Храм святой анны. Путешествия и всего по чуть-чуть

В начале осени в самом центре Москвы, на месте бывшей гостиницы «Россия», открылся парк «Зарядье». В первые же дни его посетили десятки тысяч людей. Гостей привлекают тематические зоны и знаменитый «парящий мост», на котором и сейчас собираются толпы. Однако на территории «Зарядья» есть и еще один уголок, который заслуживает особого внимания.

Немного поодаль от современных урбанистических строений расположилась одна из старейших московских церквей, построенная еще в XVI веке – церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу». Какова ее история? Что значит это необычное «что в углу», сохранившееся в названии?

Фотопанорама Владимира Ештокина. Открыть на весь экран можно .

Праздник Зачатия праведной Анны

Церковь названа в честь праздника Зачатия , или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.

О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, была млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о за­ча­тии До­чери, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.

Тайна «угла» в названии

Сегодня при описании церкви нам бы вряд ли захотелось назвать ее «на углу» – скорее в голову пришли бы сочетания «на рву» или «на берегу Москва-реки». Однако даже сейчас смысл названия странным образом угадывается, когда приходишь к храму.

Церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу», относится к Подворью Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье. Однако она долгое время была физически отделена от других храмов – сначала стройкой паркового комплекса «Зарядье», а теперь забором самого парка. Аккуратная однокупольная церквушка несколько скрыта от взгляда посетителей парка современными масштабными постройками – чтобы попасть к ней, нужно обойти Большой амфитеатр. Действительно волей-неволей создается ощущение, что храм находится «в углу».

Исторически же церковь в буквальном смысле находилась в углу. Она располагалась на окраине густо застроенного района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены. Когда после пожара 1547 года пришлось заново отстраивать практически всю Москву, обновление коснулось и церкви Зачатия праведной Анны. В указе Елены Глинской, матери Ивана Грозного, она была названа той, «что в углу».

В советское время застройка вместе со стеной были снесены, и название «что в углу» стало вызывать вопросы.

Одна из древнейших церквей Москвы

Мемориальная табличка на стене храма гласит: «Памятник архитектуры. Церковь Зачатия Анны. Начало XVI века. Приделы и гульбище XVII века. Охраняется государством».

Неизвестно, когда было построено первое, еще деревянное, здание церкви Зачатия праведной Анны. Однако каменный храм был возведен и упомянут уже в 1493 году, во время правления Ивана III. Обновленная церковь Зачатия праведной Анны была построена в атмосфере ожидания конца света: в 1492 году начиналось седьмое тысячелетие со дня Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова).

Храм времен Ивана III сильно пострадал во время московского пожара 1547 года и был отстроен заново. Он-то и дошел, претерпев значительные изменения, до наших дней.

В 1658-1668 был возведен северный придел в честь . Предполагают, что поводом было рождение у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же было построено гульбище – галерея, окружающая здание храма по периметру.

В 1752 году была проведена первая реконструкция на средства купчихи Замятиной: вместо звонницы была построена двухъярусная колокольня. В XIX столетии были возведены приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

Какую роль в истории церкви сыграл Дмитрий Пожарский?

Фото Анастасии Денисовой

Одна из многочисленных перестроек храма связана с именем князя Дмитрия Пожарского. Считается, что в 1617 году в память об освобождения Москвы от польско-литовских интервентов по заказу Дмитрия Пожарского был построен южный придел в честь великомученика Мины Котуанского. В день памяти этого святого – 11 ноября – в 1480 году завершилось стояние на Угре, закончившее двухвековое монголо-таторское владычество на Руси.

С именем Пожарского связан еще один факт из истории храма. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал церкви 30-пудовый колокол, отлитый во Франции в 1547 году. Во время Смуты колокол был украден и вывезен из храма. Именно Дмитрию Пожарскому удалось найти его, выкупить и вернуть на законное место.

