Игра веревочка на пальцах на двоих схема. Резинка классическая, для ног. Поделки с нитками и веревками — Веревочные буковки

Сколько обычных предметов можно найти дома, чтобы развивать ребёнка без лишних усилий и затрат! Одни из таких «развивающих игрушек» — это шнурки, ленточки, верёвочки . С тех пор как родители и педагоги осознали важность развития мелкой моторики у малышей и её влияние на становление речи, да и интеллектуальное развитие в целом, было придумано великое множество игр с мелкими предметами. Вот и шнурки и ленточки пользуются большой популярностью в разных играх для развития маленьких ручек.

Не только мелкая моторика

Однако мелкая моторика – далеко не единственное применение этих простых предметов. И не стоит зацикливаться только на ней. Ведь можно придумать столько интересных, весёлых и разнообразных игр и забав, которые будут развивать самые разные навыки и способности ребёнка. Причём в возрасте едва ли не с рождения и до самой школы.

С помощью шнурков и тесёмок можно осваивать простейшие математические понятия, заниматься творчеством, устраивать игры на внимательность и мышление, организовывать разнообразные подвижные игры, в которых ребёнок будет развивать ловкость тела и выплёскивать свою бушующую энергию.

Для новорожденных подойдут игры и игрушки из шнурков, которые будут стимулировать двигательную активность, ползание, подтягивание, развивать хватательный рефлекс, стимулировать развитие зрительного внимания.

Откройте для себя неисчерпаемый источник развивающих игр с применением самых простых вещей! Предлагаю вам начать с небольшой подборки игр для малышей самых разных возрастов:

Игры со шнурками, лентами и верёвками для малышей до года

«Дотянись ручкой»

Подвесьте над кроваткой малыша шнурок с колокольчиком или другой игрушкой на конце, так чтобы игрушка свисала над малышом на расстоянии вытянутой руки. Малыш заинтересуется и будет стараться дотянуться ручкой до колокольчика.

Такая игра стимулирует активность движения ручек, развивает умение владеть своим телом. А если вы подвесите именно колокольчик или другую гремящую игрушку, то это будет способствовать ещё и развитию понимания простейших причинно-следственных связей: «дёрнул колокольчик — он зазвенел».

«Дотянись ножкой»

Игра, идентичная предыдущей. Натяните шнурок горизонтально на уровне ножек малыша, так чтобы он мог дотянуться до него. Подвесьте на шнурок несколько бубенчиков или колокольчиков. Покажите малышу, как они звенят, если задеть шнурок ножкой. Малыш будет стараться ножками дотянуться и также стукнуть по шнурку.

Такая игра тренирует владение своими ножками, развивает мышцы пресса и ног.

«Прыгающий мячик»

Подвесьте вертикально над малышом на уровне ручек резинку с привязанным на конце мячиком или другой игрушкой. Отличие этой игры в том, что дотянувшись и схватив игрушку, через какое-то время малыш отпустит её, она подпрыгнет на резинке, и некоторое время будет прыгать над ним.

Такая игра не только позабавит кроху, но и будет стимулировать помимо ручек, ещё и зрение малыша, способность наблюдать за движущимся предметом и фокусировать своё зрение.

«Сюрприз»

Привяжите за один конец ленточки игрушку малыша и спрячьте за любой предмет: под платок, за подушку, за угол и т.д. Свободный конец ленты оставьте перед малышом. Покажите, как можно ухватиться за конец ленты. Пусть малыш потянет за ленту и вытянет сюрприз.

Такая игра стимулирует развитие навыков захвата мелких предметов и способствует развитию пространственного восприятия.

«Червячки»

Возьмите небольшую коробку, 4 ленточки разных цветов, и проделайте в коробке 4 отверстия для ленточек. Протяните ленточки в отверстия, оставив небольшие концы торчащими из отверстий. Покажите ребёнку, как можно вытянуть «червячков». Можно сделать червячков разной длины. Так будет ещё интереснее.

Такая игра будет развивать не только пинцетный захват, но и давать малышу первые представления о длине.

«Найди мышку в норке»

Для этой игры также понадобится коробка и несколько шнурков. Чем больше, тем лучше. Проделайте в коробке отверстия-«норки» по количеству шнурков. К одному из шнурков пришейте маленькую мышку. Распределите все шнурки-«мышиные хвостики» по норкам. И расскажите малышу, что в одной из норок прячется мышка. Чтобы её поймать, нужно потянуть за хвостик и найти, где же она прячется. Малыш будет вытягивать «хвостики», пока не найдёт настоящую мышку.

Такая игра развивает мелкую моторику и внимательность.

