Годы жизни яна гуса. Ян Гус — национальный герой и идеолог Реформации. Ян Гусс краткая биография

Удивительно, но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток на жизнь Европы в целом.


Ян Гус

Приблизительно в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой стать в будущем священником.

В конце XIV века Прахатице, где находилась школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.

К 18 годам Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику, астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на сегодняшний день – один из старейших в Европе.

Яна Гуса зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском университете.

С самого начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его развивать.

Например, он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал богатство Церкви.

Спустя несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати, ранее эту должность занимали исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.

С одной стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса, а, с другой, – его популярностью как оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года, приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду о состоянии Церкви в целом.

Безусловно, магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.

Без сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды, продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:

«Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые... устраивают никому не известные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ...»

Однако антиклерикальные высказывания были не единственной темой выступлений Яна Гуса. Помимо этого, он был известен как патриот Чехии. Например, он перевел Библию на чешский язык, лишив тем самым священников эксклюзивного права на ее толкование. Но главное – Ян Гус выступал против немецкого засилья.

Хотя в 1212 году император Фридрих II Штауфен юридически признал независимость Чехии, к середине XIV века ключевые позиции в основных сферах занимали немцы. Да и сами чешские короли имели статус курфюрстов, подданных императора Священной Римской империи. Подобная ситуация не могла не вызывать недовольства чехов.

Поэтому патриотические выступления Яна Гуса нашли в народе большой отклик:

«Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции...»

С 1409 по 1412 годы Ян Гус развивает свое учение, опираясь на труды Джона Виклифа, и призывает к пересмотру некоторых католических догматов. По сути, его радикальные взгляды во многом предвосхитили европейскую Реформацию и учение Мартина Лютера.

Осенью 1414 года терпение Папы Римского иссякло. По его инициативе Гуса вызвали на Вселенский собор в г. Констанц, якобы для того, чтобы высшие церковные иерархи могли выслушать его лично и разобраться в его учении. На соборе присутствовал также император Сигизмунд, которому Чехия была подчинена юридически.

Ян Гус перед церковным собором

Сигизмунд выдал Яну Гусу охранную грамоту, гарантировавшую чешскому магистру свободное возвращение в Прагу. Император не только вероломно нарушил данную гарантию, но и в своем выступлении на Констанском соборе потребовал для проповедника-реформатора смертной казни на костре.

Итак, Ян Гус в октябре 1414 года отправился в южную Германию, в Констанц. По дороге его восторженно приветствовал простой народ, в отличие от семисот церковных иерархов, заседавших на соборе, включая Папу Иоанна XXIII. Ему не позволили изложить свои взгляды, единственное чего от него хотели – отречения от своих «еретических заблуждений» и покаяния.

От Яна Гуса требуют отречения

«Эти епископы уговаривают меня всенародно отречься, – нет! Не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа. Если отрекусь от истины, то каким глазами воззрю на небо? Как дерзну посмотреть в глаза народу, если по моей вине поколеблются вековые убеждения? Никогда! Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела.»

Через три недели после приезда в Констанц Гус был арестован и заточен в темном и сыром подвале доминиканского монастыря, где он содержался до дня казни 6 июля 1415 г.

Казнь Яна Гуса

«Итак, в субботу, в 6 день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник Евангелия Христова по ложному показанию свидетелей.., а также по настоянию короля.., Констанским собором был приговорен к смерти, после того, как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя...Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын Бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев (чехов – авт.) в поток Рейна...»

Проповедник

В году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса проклятие и интердикт . Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус уехал в Южную Чехию, где шляхта не подчинялась решениям папы, где продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.

Осуждение и казнь

В г. Гус был вызван на Констанцский собор , имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству . Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы (впоследствии признанного антипапой) Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414 года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. Когда же императору Сигизмунду напомнили о данном им обещании, он отказался вмешиваться и защищать Гуса. Это принесло ему много неприятностей впоследствии, когда в г. он стал королем Чехии и был вовлечен в опустошительные Гуситские войны . Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы он начал говорить, ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Вскоре Иоанн XXIII бежал из Констанца, так как собор потребовал его отречения. Это ещё сильнее ухудшило положение Гуса, который раньше содержался относительно почётно как пленник папы, а теперь был предан констанцскому архиепископу, который посадил его на хлеб и воду.

