Госдума издает. Структура и состав Государственной Думы РФ: список, обязанности и особенности. Порядок принятия законов

Федеральное Собрание РФ как орган народовластия, воплощающий в себе народный и государственный суверенитет, осуществляет предварительный контроль конституционности законов. Все стадии законодательной деятельности ориентированы на то, чтобы разрабатываемый и обсуждаемый на сессии парламента закон не вступал в противоречие с Конституцией РФ. Государственная Дума проводит обязательную экспертизу на этот предмет при рассмотрении законопроектов. Рассмотрим подробнее структуру, формирование и полномочия Государственной думы РФ.

Государственная дума (далее - ГД) - нижняя палата Федерального собрания. Избирается совершеннолетними гражданами России, которые имеют право принимать участие в голосовании на выборах, по результатам альтернативных и свободных выборов, проводимых раз в пять лет. Правовой статус ГД определён в гл.5 Конституции РФ. ГД состоит из 450 депутатов (ст.95 Конституции РФ), ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5% барьер по результатам голосования за списки партий. Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993-2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7%. Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом ГД и членом Совета Федерации) (ст.97 Конституции РФ).

Первая ГД избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции). Срок полномочий II-V созывов ГД - четыре года. Начиная с VI созыва, депутатов избирают сроком на пять лет Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30. 12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. Ст. 1. . Выборы в ГД проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 годах. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители (рис. 1).

Рис. 1.


Рис. 2.

Аппарат Государственной думы (рис.2) - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы. Руководителем аппарата Государственной думы с 2012 г. является Поллыева Джахан Реджеповна.

Председатель ГД осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти - исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты. Председателем ГД VI созыва с 21 декабря 2011 г. является Нарышкин Сергей Евгеньевич.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. К полномочиям комитетов относятся:

Внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц;

Осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению ГД;

Подготовка проектов постановлений ГД;

Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД;

Подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд РФ;

В соответствии с решением Совета ГД, поручением Председателя ГД подготовка проектов постановлений ГД о направлении представителей ГД в Конституционный суд РФ;

Организация проводимых ГД парламентских слушаний;

Заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

Анализ практики применения законодательства.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва. В Госдуме 6-го созыва существует шесть комиссий:

Комиссия ГД по вопросам депутатской этики

Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД

Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ

Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности

Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра

Счётная комиссия ГД

Совет Государственной думы планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.

Порядок формирования государственной думы - выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов ГД устанавливают федеральные законы "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 18. 05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 02. 04.2014, с изм. от 16. 12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 21. - Ст. 1919. ", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Федеральный закон от 12. 06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 03. 02.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253. " и ряд других федеральных законов.

Выборы в ГД назначаются президентом РФ раз в пять лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию РФ, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому выборы депутатов Государственной думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводится по смешанной системе: 225 депутатов ГД будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), а другие 225 депутатов - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года сохраняет своё действие до окончания полномочий ГД VI созыва.

Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I-IV созывов (1993, 1995, 1999, 2003) и будут проводиться после окончания полномочий ГД VI созыва. Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 85 субъектов РФ был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993-1995 годах).

В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Предполагалось, что эта норма будет задействована начиная с выборов 2016 года, однако в 2014 году был принят новый избирательный закон, который также предусматривает пятипроцентный проходной барьер (п.7. ст.88 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ), а в отдельных случаях допускает к распределению мандатов и списки, из числа не прошедших этот барьер (п. п.8 и 9 ст.88).

Конституция РФ (ст.103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

· дача согласия президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· решение вопроса о доверии Правительству РФ;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

· назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

· назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

· объявление амнистии;

· выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

ГД принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Под принятым федеральным законом по смыслу ч.1 ст.107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые ГД и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. ч.1, 2, 3 и 4 ст.105 Конституции РФ; законы, повторно принятые ГД в соответствии с ч.5 ст.105 Конституции РФ; законы, одобренные ГД и Советом Федерации в соответствии с ч.3 ст.107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст. ст.105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Конспект по истории России

В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами.