Фото Анастасии Денисовой

С 1920-х по 1960-е годы церковь Зачатия Анны была закрыта. Здание храма находилось под государственной защитой как памятник истории, но потом было отдано под конторские и туристические учреждения. В таких условиях убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1954-1958 годах в храме были проведены реставрационные работы с целью восстановить архитектуру XVI века.

Церковь Зачатия Анны, «что на углу», сегодня

В 1994 году церковь Зачатия Анны была возвращена Русской Православной Церкви и освящена. В храме возобновились богослужения, но с началом строительства парка в Зарядье были приостановлены. Даже после открытия «Зарядья» службы еще не были возобновлены, и храм стоит закрытым.

Как попасть к церкви?

Во время строительства парка церковь находилась на огороженной территории и была закрыта для посещения. Теперь же попасть к храму не составляет никакого труда. Идти удобнее от станции метро «Библиотека имени Ленина»/«Боровицкая» или «Охотный ряд» до паркового комплекса «Зарядье». От главного (и пока единственного) входа в «Зарядье» нужно пройти парк насквозь в направлении Москворецкой набережной. За Большим амфитеатром и прячется аккуратная церквушка.

Что есть что в церкви

История не сохранила имя архитектора. Своим нынешним обликом церковь Зачатия Святой Православной Анны обязана послевоенной реставрации под руководством архитектора Л.А. Давида.

Храм пользовался особым вниманием у русских царей. Известно, например, что Иван IV подарил Зачатьевской церкви чудотворный образ Божьей Матери. Эту икону царь забрал из дома Третьяка Теплова после пожара 1547 года. Романовы жертвовали средства на восстановление храма в , и каждые выходные династия приезжала сюда слушать обедню.

В 1920-х Зачатьевский храм закрыли, но он остался под охраной государства в качестве памятника истории. В 1990-х годах церковь восстановили.

Богослужения прекратили также на время строительства парка «Зарядье». В конце 2017 года Зачатьевскую церковь отреставрировали и открыли вновь.

Говорят, что... ...раньше рядом с церковью Зачатия Анны, что в Углу, стояла колокольня. На ней был иностранный колокол. Есть версия, что он попал сюда из Европы в 1566 году, во время иконоборческих гонений в Нидерландах. Есть также предание, что этот колокол пожертвовал в Зачатьевскую церковь князь Дмитрий Пожарский на поминовение своих родителей.
Но точно известно только то, что князь восстановил в церкви каменный придел Святого Мины в честь избавления от польско-литовских захватчиков в 1612 году.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

За века существования у этого храма было много названий: и Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу, – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича, она, по всей видимости, была деревянная.

Летописцы называли Ивана III Васильевича «собирателем земли Русской». При нём было окончательно свергнуто ордынское иго. Принятый ещё своим отцом Василием Васильевичем Тёмным в соправители, Иван III Васильевич вступил на Московский престол после смерти отца полным властителем Руси. Ещё при жизни он был назван современниками Великим. Это при нём началась перестройка обветшавшего Кремля: взамен белокаменных стен и башен стали подниматься кирпичные. Стены и башни Кремля возводили итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Пётр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). С этого времени Кремль начал обрёл существующий ныне облик.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года.

В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». Интересно, что вслед за этим государь всея Руси запретил принимать москвичам в своих домах приехавших в город купцов и приказал начать строить «гостиные дворы». Это были первые гостиницы в первопрестольной.

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того, как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Дул сильный ветер, и огонь распространился «как молния». Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. Огонь гулял по первопрестольной более десяти часов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей.

Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито».

После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового.

Древнее ядро храма – кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой.

Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее.

Подклет главного храма и его стены до основания свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича.

Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен.

Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт.

Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы – это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига – 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне. С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…» В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей. Ныне 30–пудовый колокол хранится в Покровском соборе, что на Рву (храме Василия Блаженного). Он попал туда после того, как была снесена колокольня.

