И остави нам долги наши что означает. «Отче наш» — молитва Господня. Отче наш, иже еси на небесех

Молитва «Отче Наш» — главная для всех православных христиан и в то же время самая простая и необходимая. Она одна заменяет все другие.

Текст молитвы на церковнославянском языке в современной орфографии

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.

Самая известная молитва и ее история

Молитву «Отче Наш» упоминают в Библии дважды - в Евангелиях от Матфея и от Луки. Считается, что ее даровал людям Сам Господь, когда те просили дать им слова, чтобы молиться. Этот эпизод и описывают евангелисты. Значит, еще при земной жизни Иисуса, уверовавшие в Него могли знать слова молитвы Господней.

Сын Божий, выбрав слова, подсказал всем верующим, как им приступать к молитве, чтобы она была услышана, как вести праведную жизнь, чтобы удостоиться милости Божией.

Они вверяют себя воле Господней, потому что только Ему одному известно, что на самом деле нужно человеку. Под «хлебом насущным» подразумевается не простая пища, а все, что нужно для жизни.

Так же и под «должниками» подразумеваются простые грешные люди. Сам грех - это долг перед Богом, который следует искупить покаянием и добрыми делами. Люди уповают на Бога, просят простить их грехи, и сами обещают прощать ближних своих. Для этого с помощью Господней нужно избегать искушений, то есть, соблазнов, которыми «смущает» сам дьявол, чтобы погубить человечество.

Но не столько в просьбах заключается молитва. В ней же содержится благодарность, как символ почитания Господа.

Как правильно читать молитву Отче Наш

Эту молитву читают, пробудившись ото сна и на сон грядущий, так как она входит в обязательном порядке в утреннее и вечернее правило - свод молитв для ежедневного прочтения.

Непременно звучит «Отче наш» во время Божественной Литургии. Обычно верующие в храмах поют ее хором вместе со священником и певчими.

За этим торжественным пением следует вынесение Святых Даров - тела и Крови Христовой для совершения таинства причастия. При этом прихожане преклоняют колени перед святыней.

Также принято читать ее перед каждой трапезой. Но современному человеку все время некогда. Однако пренебрегать молитвенными обязанностями христианам не стоит. Поэтому допускается чтение молитвы в любую удобную минуту, и во время ходьбы, и даже лежа в постели, лишь бы ничто не отвлекало от молитвенного настроя.

Главное, делать это с осознанием смысла, искренно, а не просто проговаривать машинально. Буквально с первых слов, обращенных к Богу, верующие чувствуют защищенность, смирение и душевный покой. Это состояние продолжается и по прочтении последних молитвенных слов.

Толковали «Отче наш» многие известные богословы, такие как Иоанн Златоуст, Игнатий Брянчанинов. В их трудах дано обширное, подробное описание. С ними обязательно стоит ознакомиться тем, кого интересуют вопросы веры.

Многие, кто совсем недавно переступил порог храма, и в буквальном смысле делают первые шаги по ступеням лестницы православия, сетуют на непонимание молитв на старославянском языке.

Для таких случаев есть перевод на современный русский язык. Этот вариант будет понятен каждому. Но как показывает практика, со временем непонятные слова прояснятся, и богослужение будет восприниматься как особое искусство со своим стилем, своим языком и традициями.

В коротком тексте Молитвы Господней вся Божественная мудрость уместилась в нескольких строках. В ней сокрыт великий смысл, и каждый находит в её словах нечто очень личное: утешение в скорбях, помощь в начинаниях, отраду и благодать.

Текст молитвы на русском языке

Синодальный перевод молитвы на современный русский язык:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Перевод Российского Библейского Общества от 2001 года:

Отец наш на Небесах,
Пусть прославится Твоё имя,
Пусть придёт Твоё царство,
пусть исполнится и на Земле воля Твоя, как на Небе.
Дай нам сегодня насущный наш хлеб.
И прости нам наши долги, как и мы прощаем тех, кто нам должен.
Не подвергай нас испытанию,
но защити нас от Злодея.

