Гонзо что означает. Журналистика "гонзо" - что такое, как возникло и почему нравится креативно настроенной молодёжи? Гонзо-журналистика. В противовес «Американской мечте

Гонзо - направление в журналистике не новое, но крайне неразвитое и малоизученное. Такой темы нет в учебной программе российских вузов, более того, далеко не все преподаватели факультетов журналистики знают о её существовании. Тем не менее, сообщества гонзо-журналистов существуют, поднимаются силами энтузиастов на всех языках мира. В русскоязычном сегменте интернета вряд ли можно найти теоретическую информацию на тему гонзо-журналистики длинной более чем в одно предложение. Попробуем разобраться в этом понятии, поскольку оно имеет гораздо более широкое значение в современной интернет - журналистике, чем может показаться на первый взгляд.

Гонзо-журналистика -- это направление представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма, юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля http://ru.wikipedia.org.

Как утверждает всезнающая Википедия, и, в общем-то дословно, практически все остальные источники, впервые термин гонзо был использован редактором Boston Globe, Биллом Кардозо, после того, как он прочитал статью «Дерби в Кентукки: Упадочно и Порочно», написанную в 1970 г. Хантером С. Томпсоном, отцом основателем, популяризовавшим стиль гонзо. Проиллюстрировал её английский художник Ральф Стедман. Когда срок сдачи статьи подошел к концу, а она еще не была готова, Томпсон решил отправить редактору страницы, вырванные из его записной книжки, наброски в которых имели глубоко субъективную окраску.

Затрагивая этимологию, Кардозо утверждал, что этим словом в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Термин «гонзо» может происходить от итальянского gonzagas, что означает «нелепости».

Ещё пара абстрактных характеристик с сайта сообщества русскоязычных гонзо-журналистов: «Гонзо-журналистика - журналистика без правил, анархистская журналистика, «чёрный квадрат» в литературе, в гонзо - журналистике совсем не обязательна структура, зачастую отсутствуют чёткие сюжетные разграничения. Как говорил о гонзо-журналистике её изобретатель - Доктор Хантер Стоктон Томпсон, «[для этого] необходим талант, непосредственность и спонтанность мастера живого репортажа, глаз художника или фотографа и стальные яйца актера». Гонзо-журналистику относят к одному из направлений «Новой» (в смысле непосредственности столкновения автора и описываемого) журналистики, родоначальником которой считается Том Вульф, называя также «журналистикой вне закона», «альтернативной журналистикой» и «импрессионистской, художественной журналистикой» Gonzo.org.ua.

Гонзо - это стиль описания жизни людей. Не важно, какое событие происходит и на что оно будет влиять, главное не оно, а эволюция души автора, от полного оскотинивания до божественного прозрения. Событие лишь фон, обрамление к происходящему, оно не важно, но без него невозможно гонзо. Гонзо не приемлет цензуры, а потому текст его иногда безграмотен, потому как перечитывать, значит подвергать цензуре, потому фразы отрывочны и иногда бессвязны, но нить всегда тянется через текст, даже когда ее растяжение велико, почти до точки разрыва, разорвать ее нельзя, иначе голова умрет, а потом умрет и тело. Гонзо- это не событие, а человек. Стенфорда Уильям Лири «Гонзо - журналистика, взгляд изнутри»; Gonzo.org.ua

Русскоязычные приверженцы этого направления в публицистике имеют весьма конкретные представления об особенностях и специфических функциях гонзо - журналистики: «…властьпридержащие абсолютно не считаются с рядовыми членами общества, преследуя свои материальные и честолюбивые интересы. В этих условиях быть гонзо - протест против Системы. Особенно, когда мы стремимся выразить свою гражданскую позицию, которая противится тому, что пытаются нам втемяшить заказные бумагомаратели. Острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей - вот основные черты стиля гонзо.»

