Грудной голос. Как говорить грудным голосом

С первого слова «привет» можно произвести впечатление. Приятный женский голос влияет на восприятие человека. Поэтому владеть им должны не только профессиональные оперные певицы. Те, кому посчастливилось иметь приятный женский голос, ждет успех на любом поприще. Это касается работы оператором на телефоне или менеджером по ведению переговоров, а в личной жизни: победами над мужскими сердцами.

Поговорим, каким бывает красивый женский голос, какова его классификация, как певицы готовятся к исполнению песни и почему для озвучки рекламы ищут приятный женский голос.

Словосочетания подразумевают умение петь. Звук здесь имеет определенную высоту и способность длиться долго. Пение песни проявляется в гласных, реализуется дыханием со вздохом, без шума, большого объема воздуха и медленным выдохом.

  • бытовыми;
  • профессиональными.

«Привет» профессии каждый начинающий певец говорит через постановку голоса. При этом вырабатываются следующие голосовые характеристики:

  • широта диапазона;
  • яркость;
  • сила;
  • гибкость;
  • красота;
  • не утомляемость;
  • другие качества.

Тембр и выдержка звуков играют особую роль. Оперные голоса характеризуются полетностью, чтобы их было далеко слышно. Металлические «нотки» и полетность характерны для высокого обертона. А мягкость звука достигается в низко-частотном диапазоне. Певческий голос - сильный. Он заполняет собой весь зал.

У мальчиков и девочек выделяют следующие типы:

  • сопрано;
  • дискант (только и у мальчиков);
  • альт (под ним подразумевается низкий женский или детский голос).
  • тенор (высокого плана);
  • баритон (средний);
  • бас (низкий).
  • сопрано (высокого плана) - оперные партии Снегурочки из произведения Римского-Корсакова;
  • меццо-сопрано (средний) - оперные партии леди Макбет из произведения «Макбет» Верди;
  • контральто (низкий) - оперные партии Ольги из произведения «Евгений Онегин» Чайковского.

Красивый женский голос - певческий

  • Грудной, обладающий большой силой звучания, но скудный по тембру.
  • Микстовый или средний, где сочетается грудное и головное звучание.
  • Головной - открытый и светлый.

Переходные ноты и регистры имеют разную протяженность.

  • лирическим;
  • драматическим;
  • лирико - драматическим.

В отличие от высокого сопрано, красивый женский голос меццо-сопрано сопровождается большей красотой тембра, силой и грудным резонансом. Он подразделяется на высокое (лирическое) и низкое (драматическое - контральто). Голос женщины в первом случае, подвижен и мягок. Второй - менее подвижен, с большим количеством грудных нот. Он называется контральто. Этот красивый женский голос с большим диапазоном грудного регистра, а в малой октаве - с густыми нотами.

Иногда отличить друг от друга два низких голоса сложно. Для этого слушают грудные ноты в малой октаве. Полнозвучные ноты здесь определят меццо-сопрано. Правда, если красивый женский голос контральто поставлен хорошо, то ноты почти не отличаются. Тогда оценивают по тесситуре и переходным нотам к головному регистру, насколько легко удается повысить и понизить голос.

Распевки

Певица говорит «Привет» своему голосу перед тем, как исполнить песни, через подготовку к предстоящей нагрузке. Если этого не сделать, голос женщины рискует сорваться. Рассмотрим некоторые виды упражнений, подходящие для распевки опытных певиц и начинающих исполнительниц.

Подбирается тональность, соответствующая нижнему пределу диапазона голоса ученицы. Партии повторяют на полтона выше. А когда достигается высокий предел, следующую партию следует понизить на полтона, и так постепенно доходить нижнего диапазона.

Каждое последующее упражнение для распевки усложняют. Чтобы добиться успеха, обращают внимание на следующие моменты:

  • правильное дыхание;
  • постановка задействованных органов;
  • направленность потока звука;
  • четкое выполнение рекомендаций.

Рассмотрим базовые упражнения.

