И увидел он что хорошо. И увидел Бог, что это хорошо…

В Писаниях, в частности в Библии, рассказывается прямо противоположное тому, что люди могут видеть и знать сегодня.

Всё было создано Богом, который описан в Писаниях. Всё имело начало. Абсолютно ВСЁ. И именно этот Бог дал НАЧАЛО ВСЕМУ. Но никогда, ни одним верующим это не рассматривается как причина недостаточности, ущербности и греховности бытия. Напротив, верующие уверены, что акт творения Богом это единственный источник всего хорошего.

Каждый раз, когда Бог заканчивал процесс творения (при чем по Писаниям, процесс этот был не единовременным, а поэтапным: сначала творил одно, потом другое) Он, оглядываясь на сотворённое, замечал, что «это хорошо”. И в самом конце, когда Он наконец закончил своё творчество, Он увидел, что ЭТО ХОРОШО. Ему нравилось то, что Он сделал. Он был доволен своей работой. Он считал, что ВСЁ, что создано им – совершенство, не имеющее недостатков. Зла в сотворенном Бог не видел. Ничего греховного, что привело бы ко ЗЛУ во всём сотворённом не было. ВСЁ было ХОРОШО.

Откуда тогда пришло ЗЛО? На этот вопрос Писания дают ответ. Оказывается, среди всего прочего, что создал Бог, Он посадил в Райском Саду «дерево познания Добра и Зла”. И сразу возникает несколько вопросов. Во первых, какого Зла? Ведь по идее – Зла Он не создавал. Или, если создавал, то оно Ему нравилось, так как каждый раз Он видел, что «это хорошо”. Бог посадил дерево познания Добра и Зла, и сказал человеку: «плодов от дерева познания не ешьте, ибо смертью умрете”. То есть, само наличие смертности тоже УЖЕ существовало и, по мнению Бога – «это хорошо”. Во вторых, оказывается наряду со всем был создан еще и искуситель, задача которого – сбить с толку Человека. Он тоже был создан Богом и тоже нравился Богу, так как «это хорошо”.

Искуситель сказал Человеку: «нет, не умрете… но откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающими”. Человек поддался соблазну и вкусил плодов. Кстати, этот самый «соблазн” тоже был создан Богом и тоже был из категории «это хорошо”. Так вот, человек съел плодов и стал знающим. Что именно ему открылось? Что именно он узнал? А открылось человеку то, что «это хорошо” себя не оправдало. В сотворённом мире не всё было так идеально, не всё было Добро, не всё было «хорошо”. Об этом свидетельствует всё, что нас окружает. Зло есть и его много.

С того самого момента, когда человек стал «знающим”, вместе с этим «знанием” пришёл грех. Который УЖЕ был.. «и увидел Бог, что это хорошо”

В итоге мы имеем следующее:

  1. Бог сотворил всё и увидел, что это хорошо.
  2. Это «всё” включало в себя и Добро, и Зло. И это, по мнению Бога, было хорошо.
  3. Бог запретил людям различать что есть Добро, а что Зло.
  4. Искуситель уговорил человека обрести эти знания.
  5. Искуситель был за это наказан.
  6. То, за что Искуситель был наказан, было преподнесено Богом как ЕГО милость к нам.

«Я тот, кто даровал Вам знания”. Нет, не ты, о Аллах, Яхве или как там тебя. Знания нам даровал другой. Тот, кого ТЫ так не любишь, кого называешь Злом и Врагом нам. Которого, по твоим словам, создал ТЫ. И при создании приговаривал: «это хорошо”

БИБЛИЯ. БЫТИЕ. 1

1. Сотворение неба и земли; 26 сотворение человека.

В начале сотворил Бог небо и землю.

2. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.

3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4. И увидел Бог, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

13. И был вечер, и было утро: день третий.

14. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времени, и дней, и годов.

15. И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16. И создал Бог светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.

17. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю.

18. И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвертый.

20. И сказал Бог: произведет вода пресмыкающихся; душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21. И создал Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23. И был вечер, и было утро: день пятый.

24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле.

29. И сказал Бог: Вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.

30. А всем зверям земным и всем птицам, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

32. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые он творил и созидал. И благословил Бог седьмый день и освятил его.

НОВЫЙ ЗАВЕТ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ

ГЛАВА 5

1. Нагорная проповедь: блаженства; 13 «вы – соль, вы – свет». 17 «Не нарушить, но исполнить». 21 О гневе и убийстве; «брат твой против тебя»; 27 взгляд с вожделением; 31 о разводе; 33 о клятве. 38 «Око за око, а Я говорю вам»... 43 «Любите врагов ваших».