Молитва неразрывно связана с образом жизни человека. Причина трудностей, испытываемых человеком в молитве, заключается в неправильной, недуховной, неевангельской жизни. Это особенно ощущается нами, когда мы произносим молитву “Отче наш”. Каждое прошение этой молитвы ставит нас перед некой реальностью, мы как бы оказываемся на суде - на суде собственной совести. И молитва эта, если мы молимся от души и от сердца, если действительно думаем так, как написано в ней, должна заставлять нас постоянно изменять нашу жизнь.

Мы говорим: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”, то есть просим Бога простить нам наши долги, так как мы прощаем тем, кто в долгу у нас. И вот, произнеся эти слова, спросим себя: а прощаем ли мы своих ближних? Готовы ли мы поставить прощение Богом нас самих в зависимость от того, прощаем ли мы других? Не слишком ли это страшно, не слишком ли большая ответственность?

Опыт показывает, что не так уж трудно всех простить, так же как не трудно всех любить - всех, в смысле абстрактном. Многие так и говорят: я люблю людей, я только не могу примириться с двумя-тремя людьми, - своей соседкой, своим сотрудником, своей тещей, - а всех остальных люблю. Так вот, слова “остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим” - как раз и напоминают нам о тех нескольких людях, которых мы не можем простить, которым не можем “оставить долги”. И эта молитва нас учит тому, что, пока мы не простим их, мы не можем надеяться, что Господь простит нас.

Жизнь земная дана нам для того, чтобы примириться со всеми. В жизни завязываются многие узлы, и наша задача заключается в том, чтобы успеть их развязать до того, как эта возможность у нас отнимется. Нет ничего невозможного для человека. Бывает очень трудно с кем-то примириться, кого-то простить, но если мы не будем находить в себе силы для этого, мы не можем рассчитывать на то, что Бог простит нас. Если мы называем Бога своим Отцом, а себя христианами, если мы говорим: “Да святится имя Твое”, то есть, что имя Божие должно быть свято, а святость имени Божия должна быть явлена через наши дела, то как же мы можем не прощать наших должников, - тех, кто нас оскорбил, обидел или унизил?

Жизнь христианская - это подвиг, и мы должны со всей ответственностью подойти к ней, должны заслужить право произносить молитву Господню. И право это дается нам нашими добрыми делами. Ни одно слово, а тем более слово молитвы, не должно быть тщетным, пустым, неоправданным. За каждым словом должна стоять реальность, и за словами молитвы “Отче наш” должны стоять наши поступки. Если мы говорим Богу: “Да будет воля Твоя”, - значит мы должны свою волю подчинять Его, Божией воле. И если мы просим Бога: “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”, -это значит, что мы должны научиться прощать всех, кого мы считаем перед собой виноватыми, кого считаем своими.должниками.

На вопросы верующих отвечает настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

Закончится пост Рождественский, впереди - Великий пост. Но грех лени, объядения, молитвы о недостойном, рассеянное внимание во время богослужения, много других досадных суетных грехов повторяются вновь и вновь. Как жить и победить?

Грехи повторяются потому, что грех как поступок рождается от склонности, которая живёт в человеке. С грехом как поступком мы расправляемся на исповеди, а со склонностью ко греху - в Причастии, иначе получалось бы нелогично: исповедуют в грехах, а причащают во оставление грехов… Во оставление каких грехов, если только что исповедовался? На исповеди снимается ответственность за грех как конкретный поступок, а в Причастии попаляется склонность ко греху. Вспомните благодарственные молитвы по Св.Причащении: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему…» Вот об этом надо, конечно, помнить.

Нужно ли обращаться к православному психологу для искоренения своих грехов?

Психология - это альтернатива духовничеству. Психология как наука возникла после Первой мировой войны, когда многие люди разочаровались в христианстве, потому что христианские народы Европы воевали друг с другом. Появилось много безбожников, но им надо было как-то решать свои душевные проблемы, и тогда психология стала востребованной. Кстати, нормальные православные психологи говорят: «Мы - помощники священников, мы просто занимаемся душепопечением, подсказываем людям, как правильно поступить». И многие действительно работают под руководством опытных православных батюшек.

