Игры на развитие восприятия формы у дошкольников. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста. Игра-сказка «Фрукты и овощи»

Несмотря на то, что восприятие детей начинает развиваться с момента их рождения, к концу первого года жизни оно все еще не совершенно. Однако именно восприятие ребенка лежит в основе всего его поведения и преобладает над другими психическими процессами.

Особенности восприятия ребенка в раннем детстве

Малыш в таком возрасте ещё не способен сделать систематический осмотр предмета с анализом его свойств. Чаще всего ребёнок воспринимает одно наиболее ярко выраженное свойство предмета и согласно ему опознает предмет.

Хотя ребёнок 1-2 лет способен узнавать животных на рисунках, это ещё не означает, что он сопоставляет их с реальными объектами. Скорее, он воспринимает их как отдельные, самостоятельные вещи.

Для ребёнка не важна пространственная ориентация изображения: он может смотреть книгу вверх ногами, абсолютно не смущаясь этому. Это доказывает, что он узнаёт предметы по какому-либо одному признаку, отбрасывая остальные.

Во время самого начала манипулирования с предметами для малыша имеет значение форма и величина предмета, его цвет выступает второстепенным признаком. Ребёнок одинаково узнаёт предметы как окрашенные, так и неокрашенные. Его абсолютно не смущает неестественная окраска предметов. Однако это не указывает на отсутствие этого возраста, а говорит о том, что он не воспринимает их как признаки предмета.

Другой вид действий малыша – это орудийные. Ребёнок делает попытки достать палкой игрушку, постоянно подбирая размер палки.

На 2-ом году у ребёнка появляются мерки предметов. Он уже не примеривает каждое колечко пирамидки или необходимую длину палки, а делает это «на глаз», то есть сравнение предметов «переходит внутрь».

На 3-ем году жизни ребёнок достаточно точно выбирает по образцу предметы по какому-либо из свойств (цвет, форма, размер). Однако если предметов будет много, либо они будут состоять из множества деталей, цветов, то это вызовет у малыша затруднение.

Ребёнку этого возраста даются хорошо освоение действий по определению величины, цвета, формы. Но если ему предложить что-то новое, то его восприятие окажется неточным, что может смутить некоторых родителей. Например, ребёнок хорошо различает цвета, даже не очень контрастные, но ему предлагают два кубика – синий и красный – и дают ещё один синий и предлагают из двух выбрать такой же и поставить его на образец. Малыш, скорее всего, поставит кубики друг на друга независимо от цвета, так как задача для него незнакома, и он понимает его как простое «накладывание» кубиков.

ИГРЫ,

РАЗВИВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ

И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

С самого рождения ребенка окружает множест­во звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей...

Но все эти слуховые впечатления воспринима­ются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой про­сто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке - очень важ­ная особенность человека. Без нее нельзя научить­ся слушать и понимать речь, основное средство общения.

Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выра­зительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего де­лать это в игре.

Цель игр, приведенных в данной главе, - от­крыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание свей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звуча­ние» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только актив­ного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, пополне­ние активного словаря, развитие фразовой речи.

МАТЕРИАЛ: Ширма, различные звучащие пред­меты: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т. д.

ХОД ИГРЫ: Взрослый за ширмой стучит моло­точком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом про­изведен звук. Звуки должны быть ясными и кон­трастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УЗНАЙ ПО ЗВУКУ

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

МАТЕРИАЛ: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т. д.)

ХОД ИГРЫ: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными пред­метами. Если ребенок догадывается, чем произве­ден звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

Шумы можно производить самые разные: бро­сать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предме­том о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т. п.

За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездоч­ки.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

ЦЕЛЬ: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание. Развитие координации движе­ний, умения соотносить свои действия со звучани­ем бубна.

МАТЕРИАЛ: Бубен, два флажка. ХОД ИГРЫ: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднима­ет флажки вверх и машет ими, а если бубен зву­чит тихо - опускает флажки вниз.

Взрослый следит за правильной осанкой, детей и точным вы­полнением движений. Чередовать громкое и. тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять уп­ражнение.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

ЦЕЛЬ: Развитие остроты слуха, умения правиль­но воспринимать словесную инструкцию независи­мо от силы голоса, которым ее произносят.

материал: Кукла, игрушечный мишка, машин­ка.

ХОД игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-З м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь вниматель­ней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выпол­нить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

цель: Развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый говорит ребенку: «Сей­час мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно соби­рать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».

Взрослый повторяет игру, меняя звучание буб­на 3-4 раза.

БЕГИ НА НОСОЧКАХ

ЦЕЛЬ : Развитие слухового внимания, координа­ции и чувства ритма.

