Горе вам лицемеры. Толкования на Мф

Иисус предостерегает от лицемерия.

Мф.23:1 Тогда Иисус сказал множеству народа и ученикам Его:

Мф.23:2 «На Моисеевом сидении сели книжники и фарисеи.

Мф.23:3 Итак, всё, что сказали они вам, сотворите и сохраняйте; по делам же их не делайте, ибо говорят, но сами не делают.

Мф.23:4 Связывают же грузы тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем не желают двинуть их.

Мф.23:5 Все же дела свои делают видимыми людям; и расширяют филактерии свои и увеличивают кисти;

Мф.23:6 и любят первое ложе на ужинах и первые сидения в синагогах,

Мф.23:7 и приветствия на рыночных площадях, и чтобы люди называли их Равви.

Мф.23:8 Вы же не называйтесь Равви, ибо один у вас Учитель, все же вы - братья.

Мф.23:9 И отцом своим на земле не называйте, ибо один у вас отец - Отец Небесный.

Мф.23:10 И не называйтесь наставниками, потому что один у вас Наставник - Христос.

Мф.23:11 И кто между вами больший, пусть будет вам слуга.

Мф.23:12 И тот, который возвысит самого себя - будет унижен; и тот, который унизит самого себя - будет возвышен.

Иисус обличает религиозных вождей.

Мф.23:13 Горе вам! книжники и фарисеи - лицемеры, потому что закрываете Царство Небесное перед людьми; ибо вы сами не входите и входящих не пускаете войти.

Мф.23:14 Горе вам! книжники и фарисеи - лицемеры, потому что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Мф.23:15 Горе вам! книжники и фарисеи - лицемеры, потому что обходите море и сушу, чтобы сделать одного прозелита, и когда это сбывается, делаете его сыном геенны, вдвое худшего , чем вы.

Мф.23:16 Горе вам! поводыри слепые, что говорите: «Кто поклянётся святилищем, то это ничто; кто же поклянётся золотом святилища, тот обязан исполнить .

Мф.23:17 Глупые и слепые! Ведь что больше - золото или святилище, освятившее золото?

Мф.23:18 И кто поклянётся жертвенником, то это ничто; кто же поклянётся даром на нём, тот обязан исполнить .

Мф.23:19 Слепые! Ведь что больше - дар или жертвенник, освящающий дар?

Мф.23:20 Итак, поклявшийся жертвенником, клянётся им, и всем тем, что на нём;

Мф.23:21 и поклявшийся святилищем, клянётся им и Тем, Кто живет в нем;

Мф.23:22 и кто клянется небом, клянётся престолом Божьим и Сидящим на нем.

Мф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи - лицемеры, что отдаёте десятину с мяты, и аниса, и тмина, но упустили более весомое в законе: суд, и милость, и веру; это надлежит делать и то не упускать.

Мф.23:24 Поводыри слепые, отцеживающие комара и верблюда проглатывающие!

Мф.23:25 Горе вам, книжники и фарисеи - лицемеры, извне очищающие чаши и блюда, а внутри изобилуете грабительством и невоздержанием!

Мф.23:26 Фарисей слепой, очисти сначала чашу внутри, чтобы и снаружи она стала чистою!

Мф.23:27 Горе вам, книжники и фарисеи - лицемеры, что уподобляетесь гробницам побелённым, которые извне кажутся прекрасными, внутри же наполнены костями мёртвых и всякой нечистотой!

Мф.23:28 Так и вы, извне кажетесь людям праведными, внутри же вы полны лицемерия и беззакония.

Мф.23:29 Горе вам! книжники и фарисеи - лицемеры, потому что строите гробницы пророкам и украшаете гробницы праведных,

Мф.23:30 и говорите: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы их сообщниками в пролитии крови пророков.

Мф.23:31 Так свидетельствуете о себе, что вы сыновья тех, кто убивал пророков.

Мф.23:32 И вы наполняете меру отцов ваших.

Мф.23:33 Змеи и порождения гадюк, как сбежите вы от суда геенны?!

Мф.23:34 Поэтому, вот я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников: некоторых из них вы убьете и разопнете; иных из них будете бичевать в синагогах ваших и будете гнать из города в город;

Мф.23:35 чтобы пришла на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахии, которого вы убили между святилищем и жертвенником.

Мф.23:36 Истинно говорю вам: всё это придёт на поколение это!

Иисус оплакивает Иерусалим.

Мф.23:37 Иерусалим Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе! Сколько раз Я желал собрать детей твоих, как птица собирает под крылья птенцов своих, но вы не пожелали!

Мф.23:38 Вот оставляется вам дом ваш пустым!

Мф.23:39 Говорю же Я вам: отныне не увидите Меня до тех пор , пока не скажете: «Благословен, Идущий во Имя Господа!»

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре клавишу F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

"седалище" указывают на учение закона. Поэтому и то, что говорится в псалме: «На седалище губительства не сел» () и: «Седалища продавцов голубей ниспроверг» () мы должны понимать в смысле учения.

. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их

Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле.

. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди.

Следовательно, тот, кто делает какое-нибудь дело так, чтобы его только видели люди, тот – книжник и фарисей.

. [окончание 5-го] «Расширяют хранилища» (phylacteria – φυλακτήρια ) «свои и увеличивают воскрилия одежд своих также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

Горе нам несчастным, к которым перешли пороки фарисеев. Когда Господь дал через Моисея заповеди закона, то после всего прибавил: «Ты свяжешь их в руке твоей, и они будут недвижимы пред глазами твоими» (). . А значение этого места таково: Заповеди Мои в руке твоей для того, чтобы они были соблюдаемы на деле; пусть они будут перед глазами твоими, чтобы ты днем и ночью размышлял о них. Неправильно понимая это место, фарисеи надписывали десять заповедей (Decalogum – десятисловие) Моисея, то есть десять слов закона, на пергамене, складывая их и повязывая на лбу, и устраивая как бы венец на голове, чтобы они всегда передвигались перед глазами; это и до настоящего времени делают индусы, персы и вавилоняне, а тот, кто так делает, считается у народа как бы особенно благочестивым (religiosus). Моисей приказал также нечто иное () , именно, чтобы на четырех углах плащей они прикрепляли бахрому гиацинтового цвета, для распознавания народа израильского, так что дав телам обрезание как признак иудейского племени, он установил, чтобы и одежда иудеев имела некоторое отличие. Суеверные учителя, домогаясь народной славы и заботясь о приобретении доброго расположения женщин, нашивали большую бахрому и привязывали к ней очень острые иглы, чтобы и во время ходьбы, и во время сидения через непрестанные уколы возбуждать в себе воспоминание и побуждаться к служению Богу и к исполнению Его дела. Итак, когда Он сказал: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Он направил против них общее обвинение, а теперь разделяет его, применяя по частям. Эта маленькая табличка с десятью заповедями закона называлась «хранилищем» , потому что кто владел ею , считался имеющим как бы охрану, или твердыню (monumentum), так как фарисеи не понимали, что заповеди должно носить не на теле, а в сердце. Наоборот, они имели ящики и сундуки с книгами и не имели познания о Боге. Это часто делают и у нас женщины до настоящих дней нося с собой маленькие Евангелия (parvulis Evangeliis) [или: притчи, евангельские – in parabolis Evangelii] или древний крест и подобные вещи (они, правда, имеют ревность Божию, но не по разуму (), процеживая комара и поглощая верблюда. Вот это и была та бахрома, но небольшая и короткая, предписанная законом, которой коснулась у края одежды Господа известная кровоточивая женщина (; ); но она не была подвигнута суеверными чувствами (sen-sibus) [или колючками, sentibus] фарисеев, но была исцелена прикосновением к Нему. Так как они чрезмерно расширяли хранилища и пришивали большую бахрому, стремясь к прославлению у народа, то они обличаются и в остальном, потому что они ищут первых мест для возлежания на пиршествах и первых мест для сидения в синагогах, и гоняются за славой в обществе и сладкой едой, а также чтобы их называли люди: «Учитель» (magister), как на латинском обозначается слово Rabbi. Затем следуют слова:

. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга (minister ­­ διάκονος ) ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот – Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом . Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков (). ; или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя. Но чтобы не расширять возражение в бесконечность [скажу]: подобно тому, как по естеству один Отец и один Сын не препятствуют другим, чтобы они по усыновлению назывались богами и сынами, и единый Отец и Учитель не препятствует другим, чтобы они назывались несвойственными им именами отцов и учителей (abusive appelentur patres et magistri).

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы закрываете царство Божие для людей. Ибо и вы [или: сами вы] не входите , и входящим не позволяете войти. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, потому что вы поедаете домы вдовиц, совершая [в то же время] продолжительные молитвы, поэтому вы претерпите большее осуждение.

Книжники и фарисеи, имея познание закона и пророков, знают, что Христос есть Сын Божий; но не знают, что Он рожден от Девы; но когда они ищут себе добычи от подчиненного им народа, то и сами не входят в Царство Небесное и тем не позволяют войти, которые могли бы. Это и есть то, что обличает пророк Осия: «Священники скрыли путь и убили в Сикиме () и снова: «Священники не сказали, где есть Господь» или может быть то, что всякий учитель, который худыми деяниями соблазняет учеников своих, закрывает перед ними Царство Небесное.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Не с такой заботливостью мы сохраняем найденное, с какой ищем. Книжники и фарисеи, обходя весь мир ради торговли или для приобретения богатства, как от учеников, так и по внешней святости, очень заботятся приобрести прозелитов, то есть пришельцев, и присоединять их к обрезанному народу Божию. Но тот, кто прежде, – пока был язычником, – просто заблуждался и был сыном геенны один раз, видя пороки своих учителей и понимая, что они делами ниспровергают то, чему на словах учили, обращается снова на нечистоту свою (vomitum suum, ср. 2 (Пет.2,22) и, сделавшись язычником, как изменник будет достоин большего наказания. Сыном геены он называется по подобию выражений: «сын погибели» и «сын века сего». Каждый делающий дела кого-нибудь называется сыном его.

. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Выше, как нам кажется мы, изъяснили, что значит предание фарисеев, говоривших: «Какой бы ни был от меня дар, он полезен будет тебе (). Теперь осуждается двойное предание фарисеев, но дающее повод к [насыщению] одной и той же скупости, так что они изобличаются в том, что все делают ради выгоды, а не из страха Божия. Действительно, как в расширенных хранилищах и увеличенной обшивке одежды представление о их святости создавало им славу, а вследствие славы привлекало богатство (lucra), так измышленная ложь предания изобличала их как наставников нечестия. Если бы кто-либо в споре или в какой-нибудь ссоре, или в сомнительном случае, поклялся храмом, а потом был бы изобличен во лжи, тот [по этому преданию] не был виновен в клятвопреступлении. Наоборот, если бы кто поклялся золотом и деньгами, которые в храме представляемы были священникам, тот немедленно был вынуждаем возместить то количество, которым он поклялся. С другой стороны, если бы кто поклялся жертвенником, такового никто не считал виновным в клятвопреступлении; наоборот, если бы он поклялся даром или приношениями, то есть животными и другими жертвами и подобным, и всем остальным, что приносится Богу на жертвенник, то всего этого они требовали весьма заботливо. Итак, Господь обличает их и в неразумии (stultitiae), и в обмане в том смысле, что храм гораздо больше, чем освящаемое им золото, а жертвенник [больше], чем жертвы, которые освящаются жертвенником. А все это они делали не вследствие страха Божия, но из жадности к богатствам.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

В законе много есть заповедей, которые представляют образы будущего. Но одни из них ясны, как говорит Псалмопевец: «Заповедь Господня светла, просвещающая очи» (); они требуют непосредственного исполнения на деле. Например: «Не прелюбодействуй, Не кради, Не произноси ложного свидетельства» и проч. Фарисеи же, так как заповедал Господь (мы пока оставим таинственный смысл), чтобы для содержания священников и левитов, – ибо Господь был их уделом, – в храм были приносимы десятины от всех вещей, имели главную заботу о том, чтобы все предписанное было приносимо, а соблюдал ли кто остальное, более важное, или нет, это они считали малозначительным. Итак, и в этом месте Он обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение.

. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие.

Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более

дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыл, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis).

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очистим «прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».

Различными словами, но с тем же значением, как и прежде, Он обличает фарисеев в притворстве и лжи, потому что они одно показывают людям снаружи , а другое делают в домашней жизни. Это значит не то, что суеверие их содержится в чаше и блюде, а то, что с внешней стороны они показывают людям святость, именно – в поведении, в речах, в хранилищах и обшивке одежды, в продолжительных молитвословиях и прочем тому подобном, а внутри они исполнены нечистотой пороков.

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

То, что Он показал под образом чаши и блюда в том, что они снаружи чисто вымыты, а внутри грязны, теперь Он показывает под образом гробов, потому что, как гробы снаружи побелены известью, украшены мрамором и золотом и раскрашены цветами, а внутри наполнены костями мертвых; так и развращенные учители, которые проповедуют одно, а делают другое, показывают свою чистоту в покрое одежды и смиренной речи, а внутри наполнены всякою мерзостью и похотью. Наконец, Он еще более ясно выражает это говоря: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» .

. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков.

Весьма мудрым умозаключением (syllogismo) Он обличает их в том, что они сыновья человекоубийц, когда они сами, ради своей славы в народе и видимой доброты, – устраивают гробницы пророков, которых умертвили их отцы, и говорят: «Если бы мы жили в то время, то не делали бы того, что сделали отцы наши». Хотя они этого и не выражают на словах, однако говорят делами своими, и именно тем, что горделиво и с великолепием устраивают памятники убитым , не отрицая, что они были умерщвлены их отцами.

. Дополняйте же меру отцов ваших

Утвердив предыдущими словами, что они были сынами человекоубийц и тех, которые умертвили пророков, Он теперь делает заключение, которое хотел, и полагает как бы окончательный вывод из умозаключения (extremam syllogism! partem): «Дополняйте же меру отцов ваших " , то есть вы дополняйте то, чего им недоставало. Они умертвили служителей, а вы распинаете Господа, они -пророков, а вы – Того, Который был провозвещен пророками.

Змеи [или с прибавлением: и] порождения ядовитых гадов! каким образом избежите вы от суда геены. ."

То же самое сказал и Иоанн Креститель (); действительно, как от ядовитых змей рождаются ядовитые змеи, так и от отцов человекоубийц вы родились человекоубийцами.