Дать точное определение гонзо-журналистике непросто. Ещё сложнее выделить из имеющихся абстрактных характеристик, которыми изобилуют эмоциональные, но малосодержательные тирады о реальных и мнимых чертах и возможностях этого направления, конкретные структурированные черты. Многое в этом вопросе могут объяснить литературные корни гонзо.

Можно выделить несколько критериев, которые помогут указать на смысл понятия. Это, прежде всего, субъективность, эклектичность, нелинейность содержания. Гонзо - это, как правило, репортаж. Иногда даже там, где нет события для репортажа. «В этой журналистике нет правил, она не соблюдает каноны, форма часто не соответствует содержанию, а содержание - теме. Автор статьи в стиле «гонзо» должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него. В «гонзо» автор выступает не просто рассказчиком, а главным героем материала» Анатолий Ульянов; Gonzo.org.ua.

Обобщая все выше сказанное, попробуем составить своеобразный типологический «портрет». Итак, гонзо - журналистика - это направления в журналистике, для которого характерны следующие ключевые признаки:

  • ? Автор занимает центральное положение в структуре текста, выступает, как главный участник событий и единственный обозреватель, то есть, взгляд автора преподносится как единственно возможный.
  • ? Преподношение факта или события крайне субъективно, наибольшее значение для идейной конструкции текста представляет не событие как таковое, а реакция автора на событие.
  • ? Главной стилистической и лингвистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко эмоционально окрашенной лексики, а так же вопросительных и восклицательных конструкций, вне зависимости от жанра, в котором написан текст.
  • ? Структура текста так же не имеет связи с жанром текста. Она нестабильна, непостоянна, фактически никак не регламентирована.

Вот то, что можно сказать о гонзо - журналистике в самых общих чертах. Однако этих критериев, за редким исключением, будет вполне достаточно для проведения нашего исследования. Перейдем к третьему разделу теоретической части работы, в котором мы определим жанры и основные критерии сравнения.

Определение

«Гонзо» - (сумасшедший, чудной, абсурдный, дурацкий). В гонзо-журналистике нет никаких установленных правил, не обязательна структура, часто отсутствуют схемы, налицо несоответствие формы содержанию. Гонзо-журналистика - это работа с большой долей соучастия, в которой нет понятия «не для протокола». Трезвый точный репортаж и безудержная фантазия переплетаются в ней так, что отличить правду от лжи категорически невозможно.

В связи со всем вышесказанным можно выделить следующие признаки гонзо-журналистики:

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики , зародившейся в 60-х благодаря Тому Вульфу . Основоположником гонзо-журналистики является Хантер Томпсон , который не признавал объективность в журналистике.

«Если я напишу всю правду, которую узнал за последние 10 лет, порядка 600 людей, включая меня, будут гнить в тюремных камерах по всему миру, от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда - это редкая и опасная штука в мире профессиональной журналистики.»

Символика гонзо-журналистики

Символом является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота - кактуса, из которого производят наркотическое психоделическое вещество мескалин . Древние индейцы широко использовали плоды пейота в различных религиозных ритуалах для вызова галлюциногенного эффекта, позволяющего якобы разговаривать с умершими родственниками и вождями. Сам Хантер Томпсон имел репутацию человека, попробовавшего все виды наркотиков. В одном из интервью он говорит:

Кулак на изображении переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo. Кулак означает бунт, противостояние политической действительности, символизирует отстаивание своих прав, свобод и представления о справедливости. Знаменитый лозунг испанских антифашистов «No pasaran !» («Они не пройдут» ) с 1936 года ассоциируется со вскинутым сжатым кулаком, который был также известен как «антифашистский салют» , в противовес общеизвестному «фашистскому салюту» . Он выражает твёрдое намерение защищать свою позицию. Нередко в ХХ веке стилизованное изображение сжатого кулака использовали группы британских и американских феминисток , активно отстаивавшие женские права, в том числе и акциями гражданского неповиновения.

Будучи близким другом Хантера Томпсона, Джонни Депп , сыгравший в фильмах «Страх и ненависть в Лас-Вегасе » и «Ромовый дневник » его роль, носит на шее в память о своём друге кулон с символикой «gonzo».

