Игры по русскому языку распечатать. Презентация на тему " игра по русскому языку"

Игра «Буква заблудилась»

Цель : учить различать на слух и при письме согласные звуки и буквы, развивать внимание, остроумие, находчивость.

Описание . Перед тем как учитель начнет читать стихотворение, он просит детей внимательно слушать все слова и там, где прозвучит ошибка, хором произнести правильное слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Д вери гонятся за мной!».

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Куклу выбросив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый л ук

С длинными усами!

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался д ом.

Посмотрите-ка, ребятки:

Р аки выросли на грядке!

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно в рачей.

Мы собирали васильки -

На головах у нас щ енки.

Старый дедушка Пахом

На коз е скакал верхом.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело.

На пожелтевшую листву

Роняет лев свою листву.

Мама с б очками пошла

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку к епками топил.

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Л. Шибаев

Игра «Типография»

Цели: расширять словарный запас детей; развивать смекалку, мышление, эрудицию.

Примечание . Педагог может предложить детям любое ключевое слово по буквенному составу и по толкованию, соответствующее тому или иному возрасту детей.

Описание . В игре принимают участие две команды по 8 человек в каждой. Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово «грамотей». Карточки одного комплекта отличаются от другого по цвету. Команды выстраиваются шеренгами одна против другой, у каждого игрока карточка с буквой, которую он должен запомнить. Учитель называет одно за другим слова, которые можно составить из букв, входящих в слово «грамотей». Например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, том, рот, гам, маг, торг и другие. Участники команд, буквы которых входят в называемое учителем слово, делают шаг вперед и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные. Например, из слова «пилка» можно составить слова: капли, лапки, пачки, липка. Из слова «приток» - портик, тропик и другие. Для каждого класса выбираются слова, по уровню сложности соответствующие возрасту школьников.

Игра «Слова по теме»

Цели : развивать логическую речь и мышление учащихся, способствовать созданию благоприятного климата коллективной и состязательной работы детей.

Примечание . С каждой возрастной категорией заданные темы усложняются учителем.

Описание . Учитель предлагает детям подобрать слова, относящиеся к определенной теме, например: «Дом, где я живу», «Наша школа», «Прогулка в лес», «В продовольственном магазине». Тот, кто начинает игру, называет все слова, которые он может припомнить (слова, не относящиеся к теме, не записываются). Затем учитель предлагает другим детям дополнить этот перечень. Когда все дополнения сделаны, учитель предлагает кому-нибудь назвать еще хотя бы одно слово, относящееся к теме, которого до сих пор не называли. Победителем считается тот, кто назвал большее количество слов, а также тот, кто добавил к уже названным словам последнее.

После этого играющие начинают подбирать слова к другой теме.

Игра «Пятерки»

Цели : учить объединять слова в обобщенную тему, развивать умение взаимодействовать с членами команды.

Описание . В игре могут участвовать 25-30 человек. По числу участников надо подготовить карточки со словами (или рисунками) на определенные темы: «Растения», «Животный мир», «Школьные принадлежности», «Транспортные средства» и другие. На каждую тему отбирается по 5 слов или картинок. Карточки перемешиваются, раздаются играющим. Задачи играющих: объединиться в группы по 5 человек, чтобы в каждой группе у всех были карточки на одну тему. Отыскать среди всех играющих обладателей карточек с нужными словами (или картинками) совсем не просто. Первая пятерка, правильно подобравшая слова (картинки) и явившаяся к учителю, получает шесть очков, вторая - пять очков и т. д.

Темы, по которым должны объединяться пятерки, учитель может объявить, когда все карточки розданы. Но можно темы и не называть - пусть ребята сами догадаются. Игра будет труднее, но зато интереснее.

Игра «Поиграем в слова»

Цель : расширять словарный запас и речь учащихся, их представление о богатстве родного языка, о возможности составления (складывания) множества слов из одного и того же слова.

1. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые слова:

2. Отгадайте слово, которое нужно вписать в клетки, чтобы получить новые

Ответы. 1) лис; 2) мел; 3) лук; 4) порт; 5) гол; 6) гимн.

Примечание : можно предложить выполнение заданий командам, можно применять эту форму для индивидуальной работы учащихся.

Игра «Парад грамотеев»

Задание: определите, всё ли в этих высказываниях правильно; приведите все предложения в порядок.

Кот стремительно мчался на одной ноге.

Она так испугалась, что бросилась в обморок.