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его.

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное.

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она же ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

16. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.

18. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит тех людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

21. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; «кто же убьет, подлежит суду».

22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака» (пустой человек – прим. составителя), подлежит синедриону (верховное судилище – прим. составителя), а кто скажет: «безумный», подлежит гиене огненной.

23. Итак, если ты принесешь дар свой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя.

24. Оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

25. Мирись с соперником твоим Корее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу.

26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

27. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй».

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

30. И если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

31. Сказано также, что если кто разведется с женою своей, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

33. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй перед господом клятвы твои».

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий.

35. Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя.

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

37. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

38. Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб».

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.

40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.

41. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

43. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего своего и ненавидь врага твоего».

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

45. Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей – прим. составителей)?

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

48. Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

КОРАН

Сура 2

[ Обращение Мухаммеда ]

21. О люди! Поклоняйтесь вашему Владыке,

Кто создал вас и тех, кто был до вас,

Чтоб праведность могли вы обрести.

22. Кто постелил ковром вам землю.

Покровом небеса возвел,

И из небес излил обильно воду,

Чтоб взрастить плоды для вашей пищи, -

А потому, когда вам истина уже известна, Вы в равные Ему

Других божеств не измышляйте.

23. А если вы в сомнении о том,

Что Нашему слуге Мы ниспослали,

Составьте хоть одну подобную главу

И призовите всех, кого хотите

В свидетели себе помимо Бога,

Коль вы в своих словах правдивы.

24. Но если этого не сделаете вы,

А это вам, поистине, не сделать,

Побойтесь огня, для коего растопкой

Камения и люди будут,

Что уготован для неверных.

25. И возвести благую весть

Всем, кто уверил и творит добро, -

Их ждут сады, реками омовенны,

И всякий раз, когда им будут подавать плоды оттуда,

Они воскликнут:

«Это то, чем нас кормили прежде»,

Хоть это сходство будет только с виду;

Для них там – чистые супруги,

И пребывать им там навечно.

26. Бог не смущается дать в притчу –

Будь то ничтожнейший комар,

Иль благороднейшее из Его творений.

Но те, кто верует, те знают –

Сие есть истина от их Владыки.

А те, кто отвергает веру, говорят:

«Что хочет выразить Господь сей притчей?»

Он ею многих вводит в заблужденье,

А многих направляет праведным путем,

Сводя со своего пути лишь нечестивых,

27. Кто нарушает

Скрепленный с Богом договор,

Разъединяет то, чему велел Он быть единым,

И сеет беды на земле.

Они – все те, кто обманулся.

28. Как вы не верите в Аллаха?

Вы изначально были жизни лишены, Затем он одарил вас ею.

Со временем он повелит вам умереть,

Чтобы потом опять вернуть вас к жизни,

И вновь потом опять к Нему вы возвратитесь.

29. Он – Тот, кто сотворил для ваших нужд

Все сущее на сей земле.

Затем Он приступил к созданию небес

И в них построил семь небесных сводов.

Аллах, поистине, о всякой вещи знающ!

30. И вот Господь твой ангелам сказал:

«Я на земле Себе наместника поставлю».

Они ответили: «Ужель поставишь там того,

Кто будет нечисти творить и кровь прольет на ней?

Мы ж воздаем Тебе хвалы

И словословим Твою Святость».

Он им сказал: «Я знаю то

О чем не ведаете вы».

31. И обучил Адама Он

Названиям всего, что сущее,

Затем Он перед ангелами все представил

И сказал: «Теперь вы назовите мне все это,

Если правдивы вы в своих словах».

32. И молвили они: «Хвала Тебе, Владыка!

Мы ведаем лишь то, чему Ты нас учил,

Поистине, один лишь ты

И мудрости, и знания исполнен!».

33. Сказал Он: «О Адам!

Ты сообщи им все названия вещей».

И вот когда он сообщил им это,

Бог сказал: «Ужель Я вам не говорил,

Что мне известны тайны и земли, и неба.

Я знаю то, что схоронили вы в сердцах

Или глаголите открыто».

34. И вот Мы ангелам сказали:

«Адаму низко поклонитесь»,

И те поклон ему отдали. Кроме надменного Иблиса,

Кто, возгордившись, отказался

И стал одним из нечестивых.

35. Тогда сказали Мы: «О Адам!

