Ифигения в тавриде. «Ифигения в Тавриде

    Так называемые бытовые сказки - это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь,

    реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

    Бытовые сказки -- это самые настоящие сатирические народные произведения.

    Сатира заключается в явно выраженной насмешке над жадностью, скупостью, глупостью людей, большей частью богатеев.

    Высмеиваются эти качества у барина, купца, попа, даже самого царя не жалеют.

    С детства всем знаком герой бытовых сказок Иванушка-дурачок.

    Даже в названиях многих сказок фигурирует это имя: Сказка про Ивана-дурака, Иванушка-дурачок ,

    Иван -- крестьянский сын и чудо-юдо, Как Иван-дурак дверь стерег .

    Обычно этот герой всеми презирается, вернее сказать, презирается теми, кто считает его глупым, неразумным среди них, разумных. А на деле этот простодушный дурачок оказывается едва ли не единственным разумным существом.

    Он вовсе не глуп, а просто наивен, добродушен, бескорыстен.

    Вот вокруг него люди обманывают друг друга, хитрят, жадничают, хотят нажить богатство всеми способами, тешат свое самолюбие, а Иванушка лежит себе на печи, мечтает, он рад бывает немногому -- красной рубахе да доброму слову.

    И счастье-то приходит к нему, а не к тем, кто стремился к богатству, к высокому чину.

    Дурачок и женится на какой-нибудь красавице-царевне, сам становится красавцем писаным.

    В бытовых сказках бескорыстие берет верх над жадностью, скупостью, ум и смекалка -- над глупостью,

    настоящая честь -- над спесью.

    И в этом глубокий смысл таких сказок.

    Конечно, героями таких сказок, кроме Иванушки, являются обычные мужики, старик со старухой, братья, работник, крестьянин, солдат.

    Вот, например, сказки о служивом: Каша из топора, Солдатская шинель, Солдат и чрт, Солдатская школа .

    У русского народа очень много сказок, не раз выпускались сборники сказок русских.

    Привести здесь весь список даже только бытовых нет никакой возможности.

    Да многим людям с детства помнятся такие сказки, например: Горшеня, Лутонюшка, Горе, Соль, Чего на свете не бывает, Добрый поп, Репка, Спрятанный клад, Мудрый слуга .

    Во всех сказках веселая шутка, ироническая шутка переплетается, перемежается с серьезными оценками дел людских.

    Например, брито-стрижено, или вот оттуда же. А вот еще, как говорится, хозяйке на заметку. Главными героями в этих сказках являются люди, мужья, жены, их родственники и прочие персонажи, и ситуации обыгрываются бытовые, общеизвестные. Сказок таких много, если поискать.

    Это те сказки, где описывается быт. Например, Лисичка со скалкой, Мальчик-с-пальчик, еще сказка, не помню точное название, кажется Котофей Котофеевич, это про кота, которого оставляют в лесу и его приютила у себя лиса. Сейчас всего и не упомнишь.

    Сказки подразделяются на несколько видов по разным критериям, среди них по содержанию выделяются и бытовые сказки, наряду с волшебными сказками и сказками о животных. Как видно из названия, основой их является повседневный быт. В свою очередь бытовые сказки также делят еще на несколько видов:

    социально-бытовые (Как мужик гусей делил, Солдат и царь, Каша из топора),

    сатирико-бытовые (Как поп работницу нанимал)

    и волшебно-бытовые сказки (Золушка и Морозко, например).

    Иногда сказку трудно отнести к одному какому-то вида, так как в ней есть элементы всех трех, но возможно какой-то из них преобладает.

    Есть большое количество всевозможных сказок на Руси. Помню в детстве был такой популярный сборник русских народных сказок. А бытовые сказки это сказке где описывается быт, что понятно из названия этой категории. Основными такими народными произведениями можно считать сказку Каша из топора, Колобок или Мужик и медведь. Но есть и много других.