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 году статью « » (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном , позже популяризовавшим стиль гонзо , и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом .

«То, что ты делаешь - абсурдно, чудовищно, но до гениальности круто. Полное gonzo!» - откомментировал Кардозо.

С тех пор данный термин получил широкое распространение. Существует несколько версий происхождения слова Gonzo . Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Также Кардосо упоминал, что корни слова «гонзо» можно найти в искаженном французском gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь». Есть другая версия: слово может происходить от испанского gonzagas , что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Статья Х. С. Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно » стала ярким примером гонзо-журналистики. Молодому журналисту была поставлена редактором четкая задача: отправиться в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, которые приехали напиться и повеселиться, о чем и написал в своем дневнике журналист.

Пурпурные физиономии с типичной южной одутловатостью, старый Айви стиль, полосатые пиджаки и консервативные воротники на пуговицах. «Цветущее старческое слабоумие»… рано угасшие, а может, просто еще не перегоревшие.

Стэдман хотел посмотреть на кентуккийских военных, но не был уверен, как они выглядят. Я посоветовал ему сходить в мужской туалет в клабхаусе и поискать там людей в белых льняных костюмах, блюющих в писсуары. «У них на пиджаках обычно большие коричневые пятна от виски», - сказал я. «Но и на обувь поглядывай, это и есть зацепка. Некоторые из них еще могут не заблевать одежду, но мимо ботинок они никогда не промахиваются».

К концу сроков сдачи статьи Хантер Томсон, ничего не редактируя, отправил свои записи и наброски, которые были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс. Ведь в ней не было практически ни строки про сами скачки, автор даже не указал победителя. Он сделал акцент на том, что его действительно интересовало, и, как считал, интересует читателей - это общественное поведение. Сам Томпсон заявлял:

«Я покончил с американской журналистикой. Упадок нашей прессы очевиден, а у меня слишком мало времени, чтобы тратить жизнь на ежедневное скармливание людям с улицы всем приевшихся клише».

Его дальнейшие работы, такие как

  • Ромовый дневник / The Rum Diary. A Novel (1999 издана; написана 1960)
  • Ангелы Ада / Hell’s Angels. A Strange and Terrible Saga of the Outlaw Motorcycle Gangs (1967)
  • / Fear and Loathing in Las Vegas. A Savage Journey to the Heart of the American Dream (1971)
  • Страх и отвращение предвыборной гонки "72 / Fear and Loathing: On the Campaign Trail "72 (1973)
  • Царство страха / Kingdom of Fear: Loathsome Secrets of a Star-Crossed Child in the Final Days of the American Century (2003)
  • Наших бьют! Кровавый спорт, американская доктрина и водоворот тупости / Hey Rube: Blood Sport, the Bush Doctrine and the Downward Spiral of Dumbness (2004) сделали из него Короля гонзо.

Опираясь на работы основателя Хантера Томпсона, выделяют следующие признаки данного направления журналистики:

Реакция и Критика

Пол Сканлон, редактор Rolling Stone:

<…> Однажды Хантер притащил огромную стопку аккуратно переплетенных рукописей и вручил каждому из нас по экземпляру. Это была первая глава «Страха и отвращения в Лас-Вегасе » . Я заперся в своем кабинете, чтобы мне никто не мешал. К последней странице я едва не бился в истерике от смеха. Выйдя из комнаты, я наткнулся на своего коллегу по фамилии Грувер, буквально скрючившегося над столом. В его глазах были слезы, лицо покраснело, он тяжело дышал. Я подумал: «Черт, у Грувера приступ!» - но через секунду понял, что тот просто задыхается от смеха. Следующий час мы провели, цитируя друг другу строчки из текста Томпсона.