  • Пение закрытым ртом (губы сжаты, зубы разжаты). Это настоящий «привет» распевки.
  • Игра на губах (похожа на звук ребенка, который повторяет звуки машины: губы не зажаты, но закрыты). Начинается с нижнего предела, который следует сперва повысить, а потом понизить.
  • Глиссандо имеет два варианта распевки. В первом случае повторяется второе упражнение, но не отдельными нотами, а скольжением. Во втором случае рот открывают, но производят носовой звук, создавая препятствие воздуху.
  • Вьени, вьини, вьяни (итальянское «вьени» означает «где»). Исполняется в трех вариациях, каждая из которых строится на 5-ти звуках.
  • Последнее упражнение распевки «Стаккато» выполняется обрывистыми нотами. Оно напоминает смех. Везде повысить и понизить звукоряд нужно одинаково.

Озвучки для рекламы и какой самый красивый женский голос для мужчин?

Приятный женский голос в рекламе ассоциируется с вниманием и заботой. Голос женщины для озвучки используют производители парфюмерии, косметики, бытовой техники. Подарки, отдых, кафе, рестораны, и даже автомобили - всем этим женщины интересуются.

Красивый женский голос - прямой путь к сердцу мужчины. Но от такой озвучки доверие возникает и у слушательниц. Таким образом, умело использованный голос женщины побуждает представительниц слабого пола сделать незапланированные покупки. Он воздействует на них на эмоциональном уровне.

А вот мужчины после прослушивания озвучки реагируют по-иному. Красивый женский голос, звучащий в эфире, вызывает у них недоумение, как это они не догадались сами об этой покупке. Как видно, голос профессионально используется не только для исполнения песни, но и, по крайней мере, для озвучки.

Сказать «Привет» как «Я тебя люблю» способна только та, у которой красивый женский голос, и она умеет им пользоваться. Но что, по мнению мужчин, означает «красивый»? Контральто - этот бархатистый грудинный приятный женский голос вызывает симпатии у мужчин. Трудно представить себе, как даже женщина милой наружности, сказав «привет» визгливо, понравится мужчине. Красивый женский голос для мужчин - степенный, «влажный», иногда с придыханием. Он вызывает у сильной половины человечества инстинкт охотника.

Вот так действует этот таинственный и загадочный голос. Наверняка у читательниц появилось желание потренировать голосовые связки. Что ж, интернет в этом поможет! Выполняйте распевку, включив аудио или видеозапись, и скоро вы заметите, как будете управлять голосом сознательно.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Резонаторами являются носовая полость, гайморовы полости носа, лобные пазухи, ротовая полость, гортань, глотка, трахея, легкие и бронхи. Это заполненные воздухом пространства, которые преобразуют звуковые колебания. Именно резонаторы придают голосу силу и тембр. Если при использовании верхних резонаторов становится звонким, то при использовании нижних - более сильным и тембрально окрашенным. Чтобы овладеть грудным голосом , вокалисты учатся петь «на опоре» - не за счет напряжения голосовых , а за счет правильного использования резонаторов. Пение или разговор «на опоре» подразумевает дыхание с помощью диафрагмы или дыхание животом. Чтобы потренироваться в таком дыхании, лягте на спину, положите книжку на живот и дышите - книжка должна подниматься и опускаться.

Положите руку на грудную клетку и протяжно произносите какую-либо гласную так, как вы обычно разговариваете в . Если при этом вы чувствуете вибрацию в грудной клетки, то вы говорите грудным голосом , если не чувствуете - то основной резонатор вашего тела не задействован. У каждого человека свои данные, своя толщина и длина связок и т.д., поэтому каждый голос индивидуален и имеет свой уникальный узнаваемый тембр. Диапазон грудного у каждого свой, но в любом случае он есть. В среднем грудной диапазон составляет две октавы.