Северный придел святой великомученицы Екатерины возведён в 1658–1668 годах. Есть предположение, что причиной строительства придела стало рождение дочери царя Алексея Михайловича. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII века.

Над юго-западным углом церкви возвышалась звонница.

Но после закрытия церкви в 20–е годы ХХ века звонница была снесена.

В 1994 году храм был возвращён православной церкви и освящен. И в одном из древнейших храмов в Москве вновь зажглись неугосимые лампады.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии У его стен очень легко осознать, что это самый большой католический собор в Москве и в России. И что его тёмные готические стены сохраняют некую печать европейского Средневековья. Главный фасад собора сильно напоминает

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). Соответствующее место в Острожской Библии см. на рис. 4.85. Рис. 4.85.

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

3. Западные реформаторы глумились над догматом Непорочного Зачатия Начнем с того, что приведем полностью большой и очень интересный фрагмент из известной немецкой «Народной Книги» Шписа. Рассказывая о путешествиях доктора Фауста по миру, хроника сообщает о ярком

автора Носовский Глеб Владимирович

3. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.8, рис. p.13 ??? «Восток Солнца. Первая часть нарицается Азия. Большего Ноева сына Сима жребий. Конец сей до восточного острова Макаринскаго иже есть до блаженного Рая. Другий же конец ея до Фасискаго моря и Чернаго. Третий конец

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. НАДПИСЬ В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.12, рис. p.17 ??? «Полдень. Вторая часть нарицается Африка, среднего Ноева сына Хама жребий. Конец же ей достизает Осирскаго языка и до Черного моря и до Понтийского острова с другой стороны от Черного моря, и до Ефиопской пучины. А

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.18, рис. p.23 ??? «Третья часть нарицается Европа, меньшего Ноева сына Афета жребий. Протизается ж от Среднего моря и до Великого моря Окияна. С другой стороны до Варяжского моря. С третьей стороны до Мурманского моря и до Студеного

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - это Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). См. церковно-славянскую цитату 186.Все верно. Продолжая наше движение

Из книги Самодержавие духа автора Иоанн Высокопреосвященнейший

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Воспоминания в гиблом углу Глухая подтаежная деревенька значилась под своим именем разве только в бумагах. В просторечии же звалась по речке, на которой стояла, Низкозобкою. У переселенцев из центральных губерний, осевших здесь себе на беду, за десять лет отросли у многих

Из книги Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) автора Осорьин Калистрат

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Москва - город тысячи маршрутов и многих тысяч достопримечательностей. И как в любом городе с древней историей есть в Москве скрытые, не бросающиеся в глаза места, здания и явления, составляющие тем не менее саму суть этого многогранного, многопланового города.

По Москве с клубом «Восемь путешествий»: Церковь Зачатия Св. Анны

Такой «скрытой жемчужиной» несомненно является храм с непривычным названием - Церковь Зачатия Анны, что в Углу . По своему местоположению, урочище этого древнего храма без сомнения, названо от того, что здесь оканчивалась Великая, или Большая улица и тын с земляным валом.


Когда возводили каменную стену Китай-города, строителям пришлось снести храм в честь Святителя Николая Мирликийского , стоявшую на пути строительства стены, но для сохранения этого храма было принято решение сделать выступ, что спасло уникальное строение. Таким образом здеь восточная и южная стены Китай-города составляют собой угол, потому и местоположение современной церкви продолжает именоваться «в Углу».

Это место часто упоминается в летописях, актах и преданиях, что служит доказательством тому, что оно известно было в народной жизни по разным событиям. В пределах этого урочища издревле находилось Татарское подворье, может статься, то самое, которое переставлено сюда из Московского детинца супругой Иоанна III Софией. Кроме того, здесь была Черная Палата, или Большая Тюрьма с пыточным застенком и место крестного целования.

В первый раз летопись упоминает об этой церкви в 1493 году, когда она вместе с посадом и торгом пала жертвой пламени. В ужаснейший пожар 1547 года, опустошивший Москву, церковь уже была каменная. Говорится, что на ней сгорела деревянная крыша и своды обрушились. Тогда вокруг её стояли деревянные дворы и избы, которые испепелил пожар.