. Посему вот Я посылаю к вам пророков, и мудрецов, и книжников, но вы из них [одних] умертвите и распнете на кресте, а [других] из них будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город.

То, что мы сказали прежде [именно, что слова]: «Дополняйте же меру отцов ваших» относятся к Господу, потому что Он должен был быть умерщвлен ими, [эти слова] могут быть отнесены и к ученикам Его, о которых Он теперь говорит: «Вот Я посылаю к вам пророков и мудрецов, и книжников и [одних] из них вы умертвите и распнете на кресте, и будете бичевать в собраниях ваших и преследовать из города в город» . Вместе с тем обрати внимание на слова апостола, пишущего к Коринфянам (), что различны дары учеников Христовых: одни [из них] – пророки, предвозвещающие будущее, другие – мудрецы, знающие, когда должно произносить речи, третьи – книжники, ученейшие в законе ; из них Стефан был побит камнями, Павел обезглавлен, Петр распят на кресте; в книге Деяний Апостольских [сообщается, что] ученики были подвергаемы бичеваниям; и изгоняли они их из одного города в другой, изгоняя из Иудеи, так что они перешли к народам языческим.

. Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей.

Относительно Авеля нет никакого сомнения, потому что он тот, которого убил брат его Каин. А праведным он называется не только в настоящем упоминании о нем Господа, но это подтверждается и свидетельством книги Бытия (), когда говорится, что дары его приняты от Бога. Спрашивается, кто был этот Захария, сын Варахии, потому что мы имеем сведения (legimus) о многих Захариях. Но чтобы нам не открылась легкая (libera) возможность впасть в заблуждение, присоединено: «которого вы убили между храмом и жертвенником» . У различных писателей я узнал различное, и должен изложить отдельные мнения. Одни Захарией, сыном Варахии, называют того, который был одиннадцатым из двенадцати пророков, и с этим согласно имя его отца; но когда он был умерщвлен между храмом и жертвенником, об этом Писание не говорит. Другие под Захарией разумеют отца Иоанна [Крестителя], основываясь на вымысле некоторых сокровенных книг (apocryphorum); они утверждают, что этот Захария был убит потому, что проповедовал пришествие Спасителя. Так как это утверждение не имеет твердого основания (auctoritatem) в Священном Писании , то и отвергается оно с такой же легкостью, с какой доказывается. Третьи предполагают (volunt), что это тот Захария, который был умерщвлен царем Иоасом между храмом и жертвенником, как сообщает повествование о царях. Но при этом необходимо иметь в виду, что тот Захария был сыном не Варахии, а сыном священника Иойада (русск. Иодай). Поэтому Священное Писание и присоединяет: «Иоас не вспомнил об отце его Иойаде что он сделал ему добро (). Итак, хотя мы имеем и Захарию, и хотя относительно места убиения его замечается согласие, однако спрашивается, почему он называется сыном Варахии, а не Иойада (Иодая)? «Варахия» на нашем языке значит: «благословенный Господа», а имя священника «Иойад» – «праведность», в переводе с еврейского языка. В Евангелии, которым пользуются назареяне, мы находим вместо слов: «сына Варахии» слова: «сына Иойада». Более простые братья из нас между развалинами храма и жертвенника или при входах во врата, ведущие в Силоам, показывают красные камни и воображают, что они окроплены кровью Захарии. Но не будем осуждать заблуждения их, происходящего из ненависти к иудеям и из благочестивой веры. – Скажем кратко о том, почему кровь Авеля праведного и далее до крови Захарии, сына Варахии, взыщется с этого рода, хотя он не умертвил ни одного из них? Правило Священного Писания таково, что оно представляет два рода людей: добрых и злых, – как бы каждый род тех и других (singulorum singulas) отдельно. Возьмем примеры указания на добрых: «Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его» (). А когда он описал многих, которым предстоит взойти на гору Господню, хотя они разного времени, в конце присоединяет: «Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова» (). И в другом месте о всех в совокупности святых говорится: «род правых благословится» (). О злых же говорится как в настоящем месте: «Род ядовитых змей» и: «Взыщется все с этого рода» . Также и в книге Иезекииля пророческое слово, описав грехи земли, прибавляет: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов» , [и тогда] «Я не прощу грехов земли той» (); оно хочет, чтобы под Ноем, Иовом и Даниилом были понимаемы все праведники, которые своими добродетелями подобны им. Таким же образом и эти, действующие против апостолов, подобно Каину и Иоасу, представляются людьми одного рода.

. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (gallina – курица) собирает птенцов своих под крылья, но ты не захотел.

Иерусалимом Он называет не камни и здания города, а обитателей его: Он вопиет как бы движимый чувством отца, подобно тому, как и в другом месте мы читаем, что Он при виде его заплакал (). А словами Своими: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих» , Он свидетельствует о том, что все прежние (retro) пророки были посланы Им. Уподобление птице, собирающей птенцов своих под крылья, мы встречаем в песне Второзакония: «Подобно тому, как орел покрывает гнездо свое, с любовью стремился (desideravit) к птенцам своим, простирая крылья свои, поднимал [их] и носил на перьях своих (

В Евангелии от Матфея (23:29-32) есть очень странное обличение:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» .

