Иеремия Бентам: биография и основные принципы

Английский социолог, юрист.

«Формулы этого неутомимого адвоката разумно понятой выгоды широко распространились и за пределы Англии, хотя главным образом косвенно, через сочинения и популяризации других, так как его самого мало читали. Одним из препятствий к чтению его является удивительная сухость изложения, однообразие доказательных приёмов, скудость жизненных примеров. Это - какая-то алгебраическая голова. Бентам прожил всю свою долгую жизнь - он умер в 1832 г., 84 лет - кабинетным отшельником; он всё более изолировался в своей мысли, отвыкал от людей, и наклонность к отвлечённому расчёту не встречала никакого противодействия. Нельзя не быть поражённым его педантическим терпением, его неустрашимой и скучной классификацией, когда он, сводя мораль на экономию чувств удовольствия и страдания, даёт длинную таблицу, так сказать, сравнительный тариф удовольствий и страданий, когда он начинает различать 15 простых видов удовольствия и 11 простых видов страдания, которые в свою очередь распадаются на второразрядные виды. Бентам с удивительной настойчивостью старался вывести все требования морали и права из одного простого принципа, одного простого чувства, по его мнению, всегда и в одинаковой мере присущего людям; это именно - способность взвесить выгоды и невыгоды для себя всякого поступка, рассчитать количество приятного и неприятного в его результатах. Ничто не мешало затем теоретику в своей келье складывать голые цифры этих одинаково действующих человеческих машин. Бентам и называл это занятие моральной арифметикой . Вопрос стоит исключительно арифметически в знаменитой бентамовской формуле: величайшее, какое возможно счастье, для наивозможно большего числа людей - вот мера правды и неправды. И что главное при этом - имеется уверенность, что арифметические данные для решения могут быть просто и отчетливо отысканы и указаны. Добродетель и порок определяются исключительно по результатам человеческих поступков; это - лишь общие обозначения для совокупности обстоятельств, вызывающих удовольствия или страдания. Так как порок составляет зло лишь вследствие страданий, сопровождающих его, то в случае, если за образом действий, который мы называем добродетелью, следует больше страдания, чем удовольствия, мы не должны колебаться в обозначении этой будто бы добродетели пороком. Добродетель состоит исключительно в принесении меньшего интереса в жертву большему, минутного - продолжительному, сомнительного - обеспеченному. Что такое долг? Исключительно одно сознание высшего, т.е. более крупного интереса, который мы имеем в виду, отрекаясь от удобств данного момента. Нужно ли держать обязательства? Да, но только ввиду того, чтобы не вызывать к себе недоверия в других сношениях с людьми. Совесть - лишь привившееся нам, привычное внимание к суждению других людей, похвала которых доставляет нам радость, а порицание - боль. Добродетель вообще совпадает с популярной санкцией. Всё, что основывается на противоположном рассуждении, на готовности принимать больше зла, чем получать добра и выгоды от своего поступка, - извращение, и Бентам называет эту ложную мораль аскетизмом. Ввиду этого Бентам берёт на себя, как он выражался, роль цензора по отношению ко всем формам права и общественного строя. Поэтому, обратно, он считал себя и вправе, и призванным писать своды законов и политические наставления для любых народов и стран, хотя бы, например, для Триполиса; он составил даже проект уложения для всех «либеральных» народов…».

В поездке по России Иеремия Бентам разработал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II . По замыслу И. Бентама, конструкция тюрьмы позволяла бы наблюдать надзирателям за каждым заключённым из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием, где располагаются камеры. В 1791 году проект был опубликован под названием: Panopticon, or the Inspection House.

Иеремия Бентам призывал разрабатывать «эвдемонику» – дисциплину, изучающую создание благосостояния.

университета, в школе права «Линкольнз инн», которую не окончил. Мыслитель поставил перед собой задачу реформирования общества, исправление недостатков и злоупотреблений социальной, правовой и политической системы. Основной труд Бентама – «Введение в основы нравственности и законодательства» (1789).