Среди них уцелела лишь деревянная хоромина подьячего Третьяка Теплова, и в ней сохранилась невредимо святочтимая владельцем икона Божией Матери «Одигитрия». Когда об это чуде узнал Царь Иоанн Васильевич, он приказал поднять к себе в палаты неопальную святыню, а поврежденную церковь восстановил, сделав в ней, вместо белокаменных обрушившихся сводов, новые кирпичные. Он обогатил храм иконами и утварью, из которых серебреное кадило, подсвечники и сосуды хранились в нем до 1812 года, а потом и сам чудотворный образ Богоматери был поставлен в возобновленном храме.

В Лихолетье, нанесшее Москве столько бедствий и разорений, в 1611 году, церковь опять пострадала от пожара, испепелившего весь Китай-город, и от хищничества не только иноземцев, но и мародеров, которые посягнули даже на церковные колокола, о чем свидетельствует надпись на колоколе, пожертвованном в Зачатскую церковь князем Дмитрием Пожарским.

В Царствование Михаила Фёдоровича, храм был восстановлен в прежнем виде. Церковь опекали и последующие российские государи. В советское время храм был закрыт, и здание использовалось для утилитарных целей, но, к счастью, не было снесено, хотя внутреннее убранство было полностью утрачено.

Архитектура Храма Зачатия Св. Анны

Если вы решите отправиться в автобусные туры по Москве http://888travel.ru/avtobusnye-tury-po-rossii , гиды клуба «Восемь путешествий» расскажут вам, что этот древний обетный храм привлекает внимание российских и иностранных туристов не только своей древней историей, но и уникальным архитектурным стилем, а также многочисленными памятниками литейного искусства, иконописи и, конечно, зодчества и разных веков, сохранившимися в ансамбле.

Квадратный в плане храм построен его из тёсаного белого камня с наполнением в средине булыжником и щебнем, так что белый камень составляет облицовку, традиционную для каменного строительства XV и XVI веков. Внешние очертания храма очень необычны. На каждой из внешних стен этого квадрата, архитектурные орнаменты были заменены тремя сходящимися кверху дугами, на таких арках или комарах лежала гонтовая кровля, но впоследствии они были выравнены кирпичом в прямую линию.

Из такой кровли выступает «шея», или «трибун» купола, как эта часть вставлена в кровлю отдельно, а не утвержденная на своей основе изначально. Такую несообразность можно видеть и в других древних и старинных церквях, в которых дуговая кровля заменена четырёхскатной, шатровой. Здесь над окнами опоясывают трибун валики, полукруглые и зубчатые, а окна украшены наличниками. Грушевидный купол, обитый сейчас окрашенным железом, раньше был усеян вызолоченными звездами. Верх его увенчан железным решетчатым вызолоченным крестом с полумесяцем в его подножии.

К восточной части пристроен алтарь, состоящий из одного полукружия, или абсида. Его полукруглый верх венчается такими же крестами, какие были на разобранной в Московском Кремле церкви Рождества св. Иоанна Предтечи под Бором.

Храм Зачатия Св. Анны является одной из древнейших и интереснейших в архитектурном плане церквей Москвы, и, в скором времени, несомненно, станет одним из главных украшений новой, строящейся парковой зоны в Зарядье.

  • 22 Апрель, 2017

Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и покровительстве, несведущие верующие точно не уверены, с какой именно Анной они пытаются установить контакт. Это приводит к тому, что молитвы остаются неуслышанными, а вера их подвергается сомнению. Давайте рассмотрим всех известных святых с именем Анна, а также области их покровительства.