МАТЕРИАЛ: Бубен (тамбурин).

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

ЦЕЛЬ: Развитие направленности слухового вни­мания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

материал: Звоночек.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Ребенок закрывает глаза, а взрос­лый тихо встает в стороне от ребенка (слева, спра­ва, сзади) и звенит в звоночек. Ребенок, не откры­вая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит: «Правильно!» Ребенок открыва­ет глаза, взрослый поднимает и показывает звоно­чек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень гром­ко.

УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ?

цель: Развитие устойчивости слухового внима­ния, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

материал: Музыкальные игрушки: барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход ЗАНЯТИЯ: Взрослый поочередно показыва­ет ребенку музыкальные инструменты и спраши­вает их названия. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

ЦАПЛИ И ВОРОБУШКИ

цель: Развитие умения определять темп звуча­ния бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей)

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку кар­тинку с цаплей и говорит: «У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как зазвучит сейчас бубен». Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.

Потом взрослый показывает картинку, на кото­рой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как зазвучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп зву­чания бубна, % ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей.

Звучание бубна меняется 4-5 раз.

СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ

ЦЕЛЬ: Формирование умения дослушивать зада­ние до конца, осмысливать его и выполнять соот­ветствующие действия. Различать противополож­ные по значению действия (подняться вверх - спуститься).

материал: Кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

ХОД ИГРЫ: Взрослый строит лесенку из куби­ков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие неболь­шие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следую­щие задания:

- попроси водичку умыть куклу в красном платье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);

- помоги матрешке подняться по лесенке (взрос­лый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);

- куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);

- матрешку, которая стоит на лесенке, пока­тай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед - назад, вперед - назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ребе­нок отвлекается и не дослушивает до конца зада­ние, его повторяют еще раз.

КТО РАССКАЗЫВАЕТ?

цель: Закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внешнему виду, развитие слу­хового внимания.

материал: Фрукты и овощи на подносе (ябло­ко, огурец, морковь и т. д.)

ХОД ИГРЫ: Принимают участие несколько чело­век. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огу­рец!» (Взрослый подсказывает, что маленький огу­рец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)

Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и гово­рит: «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кла­дет его на поднос и возвращается на место. «Уга­дай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом?» - спрашивает взрослый. Если ребенок уз­нает товарища по голосу, все хлопают в ладоши, и узнанный занимает место водящего. Если ребе­нок ошибается, то водит еще раз.

СНЕГ

ЦЕЛЬ: Развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

МАТЕРИАЛ: Белые платочки.

Ход ИГРЫ: Взрослый читает стихотворение А.Барто:

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые движения кистями рук и кружится. Затем предла­гает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек. Снова читает стихотворение, и ребенок повторяет за взрослым движения снежинки.

После чтения стихотворения взрослый прячет ребенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?» Ребенок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела. Ребенок каждый рае отвечает на вопрос, используя

соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующие профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей.

Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.

План проведения мастер - класса.

  1. Приветствие.
  2. Сообщение «Это интересно».
  3. Рекомендации офтальмологов.
  4. Игры и упражнения (выставка тренажеров).
  5. Показ и выполнение упражнений вместе с родителями «Гимнастика для

глаз» (комплекс упражнений).

  1. Тестирование.
  2. Презентация на тему «Коррекцинно - педагогическая работа по развитию зрительного

восприятия у детей с нарушением зрения»

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем мастер - классе. Вы знаете, что нашу группу посещают дети с ослабленным зрением. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их использовать. Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Поэтому, в течение дня, во всех режимных моментах, проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.

2. Сообщение «Это интересно»

Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку - его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что - нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги - сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет - это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники. Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, а они уже начинают читать - грозит близорукость.

Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.

В комнате обязательно должно быть слабое освещение - нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.

При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать своих детей.

Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.

Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.

К развитию близорукости приводят:

1. Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.

2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.

3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма - важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать и писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.

4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.

Родители делятся своим опытом воспитания детей. Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем, что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю им игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.

4. Игры и упражнения

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач - общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.

Игры. «Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно - двигательную координацию.

«Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно - моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка - в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге - точку, в квадрате - диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.

Упражнения.

v Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали влево - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.

* Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 - 5 секунд, затем открыть глаза на 3 - 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

5. Консультация на тему « Гимнастика для глаз»

Организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

С 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

При рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

Комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

Снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами-20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-

Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

В нашей группе приобретены и изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас я предлагаю вам, ознакомится с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз. Используем гимнастику,выполненную в презентации.

Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.

В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование и узнать о состоянии вашего зрения.