С супругою своею живи в саду Эдема,

И где б вы там ни находились,

Вкушайте изобильные плоды себе в усладу,

Но к дереву сему не приближайтесь,

Чтоб зла и беды не навлечь».

36. Но сатана увлек их в грех

И выел из блаженства,

В котором находились они там.

И Мы сказали: «Низвергнитесь и вы, и ваши дети

И будьте во вражде друг к другу;

Отныне на земле вам пребывать,

Что даст вам средства проживанья

До времени, назначенного Мной».

37. Потом от Бога своего Адам узнал и принял

Слова о покаянии своем.

И Свою милость Бог вновь обратил ему,

Приняв раскаяние в совершенном.

Ведь обращающ наш Господь и милосерд!

Поскольку увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ; то утверждаю, что в каждом из существ должно быть усматриваемо совершенство добра. Ибо присовокупление слова: зело , усиливая значение, ясно показывает, что нет никакого недостатка в совершенстве. Как в целом роде животных, хотя можно видеть между ними тьмочисленные различия пород, однако же утверждаем о каждой породе, что соответствует она общему одобрительному о существах приговору, а именно, что они равно добра зло; потому что одобрение относится не к видимому: будут ли это многоножка, земная лягушка, животные родящиеся от гниения нечистот, и они добра зело. Поскольку Божественное око взирает не на внешний вид сотворенного, то не по доброцветности, не по благообразию определяется доброта, но потому что каждое существо, каково оно ни есть, имеет в себе совершенное естество.

…Так и стихии, хотя иначе относятся одна к другой, но каждая сама по себе добра зело, потому что каждая сама по себе, по особенному для нее закону, исполнена добра. Земля есть добро; потому что не имеет нужды в гибели воздуха, чтобы ей быть землею, но пребывает с собственными своими качествами, соблюдая себя естественною, от Бога вложенною в нее, силою. Добро и воздух; для продолжения своего бытия не требует он, чтобы не было земли; но довольствуется теми силами, какие в нем по естеству. Так и вода – хороша, и огонь – хорош, потому что и вода и огонь имеют полноту по собственным своим качествам, и силою Божией воли в особых для них мерах первоначального бытия пребывают постоянно. Земля , сказано, пребывает во веки (Еккл. 1,4) , не умаляясь и не прибывая. Воздух сохраняется в особых для него пределах; огонь не убывает.

О шестодневе, слово защитительное брату Петру.

Свт. Иоанн Златоуст

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Кто может достойно восхвалить точность божественного Писания? Вот оно и здесь словами: «и виде Бог вся, елика сотвори» , заграждает уста всем, кто только впоследствии решился бы противоречить. «И виде , – говорит, – «Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый» . Как о каждой из созидаемых вещей (Писание) говорило: «и виде, Бог, яко добро» , так и теперь, когда совершилось все и окончены дела шестого дня, когда уже создан и тот, кто долженствовал пользоваться всеми тварями, говорит оно: «и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело» . Смотри, как оно, обняв все твари в одном этом слове: «вся» , каждой из них сообщает похвалу. Даже не удовольствовалось словом «вся» , но прибавило: «елика сотвори» ; да и здесь еще не остановилось, но говорит: «и се добра» , и: «зело добра» , то есть, совершенно хорошо. Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом? Так как в видимой природе создан не только свет, но и тьма, противоположная свету, не только день, но и ночь, противоположная дню, а между произрастаниями земли не только полезные травы, но и вредные, и деревья не только плодоносные, но и бесплодные, и животные не только кроткие, но и дикие и лютые, и между (животными), порожденными водою, не только рыбы, но и киты и другие морские звери, и на земле не только обитаемые места, но и необитаемые, не только ровные поля, но горы и дебри, и между птицами не только ручные и годные нам в пищу, но хищные и нечистая, наприм. ястребы и коршуны и многие другие подобные, также между происшедшими из земли животными не только кроткие, но змеи, ехидны, драконы, львы и рыси, да и в воздухе не только ветры и дожди полезные, но град и снег, и вообще, если подробно рассмотреть все, в каждом роде тварей найдешь не только полезное нам, но и кажущееся вредным, – то, чтобы впоследствии никто, смотря на творения Божий, не смог осуждать их и говорить: зачем то? на что это? или: это хорошо сделано, а это не хорошо, – св. Писание, заграждая, так сказать, уста всем, дерзающим судить неблагонамеренно, по создании всего в шестой день говорит: «и виде Бог вся, елика сотвори: се добра зело» . Что может сравниться с таким удостоверением, когда сам Творец всего объявляет и говорит, что все созданное хорошо, весьма хорошо? Поэтому когда увидишь, что кто-нибудь, увлекаясь собственными соображениями, станет противоречить божественному Писанию, устранись от него, как от безумного, или лучше сказать – не устранись, но, сожалея о его невежестве, приведи то, что говорит божественное Писание, и скажи, что «виде Бог вся, елика сотвори, и рече: се добра зело» ; может быть, ты успеешь сдержать необузданный язык его.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 10.

