только трудностями и лишениями Господь испытывал Николая, но и богатством. Сам он был из богатой семьи, что создает для молодого человека множество искушений. Вместо того чтобы стать разбалованным юношей, которого интересуют только гулянья, парень с молодых лет занимался благотворительностью. Он никому не отказывал в помощи, если видел, что человек действительно нуждается.

Жизненная позиция святого была крепкой, устойчивой. Период правления Диоклетиана (284–305 гг.) характеризуется гонением христиан. За проповедование слова Божьего Николай несколько раз был заточен.

Историки сходятся во мнении, что чудотворец имел идеальный нравственный облик: он не нарушал ни одну из заповедей, всегда подавлял внутри себя греховные чувства, например, злобу или зависть. Существует мнение о том, что во время Вселенского Собора (первый всеобщий сбор священников) Николай ударил своего оппонента за богохульные высказывания о Христе. Авторитетные ученые, например профессор истории церкви Василий Болотов, говорят о том, что это выдумка. В пользу этого утверждения свидетельствует то, что ни в одном из упоминаний о Никейском Соборе не фигурирует имя святителя Мирликийского. Его там просто не было. При этом никто не сомневается, что над ним проводили Соборный суд.

Известные деяния

Благодаря постоянному служению Богу через чтение молитв, проповедование, помощь нуждающимся, соблюдение заповедей, Николай при жизни мог творить чудеса. Господь прислушивался к его молитвам.

В частности, однажды Чудотворец воскресил человека. Когда начался шторм, он был на корабле. Стихия так разбушевалась, что ни один из моряков не думал остаться живым. Чтобы получить малейший шанс на спасение, они начали сворачивать паруса. Матрос, которому выпало залезть на мачту, упал с неё. Высота - около 3-4 метров. При таком падении выжить невозможно. Смерть юноши потрясла Николая, он упал на колени и воззвал к Господу. Парень ожил. Всему составу команды, находящемуся на корабле, также повезло - все остались невредимы. По возвращении домой они приняли христианство.

Другое деяние знакомо всем с детства. Оно о трех сестрах, которых отец не мог содержать, так как разорился. Зарабатывать самостоятельно женщина не имела права. Выдать девушек замуж было невозможно, так как не было приданого. Единственный вариант - отдать дочек в прислужницы, что практически означало рабство. Узнав об этом, Николай взял три мешочка золота и подбросил их по очереди каждой сестре. Чтобы его не заметили, он бросал деньги в окно. На третью ночь отец трех сестер заметил Николая и пал ниц перед ним, благодаря за щедрость. Чудотворец лишь взял с него клятву о том, что отец не расскажет никому о содеянном - Бог велел всем нам делать добро скрыто.

С легендой о трех сестрах связана западная сказка о Санта-Клаусе. Перед рождеством люди подвешивают перед камином носки, а после подкладывают внутрь подарки. Это связано с тем, что, по другой версии истории, Николай кидал мешочки с золотом в дымоход и они попадали в развешенные у камина чулки девушек. С тех пор и прижилась эта традиция.

Разные виды святынь

Существует несколько типов икон Николая Чудотворца:

  • Поясные - святой изображен по пояс. В левой руке - Евангелие, правая рука застыла в благословляющем жесте. Одет в фелонь (знак архиерейской власти) и омофор, покрывающий левую руку (длинную широкую ленту, надеваемую на плечи).
  • Никола Можайский. Изображен с крепостью в левой руке и мечом в правой. Такие иконы символизируют покровительство Чудотворца над православными городами, готовность защищать их.
  • Во весь рост (ростовой). Изображен с разведенными руками в облачении епископа.

Также существуют иконы с изображением деяний святого.

О чем чаще всего просят Николая Чудотворца?