Игры со шнурками, лентами и верёвками для малышей с 1 года до 3 лет

Мелкая моторика

«Запасы на зиму»

Вырежьте из цветного картона грибочки, сделайте отверстие в каждом. Приготовьте шнурок. Поиграйте с малышом в лесных жителей, которые готовятся к зиме, и запасают еду на зиму. Нанизывайте грибочки на шнурок.

«Баранки»

Возьмите верёвочку потолще. Купите мелких сушек или баранок. Покажите, как можно нанизывать баранки на шнурок. Детям нравится, что можно нанизывать настоящие съестные колечки. Потом можно украсить такой «гирляндой» кухню. Нанизывать можно любые другие подходящие предметы.

«Приз-сюрприз»

Приготовьте что-нибудь вкусненькое или какую-нибудь маленькую игрушечку для малыша в качестве приза-сюрприза. Прикрепите его к одному концу ленточки и спрячьте. К другому концу ленточки привяжите карандаш или любую палочку. Задача ребёнка – наматывать ленточку на карандаш, пока не вытянет свой приз-сюрприз.

Подвижные игры

«Широка река»

Возьмите 2 длинные ленточки голубого цвета. Предложите малышу сделать из ленточек речку. Сначала сделайте узкую речку. Перешагните вместе с малышом. Затем одну из ленточек переместите на расстояние побольше. Обратите внимание малыша, что река стала шире. Перешагните. Уже будет сложнее, шаг надо будет делать шире. Потом снова переложите ленточку и сделайте речку шире. Продолжайте игру, пока малыш сможет перешагивать речку. Можете поиграть и дальше, предложив крохе проложить мостик через речку. Мостик можно выложить из ленточек другого цвета. Пройдитесь по мостику.

«По узенькой тропинке»

Возьмите много шнурков. Покажите малышу, как можно выкладывать с их помощью тропинку. Сначала один шнурок, к нему присоединяется следующий и т.д. Сначала сделайте простую прямую тропинку, пробегитесь по ней, чтобы не сбиться с пути. Потом усложните задачу. Сделайте извилистую тропинку. Пробегитесь и по ней.

Недавно стали мамой малыша?

«Попалась муха в паутину»

Поиграйте в паучка и муху. Возьмите верёвочку подлиннее. Вы — паук, ловите муху в свою сеть. Опутайте малыша верёвочкой. Пока паук отвлёкся, муха должна выпутаться из паутины, размотать верёвочку и убежать. В эту игру можно играть и сразу с несколькими детьми. Опутайте их всех вместе, пусть попробуют распутаться.

«Перетягивание каната по-детски»

Всем знакома игра в перетягивание каната. Но эта игра больше подходит уже для старших детей и для больших групп. А вот игра, в которую можно поиграть и вдвоём с мамой, папой или другим ребёнком. Для этого вам понадобится длинная верёвочка и 2 карандаша, привязанных к концам веревки. Отмерьте середину верёвочки и прикрепите посередине какой-то предмет: подойдёт фантик от конфеты, любая маленькая мягкая игрушка, колокольчик и т.д. Встаньте друг от друга на расстоянии вытянутой верёвочки и по команде начинайте крутить карандаш и наматывать на него верёвочку. Кто первым дойдёт до середины?

«Танцы с лентами»

Видели художественную гимнастику с лентами, где девушки-гимнастки творят из лент такие красивые узоры, волны и кольца? Попробуйте и вы устроить такие танцы. Для этого вам понадобятся длинные широкие ленты. Привяжите их к палочкам. Включите любимую музыку, под которую малышу нравится танцевать, прыгать, скакать. Покажите, как можно с помощью лент делать в воздухе кольца, волны, петли и другие узоры. Повеселитесь от души и поэкспериментируйте. Такие танцы придутся по душе не только девочкам, но и мальчикам.

«Пройди под верёвочкой»

Всем известная с детства игра. Нужно натянуть горизонтально ленту и проходить под ней. Для малыша можно не определять никаких правил, как именно проползать под лентой. Пусть для начала делает, как ему хочется. А вы усложняйте задачу, каждый раз опуская ленту всё ниже и ниже. Если не хватает людей, чтобы держать ленту за оба конца, просто натяните ленту, привязав к стульям или другой устойчивой мебели.

Математические игры

«Блин большой, блин маленький»

Возьмите 2 шнурка разной длины: длинный и короткий. Вырежьте из картона или бумаги два круга, длина окружности которых совпадает с длиной шнурков. У каждого шнурка свяжите концы. Предложите малышу выложить из каждого шнурка круг. Это будет сковородка. Обратите внимание, что одна сковородка большая, а другая маленькая. Предложите испечь блинчики. На каждую сковородку нужно положить блинчик своего размера. На большую сковородку большой блинчик. На маленькую сковородку маленький блинчик.