Что же плохого в том, чтобы строить гробницы почитаемым пророкам? И каким именно образом эти люди могут нести ответственность за поступки их предков, с которыми они к тому же не согласны? И не выходит ли, что это обличение звучит актуально и сегодня для нас, если мы почитаем, например, новомучеников?

Андрей Десницкий

Эти слова приводятся также в Евангелии от Луки (11:47-48), но в более кратком виде, так что и параллельное место особенно не проясняет такого неожиданного обличения.

Но зато нам поможет, как и во многих других случаях, контекст. В связи с чем говорит эти слова Иисус? И , и у Луки они идут среди прочих обличений книжников и фарисеев. Но в чем именно Христос так сурово упрекает их?

У Матфея сначала речь идет о том, как тщательно эти люди заботятся о соблюдении внешних правил: дают десятину с тмина и аниса (попробуйте отделить ровно десятую часть от всех приправ, которые стоят у вас на кухне, и пожертвовать ее в храм – наверное, полдня уйдет на такое занятие!) Они заботятся почти исключительно о внешнем виде, тратят на него практически все свои силы, всё свое время – им уже не до подлинной праведности. Им важно выглядеть, а не быть.

А далее Матфей приводит эти слова о гробницах для пророков и делает вывод: эти люди понесут ответственность за всех убитых праведников, начиная с Авеля, которого на самой заре человечества убил его брат Каин. «Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» – горестно восклицает Иисус (23:37).

У контекст на первый взгляд несколько иной, в его тексте обличения выглядят мягче, чем у Матфея. Но общий смысл их примерно тот же: фарисеи заботятся о внешнем, при этом налагают на других людей тяжелое бремя, которое сами нести не хотят. Это тоже звучит немного странно: уж кто-кто, а фарисеи особенно строго соблюдали все эти введенные ими правила. Лука повторяет предупреждение об ответственности за убийства праведников, добавив к ним: «премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят» (11:49).

Из года в год, из века в век повторяется одна и та же история. Люди живут, как они хотят, и не замечают, что их жизнь неугодна Богу. Напротив, они исполняют всякие обряды и соблюдают правила – вспомним, что тот же Каин убил своего брата сразу после того, как совершил жертвоприношение. Оно, правда, оказалось неугодным Богу. Что делать в таких случаях? Человек всегда найдет выход: например, отдаст десятину еще и с ароматических трав. Устрожит правила поведения, увеличит жертвы. И так почему-то получается, что такой ревнитель утруждает своей ревностью скорее других, чем самого себя.

Бог посылает к людям пророков, чтобы напомнить: Он ждет от них совсем другого. Ему важны не десятины и не жертвоприношения сами по себе, а деятельная любовь к Богу и к ближнему, которая в этих десятинах и жертвах выражается, но выражается она далеко не только в них и совсем не автоматически.

Пророки напоминают: надо изменить свою жизнь! Их не слушают, они напоминают еще и еще раз, всё настойчивее. Чтобы не мешали, их убивают. В конце концов, и Каин убил Авеля, потому что тот оказался угоднее Богу, чем сам Каин. Когда устранен источник раздражения, жить вроде как легче стало. А ? Ну, принесем еще одну жертву, дадим еще одну десятину, глядишь, как-то и успокоится.

А потом выясняется, что прав был все-таки убитый пророк, что праведником был именно он, а не те, кого он обличал. Новое поколение признает этот факт, но… продолжает жить по-прежнему. А пророку строит пышную гробницу. Как некогда отцы или деды убили этого пророка, чтобы окончить его проповедь, чтобы поставить точку в этом деле – так и строители гробницы этим актом внешнего почтения хотят отделаться от сказанного пророком. Дескать, жить по-новому мы не начнем, но вот золотом и мрамором гробницу украсим, это пожалуйста, совершим все положенные обряды.

Все те же жертвы и десятины, и по сути такие почитатели мало чем отличаются от былых гонителей. Они высказывают почтение к мертвому телу, но пренебрегают словом пророка – вот и выходит, что для них, как и для гонителей, куда лучше, чтобы пророк оставался мертвым. Тяжелый мрамор гробницы как будто для того и нужен, чтобы он случайно не восстал, не продолжил свою проповедь.

Православные почитают мощи святых и другие реликвии, украшают их драгоценностями, лобызают их и держат в храмах на самом почетном месте. Это может быть зримым выражением тех почестей, которые верующие воздают тем, кто служит для них образцом веры, надежды и любви, а через них – и Самому Богу. Это может быть свидетельством молитвенного общения между земной и небесной частями Церкви, их единства в слове и в деле.