Частенько Свв.Отцы по-разному толкуют одно и то же событие в Писании. Как разобраться, кто прав?

Объясню на конкретном примере. Вот пророчество Иакова относительно Дана - родоначальника колена Данова, пятого сына Иакова от Валлы, служанки Рахилиной: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад» (Быт.49,17). Есть толкование, что эти слова - об антихристе, который придёт из колена Данова. Именно антихрист, а не Христос, ибо Спаситель - из дома Давидова, и даже если взять талмудические слова о Христе, то там прямо написано, что Он из дома царского. А антихрист будет из колена Данова, то есть из того колена, которое не имеет даже права претендовать на какие-то почести. Но есть мнение, что слова Иакова относятся к человеку Божиему Самсону - он был тоже из колена Данова и был как змей на дороге для филистимлян, и он опрокидывал и коня и всадника и воевал благодатию Божией. То есть одно и то же пророчество может обладать двумя смыслами. И когда у Свв.Отцов мы видим разные истолкования - на самом деле они не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, ибо пророчество это говорит о хитрости и воинственности потомков Дана. Но для понимания этого надо созреть. Хуже всего, когда человек прочитал труд какого-то одного Св.Отца или одну православную книгу и думает, что всё знает, постиг истину Божию и не хочет более никого слушать.

И ещё к слову о толкованиях и понимании. Мы все хорошо знаем молитву «Отче наш» - ночью разбуди, расскажем без запинки, не задумываясь. Вот именно, не задумываясь… А зря. Обращу ваше внимание только на одну строчку: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Мы просим Отца Небесного оставить, т.е. простить нам все наши долги - грехи - и для подкрепления просьбы произносим: «…якоже и мы оставляем должником нашим», то есть «как и мы прощаем своих должников», среди коих обидчики, недруги, предатели… Но прощаем ли мы их на самом деле - от чистого сердца, не поминая прошлого, не стараясь отомстить или уязвить при встрече? Задумались? Вот то-то и оно, что не всегда и не всех мы прощаем. А ведь просим Господа простить нас так же, как и мы прощаем. То есть если не простили мы, значит, и Господь не простит нас. Вот о чём надо помнить, а не бездумно отбарабанивать слова молитвы. Сейчас впереди торжество - Рождество Христово, радость, веселие, что в мiр пришёл Спаситель. Но не за горами Прощёное Воскресение и Великий пост. Готовьте душу свою к покаянию и очищению.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

"И остави нам долги наши"

Здравствуй, дорогой читатель!

Рад с тобою встретиться на следующей фразе этой удивительной молитвы и попытаться совместно с тобою понять глубину, заложенную во фразе "И остави нам долги наши".

Как это ни банально звучит, но мы с тобою души. Каждая душа обладает ценнейшим даром - правом свободного выбора. Душа путешествует по океану жизни, перевоплощаясь из одного тела в другое. Набирая жизненный опыт, коллекционируя жизни, совершая поступки. Мы с тобою жили тысячу жизней, воплощались в разных телах, накопили огромное количество поступков.

День за днем, месяц за месяцем, год за годом, жизнь за жизнью мы пожинаем плоды этих поступков. Проживая то счастливые минуты, то минуты огорчения. Что-то приобретаем, кого-то теряем - все это плоды поступков, которые мы совершили, основываясь на уникальном даре - праве свободного выбора.

И часто у нас даже нет возможности вырваться из стен, которые мы для себя самостоятельно и построили. Это стены нашего мировоззрения, нашего отношения к жизни, нашего отношения к себе. Понимание: что хорошо, что плохо; что правильно, что не правильно. Наших жизненных ценностей. А ведь все это всего навсего результат наших прошлых поступков, наших прошлых жизней, наших прошлых воплощений.

Плоды нашего прошлого превращаются в прочные стены, из которых мы не можем вырваться. Они похожи на толстые нити, которые огромным клубком окутывают душу и самостоятельно вырваться из этого замкнутого круга с каждым днем, месяцем, годом, жизнью становится все сложнее и сложнее.


