Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный. «Не мир, но меч»

Несмотря на некоторые различия в сценариях апокалипсиса, большинство мировых религий сходятся в одном, что на Землю должен ступить мессия, которому суждено очистить мир от зла и судить человечество. Суд непременно сопровождается мировой катастрофой, в которой и погибает большинство людей.

Имена мессий разнятся, христиане, например, ждут прихода Иисуса Христа, иудеи - Машиаха, а буддисты - Майтрея.

Библейский сценарий

Наиболее известный сегодня сценарий конца света описан в последней книге «Нового Завета» - «Откровении Иоана Богослова».
«Апокалипсис», таково второе название книги, рассказывает о событиях, которые должны произойти после пришествия Иисуса Христа на Землю. Предвестниками надвигающейся катастрофы и прихода Антихриста должны стать птицы, падающие с небес. Согласно легенде, ходе великой битвы добра со злом человечеству будут явлены страшные чудеса, такие как огонь, льющийся с неба, воскрешение мертвецов и приход ангелов.

Согласно библии, после победы добра и очищения мира от скверны и грешников цивилизация должна возродиться, на сей раз чистая и невинная.

Древнейшее предсказание

По мнению ученых, древнейшим текстом, предсказывающим наступление конца света, является «Авеста». Данная книга является священной в религии зороастризма. Немного позже, в процессе вытеснения зороастризма исламом, основные признаки данного предсказания переняли мусульмане.

Согласно книге «Авеста», Земле отпущен срок в 12 тысяч лет, который разделен на два цикла: первый – 3 тысячи лет благоденствия и мира, второй – 9 тысяч лет борьбы со злом, связанных с приходом Ангро-Манью, темного божества.

Ангро-Манью - темный демон, призывающий на землю злых духов, чудовищ и прочих существ, призванных поработить человечество и уничтожить добро.

Легенды викингов

Еще одну интересную версию конца света можно найти, ознакомившись со скандинавскими мифами. Речь идет о Рагнареке, описанном в «Прорицании вельвы». Судьба мира в данном сценарии зависит от бога Одина и его сына Тора, которые вступят в битву со злом, после того, как громадный волк Фенрир поглотит солнце.
Вельва - ведьма предсказательница, рассказывающая о наступлении конца света.

Что характерно, данный миф перекликается с библейским, у викингов конец света должен возвестить гор Гьяллархорна, у христиан трубы ангелов.

Как известно, церковники отвергают астрологию, считая ее суеверием, лженаукой или же, признавая, что она отражает Божественные закономерности, считают ее находящейся под властью демонических сил, которые якобы подсовывают человеку украденное (с Древа Познания добра и зла) Божественное знание, которое Творец укрыл от человека.
А между тем, в самом удивительном и завораживающем произведении Нового Завета – Откровении Иоанна Богослова, или Апокалипсисе, не только используется астрологическая символика, но даже пред взором пророка возникает… гороскоп, указывающий на время наступления некоего события. Какого? – увидим из анализа интересующих нас мест Откровения.

Откровение это не столько Иоанна Богослова, сколько Самого Иисуса Христа, ибо начинается последняя книга Нового завета словами:
“Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре” (1, 1).

Начало получаемого откровения Иоанн описывает так: “Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…” (1, 9-11).
Не будем касаться обращения к семи асийским церквам и откроем сразу 4-ю главу.
“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; … И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, который суть семь духов Божиих. И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему” (4, 1-2, 4-7).

Вот такая космическая картина предстала пред очами Иоанна. Интересно заметить, что созвездие Кассиопея имеет старинное название Трон (изображалось как трон, а позднее как женщина на троне). “Престол – это трон в данном контексте” (А.Мень). Семь светильников – это, похоже, семь ярких звезд Большой или Малой Медведиц. Но это так, между прочим. Что касается 24-х старцев, то астрономы до сих пор делят небесную сферу на 24 часа (время суточного оборота Земли вокруг своей оси). А согласно нумерологии, 24 – это число полноты физической и духовной.

“Море стеклянное” – это обычный в Библии образ неба, небесного свода, так трактуют и богословы.

Четыре животных, что очевидно для астролога, соответствуют четырем зодиакальным созвездиям (и знакам) так называемого фиксированного креста, или креста существования – Льву, Тельцу, Водолею и Скорпиону. Некоторые, например Н.Морозов, трактовавший Апокалипсис как астроном, под орлом понимает созвездие Орла. Но созвездие это, во-первых, находится несколько в стороне и не образует креста. А во-вторых, орел – это символ высших проявлений архетипа знака Скорпион, три уровня которого в астрологии носят образные названия “черный паук”, “серая ящерица” и “орел”. Лев, Телец, Водолей и Скорпион – это четыре “опоры” неба, а говоря богословским языком – четыре херувима, и они не случайно перечислены в очередности сакральной развертки зодиакального круга (обратной направлению движения планет).

Пропустим пятую главу, где Сидящий на престоле передает книгу за семью печатями Агнцу – Иисусу Христу (“ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу”), единому, Кто достоин снять с книги печати. И перейдем к чрезвычайно для нас интересной 6-й главе Откровения.

“И я видел, что Агнец снял первую печать из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящих как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить” (6, 1-2).

“Конь белый, и на нем всадник”. Как очевидно для астролога, символика достаточно прозрачна: конь – планета, всадник – зодиакальное созвездие, в котором эта планета находится. Речь идет именно о созвездии, а не об астрологическом знаке (30-градусном отрезке эклиптики), в чем мы позже убедимся, ибо провозвещаемое грядущее имеет космический, вселенский, метафизический смысл, а не сугубо земной.
С древних времен было принято изображать планеты в виде коней, очевидно, из-за их видимого скачкоподобного и петлеобразного движения на фоне звезд, ведь скорость планеты сначала возрастает, потом спадает, планета как бы останавливается и затем движется назад, а потом цикл повторяется.