Это также дело снисхождения человеколюбивого Бога. Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю - в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для Своей пользы, ибо не нуждается ни в чем, будучи вседоволен, - напротив, создал все по человеколюбию и благости Своей, - то и творит по частям, и преподает нам устами блаженного пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о том, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями.

Гомилии на Книгу Бытия.

Свт. Григорий Богослов

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Бог, восхотевший устроить сей мир, который состоит из видимого и невидимого и служит великим и дивным проповедником Его величия, сей Бог для существ присносущих Сам есть Свет, а не иной кто (ибо нужен ли свет вторичный для тех, которые имеют Свет высочайший?)… Великому Свету прилично было начать мироздание сотворением света, которым уничтожает Он тьму и бывшие дотоле нестроение и беспорядок. И, как я думаю, в начале Бог сотворил не этот органический и солнечный свет, а другой, не заключенный в теле и в солнце и который позднее уже был дарован солнцу для освещения всей вселенной.

Для остальных творений Бог прежде создал вещество, а впоследствии облек его в форму, дав каждому существу устройство частей, очертание и величину. Но здесь, чтобы соделать еще большее чудо, Он сотворил форму прежде вещества (ибо форма солнца – свет), а потом уже присовокупил вещество, создав око дня, то есть солнце. Посему к дням причисляется нечто первое, второе, третье и так далее, до дня седьмого, приносящего покой от дел. И этими днями разделяется все сотворенное, приводимое в устройство по неизреченным законам, а не мгновенно производимое всемогущим Словом, для Которого помыслить или изречь значит уже совершить дело. Если же последним явился в мир человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то это нисколько не удивительно – ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всех созданий.

На неделю новую.

Свт. Амвросий Медиоланский

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Кто не способен сразу постигнуть это благо, кто медлителен либо вообще в разумении, либо в понимании веры, хотя бы и напрягал силу быстрого ума и остроту разума для познания, - тот постигнет это высшее и вечное благо, если обратится к рассмотрению творений Божиих и через то благое, что сотворено, узрит Творца стольких дел, ибо все это хорошо весьма , как сказал Господь. Порядок вещей, стройность, красота! Есть ли человек - как бы тугодумен он ни был, - которого все это не побудило бы любить Творца? Если мы любим родителей, нас породивших, то сколь сильнее должны мы любить Творца и Создателя наших родителей! Итак, зиждительная мощь Бога, хотя и невидимая, проявляется в Его делах: создания говорят о своем Творце, дабы неразумеющий понял.

О бегстве от мира.

Свт. Димитрий Ростовский

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

В шестой, соответствующий нашей пятнице, Он создал зверей, скотов и гадов земных по роду их; после же всех тварей создал Адама и Еву и ввел их в рай.

Келейный летописец.

Свт. Филарет (Дроздов)

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

По совершении всего творения следует всеобщее одобрение тварей, произнесенное с большею силою, нежели прежде. И воззрел Бог на все, что ни создал : знает Он твари во всех, даже малейших частях, в сокровеннейших свойствах, в отдаленнейших действиях и следствиях, во всех отношениях и всецелом составе: и вот все хорошо весьма . Каждая тварь в особенности хороша , но в целом хороша весьма . Каждый день творения вносил в твари новое благо, но день сотворения человека возвысил благо всего мира.

…(Период 6 в истории Церкви) Наконец, и процветавшая некогда, но потом на время оставленная воссозидающею рукою земля Израилева покажет в себе миру жизнь из мертвых (Рим. 11:15) . Когда же таинственное тело последнего Адама (1 Кор. 15:45) , которое ныне, Им самим будучи слагаемо и составляемо, чрез взаимное сцепление членов, соответственным действием каждого из них, возрастает в своем составе (Еф. 4:15 , ), созиждется совершенно и окончательно, тогда, воздвигнутое своею Главою, проникнутое Духом Святым, торжественно явит оно во всех своих членах единый образ Божий, и наступит великая Суббота Бога и человеков.