А еще мы живем в мире, в котором нам ничего не принадлежит. В котором мы только потребители. Мы потребляем солнечный свет, мы потребляем кислород, потребляем питательные вещества из растений или животных, потребляем недра Земли, ее полезные ископаемые. Потребляем впечатления от отношений с другими людьми и так далее.

Мы все берем, берем и берем. Даже не задумываясь о том, что существует огромное количество живых существ, которые трудятся над тем, чтобы дать нам все это. По какой-то необъяснимой причине нам кажется, что мы - единственные живые существа в Мироздании. И все, что в нем есть - принадлежит нам. А ведь если ты что-то взял, чем-то пользуешься, ты обязан что-то отдать, чем-то послужить. И если огромное количество живых существ служат нам, помогая поддерживать нам жизнь, нам придется возвращать эти долги, нам придется что-то отдавать, чем-то жертвовать. Нам часто бывает сложно что-то отдать ближнему человеку, которого мы видим рядом с собою, уже не говоря о том, что из-за помутневшего сознания потребителя мы не видим, не чувствуем и не понимаем, что мы можем отдать Солнцу за его солнечные лучи, что мы можем отдать Воде за ее помощь в поддержании нашей жизни.

Как мы можем содержать в чистоте Воздух, не загрязняя его ядовитыми веществами. А ведь вспышки на Солнце - это не причина, а следствие разрушительных эмоций, накопившихся у человечества. Вода или Воздух- это сознания живых существ, которые любят нас и служат нам. А мы причиняем им вред, загрязняя эти сознания продуктами своей жизнедеятельности.

Иисус видел все эти вещи, понимал их. Он точно знал, что Душа, оказавшись в застенках своих прошлых поступков, полностью впитав "сознание потребителя", практически не имеет никаких шансов вырваться из этих пут, вспомнить чувство Любви. Иисус привык, что только боль и страдания заставляют человека шевелиться, привносить изменения в свою жизнь. И все же, в фразе "И остави нам долги наши" эта уникальная Личность, эта полностью освобожденная Душа оставила нам единственно возможный рецепт быстрого освобождения от пут всех предыдущих воплощений, последствий всех предыдущих поступков за максимально короткое время.

А рецепт этот был прост как проста жизнь, как просты все настоящие живые истины. Тебе достаточно искренне обратиться к Богу, и Он выполнит твою просьбу. Но он выполнит только ту просьбу, с которой к Нему обращается Душа. А не искусственно сформированная социумом личность, в которую, как в робота, вживлены бессмысленные разрушающие ценности.

Например, ты должен много и упорно работать, потратить 10 лет своей жизни, лишиться здоровья, но заработать на хорошую машину. Ты должен отдать самое ценное, что у тебя есть - свое время, за кусок железки. И хорошо, когда новенький автомобиль является вкусным и приятным следствием реализованного тобою призвания. Когда ты занимаешься делом, от которого поет твоя Душа. Когда то, что ты делаешь, нужно большому количеству людей. И они понимают это и готовы платить за это. Тогда ты в пути, в потоке, в жизни. И автомобиль - прекрасное следствие твоей сильной жизни. Но когда железяка становится целью твоей жизни, и тебе не важно, чем ты будешь заниматься, лишь бы накопить на нее деньги, потратить свои жизненные силы - ты занимаешься саморазрушением и твои "искренние просьбы" типа "Бог, дай мне машину", будут донесены до Господа твоей Душой в виде "Господь, дай ему немножко ума" :).

А когда Душа искренне просит простить ей все долги, Господь с огромной Любовью помогает Ей в этом. Иисус был освобожденной Душой, он это понимал. Он знал, как работает этот процесс. Знал, что у человека, который будет произносить эту фразу, все равно будут присутствовать сомнения. Услышит его Творец, или нет, обратит на него свое внимание, или нет. Заслуживает ли он освободиться от последствий своих прошлых поступков, или он настолько грешен, как внушали ему церковники, что в этой жизни он не заслуживает ничего, кроме рабства.