Спустя четыре года, осенью 1971-го публикуется «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и появляется новый герой альтер-эго писателя - персонаж Рауль Дюк. Книга производит фурор, а история становится культовой, как и образ жизни самого Хантера. Гонзо обретает не только стиль, но и голос, походку, запах и даже имя. Многие статьи того времени Хантер будет подписывать именно этим именем. Рауль Дюк вытесняет самого Хантера - где бы ни появился Томпсон, теперь он не участник событий, он и есть информационный повод. О Хантере говорят, как об изжившем себя писателе, его критикуют, напоминая каждый раз об успехе семидесятых. Большинство журналистов, которые работали с Томпсоном, утверждают, что примерно с 80-х годов его творчество пошло на спад. Возможно, виной всему были наркотики, которые Хантер употреблял в больших количествах, возможно, он просто исписался, но факт остается фактом: его поздние работы по качеству сильно уступали прозе, написанной ранее.

У меня нет ни капли энтузиазма, чтобы делать из «Страха и отвращения» что-то подобное моим прежним журналистским опусам. Без сомнения, в книге остались недочеты, которые необходимо исправить, но я полностью выдохся, работая над рукописью. Возможно, когда я как следует высплюсь (о чем мне остается только мечтать), то займусь правкой. Впрочем, рассчитывать на это особенно не приходится. На мой взгляд, в жизни масса других важных вещей.

Гонзо-журналистика может быть окритикована из-за отсутствия такой неотъемлемой составляющей журналисткого материала, как объективность.

Вспомним базовые принципы журналистки как одной из важнейших сфер творческой деятельности: непредвзятость, правдивость, аргументированность. Так называемая «гонзо-журналистика» полностью опровергает эти неотъемлемые принципы. Крикливость, крайняя субъективность, отказ от работы с какими-либо источниками, эмоциональность, доходящая до нервозности и абсурда, едва ли могут вызвать у читателя доверие к изданию, публикующему такие тексты: «Журналистская объективность - это всего лишь набор атрибутов: не говорить от своего имени, опросить две стороны конфликта, проверить факты не менее чем в двух источниках и так далее.

Влияние на массовую культуру

Фильмы

В 1980 году вышла комедия с элементами биографии Х. Томпсона «Там, где бродит бизон ». (англ. "Where the Buffalo Roam") режиссера Арта Линсона. В фильме отражены эпизоды, описываемые Хантером Томпсоном в своих романах Страх и отвращение в Лас-Вегасе , Страх и отвращение предвыборной гонки "72, «Большая охота на акул ». Главный герой, роль которого исполняет Билл Мюррей , вместе со своим спутником Оскарам Акоста , в фильме его называют адвокат Карл Лазло, отправляются на игру Супер Боул VI , с тем, чтобы описать событие. А также они становятся наблюдателями и участниками президентской предвыборной гонки в США в 1972 году .

В 1998 году режиссер Терри Гиллиам выпустил одноименный фильм, основанный на реальных событиях, о которых повествует Х. Томпсон в книге «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Спортивный обозреватель Рауль Дьюк (прототип которого - Хантер Томпсон) и его адвокат по имени Гонзо (его роль сыграл Бенисио дель Торо) отправляются в Лас-Вегас на поиски «американской мечты». Однако их поездка превращается в безумный водоворот событий из-за постоянный галлюцинаций, вызванных употреблением наркотиков.

Экранизация режиссера Брюса Робинсона одноименного романа Х. Томпсона «Ромовый дневник » состоялась в 2011 году. История о писателе-неудачнике, который в поиске работы уезжает в Пуэрто-Рико и устраивается в местную газету. Однако написанию статей ему мешают постоянные пьянки, наркотики и развлечения. Там же главный герой(его роль сыграл Джонни Депп) встречает свою любовь.

Примечания

  1. Журналист. Кто это такой? . Гонзо-журналистика (неопр.) . The Mass Media . Проверено 28 ноября 2016.
  2. Лозовский Б. Журналистика и средства массовой информации (неопр.) . znanium.com. Проверено 29 ноября 2016.