    Насколько мне известно, к русским бытовым сказкам относятся такие сказки, в которых отражается настоящий русский быт прошедших веков. В частности, к бытовым сказкам можно отнести такие известные русские сказки, как Каша из топора, Солдат и царь, Колобок, Морозко, Репка, а также многие другие.

    Бытовые сказки - по сути, и не сказки вовсе, а рассказы про обыденные бытовые случаи. В них нет волшебства, однако есть мораль.

    Примеры таких сказок:

    • Солдат и царь в лесу;
    • Каша из топора;
    • Разбойники;
    • Мудрые ответы;
    • Мудрая девица и семь разбойников;
    • Оклеветанная купеческая дочь;
    • Доброе слово;
    • Сосватанные дети;
    • Мудрая дева;
    • Горшеня;
    • Загадки;
    • Василий-царевич и Елена Прекрасная;
    • Жена-доказчица;
    • Муж да жена (в ней муж выбил из жены всю хворь плетью).

    Еще очень много подобных сказок, как по мне, детям их читать нельзя. В основном в них прослеживается следующая мысль: жизнь без денег - не жизнь.

    Как уже сказали комментаторы вышевыше, это те сказки где отображается быт повседневной жизни, например морозко, каша из топора, иванушка дурачок, спящая красавица, сивко бурка, сказка о попе и его работнике балде, и ещ много таких сказок.

    Русские народные бытовые сказки - сказки, не имеющие конкретного автора, автор - народ, в них нет волшебства, сверхъестественных чудес, но отображена настоящая, реальная жизнь, в них заложен глубокий смысл. Иногда этот смысл так глубоко, что его трудно понять))) Например, в сказке Курочка Ряба: дед и баба били-били яичко - не разбили, мышка им помогла, а они вместо радости - плачут, а курочка пообещала вместо разбитого золотого яйца не 3 таких же, а одно простое (!), в чем смысл?

    К русским народным бытовым сказкам можно отнести очень много сказок

    Ямщик и купец

    Глупый мужик

    Воры и судья

    Мужик и барин

    Лисичка-сестричка и серый волк

    Курочка Ряба

    Хороший пример бытовой сказки - Каша из топора, а также сказка про Колобка. Правда, последняя не понятно чему учит, ведь колобка в итоге съела лисичка от своей хитрости. Вероятно, сказка учит быть хитрым. Что ж, в современной жизни тоже не лишнее.

    Еще есть Золушка. Репка.

    В последнее время популярными становятся сказочные игрушки из дерева, когда ребенку не читаешь сказку, а показываешь на примере этих игрушек. Например, репка такая точно есть. Так очень полезно.

«ИФИГЕНИЯ В ТАВРИДЕ»

Новая драматургическая техника применяется Еврипидом в «Ифигении В Тавриде», «Электре» и «Оресте».

Сюжет «Ифигении в Тавриде» заимствован из мифа о жертвоприношении Ифигении. Точная дата постановки неизвестна, но, по всей вероятности, трагедия шла на сцене в 414 г. Действие происходит в Тавриде (то есть в Крыму) — стране, которая представлялась грекам дикой и суровой.

Скена изображала храм Артемиды. Перед ним располагался алтарь, покрытый пятнами крови. К фризу храма были прикреплены человеческие черепа Сама декорация, таким образом, указывала на жестокие нравы страны и совершаемые здесь человеческие жертвоприношения. Фабула трагедии развивается следующим образом.

Заменив во время жертвоприношения Ифигению ланью, Артемида переносит девушку в Тавриду и делает ее жрицей в своем храме. Здесь Ифигения должна справлять кровавый ритуал. У таврических варваров издавна был такой обычай: если среди них появлялся грек, его приносили в жертву Артемиде. Обязанность совершать это жертвоприношение лежала на Ифигении, самое же заклание жертвы внутри храма выполнялось другим лицом. Обо всем этом рассказывает в прологе сама Ифигения, встревоженная дурным сном, который, как она твердо убеждена, дает ей весть о смерти брата. Но именно в этот день в Тавриду попадает Орест, сопровождаемый своим другом Пиладом.

