«Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте

Проходит томительный и, казалось, бесконечный период сорокадневного Рождественского поста. Мороз набирает силу, но земля согревается пластом белого снега, в темном небе таинственно мерцают бриллианты звезд, и вот наконец наступает тот день, когда в православных храмах торжественно звучит: "Христос рождается - славите! Христос с небес, срящите (т.е. встречайте)!"


Две тысячи лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Богомладенец не был встречен почетом и богатством. У Него не было даже колыбели, как у всех детей, не было и пристанища. Он родился за городом, в пещере, где пастухи укрывали стада овец в непогоду, и был положен в ясли - деревянный ящик, куда кладут корм для животных. О том, как это происходило, мы читаем у евангелистов Матфея и Луки. Рассказ о Рождестве Христовом они, естественно, ставят в начало. У обоих евангелистов это вторая глава.


Удивляет, в какой глубочайшей тайне от людей совершилось пришествие в мир Царя этого мира! О чудесном рождении Предтечи и Крестителя Господня Иоанна рассказывали "по всей нагорной стране Иудейской", а рождение Самого Спасителя не привлекло столь пристального внимания. Дева Мария для всех состояла в законном браке. А само рождение, по промыслу Божию, произошло вдали от людей. Матерь Божия Сама и "спеленала Его, и положила Его в ясли" (Дк. 2,7). Была ночь, все вокруг спали.


Но вся вселенная всколыхнулась. Апостол Лука пишет о пастухах, "которые содержали ночную стражу у стада своего". "Вдруг предстал им Ангел". И тут же - "многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение"! Это место из святого Евангелия читается в храмах в рождественский сочельник, накануне праздника. Первыми гостями Божественного Младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым ангел возвестил о Рождестве Христовом: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях" (Лк 2,10-12). Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. А в самое Рождество мы слышим еще более удивительное свидетельство. Пришли неведомые люди "с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Волхвы принесли Младенцу Христу дары - золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото подобает Царю, ладан приносят Богу, а смирну волхвы подарили Родившемуся как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). На всем лежала печать единого Творца. Все связано - и Ангелы, и звезды, и люди. Это чувствовали ученые люди из стран языческих. Они всячески старались уловить связь видимого мира с человеческой судьбой. Особенно привлекали их небесные светила, что вполне справедливо. Эти светила были сотворены не только "для отделения дня от ночи", но и "для знамений, и времен, и дней" (Быт. 1, 14). Восточным волхвам удалось вычислить звезду Царя Иудейского!


Но в Иерусалиме они беспомощно спрашивают: где родившийся Царь? Волхвы вычислили самый факт рождения, но никогда не смогли бы найти Самого Царя. Но, поскольку они честно искали, Господь совершил для них чудо: звезда, которая, по мнению видных богословов, являлась некоей силой Божьей или ангелом, а в глазах волхвов была вполне астрономической звездой, вдруг оживает, спускается, ведет их и останавливается над самым "местом, где был Младенец". Бог приходит на помощь, когда кончаются силы человеческие.


Но что далее? Волхвы принесли дары и ушли "в страну свою". Пророческие книги возвестили только то, что Христу надлежит родиться "в Вифлееме Иудейском". Пастухи, "славя и хваля Бога" (Лк. 2,20), возвратились к своим стадам. И никто из этих свидетелей никому прямо не указал на Младенца. Святое семейство скоро вынуждено было бежать в Египет. Пастухи продолжали наполнять землю слухами. Волхвы, придя в свою землю, хранили глубоко в сердце то, что видели и слышали. Для кого же все это было? Конечно же для нас с вами, а в первую очередь - для Пречистой Матери Христа Девы Марии, Которая "сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем" (Лк: 2,19).


Упало в землю горчичное зерно, малейшее из всех. Прикоснулась к пораженному грехом, мертвому естеству Божественная закваска. Встревоженная на время ангельским пением ночная тьма снова сомкнулась и будет еще долго торжествовать, пока не придет час и не разорвет ее окончательно свет Христова Воскресения.


– на вечернем богослужении уже звучат рождественские песнопения. “Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите” – эти слова первого рождественского ирмоса напоминают нам о близости . Всего в рождественском каноне 8 ирмосов. О том как переводится, что означает и как поется каждый из ирмосов мы расскажем на сайте “Фомы” в течение рождественского поста в серии материалов .