Но может такое поведение выражать и языческое стремление обезопасить свою жизнь с помощью священных предметов, устроить ее поуютнее, добиться через них процветания и успеха. Дескать, вот тебе мои усталые ноги и мои потрепанные рубли – а ты дай мне того, сего, пятого-десятого. И не дай Бог, кто-то влезет тут со своими советами, кто-то окажется большим праведником, чем я сам! убью! Наверное, так рассуждал и Каин.

Словом, имеют ли эти евангельские слова отношение к нам самим, каждый может решить для себя.

I. ИИСУС ПРЕДУПРЕЖДАЕТ НАРОД (23:1-12)

Матф. 23:1-12 . Лицемерие и неверие религиозных вождей побудили Иисуса высказать строгое предупреждение относительно них народу. Он обратился к нему и к ученикам Своим, находившимся на территории храма и прислушивавшимся к Его разговору с законоучителями. Он сказал им, что то, чему они учат, народу следовало признавать, ибо они имеют на то определенную власть (на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи… т. е. после Моисея они учили народ закону), однако в практической жизни примера с них брать не следует, так как в ней они являют себя лицемерами.

Они возлагают на народ бремена тяжелые и неудобоносимые (т. е. непомерный груз предписаний и требований) сами же отнюдь не праведны (23:4). Все, что книжники и фарисеи делали, они делали напоказ людям. Они "расширяли хранилища свои" (филактерии), т. е. увеличивали размер этих кожаных мешочков, укрепленных у них на лбу и на левой руке, в которых хранились кусочки пергамента с написанными на них стихами из Ветхого Завета (Исх. 13:9,16; Втор. 6:8; 11:18). И воскрилия одежд своих (Чис. 15:38) они увеличивали, чтобы сделать их более заметными.

Они любили, чтобы им всячески оказывали почет и уважение и называли их учителями. Однако все это не должно быть свойственно последователям Христа. И таких титулов, как "учитель", "отец" и "наставник", им следует избегать, памятуя о том, что у всех у них один… Учитель - Христос, они же - братья между собой (Матф. 23:8).

Иисус не имел в виду, чтобы между Его последователями вообще не существовало никакой субординации. Он лишь подчеркивал, что служение Ему - единому Учителю и Наставнику - должно быть для них гораздо важнее, чем стремление добиваться почета и уважения со стороны людей. И руководящее положение, коль скоро они займут его, должно быть для них не самоцелью, но средством служить другим. Фарисеи, "возвышавшие себя", унижены будут, дал понять Христос, а Его ученики, "унижающие себя" в служении, будут в свое время возвышены.

2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ "ВОЖДЯМ" (23:13-19)

Матф. 23:13 . Предупреждая книжников и фарисеев о том, что их ждет погибель, если они не сойдут с избранного ими пути, Иисус произносит семь осуждений в их адрес, каждый раз начиная их со слов Горе вам… Богослов Уолвурд писал в этой связи: "Этим семь раз повторенным "горе вам" - по очевидному контрасту с высказанными ранее заповедями блаженства - отвергается ложная религия, как явление отвратительное в Божиих глазах, а потому заслуживающее безжалостного осуждения". В шести из упомянутых семи случаев Иисус назвал религиозных вождей "лицемерами".

Первое обвинение их состояло в том, что фарисеи преграждали людям доступ в Царство Небесное. Их враждебность по отношению к Иисусу Христу многих заставила отвернуться от Него. Ведь иудеи, как правило, обращались за указанием, как им поступать, к своим "наставникам". И неприятие теми Иисуса как Мессии послужило "камнем преткновения" для большинства их соотечественников. За это они подлежали осуждению.

Матф. 23:14 . В некоторых греческих манускриптах этот стих отсутствует. Возможно, он был привнесен сюда на том основании, что имеется в Евангелиях от Марка (12:40) и от Луки (20:47). С учетом его число обвинений, высказанных Иисусом, возрастает до восьми. Иисус осуждает непоследовательность религиозных вождей, которые подолгу молились на виду у всех, чтобы продемонстрировать свою "духовность", и одновременно наживались за счет вдов, которым обязаны были помогать.

Матф. 23:15 . Это "горе" обращено к тем "религиозникам", которые усердно старались хотя бы одного язычника обратить в иудаизм, ради чего готовы были "обойти море и сушу". Однако если им это удавалось, то они лишь навлекали на такого человека вечное осуждение. Ибо внушая "прозелитам" придерживаться бесконечных запретов и правил, установленных раввинами, они только сбивали их с толку и отвлекали от поисков и познания истины. В результате их "обращенные" становились еще более "ревностными", чем сами фарисеи, и в этом смысле вдвое худшими, чем они, а, значит, подлежали и осуждению в геенне.

Матф. 23:16-22 . Четвертым "горем" клеймит Господь лукавый характер "религиозников". (В первых трех обвинениях Он подразумевал то зловредное влияние, какое оказывали они на других людей, а в остальных пяти говорит об их собственных характере и поступках.) Когда книжники и фарисеи прибегали к клятве, то принимали хитроумные меры "предосторожности", чтобы потом клятву можно было объявить недействительной. Так, для них ничего не значило поклясться храмом или жертвенником.