Орест прибыл в Тавриду после убийства своей матери, повинуясь оракулу Аполлона, который обещал избавить его от приступов безумия, если он похитит в Тавриде и привезет в Афины статую Артемиды. На берегу моря Ореста и Пилада замечают пастухи. Они видят, как у Ореста начинается приступ безумия. Это безумие описывается в совершенно реалистических и даже натуралистических тонах.

Орест начинает поднимать и опускать голову, руки его дрожат, он стонет и затем начинает бешено кричать на незримых призраков, как охотник на собак. Ему кажется, что на него ползут змеи. В припадке бешенства он бросается на стадо и начинает его избивать, думая, что сражается с чудовищами. Наконец он падает в изнеможении на землю, и его подбородок покрывается пеной. Все это происходит за сценой, и зрители узнают о том из рассказа вестника. Пастухи схватывают Ореста и Пилада и отводят их к царю Тавриды Фоанту. Тот посылает их на заклание к Ифигении. И вот оба юноши стоят перед Ифигенией. Возникает ситуация предельного драматизма: сестра готова отправить на смерть, сама того не зная, своего брата. Трагическое напряжение постепенно нарастает, но сцена узнавания искусно отдаляется.

На вопрос Ифигении, откуда он родом, Орест отвечает, что он аргосец, но имени своего не говорит, называя себя «несчастным». Узнав, что незнакомец родом из Аргоса, Ифигения начинает расспрашивать его о судьбе Трои и об участи ее родных. Орест неохотно отвечает ей, Ифигения узнает, что Агамемнон убит Клитемнестрой и что ее в свою очередь убил, мстя за смерть своего отца, возвратившийся на родину Орест. Наконец Ифигения спрашивает, жив ли сын убитого отца — Орест.

Орест отвечает утвердительно. Ифигения выражает желание отправить письмо в Аргос. Его повезет один из пленников, которому в награду за это будет дарована жизнь. Но второй пленник должен будет умереть. Когда Ифигения уходит в храм, хор, состоящий из молодых греческих рабынь, оплакивает участь того из двух юношей, которому суждено будет умереть. Между Пиладом и Орестом происходит соревнование в благородной готовности принять смерть. Орест доказывает, что Пилад не имеет права идти на смерть, так как получил в жены его сестру Электру; она родит ему детей, и дом Агамемнона не угаснет. Из храма выходит Ифигения.

Прежде чем передать Пиладу дощечки с письменами, она вслух читает содержание письма на тот случай, если оно утеряется. Обращаясь в этом письме к Оресту, Ифигения сообщает, что она жива, хотя в Греции и считают ее погибшей: богиня подбросила вместо нее лань в тот самый миг, когда отец вонзал в жертву свой острый нож. Ифигения просит Ореста избавить ее от кровавых жертв и вернуть на родину.

Она отдает письмо Пиладу, а тот передает его своему спутнику, называя его Орестом. Но Ифигения еще сомневается, что перед нею брат. И только когда Орест сообщает ей о семейной вражде Атрея, отца Агамемнона, с Фиестом, о вытканном ею плаще и о пряди ее волос, подаренных ею Клитемнестре,

Ифигения окончательно убеждается в том, что видит перед собою брата — Ореста. Так развертывается в этой трагедии сцена узнавания. После сердечных излияний, вызванных узнаванием, патетика из трагедии исчезает, и остальная часть ее, в которой рассказывается о похищении статуи Артемиды и о бегстве Ореста, Пилада и Ифигении из Тавриды, приближается в какой- то степени к комедии. Ифигения придумывает способ, как обмануть царя варваров Фоанта. Она скажет Фоанту, что приносить в жертву этих эллинов нельзя, так как на одном пленнике — кровь его матери, а второй был его помощником. Жертвы предварительно должны быть омыты в море. Там же надо омыть и статую богини, которую они осквернили своим прикосновением. Получив согласие Фоанта, они отправятся на берег моря, где спрятан корабль Ореста, и уплывут на нем из Тавриды.