Много раз на просторах интернета либо в другом месте нам на глаза попадалось слово "гонзо". Которое, согласитесь, большинству из нас малознакомо. С чем это связано, откуда произошло и что это "гонзо" такое? Оказывается, все не так сложно, а очень даже интересно. И связан термин "гонзо" не с чем иным, как с журналистикой.

Значение термина

Начнем с определения слова "гонзо" - что это? Так называется область в журналистике, которая разительно отличается от всех остальных направлений тем, что автор пишет свой материал чисто с субъективной точки зрения. Он описывает происходящее не как автор, а как участник событий, происходящих вокруг. Чаще всего гонзо-журналистика затрагивает проблемы различных организаций, субкультур, меньшинств, политики и т. д.

Для большей убедительности авторы жили жизнью своих героев, в прямом смысле этого слова. Манера написания в этом стиле довольно резкая, с сарказмом, юмором, с использованием ненормативной лексики. Читать такой материал, безусловно, интересно, это нравится читателю, хотя они и не знали, что это - гонзо, и поэтому этот стиль является довольно-таки востребованным. Само слово позаимствовано с ирландского сленга, оно означает человека, который после пьянки последний стоит на ногах.

Как бы это странно ни звучало, но зачастую гонзо - это репортаж, сделанный там, где нет никаких событий. Журналист сам их выдумывает или додумывает. Именно здесь будет уместной цитата основателя этого стиля - Хантера Стоктона Томпсона.

Не события создают репортера, а репортер - события.

История появления гонзо

Термин "гонзо" впервые появился в 60-х годах XX века. Создателем этого стиля был журналист газеты Rolling Stoun Хантер Стоктон Томпсон. Началось все с того, что редактор издания Билл Кардосо дал ему задание написать статью о скачках. Но Томпсон, в силу каких-то обстоятельств, не изволил посетить это мероприятие. Но решил выкрутиться со статьей, придумав очень интересный способ. Он прислал редактору заметки с выдуманными событиями, которые освещали не сами скачки, а происходящее вокруг. Это касалось зрителей, которых само состязание не очень интересовало. Хантер ярко и в деталях описывал их аферы и употребление алкоголя. Текст был написан дерзко и смело. Он передавал эмоции и ощущения, которые репортер якобы испытывал от происходящего. Именно с тех пор Хантера Томпсона и считают основателем гонзо.

Стиль гонзо на экранах

В 1971 году написал книгу, по которой был снят известный фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". Но сама книга имела несколько другое название - "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". В фильме главных героев, и великолепно исполняют Бенисио дель Торо и Джонни Депп. Сам журналист, Хантер Томпсон, является прототипом героя Джонни Деппа.

Фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" - это наглядный пример гонзо-журналистики, когда главные герои хотят сделать репортаж о гонке, непосредственно принимая участие в самой гонке. Но из-за употребления большого количества наркотиков им это так и не удается, вместо этого они попадают в различные малоприятные, но веселые для зрителя ситуации.

Кроме книги "Страх и отвращение в Лас-Вегасе, Томпсон написал еще две книги в гонзо-стиле - "Ангелы ада" и "Ромовый дневник".

Теперь вы знаете, что это гонзо означает. Но знаете ли вы, что у этого стиля есть даже свой символ, придуманный все тем же Хантером Стоктоном Томпсоном. Как вы помните по фильму "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", главные герои постоянно употребляли алкоголь и наркотические вещества, а именно мескалин, с которым и связан этот знак. Символ гонзо - с шестью пальцами, который зажимает цветок кактуса - пейоту. Именно из кактуса и изготовляют мескалин. Также в эмблеме присутствуют меч, заменяющий руку, и надпись на английском gonzo. Этот знак символизировал свободную и отвязную жизнь 70-х годов.

Любой стиль журналистики имеет свои особенности и характерные приемы, которые автор использует при написании каких-либо журналистских работ. Стиль гонзо-журналистики не исключение.

Разбирая характерные приемы гонзо-журналистики, следует обратиться к ранее упомянутой статье «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», которая считается первым журналистским материалом, написанным в стиле гонзо.