Ирмос – это первая строфа канона. Канон – это богослужебный певческий жанр. Рождественский канон состоит из двух древних канонов, авторами которых являются два брата, великие гимнографы VIII века Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Эта похвала торжеству Рождества Христова будет звучать весь пост до самого праздника и ежедневно во все время Святок до крещенского сочельника (18 января).

Подробнее о месте канона в вечернем богослужении можно прочитать .

Ирмос первой песни

Песнь 1

Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися.

Перевод:

Песнь 1

Христос рождается – славьте! / Христос с небес – встречайте! / Христос на земле – воспряньте! / Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, / ибо Он прославился!

Толкование:

Первый ирмос рождественского канона Косма Маюмский написал, вдохновленный «Словом на праздник Богоявления и Рождества Христова» святителя Григория Богослова: “Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу вся земля! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом Земного! Христос во плоти: с трепетом и радостью возвеселитесь, - с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды” .

По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой считается победный гимн пророка «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15 :1-19). Связующее звено первого ирмоса - последний стих «яко прославися», совпадающий с верховным образом пророческого гимна Моисея - Господом славы, некогда избавившем Свой народ от египетского рабства. Теперь же Господь со славой воплощается (рождается как Богочеловек) для того, чтобы избавить все человечество от рабства у греха.

Фраза «Пойте Господеви вся земля» заимствована из 95 псалма . «Так пойте, – говорит песнотворец, – рождённому Христу вся земля, то есть все живущие на ней люди. Но и вы, разные языческие народы, пойте Ему не с ленью и душевной печалью, но с готовностью и веселием сердечным, ибо Он препрославен».

Из толкования канона Рождеству преподобного Никодима Святогорца:

«…имя Христос главным образом указывает на двусоставность – одновременно и на Бога, и на человека… Когда же Богослов и Священный Косма говорят здесь «Христос раждается» и «Христос на земле», тогда имя Христос имеет значение Богочеловека, поскольку Бог и человек родился от Девы, и Бог и человек явился на земле. Когда же говорят «Христос с Небес», тогда под именем Христос подразумевается Бог без сопричастности к человек».

Как поют:

Архимандрит Феофан (1785-1852), самый распространенный напев. В исполнении хора Сретенского монастыря. .

Предстоятель и архиереи поздравляют верных чад Украинской Православной Церкви с Рождеством Христовым!

Рождественское послание
Предстоятеля Украинской Православной Церкви
Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия
архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам
Украинской Православной Церкви

Боголюбивые архипастыри и пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Украинской Православной Церкви, сердечно поздравляю всех вас с великим мироспасительным праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

В эти святые дни наши души и сердца наполняются благочестивыми воспоминаниями о великой Тайне пришествия в мир Сына Божия.

В то время, когда родился Владыка Христос, самым большим и могучим государством на земле была Римская империя. Она охватывала собой почти всё цивилизованное человечество, и люди, которые не знали Истинного Бога, гордились тем, что они живут в такой стране.

Когда исполнились времена пришествия в мир Мессии, Сына Божия, люди, даже язычники, в сокровенных тайниках своих душ чувствовали, что в мире должно произойти что-то чрезвычайное и великое, что-то такое, что изменит к лучшему весь мир.

Некоторые из «сильных мира сего» считали, что это великое и дивное должны сделать именно они. Так, цезарь Август, правитель Римской империи, решил провести перепись населения, чтобы прославить себя и удивить мир большим числом своих подданных и необъятными просторами своего царства. Он даже не подозревал, что его великая идея является лишь маленькой каплей в океане мудрости Божественного Промысла, устрояющего спасение падшего человека. Толкователи Священных Писаний говорят, что Промыслом Божиим перепись была устроена для того, чтобы Матерь Божию привести из Назарета в Вифлеем, чтобы Она именно здесь родила в мир Сына Божия, как об этом предвозвестил Дух Святой устами древних Пророков (Мих. 5:2).

И Матерь Божия, Преблагословенная Дева Мария, в Вифлееме, в бедной пещере, родила Мессию-Христа, Спасителя мира. Вифлеемская пещера, куда в непогоду загоняли бессловесных животных, стала Палатой, в которую вошел Творец видимого и невидимого мира. Вифлеемская пещера стала Небом. «Пока в пещере не было Владыки Христа, – говорит святитель Димитрий Ростовский, – пещера была пещерой, но когда в пещере родился Владыка Христос, пещера уже стала не пещерой. Она стала Небом… потому что где Бог, там и Небо». Святитель Григорий Неокесарийский говорит нам о том, что в пещере Богомладенца Христа окружали святые Ангелы.