Этика

Бентам критикует существующие этические учения за их противоестественность, за то, что они уводят человека от его индивидуальных интересов в область нереального. Существующие этические, аскетические и моралистические учения «предпочитают человека, которого нет, тому, который есть; терзают живущих под предлогом содействия счастью тех, кто еще не родился и, может быть, никогда не родится». Аскеты и моралисты вопреки природе человека одобряют действия, уменьшающие счастье и не одобряют действия, увеличивающие его. Аскеты это делают из-за страха перед Богом, а моралисты – из-за надежд на почести и высокую репутацию. Моралисты используют нечеткие понятия «моральное чувство», «естественный закон», «закон разума» и т.п. Например, когда «люди решают: такая-то вещь хороша, такая-то плоха. Почему? – потому что так говорит мое нравственное чувство» или когда в подобном же случае ссылаются на здравый смысл. Влияние этих ложных принципов Бентам отмечает не только в этике, но и в политике.

Будучи эмпириком, Бентам вместо традиционных этических метафизических принципов аскетизма и морализма предлагал опираться на принцип пользы и удовлетворения индивидуальных интересов. Польза – это свойство того или иного предмета приносить удовольствие, благодеяние, выгоду, добро и счастье или предупреждать вред, страдания, зло и несчастье. Полезность поступка определяется суммой удовольствий (счастья) и страданий лиц, интересы которых затрагиваются данным действием. «Индивидуальные интересы – это единственные реальные интересы». Стремление получать удовольствия, стремиться к счастью и избегать страдания совершенно естественно для человека, и поэтому принцип полезности должен лежать в основе не только этики, но и права, политики и экономики.

Социальная философия

Подобно многим социальным мыслителям Бентам утверждает, что предметом законодательства и основой всякого рассуждения в этой области должно быть общее благо. Выражение «общее благо» используют также и Платон и социалистические учения, но между коллективистским и утилитаристским пониманиями «общественного блага» есть разница. В коллективизме индивидуальное благо не имеет значения, а в утилитаризме общественные интересы рассматриваются именно как совокупность индивидуальных интересов. Личное счастье увеличивает общую сумму счастья. Ведущим принципом государства должно быть не что иное, как – «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их индивидуальных интересов.



«… счастье отдельных лиц, из которых составляется общество, т.е. их удовольствия и их безопасность, есть цель и единственная цель, которую должен иметь в виду законодатель: это – единственный стандарт, с которым каждое отдельное лицо, насколько это зависит от законодателя, должно бы быть заставлено сообразовать свое поведение» .

О праве. Основой права, согласно Бентаму, не следует считать ни Бога, ни природу. Бентам критиковал концепцию неотъемлемых индивидуальных естественных прав и называл ее «высокопарным вздором». Он предложил свою «реалистическую концепцию права », исходящую из реальных интересов людей. В основе права должна лежать совокупность реальных интересов людей. Но при этом Бентам утверждал, что некоторые люди не осознают своих реальных интересов, многие осознают только свои сугубо индивидуальные интересы, не осознавая общих интересов своих групп и обществ. Бентам, хотя и ставил на первое место отдельного человека с его личными интересами, отмечал, что в основе удовлетворения многих частных интересов лежит реализация общих интересов. Предпосылкой реализации многих личных интересов является их объединение в общие интересы всего общества. Для выявления общих интересов, при решении тех или иных социальных задач следует просчитывать сумму удовольствия и страдания, могущих возникнуть от тех или иных социальных проектов.

О свободе . Согласно учению Бентама, только в либеральном государстве возможно гармоничное сочетание индивидуальных и общественных интересов. Политические либеральные реформы должны обеспечить всем избирательное право, и все это приведет к свободе конкуренции. Обеспечение политических свобод – необходимое средство для достижения свобод экономических.

О равенстве . Бентам считал, что абсолютное равенство противоречит либералистским ценностям частной собственности. Бентам – сторонник относительного равенства людей: «Чем равномернее распределение богатств, тем больше общая сумма счастья».