…(Период 6 в жизни человека) Благодать и на мертвой прежде земле ветхого, чувственного, внешнего человека час от часа более полагает напечатлений истинной жизни внутренней. И земные помыслы получают вышнее направление, и страсти проницаются Божественною любовью, и рабский страх очищается духом сыновней Богу покорности. Таким образом весь человек воссозидается во Образ Сына Божия, и тогда совершенно в него вселяется, в нем живет, в нем владычествует, в нем покоится, его освящает Святый и во святых почивающий.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Максим Исповедник

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Шестой день, согласно Писанию, доводит до конца [творение] сущих, подчиняющихся естеству; седьмой - ограничивает движение, свойственное времени; восьмой - обнаруживает способ устроения того, что выше природы и времени.

Кто проводит шестой день только согласно закону, тот избегает господства страстей, деятельно угнетающих душу, и бесстрастно переходит море, [направляясь] в пустыню, - такой человек празднует субботу одним бездействием страстей. Тот же, кто переходит через Иордан, покидая и само состояние простой бездеятельности страстей, становится наследником добродетелей.

Тот, кто проводит шестой день по-евангельски, прежде умертвив первые движения греха, достигает посредством добродетелей состояния бесстрастия, лишенного всякой порочности; он справляет субботу в своем уме, [сохраняя] и само воображение чистым от страстей. Тот же, кто переправляется через Иордан, переносится в область ведения, в которой ум, таинственно созидаемый миром, как храм, становится в Духе жилищем Бога.

Кто подобающими делами и [добрыми] помыслами божественно свершает в себе шестой день и успешно исполняет, с помощью Божией, деяния свои, тот мыслью преодолевает всякое бытие, подвластное времени и естеству, и достигает таинственного созерцания вечных веков; совершенно покинув сущие [вещие] и переступив через них, он празднует субботу в уме неведомым образом. А кто удостаивается восьмого дня, тот восстал из мертвых (я имею в виду восстание из всего того, что после Бога, - из чувственных и умопостигаемых [существ], из слов и мыслей): он вкушает блаженную жизнь Божию, которая подлинно есть и называется единственной истинной Жизнью, поскольку и сам становится богом благодаря обожению.

Шестой день есть совершенное исполнение добродетельных деяний, соответствующих естеству [человеческому]; седьмой день - завершение и прекращение всех естественных помыслов у тех, кто предается созерцанию неизреченного ведения; восьмой - переход к обожению достойных [этого]. Пожалуй, Господь никогда более таинственно не являл седьмой и восьмой дни, чем тогда, когда Он назвал их днем и часом свершения, то есть часом, описующим тайны и логосы всего. Ни одна из небесных и земных Сил не смогла бы познать эти дни до того, как изведала их на опыте, если бы не блаженное Божество, создавшее их.

Шестой день обнаруживает логос бытия сущих; седьмой указывает на образ благобытия их; а восьмой намекает на неизреченное таинство вечного благобытия этих сущих.

Зная, что шестой день является символом практического делания, мы исполним в этот день весь долг добродетельных деяний, словно относительно нас было сказано: И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело .

Главы о богословии.

Блж. Августин

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Поистине, нельзя обойти молчанием и эти слова: В самом деле, когда речь шла об отдельных [творениях], говорилось лишь: И увидел Бог, что это хорошо ; когда же речь зашла обо всем [творении], мало было сказать просто хорошо , но следовало добавить: хорошо весьма. Ибо если отдельные творения Божии по внимательном рассмотрении отличаются, каждое в своем роде, похвальной соразмерностью, стройностью и упорядоченностью, то насколько более все это верно в отношении всех творений вместе, то есть в отношении вселенной, которую наполняют отдельные творения, собранные воедино? Ведь красота, присущая частям, гораздо более заслуживает похвалы в целом, нежели в частях.

О Книге Бытия против манихеев.

Почему не будет несообразностью сказать, что даже тело сотворено по подобию Божию , - это легко поймет всякий, кто вникнет в эти слова: И увидел Бог все, что Он создал; и вот, хорошо весьма. Ибо никто не сомневается в том, что Он Сам и есть высшее благо. В самом деле, вещи могут быть подобными Богу различным образом: одни - поскольку наделены тварной силой и мудростью, ибо в Нем пребывают нетварная сила и мудрость; другие - поскольку обладают жизнью, ибо Он обладает жизнью прежде всего и в высшей степени; третьи - поскольку существуют, ибо Он существует прежде всего и в высшей степени. И потому те творения, которые просто существуют, не обладая ни жизнью, ни разумением, существуют по подобию Божиему - но не совершенным, а умаленным образом: постольку, поскольку и они, в своем роде, являются благими. Бог же благ превыше всего, что от Него становится благим.