На картине изображен ученик средних лет.

Его правая щека весело улыбалась.

Навстречу шел отец. Девочка и собака радостно залаяли.

Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Он сел на коня и поехал пешком.

Он лег в постель и уснул изо всех сил.

Когда мой друг тонул, я бросился его спасать, потому что на нем были мои плавки.

У моего друга курносый нос, плавно переходящий в шею.

Некоторые обезьяны висят на деревьях вверх головой.

Когда туман рассеялся, князь увидел татаро-монгольское иго.

Охотник широко закрыл глаза и выстрелил.

Мы спали, но нам не спалось.

Репин шел по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге.

Мальчик облизался до ушей.

Мой любимый уголок природы - солнце.

На крыше было много голубей, человек сорок.

На переменках мы катались по перилам с первого на третий этаж.

Застенчиво улыбаясь одними глазами, он шмыгнул одним носом.

Миша долго смотрел в зеркало, пока не узнал своего лица.

Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

Раздался выстрел, и его ранило в правую голову.

В класс вошли мальчик и девочка, они были братья.

Северный океан очень ледовитый.

Над своей теорией Дарвин работал, как зверь.

Лицо у него было овальное, как прямой угол.

В своих сапогах я чувствовал себя как дома.

У Вовы синяк под глазом, который ему очень к лицу.

У него была шпага с одним патроном.

Сестра любит помогать свой сестре Тане, когда она ест шоколад.

Я так люблю книги, что даже их читаю.

Наконец мы увидели березовую рощу, где стояли одни дубы.

Мне приходили в голову разные мысли, но лучшие остановились на банке земляничного варенья.

Он очень испугался, и душа у него ушла в ботинки.

Я быстро стоял на одном месте.

За многочисленными веснушками на его лице нельзя было рассмотреть черты его характера.

У него из-под черных кудрей выглядывали белые зубы.

Неожиданно он услышал чей-то взгляд.

Оля съела бублик вместе с собакой, которая бежала рядом.

И тогда он взял нож и застрелился.

За кустом белело что-то синее.

Он узнал ее по родинке на правом носу.

Уснув, сидя на лошади, Сергей весело пел песню.

Уши у него торчат кто куда.

Самым любимым временем года у него были каникулы.

Мысли как назло не хотели думать.

Было мне так холодно, что я вспотел.

Слева лес редкий, но дремучий.

Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.

На меня напала мысль.

У Сережи зачесались руки на коленях.

Саша вышел под громкое мычание всего класса.

Он сильно ударился головой, после чего долго хромал.

Игра «Соберите слова»

Задание: соедините слова столбиков так, чтобы появились новые слова.

Задачи с буквами и словами «Вниз по лесенке»

Задание: подберите слова по мере увеличения их буквенного количества (то есть возрастания ступенек лесенки) и получите словарную лестницу.

гривость

дуванчик

нтермедия

снователь

стребитель

боснование

ипровизация

бозреватель

спользование

бщественница

скусственность

прометчивость

зобретательство

тносительносгь

носказательность

врагоукрепление

Игра «Дружная семья»

Цели: закрепить понятие о частях речи, упражнять в составлении примеров (слов), обозначающих все части речи.

Описание. «Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Например, литература. Его нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать слово (часть речи).

Л - ли — частица.

И - или - союз.

Т - триста - числительное.

Е - ехать - глагол.

Р - радостно - наречие.

А - а - союз.

Т - тот - местоимение.

У - у - предлог.

Р - розовый - прилагательное.

А - ах - междометие.

Другой пример со словом - трудолюбие.

Т - ты - местоимение.

Р - разве - частица.

У - удивляться - глагол.

Д - десять - числительное.

О - ох - междометие.

Л - легко - наречие.

Ю - юла - существительное.

Б - без - предлог.

И - или - союз.

Е - елейный - прилагательное.

Игра «Найдите числительные»

Задание: прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской. Укажите числительные: сколько их, в каких словах встречаются?

Есть у нас три сестри цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухитри ться

Рассказать о троих.

У одной, что в Стри жове,

Над окошком жил стри ж.

Стри чь она мастерица -

Приходи к ней, малыш!

У другой, что в Устри цах,

Никаких устри ц нет,

Но зато осетри ну

Подают на обед!

А у третьей, в Быстри це,

Быстри на на реке,

И резвятся три тоны

По ночам на песке.