Священный трепет объял сердца Вифлеемских пастушков, когда они, получив известие от Ангела, пришли в пещеру и увидели Богомладенца Христа в пеленах и лежащего в яслях (Лк. 2:12,16).

Для поклонения Божественному Младенцу пришли мудрецы с Востока. Вдохновленные внутренним чувством того, что в мире должно произойти что-то великое, они внимательно следили за движением небесных светил, надеясь через них найти это чудо. И Господь открыл им его через появление чудесной звезды.

Эта звезда привела мудрецов к Богомладенцу Христу, Которому они принесли дары: золото, ладан и смирну, и Которому они с большим трепетом и благоговением отдали Божескую честь и поклонение.

И мы, дорогие братья и сестры, в эти праздничные дни с особенным трепетом и благоговением поклоняемся и молитвенно прославляем рожденного в мир нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа. Мы смиренно благодарим нашего Спасителя за то, что Он, будучи Сыном Божиим, по Своей любви к нам, грешным, стал Сыном Человеческим; за то, что Он, как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, принял на Себя худшее, чтобы подарить нам лучшее. Сын Божий принял на Себя человеческую природу и стал тем, чем Он не был, чтобы нас сделать теми, чем мы должны быть.

«Присоединим себя, – призывает нас святитель Василий Великий, – к тем, кто с радостью принял Господа с Небес». Подчинимся Ему, ибо Он наш Создатель и Господь, и Он желает и творит нам только благо и добро.

Тот человек, который подчиняет себя Богу, кто заставляет свое грехолюбивое естество делать то, что Господь завещает делать, и отвращается от того, от чего Бог завещает отвращаться, тот человек, как некогда Вифлеемская пещера, становится вместилищем Божия мира и радости.

Сегодня много говорят о свободе человеческой личности. Действительно, человек имеет свободу делать всё: и доброе, и злое. Христос Спаситель пришел в мир, чтобы научить нас разумно пользоваться своей свободой. Сын Божий учит нас тому, что есть добро, а что – зло; что мы должны делать, а от чего мы должны отвращаться; что ведет нас к жизни, а что – к смерти.

Человек, если ты хочешь знать законы, ведущие тебя к жизни, – открой Святое Евангелие, они там все написаны. Читай их и старайся на них строить свою жизнь, и будешь ты носителем истинного счастья. Если же за твою благочестивую жизнь, за твою верность Святому Евангелию кто-то тебя возненавидит и будет над тобой издеваться, будет тебя оскорблять и преследовать – не озлобляйся на него, а терпи и люби всех.

Помни, что дорога жизни устилается терпением и любовью, и тот, кто так делает, тот на земле живет жизнью Небесной.

Еще раз поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с великим праздником Рождества Христова. Желаю всем здоровья и Божия благоволения. Пусть мир Божий, воспетый в рождественскую ночь святыми Ангелами, будет в наших сердцах, в наших домах, в нашей Украинской державе и во всём мире.

Пусть Господь благословит всех нас! Аминь.

Смиренный
+ОНУФРИЙ,

Митрополит Киевский и всея Украины

Рождество Христово, 2016/2017; г. Киев

Дорогие братья и сестры! Наш Господь родился! Возрадуемся и возвеселимся!

Христос рождается, славьте! Христос с Небес, встречайте!

В чуде Рождества мы узнаем Бога как никогда раньше Его не знали, мы узнаем Человека как никогда не могли бы его представить. Бог и Человек соединились в Младенце Христе, Которого держит в Своих объятиях Матерь Божия. Прославляя Его, мы чувствуем, что Господь родился для каждого из нас. Особые дни церковного года всякий раз напоминают нам об этом, и это напоминание возвышает, одухотворяет нас, снова и снова заставляет обращать свои взоры к Небу. Молитва – это обращение ко Господу наших мыслей и чувств, она соединяет друг с другом всех людей земли – и тех, кто жил когда-то, и тех, кто живет теперь. Она, как и наше служение, поднимается к Богу как самая драгоценная хвала, как благоухание духовное.

Мы – люди земли, грешные и слабые, но Господь Своею благодатью ведет нас по пути спасения. И для нас важно, что мы, чада Церкви, пусть грешные и немощные, но, тем не менее, – чада Божии. Это нас утешает, дает нам силы жить и созидать свое спасение.

Святитель Ириней Лионский говорит: «Слава Божия – это человек живой. Жизнь человеческая – это видение Божие. С тех пор, как Сын Божий стал тем, что мы есть, чтобы мы стали тем, что Он есть, стало невозможно отделить наше изумление перед тайной Бога от нашего изумления перед тайной человека».