«Дорожки»

Возьмите два шнурка разной длины — один короткий, другой намного длиннее. Предложите ребёнку выложить из шнурков две дорожки. Обратите его внимание, что дорожки у вас получились разные. Одна дорожка длинная, другая короткая. Пройдитесь по дорожкам. Скажите, что сначала идете по короткой дорожке, потом по длинной дорожке. Прогуляйтесь по дорожкам несколько раз. Предложите прокатить по дорожкам машинки. Или проведите игрушки.

«Змейки»

Игра, подобна игре «Червячки» для малышей до года. Также возьмите небольшую коробку. Сделайте в ней 2 отверстия. Приготовьте две ленточки, можно разных цветов. Главное, чтобы ленты были разных размеров. Одна ленточка очень короткая, другая намного длинней. Вставьте ленточки в отверстия, закрепите узелками. Покажите ребёнку коробочку – это домик, в котором живут змейки: мама и малыш. Мама – длинная-предлинная змейка. А малыш – коротенькая змейка. Предложите вытянуть змейки. Когда он вытянет и увидит, где ленточка длинная, а где короткая, попросите его показать, где мама, а где малыш.

«Лёгкий-тяжёлый»

Возьмите 2 ленточки, приготовьте 2 мешочка: в один насыпьте крупу, в другой положите вату. Привяжите мешочки к концам лент. Попросите малыша потянуть сначала за одну ленточку и поднять её. Потом за другую. Обратите его внимание, что на одной ленточке мешочек тяжёлый, на другой – лёгкий. Сравнивайте их друг с другом.

«Найди все ленточки»

Игра на внимательность. Развесьте по всей комнате в разных местах ленточки. Задача малыша – найти их все и собрать. Хорошо повторять одновременно счёт. Например, если ребёнок умеет считать до 10 или больше, заранее скажите, сколько ленточек вы развесили. Пусть он собирает и считает. Так он будет учиться определять, сколько ещё осталось.

Игры со шнурками, лентами и верёвками для детей старше 3 лет

Математические игры

«Червячки пошли гулять»

Возьмите несколько ленточек разной длины (от 3-х штук и больше, исходя из навыков ребёнка). Если как в песенке, то 5 штук – 5 червячков от самого маленького к самому большому. Приговаривайте стишок: «1, 2, 3, 4, 5 – червячки пошли гулять». Скажите малышу, что червячки выходят погулять по порядку: сначала самый большой, потом поменьше и т.д. Предложите выложить ленточки в порядке убывания. Вторая часть стиха: «1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять». А в домик червячки убегают в обратном порядке – от маленького к большому, в порядке возрастания. Перемешайте ленточки и предложите вернуть их в домик в обратном порядке.

«Сушки-баранки»

В этой игра также необходимо нанизывать на верёвочку баранки и сушки. Только для старших деток задача усложняется. Возьмите сушки-баранки разных размеров: большие и маленькие. Предложите нанизывать их на верёвочку в определённой последовательности. Например, «большой-большой-маленький», «большой-маленький-большой-маленький». Придумывайте разные варианты, усложняйте задачу по мере освоения простых последовательностей.

Подвижные игры

«Пройди мимо лучей»

Натяните ленты по всей комнате на разной высоте, как лазерные лучи охранной сигнализации. Расскажите малышу, что надо пройти мимо всех лучей так, чтобы не задеть ни одного. Под некоторыми надо проползать, через какие-то перешагивать. Устройте в комнате такие препятствия. Кто сможет пройти все лучи, не задев ни одного?

«Весёлая карусель»

Возьмите верёвочку потолще или даже скакалку. Привяжите к одному концу какой-нибудь утяжелитель, например, мешочек с песком или какой-нибудь крупой. Ведущий в центре раскручивает ленточку, а ребёнок (ещё веселее, если несколько детей) перепрыгивает.

«Бег с препятствиями»

Нужно натянуть несколько ленточек горизонтально близко к полу. Натянуть их можно, привязав к стульям и другой мебели. Расстояние между натянутыми ленточками определите сами, так чтобы можно было между ними бегать, а через них перепрыгивать. Устройте бег с препятствиями.

«Прыгни и достань»

Натяните ленточку высоко для ребёнка. Хорошо закрепите её, чтобы она не сорвалась, когда дети будут прыгать. На ленточку повесьте небольшие ленточки с привязанными игрушками или угощениями. Пусть они висят на такой высоте, чтобы ребёнок мог допрыгнуть и достать сюрприз.