У просто го сторожа -

Не просто рный дом:

Часто в нем стоножка

Бродит под сто лом.

Дорожит сто ножка

Чисто тою ног

И сто личной ваксой

Чистит сто сапог.

Вместо двух непросто

Вычистить все сто ,

Сразу сто лько обуви

Не носил никто!

У просто й сто ножки

Сто ит постоять,

Можно у сто ножки

Опыт перенять!

Перевод Л. Кондратенко

Игра «Кто больше составит слов?»

Цели : расширить словарный запас, развивать наблюдательность, внимательность, мышление.

Ребята! Помогите мне прочесть слова, которые были составлены. Я догадываюсь, что здесь была лиса, она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом виляет, все следы заметает».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов.

(Слова: окунь, кот, кит, кино, окно, нота и др.)

Игра «В словах рекорд будет побит: мы составляем алфавит!»

(по теме: Нарицательные и собственные имена существительные)

Задание : напишите 33 слова нарицательных имен существительных в именительном падеже единственного числа. Каждое слово должно состоять из 5 букв. Из средних букв должен получиться полный алфавит. (Задание можно видоизменить: составить слова из 7 букв, чтобы из четвертых букв получился полный алфавит.)

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    • привить любовь к великому русскому языку,
    • повысить общую языковую культуру.
    • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
    • обогатить словарный запас учащихся;
    • развивать устную и письменную речь учащихся;
    • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

    Оборудование: компьютер, принтер, экран

    В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

    Ход игры

    (Слайд 1).

    Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

    (Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

    И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

    Приветствие команд.

    Оценивается название команды, эмблема, девиз.

    Разминка.

    Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

    (Вопросы задаются командам по очереди.)

    1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
    2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
    3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
    4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
    5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
    6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
    Конкурс знатоков ударений.

    (Слайд 3).

    В словах нужно правильно расставить ударение.

    1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
    2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

    Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

    Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

    (Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

    К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

    1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
      (Поспешишь – людей насмешишь.)
    2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
      (Век живи – век учись.)
    3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
      (Тише едешь – дальше будешь.)
    4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
      (Сделал дело – гуляй смело.)
    5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
      (Что посеешь, то и пожнешь.)
    6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
      (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

    (Слайд 5).

    Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

    1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
    2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
    3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
    4. Глаза боятся – …(а руки делают).
    5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
    6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

    Конкурс знатоков фразеологии.

    Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

    1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
    2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
    3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
    4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

    Конкурс знатоков грамматики.

    (Слайд 7).

    Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
    Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
    Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
    Не составить телеграмму и открытку не отправить,
    Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

    Вас ждут грамматические загадки.

    1. Первая цифра стоит в середине,
      Буква с начала и буква с конца.
      А в целом – леса, города и равнины.
      К целому полны любовью сердца.
      (Р-один-а).
    2. Корень извлечь из начинки несложно,
      Приставка в сосуде хранится надежно.
      Суффикс в гудении явно услышишь,
      Вместе – на темы различные пишешь.
      (Со-чин-ени-е).

    Игра “Четвертое лишнее”.

    (Слайд 8).

    А. подлежащее
    Б. глагол
    В. дополнение
    Г. определение

    А. существительное
    Б. наречие
    В. сказуемое
    Г. глагол

    Викторина.

    (Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

    А. Кирилл и Мефодий
    Б. Борис и Глеб
    В. Афанасий Никитин
    Г.Минин и Пожарский

    (Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

    А. Ожегов
    Б. Эфрон
    В. Даль
    Г.Чуковский

    (Слайд 11).

    – Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

    А. птичье молоко
    Б. разбитое корыто
    В. рог изобилия
    Г.журавль в небе

    – Как называется искусство красивого письма?

    А. пиктография
    Б. каллиграфия
    В. скоропись
    Г. клинопись

    Конкурс “Раз! Два! Три!”.

    (Слайд 12).

    Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

    Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

    Конкурс “Домашнее задание”.

    Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

    Подведение итогов.

    (Слайд 13).

    Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
    Награждение.

    Заключительное слово учителя.

    (Слайд 14).

    Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

    Список литературы.

    1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
    2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
    3. light.lifeisphoto.ru
    4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
    5. www.sprinter.ru
    6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

    Цели:

    1. Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
    2. Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
    3. Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

    Оборудование: презентация, плакаты.

    «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
    Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
    не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
    »

    А.И.Куприн

    «Язык, великолепный наш язык,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон, и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крышам.»

    К. Бальмонт

    Ход игры

    I. Представление команд.

    Команда 1.