Рождество часто называют детским праздником. В Рождество люди дарят друг другу подарки. Особенно ждут подарков дети. Их чистые души порой даже сильнее нас, взрослых, могут почувствовать радость. Но и взрослые в эти дни вспоминают свое первое Рождество в Церкви, первую благодать, которую получили даром. У каждого из нас есть свои особенные воспоминания: кто-то вспоминает раннее утро, когда поется тропарь Рождеству и дети приходят в дома, порой к незнакомым людям, зная, что там им ответят на рождественское приветствие и тоже будут радоваться Святым дням. Впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь.

Вот почему так важно воспитывать детей в вере, не ограничивая лишь подарками ощущение праздника. Все самое доброе дитя впитывает с молоком матери. Зерно, упавшее на добрую почву, обязательно прорастет. В утешение страждущим родителям преподобный Паисий Афонский говорит, что когда дети, которых родители старались воспитать в любви ко Христу, отходят от Церкви, они все равно возвращаются обратно.

И мы видим много добрых примеров среди молодежи, которая подчас критически осмысливает положения веры, но в то же время помнит заветы, которыми их питали родители и чувствует наши молитвы.

Нельзя забывать в этот праздник и о тех, кто одинок и кого некому поздравить, и так идти навстречу Христу, навещая их. Ведь радость разделенная есть радость умноженная.

Господь всегда идет к нам навстречу, но чтобы соединиться с Ним, мы должны сделать то, что зависит от нас – ради спасения своей бессмертной души самим идти навстречу Ему. Бог пришел на землю уничиженным, родившись в скотских яслях, и стал Главою мира. Он стал Главою спасения всех верующих в Него. Мы должны это помнить и созидать свое спасение, пусть малыми, но все же делами.

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов)

1. Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися.

Перевод: Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился.

Сознайте любовь Божию к вам, ободритесь, падшие, и торжествуйте, переносясь мыслию на небо, которое становится вам доступным.

3. Прежде век от Отца рожденному нетленно Сыну, и в последняя от Девы воплощенному безсеменно, Христу Богу возопиим вознесый рог наш, свят еси, Господи.

Перевод: Прежде веков от Отца нетленно рожденному Сыну, и в последние (времена) бессеменно воплощенному от Девы, Христу Богу воскликнем: возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!

4. Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы хвальный приосененныя чащи пришел еси, воплощься от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи.

Перевод: Христе — отрасль от корня и цвет от него, — родился Ты от Девы; от горы, осененной чащею, пришел Ты, всехвальный, воплотившись от безмужной, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи!

От горы, осененной чащею — от Девы.

5. Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утренююще, славословим Тя, Человеколюбче.

Перевод: Бог мира, Отец милосердия, Ты послал нам Ангела (вестника) великого совета Твоего, дарующего мир. Посему мы, быв приведены к свету богопознания, в ночи начиная утренние молитвы, славословим Тебя, Человеколюбче.

6. Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият: в Деву же всельшееся Слово, и плоть приемшее, пройде сохраншее нетленну: егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну.

Перевод: Иону, как младенца, из чрева морской зверь изрыгнул, каким принял; и Слово, вселившись в Деву и принявши плоть, родилось, сохранив Ее неврежденною; ибо Оно сохранило Родившую Его непричастною тому тлению, которому не подверглось Само.

7. Отроцы благочестию совоспитани, злочестиваго веления небрегше, огненнаго прещения не убояшася, но посреде пламене стояще пояху: отцев Боже, благословен еси.

Перевод: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презрев нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем, но, стоя среди пламени, пели: благословен Ты, Бог отцев.

8. Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Перевод: Образ чуда сверхъестественного представила росоносная пещь; ибо не опалила юношей, которых приняла, равно как огонь Божества — утробы Девы, в которую нисшел. Посему, торжествуя, воспоем: вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века.

Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

9. Таинство странное вижу и преславное: небо вертеп, престол херувимский Деву, ясли вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем.

Перевод: Вижу необычайное и непостижимое таинство: пещера — небо; Дева — престол херувимский; ясли — вместилище, в котором возлежит невместимый Христос Бог. Его мы, воспевая, величаем.

Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание: любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть. Но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.

Перевод: Нам удобнее бы хранить молчание, как не подвергающее страху; при любви же к Тебе, Дева, составлять песни, стройно сложенные, не легко. Однако, Матерь, даруй нам столько силы, сколько имеем усердия.