8 мая года моравская шляхта направила Сигизмунду петицию с требованием освободить Гуса и дать ему слово на соборе. 12 мая такой же протест выразил сейм Чехии и Моравии, а позже чешское и польское дворянство, находившееся в Констанце. Чтобы удовлетворить их, Сигизмунд организовал слушание дела Гуса на соборе, которое проходил с по 8 июня . После вынесения смертного приговора Гусу, Сигизмунд и архиепископы много раз приходили к Гусу с просьбой, чтобы он отрёкся от своих убеждений, но он этого не делал:

Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил.

В конце суда Ян Гус снова апеллировал к Христу.

Сожжение Гуса. Миниатюра из хроники Шпицера

1 июля Ян Гус направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд; в частности, он якобы воскликнул «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!) старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, и предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера). Через некоторое время на костре был сожжён также Иероним Пражский , один из его сподвижников.

Наследие

Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн , которые вели его сторонники (гуситы) против Габсбургов и их сторонников. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась.

До сих пор католическая церковь не реабилитировала Гуса. Несмотря на это, в Чехии (где большинство верующих до общего кризиса религиозности в стране в XX в. составляли католики) Гус традиционно пользуется уважением как борец за национальную самобытность против немцев, существуют памятники, музеи и улицы, носящие его имя. Памятник Гусу воздвигнут на Староместской площади в Праге к 500-летию его казни в

Инквизиторские костры не обошли стороной тихую Чехию. Любой, кто решится открыто высказать недовольство римской церковью, мог в одночасье превратиться в еретика и заживо сгореть в их пламени. Ян Гус – проповедник и глава Пражского университета, смеялся в лицо своим палачам, даже когда его полностью охватило пламя. Но Папа Римский всё же извинился перед Яном Гусом. Жаль, что его извинения запоздали на 5 веков и не были услышаны.

6 июля 1415 года на главной площади небольшого немецкого городка Констанц полыхал огромный костёр. Площадь не могла вместить огромную толпу людей, желающих посмотреть, как будет корчиться от боли «еретик» Ян Гус. Какие мысли будоражили их умы? Сочувствовали они или проклинали известного на всю Чехию реформатора? О чём думала благочестивая старушка, которая, поднося вязанку хвороста к разгорающемуся костру, услышала в свой адрес слова: «О! Святая простота!», - прозвучавшие из уст улыбающегося смертника? Кто-то негодовал. Кто-то радовался: «Еще один еретик будет наказан по заслугам!».

В деревне Хлистов недалеко от Гусинца до сих пор каждый может показать древнюю липу, под которой Ян Гус читал свои проповеди. Дереву уже почти 700 лет.

Чем же, какими поступками заслужил Ян Гус такого противоречивого отношения к себе? Какие крамольные идеи привели его на костер? За что сожгли Яна Гуса?

На эти вопросы можно найти ответ лишь тогда, когда постараешься узнать как жил этот человек, во что верил, что проповедовал. Жизненный путь, который прошел Ян Гус, был непростым, но ярким и интересным. В его биографии очень много белых пятен, но всё же … - постараемся выяснить, почему же всё-таки жизнь Яна Гуса прервалась на судном костре.

Нам, к сожалению, даже точно неизвестно, когда родился Ян Гус. Предположительно – между 1369 и 1371 годами. Его родители были простыми крестьянами. По сведениям, почерпнутым из разрозненных, отрывочных , известно, что отца звали Михаил, а мать (имя неизвестно) славилась своей набожностью и богобоязненностью. Также известно, что местом рождения Яна Гуса было небольшое селение под названием Гусинец. Кстати, на карте современной Чехии имеются два старинных селения с таким названием: одно – недалеко от Праги , другое – возле городка Прахатице. И они до сих пор оспаривают друг и друга почетное право называться родиной Яна Гуса.

Немного повзрослев, юный Ян отправляется в Прагу . Столица манила его знаниями. Он сумел-таки поступить на учебу в знаменитый Пражский университет. Голод, нищенское существование не казались ему преградой на пути обучения. Он пел в церковном хоре, прислуживал в многочисленных церквушках и храмах. Заработанных средств едва-едва хватало на то, чтобы не умереть с голоду. Может ли современным студентам прийти в голову лепить из мякиша хлеба ложечки, чтобы есть ими гороховую похлебку? Ян Гус вспоминал, что это помогало ему растянуть удовольствие от еды, подольше наслаждаться вкусом хлеба.

Вскоре, с отличием окончив низшие ступени обучения, Ян Гус становится слушателем факультета свободных искусств в том же Пражском университете. В 1393 году он становится бакалавром богословия, а еще через несколько лет, в 1396 году получает степень магистра свободных искусств.