О парламентской работе . Бентам развил теорию парламентаризма. Деятельность парламента должна быть гласной, т.е. широко освещаемой для народа: это даст возможность парламенту находиться под возможно большим контролем со стороны народа и гарантирует доверие последнего, а избирателям даст возможность действовать сознательно. Бентам внес множество других предложений, широко используемых сегодня в парламентской работе разных стран, таких как несовместимость деятельности одновременно и депутатом и чиновником исполнительной власти, о периодических выборах в парламент и др. Он выступал за всеобщее избирательное право.

Значение учения. Утилитаризм Бентама стал одной из господствующих теорий в либерализме и социальной практике буржуазных стран с середины XIX по середину XX в.

Критика учения

Современные философы права Дж. Ролз и Р. Дворкин подвергают критике утилитаристскую реалистическую концепцию права Бентама за то, что она лишает людей козыря в руках – неотъемлемых индивидуальных прав и свобод.

Ролз показывает, что утилитаризм Бентама ведет к пренебрежению интересами наименее преуспевших людей: «Верность социальной системе может потребовать, чтобы некоторые, в частности наименее преуспевшие, воздержались от преимуществ ради большего блага всего общества» .

Еще одно слабое место утилитаризма – практическая сложность и часто невозможность предлагаемого Бентамом измерения ценности количества удовольствия и страдания.

Уж не знаю почему, но мумии обладают особой привлекательностью для людей. Если не верите мне на слово, загляните в египетские залы Эрмитажа. А помните очереди к усыпальнице вождя мирового пролетариата длиной в Великую китайскую стену? Лондону тоже есть чем похвастаться, причем его «мавзолей», пожалуй, интереснее московского будет.

Впрочем, «мавзолей» — это слишком громко сказано. Мумия, о которой наш сегодняшний рассказ, сидит – я не оговорилась, именно сидит — себе скромно в деревянном шкафу в главном здании Университетского Колледжа Лондона и принимает посетителей с понедельника по пятницу, как если бы бывший владелец тела и заказчик мумификации был по-прежнему жив и ходил на службу.

Впереди планеты всей

Правды ради надо, однако, сказать, что на службу он как раз не ходил, ибо, хотя и получил юридическое образование, сия стезя была ему не по нраву, и он подался в философы. Звали его Джереми Бентам.

Это был выдающийся человек. Во времена, когда люди только-только перестали насаживать головы казненных преступников на колья в назидание прочим, он критиковал телесные наказания как воспитательное средство, выступал за права и свободы человека, лишение церкви политического влияния, отмену смертной казни, права животных и признание гомосексуализма.

Однако главным образом он прославился благодаря своему учению об утилитаризме, в основе которого идея о том, что человечеству следует стремиться к возможно большему счастью для как можно большего числа людей. И это в эпоху – а родился Бентам в 1748 году, — когда бал правили религия и естественное право и представление о том, что каждый должен покоряться судьбе и что нужда и страдания даются нам по воле божьей.

Тело — в дело!

И вот за неделю до смерти в среду 30 мая 1832 года наш вольнодумец наносит последнюю и решительную пощечину общественному мнению и пишет совершенно немыслимое завещание, в котором дает обстоятельные распоряжения относительно своего тела. А именно: согласно воле Бентама, после его кончины его голова должна быть мумифицирована, — говорят, незадолго до смерти он носил в кармане пару стеклянных глаз, которые хотел видеть на месте настоящих, — тело — набито соломой, одето в один из носимых им при жизни черных костюмов, посажено в кресло, как сиживал покойный за работой, а затем помещено в «подходящий ящик или шкаф» с табличкой с выгравированными на ней именем и датой смерти.

Но сначала — опять же, как было завещано, — тело отправили в медицинский колледж, где его публично вскрыли в рамках лекции по анатомии. Вход был только по пригласительным билетам, гласившим:

Сэр, покойный Джереми Бентам горячо желал, чтобы его тело послужило иллюстрацией устройства и жизнедеятельности человеческого организма. В соответствии с этим пожеланием доктор Саутвуд Смит прочитает над телом лекцию о полезности такого рода знания для общественности. Лекция, кою мы просим вас и двух ваших друзей, коли таковые пожелают составить вам компанию, почтить своим присутствием состоится в Школе анатомии и медицины на Уэбб Стрит, Боро, завтра в три часа».