Святая Анна, мать Богородицы

Памяти святой праведной Анны посвящены 22 декабря, 7 августа и 22 сентября по новому стилю. Святая Анна происходит из рода Ааронова, а её муж, святой Иоаким, происходит из дома самого царя Давида, откуда, согласно древним преданиям, должен был произойти Мессия. Супружеская пара проживала в Назарете и ежемесячно отдавала часть доходов на строительство храма Иерусалима, а также на пожертвования беднякам.

К сожалению, Бог до глубокой старости не даровал паре детей, о чём супруги несказанно скорбели. Известно, что у евреев бездетные семьи считаются самыми несчастными, а бесплодие называют тяжким наказанием Божьим. Однако святые не сдавались и горячо молились о появлении потомства. Иоаким отправился в пустыню и провёл там 40 долгих дней, молясь о чуде, Анна же винила себя в их несчастье, она также просила Господа даровать ей дитя, дав обещание принести его в дар Богу.

Молитвы супругов были услышаны, к ним снизошёл ангел и возвестил о свершении чуда. Таким образом, в Иерусалиме у супругов родилась дочь - Пресвятая Дева Мария. По преданиям, святая праведная Анна умерла в глубокой старости в Иерусалиме ещё до Благовещения. Первый храм в честь святой был построен в Девтере, а ее успение празднуется 7 августа. Молитвы святой Анне возносят при бесплодии, а также в случае осложнений при беременности, чтобы обрести здоровое потомство. Как и святая Анна, Мария, дочь её, стала жить благочестивою жизнью и удостоилась счастья произвести на свет Иисуса Христа, спасителя нашего.

Княгиня Анна Кашинская

Во времена тотального атеизма церковь снова разрушили, а источник был засыпан землёй и закрыт бетонными плитами. Однако священная вода пробилась, а крестьяне расчистили место для возвращения озера.

Сейчас на месте озера сооружена целая купальня, с отдельными кабинками для мужчин и женщин. Примечательно то, что температура озера не меняется, независимо от времени года. Летом вода не нагревается, а зимой не замерзает…

в Вильнюсе

Этот костел считается настоящим шедевром поздней готики. Небольшой собор выглядит настолько хрупким и миниатюрным, что привлекает намного больше восторженных взглядов, чем стоящий позади него огромный костел святого Бернарда. Кто именно и в какой период времени построил этот собор - точно неизвестно, однако выглядит он настолько ослепительно, что сам Наполеон возжелал перенести его в Париж.

Сейчас знаменитый костел святой Анны считается одним из символов Вильнюса. Если вы присмотритесь к основному фасаду собора, то обнаружите буквы «А» и «М», что может означать «Аве Мария» или же «Анна матер Мария». По словам некоторых экспертов, композиция фасада имитирует столпы Гедиминовичей, верхушками которых являются 3 небольшие башенки.

В 19-м веке рядом с костелом была построена колокольня, выполненная в псевдоготическом стиле. Сейчас возле костела разбит красивый парк, где желающие могут посидеть в тени деревьев или полежать на траве, наслаждаясь красотой собора. Для туристов проводятся специальные экскурсии продолжительностью в полтора или же 3 часа, в том числе с русскими гидами.

Церковь в Аугсбурге

Церковь вместе с небольшим монастырём была возведена в самом центре города в 1321 году, после чего множество раз реставрировалась и реконструировалась. Уже к 1420 году, благодаря пожертвованиям, монастырь святой Анны вдвое превысил свою первоначальную площадь. Была построена капелла Ювелиров, а затем и капелла Фуггеров. Принадлежала она одной из самых влиятельных семей города и была практически первой постройкой в стиле ренессанс.

Одной из достопримечательностей церкви является музей Мартена Лютера. История его восходит к 1518 году, когда Лютер прибыл в город для богословской беседы с самим кардиналом. В результате этой встречи папский легат планировал арестовать лидера партизан. Однако после встречи Лютер тайно уехал из города. В 1551 году началась новая история храма, где открылась школа, а затем и гимназия святой Анны. Немного времени спустя городской архитектор воздвиг специально для гимназии новое здание с библиотекой и церковной башней со шпилем.