Как и во всем, они и тут следовали лишь соблюдению внешней видимости: "связывали" себя клятвой, не имея намерения исполнять ее. "Про запас" у них была наготове оговорка: вот если бы они поклялись золотом храма (а не просто храмом) или даром на жертвеннике (а не просто жертвенником), тогда это было бы истинной клятвой!

Мыслимо ли, говорит Иисус, не понимать, что храм, освящающий золото, больше самого золота, и что жертвенник, освящающий дар, больше самого дара! Ведь клянущийся храмом и тем, что в нем, конечно же, связывает себя клятвой, потому что за храмом стоит Живущий в нем. Так же, как клянущийся небом клянется престолом Божиим и Сидящим на нем!

Попытки "законников" проводить тут "разграничения" как фальшивые и бесчестные. И поступающих так Он называл "вождями слепыми" и "безумными и слепыми" (стих 16 и 17; сравните "фарисей слепой" в стихе 26).

Матф. 23:23-24 . Пятое "горе вам" относится к скрупулезному следованию фарисеев закону в вопросах, касавшихся материального богатства и имущества. Когда речь шла об уплате десятины, то они не упускали из виду и доход с таких незначительных вещей, как мята, анис и тмин. Но дотошное соблюдение закона в этой сфере (Лев. 27:30) сочеталось у них с неумением и нежеланием соблюсти его в важнейшем, а именно в совершении праведного суда и в проявлении милости и веры.

Они "оцеживали комара", т. е. придавали первостепенное значение не столь уж важному, и "поглощали верблюда", т. е. обходили вниманием самое важное. Поглощенные мелочами, они забывали о главном. Иисус не имел в виду, что давать десятину - это маловажное дело, Он только осуждал их полное пренебрежение одним за счет преувеличенного внимания к другому - тогда как сие надлежало делать, и того не оставлять.

Матф. 23:25-26 . Шестым "горе вам" подчеркивалось лицемерие фарисеев. Они заботились о внешней чистоте, как, например, о чистой внешности чаш и блюд, из которых они ели и пили. Однако сердца их были полны хищения и неправды. Другими словами, "очищались" они опять-таки напоказ. Но подавить в себе дух стяжательства и внутренней нечистоты не хотели. Между тем, если бы они "очистились" изнутри, то внешняя чистота пришла бы к ним сама собою.

Матф. 23:27-28 . В седьмом "горе вам" Иисус продолжал мысль о внешнем очищении. Он сравнил книжников и фарисеев с окрашенными гробами. В древней Иудее существовал обычай покрывать склепы ("гробы") снаружи белой краской, чтобы они выглядели "красивыми". Но внутри-то они всегда были полны костей мертвых и всякой нечистоты. Подобно этому, книжники и фарисеи, хотя и казались людям праведными из-за строгой своей внешней религиозности, в сердцах своих были развращены и испорчены, исполнены лицемерия и беззакония.

Матф. 23:29-32 . Последнее "горе вам" снова подчеркивает неискренность религиозных вождей. Они строили гробницы пророкам и украшали памятники праведников, уверяя при этом: "Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков". Иисус, между тем, знал, что они уже замыслили убить Его. И этим свидетельствуют, что ничем не отличаются от предыдущих поколений народа, которые избивали пророков. Отвергнув Пророка, и эти пойдут по стопам своих предшественников, чем "дополнят" меру греха отцов своих.

Матф. 23:33-36 . В самых жестких выражениях осудил Иисус религиозных вождей, назвав их Змии, порождения ехиднины… Он говорит им, что не избегнуть им осуждения в вечности (геенна - место вечного наказания; сравните стих 15 и толкование на слово "геенна" в 5:22). Свидетельством тому, что они действительно заслуживают вечного наказания, послужит неизменное отвержение ими истины и в будущем. Господь говорит, что пошлет к ним пророков и мудрых, и книжников, но законоучители не только не станут слушать их, но и кого из них убьют и распнут, а кого будут бить в синагогах… и гнать…

Авель был первым праведником, который был убит и о котором написано в еврейской Библии (Быт. 4:8), а Захария - последним (2-Пар. 24:20-22; второй книгой Паралипоменон завершалась евр. Библия). (Словами Иисуса здесь подтверждается каноничность Ветхого Завета.)

В 2-Пар. 24:20 Захария назван "сыном Иодая", тогда как у Матфея он назван "сыном Варахииным". Дело в том, что выражение "сын такого-то" нередко означает в Библии происхождение данного лица от того, кто назван его "отцом", так что Иодай мог, например, быть дедушкой Захарии.