Профессора, которые читали им лекции, считали Яна Гуса посредственным и бесперспективным учеником. Но это не помешало ему по окончании обучения стать преподавателем в своей альма-матер. Специальностью его, конечно же, стало богословие. А затем – должность декана. А немного позднее – должность ректора.

Как же стало возможным то, что простой паренек из бедной крестьянской семьи возглавил один из самых известных и уважаемых университетов Европы? Ответ на этот вопрос кроется, прежде всего, в честолюбии и целеустремленности Яна Гуса. Если уж цель поставлена – то к ней нужно стремиться во что бы то ни стало!

Параллельно с ректорскими обязанностями Ян Гус читал проповеди в Вифлеемской церкви. Именно в то время (1409-1410-е годы) ему довелось ознакомиться с книгами Джона Уитклифа – знаменитого английского реформатора, даже имя которого в Чехии находилось под запретом. Его взгляды пришлись по душе Яну Гусу. В своих проповедях, на которые всегда собиралось не менее 3 тысяч человек, он открыто, во всеуслышание осуждал нравы духовенства, называл их развратными. «Единственным источником веры, - говорил Ян Гус, - можно считать только Священное Писание». Он внушал мысль о том, что продажа церковных должностей, плата, взимаемая церковью за таинства, - противоречит Священному Писанию. А так как «власть, открыто нарушающая Заповеди Бога, не может быть признана им». Таким образом, Ян Гус открыто высказывал весьма крамольную мысль: Церковь и духовенство – это одно, а Бог и вера – совсем другое.

Примечателен тот факт, что, с одной стороны осуждая Церковь, Ян Гус с другой стороны причислял себя к ней, назвал себя её членом и служителем.

Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.

Ян Гус умел убеждать. Говорил доходчиво и пламенно. Его слушали с интересом. Проникались его идеями. Впитывали их в себя. Да и как простым людям – ремесленникам, торговцам, крестьянам – можно было не верить проповеднику, вещающему с церковного алтаря?

«Не нужно слепо подчиняться церкви, нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

«Берегитесь, хищники, обдирающие бедняков, убийцы, злодеи, не признающие ничего святого!»

«Не «хлеб мой насущный», а «хлеб наш насущный» говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».

«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».

Как, по вашему мнению, должна была отреагировать официальная церковь на подобные высказывании?

Первым выступил против инакомысленника архиепископ Пражский, резко осудив его позицию и идеи. Он не побоялся даже того, что Яну Гусу благоволил сам король. В 1410 году на проповедническую деятельность Яна Гуса был наложен строжайший церковный запрет. Затем его вызвали «на аудиенцию» к архиепископу. Предстоял строгий допрос, расследования. Но всё обошлось. Пока. До поры. В защиту Яна Гуса выступили простые люди, многие знатные особы, преподаватели и студенты возглавляемого им университета и даже королевская чета Богемии заступилась за «заблудшего». В Ватикан – резиденцию Папы – потекли письма с просьбами позволить Яну Гусу и дальше занимать сан проповедника.

Но Папа и Ватикан были непреклонны! Особая Папская Булла (указ) провозгласила отречение Яна Гуса от церкви и объявила его еретиком, преступившим церковные законы. Город, в котором Яну Гусу будет предоставлен кров и еда, будет наказан, в нем будет запрещено совершать церковные богослужения, гласил указ Папы Римского.

В окрестностях Гусинца есть Гусова скала в долине реки Бланице. Когда юный Гус учился в Прахатице, отдыхать и читать он приходил к этой каменной глыбе, опираясь на нее. Так на камне отпечатался след от головы Мастера. Проверить легенду сейчас уже невозможно: кто-то уничтожил след на скале.

Видимо, сильно задели идеи Яна Гуса папскую церковь, потому что сразу же после первого указа появился второй, в котором Прага , как город, укрывающий еретика, отлученного от церкви, тоже будет лишен церковного благословения.

Яну Гусу, от которого всё же отвернулись влиятельные покровители, пришлось покинуть Прагу .

Долгих два года ему пришлось странствовать по западным и южным областям Чехии. Но и в скитаниях он не оставил свои идеи о необходимости реформирования Церкви. Вдали от дома Ян Гус даже написал свой знаменитый трактат «О Церкви», в котором изложил основную суть своих мыслей. Если кратко, то сводились они к следующим постулатам: порядки и организация официальной Церкви неправильны. Их нужно в корне менять. Особо критиковалось влияние Папы Римского и то положение, которое он занимал в церковной иерархии. Крайне негативно Ян Гус относился к практике продажи индульгенций (отпущение грехов) за деньги и стремлению Церкви и духовенства к накоплению богатств. «Миряне причащаются одним хлебом, а священнослужители получают еще и вино», - писал Ян Гус в своем трактате.