Выполняйте упражнения для нижних резонаторов: протяжно произносите гласные звуки, наклоняясь вперед (из положения стоя);протяжно произносите на выдохе. Используйте прием, который применяют вокалисты при распевках: пропевайте гласную букву или слог снизу вверх, потом сверху вниз. При этом отслеживайте, когда задействован грудной резонатор, как он соединяется с головным, как вы переходите на головной резонатор. Затем попробуйте задействовать грудной резонатор в . Читайте отрывки из произведений. Чем чаще вы будете тренироваться, тем скорее грудной голос станет для вас естественным.

Потренируйтесь расслаблять тело - мышечные зажимы мешают красивому звукоизвлечению. Напрягаться должны только мышцы диафрагмы. Челюсть и губы также должны быть расслаблены для хорошей артикуляции.

Постарайтесь выработать характерный для грудного голоса темп речи - плавный и размеренный. Сложно говорить низким голосом быстро и резко. Размеренная речь помогает влиять на психику слушателей, создавать у них ощущение уверенности и защищенности. Такому человеку проще произвести нужное впечатление и убедить собеседника в чем-либо. Особенно часто грудной голос используют в своей работе психологи.

Видео по теме

Полезный совет

Источники:

  • как разговаривать одновременно

Что ни говори, а глобальная сеть интернет настолько глубоко вошла в нашу жизнь, что вырвать его оттуда очень и очень сложно. Ведь там можно все – общаться, переписываться и даже звонить. Программ для этого тоже немало. Одна из наиболее популярных - Mail.Ru Агент.

Инструкция

Действительно, удивляться не стоит. Данное открытие живет уже далеко не первый день. Тем более что большинство пользователе уже успели оценить все преимущества .

Звонить можно было с тех самых пор, как была разработана программа Skype. Ко всему прочему она не только обеспечивала аудио соединение между пользователями, то так же при наличии веб- могла передавать и изображения. Но время неумолимо идет вперед, появляются новые программы, редактируются старые, и даже такая простая и давно всем знакомая программка как Mail.Ru Агент теперь тоже способна на некоторые новые функции.

Не только певцы, актеры и преподаватели должны обладать красивым уверенным голосом, появляется все больше и больше профессий, представители которых также должны иметь красивое звучание. Поэтому люди хотят изучать технику рождения звука, знать его основные принципы и упражнения для его развития.

Правильное дыхание во время речи должно быть диафрагмальным. Когда мы вдыхаем, воздух равномерно расширяет грудную клетку при поддержке диафрагмы.

В случае неподвижности диафрагмы, возникает поверхностное дыхание, при котором не может быть использована вся поверхность легких.

Какие органы задействованы в формировании звука

Существуют три центра, которые способствуют образованию звука:

  • легкие, которые обеспечивают подачу воздуха, необходимого для произнесения звуков;
  • мышцы грудной клетки и брюшной полости, участвующие в создании воздушного потока;
  • фонетический аппарат (это вокальный орган), который расположен в гортани.

Заданием этой части речевой системы является создание звуковой волны или фонации. Гортань начинает формироваться в утробе матери. Когда мы приходим в этот мир, мы уже имеем сформированный голосовой аппарат, который развиваем на основе рефлексов. Гортань также служит для дыхания.


В рамках этой системы слух является надзорным органом, который отвечает за получение и поставку в кору головного мозга соответствующих звуковых сигналов, благодаря чему мы можем их контролировать и влиять на вокализацию.

Для правильной речи и пения необходимо гармоничное сотрудничество всех органов. Неправильные действия всего одного, влекут за собой другие нарушения. Для всего этого механизма необходим импульс от мозга. Именно он контролирует напряжение связок, влияющее на грудной голос.

Работа по совершенствованию звука включает:

  • упражнения;
  • необходимость изменить негативные привычки;
  • фиксированную осанку;
  • способ дыхания;
  • способ извлечения звука.

Как правильно развить грудной голос?

Это не требует большой физической силы. Для этого надо сознательно контролировать дыхательную функцию. Для того чтобы продлить фазы выдоха, во время которых и происходит процесс извлечения звука, необходимо научиться дышать в целом, задействовав диафрагму. Благодаря этому наша речь становится красивой и резонансной.