На то поколение евреев (род сей; стих 36), которое пошло за своими "слепыми вождями" (Матф. 23:16-17,19,24,26) ложилась вся ответственность за пролитие невинной крови; их ожидало Божие осуждение, давал понять Господь. Он при этом предвидел, что израильский народ отвергнет и евангельскую весть, с которой придут к нему после Его смерти апостолы. Непосредственной карой за отвержение иудеями Мессии явилось разрушение храма в 70 г. по Р. Х.

Матф. 23:37-39 (Лук. 13:34-35). В последнем Своем плаче по Иерусалиму Иисус выражает всю Свою любовь к еврейскому народу. Ибо Иерусалим, столица этого народа, символизировала его самого. Но жители именно этого города избивали пророков и камнями побивали посланных к нему (Матф. 23:34; 21:35). Иисус жаждал собрать израильтян, как птица собирает птенцов своих под крылья свои. Однако те, в отличие от птенцов, которые в минуты опасности сами бегут к своей матери, от предложения Иисуса отказались (и вы не захотели!) и к Господу не обратились.

Они несли ответственность за свой выбор, который навлекал на них Божие осуждение. В результате дом их останется пуст провозглашает Иисус. Под словом "дом" нужно, по-видимому, понимать город Иерусалим; такая точка зрения наиболее широко принята. Однако Господь мог иметь в виду и храм, а, может быть, династию Давида. Не исключено, что Он подразумевал и то и другое, и третье… И все же Иисус не порвал с израильским народом и с Иерусалимом навсегда.

Хотя Он вскоре должен был их оставить (Иоан. 13:33), в будущем они снова увидят Его (Зах. 12:10), увидят и примут. В тот день они воскликнут: "Благословен Грядый во имя Господне!" (Иисус цитирует из Пс. 117:26). Господь имел в виду Свое второе пришествие на землю для установления на ней Тысячелетнего Царства.

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

«На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, – говорит Господь, – итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Никого не обличает столь сурово Христос, как этих книжников и фарисеев. Тем не менее, они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении – не соблазняться пышностью мира.

Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей.

«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее.

И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников – те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания – под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди». Мы должны так делать добрые дела, чтобы те, кто видит их, могли прославить Бога. Но мы не должны трубить о наших добрых делах с тем, чтобы другие видели их и прославляли нас. Вид благочестия дает лицемеру возможность носить имя, будто он жив, но, отвергшись силы его, он мертв. Они «расширяют хранилища свои» – повязки на лбу и левой руке со словами Закона, чтобы все видели, что они святее, строже и ревностней, чем другие, относятся к Закону. «И увеличивают воскрилия одежд своих». Бог заповедал сынам Израилевым делать себе кисти с голубой нитью по краям одежд своих (Числ. 15, 38 ) в напоминание о том, что они – избранный народ, и потому должны жить согласно этому избранничеству. Но фарисеи делали эти воскрилия бо льшими, чем было принято, чтобы показать, что они благочестивее всех.

Всюду и везде им надо было заявить о своем превосходстве. Гордость была их любимым царствующим грехом. Господь описывает, как проявлялся этот грех. Во всех общественных местах – на пиршествах и в синагогах – они ждали приветствий и получали, услаждаясь сердцем, самые почетные председания. Прежде чем учить чему-то других, надо пойти научиться самому первому уроку в школе Христа – смирению.

И Господь внезапно обращается к Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья». Вместо того, чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол Иаков, – кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1–2 ). «А человек совершенный, – добавляет преподобный Силуан Афонский, – ничего не говорит от себя». Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех – Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь – по дару Его – приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви.

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены – разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

Несравненно больше всех наших различий в званиях и достоинстве – то, что мы все имеем общее в Боге: «Один у вас Отец, Который на небесах». Великие и малые, знаменитые и безвестные – мы все дети одного Отца. Кто не забывает этого, останется простым и скромным, какое бы высокое положение они ни занимал. Он будет помнить всегда, что есть только Один подлинно великий, перед Которым мы все – малы, и все наши различия, какими бы значительными они ни казались, исчезают. Кто хранит это в своем сердце, тот любое служение, данное ему Богом, будет нести как смиренное послушание. «Больший из вас да будет всем слуга». Поистине велики только те, кто в любом своем величии остаются служителями и ближними по отношению к ближним, их братьям. Служа многим, они становятся отцами для многих.

«Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет». Если Бог даст таким людям покаяние, они будут унижены в собственных глазах и ужаснутся своему состоянию. Если же не покаются, то рано или поздно будут унижены перед миром. «А кто унижает себя, тот возвысится». В этом мире смиренные будут приняты Богом и почтены мудрыми и благочестивыми людьми. И некоторые из них будут призваны к самому высокому служению. Ибо слава, говорят святые отцы, как тень бежит от того, кто ищет ее, и следует за теми, кто уклоняется от нее. В будущем мире те, кто унижает себя, сокрушаясь о своих грехах, возвысятся. Они взойдут к престолу Господню, чтобы наследовать Божию славу.