I Государственная Дума (апрель-июль 1906 г.) – просуществовала 72 дня. Дума преимущественно кадетская. Первое совещание открылось 27 апреля 1906 г. Распределение мест в думе: октябристы - 16, кадеты 179, трудовики 97, беспартийные 105, представители национальных окраин 63, социал-демократы 18. Рабочие по призыву РСДРП и эсеров в основном бойкотировали выборы в думу. 57% аграрной комиссии были кадетами. Они внесли в думу аграрный законопроект, где шла речь о принудительном отчуждении, за справедливое вознаграждение, той части помещичьих земель, которые обрабатывались на основе полукрепостнической отработочной системы или сдавались крестьянам в кабальную аренду. Кроме того, отчуждались государственные, кабинетные и монастырские земли. Вся земля переходит в государственный земельный фонд, из которого крестьяне будут наделяться ею на правах частной собственности. В итоге обсуждения комиссия признала принцип принудительного отчуждения земель.

В мае 1906 г. глава правительства Горемыкин выступил с декларацией, в которой отказал Думе в праве подобным образом решать аграрный вопрос, а также в расширении избирательных прав, в ответственном перед думой министерстве, в упразднении госсовета, в политической амнистии. Дума выразила правительству недоверие, но уйти в отставку последнее не могло (так как было ответственно перед царем). В стране возник думский кризис. Часть министров высказалась за вхождение кадетов в правительство.

Милюков поставил вопрос о чисто кадетском правительстве, всеобщей политической амнистии, отмене смертной казни, ликвидации Госсовета, всеобщем избирательном правее, принудительном отчуждении помещичьих земель. Горемыкин подписал указ о роспуске Думы. В ответ около 200 депутатов подписали в Выборге обращение к народу, где призвали его к пассивному сопротивлению.

II Государственная дума (февраль-июнь 1907 г.) - открылась 20 февраля 1907 г. и просуществовала 103 дня. В Думу прошли 65 социал-демократов, 104 трудовика, 37 эсеров. Всего было 222 человека. Крестьянский вопрос оставался центральным.

Трудовики предложили 3 законопроекта, суть которых сводилась к развитию свободного фермерского хозяйства на свободной земле. 1 июня 1907 г. Столыпин, использую фальшивку, решил избавиться от сильного левого крыла и обвинил 55 социал-демократов в заговоре с целью установления республики.

Дума создала комиссию для расследования обстоятельств. Комиссия пришла к выводу, что обвинение является сплошным подлогом. 3 июня 1907 г. царь подписал манифест о роспуске думы и об изменении избирательного закона. Государственный переворот 3 июня 1907 г. означал конец революции.

III Государственная дума (1907-1912 гг.) - 442 депутата.

Деятельность III Думы:

3.06.1907 г. - изменение избирательного закона.

Большинство в думе составляли: правооктябристский и октябристско- кадетский блок.

Партийный состав: октябристы, черносотенцы, кадеты, прогрессисты, мирнообновленцы, социал-демократы, трудовики, беспартийные, мусульманская группа, депутаты от Польши.

Наибольшее количество депутатов имела партия октябристов (125 человек).

За 5 лет работы утверждено 2197 законопроектов

Основные вопросы :

1) рабочий : было рассмотрено 4 законопроекта комиссии мин. фин. Коковцева (о страховании, о конфликтных комиссиях, о сокращении рабочего дня, о ликвидации закона, карающего за участие в забастовках). Они были приняты в 1912 году в ограниченном виде.

2) национальный вопрос : о земствах в западных губерниях (вопрос о создании избирательных курий по национальному признаку; закон был принят относительно 6 губерний из 9); финляндский вопрос (попытка политических сил добиться независимости от России, принят закон об уравнивании прав русских граждан с финскими, закон об уплате 20 млн. марок Финляндией взамен воинской повинности, закон об ограничении прав финского сейма).

3) аграрный вопрос : связан со столыпинской реформой.

Вывод : третьеиюньская система - второй шаг на пути превращения самодержавия в буржуазную монархию.

Выборы : многоступенчатые (происходили по 4 неравноправным куриям: землевладельческой, городской, рабочей, крестьянской). Половина населения (женщины, студенты, военнослужащие) были лишены избирательного права.

Чем занимается Каковы ее функции и обязанности? Ответы на эти вопросы будут даны в статье.