Этот план почти удается осуществить. Но только корабль выходит из гавани в открытое море, как его ветром относит обратно к берегу, поскольку враждебный Атридам Посейдон решил предать в руки Фоанта Ореста и Ифигению. Фоант посылает своих людей на берег моря; им удается захватить и корабль и беглецов. Но вверху скены внезапно появляется богиня Афина. Она приказывает Фоанту освободить беглецов, говоря, что Орест явился в Тавриду, повинуясь велению Аполлона. В угоду Афине Посейдон решает не чинить никаких препятствий благополучному плаванию.

Фоант должен отправить на родину и греческих пленниц. Афина повелевает Оресту, который находится уже далеко, но слышит ее голос, основать храм в честь Артемиды Таврополы 20 .

Ифигения же должна стать жрицей в аттическом доме Бравроне. Фоант повинуется приказанию и уходит во дворец. Хор выражает свою радость по поводу спасения Ифигении, Ореста и Пилада и предстоящего освобождения из плена.

Появление в конце трагедии богини Афины не только помогает чисто технически оформить развязку, но и решает определенные политические задачи. Еврипид желал придать старому аргосскому мифу афинский характер. И в этой трагедии — как и в других — он пользуется случаем, чтобы прославить Афины, их политические учреждения и их празднества.

Пьеса, особенно вторая ее половина, носит заметный приключенческий характер: это должно было живо ощущаться греческим зрителем, имевшим довольно смутное представление о Тавриде.

Царство Фоанта представлялось ему дикой страной, полной всякого рода опасностей. По развитию фабулы «Ифигения в Тавриде» обнаруживает близкое родство с «Еленой»: в обеих пьесах речь идет о спасении греков из варварской страны. Греческий интеллект и изобретательность торжествуют над примитивным сознанием и наивностью варваров.

Ифигения изображена суровой жрицей, такой сделало ее служение богине, требующей человеческих жертв. Однако эти жреческие обязанности для нее тяжелы, и она с состраданием относится к грекам, которых вынуждена отправлять на смерть. Но в этот день, как ей кажется, чувство жалости оставит ее: Ореста нет в живых, и душа ее очерствела. Когда она видит перед собой пленных греков, которые к тому же кажутся ей людьми благородными, ее снова охватывает сострадание к своим жертвам. Драматург с психологической убедительностью и достоверностью рисует душевные переживания героини. Примечательно, что здесь звучит протест против жестокого культа, которому она служит.

Ифигения говорит, что она не понимает Артемиды. Если кто-либо из людей коснется крови, трупа или даже роженицы, он считается нечистым, ему запрещено приближаться к алтарю богини, а между тем она находит радость в человеческих жертвах. Ифигения не может себе представить, чтобы Латона могла родить от Зевса подобное чудовище; она думает, что кровавые обитатели страны перенесли на богиню свою собственную жестокость, так как не допускает, чтобы какой-нибудь бог был дурным.

Внутренняя сущность конфликта трагедии и сводится к тому, что упавший с неба кумир Артемиды должен быть перенесен в Афины, где его будут чествовать не по обычаю варваров, а по обычаю греков, и сама героиня, все время хранившая воспоминание о своей родине, тоже должна вернуться в Элладу, избавившись от участия в кровавом культе богини в Тавриде.

В осуществлении этих целей главная роль принадлежит Оресту, пришедшему в Тавриду по приказанию Аполлона. Именно с появлением его и Пилада и начинается развитие действия. Правда, план бегства придумал не он, а Ифигения, но у Ореста есть люди и корабль, чтобы осуществить этот план. И если в дальнейшем, для того чтобы корабль благополучно направился к берегам Греции, все же требуется вмешательство божества, то это вмешательство соответствует плану, задуманному людьми.