Белый конь – это планета Юпитер. Как убедимся в дальнейшем, в тексте Откровения используются цвета, соответствующие физическому характеру (или условиям) видимости планет. “Всадник, имеющий лук”, – это, безусловно, созвездие Стрельца. Дальнейший текст подтверждает нахождение Юпитера в Стрельце: “и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить”. Юпитер находится в “своем” созвездии (Стрельца), где он считается особенно сильным.

Протоиерей Александр Мень в своих комментариях считает образ всадника на белом коне символом империи. Вряд ли с этим можно согласиться. Юпитер в Стрельце, по астрологическому символизму, имеет отношение не только к успеху и победе, но и к вере, религии, духовности, Богу, наконец. И данный символ означает призыв всех верных под знамена Божественной рати на битву с воинством Сатаны. Действительно, всадник на белом коне вышел не просто “как победоносный, а чтобы победить” (курсив мой – А.П.). И он таки побеждает, что и возвещает Откровение. И в подтверждение нашего понимания – то, что в 19-й главе Апокалипсиса на белом коне – Сам Сын Божий: “И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует… Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. (19, 12-13).

Продолжим чтение 6-й главы: “И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И выше другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч” (6, 3-4).
Используем и тут найденный ключ: конь – планета, всадник – созвездие, сопровождающий текст дополнительно раскрывает смысл планеты и созвездия в их взаимодействии.
Рыжий конь – Марс. Всадник с мечом – созвездие Овна, ибо Овен, как и Марс, – символы войны, агрессии. Ему “дано взять мир с земли” – Овен находится в оппозиции (противостоянии) к Весам, “отвечающим” за мир. Марс в Овне – это указание на мощную силу и агрессию, на кровопролитную жестокую войну. А также на соответствующую причину – агрессивность человечества.

“И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий; елея же и вина не повреждай” (6, 5-6).

Какую планету представляет вороной (или, дословно, темный) конь? Это – Меркурий, который из-за близости к Солнцу часто невидим, а если видим, то слабой звездочкой. Это предположение подтверждает и указание что можно купить за динарий, ибо Меркурий “отвечает” за торговлю. Всадник держит в руке меру, а именно весы. В греческом тексте употреблено слово;;;;;, что означает и “весы”, и название одноименного созвездия. В украинском переводе Откровения: “мав вагу в своїй руці”.

Мизерные меры зерна злаков за динарий – тогдашнюю дневную плату работнику – это указание и на несправедливую торговлю, и на голод (хиникс пшеницы в день – более чем скудная пайка). Что касается указания не портить, или не тратить елея и вина, то вот как это объясняет о. А.Мень: “Между тем виноградники давали огромный урожай, кладовые были полны сосудов с вином, повальное пьянство буйствовало в странах, где голод терзал людей… Нет самого важного – хлеба, ячменя и пшеницы, а вино и елей есть”.

Но есть и другой смысл. Пшеница символизирует материальную пищу, а елей и вино – духовную. Следовательно, грядущие катаклизмы, Страшный Суд не принесут вреда людям, жаждущим прежде всего пищи духовной. Такое понимание вытекает из книг ветхозаветных пророков.

Добавим, что Меркурий в Весах указывает и на суетность человеческую, на чрезмерную озабоченность людей общением друг с другом, а не с Богом.

Читаем далее: “И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя “смерть”, и ад следовал за ним. И дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными” (6, 7-8).

Конь бледный, варианты перевода: чалый, буланый, желтоватый, – это планета Сатурн, которая имеет бледно-желтоватую светимость. А “всадник, которому имя “смерть” – это, без сомнения, созвездие Скорпиона, имеющее, согласно астрологии, отношение к смерти и преисподней. Да и сам Сатурн имеет отношение к смерти. На средневековых гравюрах его изображали в виде скелета с косой.

Далее в 6-й главе после снятия пятой и последующих печатей кони-планеты уже не фигурируют. И хотя там есть астрологические символы и астрологическая информация, мы отложим пока их анализ. Обратимся теперь к 12-й главе, где имеется еще одно важное указание:

“И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим; хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца” (12, 1-4).

“Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна”, – да это ведь созвездие Девы, на фоне которого – Солнце и Луна! (Заметим, что в астрологии Дева не плодовита в земном плане, в отличие от плана духовного). А рядом дракон. Значит, здесь показано не просто новолуние, а затмение, причем рядом с Солнцем и Луной – Голова Дракона, т.е. восходящий драконический узел лунной орбиты.

Итак, в тексте Откровения Иоанна Богослова найдены следующие астрономические указания:
Солнце и Луна – в созвездии Девы, рядом с Головой Дракона;
Меркурий – в созвездии Весов;
Марс – в созвездии Овна;
Юпитер – в созвездии Стрельца;
Сатурн – в созвездии Скорпиона.

Когда возникла такая конфигурация? Астрономия дает на это точный ответ: таковая произошла 30 сентября 395 года н.э. А этот год – не рядовой в истории, это год распада Римской империи – на Восточную и Западную. И начало всеобщего краха последней. Причем именно с 395 года “в западной половине империи власть императоров становилась все слабее, они всецело зависели от германских войск и их командиров, фактически управлявших всеми делами государства” (История Европы. Т. 1. – М., 1981. – с. 646). А в последующие годы Рим несколько раз падал под ударами “варваров”.

Заметим, что мы употребляем более строгий термин космограмма, а не гороскоп, так как не осуществляем привязку момента времени затмения к какой-либо точке земной поверхности (т.е. не расчерчиваем так называемые дома). Но если спроецировать эту космограмму на географические координаты Рима, то полученный гороскоп имеет выразительно катастрофический характер, ибо планеты займут угловые (1 – 7-й) и кризисные 6, 8 и 12-й дома.