Этот трактат переполнил окончательно чашу терпения церковных властей. В 1414 году еретика и смутьяна Яна Гуса вызвали на Церковный Собор в немецкий городок под названием Констанц. На время путешествия ему была выдана особая охранная грамота, позволяющая беспрепятственно добраться до назначенного места. Но в Констанце его так и не дождались в назначенный срок. Лишь спустя два с лишним месяца Яна Гуса разыскали – он томился в темнице Готлибен. Охранная грамота не смогла спасти его от заключения.

Когда непокорного проповедника доставили все-таки в Констанц, ему пришлось предстать перед суровым церковным судом. Яну Гусу была предоставлена последняя возможность отречься от своих еретических и «не богоугодных» воззрений. Но в ответ, выслушав все обвинения, он лишь пожал плечами: «Моей совести противоречит отрекаться от фраз, которых я никогда не произносил».

Рассказывают, что во время бури Ян Гус, шедший из школы домой, спрятался под скалой. Молния ударила в можжевельник, растущий у скалы, и тот заполыхал. Мать Яна обнаружила его созерцающим горящий куст. Он показал матери на куст и сказал: «Видишь, так и я в огне покину этот мир».

На многочисленных допросах Ян Гус молчал, никак не старался оправдать себя. Он искренне верил в свои убеждения и не хотел, чтобы люди перестали верить ему, узнав, что он их предал, испугавшись смертной казни.

Даже после того, как суд вынес окончательный вердикт о смертном приговоре «еретику», архиепископы и сам король Сигизмунд, самолично и не раз, приходили к нему в камеру, просили все-таки подписать отречение. Но Ян Гус был стоек и непреклонен.

И вот, 6 июля 1415 года на главной площади Констанца начали разгораться первые языки пламени, всё ближе подбираясь к привязанному к столбу Яну Гусу. Обращаясь к собравшейся толпе, он запел: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!». Услышав угрозы стражников, приговоренный со смехом воскликнул: «Я-то Гусь! Но за мной прилетит Лебедь!». Эти слова прозвучали как предупреждение.

И действительно, через сто лет идеи Яна Гуса поддержал и развил другой реформатор – Мартин Лютер. Уж его-то, как и предсказывал Ян Гус, не смогли связать, заткнуть рот и бросить в костер.

А пока … пока горел костер, пожирая уже бездыханное тело Яна Гуса, в пламя был брошен и главный труд его жизни – Библия, переведенная на чешский язык.

Почему вместе с Яном Гусом сожгли и Библию? Ведь это – священная книга. Но и она была для Римской Церкви таким же «еретиком», как и её автор. Папе и Церкви было совсем невыгодно и неприемлемо, чтобы богослужения в чешских церквях проводились на родном языке. Они понимали, что язык и слова – это оружие, которое обернется против их могущества. Прочитав Библию на простом доступном родном языке, простые люди, да и знать, могли понять, насколько далеки указы и постановления Папы Римского от Божьих заветов. Но рукописи, как известно, не горят. Пусть на столетие позже, но чешский народ получил возможность изучать Библию, переведенную на чешский язык.

Прах первого чешского реформатора был развеян над водами Рейна. Но его идеи не умерли вместе с ним! Известие о казни Яна Гуса в течение нескольких дней разлетелось по всей Чехии. Волна возмущения и негодования всколыхнула тихие чешские села и города. В адрес Церковного Собора был направлен Протест, под которым поставили подпись более полутысячи богатых и знатных семейств чешского дворянства. А простые крестьяне и городская беднота стали собираться в вооруженные отряды и уходить в леса. Национальное самосознание, которое сумел разбудить Ян Гус, стало основной причиной начала новой эпохи в истории Чехии – эпохи Гуситских войн. У этой эпохи был, конечно, свой герой – одноглазый Ян Жижка родом из Троцнова. Но память о Яне Гусе чешский народ сохранит на долгие века.

В 1999 году, спустя пять веков со дня казни Яна Гуса, в Ватикане состоялся международный симпозиум. Он стал примечателен тем, что Римский Папа Иоанн Павел II публично признал необоснованность обвинений, выдвинутых против Яна Гуса. Также Папа высказал сожаление от имени церкви по поводу его казни и мученической смерти.