Внешняя сторона столкновения трех эллинов и царя варваров передана с большой выразительностью и в рассказе вестника Фоанту и в самом действии, так как начало осуществления плана бегства происходит еще на глазах зрителей. В присутствии Фоанта Ифигения со статуей Артемиды в руках, связанные пленники, стража и слуги царя направляются к берегу моря, где должен был произойти обряд очищения. В рассказ вестника о том, что случилось на берегу моря, вклиниваются бытовые черты.

Оказывается, у корабля Ореста происходила настоящая потасовка, в ход были пущены кулаки, поэтому некоторые из людей Фоанта возвращаются с синяками.

«Ифигения в Тавриде» пользовалась в древности большой популярностью. Аристотель в своей «Поэтике» хвалит ее за хорошо построенное узнавание. Многочисленные изображения эпизодов из этой трагедии сохранились на саркофагах, на вазах, в живописи; в своей совокупности они иллюстрируют почти полностью всю пьесу.

Когда греки собирались в поход на Трою, они долгое время не могли отплыть от берега - дул сильный встречный ветер. Жрецы сообщили им, что на них разгневалаь богиня охоты Артемида за то, что они убили ее священную лань. За это она потребовала принести ей человеческую жертву. На заклинание была обречена дочь фиванского царя Агамемнона Ифигения. В последний момент, когда над девушкой занесли нож, богиня сжалилась над несчастной и на жертвенном камне вместо нее оказалась … лань. Ифигению же богиня перенесла в страну тавров, которые поклонялись богине Артемиде, именуя ее Девой. Артемида сделала девушку жрицей в таврском храме. Ее обязанностью было приносить в жертву греческих моряков, захваченных таврами в плен.

Так прошло много лет. Целое десятилетие длилась Троянская война, закончившаяся победой греков. Вернувшийся домой царь Агаменон был убит своей женой Клитемнестрой, которая не любила его.

Единственному сыну Агамемнона – Оресту - пришлось бежать в соседний город, где он воспитывался в доме правителя. С его сыном Пилатом они стали близкими друзьями и побратимами.

Когда Оресту исполнилось 18 лет,бог Апполон повелел ему отомстить за отца, угрожая, что нашлет на юношу безумие, если тот откажется.

Орест выполнил волю Апполона – вероломная Клитемнестра и ее любовник и сообщник Эгисф пали от рук юного мстителя. Страшные змееволосые богини возмездия Эринии погнались за юношей. Чтобы спасти его Апполон решил отправить Ореста подальше от Греции – совершить подвиг и снискать себе славу.

Бог повелел юноше отправиться в Тавриду и выкрасть из храма Девы чудодейственную статую богини.

Друг и побратим Ореста Пилат отправился вместе с ним в опасное путешествие…

Спрятав судно у прибрежных скал, два юноши ступили на землю тавров. Прокравшись к храму Девы, к которому вела широкая, в 40 ступеней лестница, а вокруг торчали на кольях головы чужеземцев принесенных в жертву, Орест и Пилат решили ждать ночи. Но на них случайно наткнулись местные пастухи, и после долгой борьбы, связали их и привели к царю тавров Фоапту. Решение царя было однозначным – чужеземцам окажут великую честь, принеся их в жертву богине.

Утром связанных юношей привели в храм и подвели к алтарю, где их с мечом в руках уже ожидала жрица –Ифигения. Услышав, что они эллины, девушка поинтересовалась, кто они такие. Представьте себе ее чувства, когда она узнала, что перед ней ее родной брат со своим побратимом. После жарких объятий Ифигения, рискуя своей жизнью, решила спасти их. Она объявила царю, что статуя богини осквернена, и ее, а также обе приведенные на заклание жертвы необходимо омыть в море и совершить над ними очистительный обряд. Набожный Фоапт согласился на это.