Правильное положение тела и головы


Также важным является положение тела. Оно должно быть достаточно прямым и расслабленным. Сутулиться во время разговора нельзя, это влияет на ухудшение дыхательной функции, а чрезмерно вертикальное положение неблагоприятно увеличивает мышечное напряжение.

Не менее важным является умение держать голову, потому что это влияет на положение гортани во время разговора. Чрезмерное выдвижение головы вперед, назад или наклон вбок негативно влияют на функцию гортани.

Сильный и звучный грудной звук производится при помощи нормальной работы диафрагмы, нашей главной дыхательной мышцы. Для того чтобы хорошо говорить грудным голосом, вы должны отлично дышать, заполняя все легкие воздухом.

Почему женщины имеют проблемы с грудным звучанием? Даже маленькие девочки часто слышат, что надо втягивать животик, чтобы он не торчал.

Это способствует напряженности в этой части тела, мышцы живота обездвижены и как результат – появляется более скованное дыхание. Можно ли изменить это? Логопеды и специалисты подчеркивают, что многие женщины имеют тихий голос, неуверенный и трепетный. Поэтому надо проводить упражнения, чтобы улучшить звук, резонанс и силу, предотвратить заболевания вокального органа.

Упражнения для развития грудного голоса

Прежде всего, вы должны знать свой собственный голос. Большинство из нас, услышав свой голос в записи, испытывают чувство удивления, нам кажется, что он звучит странно. Начните с записи и прослушивания своего звучания. Изучая его вокальный диапазон и тон, мы можем экспериментировать. Направляя звук из груди и живота, мы получим низкий голос, тяжелый и бархатистый.

Экспериментируя, мы получим разные варианты звучания, в том числе звонкий голос, более острый.


  1. Ежедневно утром стоит делать упражнения в виде ленивого зевка, который работает на развитие дыхания и расслабление мышц;
  2. Другое, не менее приятное упражнение, чтобы развить голос, это подуть на перья. Можно их себе представить. Мы должны дуть достаточно долго, чтобы перо зависло в воздухе, и не падало на пол. Благодаря этому, мы можем стимулировать работу рёбер и диафрагму. Диафрагма, мышцы грудной и поясничной части спины – это наша поддержка. Нижняя челюсть, горло и шея, руки и грудь, спина не должны быть скованы. Без их релаксации, не получится естественного красивого грудного голоса;
  3. Если горло мягкое, расслаблены челюсти, также плечи, мышцы диафрагмы и нижняя часть спины свободны, дыхание будет спокойное и глубокое. Надо практиковать дыхание в таком состоянии релаксации, спокойствия, когда фазы вдоха и выдоха продолжительны. Лучше лечь на спину, положить на грудь предмет и дышать глубоко, следя за тем, чтобы грудная клетка с предметом поднималась вверх;
  4. Улучшение дыхания должно сопровождаться удлинением фазы выдоха, это зависит от правильной респираторной поддержки. Сделайте глубокий вдох диафрагмой, а затем, делайте выдох и протяжно произносите букву «С» , при этом выпускаемый воздух будет
    дозироваться. Старайтесь сохранить положение груди при выдохе таким, каким оно было при вдохе.

Упражнения для ясности речи


  1. Громкое мурлыканье с фокусированием внимания на чувстве колебаний в носовой полости во время резонанса звука;
  2. Поместите руки на диафрагму и дышите, одновременно произнося звуки «А» , «О» , «У» , «Э» . Если грудная клетка вибрирует, значит, грудной голос у вас хорошо развит. Если вибрации нет, то ваш грудной резонатор не работает, вы произносите звуки не грудным голосом;
  3. Для речи очень важны физические упражнения, направленные на то, чтобы продлить фазу выдоха. Монотонно, на одном выдохе стараемся произнести известную пословицу или поговорку.

Старайтесь говорить размерено, не спеша, такой голос будет звучать уверенней и убедительней.

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. « Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» — не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.