Вдохновение — в простых вещах

Попробуйте поиграть в эти простые игры с вашим ребенком, и вы увидите, какой неисчерпаемый источник развивающих игр можно найти в самых простых вещах, которые есть у вас дома.

Игры для детей от года и старше также можно использовать при организации детских праздников. Они не требуют долгой подготовки, а детьми обычно воспринимаются «на ура».

А вы играете со своим ребенком со шнурками, ленточками, веревочками? Расскажите о ваших играх в комментариях!

Одна из самых ярких страниц советского прошлого - веселые забавы во дворе. Детишек радовало множество игр, например, «пятнашки», «фанты», «салочки» и, конечно же, «резиночка». Родители часто пытаются вспомнить, как играть в резиночку, чтобы рассказать об этой забаве своим наследникам. Давайте и мы вспомним ее правила.

Наверное, не найдется человека, бывшего ребенком в советское время, который не знал бы о существовании игры в резиночку. В чем крылся секрет ее популярности? Кроме того, что забава шумная и подвижная, благодаря чему приводила в детвору восторг, она пробуждает смелость, стремление к здоровому соревнованию, преодолению трудностей, развивает ловкость, гибкость, координацию движений. Все эти эффекты незатейливых манипуляций с обычной бельевой резинкой заслуживают того, чтобы «передать по наследству» игру и современным детишкам.

Информация для юных затейников

Для того чтобы проверить, насколько интересна игра с использованием резинки, достаточно трех человек. Если желающих повеселиться намного больше - это отлично, но каждому участнику понадобится терпение, чтобы дождаться своей очереди. Два человека должны держать резинку, связанную в круг. В ходе игры они могут меняться с другими и тоже пробовать себя в роли участников.

Главная цель играющего ребенка - преодоление различных уровней сложности. Если «юный прыгун» потерпел поражение, он не может сделать еще одну попытку. Победителем признается тот, кто выполнил все задания, несмотря на их постепенное усложнение. В резиночку играют как больше нравится - на ногах или на руках.

Резинка классическая, для ног

  1. Двое детей должны надеть резинку на нижние конечности, поставить их на ширине плеч и разойтись так, чтобы она растянулась. Перед детишками окажутся натянутые упругие линии.
  2. Главному участнику забавы нужно поместить одну ногу между канатиков, а вторую - за ними и прыгнуть, чтобы поменять положение ног с точностью до наоборот. Второй прыжок - и игрок оказывается за пространством, очерченным резинкой.
  3. На втором этапе действия аналогичны, но прыжков становится вдвое больше: сначала прыгают в правую сторону, а затем в левую.
  4. На третьем уровне необходимо сделать 5-6 прыжков.
  5. Перейдя на четвертую ступеньку игры, участник должен стать лицом к главному инвентарю, одну ногу поставить под резинку, а другой наступить на нее. Во время прыжка необходимо поменять ножки местами.
  6. Пятый уровень предусматривает, что нижние конечности «статистов», удерживающих канатики резинки, широко раздвигаются, а игрок повторяет все упражнения в новых условиях. В целях усложнения также можно дополнительно поднять резинку.
  7. На шестой ступеньке сложности резинку удерживают с помощью одной ноги. Расстояние между канатиками значительно уменьшается, и игроку становится значительно труднее повторить уже проделанные прыжки.
  8. Сложность последнего уровня состоит в том, что участник должен постараться поддеть пружинистые канатики одной ногой и перешагнуть через вторую. В результате таких шагов появится петелька. Во время прыжка ребенок переворачивается и меняет ноги местами, причем так, чтобы петля сформировалась снова. Резинку поднимают все выше и выше, чтобы усложнить задание.

В детских коллективах обычно вырабатывается своя - локальная и модифицированная — версия того, как играть в резиночку на ногах. К примеру, на начальном этапе повторяются обычные прыжки, которые усложняются путем подтягивания канатиков - в первый раз на щиколотки, затем на коленки. Классические правила игры в резиночку на ногах гласят: как только участник справится с заданием, ее следует немного приподнять.

Ловкие пальчики

Увлекательная игра с резинкой придется по душе не только любителям попрыгать: желающие могут создавать удивительные плетения руками. Чтобы получить веревочные узорчики на практике, нужно пригласить друга или подружку. Конечно, играть в резиночку на пальцах можно и самому, так как условия развлечения это позволяют. Но радость успеха и досаду из-за неудач все же будет интереснее разделить с другими.