О различных вопросах.

Совершенство числа «шесть» Священное Писание являет нам более всего тем, что Бог шесть дней делал Свое дело и на шестой день был сотворен человек по образу Божиему. И Сын Божий пришел в шестой век человеческого рода и стал Сыном Человеческим, чтобы преобразить нас в образ Божий. Это тот век, в котором мы живем ныне, считать ли время по тысяче лет на каждый век или по памятным и выдающимся людям, о которых повествует Священное Писание. Так, первый век длится от Адама до Ноя, второй - до Авраама, [далее, как сообщает евангелист Матфей], от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского пленения и оттуда - до рождения Девы. Эти три века в соединении с первыми двумя составляют пять. Шестой век начат рождением Господа и длится до сих пор, вплоть до сокрытого конца времени.

О Троице.

Лопухин А.П.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой

Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении различных видов растений и животных, Творец находил, что создание их удовлетворяло его и было «хорошо» (4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ст.); то теперь, окидывая одним общим взором всю картину уже законченного творения и видя его полную гармонию и целесообразность, Творец, как говорит Псалмопевец, возвеселился о своем творении (Пс 103.31) и нашел, что оно, рассматриваемое в целом, «хорошо весьма», т. е. вполне отвечает предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека.

«день шестой…» Этот день был последним актом космогонического видения заключением всего творческого шестоднева. Глубоко историческая древность библейской космогонии подтверждается довольно согласными следами ее, сохранившимися в языке древности (argumentum ex consensu gentium).

В ряду их особенное значение и ценность имеют древнейшие предания халдеев, обитателей Ура Халдейского, откуда впоследствии вышел и сам Авраам, родоначальник еврейского народа. Эти традиции халдеев имеются у нас в отрывочных записях халдейского жреца Бероза (в III в. до Рождества Христова) и, что еще гораздо ценнее, в недавно открытых клинообразных табличках т. н. «халдейского генезиса» (в 1870 г. английским ученым Георгом Смитом). В последнем мы имеем поразительную по своей близости (хотя и проникнутую политеизмом) параллель к библейской истории творения: здесь то же, как и в Библии, деление на шесть последовательных актов, из которых каждому посвящается своя особая таблица, приблизительно то же содержание каждой из этих таблиц, как и в истории каждого из библейских дней, та же их общая последовательность и - что особенно любопытно - одни и те же характерные приемы, выражения и даже отдельные термины. Ввиду всего этого сравнение библейской космогонии с данными халдейского генезиса получает высокий интерес и великую апологетическую важность (подробнее об этом см. в диссертации А. Покровского: «Библейское учение о первобытной религии», с. 86-90).

И увидел Бог, что это хорошо

Et vidit Deus quod esset bonum


Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений. - М.: Русский Язык . Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровской . 1982 .

Смотреть что такое "И увидел Бог, что это хорошо" в других словарях:

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? Бога, кому? Богу, (вижу) кого? Бога, кем? Богом, о ком? о Боге; мн. кто? боги, (нет) кого? богов, кому? богам, (вижу) кого? богов, кем? богами, о ком? о богах 1. Богом называют Создателя,… … Толковый словарь Дмитриева

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

    Буддизм … Википедия

    Библия повествует о деяниях Божьих прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель. I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА А. Бог сотворил небо и землю (Быт 1:1) и все, что на них… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Еврейские фамилии это фамилии, носителями которых являются евреи (в религиозном или этническом смысле), при условии, что эти фамилии не являются псевдонимами или «стилизацией», специально призванной «замаскировать» еврейское происхождение… … Википедия

    - (от лат. optimus наилучший и pessimus наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с т. зр. выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. В этом отношении… … Философская энциклопедия

    Позитивный объект интереса или желания. Во втор. пол. 19 в. понятие Б. непосредственно связывается с понятием ценности (Г. Риккерт и др.). В более узком, этическом смысле понятие Б. совпадает с понятием добра. Вопрос о соотношении Б. и ценности… … Философская энциклопедия

    И сказал Бог: да будет свет. И увидел Бог, что это хорошо. И сотворил Бог человека по образу своему. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ИСЧЕЗАТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ

    ИСЧЕЗНУТЬ С ЛИЦА ЗЕМЛИ - кто, что Переставать существовать. Имеется в виду, что лицо, семья, вид животных, природный объект лес, озеро и т. п. (Q) бесследно пропадает, вымирает вследствие каких л. трагических событий или по вине человека, его неразумной деятельности.… … Фразеологический словарь русского языка

    - (англ. Tuesday, нем. Dienstag, фр. mardi), второй (если считать с понедельника) или третий (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре вторнику соответствовал dies Martis, день Марса (см. французское название), в… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Священная история от Адама до меня , диакон Илья Кокин. О чем эта книга? Библия - удивительная Книга. Может показаться, что она написана о людях, которые жили давным-давно в далекой-далекой галактике, но это не так - Библиянаписана для нас и о…
Библия без цензуры Ключ к самым загадочным текстам Ветхого Завета Томпсон Алден

2. И увидел Бог, что Его создание хорошо - а потом все испортилось

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле…

Когда я отхожу подальше от отдельной картины и пытаюсь представить себе панораму всего Ветхого Завета и всей Библии, я вижу нечто подобное названию данной главы: великий замысел, который каким–то образом был ужасающе искажен. Я сразу же поспешу добавить, что, несмотря на всю испорченность и зло, о которых говорит Библия, сохранилось немало доброго и прекрасного. Более того, именно в силу этой катастрофы прекрасного творения Бог задумал нечто еще более прекрасное и внушающее благоговейный трепет - план искупления, который мы рассмотрим подробнее в главе 7.

Библия представляет нам сложный узор, в котором тесно переплетаются между собой зло и добро, ужасное и величественное, и потому нам легко составить ложное представление о Писании в целом. Фактически многие христиане придавали слишком большое значение одному из элементов картины. Некоторые их них с таким пылом прославляли своего Создателя, что забывали о трагических последствиях зла. Другие же христиане так глубоко ранены скорбью и драматизмом жизни, что, даже глядя на великолепный закат, не перестают мечтать о лучшем мире. Разницу между этими двумя типами расстановки акцентов хорошо отражают два названия гимнов: «Это мир моего Отца» и «Здесь я только странник, небеса - мой дом».

Любой сознательный обитатель планеты Земля знает, что жизнь состоит из горечи и сладости, из хорошего и плохого, но куда реже у людей встречается способность одновременно и радоваться этому миру, и стремиться к миру лучшему. Сказать, что весь наш мир прогнил насквозь, было бы неправдой. И в то же время ни один трезвый человек не посмеет сказать, что в этом маленьком уголке вселенной все прекрасно как нигде. Христианину здесь очень важно хранить равновесие: шипы не должны мешать наслаждаться розой, но стоит помнить о том, что на розе есть шипы. Этот принцип важен не только для нашей повседневной жизни, но и для восприятия Ветхого Завета.

В главе 1 я кратко упомянул два подхода к пониманию Ветхого Завета: «возвышенный» и «смиренный» пути. «Возвышенный путь» акцентирует внимание на хорошей стороне Ветхого Завета, в частности оценивая в таком свете жизнь его героев. Яркий пример такого подхода дает нам глава 11 Послания к Евреям, где разные люди в различных жизненных обстоятельствах представлены как образцы «веры». Напротив, «смиренный путь» призывает обратить внимание на ту глубокую бездну, в которой оказался человеческий род, включая и тех людей, кого Бог назвал своим народом.

Поскольку именно «смиренный подход» оказался для меня чрезвычайно ценным, когда я пытался понять Ветхий Завет, я уделю этому подходу к Писанию особое внимание. «Возвышенный путь» способен наполнять нас вдохновением, и возможно, именно поэтому его чаще всего используют в христианских кругах. Однако такой подход плохо готовит читателя к пониманию ветхозаветных повествований. Другими словами, человек может настолько привыкнуть к диете «возвышенного пути», что чтение Ветхого Завета может вызвать у него несварение желудка! Я считаю, что оба подхода возможны и оба полезны, однако нелегко применять и тот, и другой с одинаковым воодушевлением.