После публикации одиозного материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» общественность впервые смогла познакомиться с тем, что гонзо-репортаж может вестись там, где даже нет прямых и ключевых событий для репортажа.

Позже Юрий Захаров и Владимир Бабенко в своих научных статьях отметили характерные приемы гонзо стиля. Одним из них стал прием свободного использования лексики. Гонзо-журналистами подобный прием используется для того, чтобы показать аудитории окружающую обстановку без какого-либо искажения Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание. 2009. 8 февраля. URL: http://www.mediascope.ru/node/737 (дата обращения: 10.12.2014)..

Другой ключевой особенностью гонзо-журналистики является крайняя эмоциональность. Данный прием достигается путем использования эмоционально-окрашенных слов Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. С. 37..

«Но какого хрена? Любой, кто болтается по миру, постоянно повторяя "Епты, я из Техаса", заслуживает того, что с ним может случиться Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Использования эффекта присутствия, давая тем самым аудитории возможность прочувствовать событие со всех сторон. «Усиливается данный прием за счет ввода в текст огромного количества деталей»60:

«Старые негры спорят о ставках; «Подожди-ка, я глотну» (покачивая пинтой виски, в руке пригоршня долларовых бумажек); девочка сидит на плечах у парня, на футболке надпись: «Украдено из тюрьмы Форт Ладердэйл». Тысячи тинэйджеров, хором поют «Пусть восходит солнце», десять солдат стоят у американского флага и жирный пьяный мужик в синей футболке (80-й размер) ошивается вокруг с квартой пива в руке»Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Субъективный взгляд на событие: автор репортажа, оформленного в стиле гонзо-журналистики, всегда пропускает происходящее через себя, сопровождая все детали и элементы события своими собственными мнениями и оценкамиСаттаров А. «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» // LiveJournalURL: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html (дата обращения: 30.05.2015)..

Также немаловажно для определения понятия и становления гонзо-журналистики то, что в дальнейшем журналисты, взявшие на вооружение стиль гонзо, уделяли большее внимание не самому событию, а рефлексии этого события внутри самого себя. Событие для гонзо-журналистики стало лишь фоном и дополнением к происходящему.

[…]для серьезного наблюдения за публикой почти не останется времени. А в отличие от большинства присутствующих журналистов, нам было абсолютно по барабану то, что происходит на трэке. Мы прибыли сюда посмотреть на настоящий бал монстров Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

АзатСаттаров в своей научной статье «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» отмечает, что автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него63.

Владимир Бабенко, в свою очередь добавляет, что журналист стиля гонзо занимает в своем материале центральное положение в структуре материала, выступая главным участником события и единственным обозревателем. Тем самым, взгляд автора преподносится как единственно возможный Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. .

Он улыбнулся. «Знаешь, я уже думал об этом», - сказал он. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое... и знаешь, что? Мы же сами такие...» Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Отметим также то, что единственное полное и структурированное определение гонзо-журналистики в России содержит в себе те особенности стиля гонзо, о которых было сказано ранее: «гонзо-журналистика - это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий»Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. - М., 2014. С. 203..

В результате, можно сказать о том, что характерными приемами гонзо-журналистики являются:

Свободное использование лексики

Крайняя эмоциональность

Создание эффекта присутствия

Субъективный взгляд на событие

Журналист в гонзо-журналистике занимает в своем материале центральное положение

Ниже можно ознакомиться с сокращённым текстом лекции moscowhite о гонзо-журналистике:

Хантер Томпсон - писатель и журналист, прославившийся как книгами, так и репортажами, которые были революционными для своего времени. Ещё в молодости он начал писать для армейской газеты, но в итоге был уволен из армии за неблагонадёжность. В Нью-Йорке Томпсон окончил журналистские курсы, сотрудничал с рядом изданий, но нигде не мог ужиться. В 1970 году по заданию одного из журналов он отправился в Кентукки на скачки. Употреблённые Томпсоном вещества и алкоголь не позволили написать полноценную статью, сроки поджимали, и в редакцию были отправлены листки из блокнота с набросками статьи. Редактор это опубликовал под заголовком "Дерби в Кентукки упадочно и порочно" и материал вызвал массу эмоций. Именно тогда и появился термин гонзо-журналистика. Позднее эта тема получила развитие в книге Хантера Томпсона "Страх и ненависть в Лас-Вегасе".