  1. Участник продевает в резиночную петельку ладошки обеих ручек, достает пальчики и еще раз обводит резинкой ладони. Указательными пальцами подхватывает резинку у центра второй ладошки. В итоге получается красивая «колыбель».
  2. Второй участник берет указательными и большими пальцами промежутки, где резинка скрещена, и, зацепив параллельные отрезки, расположенные снизу, разводит верхние конечности. Резинка растягивается, и образуется «перекресток».
  3. Снова начинает действовать первый «умелец» — цепляет указательными и большими пальчиками точки пересечения резинки и проводит их над параллельными линиями, а затем поддевает снизу. Перед ним — оригинальная «дорожка».
  4. Помощник крест-накрест подхватывает с помощью мизинчиков внутренние параллельные части гибкой веревки и немножко разводит руки. Затем вставляет большие и указательные пальчики обеих рук внутрь возникших треугольников и поддевает параллели. Разведение рук в стороны и одновременное раздвигание больших и указательных пальцев создает фигуру «гамак».
  5. Первый участник не сдается — хватает указательными и большими пальцами участки соприкосновения резинки и затрагивает аналогичные места сверху. В завершение он разводит руки в стороны и увеличивает расстояние между большими и указательными пальцами. Таким образом создана фигурка «перекресток».
  6. Можно создавать фигурки заново, до бесконечности, начиная со второго задания первого игрока. Проигравшим считается тот, кто не сможет проделать действия, направленные на образование очередной фигурки, и испортит веревочную плетенку.

Если встает вопрос, как играть в резиночку на руках, то нужно иметь в виду, что без помощи пальцев в этой игре все равно не обойтись. Поэтому две версии забавы с пружинистой ниточкой будут абсолютно одинаковы.

Любое развлечение призвано развивать творческие способности ребенка. Поэтому придумывание новых фигур, изменение их названий, сопровождение выполнения задания стихотворными кричалками только приветствуется. Также среди советской детворы, собиравшейся во дворе или на переменках, было принято разыгрывать какой-либо приз. Возможно, стоит перенять этот опыт, чтобы усилить соревновательный дух.

Материал из Летний лагеря

В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям - и пальчиковых зверей , и КНБ , и тайные языки - то про "колыбель для кошки" вспомнилось только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.

Игра на двоих

А вот чего не хватает на сайте "Игры с веревкой" ,так это забавы на двоих - которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания , но опять же, проще разобраться на примерах видео.

Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры - "Чашка", "Эйфелева башня", "Метла" и "Лестница Якова". А затем идет собственно "колыбель для кошки" на двоих.

Американский вариант - начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:

Немецкая версия посложнее - тут больше дополнительных комбинаций:

И совсем необычная - "колыбель для кошки" на троих:

Для продвинутых: немного истории

История, как и сама игра - запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал "колыбель для кошки" с гораздо более серьезной веревочной системой - узелковым письмом майя , и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.

Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников - 175 фигур с инструкциями - составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию .

Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями.

А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF .

Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется "Два дерева":

Другие ресурсы: от Навахо до японцев

Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое - разве что последний выпуск видеопособия "Фигура месяца ". Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine , который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.

Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом - работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.

Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела .

Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.

Гавайские игры - всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками .

Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них является "Метла" - вот простая детская инструкция , а вот и более быстрая версия . Но похожая фигура под названием "Вигвам " есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом - как сделать "Восход солнца в горах".

Игры с веревкой: от фигуры к сказке

Это, конечно, вовсе не исключает "взрослого" увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских , эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию , можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры - это язык общения.

Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что "колыбель для кошки" рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования :

"Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать "колыбель для кошки", а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией."

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами - но у нас с дочкой получился очень похожий "контакт". Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе .

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение "хочешь, покажу, как делать..." она гневно отвергла: "Ты что, не понимаешь? - я делаю СВОИ фигуры!" И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.

Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало - на следующий день она попросила снова показать сказку "про девочку и звезду".

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете - это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут - по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка - вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется "колыбель для кошки" - в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика - это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело - когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто "веревочка" либо "плетёнка" (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?

Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть "ясли-колыбель". Эти два слова обозначают две фигуры игры - самую первую, с которой игра начинается (сradle, детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в "испорченный телефон", потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat"s cradle, то есть "колыбель кошки".

("А теперь расскажи историю про собаку!" - попросила Ева. "Хорошо, - сказал я. - У англичан есть выражение "dog in the manger", то есть "собака в яслях", а по-нашему "собака на сене". Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?")