Хотя Ян Гус и обвинял публично представителей духовенства и знати в различных грехах (прелюбодеяния, разврат, стремление к наживе и тому подобное), он сам жил далеко не как аскет. Ко всему прочему, в пору своей студенческой молодости, обучаясь богословию, Ян Гус был частым гостем общественных бань, которые в то время слыли местом греховных плотских утех.

Портретные изображения, по которым мы можем составить для себя представление внешности Яна Гуса, относятся к XIX веку, когда в большинстве стран процветал романтизм. На большинстве картин внешность Яна Гуса идеализирована и напоминает в чем-то облик Иисуса Христа: тот же овал лица, такая же борода, волосы. Но на самом деле исторические , в том числе и собственные записи Яна Гуса, рисуют совершенно другую картину: толстого, лысого и безбородого человека.

Интересен и тот факт, что вскоре после сожжения Яна Гуса и его Библии, костру были преданы и останки идейного вдохновителя Яна Гуса – Джона Уитклифа. Английскому реформатору посчастливилось скончаться в своей постели, он был погребен в соответствии с христианскими обычаями. Ватиканская церковь уже посмертно объявила Уитклифа вероотступником. Его останки были вынуты из могилы и принародно сожжены.

Папа Римский Иоанн Павел II, признав Яна Гуса мучеником, всё-таки отказался от идеи причислить его к лику святых. Мотивировал свой отказ он тем, что Ян Гус разделял идеи вероотступника Джона Уитклифа.

6 июля 1915 года в Праге на Староместкой площади состоялась официальная церемония открытия памятника Яну Гусу. Автором памятника является Ладислав Шалоун – известный в то время чешский скульптор. Памятник представляет из себя Яна Гуса, гордо стоящего на инквизиторском костре. К сожалению, на сегодняшний день памятник находится на реконструкции.

Ян Гус (1369-1415) – национальный герой Чехии, проповедник, священник, мыслитель, работал на должности ректора Пражского университета. Его сожгли на костре вместе со всеми трудами, такая казнь послужила предпосылкой для начала военных действий, которые вели последователи Яна Гуса, в истории они получили название «гуситские войны».

Детство

Период Средневековья всё-таки далёк от нас, чтобы можно было с точностью узнать, когда именно родился Ян Гус. По одним источникам он появился на свет в 1369 году, по другим – в 1371 году. Это произошло в маленьком местечке Гусинец, расположенном на юге Чехии. В те времена понятие «фамилия», ушедшее с Древним Римом, только начинало возрождаться. Так что свою фамилию Ян Гус получил по названию города, в котором родился – Гусинец.

Крестьянская семья, где родился мальчик, была очень бедной. Биографам удалось установить, что отца его звали Михаил и в семье, помимо Яна, было ещё два сына. Несмотря на нищету, родители очень хотели отдать ребёнка в школу, надеясь на то, что он выучится и станет священником. В конце XIV века для бедного мальчика из незнатной семьи школа была единственным способом пробиться в люди. Обучение в школе родители Яна Гуса воспринимали как дорогу вовсе не к знаниям, а к спокойной дальнейшей жизни, относительному материальному благосостоянию, хорошему питанию.

Ближайшее учебное заведение находилось в местечке Прахатице, от Гусинца нужно было идти целый час. И мальчик пошёл в эту школу, затрачивая ежедневно два часа на дорогу (туда и обратно). По сравнению с его родным городком, Прахатица казалась ребёнку яркой и большой, через неё проходила основная дорога на Прагу, юг Германии и Австрию. В городе был выстроен собор, который казался маленькому Яну огромным. А также в Прахатице уже к тому времени получили большое развитие различные виды ремесла, которые и по сей день славят Чехию, особенно изготовление чудесных стеклянных и серебряных блестящих изделий.

Главными школьными предметами для Яна Гуса стали риторика, диалектика и грамматика. В старших классах добавились астрономия, арифметика и естественные науки.

Университет

Несмотря на материальные трудности и бедность, семья приложила все усилия, чтобы продвигать Яна дальше. В 18 лет парень окончил школу и вместе с мамой отправился в Прагу, чтобы поступать в университет. Сегодня это учебное заведение является одним из старейших университетов в Европе.

Мама решила преподнести подарки университетскому начальству в виде живого гуся из домашнего подворья и большого мягкого белого калача. Однако уже на самих подступах к Праге, гусь сбежал, пришлось маме угождать руководству учебного заведения лишь одним калачом. То ли выпечка оказалась слишком вкусной, то ли знания у Яна были достойные, парня всё-таки приняли в университет.