П оэтому во фразу "И остави нам долги наши" Иисус вложил не только смысл, но и свои реализации, свои знания, свой опыт, свои победы. Поэтому, когда человек произносит фразу "И остави нам долги наши", запускается удивительный механизм очищения и освобождения от любых (ты понимаешь - любых) плодов наших прошлых поступков, ошибок, преступлений. Мы освобождаемся от долгов всем живым существам, которые помогают нам поддерживать нашу жизнь, дают нам свет, воздух, воду и так далее. И в этом тоже проявляется искренняя Любовь Бога по отношению к нам.

Но пусть обыватель и потребитель не расслабляется. Это ни в коей мере не значит, что ты - раз, и стал чистеньким и блестящим. И опять вперед, в мир, удовлетворять свои желания. Это значит, что с этого момента твое сознание начинает претерпевать глубокие трансформации. Твои жизненные ценности начинают меняться, эмоции и реакции, от которых ты раньше не мог освободиться, постепенно становятся подвластны тебе. У тебя появляются силы преодолеть те жизненные обстоятельства, которые раньше бы просто разрушили тебя как личность.


И так шаг за шагом ты освобождаешься от всего наносного. С каждым днем, месяцем, годом твое сознание становится все чище и чище. То, что раньше для тебя было ценным и важным вдруг становится маленьким и бессмысленным. То, что ты воспринимал как обыденность, ты начинаешь видеть как проявление большой Любви по отношению к тебе. Этот процесс затрагивает твое сознание целиком, все уровни и слои. От самых грубых и инертных, до самых тонких и подвижных.

Во фразе "И остави нам долги наши" заложен такой бесценный дар для каждого человека, что оценить его можно только когда твое сознание станет чистым, как стеклышко, и ты напрямую будешь воспринимать отношения с Богом как свой личный переживаемый опыт. И только когда ты прикоснешься к удивительному вкусу этих отношений и поймешь, насколько они глубоки, насколько они переполнены счастьем, любовью, радостью, только тогда ты по-настоящему поймешь истинную цену фразы "И остави нам долги наши".

Для людей с логическим складом ума могу дать простое понимание - носителем наследственной информации в теле человека является ДНК. Кроме того, ДНК любого человека - это своего рода жесткий диск, на котором записана вся история Земли. История любого живого существа, любого человека, который жил на Земле. В твоей ДНК записана жизнь Иисуса от первой до последней минуты, записаны все его реализации, весь его опыт, его мировоззрение. Только бери и пользуйся.

Поэтому, когда ты произносишь фразу "И остави нам долги наши", твоя ДНК начинает отдавать тебе все понимание, которое вложил в эту фразу Иисус. Поэтому, даже твое тело начинает меняться, оно начинает очищаться, оздоравливаться, одухотворяться. А ведь наше физическое тело - это плод наших самых тяжелых поступков, самых старых и трудно изменяемых. Теперь ты понимаешь дар, который дал тебе Иисус в этой молитве? Ты освобождаешься от любой старой трухи на максимальную глубину. Просто знай это.

В этом тоже был заложен самый большой дар Иисуса. А не то, что он своей кровью смыл наши грехи. Он изо всех сил хотел сосредоточить наше внимание на жизни и Любви. Жизни живой и вечной. А не на смерти. Именно понимание, что Иисус своей кровью искупил наши грехи породило многовековые войны и убийства. Инквизицию и религиозное рабство. Не своей смертью, а своей жизнью, своим духовным опытом Иисус преподнес нам этот великий дар, который отпечатался в ДНК, клетках каждого человека, живущего на Земле. Каждого человека, который еще родится и будет жить на Земле.

Вот это дар, так дар!