Книгу о поиске американской мечты читали далеко не все присутствующие в зале корреспонденты Ридуса, а вот фильм с Джонни Деппом смотрело подавляющее большинство. Кстати, перу Хантера Томпсона принадлежит и серия репортажей, которые были объединены в книгу о байкерах "Ангелы ада". Писатель несколько месяцев жил среди самых злобных байкеров в мире (такая уж слава у этой группировки), а закончилось для него дело больничной койкой. Можно сказать, что гонзо - тема небезопасная.

Что же такое гонзо-журналистика? Обычно говорят о субъективности автора и о проникновении в эпицентр события или даже участии в событии. Но это не главное. И информация не главное, мозг и так блокирует лавину информации. Принципиально другое - вывести человека на эмоции. Эмоции - дорогой товар, ради эмоций существует всё искусство, и вызвать эмоции (гнев, восхищение, ярость, обожание...) у людей очень трудно. Среди прототипов гонзо можно упомянуть "Репортаж с петлёй на шее" Юлиуса Фучика, эта книга была написана в фашистской тюрьме. В нашей стране традиций гонзо не было, высказывать субъективное мнение стало возможным только с появлением блогосферы. Несколько лет назад приёмы гонзо использовал журналист Константин Кондрашов (АиФ), который пытался трудоустроиться то вышибалой, то стриптизёром, он преображался то в Деда Мороза, то в уличного художника, сам создавая ситуации и выводя на эмоции.

Прежде чем делать гонзо-репорт, надо определиться с темой, которая должна быть интересной и небанальной. Тема изначально должна брать людей за душу и блогер (в отличие от профессиональных журналистов, которым платят за работу) сам выбирает тему, зачастую, провокативную. Например, всем известно, как сотрудники полиции не любят фотографироваться, хотя это не запрещено и даже поощряется руководством страны, исходя из принципов открытости МВД. Блогеры частенько обращаются к этой теме. При этом действовать надо в рамках закона и раскрыть тему, тогда репорт оценят. Не нужно бояться, всегда нужно лезть в самое пекло, в гущу события. Если вас заберут на акции оппозиции, то можно заодно написать сюжет про КПЗ. Да, фотографу могут разбить технику, но это издержки.

Вообще надо постоянно смотреть по сторонам, потому что сюжет можно найти, просто прогуливаясь по улице. Так, в окрестностях ЦДХ была обнаружена скульптурная группа с бюстами и надписями. На табличках неких малоизвестных людей было написано "выдающийся деятель России ХХ-ХХI века". Естественный интерес "кто все эти люди?" удовлетворил гугл. Оказывается, на всеобщее обозрение выставлены бюсты генеральных директоров всевозможных компаний, делающие взносы на благотворительность. Дальше уже можно связываться с этими компаниями и выяснять подробности этой "ярмарки тщеславия".

После того как родился замысел, его надо реализовать. Даже если вы выбрали неинтересную тему, спасёт стилистика репортажа. В её основе всегда должен быть конфликт, это самое важное. Даже домохозяйки не станут смотреть кино, где все добрые и милые. То же и в репортаже. "Вот сходил я на выставку ми-ми-мишных кошек, они такие клёвые!" Ситуацию надо создать, сдвинуть с места, усугубить и в итоге вызвать эмоции. Надо придерживаться правильной стилистики, удерживаясь между "унылым говном" и маргинальщиной.

Есть несколько правил:

Никогда не надо врать, врать вообще нехорошо, читатель сразу чувствует фальшь, он не любит когда его водят за нос. Преувеличивать можно и нужно, но не впадая в крайность, гипербола не должна граничить с неправдой.