Государственная Дума РФ: общая характеристика

Государственная Дума представляет собой Нижнюю РФ, или Федерального Собрания РФ. Госдума, как и Совет Федерации, является законодательным Создание рассматриваемого органа состоялось в 1993 году. Согласно указу Б. Н. Ельцина "О конституционной реформе РФ", появился орган на 450 депутатов. Половина из этого числа избирается в ходе одного тура и напрямую. Голосование происходит в одномандатных округах. Другая половина должна формироваться при помощи политических партий РФ, преодолевших 5-процентную границу.

Российской Госдуме посвящена пятая глава Конституции РФ. Именно в ней кратко описывается структура органа, а также то, чем занимается Государственная Дума РФ. Что представляет собой эта глава из основного закона страны?

Глава 5 Конституции РФ

Пятая глава основного закона страны повествует о российском парламенте - Федеральном Собрании. В главе кратко прописаны все основные моменты, касающиеся двух палат парламента: Совета Федерации и Государственной Думы. Статья 103 наиболее полно раскрывает то, чем занимаются депутаты Государственной Думы, и какими полномочиями они обладают. Именно эту, а также некоторые другие статьи российской Конституции необходимо будет разобрать для того, чтобы иметь наиболее полное представление об обязанностях и профессиональных функциях нижней палаты Парламента - Госдумы.

Стоит, однако, начать с наиболее общих моментов. Так, статья 94 закрепляет статус Федерального Собрания; данный орган является представительным, относящимся к законодательной ветви власти. Часть 5 статьи 95 закрепляет тот факт, что Госдума состоит из 450 лиц, являющихся депутатами. Ст. 96 повествует о сроке избрания органа, который составляет сегодня ровно 5 лет. О том, чем занимается Государственная Дума, будет рассказано далее.

Государственная Дума и Правительство

Несмотря на то, что все в России равны по отношению друг к другу, стоит отметить некоторые моменты, указывающие на значительное влияние одной ветви власти на другую. В частности, необходимо обратить внимание на часть 1 статьи 114 Конституции РФ. Согласно этой статье, Правительство обязано своевременно представлять отчеты Государственной Думе. Подобная система всегда указывает на степень демократичности развития государства. В частности, в комментарии к статье 114 говорится о необходимости повышения роли представительных органов в общественной и политической жизни. К сожалению, только политологи могут решать вопросы о том, не нарушает ли подобная схема систему сдержек и противовесов. Приходится также гадать и о том, будет ли Федеральное Собрание в ближайшем времени давать оценки Правительству.

Стоит, однако, возвратиться к тому, чем занимается Государственная Дума, и каковы ее функции по отношении к Правительству. Так, пункт Б статьи 103 закрепляет за Госдумой возможность решать вопрос о доверии исполнительному органу власти. По-сути, это еще одно доказательство значительного влияния представительной ветви власти на исполнительную.

Государственная Дума и Центральный Банк РФ

Чем занимается Государственная Дума РФ в отношении высших финансовых органов? Пункт Г статьи 83 Конституции РФ закрепляет за Госдумой возможность назначать и снимать с должности руководителя ЦБ России. Срок полномочий представителя ЦБ определяется согласно ФЗ "О ЦБ РФ". Стоит также отметить, что как назначение, так и снятие с должности считается окончательным, если за это проголосовала большая часть депутатов Госдумы.

То же самое касается и Счетной Палаты. Государственная Дума способна назначать как председателя этого органа, так и состав его аудиторов. При этом вопрос о снятии или назначении решается в соответствии с имеющимся бюджетом, налоговым обложением и т. д.

Назначение амнистии

Стоит, наконец, обратиться к статье 103 Конституции РФ. Именно эта статья закрепляет все основные обязанности и функции, находящиеся в ведении нижней палаты законодательного органа. Что здесь можно выделить? Чем занимается Государственная Дума? (4 класс, а также некоторые ступени повыше в школьной программе зачастую предполагают разбор этих вопросов; взрослый человек тем более должен знать все самое главное об устройстве органов власти).

Нижняя палата органа законодательной власти способна назначать на должность лицо, уполномоченное по правам человека, а также увольнять его. Стоит также отметить, что депутаты способны выдвигать нужные кандидатуры.