Когда слуги царя принесли статую на берег и привели связанных пленников, Ифигения велела им удалиться, дабы не видели они таинства обряда, и когда стражники ушли с поля зрения, освободила Ореста и Пилата, и взошла вместе с ними и священной статуей на спрятанную греческую галеру. Гребцы немедленно вывели судно в открытое море. Когда тавры, удивленные, что так долго совершается обряд, вернулись на берег, они в ярости увидели удалявшийся корабль.

Однако судьба принесла Оресту и его спутникам еще одно испытание – страшная буря опять прибила корабль к таврскому берегу. И не сдобровать бы грекам, если бы не пришедшая им на помощь богиня Афина. Богиня явилась к царю Фоапту и потребовала, чтобы тот немедленно отпустил греков вместе со статуей богини. Богиня была настолько могущественна, что царь не решился ей прекословить.

Так Ифигения вернулась на родную землю и свала жрицей храма Артемиды возле города Афины. Орест воцарился на отцовский престол, а Пилат женился на сестре Ореста и Ифигении прекрасной Электре.

Тысяч 20 лет назад Крым еще не был полуостровом. Льды покрывали почти половину Евразии, и уровень Мирового океана был ниже на добрую сотню метров. Кажется, что это немного: но если вспомнить, что высочайшая крымская гора всего-то в 13 раз больше этой величины, а средняя глубина Балтийского, например, моря всего 51 м, то легко и представить, что проливов Босфор и Дарданеллы тогда не существовало, а Черное море было пресноводным озером, принимавшим в себя речные потоки. Площадь этого озера вдвое уступала площади современного моря, и к западу и востоку от Крыма простирались не морские воды, а суша.

И где-то 20 тыс. лет назад лед начал таять. И таял еще 10 тыс. лет. Вечные снега Крымских гор стекали вниз бурными потоками, образуя каньоны, ущелья и долины, тундра стала лесом, а через Босфор в черноморскую впадину хлынули соленые воды и превратили Крым в полуостров.

Крым окружают два моря - Черное и Азовское. Черное - глубокая впадина, нижняя ее точка достигает 2 245 м. На западе и востоке Черного моря постоянно циркулируют два мощных течения. Море это почти на 90% безжизненно, так как на глубинах, превышающих 150-200 м, вода сильно насыщена сероводородом, и в ней могут обитать лишь немногие, приспособленные к подобным условиям, организмы. В глубине его - сероводородная подушка. Ни одного такого моря в мире больше нет. Азовское море - широкая равнина. Самая нижняя ее точка всего лишь 15 м. Это самое пресное из всех морей Атлантического океана, насквозь освещается солнцем и богато кислородом. Азовское море уникально по насыщенности живыми организмами.

В своих плаваньях на северо-восток греки прошли проливы и оказались в огромном водном пространстве, бурном и туманном, непохожем на привычное Эгейское море, полное островов. Они назвали это новое море Ахейнос, т.е. негостеприимным. Позднее, не желая приписывать морю характер, с которым не хотели бы иметь дела, греки преименовали его в Понт Эвксинский - т.е. Гостеприимное Море.

И все же вслед за русскими весь мир называет море Черным. Не из-за цвета воды. Мрак символизирует бедствия, которые море приносит тем, кто по нему плавает.

Самым древним народом Крыма считают тавров. О них рассказывали греки. Рассказывали вещи тоже совсем не приятные. Крым, который кажется нам, северянам, райским уголком, для греков был краем света, и даже не света - тьмы. Дальний север, дикие люди.

Там киммериян печальная область, покрытая вечно
Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет
Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль
Он покидает, всходя на звездами обильное небо,
С неба ль, звездами обильного, сходит, к земле обращаясь;
Ночь безотрадная там искони окружает живущих, -

утверждает Гомер.

С Крымом связана история о листригонах и миф об Ифигении.