В учебном заведении было три факультета – медицинский, богословский и свободных искусств. Ян Гус поступил на факультет искусств, потому что обучение на двух других стоило гораздо дороже, хотя потом вся его жизнь была связана с богословием, вернее с его критикой.

Студенческие годы Яна Гуса прошли в полной нищете. Питался он лишь гороховой похлёбкой, потому что она была дешевле всей остальной еды. Ему не за что было даже купить посуду. Каждый раз он делал себе ложку из хлебного мякиша в надежде, что она прослужит ему долго. Но всё время он съедал эту свою хлебную ложку вместе с похлёбкой, так как был невероятно голоден.

В 1393 году Ян Гус получил степень бакалавра, а в 1396 году – магистра искусств.

Преподавательская деятельность

За время обучения в университете Ян Гус проявил склонность к теологии (науке, изучающей религию). Поэтому сразу, после того как он получил степень магистра, Гусу предложили остаться в учебном заведении и заняться преподавательской деятельностью.

Молодой преподаватель мыслил свободно. Со своими студентами Гус начал изучать труды английского богослова и профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа, несмотря на то, что его работы в области теологии в 1382 году были признаны еретическими. Однако Ян этого не боялся, он не только излагал студентам теорию Уиклифа, но и развивал её. Гус отвергал духовную безграничную власть Папы Римского, утверждая, что истинный глава католической церкви – Иисус Христос. А богатство церкви Ян обличал гораздо категоричнее Уиклифа.

Несмотря на то, что Ян Гус был вольнодумцем, а сочинения Уиклифа публично сожгли на костре, в 1401 году молодого преподавателя назначили деканом философского факультета, а в 1402 году ректором в Пражском университете.

Ян Гус был первым в этом учебном заведении ректором, который по национальности являлся чехом, до 1402 года подобной должности удосуживались только немцы. К тому же это была удивительная карьера для сына бедных крестьян.

Проповедническая деятельность

Карьерный рост объяснялся тем, что Гус помимо широкого образования имел бесспорные таланты и был очень популярным в то время оратором. С 1401 года в костёле Святого Михаила Гус проводил проповеди, на которых собиралось множество народа. А уже в следующем, 1402 году, его назначили проповедником и настоятелем в частной Вифлеемской часовне, которая располагалась в старой части Праги. Эта часовня была основана в 1391 году и от остальных отличалась тем, что в ней богослужения велись не на латыни, а на чешском языке. На проповеди к Гусу порой собиралось около трёх тысяч человек.

В своих рассказах Ян затрагивал повседневную жизнь, что для того времени было очень необычно. Несмотря на то, что сам был глубоко верующим человеком, он критиковал церковь и вскрывал недостатки людей, находящихся на церковном служении. Его мнение шло вразрез с официальной политикой католической церкви:

  • Священники не должны были заниматься продажей церковных должностей и таинств. Деньги можно было брать лишь с богачей и то в малом количестве, необходимом для удовлетворения первых жизненных потребностей священнослужителя.
  • Несмотря на то, что хочется спокойной и благополучной жизни, каждый христианин должен не бояться рисковать ею в поисках правды.
  • Преемники Христа должны быть бедными, как апостолы. А они, наоборот, только и думают об увеличении своего богатства.
  • Слепое подчинение церкви неприемлемо, необходимо думать своею головою. К этому тезису Гус приводил слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба окажутся в яме».
  • Иметь собственность достойны только справедливые люди. Если богач несправедлив, значит, он вор.
  • Власть, которая нарушает Божьи заповеди, не может быть им признана.

Другие тоже наблюдали развратную и циничную жизнь духовных служителей, но боялись наказаний и старались помалкивать. Гусу молчание было несвойственно, он начал вести борьбу. Ян прекрасно понимал, насколько опасно было его решение, ведь знал, как по всей Европе сжигали на кострах инквизиции еретиков.

Для продвижения учений Гус пользовался не только кафедральными проповедями. По его указанию стены в Вифлеемской часовне расписали картинами с назидательными сюжетами. Он является автором нескольких песен, ушедших в народ, и реформатором чешского правописания. Благодаря его латинскому труду «Чешская орфография» книги стали более доступны простым людям. Ему принадлежит разработка диакритических знаков.