Украшения церкви

В 16-м веке церковь стала обладательницей уникальной коллекции картин, которые можно увидеть там и по сей день. Некоторые из произведений искусства принадлежат руке великого немецкого мастера Лукаса Кранаха Старшего. Что касается художественной составляющей оформления храма, здесь есть на что посмотреть как паломникам, так и простым туристам, не относящимся к христианской вере. Во-первых, следует обратить внимание на росписи на потолке, выполненные в стилях рококо и барокко. Многочисленные фрески и лепнина изображают такие великие события, как Судный день, Распятие и Нагорная проповедь.

Построенная полностью на пожертвования, капелла Ювелиров была расширена и украшена фресками, изображающими царя Ирода. По сюжету царь обращается к чернокнижникам с просьбой узнать местонахождение Иисуса. Также фрески изображают самого Иисуса, волхвов, святых Елену, Георгия и Кристофера.

Афонский скит святой Анны

В Греции находится одно из самых популярных мест паломничества, посвящённых святой Анне. Афонский скит обладает чудотворной иконой, покровительствующей материнству. Известно, что тысячи людей после молитв перед иконой получали детей, и помогала им святая Анна. Икона стоит здесь со стародавних времён, об этом свидетельствует старинная лампада с яйцом, стоящая возле иконы.

Оказывается, эту лампаду преподнёс в подарок скиту турецкий султан более 200 лет назад! История этого подарка крайне интересна. Дело в том, что султан Лимну был бездетным, а, как уже говорилось ранее, у мусульман бесплодие подобно проклятью на всю семью. Проходило время, султан постепенно старел, а надежды обрести потомство всё не было. Тогда до него дошли слухи, что в Афонском ските стоит чудотворная икона, помогающая родителям обрести детей. И султан не раздумывая отправил щедрые дары в скит с просьбой привезти ему святую воду и масло от лампады.

Однако паломники подумали: «Как же мы вручим святыню человеку, который даже не исповедует христианство?» И они вылили масло. Однако султан верил в силу иконы и снова потребовал от паломников исполнения своей просьбы. Будучи в замешательстве, паломники отправились за советом к отцам скита. «Что же нам делать? - спросили они. - Если мы не выполним просьбу султана, он нас казнит!» И ответили отцы: «Тогда отнесите ему простого масла и обычной воды».

Решено было так и сделать. Веря в чудотворную силу иконы, султан выпил обычной воды из ручья и стал отчаянно молиться, ведь его последней надеждой стала святая Анна. Икона действительно помогла, и вскоре случилось чудо: султан получил долгожданного сына! Исполненный благодарности, султан отправил лампаду, украшенную драгоценным камнем. Однако вскоре воры украли камень, и султан прислал на его место серебряное яйцо.

Чтобы молитва обрела силу...

Многие люди отказываются верить в Бога только потому, что не получают ответы на их молитвы. Но что, если это вина самих молящихся? Дело в том, что очень часто мы слишком сосредоточены на своих собственных горестях, чтобы воздать должное почтение и внимание величию Господа, к которому обращаемся. Когда мы зацикливаемся лишь на собственных нуждах, наша молитва теряет силу. Главное условие успеха любой молитвы - это упование на любовь и могущество Бога, который хочет помочь нам.

Чтобы молитва была сильна, нужно рассматривать её в свете благодати Бога, тогда мы сможем вознестись к нему, и молитва будет услышана. Научитесь «встречаться» с Богом в каждой молитве. Ведь мы жаждем встречи с любимыми людьми и родственниками, а от Бога чаще всего просто чего-то хотим. Однако Бог не подобен продавцу. Он дарует благость тем, кто действительно верит и жаждет именно присутствия Господа в своей жизни.

На примере султана можно судить, что не столько важно вероисповедание человека, сколько искренность его молитв и побуждений. Поэтому, если даже «неверный» искренне обратится к Богу и попросит его участия в своей жизни, Господь откликнется на его молитвы.