    Мы отвечаем дружно,
    И здесь сомнений нет:
    Сегодня будет дружба
    Владычицей побед.

    Команда 2.

    И пусть острей кипит борьба,
    Сильней соревнование:
    Успех решает не судьба,
    А только наши знания.

    Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.

    II. Разминка.

    Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.

    • «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
    • Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
    • Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
    • Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
    • Как называется школьный известняк? (Мел.)
    • Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
    • Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
    • Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
    • Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
    • Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
    • В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
    • Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

    III. Основная часть.

    Конкурс 1. Постижение народной мудрости.

    Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

    • Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
    • Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
    • У него глаза велики. (У страха.)
    • Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
    • Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
    • Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
    • Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

    Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

    Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

    Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:

    Всему название дано
    И зверю, и предмету.
    Вещей вокруг полным-полно,
    А безымянных нету!

    И всё, что может видеть глаз
    Над нами и под нами,
    И всё, что в памяти у нас,
    Означено словами.

    Они слышны и здесь и там,
    На улице и дома:
    Одно давно привычно нам,
    Другое – незнакомо...

    Язык и стар, и вечно нов!
    И это так прекрасно –
    В огромном море – море слов –
    Купаться ежечасно!

    Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

    Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

    Дети:

    Воздух свободно идет через рот,
    Нет препятствий разных.
    Голос участвует, голос зовет,
    Звук получается гласный.

    Гласные тянутся в песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать,
    Могут в кроватке баюкать ребенка,
    Но не желают свистеть и ворчать.

    Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)

    Букву Е

    БРТ – БеРеТ
    СВР – СеВеР
    ВР – ВееР
    КЛЩ – КЛеЩ

    Команды получают задание на карточках:

    Букву О

    КН – окно
    ГРХ – горох
    КЛКЛ – колокол
    ТПТ – топот
    БЛТ – болт
    ПКЙ – покой
    ГРН – горн
    ТРН – трон
    КРК – окорок
    ГЛТК – глоток

    Букву У

    СД – суд
    ШРП – шуруп
    КСС – уксус
    КСТ – куст
    БРНДК – бурундук

    Букву А

    БРН – баран
    ТК – атака
    РФ – арфа
    МРК – марка
    СТР – астра
    КРМН – карман
    БРК – барак
    ШЛШ – шалаш
    ФНТ – фант
    ШРМ – шрам, шарм

    Букву И

    ПРЗ – приз
    PC – рис
    ЛЛЯ – лилия
    ФЛН – филин
    PC – ирис

    Конкурс 4. Редактор.

    Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

    Ведущий раздает командам тексты:

    Конкурс 5. Устная речь.

    Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

    Это так, а не иначе,
    Ты мне, друг мой, не перечь:
    Люди стали жить богаче,
    Но беднее стала речь.
    Гаснет устная словесность –
    Разговорная краса;
    Отступают в неизвестность
    Речи русской чудеса.
    Сотни слов родных и метких,
    Сникнув, голос потеряв,
    Взаперти, как птицы в клетках,
    Дремлют в толстых словарях.
    Ты их выпусти оттуда,
    В быт обыденный верни,
    Чтобы речь – людское чудо –
    Не скудела в наши дни.

    Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)

    Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

    Конкурс 6. Найди ошибки.

    Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

    За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

    Конкурс 7. Веселая грамматика».

    Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:

    Существительное – школа ,
    Просыпается – глагол.
    С прилагательным веселый
    Новый школьный день пришел.

    Встали мы – местоименье,
    Бьет числительное семь .
    За ученье, без сомненья,
    Приниматься надо всем.

    Мы наречием отлично
    На уроках дорожим.
    Соблюдаем мы привычно
    Дисциплину и режим.

    Не и ни у нас частицы,
    Их нам надо повторять
    И при этом не лениться
    И ни часу не терять!

    После школы, как известно,
    Мы катаемся в санях.
    Здесь особенно уместны
    Междометья ох и ах !

    А потом
    У теплой печи
    Повторяем
    Части речи!

    Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)

    IV. Подведение итогов.

    Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.

    Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

    Здравствуй!
    - Привет!
    - Что ты несешь?
    - Несу разные вещи.
    - Несуразные? Почему они несуразные-то?
    - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел...
    - Что не сумел?
    - Отстань.
    - Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
    - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
    - Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
    - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
    - Вот оно что...
    - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
    - Тамарка?
    - Ага.
    - И ничего, симпатичная?
    - Красивая! Зеленая такая.
    - То есть как?
    - Зеленого цвета.
    - Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
    - У кого волосы?
    - Да у Тамарки-то.
    - Что-о?!
    - Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
    - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.
    - Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
    - Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
    - Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
    - А ну тебя...
    - Да! Стой, стой!
    - Ну, что еще?
    - Привет передавай.
    - Кому?
    - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

    Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

    УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

    Цели урока :

    1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

    2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

    3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

    Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

    Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

    КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

    Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

    1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

    2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

    3. Кончил дело - … (гуляй смело).

    4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

    5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

    6. Как аукнется - … (так и откликнется).

    7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

    8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

    9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

    10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

    11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

    12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

    КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

    Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

    1) А / Я = О / ? (Ё)

    2) М / М’ = Р / ? (Р’)

    3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

    4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

    5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

    Что такое толь? (дополнительный балл ).

    *Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

    КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

    Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

    1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

    2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

    3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

    4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

    Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

    КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

    Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

    1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

    Луноход

    Прилунился лунолёт.

    В лунолёте - луноход.

    Цирки, кратеры и лунки

    Луноходу не страшны.

    Оставляет он рисунки

    На поверхности Луны.

    Пыли много, ветра нет.

    Жить рисункам тыщу лет!

    (Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

    (За каждое найденное слово - 1 балл ).

    2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

    Чет и нечет

    Попробуешь

    Слова сличить -

    И аж мороз идет по коже!

    «Мучить» и «учить»

    Звучат извечно так похоже.

    Но и бывает смысл иной,

    Доподлинно необъяснимый:

    Казнящий ли владел казной,

    Или казной владел казнимый?

    Земля и тля. Вина - вино.

    Все это будет не одно,

    Но от другого не отбросить!

    Березка - розга. Лик и лак,

    Увечить и увековичить…

    Неужто это просто так,

    Одна случайность -

    Чет и нечет?

    КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

    (правильный ответ - 1 балл )

    1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

    3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

    4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

    5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

    6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

    7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

    8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

    9. Часть слова без окончания (основа ).

    10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

    11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

    12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

    КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

    Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

    Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

    Фразеологизмы :

    Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

    Развязать кому-то язык - заставить говорить.

    Находить общий язык - договариваться.

    Прикусить язык - замолчать.

    Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

    Проглотить язык - замолчать.

    Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

    Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

    Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

    Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

    Наступают на язык - заставляют молчать.

    Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

    Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

    Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

    Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

    Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

    Пословицы:

    Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

    Слово - серебро, молчание - золото.

    + (собственные примеры)

    Мал язык, да всем телом владеет.

    Язык до Киева доведет.

    КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

    Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

    (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

    КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

    Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

    1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

    2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

    3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

    4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

    5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

    6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

    (Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

    КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

    1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

    2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

    3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

    4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

    5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

    6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

    7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

    КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

    Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

    Ответы

    Текст №1

    1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

    2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

    3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

    4. Голова сказала: «Разойдемся!».

    5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

    6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

    Текст №2

    1. У одного отца было два сына.

    2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

    3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

    4. Они пошли судиться к соседу.

    5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

    6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

    7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

    8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


    ПРИЛОЖЕНИЕ

    «Фонетические пропорции»

    1) А / Я = О / ?

    2) М / М’ = Р / ?

    3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

    4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

    5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

    «Родственные слова»

    Луноход

    Прилунился лунолёт.

    В лунолёте - луноход.

    Цирки, кратеры и лунки

    Луноходу не страшны.

    Оставляет он рисунки

    На поверхности Луны.

    Пыли много, ветра нет.

    Жить рисункам тыщу лет!

    Чет и нечет

    Попробуешь

    Слова сличить -

    И аж мороз идет по коже!

    «Мучить» и «учить»

    Звучат извечно так похоже.

    Но и бывает смысл иной,

    Доподлинно необъяснимый:

    Казнящий ли владел казной,

    Или казной владел казнимый?

    Земля и тля. Вина - вино.

    Апрель и прель. Мороз и проседь…

    Все это будет не одно,

    Но от другого не отбросить!

    Березка - розга. Лик и лак,

    Увечить и увековичить…

    Неужто это просто так,

    Одна случайность -

    Чет и нечет?

    Текст №1

    И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

    Голова сказала: «Разойдемся!».

    Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

    Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

    Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

    Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

    Текст №2

    Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

    Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

    Они сказали: «Он велел делить все пополам».

    Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

    Они пошли судиться к соседу.

    У одного отца было два сына.

    Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.