Ифигения была дочерью Агамемнона. Ахейцы всё не могли отплыть в Трою - дул встречный ветер. Чтобы умилостивить разгневанную Артемиду (греки убили ее священную лань), они должны были принести теперь человеческую жертву - Ифигению. Вещий Калхас занес жервенный нож, но когда лезвие коснулось жертвы, она превратилась в лань: богиня пощадила несчастную. Саму же дочь Агамемнона она перенесла на край света к диким таврам, которые поклонялись Деве - Артемиде, и сделала ее жрицей в своем храме. Теперь Ифигения должна была убивать пленных, принося их в жертву Деве. Обезглавленные трупы сбрасывали со скалы. А головы на шестах ставили у входа в храм.

Уже после Троянской войны брат Ифигении, Орест, как известно, отомстил матери за убитого отца, царя Агамемнона, и Аполлон отправил юношу искупать грех в страну тавров - опять же на край света - выкрасть из храма Девы статую божества.

Орест отправился в Тавриду вместе с неразлучным Пиладом. Обоих героев схватили и готовились принести в жертву, и выполнить это, как всегда, должна была Ифигения. Услышав, что схваченные - эллины, она решила убить лишь одного, и оба спорили, кому погибнуть за друга, когда она узнала брата. Тогда все трое решили вместе бежать.

Не без приключений, это им удалось; Ифигения стала жрицей Артемиды в храме неподалеку от Афин, Орест занял отцовский трон, а Пилад женился на сестре Ореста и Ифигении Электре.

Ифигения. Римская фреска. 1 в. н.э.

Артемида, лань и Ифигения.

Фрагменты скульптуры.

Калхас. Рама от зеркала. 5 в. до н.э.

Гнев Ахиллеса. (Ифигения - в центре.) Жак-Луи Давид. 1819.
Агамемнон сообщил Ахиллесу, что Ифигения не выйдет за него замуж, а будет принесена в жертву, чтобы айхейцы смогли наконец отплыть в Трою. Ахиллес берется за меч.

Ифигению несут к алтарю. Этрусская терракота. 6-7 в. до н.э.

Принесение Ифигении в жертву. Краснофигурный кратер. Ок. 350 г. до н.э.
Ифигения стоит справа от алтаря. Тут же лань. За алтарем стоит Калхас, занося над девушкой нож. Аполлон и Артемида наблюдают за действом.

Принесение Ифигении в жертву. Джамбаттиста Тьеполо. 1757.

Ифигения - жрица Артемиды вТавриде. Римская фреска.

Орест и Пилад в храме Артемиды в Тавриде. Римская фреска.

Орест и Пилад спорят перед алтарем. Питер Ластман. 1614.

Многочисленное греческое войско собралось в поход на . Но вот уже несколько дней греческие корабли стояли у берега и не могли отплыть: дул противный ветер. Этот ветер послала богиня , разгневавшаяся на греческого царя Агамемнона за то, что тот убил ее священную лань.

Напрасно ждали греки, что ветер переменится. Он, не ослабевая, дул в прежнем направлении. В стане начались болезни, среди воинов поднялся ропот.

Наконец прорицатель Калхас объявил:

— Лишь тогда смилостивится богиня Артемида, когда принесут ей в жертву прекрасную дочь Агамемнона Ифигению.

В отчаяние пришел греческий царь. Неужели суждено ему судьбой потерять нежно любимую Ифигению?

Прекрасная и величественная прошла Ифигения среди несметных рядов воинов и встала около жертвенника. Заплакал Агамемнон, взглянув на свою юную дочь, и, чтобы не видеть ее смерти, закрыл лицо широким плащом.

Спокойно стояла у жертвенника Ифигения. Все хранили глубокое молчание. Вещий Калхас вынул из ножен жертвенный нож и положил в золотую корзину. На голову девы он надел венок. Вышел из рядов воинов . Он взял сосуд со священной водой и жертвенную муку с солью, окропил водой Ифигению и жертвенник, посыпал мукой голову Ифигении и громко воззвал к :

И действительно, не была еще на жертвеннике сожжена лань, как подул попутный ветер. Не теряя времени, греки стали готовиться к отплытию.