Пикантности ситуации придавало и то, что анатомировать Бентама собирался его лучший друг. Взяв в руки скальпель, он попытался оправдаться перед собравшимися: дескать, раз покойный посчитал, что тем самым я послужу на благо человечества, то мой долг – покориться его воле, пускай бы мне того и очень не хотелось.

После вскрытия голову пришили обратно к телу, набили последнее соломой, одели и поместили в стеклянную витрину – все по завещанию. Время от времени экспонат вывозили на посиделки друзей Бентама, исполняя последнюю волю чудака.

Долгие годы доктор Смит хранил чучело друга у себя дома, а в 1850 году экспонат был передан Университетскому колледжу Лондона, духовным отцом которого считался Бентам и в гимне которого теперь есть и краткое изложение истории его главной реликвии. Здесь, как и было завещано, на него могут взглянуть все желающие, а дважды – по случаю 100- и 150-летнего юбилея учебного заведения он участвовал в заседании комитета колледжа: Бентам на одном конце стола, ректор на другом, но не голосовал.

Голова профессора Бентама

Вот только с головой вышла неприятность. Процесс мумификации пошел наперекосяк, так что пришлось обратиться к французскому художнику Жаку Тальришу за новой – из воска. Впрочем, оригинал сохранили; его держат в деревянном ящичке, запирающимся аж на 4 замка.Предосторожность отнюдь не излишняя: в 70-х годах прошлого века студенты Кингз Колледж не устояли перед искушением и украли мумифицированную голову Бентама, потребовав за нее выкуп в 100 фунтов. Впрочем, голова вернулась в родные стены, когда колледж пообещал перечислить на благотворительность сумму в 10 раз меньшую.

В 1939-м Бентама почистили и поменяли набивку, а когда разразилась война, спрятали как большую ценность: сначала в стенах колледжа под кипой книг, а потом и вовсе увезли из города от греха подальше.

Трудно сказать, что стояло за столь эксцентричной идеей; в завещании Бентама нет даже намека на это. Возможно, адвокат-философ просто хотел сказать обществу, с излишней религиозной серьезностью относившемуся к вопросам жизни и смерти, что это глупо и потому немного легкомыслия не помешает. Как знать! Но эксперимент и правда получился занятный.

Иеремия Бентам родился в семье адвоката. С 1760 по 1763 г. изучал юриспруденцию в Оксфорде. Учился в Вестминстерской школе, Куинз-колледже Оксфордского университета, затем поступил в школу права «Линкольнз инн». Завещал все свое состояние Лондонской больнице при условии, что его тело будет находиться на всех собраниях членов правления. Его останки были одеты в костюм, а на лице сделана восковая маска.

Основные идеи

Бентама можно, безусловно, назвать родоначальником такого философского направления, как утилитаризм, а также одним из основных теоретиков права эпохи Просвещения: широко известны его работы по теории права, конституционному, гражданскому, уголовному и международному праву, уголовному процессу. Особенно примечательно, что научные воззрения И. Бентама объединяются в единую философско-правовую концепцию.

Высказанные И. Бентамом теоретические положения актуальны и для решения вопросов, стоящих перед современной юриспруденцией. К ним относятся, в частности, проблемы методологии исследования юридических явлений, природы права, его социального назначения и эффективности, целей законодательства, преимуществ и недостатков различных источников права, природы собственности; имущественного равенства, понятия признаков преступления; целей наказания, дифференциации уголовной ответственности и индивидуализации наказания. Особое значение эти теоретические положения имеют для доктрины конституционализма при обосновании либеральной природы буржуазного конституционализма, правового государства и доктрины индивидуальных прав и свобод личности.

Правовые воззрения И. Бентама отличаются стремлением сделать знание о праве эмпирическим, основанном на опытных данных. «Принцип наибольшего счастья», сформулированный в его известном труде «Введение в принципы морали и законодательства» (1789) утвердился в правовой науке. В качестве блага – счастья выступает принцип полезности. Он формулируется в двух вариантах: в виде требования «наибольшего счастья наибольшего числа» (к этому должен стремиться законодатель в своей деятельности) и в виде аксиомы о страдании и удовольствии как основных двигателях поведения индивида (этой особенностью человеческой природы законодатель должен пользоваться как стимулом к желаемому поведению людей). Обоснование единства права и морали И. Бентамом видится в утверждении гибкой и динамичной системы устойчивых общественных представлений, отмеченных единством способов регуляции общественных отношений.