Заметим также, что на космограмме Солнце и Луна находятся в астрологическом знаке Весов (эклиптическая долгота: 8° Весов) , но – на фоне зодиакального созвездия Девы. Эклиптическая долгота главной звезды созвездия – Спики (“колос”), находящейся в опущенной руке воображаемой фигуры Девы: 2°Весов, а долгота границы созвездия Девы – около 18°Весов. Таким образом, Солнце и Луна в момент затмения находятся “у ног” Девы.
Вы спросите, неужели за две тысячи лет никто из людей, знакомых с астрологией, не увидел в Откровении всю эту яркую астрологическую символику и не построил соответствующую космограмму? Думаю, что такие люди были, не могли не быть. Может, оставили свои догадки при себе, а может, кто-то за такую “дерзость” даже угодил на костер. Во всяком случае, письменных свидетельств не осталось, или же автор этих строк о них не знает.
За исключением одного. Это труд уже упоминавшегося астронома Николая Морозова “Апокалипсис с астрономической и исторической точек зрения”, опубликованный в начале ХХ века. Именно Н.Морозов и раскрыл автору этих строк астрологический смысл пророчества, хотя не со всеми его аргументами можно согласиться.

Н.Морозов, будучи узником Петропавловской крепости за свою социал-демократическую деятельность, вынужден был (кроме Библии, других книг заключенным не выдавали) прочесть Апокалипсис, увидел эти астрономические и астрологические знамения и нашел вышеприведенную дату (30.9.395). Искал он ее, правда, достаточно долго, ибо не понял, что Дракон указывает на затмение.

Но какие выводы сделал астроном? Как большевик и атеист, он пришел к выводу, что писался Апокалипсис… после 395 года, приписав его авторство Иоанну Златоусту. Да и весь его труд служил, к сожалению, развенчанию Нового Завета в частности и христианства вообще.
Да, большевик Морозов не мог поверить (или упрямо не хотел) ни в Божественный Промысел, ни в саму возможность пророчества. И невдомек ему сведения о том, что Апокалипсис упоминался и обсуждался еще в І – ІІІ вв. нашей эры (назовем тут имена Юстина мученика, Тертуллиана, Иринея Лионского, Ипполита Римского, пресвитера Гая, Дионисия Александрийского).

Астрологам бессмысленно спорить с вульгарными материалистами, не то что со священнослужителями. Хотя и здесь найти общий язык нелегко. Данная статья, надеемся, это облегчит.

Но вернемся к тексту Откровения Иоанна. Из планет септенера вроде бы не упомянута Венера. Но она все-таки присутствует… При снятии первых четырех печатей выходили кони-планеты. А что за пятой печатью?

“И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, дополнят число” (6, 9-11).
Венера, которую мы видим на космограмме в созвездии и знаке Скорпиона, находится именно под созвездием Жертвенника, располагающегося на небосводе под созвездием Скорпиона (т.е. к югу небесной сферы). Венера – в знаке смерти, причем в соединении со зловещей звездой Антарес, но ведь Венера – планета Любви, и поэтому олицетворяет “души убиенных за слово Божие”. Они в белых одеждах и жаждут мщения (Венера светится ярко-белым цветом, а Скорпион – знак мести, возмездия).

Однако Венера олицетворяет не только любящих Бога, но и – в низших своих обличьях – Великую Блудницу. О ней и ее гибельной участи повествуется в главах 17 и 18.
Интересны также слова Христа: “Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, … дам ему звезду утреннюю” (2, 26-28), “Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя” (22, 16). Утренней звездой (греч. Эосфор) всегда называлась Венера. Конечно, ни в коей мере нельзя отождествлять Сына Божия и планету Венеру, но некий параллелизм определенно наличествует и, очевидно, не случаен. Венера в астрологии – планета благодетельная.
Все Откровение в целом по сути раскрывает космограмму, со всей совокупностью показателей и с учетом транссатурновых планет.

“И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь” (6, 12).

Планета Уран (главный “ответственный” за землетрясения) в Стрельце в соединении с Юпитером (грандиозность катаклизма); а Солнце и Луна – в оппозиции к Марсу с Нептуном (“кровь” и “мрачная власяница” соответственно). Марс в Овне символизирует также и “гнев Агнца”. Кстати, Марс находится в соединении с главной звездой созвездия Овна – Хамаль, которая в астрологии считается довольно зловещей.

При открытии седьмой печати играет весь “оркестр” планет при солирующей партии Плутона – планеты трансформаций, катастроф, жертвы, приведения в исполнение судебного приговора, преображения.

Кстати, вернемся к цитированному стиху (6, 8) Откровения. В некоторых переводах Библии ад пишется с большой буквы (Ад) и далее “дана им власть”. А.Мень так комментирует это место: “В ханаанском пантеоне было два страшных божества, имена которых по-русски значат Преисподняя и Смерть. Впоследствии в ветхозаветной терминологии так называли демонов смерти, и здесь апостол снова возвращает нас к этим образам: всадник на бледном коне, бледном, подобно умершему человеку. Его имя Мот, по-гречески смерть, и ад следовал за ним; за ним следовал Шивон, и они пришли получить власть над четвертой частью земли”.
Посмотрите на космограмму: Плутон находится в точной оппозиции к Сатурну, т.е. они в паре, Плутон как бы следует за Сатурном. А ведь согласно астрологической символике Сатурн – это смерть, Мот, а Плутон – ад, Преисподняя, Шивон. Следует заметить, что последняя оппозиция этих планет была совсем недавно – в 2001 г., когда обрушились башни ВТЦ и США начали “крестовый поход” против терроризма.