Отдельная тема, которую стоило бы упомянуть - это способность Госдумы решать вопросы амнистии. Какую позицию в данном случае занимает Нижняя Палата, чем занимается Государственная Дума? Кратко и ясно дает характеристику пункт Ж статьи 103 Конституции. Согласно нему, решение о принятии амнистии происходит путем набора большинства депутатских голосов. Подписывает указ об амнистии председатель Госдумы. Официальная же публикация приказа должна произойти в течение трех дней.

Государственная Дума и президент

Взаимоотношения главы государства и Государственной Думы выстроены в России самым особым образом. Так, согласно статье 103 Конституции (пункт З), нижняя палата законодательного органа способна выдвигать против президента обвинения и претензии. Обвинение может быть выдвинуто только в том случае, если за это были набраны 2/3 депутатских голосов. Стоит также отметить, что обвинение должно иметь конкретные ссылки на преступления или правонарушения, которые совершил глава государства.

Государственная Дума высылает обвинение в Верховный Суд на рассмотрение. Если суд находит состав преступления, ставится вопрос об отрешении главы государства от должности.

Порядок принятия законов

Поскольку ветвь власти, о которой идет речь, именуется законодательной, сразу же становятся закрытыми вопросы о том, чем занимается Государственная Дума и Совет Федерации. Эти органы издают и редактируют законы, и это их основное предназначение. Каким образом проходит законотворческий процесс? Об этом будет рассказано далее.

Процедура принятия и оформления законопроектов осуществляется в трех чтениях. Первое чтение предполагает обсуждение основных положений проектов. Инициатор закона зачитывает доклад, слушатели имеют возможность высказать свои комментарии и прения. Если закон одобряется, начинается второй этап. Он предполагает внесение в закон поправок и небольших изменений. После этого проходит третий этап, на котором депутаты отдают свой голос за или против принятия закона. Проект по итогу может быть принят только в том случае, если за него проголосовало большинство.

Порядок рассмотрения федеральных законов

Чем занимается Государственная Дума? Исполняет законы, принимает законы, занимается их редакцией и оформлением. Все эти функции нижняя палата осуществляет на трех специальных чтениях. Дабы иметь более обширное представление о законотворческом процессе, необходимо также рассказать о процедуре рассмотрения проектов Советом Федерации.

За пять дней разработанные Госдумой законы должны быть рассмотрены высшей палатой парламента. Часть 4 статьи 105 российской Конституции закрепляет положение о том, что СовФед обязан устроить голосование за или против принятия законопроекта. Так, в случае одобрения половиной членов палаты закон вступает в силу. Есть и другая возможность сделать закон рабочим. Для этого СовФед должен игнорировать присланный проект в течение 14 дней (речь идет о несостоявшемся голосовании за или против законопроекта). В случае если проект отклонен, Госдума создает согласительную комиссию, на которой пытается преодолеть вето Высшей Палаты.

Статья 106 Конституции РФ

Какие законы должны подлежать обязательному рассмотрению высшей палатой законодательного органа? Статья 106 российской Конституции закрепляет следующие проекты:


Таким образом, относительно закрытым становится вопрос о том, чем занимается Государственная Дума. Одобряет или отклоняет законы, назначает или снимает с должности определенных лиц, занимается вопросами амнистии - все эти и многие другие функции исполняет Нижняя Палата парламента в России. Далее стоит рассмотреть вопросы о том, когда и при каких случаях Государственная Дума может быть распущена.

О роспуске Государственной Думы

Госдума может быть распущена в некоторых случаях, речь о которых идет в статьях Конституции 109, 111 и 117. Первое, что стоит отметить, это то, что только президент имеет право распускать Нижнюю Палату парламента. Однако согласно части 3 статьи 92, таким правом не может обладать лицо, замещающее президента, или временно исполняющее его обязанности.

Стоит также рассказать о том, почему процедура роспуска Госдумы необходима в Российской Федерации. По-сути, подобная схема является крайним способом преодоления разногласий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Так, дабы не возникало конфликтов, которые могут значительно помешать развитию политической и общественной жизни страны, необходимо совершать некую "перезагрузку" отношений. Президент своевременно, в соответствии со всеми конституционными нормами, распускает либо Правительство, либо Государственную Думу, тем самым разрешая конфликтную ситуацию и открывая путь для дальнейшего развития путем нахождения компромиссов.