Правопонимание Бентама, являвшегося сторонником юридического позитивизма, не ограничивается представлениями о строгости и однозначности правовых предписаний в форме закона; им отдается должное морально-этическому содержанию правовых норм. В частности, несмотря на трактовку государства как единственного источника правотворчества, воля которого является общеобязательной (в том смысле, что она установлена в нормативно-правовом контексте), он признает несовершенство закона, который мог бы ограничить принцип личной пользы. По Бентаму, говоря о формах политической власти применительно к ееправовому содержанию, можно утверждать, что реализация власти индивидов посредством установления неотъемлемых прав человека, является приоритетной по отношению к властной деятельности государства.

Несмотря на то что воззрения И. Бентама на сущность права в целом традиционны для юридического позитивизма, они не настолько однозначны, чтобы сводить его правопонимание к легизму, признанию правом любого положения, получившего одобрение законодателя, к установлению приоритета формы права над ее содержанием. Поскольку исследование права в трудах И. Бентама носило эмпирический характер и рассматривалось в тесной связи с иными социальными явлениями, право не признавалось исключительно проявлением воли законодателя.

Придерживаясь позитивистского подхода к пониманию права, И. Бентам затрагивает сущностную философско-правовую характеристику правовых явлений, трактуя закон как онтологическую составляющую права: «Что же такое тогда право? Это термин собирательного характера, означающий всю совокупность (либо какую-либо ее часть, как кому будет угодно) объектов, к каждому из которых может быть приложено индивидуальное название закона... Следовательно, под правом вообще мы понимаем все законы, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».

Закон как обусловленное волей прямое выражение и закрепление права Бентам представлял в виде ценности общества, субъективной оценкой свойства которого является представление об общественной полезности. Формальное выражение права в законе, таким образом, является способом установления правопорядка именно как цели, с помощью которой достигается полезность обществу. Как отмечает И. Бентам, «право призвано обуздать распущенный дух времени».

Идея господства права в общественных отношениях, ограничение государственной власти индивидуальными правами, демократические идеалы неотъемлемости и защиты прав и свобод как высшей ценности нашли отражение в теоретико-правовых постулатах И. Бентама.

Социальное назначение права для И. Бентама проявляется в его научной позиции по некоторым вопросам, касающимся определения основных прав. Прежде всего, И. Бентам в качестве основного условия существования и реализации права обосновывает наличие свободы и юридического равенства субъектов права. В этом контексте ученый рассматривал понятие о неприкосновенности частной собственности как права, дающего возможность на равных основаниях с другими собственниками в качестве субъекта права вступать в правоотношения, касающиеся различного рода материальных и нематериальных благ. В гражданско-правовом контексте этот тезис особенно применим, когда предусматривается равная правоспособность всех участников имущественного оборота, формально-юридическое равенство. Из возможности субъектов осуществлять права на равных началах логически проистекает свобода действий этих субъектов по реализации прав на основании равенства условий их реализации, а также правовых статусов субъектов гражданского права. В этой связи И. Бентам поддерживал принцип свободы договора и брачного союза, добросовестности субъектов гражданско-правовых отношений, свободы заключения договора.

Согласно Бентаму, регламентацией вопросов осуществления государственной власти занимается наука конституционного (учредительного) права. Этим обосновывается тезис об известных основаниях осуществления власти, которая должна употребляться для блага общества и значительных частей его.

Продолжая следовать духу конституционализма и развивая идею об ограничении власти государства, И. Бентам выдвинул концепцию легального ограничения властного произвола государства путем установления различного рода контроля за деятельностью государственного механизма.