В проекции же на зодиак Меркурий, находясь в созвездии Весов, попал в знак Скорпиона. Это положение символизирует и приверженность человечества к (чужим) материальным богатствам, направленность умов к этому (Скорпион – знак совокупных ресурсов), а также злопамятность, подозрительность, коварство человечества, что ведет к погибели, и его, человечества, погибельный рационализм; а в хорошем смысле – выразительно говорит о суде над земным человечеством. Аспект же секстиля (угла около 60°) между Меркурием и Юпитером говорит о необходимости познания Божественного, а также иллюстрирует защищенность людей Божьих (“елея же и вина не повреждай”).

Интересны упоминаемые в Апокалипсисе числовые значения.

Саранча мучит 5 месяцев (9, 3-10). А от Венеры до Сатурна – 5 градусов (обе планеты в Скорпионе, и сказано, что “вышла саранча на землю, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы”). В 11-й и 12-й главах говорится о сроках в 42 месяца или 1260 дней (что есть те же 42 месяца) – это срок попирания язычниками святого города, срок пророчества двух свидетелей Господа, срок пребывания Жены в пустыне. Интересно, что в космограмме числа 42, как расстояния в градусах до точных аспектов (дуг, кратных 30;), многократно повторяются:

От Венеры до Юпитера (соединение);
от Солнца до Урана (секстиль);
от Юпитера до Плутона (квадратура);
от Урана до Лунных Узлов (квадратура).

Тут, очевидно, следует пояснить, что по астрологическим законам угловые соотношения между планетами (так называемые символические дирекции) показывают сроки наступления или длительности тех или иных событий, при этом мера в 1 градус дуги соотносится с какой-либо единицей времени (в зависимости от контекста, обстоятельств и характера события – минутой, часом, сутками, месяцем, годом).

Что же означает космограмма на время солнечного затмения 30 сентября 395 года? По нашему мнению, это – начало Армагеддона и Страшного Суда. И эта вселенская битва продолжается и поныне, и будет длиться далее. Ибо срок 42 месяца, как и 1000 лет царства Господа, – это срок не земной. А как его привязать к земным срокам – эта тайна еще требует раскрытия.
Вот что пишет о.А.Мень, и с этими его словами можно полностью согласиться: “здесь совершенно ясное указание, что наступит момент в истории, который можно будет обозначить годом и, может быть, даже месяцем, и, может быть, и числом, когда зло начнет рушиться”, но вот со следующим предположением, конечно, позвольте не согласиться: “Я думаю, что это произойдет еще не скоро, может быть, через десятки, сотни лет”.

“Битва при Армагеддоне” уже началась, началась – в проекции на земную историю – с раскола империи Рима. И она, эта битва, идет, продолжается. Вавилон – древний Рим – был разрушен, но в истории возникали новые вавилоны, часть из которых пала (например, Берлин в 1945 г., а недавно – сам исторический Вавилон – Багдад), часть еще нет. Ведь Вавилон – это образ бездуховного города, погрязшей в грехе цивилизации. Ныне и Нью-Йорк с Вашингтоном, и Москва, да и нынешний Киев, каждый по-своему – вавилоны. И нынешняя дилемма: либо устранить духовными усилиями самих горожан их “вавилонство”, либо оно будет катастрофически разрушено.

Не следует ли каждому внимательно перечесть Откровение Иоанна Богослова? И раскрыть многие другие смыслы этого пророчества (а ведь широко распространено мнение, что книга эта “темная”!), что, конечно же, не является невыполнимым. Ибо сказано было Иоанну Ангелом: “не запечатывай слов пророчества книги сей”.

«Четыре всадника Апокалипсиса» — персонажи шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Ученые до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Чума, Болезнь, Мор), Война, Голод и Смерть (Мор). Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех из семи печатей книги Откровения.

Всадники

Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

Всадник на белом коне

"И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить" (Откр.6:1-2)

Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение или зла, или праведности:

Зло

Исходя из того, что остальные всадники явно олицетворяют зло и разрушительные силы природы, и принимая во внимание тот общий стиль появления и описания всадников, можно сделать вывод, что первый всадник тоже олицетворяет зло. Немецкая Stuttgarter Erklärungsbibel называет его гражданской войной и внутренним раздором. Евангелист Билли Грамма интерпретирует Всадника на Белом коне как Антихрист, олицетворение лжепророчеств, основываясь на различиях всадника из шестой главы Откровения и Иисуса на белом коне из девятнадцатой главы. Так, например, в Откровении, 19 Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из Откровения, 6 — только один.

Праведность

Ириней Лионский, влиятельный Христианский богослов второго века, был одним из первых, кто назвал всадника — самим Иисусом Христом, а белого коня трактовал как успех распространения Евангелия. Многие богословы впоследствии поддержали эту точку зрения, ссылаясь на последующее появление Христа на белом коне как Слово Божие в Откровении, 19. Кроме того, ранее в Новом Завете, в Евангелие от Марка сказано, что распространение Евангелие действительно может предварять и предвещать приближение апокалипсиса. Белый цвет так же олицетворяет праведность в Библии, а Иисус в ряде появлений описывается как завоеватель. Однако, противники этой точки зрения говорят, что скорее всего первый всадник из 6 главы — не тот же самый, что появляется в 19 главе, ибо описаны они очень по-разному. Кроме того Христос, будучи Агнецем, что открывает семь печатей, вряд ли одновременно будет и одной из сил, создаваемой печатью.
Всадник может так же олицетворять Святой Дух. Святой Дух приходил к апостолам в Троицын день после ухода Христа. Появление же Агнеца в 5 главе Откровения олицетворяет триумфальное появление Иисуса на небесах, а Белый всадник, в таком случае, может быть посланным Иисусом Святым Духом и распространением учения Иисуса Христа.
Под снятием первой печати можно подразумевать сонм апостолов, которые подобно луку направив против демонов Евангельскую проповедь, привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и были увенчаны венцом нетления, ибо победили истиною князя тьмы и претерпели насильственную смерть за исповедание Владычнего имени ради второй победы.

Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса

Всадник на рыжем коне

"И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч." (Откр.6:3-4)

Второго всадника обычно именуют Войной («Бранью»), и вершит он суд именем самого Бога. Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах — «пламенно» красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник также может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной, которую может олицетворять первый всадник.
По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал «не мир пришел Я принести, но меч». Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова «сидящему на нем дано взять мир с земли» указывают на премудрую волю Божия, в напастях посылающую испытания для верных.


Всадник на вороном коне

"И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай." (Откр.6:5-6)

Третий всадник скачет на черном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.
Из всех четырех всадников, черный — единственный, чье появление сопровождается произнесенной фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырех животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может так же означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения.
Чёрный конь может так же означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесшим покаяние.

Всадник на бледном коне

"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными."(Откр.6:7-8)

Четвертый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот — единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: «Чума», «Мор», основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличие от остальных всадников, не описывается, несет ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.
Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς) в Койне, что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный», «бледно-зеленый» и «изжелта зеленый». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут так же подходить и другие реальные масти, как соловая, изабелловая.
В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им — это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.

Трактовки

Претеристская точка зрения

Многие современные ученые и богословы рассматривают Откровение Иоанна Богослова с претеристской точки зрения, рассуждая, что его пророчества и видения относятся только к первому веку в Христианской истории. В этих суждениях, Завоеватель, всадник на белом коне, иногда рассматривается как символ парфянских войск: Всадник несет лук, а парфянскиая империя в те времена как раз славилась своими конными лучниками. Парфянцев же в свою очередь часто ассоциировали с белыми всадниками. Некоторые ученые даже указывают конкретно на Вологеза I, Парфянского шаха, который вступал в схватки с Римской Империей, и даже выиграл одну значимую битву в 62 Н. Э.
Исторический контекст мог также повлиять и на образ Голода, черного всадника. В 92 Н. Э. Римский император Домициан пытался обуздать чересчур активное распространение виноградника, при этом стимулируя распространение зерновых, на что последовала бурная реакция протеста со стороны населения, в связи с чем он отказался от задуманного. Цель Голода истощить запасы ячменя и пшена, не трогая вино и елей, вполне может быть иллюстрацией вышеописанного события. Красный всадник, призванный забрать мир с земли, мог олицетворять внутригосударственные раздоры, бушевавшие во времена написания Откровения. Междоусобные конфликты бушевали в Римской империи в 1 веке Н. Э. и за небольшое время до него.


Другие точки зрения

Согласно теории церкви Святых последних дней (Мормоны), каждая из открываемых в Откровении семи печатей символизирует конкретный тысячелетний промежуток времени. Появление первого всадника, Завоевателя, появляющегося после снятия первой печати, ассоциируется с периодом 4000-3000 годов до Н. Э. Он олицетворяет пророчество Еноха, который, по мнению Мормонов, основал праведный город Зион примерно в тот период времени. В этой интерпретации, однако, белый всадник есть добро, а его «завоевание» рассматривается как победа морали, нежели победа в войне. Второй всадник представляет времена самого Ноя (3000-2000 гг. до Н. Э.). Третий всадник — эра Абраама (2000—1000 гг. до Н. Э.). Четвертый всадник — с 1000 г до Н. Э. и до рождения Иисуса Христа. Как и во многих других трактовках, последние три всадники олицетворяют Войну, Голод и Смерть соответственно. Мормонские богословы утверждают, что соответствующие катастрофы как раз бушевали в приписанные всадникам периоды истории.
Есть еще одна трактовка, сопоставляющая всадникам конкретные исторические события и даты. Так, в первые века христианства, в первом всаднике, сидящем на белом коне, толкователи признавали парфянского короля Вологеза, который в 62-ом году Н. Э. принудил римскую армию к капитуляции. Второй всадник был связан с британским восстанием 61-го года, в котором погибло до 150000 человек, или с войнами того же времени в Германии, или со смутами в Палестине. Третьему всаднику соответствовал голод 62-го года в Армении и в Палестине; четвертому — эпидемии 61-го года в Азии и Ефесе; пятой печати — Нероновы гонения на христиан.
В каждом веке Христианские богословы видят новые трактовки как всадников, так и Откровения в целом. Те, кто считает, что Откровение описывает современность, трактуют всадников по их цветам, используемым в современной истории. Красный, к примеру, часто приписывают Коммунизму, черный -символ Капитализма, зеленый же относят к появлению Ислама. Пастырь Ирвин Бакстер Мл., основатель Пастырства Конца времен, поддерживает такую трактовку.
Некоторые приравнивают четырех всадников к ангелам четырех ветров. (См. Михаил, Гавриил, Рафаил, и Уриил, эти архангелы часто ассоциируются с четырьмя сторонами света)
Еще одна интерпретация белого коня говорит, что он — Святой Дух, посланный в наш мир после смерти Христовой. Огненно красный конь — кровь, пролитая Христианскими мучениками. Черный конь олицетворяет разрозненность Еврейского народа во времена Римской Империи в 70 гг. Н. Э. Бледный конь олицетворяет Исламские народы (с прямой связью с Смертью и Адом, оставляемыми им)
Общее видение св. Андрея дает следующую трактовку всадникам: снятие первой печати — это посольство в мире св. Апостолов, которые, подобно луку, направивши против демонов Евангельскую проповедь, спасительными стрелами привели ко Христу уязвленных и получили венец за то, что истиной победили начальника тьмы — вот что символизирует собою «конь бел» и «седяй на нем» с луком в руках. Снятие второй печати и появление рыжего коня, сидящему на котором «дано бысть взяти мир от земли», обозначает возбуждение неверных против верующих, когда Евангельской проповедью нарушился мир во исполнение слов Христовых: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10:34), и когда кровью исповедников и мучеников за Христа обильно была долита земля. «Рыжий конь» — есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа. Снятие третьей печати и появление вслед за тем вороного коня со всадником, имевшим «мерило в руке своей», обозначает отпадение от Христа не имеющих твердой веры в Него. Черный цвет коня символизирует «плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений». «Мера пшеницы за динар» означает законно подвизавшихся и тщательно сохранивших данный им Божественный образ; «три меры ячменя» — это те, которые, подобно скотам, по недостатку мужества, покорились гонителям из боязни, но после покаялись и слезами омыли оскверненный образ; «и елея и вина не вреди» означает, что не следует из-за страха отвергать Христово врачевание, оставлять без него уязвленных и «впадших» в разбойники, но приносить им «вино утешения» и «елей сострадания». Снятие четвертой печати и появление бледного коня со всадником, имя которому смерть, означает проявление гнева Божия в отмщение за грешников — это различные бедствия последних времен, предсказанные Христом Спасителем (Матф. 24:6-7).
Согласно Свидетелям Иеговы, видение о четырех апокалиптических всадниках исполняется с 1914 года до уничтожения этой системы вещей. Это согласуется с Откр.1:1,10, где говорится, что события, описываемые в книге Откровение, происходят во «дне Господа». Первый всадник — Иисус Христос, которому был дан венец, символизирующий, что он начал править на небе как Царь (Даниил 7:13,14). Остальные три всадника символизируют войны (красный или рыжый), голод (вороной), болезни, эпидении и другие причины преждевременной смерти (бледный). В подтверждение этому Свидетели Иеговы приводят параллель между видением о четырех всадниках и признаками присутствия Христа и последних дней, о которых говорится в Евангелии от Луки (глава 21) и от Матфея (глава 24).