Важно понимать, что любой святой покровительствует всем христианам, готов помочь каждому, кто обратится за помощью. Но существуют традиции, почитая которые, святыням с разными образами молятся о разных вещах. К Николаю чаще всего обращаются со следующим:

  • Защита путешественников, особенно моряков. Святой при жизни много путешествовал по воде. В искренней молитве он останавливал бури, воскрешал погибших членов команды, поэтому стал славиться как покровитель моряков. Николай был путешественником, совершал паломничества, из-за чего стал считаться помощником для каждого, кто странствует.
  • Защита детей.
  • Примирение враждующих. Чудотворец при жизни был мудрым человеком, способным вмешаться в спор и помочь сторонам избавиться от агрессии, прийти к компромиссу.
  • Поиск семейного счастья. У Николая просят о том, чтобы он помог встретить вторую половинку, с которой хочется прожить всю жизнь. Женатые люди обращаются в молитве к святому, чтобы он помог разрешить семейные ссоры, уберег от развода в тяжелые для пары времена.
  • Николая при жизни несправедливо осуждали, сажали в тюрьму за то, что он проповедовал христианскую веру. Поэтому ему молятся несправедливо осужденные, а также те, кто хочет исправиться, получить прощение за содеянные преступления, начать новую, праведную жизнь.

Дни почитания

  • 6/19 декабря – почитание иконы Никола зимний.
  • 9/22 мая – почитание иконы Никола вешний. Установлено после переноса святых мощей Чудотворца в итальянский город Бари, где они находятся по сей день.
  • 29 июля/11 августа – рождение Святого Николая.

Где можно помолиться чудотворным иконам Николая?

Николай Чудотворец есть практически у каждого православного храма. Поэтому помолиться, поставить свечку можно в ближайшей от вас церкви.

Перечень чудотворных списков иконы Николая Чудотворца:

  • Святой образ, написанный в Бари, где хранятся мощи святого. Находится в московском храме Христа Спасителя.
  • Изображение Николы в житии на Пресне - Храм Рождества Иоанна Предтечи. Аналогичная святыня принадлежит храму Преображения, находящегося в Песках.
  • Кафедральный собор Елохова хранит икону, на которой изображены Никола, Варвара и Василий Великий.
  • Колпинский лик в церкви Пресвятой Троицы.

В ЧЁМ ПОМОГАЕТ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ?

Святитель Николай Чудотворец ещё при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он им быть и после своей земной кончины. Николай Угодник как и прежде помогает людям. повествует, как уже с самого рождения будущий Чудотворец показал своё предназначение на особое служение Господу. Он начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

В чём помогал Николай Чудотворец? Где бы ни был святой везде он прилагал заботы к врачеванию недугов людей, исцелял их от неизлечимых болезней. Одним помогал в их бедном положении, другим подавал утешение в скорбях. Он прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Святитель Николай был кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим её. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Икона святого Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца с изображением Христа и Богоматери

Икона Николая Чудотворца узнаётся верующими сразу. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов икон святого было создано на протяжении десяти столетий. Древнейшими и наиболее распространенными являются поясные образы Николая Чудотворца, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются фигуры Христа и Богоматери. Это символизирует то, что сам Господь вручил святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор (т.е. облачение епископа). Другим древнейшим типом икон являются ростовые изображения святителя.

Житийные иконы Николая Чудотворца изображают деяния святителя. Эти образы известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о из разоренных турками Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».


Существует достаточно чудотворных икон святого Николая, почитание которых возникло после чудесной помощи святителя. Так, русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Особое место занимает Великорецкая икона святителя Николая, которая является чудотворной. Этот образ состоит из средника с поясным изображением Николая Чудотворца и восьми живописных клейм с изображением чудес святителя. По преданию в 1383 году на высоком берегу реки Великой недалеко от града Хлынова (ныне г. Киров) крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление.

В 1392 году образ был перенесен с берегов реки Великой в город Хлынов, жители которого дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так зародился В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«8 июля 1555 года Шестакова города девица Марфа Федотова дочь Букриева полтора года не видела левым оком, прииде в соборную церковь святителя Николы и приложися к чюдотворному его образу и исцеление получи».

В 1559 году записано:

«30 мая жена некая именем Неонила Андреева жена Хохрякова, немочна была год, и прииде в соборную церковь и молебная пев приложися к чюдотворному образу бысть здрава».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. И сегодня святитель Николай помогает всем нуждающимся, которые обращаются к нему с