Критерии роспуска Госдумы

Как уже было упомянуто выше, критерии и условия роспуска нижней палаты парламента закреплены в статьях 111 и 117 российской Конституции. Так, часть 4 статьи 111 повествует о том, что Госдума РФ может быть распущена в случае, если она три раза подряд выразила недоверие кандидатам на пост Председателя Правительства РФ. Именно в этом случае глава государства способен распустить действующий состав Госдумы, самостоятельно назначить премьер-министра и объявить новые выборы в Нижнюю Палату парламента.

Второй случай закреплен в конституционной статье 117. Согласно пункту 3, Госдума распускается президентом в случае неоднократного выражения недоверия Правительству. Здесь установлен и четкий срок - три месяца. Ровно столько времени есть у Госдумы, чтобы задуматься о принятии действующего правительственного состава.

Когда Госдума не может быть распущена?

Существует несколько обстоятельств, которые отрицают возможность роспуска Государственной Думы. Все они приведены в статье 109 Конституции РФ. О чем именно идет речь? Госдума не может быть распущена, если:

  • не прошел хотя бы один год с начала ее работы;
  • если Госдума выдвинула обвинение против действующего главы государства (однако заканчивается это обстоятельство принятием соответствующего решения СовФедом);
  • в РФ введено чрезвычайное или военное положение;
  • осталось шесть или менее месяцев до окончания президентского срока.

Состав Госдумы

Чем занимается Государственная Дума? Ответ на этот вопрос был дан. Однако осталась нерешенной еще одна важная проблема: о составе и структуре Нижней Палаты парламента.

18 сентября 2016 года в России прошли выборы депутатов в Государственную Думу. 5 октября был сформирован окончательный состав седьмого созыва. Его председателем стал Вячеслав Викторович Володин - член фракции "Единая Россия" (ЕР) и государственный советник РФ первого класса. 343 места заняли депутаты ЕР, 42 - лица из КПРФ, 39 депутатов из ЛДПР и 23 из "Справедливой России".

Таким образом, в статье были даны ответы на вопросы о том, какова структура нижней палаты Парламента, каков ее состав, а также чем занимается Государственная Дума. 4 класс (ответы и вопросы с олимпиад, учебники по обществоведению) и школьные классы повыше предполагают наличие вопросов о политическом устройстве РФ. Если про это ничего не будут знать взрослые люди, уровень политической культуры в обществе начнет стремительно падать. Это повлечет за собой всевозможные проблемы. Для того чтобы иметь самое общее представление о государственном устройстве, достаточно будет прочтения одной лишь Конституции.

00:50 — REGNUM

Как обнулить закон и при этом не пострадать

Обнулить, свести на нет федеральный закон можно многими способами.

Кто-нибудь когда-нибудь был наказан за то, что тот или иной закон не реализуется? Например, хотя бы через публикацию списка авторов (подписантов) законопроекта, ставшего законом, нормы которого так и не заработали или не приносят обещанный результат?

Как сократить число тех, кто убежден, что текстом закона можно разрешить любую общественно значимую проблемную ситуацию? Кто считает себя в силу своего положения вправе предлагать идею или тему закона в расчете на то, что текст будет писать не он?

Даже трудно представить ситуацию, при которой депутаты и сенаторы когда-нибудь перейдут на законопроектное самообслуживание.

Сегодня самый ненаказуемый метод обнуления закона — принять закон как рамочный. Или, что чаще встречается, перенести ответственность за прямое действие закона или, проще, за правовую подгонку норм закона поближе к жизни не через приостановку законопроектного конвейера, а через поручение уполномоченному органу исполнительной власти довыпустить необходимые подзаконные акты, обеспечивающие правоприменение закона.

В том же случае, если и после выпуска подзаконных актов закон не заработает, на авансцену выйдет тоже ненаказуемый метод поправок. Наиболее востребованный в нашей стране в последнее десятилетие. Это же не экзамен по ЕГЭ, который не пересдашь.