Мор, Война, Голод и Смерть

В данной интерпретации образ первого всадника меняется с Завоевателя на Мор (чума/болезнь), отделяемый, в свою очередь, от Смерти. Итак, первым из всадников появляется Мор, скачущий на белом коне. За Мором следует Война на кровавом коне и с огромным мечом. С Войной, в связи с массовыми разрушениями и мором, приходит Голод. Голод жирный, но скачет на дряхлом черном коне, олицетворяя обжорство и голод соответственно. И с голодом грядет Смерть. Её конь бледен. За ней следует Ад, поглощающий все оставшиеся души.
На этой интерпретации чаще всего базируются образы четырех всадников апокалипсиса в популярной культуре.

Другие упоминания

Захария так же видел четырех коней (Захария 1:8-17, 6:1-8). В его видение первым пришел Красный, затем Черный, Белый и Бледный. Их он называет «четырьмя духами небес, которые когда-то стояли перед самим Владыкой всей земли.» Отличия коней Захарии от тех из Откровения в том, что их цвета, похоже, ничего не обозначают и не символизируют; кроме того, кони у Захарии исполняют роль, скорее, часовых, чем сил разрушения и страшного суда.
Видения Захарии, скорее всего, были навеяны Иоанном и тем, как тот описывал четырех всадников. Кроме того, летающие божественные всадники в мифологиях, как Иудейской, так и языческой.

Четыре всадника Апокалипсиса стали известны миру благодаря Откровению, авторство которого приписывается Иоанну Богослову, одному из 12 святых апостолов. Эта книга стала завершающей частью Нового Завета. В ней описываются картины последнего дня, во время которого Бог явит свой гнев и падут перед ним и цари, и рабы (Откровение 6:16-17).

Апокалипсис изображается как чудовищная глобальная катастрофа, предшествующая Второму пришествию Божьего Сына. Одной из самых страшных и глубоко символичных сцен является выступление неких Четырех всадников. Богословы и ученые до сих пор спорят, что именно изобразил с помощью этих образов автор Откровения.

Белый всадник

Первым после снятия Агнцем одной из 7 печатей выступает всадник, восседающий на белом коне (Откр. 6:2). Сведения об этом персонаже довольно скудны. Иоанн только указывает, что на голове у того венец, а в руках - лук. «Белый» всадник описывается как «победоносный», т. е. явившийся, чтобы наверняка одержать победу.

Ввиду скудости сведений об этом герое его значение и роль в Апокалиптических событиях трактуются очень противоречиво. Римский богослов, епископ Лиона и отец церкви Ириней Лионский (≈130-202 год н. э.) считал, что этот мифический персонаж символизирует самого Иисуса Христа. По этой причине он является в венце и называется победителем. Белый цвет лошади - знак праведности и чистоты.

Ириней трактовал появление Иисуса во главе «процессии» как знак победы христианства. Более распространена точка зрения его противников, многие из которых настаивают на том, что все всадники Апокалипсиса олицетворяют зло и к Иисусу никакого отношения не имеют.

Известный лидер баптистской церкви, пастор Уильям Грэм называет первого всадника Антихристом, царем лжи и раздора. Именно поэтому под ним белый жеребец. Это символ обмана и лжеправедности. Иоанн мог изобразить Антихриста с луком в руках из-за реалий времени, в котором жил сам. В начале I тысячелетия на Римскую империю часто нападали парфянские армии. В их авангарде всегда выступали исключительно умелые конные лучники. Они несли с собой раздор и смерть.

Рыжий всадник

Вторым на очереди в Откровении выступает всадник с огромным мечом, гарцующий на рыжем коне. Иоанн описывает его более определенно. Второй всадник призван уничтожить на земле мир (Откр. 6:4). Очевидно, что этот персонаж символизирует Войну.

Архиепископ Кесарии, Святитель Андрей (VI-VII) считал, что этот всадник также символизирует жертвы христиан-мучеников, сложивших свои головы за веру. Название рыжего окраса коня в некоторых переводах Евангелия звучит как «красный» или «пламенный». Он обозначает пролитую первыми христианами кровь. Также этот цвет ассоциируется с багряными облачениями римских императоров, кровавых тиранов «развратной Римской блудницы».