Я хочу попробовать еще больше расширить горизонты твоего сознания. Понимаешь, в нашей Вселенной живет огромное количество живых существ. Их основным питанием является энергия. Большие, красивые, светлые мысли порождают высокую и чистую энергию. Это строит твою чистую, светлую, радостную жизнь. Притягивает к тебе людей с похожими мыслями, окружают тебя живыми существами такой же чистоты и света как твои мысли. Мысли о смерти, распятии, страданиях, крови порождают тяжелую энергию. Твои мысли выстраивают твою же жизнь. Жизнь, полную страдания. Этими мыслями ты приглашаешь в свою жизнь живых существ, которые питаются этими тяжелыми мыслями, этой тяжелой энергией. Они заинтересованы в том, чтобы ты как можно дольше думал о муках, грехах, распятии, крови. Но выбор всегда за тобою. Либо ты веришь, а теперь уже, знаешь, что Иисус своей жизнью, своими духовными реализациями, своими невероятными по глубине и пониманию знаниями, которые он вложил в молитву "Отче наш" помог тебе и спас тебя. Или ты веришь, что он своими мученическими страданиями, своей кровью, своим распятием повлиял на твою жизнь. Выбор всегда за тобою.

Но задай себе такой вопрос: какие бы мысли выбрал Иисус?

А теперь задай себе вопрос: А кто сейчас больше всего говорит о грехе, мучениях, страданиях и искуплении? Разве не они?

26-04-2005

Поэтические переложения

Молитва Отче наш”, известная каждому христианину с детства, представляет собой сконцентрированное изложение всей христианской доктрины. В то же время она является одним из наиболее совершенных литературных произведений, зафиксированных когда-либо письменно.

Таков общепринятый взгляд на короткую Молитву Господню, которой Иисус научил Своих учеников.

Как это возможно? Ведь для полного изложения религиозного учения в других религиях понадобились многие тома. А Иисус даже не просил учеников Своих записать каждое её слово.

Просто во время Нагорной проповеди Он сказал (Мф . 6, 9:13):

“ Молитесь же так:

Отче наш, иже еси на небесех!



И остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение,
но избави нас от лукавого”.

Но это – не единственный вариант перевода Молитвы Господней на русский язык. В имеющемся у автора издании Евангелия от 1892 года имеется несколько другой вариант:

“Отче нашъ, сущiй на небесахъ!
да святится Имя Твое; да прiидетъ Царствiе Твое;
да будет воля Твоя и на землъ, какъ на небъ;
хлъбъ нашъ насущный дай намъ на сей день;
и прости намъ долги наши;
должникамъ нашимъ;
и не введи насъ во искушение,
но избави насъ отъ лукавого;”

В современном, каноническом издании Библии (с параллельными местами) мы находим почти такой же вариант перевода Молитвы:

“Отче наш, сущий на небесах!
да святится Имя Твое; Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши;
как и мы прощаемъ должникам нашим;
И не введи нас во искушение,
но избавь нас от лукавого;”

В старославянском переводе Молитва (если её написать современным алфавитом) звучит ближе к первому варианту:

“Отче наш, иже еси на небесех!
Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наша,
яко и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас в напасть,
но избави нас от лукавого”.

В этих переводах использованы разные слова для обозначения одних и тех же понятий. Прости нам” и “остави нам”, “напасть” и “искушение”, “иже еси на небесех” и “сущий на небесах” обозначают одно и тоже. Никакого искажения смысла и духа слов, данных Христом Своим ученикам, ни в одном из этих вариантов нет. Но сопоставляя их, можно прийти к важному выводу о том, что буквальная передача Слов Иисуса не только невозможна, но не является обязательной. В английских переводах Евангелий можно найти несколько различных вариантов, но все их можно считать аутентичными, ибо в них смысл Молитвы и дух её переданы адекватно.

Молитва Господня получила широкое распространение сразу после распятия и Воскрешения Иисуса. Это видно хотя бы из того факта, что она была найдена в таких отдаленных точках, как город Помпеи (то есть, оказалась там до того, как Помпеи были разрушены извержением вулкана Везувия в 79 г. от Р.Х.)

Вместе с тем, подлинный текст Молитвы Господней не дошёл до нас в первозданном виде.

В переводах на русский язык Молитва Господня звучит одинаково в Евангелиях от Матфея (6:9-13) и от Луки (11:2-4) . Одинаковый текст мы находим и в Евангелиях KJV (King James Version) на английском языке.