Богиня Артемида, похитив у жертвенника Ифигению, перенесла ее на берег Эвксинского Понта в далекую Тавриду. Там Ифигения стала жрицей в храме богини Артемиды.

Спустя много лет брат Ифигении Орест, выросший за это время и превратившийся в смелого, мужественного воина, отправился вместе со своим неразлучным другом Пиладом в неведомую страну Тавриду. Он должен был привезти оттуда священную статую .

После счастливого плавания Орест и Пилад прибыли в . Спрятав свой корабль у прибрежных скал, отважные путешественники ступили на чужую землю. Здесь их подстерегала большая опасность.

У тавров, местных жителей, существовал обычай умерщвлять чужеземцев и приносить их в жертву богине . Священнодействие совершала жрица, не знавшая брачного факела. Она приводила чужеземца к алтарю, и тот падал под ударом девичьего меча. Голова жертвы в угоду богине укреплялась возле храма на высоком столбе. Орест, конечно, и не подозревал, что этот печальный обряд вот уже многие годы совершает его сестра Ифигения.

Отважные путешественники незаметно подкрались к храму Артемиды. Это было огромное здание, опирающееся на многочисленные колонны. К нему вела широкая, в сорок ступеней, мраморная лестница. Возле храма возвышались столбы, на которых торчали человеческие головы. Поняв, что днем статую не удастся выкрасть, Орест и Пилад спрятались и стали ждать ночи.

Но случилось так, что еще до наступления темноты Ореста и Пилада заметила стража. После короткой, но жестокой схватки их связали и отвели к таврскому царю Фоапту, известнее и могущественнее которого не было в водах эвксинских. Царь спросил пленников, откуда они и зачем прибыли в его страну, а затем объявил, что по местному обычаю они будут удостоены особой чести: их принесут в жертву богине .

Утром Ореста и Пилада связанных привели в храм, где у алтаря, сделанного из белоснежного мрамора, их уже ожидала жрица. Покропив пришельцев очистительной водою, покрыв повязками их виски, Ифигения сказала:

— Простите, юноши, я не по своей воле совершаю этот жестокий обряд. Таков обычай здешнего племени. Скажите мне, кто вы?

Услышав в ответ, что они греки и что оба из родного ей города, Ифигения воскликнула:

— Пусть один из вас падет жертвой нашей святыне, а другой повезет весть от меня на родину.

Орест и Пилад заспорили. Пилад, желая спасти друга, настаивал на том, чтобы в путь отправился Орест, Орест же твердил, что именно он должен умереть на чужбине.

Пока юноши спорили, кому умереть, Ифигения писала письмо на родину своему брату, которого она оставила когда-то еще младенцем. И только тогда, когда Ифигения протянула Оресту письмо, они узнали друг друга.

Несказанно обрадовались все трое такой неожиданной встрече и стали думать о том, как спастись им и как увезти священную статую .

И решила Ифигения прибегнуть к обману. Она объявила царю тавров Фоапту, что статуя осквернена и нужно омыть в море и ее и жертвы — двух чужеземцев. Согласился на это Фоапт.

В торжественной процессии пошла Ифигения с прислужницами храма на берег моря к тому месту, где был укрыт корабль. Прислужницы несли статую , а воины царя вели связанных Ореста и Пилада. Прийдя к морю, Ифигения велела воинам удалиться, так как они не должны были видеть тайных обрядов омовения. Когда воины ушли, сестра освободила брата и его друга и поспешила с ними на корабль.

Подозрительным показалось таврским воинам, что так долго длится обряд омовения. Они вернулись к берегу и, к своему удивлению, увидели за скалой чужой корабль, на котором пленники и жрица уже собрались бежать.

Бросились воины на корабль, скрестили мечи, завязалась упорная битва. И хотя воинов было много, Орест и Пилад обратили их в бегство. Не успел гонец сообщить таврскому царю Фоапту о случившемся, как гребцы сели на весла, и греческий корабль вышел в открытое море.