Черный всадник

О третьем всаднике Иоанн говорит, что тот держит в руке «меру» и восседает на вороном коне (Откр. 6:5). Далее звучит некий голос, назначающий цену за пшеницу и ячмень, но не позволяющий прикасаться к вину и елею (Откр. 6:6). Во времена Иоанна эта «мера» применялась для взвешивания сыпучих продуктов. Ею пользовались торговцы.

То, что такое мерило держит в руках третий всадник, является символом Голода как в буквальном, так и в переносном смысле. Простая пища - пшеница, ячмень - в последние дни на Земле сильно подорожает или будет в недостатке из-за засух. Вино же и елей, которые используются во время христианских богослужений, останутся нетронутыми. Это намек на спасение людей, живучих пищей духовной.

Вороной окрас коня легко объясняется с точки зрения исторического контекста. Он символизирует цвет винограда, который активно выращивали во времена правления Домициана (81-96 гг.). Римляне делали из него много вина, потакая пьянству правящего класса. В то же время земель, где возделывались зерновые культуры, становилось все меньше, а это грозило населению голодом.

Бледный всадник

Последнего всадника, скачущего на бледном коне, автор Откровения называет уже по имени. Это сама Смерть. Она уничтожает людей всеми возможными способами. За этим персонажем следует ад. Интересно, что «бледный» окрас лошади в некоторых переводах с древнегреческого звучит как бледно-зеленый, напоминающий цвет гниющей кожи трупа.

Современные пастыри разных церквей трактуют изображенные в Откровении картины с поправкой на события сегодняшних дней. По их мнению, бледно-зеленый конь символизирует ислам, рыжий (красный) - коммунизм, вороной - капитализм. Венценосный всадник на белом жеребце - христианская вера, которая должна в итоге победить. Этой точки зрения придерживается, к примеру, пастырь церкви Конца времен Ирвин Бакстер.

Мормоны трактуют поочередное явление всадников Апокалипсиса как 4 следующие друг за другом периода. Белый конь - символ эры добра и праведности (4-3 тысячелетие до н. э.). Рыжий - времена греха, войн и гнева Божьего, явившегося на землю в виде Потопа (3-2 тысячелетие до н. э.).

Вороной - эра Авраама, а также преследований, голода и скитаний еврейского народа (2-1 тысячелетие до н. э.). Бледный конь символизирует последнюю эпоху, которая длится до сих пор и закончится концом света («адом» для все заблудших).

Как было написано Откровение Иоанна и какую символическую роль в нем играет появление четырех всадников Апокалипсиса? Что олицетворяет собой каждый из четырех апокалиптических всадников? Какое развитие символика всадников Апокалипсиса получила в живописи Средневековья и Нового времени?

Что означают четыре всадника Апокалипсиса?
(Всадник апокалипсиса как символ смерти)

Самую таинственную библейскую книгу под названием Апокалипсис написал, по всеобщему признанию, один из любимейших учеников Иисуса - . Откровения пришли к нему в период его ссылки на остров Патмос в Эгейском море. Некоторые апокрифические легенды утверждают, что Иоанн увидел ключевые сцены Апокалипсиса тогда, когда по приказу императора Домицана его подвергли пытке в кипящем масле. Иоанн вышел из котла невредимым, но во время испытания к нему пришли необычные видения, которые после вернулись и были зафиксированы апостолом во всех подробностях.

Откровение Иоанна восходит в развитой апокалиптической традиции, которая была разработана многими авторами. Конец света рисовался ими в ярких символических образах, которые можно было расшифровывать по-разному. Большинство из них имели устоявшуюся мифологическую основу. Истолковывая сюжеты и образы Апокалипсиса Иоанна, всегда нужно иметь в виду, что этот священный текст также не является простым описанием каких-то конкретных событий. Скорее, в нем представлены некие знаки, по которым можно определить приближение конца света. Понять их представляется реальным лишь в контексте всего Священного Писания и сложившейся аллегорической традиции. При этом необходимо учесть, что символика образов Откровения очень многозначна.

"Спаситель и Иоанн Богослов" (написание "Апокалипсиса")

Иоанн Богослов сразу разделяет весь мир и его представителей на две противостоящие сферы.

Высшая сфера - Ангельского Мира ; Церкви, которая торжествует на Небесах; Церкви, гонимой на Земле. Главой этой сферы является Спаситель Иисус - Сын Божий.

Низшая - это сфера зла . Она представлена неверующим миром, грешниками, лжеучителями, сознательными богоборцами и бесами всех мастей. Власть над ними имеет падший ангел в образе дракона.

На протяжение большей части своего Апокалипсиса Иоанн показывает историю постоянной войны между представителями двух данных сфер бытия. Она будет длиться все время, отпущенное на существование человечества. В своих прозрениях апостол мало-помалу раскрывает разные грани борьбы добра и зла. Он рассказывает о том, как совершается самоопределение людей. Одни из них становятся на сторону добра, вторые выбирают зло. В течение всего этого вселенского конфликта поэтапно вершится Божий Суд над земными народами и отдельными людьми. Перед самым же концом мира земная Церковь будет крайне ослаблена, зато зло очень усилит свои позиции.

Семь печатей и четыре всадника

Повествование о них начинается в 6-й главе Откровения, в которой раскрываются судьбы человечества. Агнец-Христос по очереди снимает с Книги Жизни семь печатей . Это - начало последних времен, которые знаменуются обострением борьбы между Церковью и дьяволом. После того, как вскрыты первые четыре печати и тетраморфы (крылатые создания с лицами человека, орла, льва и быка) крикнули свое "Иди и смотри!", в Откровении появляются всадники Апокалипсиса . Каббалистическая трактовка числа 4 (хезед) означает величие, власть, стихийное начало и одновременно - милосердие. В Откровении всадники являются Божьими орудиями, несущими в том числе гнев и наказание. Кроме того, в Святом Писании всадники обозначают земную царскую власть. Являясь перед миром по очереди, они определяют смену исторических формаций, которые наполняются теми или иными событиями.