Людей очень сильно раздражает высокомерная позиция "я самый умный, крутой, великий, пуп Земли". Даже если вы так думаете, это вызовет отторжение читателя. Не надо возвышаться над толпой. Автор неинтересен читателю.

Надо избегать бессвязного "потока сознания", когда человек описывает некие бессвязные образы и это никому не понятно и не вызывает эмоций. Вы же хотите, чтобы репортажи были прочитаны?

Многие просто не знают русского языка, в репортажах встречается чудовищная неграмотность. Человек, называющий себя журналистом, обязан знать правописание и орфографию. Больше читайте, особенно русскую классику! Мозг подсознательно воспринимает прочитанное и грамотность будет расти.

А самое главное: даже не пытайтесь всем понравиться. "Я не червонец, чтобы всем нравиться". Не бойтесь нормально и интересно писать нелицеприятные вещи. И с вами будут спорить. Другой вопрос: стоит ли переходить на оскорбления? В профессиональной журналистике это не поощряется, запрещено журналистской этикой. В гонзо оскорбления не приветствуются, но и не запрещаются. Это не самоцель, при этом надо помнить, что за слова придётся отвечать, возможно, в суде или просто кто-то даст в морду. Последствия надо осознавать.

Критично относитесь к своим материалам, не обращайте внимания на восхищённые каменты в блоге. Восторженные отзывы - это зачастую вариант, когда "Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку". Будущее гонзо за пользователями интернета, за блогерами, за теми, над кем не довлеет мнение редактора или издателя.

Скучать на лекции не приходилось, потому что соглашаться с мнением спикера иногда категорически не хотелось. На мой взгляд, фоторепортаж может быть либо скучным, либо смотрибельным. В жизни и так вполне хватает конфликтных ситуаций, необязательно их умышленно провоцировать. Вполне хватает трагических судеб даже в благополучной сытой Москве и достаточно показать жизнь, как она есть.

Зачастую, персонаж не хочет попасть в кадр, но по задумке напрашивается крупный план. Зачем с ним конфликтовать, если есть уловки и разводы. Проявляя искренний интерес, можно начать с ним общаться, не забывая нажимать на кнопку камеры. А вообще редко встретишь отвратительного персонажа. Как-то видел сюжет с зоны, где фотограф показал человеческие лица зэков. И это цепляет больше, чем чернуха. Может, попробовать любить своих героев, а не воевать с ними?

У любого автора свой субъективный взгляд на событие, но фотограф может избегать принимать чью-то сторону и оставаться объективным. Футбольный арбитр может с детства болеть за "Спартак" или даже в своё время играть в этой команде, но он поставит пенальти "Спартаку", если этого требуют правила игры. В этом случае у него не должно быть выбора. А фоторепортаж может объять необъятное, когда автор отснимет коммунистов, которые отмечают ДР Сталина и тут же пойдёт очиститься в музей ГУЛАГа.

Фотография процесс довольно затратный и доходы никогда не бывают лишними. В "Страхе и ненависти" не слишком понятно, получили ли мескалиновые герои гонорар от редакции за сюжеты из Лас-Вегаса. Это литература, кино, а в реальной жизни автор хочет кушать, а редактору не нужен в кадре жесткач. Блогеры, привыкшие к гонзо-журналистике и однажды перешедшие в СМИ, испытают культурный шок, когда бильд им предложит отснять в репортаже со стройплощадки "рабочего славянской внешности не старше 30 лет".

Гонзо может приносить доход, наверное, в случае с папарацци, которые охотятся на селебров, вторгаются в их личное пространство и получают эксклюзив в обмен на тумаки охраны. Правоверные гонзо могут откреститься от такого "жёлтого" сравнения, но методы работы схожие.

Получается, что гонзо это больше хобби и весёлая движуха, результаты которой украсят фотовыставки и портфолио, но в определённый момент взросления этому стилю придётся изменить в пользу чего-то более прагматичного. Ну а пока есть возможность - почему бы не делать то, что нравится?

Евгений Чесноков.