Но это еще не история, только ее начало - первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):

Раз, два, три, четыре, пять - захотела кошка спать и залезла в колыбель, а оттуда - на постель. Из постели с громким треском прыгнула на занавески, после снова в колыбель, и обратно на постель. А с постели - на буфет, а с буфета - в наш обед! Съела рыбу для гостей, бросила гору костей и ушла на двор гулять... Так хотела кошка спать!

По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier"s Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat"s Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), Clock (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории - так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие "свечи" на "занавески", которые более популярны у кошек.

А если вы не помните, как делать эти фигуры - смотрите ролик ниже.

Считается, что эти семь фигур - самая классическая версия игры. Последняя фигура, Clock (в моей версии "двор") является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться - например, от "рыбы" можно перейти обратно к "кровати" или к "колыбели".

Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется "гора костей", а в английских вариантах это "hand drum" либо "hour glass". Ещё пару необычных фигур после "рыбы" я видел вот в этом немецком ролике:

Кстати сказать, это вообще самая длинная версия "колыбели для кошки", которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!

Игры с веревкой: на всю компанию

Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Их можно попробовать в лагере.

Салки с веревкой

Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача - осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю - то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории - будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.

Обитаемый остров

Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь "островок" делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).

Сквозь кольцо

Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача - не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками - кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

Невидимый лабиринт

Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру - "в резиночку". Как в нее играть, можно посмотреть в обзоре . К слову сказать, на Западе ее называют "китайской веревкой". И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку... с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта - веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза - и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

Геометрия

Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде "Млечного пути" ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких "точках опоры" дает разные геометрические фигуры.

И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой - сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду... Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку - и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).

Ткацкий станок: снова "колыбель для кошки"

В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука - "танец станков". Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал "ткать" в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили - вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась "хулиганством", хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и "лестница Якова", и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука - ваша, а правая - вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая - с соседом слева, левая - с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания.

Другой вариант коллективной игры - когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека - с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

Вот как делается "Лестница Якова" на таком живом ткацком станке.

И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано - игра "Колыбель для кошки", но не вдвоем, а коллективная:

Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры - бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли - и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

P.S. Игры юных альпинистов

Вообще игр с веревкой довольно много. В данном обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо - это своего рода символ объединения, коллектива.

Другая большая группа игр с веревкой - это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе "

Игры с веревкой: на всю компанию familyr_papa wrote in June 28th, 2012

текст: Леха Андреев, lexa

В прошлых колонках про "колыбель для кошки" мы учились делать отдельные , а также рассказывать . Однако во время нашего мастер-класса на "Флаконе" я заметил, что подобным играм не хватает массовости: они рассчитаны на одного исполнителя (ну или максимум двух), в то время как остальные - просто зрители.

Но существуют и коллективные игры с веревочным кольцом, которые не только развивают моторику, но и обучают командной работе. Я собрал некоторые из них, чтобы попробовать в лагере, куда мы поедем в июле.


Салки с веревкой

Эта старинная русская игра, в которую играли и дети, и взрослые (например, на свадьбах). Берется веревка длиной метров десять, ее концы связываются. Играющие становятся в круг, веревку держат перед собой в руках и растягивают ее. Водящий становится внутри веревочного кольца. Его задача - осалить кого-нибудь из игроков за руку, но делать это можно только тогда, когда рука держит веревку. Тот, кого осалили, становится водящим.

Игроки могут отдергивать руку от веревки, или сдвигать ее по веревке. Но при этом нельзя ронять веревку на землю - то есть отпускать ее всем сразу нельзя. Тот, кто отпустил руки и допустил касание веревкой земли, становится водящим.

Более сложный вариант: нельзя отпускать обе руки сразу, только одну. Кто отпустил обе руки, становится водящим.

Для того, чтобы игроки лучше отвлекались, водящий может рассказывать им какие-нибудь истории - будь то сказки или смешные случаи с участием присутствующих.

Обитаемый остров

Веревочное кольцо раскладывается на земле, образуя круг. После чего группе играющих предлагается встать внутрь кольца. Все поместились? Теперь "островок" делается поменьше: например, веревка складывается пополам, и из нее снова делается круг на земле. И опять задача та же самая: все должны устоять на островке. После этого веревочный круг опять сокращается!

С какого-то момента игрокам придется поддерживать друг друга, стоя на одной ноге (и возможно, не на своей!).

Сквозь кольцо

Играющие встают в круг и берутся за руки. При этом на руку одного из них надето веревочное кольцо. Задача - не расцепляя рук, игрок должен пролезть через кольцо и передать его по руке следующему игроку. То же самое должен проделать каждый следующий игрок.