6. Тест на близорукость или дальнозоркость

Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

Тест на астигматизм

Тест на астигматизм

Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.

Тест Амслера

Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний - патологию центральной части сетчатки ("желтого пятна").

Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.

А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам такие советы:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

* Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

* Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

* Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

* И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

* Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Спасибо за участие в мероприятии!

Игры на развитие зрительного восприятия для детей младшего школьного возраста

Упражнение: «Помоги забраться в домик»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины
развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов
Ход упражнения:
Ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.
В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: «Выбери нужные цвета»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета
Развитие умения узнавать и называть цвет
Развитие слухового восприятия, зрительной памяти
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям определить цвет ленточек, затем - цвет выемок. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог помогает им.
Затем дети находят цвета ленточек, соответствующие цветам выемок. Если при выполнении этого задания у детей возникают затруднения, педагог помогает детям найти правильные соответствия.

Упражнение: « От большого круга к маленькому »
Цель:
Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета


Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого большого круга и заканчивая самым маленьким. «Домик» должен найти каждый ребёнок.
В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « От маленького к большому кругу»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии величины предмета
Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
Развитие зрительной памяти, слуховой ориентации
Ход упражнения:
Педагог предлагает детям собрать сенсорное панно «Вкладыши», начиная свою работу с самого маленького круга и заканчивая большим. «Домик» должен найти каждый ребёнок. В случае возникновения затруднений при выполнении задания, педагог стимулирует детей к самостоятельному выполнению упражнения.

Упражнение: « Чего не стало»
Цель
:
Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета
Ход упражнения:
Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное. Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало (по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»
Цель:

Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы
Развитие умения узнавать и называть цвет, величину, форму предметов
Развитие слухового внимания, памяти
Ход упражнения:
Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно.
Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение: « Поймай взглядом»
Цель:


Формирование фиксации взора, концентрации внимания
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение: «Посчитаем пузырьки»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: « Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем ».
Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

Упражнение: « Поймай пальчиком»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно- моторного координации.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: и как меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку».
Каждый ребёнок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок).
Дети «ловят»рыбок, то правой, то левой рукой.

Упражнение: « Найти такую же рыбку»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно- моторного координации
Развитие тактильной чувствительности.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям «Давайте поймаем рыбок».
Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в трубке, потом в её отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).

Упражнение: «Вверх-вниз»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации
Совершенствование ориентировке в пространстве
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками, как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки) Обращается к детям: «Ребята, куда поднялся этот пузырек?»
Дети определяют расположение пузырьков.

Упражнение: «Кто в зеркале»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках. Подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.

Упражнение: «Оставим след»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало. Он просит посмотреть на себя в зеркало, потрогать свое отражение
После того как дети дотронуться до зеркала, педагог обращает внимание на след, оставленный на зеркале. Затем он предлагает детям оставить след на зеркале красками. Дети выбирают краски, печатают следы на зеркале пальчиком, кистью, ладошкой.
Педагог обращает внимание детей на то, что следы на зеркале от краски светятся в темноте. Потом включает свет.

Упражнение: «Нарисуем себя»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите, на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».
Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.
После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

Упражнение: «Рисуем эмоции»
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Формирование фиксации взора
Развитие тактильных ощущений, самосознания и мелкой моторики, эмоционального мира детей
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и просит их посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог показывает в зеркале веселую улыбку и спрашивает у детей, какая это эмоция.
Назвав эмоцию, дети должны изобразить ее на зеркале красками. В ходе упражнения дети изображают одну какую-либо эмоцию.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – изобразить несколько эмоций, свое эмоциональное состояние, а также состояние педагога, другого ребенка.

Упражнение: «Нарисуй фигуру».
Цель:

Активизация зрительного восприятия
Закрепление цвета, формы, величины.
Развитие мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на зеркало и краски. Он предлагает детям нарисовать на зеркале: зеленый круг, красный квадрат, оранжевый треугольник и т.д.
При повторении упражнения следует усложнить задачу – нарисовать красный круг, маленький, треугольник зеленый, большой и т.д.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Сыщик

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.

: негромкая музыка и какой-нибудь приз.

Описание : сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.

С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.

Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.

Художники

Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение

Материалы и наглядные пособия для игры : достаточно просторное помещение.

Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.

Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.

Кто в домике живет?

Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).

Описание : перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.

Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.

Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.

Кто здесь лишний?

Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.

Материалы и наглядные пособия для игры : наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.

Описание : расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.

Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.

С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.

Кто железный, кто деревянный?

Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться

Материалы и наглядные пособия для игры : список самых различных предметов, негромкая музыка.

Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.

Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.

Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.