Если же мы возьмём греческий первоисточник, то с удивлением обнаружим, что знакомые нам слова “сущий на небесех”, Да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли” и “избави нас от лукавого” в Евангелии от Луки отсутствуют.

Существует много версий, объясняющих причины исчезновения этих слов в Евангелии от Луки и появления их в переводах, а впоследствии и в современных греческих изданиях Евангелия. Мы не будем останавливаться на этом, ибо для нас важна не буква, а дух великой Молитвы.

Иисус не предписывал нам молиться, заучив Его слова буквально. Он просто сказал “Молитесь так:”, то есть, “молитесь таким образом”.

В дальнейшем мы будем придерживаться первого варианта перевода, как наиболее распространённого. Во всяком случае, эти слова поют верующие в нашем Соборе Св. Спиридона.В этом же виде Молитва приводи

тся в “Православном молитвослове” за 1993 год и в “Полном Православном молитвослове для мирян”.

Верующие не только шепчут эту Молитву или произносят её, во время литургии они поют слова Иисуса под музыку

и других известных и безымянных композиторов. Действительно, стройное построение Молитвы, разбиение на короткие строки с законченным смыслом дают основание предполагать, что она была изложена ритмическим, может быть, даже рифмованным слогом. Такое предположение было сделано известным немецким библеистом Энно Литтманом (1875-1958), который предпринял попытку обратного перевода Молитвы на арамейский язык. Покойный отец Александр Мень даже объявил о том, что “Литтман установил , что арамейский первоначальный текст молитвы “Отче наш” построен четырехстопными стихами и рифмами на конце”.

Действительно, Иисус из Назарета говорил и проповедовал на арамейском языке. Язык этот, ныне почти исчезнувший, относится к группе семитских языков и был в те времена в ходу на Ближнем Востоке. Исторически он возник в конце второго тысячелетия до Рождества Христова. Им пользовались ассирийцы, халдеи, евреи и сирийцы. Иранские чиновники и правительство использовали его в западных провинциях своего государства. Арамейский язык сохранился и сейчас в некоторых селениях, благодаря чему мы можем услышать (ещё до того, как вы окончите читать эту статью) Молитву Господню примерно так, как её произносил Сам Христос.

Вряд ли возможно установить истинность предположения Э. Литтмана, ибо в тех немногих районах, где ещё говорят на арамейском языке, он должен был претерпеть за последние два тысячелетия существенные изменения, как и любой другой язык. Читатель может и сам убедиться в необоснованности вывода о стихотворном построении Молитвы, прослушав “Отче наш” на арамейском языке.

Слушая Молитву Господню, попробуйте воспользоваться нижеследующей транскрипцией, которая, несмотря на её приблизительность, поможет читателю, не владеющему арамейским, следовать за смыслом Молитвы:

Отче наш, иже еси на небесех!

Авву н дбишмайя

Да святится имя Твое!

нитка ддах ши ммух

Да приидет Царствие Твое;

тете мальчу тух

да будет воля Твоя

неве совья нух

яко на небеси и на земли.

эйча на дбишмайя аб пара

Хлеб наш насущный даждь

Ха ла ла хма дсунка нан

нам днесь.

юма на

И остави нам долги наша,

Вушю х лан хобэ йн

якоже и мы

эйча на дап а хнан

оставляем должником нашим.

Шу клан хайяви н

И не введи нас во искушение,

вула та алан лнисью на

но избави нас от лукавого:

э лла па сан мин би шя.

Слово “молитва” на арамейском языке произносится как “слофа”. Корень этого слова - “сло” в буквальном переводе означает “улавливать”, “расставлять силки”. Первоначальное значение слова “слофа” было: “настроить свой ум так, чтобы уловить мысли Господа” или “поймать внутренний голос”. Молитву можно определить как состояние разума, в котором он не выражает, но воспринимает. Слово “слофа” имеет также значение “фокусироваться”. На современном языке мы сказали бы: “настроиться на волну”.