В эту игру можно играть двумя командами с двумя веревками - кто быстрее проведет веревочное кольцо по полному кругу игроков. Либо можно играть одной командой, но на время. Вот например так:

Невидимый лабиринт

Перешегивание веревочного кольца напоминает другую популярную игру - "в резиночку". Как в нее играть, нам уже напоминал Дмитрий Пряник в . К слову сказать, на Западе ее называют "китайской веревкой". И видимо не случайно: у китайцев эта игра содержит много фигур и вообще похожа на какой-то удивительный танец (смотрите ролики в обзоре Дмитрия).

А я здесь напомню другую игру, в которой участвуют веревка и ноги. В нее можно играть точно так же, как в резиночку. Двое растягивают веревочную петлю на своих ногах, на некотором расстоянии от земли. А третий должен перепрыгнуть или просто перешагнуть веревку... с завязанными глазами. А потом обратно. И при этом не задеть веревку.

Коллективный вариант: растягивают длинное веревочное кольцо в виде лабиринта - веревку при этом могут держать несколько человек, а можно просто привязать ее к мебели (если в помещении) или к деревьям (если на улице). Водящие, которых может быть несколько, сначала смотрят и запоминают расположение веревок. А затем им завязывают глаза - и они должны пройти этот лабиринт, либо нагибаясь (где веревка высоко), либо перешагивая (где низко). Остальные присутствующие могут подсказывать водящим, где нагибаться, а где перешагивать.

Особый фокус состоит в том, что когда водящим завязали глаза, можно тихонько опустить веревку на землю. А затем попытаться удержаться от смеха, наблюдая за тем, как водящие перешагивают веревку, которой нет. Даже взрослые не могут удержаться:

Геометрия

Когда я дома делаю разные веревочные фигуры на пальцах, моя трехлетняя дочка может подбежать и неожиданно потянуть к себе веревку в самый ответственный момент. Вначале меня это раздражало, но потом я понял, что это такое скромное предложение поиграть вместе. И действительно, делать веревочные картинки вроде "Млечного пути" ей пока сложно. Но зато она вполне уловила идею о том, что веревочное кольцо на нескольких "точках опоры" дает разные геометрические фигуры.

И вот мы с ней начинаем их делать двоем, разводя и сводя руки с веревкой - сначала треугольник, потом квадрат, потом песочные часы или звезду... Иногда мы спорим, потому что каждый тянет веревку на себя, пытаясь сделать свою фигуру. Но постепенно договариваемся и делаем общую.

То же самое можно делать группой. Несколько человек встают в круг, берутся за веревку - и по команде ведущего они должны сделать какую-нибудь фигуру, растянув веревку в руках. Треугольник, например. Можно запустить соревнование двух команд с двумя веревками: кто быстрее выполнит задание.

Более сложный вариант: после получения задания запрещено переговариваться.

И еще более сложный вариант: делать это с закрытыми глазами (но в этом случае можно переговариваться).

Ткацкий станок: снова "колыбель для кошки"

В детстве я ездил в пионерский лагерь, и среди прочих странных активностей советско-детской культуры там была такая штука - "танец станков". Танец был довольно дурацкий: мы стояли в две шеренги, и растянув между ними красные ленточки, тупо поднимали и опускали руки с этим ленточками, как роботы. Это должно было изображить тканцкий станок, который ничего не ткал. Зато он начинал "ткать" в перерывах между репетициями, пока вожатые куда-нибудь уходили - вот тогда мы оттягивались с этими ленточками, обматывая ими все вокруг и друг друга, либо сплетая из этих лент разные причудливые сети. Но эта деятельность почему-то считалась "хулиганством", хотя именно она была наиболее интересной и творческой.

Я сразу вспомнил об этом, когда задумался, как сделать игру с веревкой на пальцах более коллективной. Можно, например, заметить, что и "лестница Якова", и многие другие веревочные фигуры предполагают симметричные движения двумя руками. Поэтому можно делать одну фигуру на двоих: левая рука - ваша, а правая - вашего приятеля. Суть игры в том, чтобы сделать все движения синхронно: это и будет залог правильной фигуры.

Получилось вдвоем? Теперь попробуйте втроем, впятером или в любом другом количестве людей, вставших в круг. При этом каждая ваша рука делает свою фигуру: правая - с соседом слева, левая - с соседом справа. Это уже нехилая концентрация внимания. Вот как делают эти девчонки:

Другой вариант коллективной игры - когда роль отдельных пальцев выполняют отдельные люди. Три человека с одной стороны (мизинец, указательный, большой), и три человека - с другой стороны. Плюс длинная веревка, метров тридцать. Плюс ведущий, который подсказывает, какой палец какую веревку хватает и куда переносит.