Помимо всего прочего, Ян был ещё страстный патриот Чехии. Ему принадлежит перевод Библии на чешский язык, тем самым он отнял у священников их эксклюзивное право зарабатывать на её толковании. Ещё Гус был ярым противником немецкого засилья в Чехии. Хоть в 1212 году Чехия и получила юридическое признание независимости, на всех ключевых должностях всё равно были немцы (ректоры, бургомистры, военные начальники). Ян Гус проповедовал, что «в королевстве Чешском по закону природы чехи должны быть первыми на должностях».

Преследование и казнь

Всё большие толпы людей собирались на проповедях Яна Гуса, а главам церковных учреждений становилось всё неспокойнее, в лице этого проповедника они видели своего страшного и опасного врага.

В 1408 году арестовали друзей Гуса и обвинили в ереси. А в 1409 году теперь уже против самого Яна издал буллу папа Римский (булла – это важнейший папский документ со свинцовой печатью). Согласно этой буллы пражский архиепископ предпринял против Гуса карательные действия: ему запретили проповедовать, а все книги Яна собрали и сожгли.

Но влияние Гуса на простых людей продолжало расти, и тогда в 1411 году архиепископ пражский назвал его еретиком.

Осенью 1414 года лопнуло терпение и у Папы Римского. По его инициативе Гус был вызван на Вселенский собор в город Констанц. Проповеднику сказали, что высшие церковные иерархи желают послушать его лично и понять ход его мыслей.

В то время Чехия юридически подчинялась императору Сигизмунду, он также присутствовал на Вселенском соборе. По его приказу Яну Гусу вручили охранную грамоту, которая гарантировала проповеднику беспрепятственное возвращение в Прагу. Однако позже выяснилось, что Сигизмунд не только обманул Гуса, выдав ему обычную подорожную грамоту, но и затребовал для Яна смертной казни на костре.

Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он организовывал изгнание немцев из Пражского университета. Его арестовали и заключили в тёмный сырой подвал доминиканского монастыря. От Гуса требовали, чтобы он отрёкся от своих еретических взглядов и покаялся. Но Ян написал к собору заявление: «Они хотят, чтобы я отрёкся. Но тогда я изменю своей совести и посрамлю веру Христову. Если я отрекусь от истины, то как смогу потом посмотреть на небо и в глаза своему народу? Никогда я этого не сделаю».

Его приговорили к смертной казни, которую исполнили 6 июля 1415 года. Гуса вывели из города Констанца на луг, где посередине воткнули в землю острый деревянный кол наподобие столба. К нему привязали проповедника верёвками и цепями, а вокруг разложили охапки дров, хвороста, вязанки соломы. Ему, уже поглощённому огнём, предлагали последний раз: «Отрекись!» Гус этого не сделал и заживо сгорел. После сожжения, чтобы не осталось на земле никаких его останков, прах кинули в поток реки Рейн.

Казнь Яна Гуса привела к тому, что его последователи (гуситы) вступили в военные действия против католиков. Гуситские войны оказались опустошительными для Европы, продолжались с 1419 по 1434 годы, ни одна из сторон не добилась каких-либо значимых результатов, и противники были вынуждены пойти на компромисс.

До сегодняшнего дня Ян Гус не реабилитирован католической церковью. Тем не менее в современной Чехии он пользуется огромным уважением, его почитают как борца за национальную самобытность против немцев. Ему установлено много памятников, большое количество музеев и улиц носят имя Яна Гуса.

В 1915 году в центре Праги на Староместской площади (это старинная площадь, которая расположена в исторической части города Старом Месте) был воздвигнут памятник Яну Гусу в день 500-летия его казни.

Ян Гус не раз упоминался в поэзии. О нём написал Тарас Шевченко свою поэму «Еретик», Фёдор Тютчев посвятил ему стих «Гус на костре», Евгений Евтушенко вспоминал про Яна Гуса вместе с Пушкиным и Петефи в своём произведении «Танки идут по Праге…»

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник. Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе […]

Самый известный и любимый исторический герой Чехии – это Ян Гус (Jan Hus) – учёный, литератор, священник.

Ян Гус был уроженцем города Гусинец (Husinec) (Южная Богемия). Он родился в 1371 году, в крестьянской семье. В Чехии стал национальным героем ещё при жизни. До сих пор, спустя столетия после смерти, Ян Гус пользуется огромным уважением. В народе его считают святым, хотя он и не был канонизирован. Папа Римский неоднократно выражал своё почтение к личности Яна Гуса, но причислить этого человека к Лику святых отказывался.