Вот, к примеру, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят еще 20 лет назад. Но до сих пор этот закон в полном объеме так и не действует, несмотря на десятки изменений, имплантированных в него за это время. Утешает, что к 1 января 2018 года или хотя бы еще через год он дооснастится подзаконными актами как на федеральном уровне, так и подкрепится региональным законодательством. Не утешает, что 100 миллиардов тонн бытовых и промышленных отходов продолжают засорять 4 миллиона гектаров земли нашей страны.

На совещаниях в обеих палатах Федерального Собрания законодатели критикуют статс-секретарей министерств и ведомств за нарушение сроков и неразворотливость в донаписании подзаконных актов. В ответ — обязательства исправиться. И так — ежегодно, как будто и у этой проблемы нет решения, а есть только неизбежные процессуальные сложности.

Депутатов можно понять. Даже юристу-специалисту в сфере государственного права трудно пояснить, почему внутрь предусмотренной Конституцией Российской Федерации вертикали Основной закон — конституционный закон — федеральный закон время и люди вставили десяток кодексов, многочисленные законы о неких основах, каждый из которых затем разветвился множеством законов и пр.

К примеру, в нашей стране есть дипломатическая служба и дипломаты. Были и попытки написать закон об этой службе. Многолетние попытки. Неудачные — не позволял рамочный закон об основах государственной службы, затем переделанный в закон о системе государственной службы, который породил законы/подзаконы о государственной гражданской службе и др. В итоге закон о дипломатической службе все-таки был принят, но приобретя форму закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе министерства иностранных дел Российской Федерации».

При старте председательства в Государственной думе В. Володина об этих проблемах не то чтобы стали активнее говорить, но без излишних слов некоторые из них стали наконец-то решать. Правда, мотивируя это мнением избирателей, которые «жалуются на то, что принятые нами законы не реализуются… по причине того, что чиновниками не подготовлены соответствующие подзаконные акты и закон остаётся благим пожеланием».

Регламентные нововведения теперь устанавливают, что, если закон, который касается вопросов социальной поддержки граждан или расходов из федерального бюджета либо из бюджетов государственных внебюджетных фондов, предполагает принятие подзаконных нормативных актов, Совет Государственной думы назначает третье чтение этого законопроекта только после получения из правительства Российской Федерации подробной информации, содержащей описание этих подзаконных нормативных актов и сроков их принятия. В том случае, если закон имеет отложенный срок вступления в силу, то есть вступает в силу не со дня опубликования, а, предположим, с нового года, Государственная дума устанавливает срок, в который правительство Российской Федерации представить информацию о готовности соответствующих подзаконных актов.

Безусловно, сила инерции будет еще долго давать себя знать

В этом году правительство Российской Федерации собирается внести в Государственную думу 57 законопроектов.

Резонанс вызовет законопроект «О потребительской корзине в целом по Российской федерации». В 1992 году Президент Российской Федерации поручил правительству России рассчитывать республиканский минимальный потребительский бюджет, исходя из набора потребительских товаров и услуг, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, а сам расчет использовать для разработки перспективной социально-экономической политики на период преодоления кризисного состояния экономики, для определения прожиточного минимума, для поэтапного повышения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. С середины 2000-х годов состав корзины стал уже определяться федеральным законом, принимаемым на следующие пять лет. Каковы будут прогнозные представления Минтруда России о потребительской корзине среднего россиянина на 2018−2022 год, узнаем в сентябре. Таков плановый правительственный срок.

Четыре новых «беспоправочных» закона от правительства России будут представлены поближе к концу года: «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (новая редакция)», «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации», «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов…», «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации».

Сорока двумя законопроектами, вносящими изменения в действующие законы, правительство России планирует их усовершенствование тоже в этом году.

Все эти законопроекты Дума будет рассматривать по новому регламентному правилу, что дает надежду на то, что необходимые стране и обществу законодательные нормы будут действительно правоприменимыми.

Остается вопрос: а каковой будет судьба 450 сверхплановых законопроектов, обсуждение которых уже ведется на федеральном портале по инициативе создавших их тексты министерств и ведомств? Даже самое значимое министерство не имеет права законодательной инициативы. Законопроект может так называться, став правительственным. Но в правительственном плане — только 57 законопроектов.

Может, имеется в виду, что министерство подготовит, обсудит, а внесет законопроект другой субъект права законодательной инициативы?

Продолжение следует.