Вот как делается "Лестница Якова" на таком живом ткацком станке.

И еще один ролик в том же жанре, хотя уже более стильно сделано - игра "Колыбель для кошки", но не вдвоем, а коллективная:

Ну и последний видео-пример, специально для тех, кто думает, что веревочные игры - бесполезное занятие. Этот ролик был снят скрытой камерой на одном из заводов автомобильного концерна Audi. Но автора ролика всё равно потом нашли - и уволили с работы за разглашение корпоративной тайны. Зато мы теперь знаем, как на самом деле проектируют эти автомобили:

P.S. Игры юных альпинистов

Вообще игр с веревкой довольно много. В моем обзоре собраны только те, которые учат работе в команде при решении задач пространственной координации. Не случайно во всех примерах используется веревка, связанная концами в кольцо - это своего рода символ объединения, коллектива.

Другая большая группа игр с веревкой - это игры более спортивные, в которых тренируется индивидуальная физическая сила и ловкость. Хорошая коллекция таких игр собрана в работе Ильдара Замалетдинова "

Наталья Добрынина

Для детей старшей, подготовительной групп и до 99.

Цели: -научить детей взаимодействовать друг с другом, как равноправные партнеры

Развивать мелкую моторику, мышление,умение договариваться друг с другом;

Воспитывать чувство взаимоуважения,терпимости.

Материалы: плотная нитка длинной около 1,5 м.

Шаг первый: соединяем оба конца нитки крепким узелком и одеваем себе на пальцы, оставляя большой палец за пределами нитки.

Шаг второй:подныриваем четырьмя пальцами в середину между двумя натянутыми нитками, тем самым нитка оборачивается вокруг наших пальцев. тоже самое делаем второй рукой.


После этого продеваем средним пальцем под ниткой натянутой на ладони противоположной руки.


Тоже самое проделываем со второй рукой и средним пальцем противоположной руки.


Наша исходная фигура готова.


Продеваем эти пальцы в места с двух сторон от пересечения нитей.


Пальцы смыкаем и разводим в стороны кисти рук, потом опускаем вниз и подныриваем под


ниткой. Тем самым передавая нитку своему партнеру.


Фигура следующая: коврик . Также нам понадобятся два пальца: большой и указательный. Продеваем пальцы сверху в места от пересечения нитей (ближайшие к параллельным сторонам нити).


Пальцы смыкаем и понимаем кисти рук вверх.


Разводим кисти рук в стороны, опускаем немного вниз.


И подныриваем под параллельными сторонами нити.


Тем самым передавая нить своему партнеру по игре.


Фигура следующая: дорожка . Для этой фигуры нужно три пальца каждой руки: большой, указательный и мизинец. Подхватываем мизинцем, как крючком (ладони обращены вверх)нитку, которая находится ближе к середине и оттягиваем в противоположную сторону.


Тоже самое делаем мизинцем второй руки.


И опускаем сомкнутые пальцы (указательный и большой) в ближайший получившийся "треугольничек" и подныриваем под ниткой.


Нитка снова передана.


Новая фигура : колясочка . Снова продеваем указательный и большой палец в отверстия от пересечения нитей, разводим в стороны, и подныриваем под параллельными сторонами нити, вздымая пальцы вверх.





Фигура коврик .В этот раз берем пересекающиеся нити снизу. Опускаем кисти рук вниз, потом в стороны, вверх и подныриваем под параллельными сторонами нити.




Фигура конфетка. Продеваем пальцы снизу в места рядом с пересечением нитей и ныряем в середину.


Фигура скорпиончик.


Берем снизу в места пересечения, поднимаем пальцы вверх и ныряем между смыкающимися в середине нитями.




Снова кофетка . Ее можно просто растянуть в стороны, вставив пальцы в места рядом пересечениями нитей.



Снова коврик и т. д.

Публикации по теме:

Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать» Авторы: Ичанкина Н. В., Малышева Н. Д., Нестерова Э. Р. В дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем.

Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Конспект интегрированного занятия по математике во второй младшей группе «Развивающие ниточки» Подготовила: воспитатель второй младшей.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, плохо развита мелкая моторика рук. Для решения этой проблемы в своей группе мною разработана.

Когда я сдавала экзамены (на помощника воспитателя в Германии)мне надо было провести с детьми какую-нибудь пальчиковую игру. Я не плохо говорю.

Развитие мелкой моторики пальцев важная составляющая речевого развития детей дошкольного возраста. Это простая в организации работа приносит.