Некоторые верующие, особенно в Западном мире, полагают, что молитва - это средство для испрашивания у Господа того, что нам хотелось бы получить. Наиболее частыми просьбами, обращаемыми во время молитвы, являются просьбы о здоровье, богатстве, достижении поставленной цели. Автор знает даже религию, предписывающую молиться о наказании лиц, к этой религии не принадлежащих. Последователям этой же религии предписана и так называемая “новогодняя” молитва, в которой есть слова “яви нам Царствие Твоё побыстрее”.

Стоит ли говорить о том, что Бог мог бы только посмеяться над попытками людей давать Ему указания какие, в каком порядке и с какой скоростью наши ненасытные желания исполнять. Но, поскольку Богу чувство юмора не свойственно, Он и не смеётся, указания же строптивых Homo Sapiens просто игнорирует.

Истинная молитва - это не требование желаемого, но попытка понять указания Всевышнего. Отец наш и Сам знает, что нам требуется задолго до того, как в требуемом возникнет нужда. Настраиваясь на волну Создателя, мы можем только пытаться уловить всю любовь, радость, истину, мир, энергию и сочувствие, которые Он даёт нам и в которых так нуждаются верующие люди.

Некоторые верующие ошибочно полагают также, что Молитва, данная нам Иисусом Христом, была Его молитвой. На самом деле, Самим Иисусом она не использовалась. Он был безгрешным по природе Своей и не мог произносить слова “остави нам до лги наша”.

“Россия занимает второе место в Европе после Польши по количеству верующих в Бога”. Вероятнее всего, эти данные преувеличены, но это преувеличение верно отражает общую тенденцию. Робко, почти наощупь, ищем мы пути к истинной вере, к великому Учению Господа нашего Иисуса Христа.

Поэтесса из Санкт-Петербурга, София Маризовская , опубликовала недавно своё переложение Великой Молитвы, отражающее искания искренне верующего человека:

Отче наш, от начала Сущий,
Своим Словом создавший всё!
Отче наш, в небесах живущий,
вечно святится имя Твоё!

Отче наш, да распространится,
Твоё Царство по всей земле.
И святая твоя, Боже, воля,
да влечет человеков к Тебе!

Небеса пусть сойдут на землю,
пролей щедро Твою благодать.
Пошли Слово Своё, и спасенье,
миру этому даруй вкушать.

Не в едином земном только хлебе,
мы нуждаемся день ото дня.
Но из уст Твоих вечных глаголы,
нас спасают, от злого храня.

Отче наш, нам прости беззаконья,
и грехов наших не вспомяни.
Омой чистой Иисусовой кровью,
и в сердца Твой огонь низведи,

Чтоб мы чисто всегда любили,
даже тех, кто обидел нас.
Чтоб волками в сём мире не жили,
чтобы совести слушая глас,

Мы прощали, смирялись, терпели.
В сердце горечи не тая.
Чтоб во свете Твоём ходили,
всех вокруг так, как Ты, любя.

Отче наш, от врага защити нас!
От соблазнов и козней его.
Мир не дай полюбить, и мирское,
не прилепится пусть ничего.

Плоти похоть всегда отвергая,
сердца гордость, лукавый взгляд,
помоги лишь к высотам стремиться.
И не помнить дороги назад.

Не вернёмся, мой Бог, не вернёмся,
Твоей силой на смерти стези.
Беззакония наши простивший,
искупивший все наши грехи!

Мы Тебя прославлять вечно будем,
Твоё Царствие провозглашать.
За Тобою последовав в Духе,
Твою силу и милость являть.

Тебе слава моя не престанет,
к Твоей истине сердце спешит.
Мой Господь, Святый Бог Всемогущий,
всё моё Тебе принадлежит!

Наверняка, в русской поэзии существует много других примеров поэтических переложений Молитвы Господней. Мы не будем тратить времени на кропотливые поиски и анализ полного их собрания.

Создатель, Отче наш Единый,
Иже еси на небесех,
Святится вечно Твоё Имя,
Приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко
На небеси, и на земли.
Днесь ниспошли насущна злака.
От прегрешений исцели,
Как мы прощаем прегрешенья
Неверным нашим должником.
Нас не введи во искушенье,
Избави от лукавого.
Аминь.