При жизни Гус проповедовал против зла, причиняемого народу церковью.
Он окончил Пражский университет, стал бакалавром, магистром, деканом факультета свободных искусств, а впоследствии – ректором университета. Он был учёным, писал научные работы по лингвистике. Его изыскания и сегодня используются в чешской грамматике. В то же время (в 1402 году) Гус служил проповедником и настоятелем пражской Вифлеемской часовни . Чтобы послушать проповеди священника-обличителя, в часовне собирались тысячи горожан. Гус беспощадно клеймил жадность богачей и мздоимство церкви.

Яна Гуса многие считают пламенным революционером, но он не совершал переворота – ни в политике, ни в религии. От церкви он добивался одного – чтобы она соблюдала Закон Божий и поступала согласно христианскому учению. Гус жёстко критиковал институт церкви. Его критике подвергалась продажа индульгенций, пьянство и разгульное поведение священников. Он описывал ужасные случаи из жизни священнослужителей. Так, один пражский кановник (высокий церковный чин), проиграл в кабаке деньги и одежду; вернулся домой ночью, практически голым. Стуком и криком он перебудил всю улицу. Такие загулы этот священник совершал три раза. Какой пример он мог подать прихожанам?

Именно такое поведение служителей церкви и критиковал Ян Гус. Сам он отнюдь не был святым, особенно грешил в студенчестве. В этом он позже честно признавался.

Много ведётся споров относительно внешности Яна Гуса. В XIX веке его часто изображали в облике Христа, хотя сам себя он называл толстым. Несколько сохранившихся изображений доказывают, что реформатор был довольно полным, лысым и не носил бороды.

Есть ещё одно заблуждение. Считается, что из-за Гуса был созван Констанский Собор . Это не так. Собор был созван для обсуждения вопросов веры, проходил он несколько месяцев. Эти сведения долго скрывались от народа. Только после восстания в Чехии всё изменилось. Стало общеизвестно, что Папа, который вынес Яну Гусу смертный приговор, был в прошлом пиратом. (Папа Ян XXIII бежал из Чехии. Его имя впоследствии принял другой Папа Римский, чтобы очистить его.)

Понятие «гуситские войны» многие связывают с личностью Яна Гуса. Однако Гуса сожгли 06.07.1415 года в городе Констанце . Гуситские же войны начались только в 1419 году (длились они до 1434 года). Ян Жижка – герой гуситских войн – не знал Яна Гуса. Теоретически, конечно, он мог посещать проповеди священника-реформатора в Вифлеемской капелле, но это ничем не доказано. А все истории в литературных произведениях о дружбе, которая существовала между двумя народными героями – всего лишь творческий вымысел.

Гус не желал войны и кровопролития. Он всего лишь хотел правды и добивался, чтобы все жили праведно. В своих научных трудах и проповедях он нередко ссылался на идеи англичанина Джона Уиклифа – профессора и священника. (Уиклифа очень почитали в Чехии.) Английский профессор резко критиковал церковь, в особенности, идею транссубстанцинации. Это относится к христианскому обряду мессы, во время которого верующим дают гостию (у православных – просфору) и вино. Считается, что во рту у верующего человека эти субстанции превращаются в тело и кровь Христовы. Джон Уиклиф называл чепухой эту идею.

Гус тоже критиковал практику причастия. В то время священники причащались вином и хлебом; мирянам во время мессы давали только хлеб. Гус пытался доказать, что во времена раннего христианства причащались все одинаково. Это были не просто подробности церковного ритуала – такой подход уравнивал простых прихожан со священниками. (Последователи Яна Гуса стали причащать мирян и хлебом, и вином).

В своё время Уиклифа тоже призывали на Собор. Гуса обвинили в следовании идеям англичанина. После осуждения Яна Гуса церковники решили «расправиться» и с Уиклифом. Поскольку английский профессор был уже давно мёртв, его кости выкопали из могилы и торжественно сожгли.

Католическая церковь до сих пор называет Джона Уиклифа опаснейшим еретиком. Из-за его идей Иоанн Павел II и отказался канонизировать Яна Гуса. Кроме связей с Уиклифом, Гуса обвиняют в критике католической церкви. Считается, что своими критическими высказываниями Ян Гус изменил сану священнослужителя.

Чешский народ считает Яна Гуса святым и национальным героем. Он оставил огромное литературное наследие, внёс вклад в чешский язык, его правописание и орфографию. Это способствовало распространению грамотности среди простых чехов.

Сочинения Гуса были доступны и понятны народу. Он выработал собственный стиль полемики, утвердив новый тип прозы в чешской литературе.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.