Первая печать - это всадник на белом коне . Он коронован ангелом и держит в руках лук. Ему даются разные имена: Победоносный, Завоеватель, Мор (Чума, Болезнь). Многие считают, что он принесет с собой в мир различные природные и социальные катаклизмы, раздоры и страшные заболевания . Однако многие толкователи Библии указывают на то, что основное значение белого цвета в Святом Писании связано с понятиями чистоты и святости. В частности, на белом коне иногда появляется сам Иисус .

Этот факт породил мнения, что всадник на белом коне ознаменует собой эпоху духовности и торжества христианства . Это будут времена не материального, а духовного изобилия, когда земная Церковь засияет в своей полной славе, почти как в первые века распространения веры. Таким, с точки зрения некоторых христианских мистиков, будет первый этап разрушения тысячелетнего Христова Царства (которое началось в день смерти Спасителя на кресте). По мнению святого Иринея Лионского, жившего во II веке, белый всадник - один из образов самого Христа. По другому предположению, он - Святой Дух, несущий учение веры людям .

Существует и противоположная трактовка: этот всадник является лжеправедником , который послан смутить слабых духом и ознаменовать приход в мир антихриста. Некоторые толкователи Откровения даже олицетворяют сошедшего на белом коне с самим антихристом.

Вторая печать - всадник с большим мечом на рыжем коне . Его называют Войной (Бранью), он послан "взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга" (Откровение 6:4). Цвет его коня и меча (их еще называют красными и "пламенными") традиционно символизируют кровь, пожирающий огонь, эгоизм, невоздержанность, жестокость, различные мощные животные инстинкты в человеке. Рыжий в мифологии - это характеристика чудовища Тифона, который выступил в битву с силами света со стороны тьмы. Второй всадник принесет с собой ужасные кровопролитные войны, всяческое насилие и разрушение . Люди, отвергнувшие Христово учение, погрузятся в пучину душевной и социальной смуты, которые будут сопровождаться продолжением природных катастроф. Начнется эпоха ересей и гонений на Церковь. Тогда же прольется кровь мучеников, которые будут ревностно бороться с врагами веры. Кроме того, меч в руке воина говорит о том, что он будет вершить суд над падшими людьми от имени Бога.

Третья печать - всадник на вороном коне . В руке он держит меру (весы), и имя ему - Голод. После длительных войн на Земле начнется период голодного прозябания, который принесет с собой этот всадник. Считается, что он знаменует собой засуху и неурожаи, отсутствие пищи и многочисленные голодные смерти . Черный цвет его коня символизирует именно смерть, зло, опасность и разложение. А мера в его руках - это цена за длящиеся грехи людей. Во времена Иоанна Богослова мера была очень высокой платой за что-либо (с тех пор осталось и известное выражение "расплатиться в полной мере"). Толкующие Библию считают, что еще одно значение черного в ней - это бездуховность. Значит, времена, которые откроет третий всадник, будут лишены благодати и наполнены духовным голодом безверия. Возможно, символика черного всадника прежде всего именно такова: он обозначит начало животного существования большинства людей, которые перестанут заботиться о собственном духе.

Четвертая печать - всадник на бледном коне - имеет нарицательное имя "Смерть". Он едет с пустыми руками, так как главным его предназначением станет открытие врат ада. Однако на многих древних рисунках авторы дают ему в руки косу как известнейший средневековый атрибут смерти. Бледный цвет коня (чаще всего считается, что визуально он - бледно-зеленый) имитирует трупную бесцветность. Этот всадник единственный, чье имя прямо называется в Книге книг, но разные переводы предлагают именовать его в том числе Чумой или Мором (очевидно, руководствуясь словами Иоанна о том, что он будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" (Откровение 6:8)) . Судя по данной цитате, четвертый всадник представляет собой сочетание первых трех: он ведет за собой на Землю болезни, войны, голод, окончательную духовную гибель огромного количества людей. Ряд толкователей Библии утверждают, что именно четвертый всадник известит своим прибытием эру царствования антихриста, который на огромном пространстве - четверти Земли - сможет учредить новую ложную веру в самого себя.

Самым страшным в этой части Апокалипсиса о четырех печатях становится то, что времена всадников с бесчисленными горестями и страданиями человечества - это только предвестия настоящих бед, которые придут в последующие годы и будут гораздо более ужасными (их-то Иоанн и называет Бедствиями).

Иллюстрация Библии "Апокалипсис". Нидерланды

"Всадник на белом коне". Бамбергский Апокалипсис (1000-1020 гг)

"Всадник на белом коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на рыжем коне". Дж. Фредерик Уотс

"Всадник на вороном коне". Анжерский апокалипсис (1372-82 гг)

"Всадник на бледном коне". Уильям Блейк

Образы всадников Апокалипсиса в живописи

Они стали появляться и развиваться еще в эпоху раннего Средневековья, в первую очередь в искусстве литографии и гравюры. Изображениями такого рода снабжались библейские тексты. Наиболее полный иллюстративный материал к Библии впервые создал А. Дюрер , который уделил Откровению Иоанна большое внимание. На его знаменитой гравюре "Четыре всадника Апокалипсиса" первый написан в виде сановной особы в царской шапке с жалеющим людей взглядом. Второй полон ярости и стремительно скачет вперед. Третий - с непокрытой головой и равнодушными глазами - рассеянно глядит поверх изнемогающих толп куда-то вдаль. Четвертый выглядит истощенным старцем, восседающим на такой же худой лошади без подков и с веревкой вместо узды. В руках старик держит трезубец. За всеми четырьмя по пятам стремится в мир сам ад в виде ужасного зубастого зверя. Под ногами коней падают в прах жалкие люди: крестьяне, горожане, правители, монахи. Никто из них не избежит положенного наказания.