Возможно, «смиренный путь» не пользуется популярностью по той причине, что, как показывал опыт, открытие темной стороны ветхозаветных персонажей не всегда приносит добрые плоды. Фактически грехи святых часто использовались в войне против Писания и его Бога для подрыва их авторитета. Тем не менее «смиренный путь» подобен обоюдоострому мечу, который сечет обоими краями. Для примера можно обратиться к любому из благочестивых писателей XIX века, которые защищали Библию от ее хулителей. Последние говорили: «Если Бог допускает подобные вещи, нам не нужна такая религия». На что защитники Библии отвечали: «Именно это оправдывает Библию, которая реалистично изображает падшее человечество и Бога, который снисходит, чтобы ему помочь». Так что для одних людей это сильный аргумент против веры, а для других - опора веры. Мы не сможем здесь рассмотреть крайне сложную психологическую и социологическую подоплеку двух столь разных реакций на один и тот же факт. Однако нам следует признать, что в Ветхом Завете много такого, что возмущает читателя с утонченным вкусом. И когда мы пытаемся это не замечать, мы подтачиваем веру. Мы должны отнестись к таким фактам серьезно и постараться показать, как Бог может исполнять свои замыслы даже с помощью подобных ситуаций.

«Возвышенный путь» также подливает масла в огонь в спорах об одном вопросе интерпретации Ветхого Завета - это вопрос о характере религиозного опыта в Ветхом Завете: возник ли он естественным путем или был дан Богом в откровении? Большинство современных исследователей Ветхого Завета опираются на предпосылку, что каждый аспект опыта людей подлежит естественному развитию. И такие исследователи описывают развитие ветхозаветных людей, которые переходят от примитивного уровня к более сложному, от суеверий к зрелой и разумной вере. Согласно такой схеме те части Ветхого Завета, которые считают примитивными, относят к более древним, а части с более «развитым» богословием - к позднейшим. Так, они говорят, что повествования глав 2 и 3 Книги Бытия - ранние и примитивные, потому что Бог в них слишком сильно напоминает обычного человека: он гуляет по саду, творит человека из земного праха, а затем извлекает ребро Адама, чтобы создать Еву. Что же касается главы 1 Книги Бытия, говорят они, здесь мы видим позднейшее (и более величественное) богословие Ветхого Завета, которое появилось почти в самом конце ветхозаветного периода, потому что Бог здесь трансцендентен и стоит в стороне от земных дел, Он творит мир своим словом и не марает «рук» грязью ради создания человека.

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

СОЗДАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Человек создается в конце "шестого дня" - в его предрассветные часы. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они... над всею землею. И сотворил Бог человека по образу Своему.., мужчину и женщину сотворил их. И

Из книги Международная академия каббалы (Том 1) автора Лайтман Михаэль

19.14. Создание намерения Само кли создано Творцом. Если мы желаем быть равными Творцу, мы выращиваем себя только как намерение. Человек должен думать о себе, как о намерении. Мое «Я» – это не желание, не свойство, это лишь намерение.Все наши свойства заданы снаружи. Они

Из книги Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов автора Саваки Кодо

Вопрос: Каков порядок этого процесса: сначала происходит двойное скрытие, потом – простое и потом – махсом, или сначала простое скрытие, потом двойное, а затем махсом? Это всегда вызывает путаницу в нашем понимании, потому что следует из так называемого правила обратной

Из книги Комментарии к жизни. Книга вторая автора Джидду Кришнамурти

Создание 40. Ты ищешь здоровье и долгую жизнь? Ты больной! Для меня образ самого дзадзэн - это живой Будда. И из какого сырья состоит содержимое этого образа дзадзэн? Это ничто иное, как человек Саваки. Я использую это тело заурядного человека, чтобы практиковать им дзадзэн

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Из книги Начало (Урочник Субботней Школы на 1 квартал 2013г. с комментариями) автора Автор неизвестен

8. И назвал Бог твердь небом. (И увидел Бог, что это хорошо.) И был вечер, и было утро: день второй "небом..." На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое

Из книги автора

10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо "И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями". О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам

Из книги автора

17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. 19. И был вечер, и было утро: день четвёртый "и управлять днем и ночью..." Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды - для

Из книги автора

21. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо "рыб больших..." Славянский текст называет их "китами" великими, ближе к еврейскому тексту, в котором стоит

Из книги автора

25. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо "И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их..." Общее понятие "души животной" здесь дробится на три основных вида:

Из книги автора

31. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении

Из книги автора

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

Из книги автора

9. Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. 10. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; 11. прими благословение мое, которое я

Из книги автора

16. Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; 17. в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы (небесные) клевали ее из корзины на голове моей, Услышав благоприятное

Из книги автора

СОЗДАНИЕ МИРА Библейские тексты для исследования: Быт. 1:1-13; Ис. 45:18; 1 Ин.1:5; Откр. 22:5; 2 Кор. 4:6; 2 Петр. 3:5; Иов 38:4-6.Памятный стих: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для