В вопросе о несовершенстве государственной деятельности по обеспечению полезности действия права Бентам значительное внимание уделял обоснованию недейственности правовых норм в их исходной форме в нормативно-правовых актах, что препятствовало реализации объективно необходимых потребностей общества и личности, в частности в достижении общественной пользы. Детально эта критика развита применительно к Декларации прав человека и гражданина 1789 г., наиболее последовательно воплотившей принципы естественно-правовой доктрины, на основании которой осуществлялась деятельность государства. Критикуя положения Декларации, И. Бентам высказался против доктрины «закон есть выражение общей воли», признавая более конкретные способы осуществления властной воли посредством ее выражения и гарантии государством.

И. Бентам предлагает законодателю при регулировании прав человека руководствоваться не теорией естественных неотчуждаемых прав, а принципом полезности. Нужно закреплять в законе лишь те права, которые были бы полезны обществу, и отказаться от прав, вредных и бесполезных для него. Описание в законе субъективных прав должно быть детальным, но вместе с тем предельно определенным и ясным. Права человека должны изначально быть урегулированы серией отдельных нормативных актов, создающих гарантии для их реализации, и лишь в последующем основные принципы этих актов должны быть сведены в конституционный закон, подобный Декларации прав человека.

Бентам внес неоценимый вклад в формирование таких важных общеправовых принципов, как свобода реализации права, равенство субъектов права при осуществлении законной деятельности, обосновал необходимость совершенства законодательства с целью обеспечения защиты интересов субъектов права, введения системы гарантий предоставления и защиты данных интересов.

Основные труды

Bentham J. A comment on the Commentaries // Collected Works of Jeremy Bentham. A comment on the Commentaries and a Fragment on Government / Edited by J.H. Bums and H. L.A. Hart. London, 1977.

Bentham J. An Introduction into the Principles of Morals and Legislation / Ed. by J.H. Bums and H.L.A. Hart. London – New York, 1982.

Bentham J. The Limits of Jurisprudence Defined. Being part two of An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. New York, 1945.

Bentham J.Truthversus Ashurst; or Lawas It Is Contrasted With What Itis Said toBe//The Works of Jeremy Bentham, published under thesuperintendence of his executor, John Bowring, vol. V. Edinburgh-London, 1843.

Bentham J. A Critical Examination of the Declaration of Rights // Bentham’s Political Thought. London, 1973.

А.А. Баканов, А.Ф. Грязнов

Бентам (Bentham) Иеремия (Джереми) (1748–1832) - английский правовед, философ, экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение - «Введение в принципы нравственности и законодательства» - было написано в 1780, но впервые опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел ряд недостатков, которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный текст и в известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины утилитаризма. В основе позиции Б. лежит «принцип полезности», согласно которому любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип «принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.

Б. никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа, называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч. Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам «принцип полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической, моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б. считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является «консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы - еще не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным принципам кантианской этики.

Англ. мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал, стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Б., как известно, был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке «принципа» содержится нормативный момент. У Б. есть рассуждения и о «личной этике» (в поздних произведениях - «личной деонтологии»), которая призвана инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя максимализацию счастья как критерий правильности действий, Б., однако, ничего не говорил о справедливости в распределении счастья.

Причиной любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные) и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей, то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта распространения (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распространяется). Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении удовольствий и страданий.

В утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является, собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные - уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Б. стремился сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки, предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил, что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил «гедонистическое исчисление», которое, по его замыслу, должно было математически точно определять соотношение удовольствий и страданий, получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал, классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также классификации биологических видов.

Согласно Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии - антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и, как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности», которая присуща этике пользы.

Для методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями. Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки. Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой природы», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация», «минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив», «предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло», «чувствительность», «намерения», «сознательность». В этом отношении подход Б. предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20 в. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены «Введением в принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.

Британский философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде (1760–1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения: «Труды Иеремии Бентама» (тт. 1–11, 1838–1843). В 1785–1788 предпринял путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем, впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества».

В 1789 был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства». Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие на его долю.

Целью законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными общественными и политическими деятелями.

Учение Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо, Милль, Спенсер.