Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. (Спиваков) (ЕГЭ обществознание). Об умении и таланте

С английского: Genius is one percent inspiration, and ninety-nine perspiration

Эта формула приписывается американскому изобретателю и предпринимателю Томасу Эдисону (1847-1931), автору многих изобретений и нескольких открытий.

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а известному лектору Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

«Гений – это вдохновение, талант и пот». - Кейт Санборн

Формула с процентами впервые появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда» . В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот» .

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

"Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота ». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл»."

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Гений, - утверждал великий Гете, - это 1 процент таланта и 99 процентов пота. Современные исследования говорят, что гениальность - качество врожденное, лишь в малой степени зависящее от воспитания и трудов. Как же обстоит с этим на самом деле? Корреспондент "Труда" беседует с кандидатом психологических наук Дмитрием УШАКОВЫМ, вице-президентом "Евроталанта" -комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы.

ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ УЧЕНИК
- Какого ребенка можно считать одаренным, Дмитрий Викторович?
-Это так же трудно определить, как объяснить, что такое высокий человек. Высоким мы называем и двухметрового гражданина, и того, у которого рост метр восемьдесят.
Жестко говоря, одаренный ребенок - это тот, который испытывает трудности из-за своих высоких способностей. Школа вообще довольно сложное место для одаренных детей. По американским данным, 30 процентов детей, исключенных из школы за плохое поведение, неуспеваемость(!) и даже глупость(!!) - одаренные дети. Потому что школа всегда рассчитана на ребенка среднего. Учитель прежде всего обращает внимание на тех, кто отстает. А того, кто давно ушел вперед, в лучшем случае просто не замечает.
- А в худшем случае его, щупленького очкарика, могут и обижать, и не признавать лишь потому, что он не такой, как все.
- Талантливый ребенок, безусловно, превосходит сверстников (а порой - и учителей) в области интеллекта, но в других сферах - психоэмоциональной, физической - может сильно отставать. Типичный пример - так называемая дисграфия - плохое письмо в возрасте 6-8 лет у одаренных детей. У них плохо развита мелкая моторика руки, им неинтересна рутинная однообразная работа. Еще одно частое проявление у таких детей - дислексия - плохое развитие речи. Кстати, многие одаренные люди страдали этим в детстве: Микеланджело, Роден и даже Черчилль, который, как известно, стал прекрасным оратором...
Но вернемся к младшей школе. Что требуется там от ребенка? Правописание, заучивание стишков, чтение на скорость. Но все это получается у него, интеллектуально одаренного, хуже, чем у обычного троечника. А то, в чем он силен - скажем, в решении сложных математических задач, - у него никто не спрашивает. И возникает замкнутый круг: ребенок старается, успехов не достигает, при этом у него планомерно отбивается желание учиться (уж в этом нашей школе нет равных!) - и он становится безнадежно отстающим.
- Некоторые исследователи говорят о том, что гениальность обусловлена наличием у человека рецессивного (дремлющего) гена шизофрении. В подтверждение приводят известные факты о Ньютоне и Канте, страдавших шизофренией, о Цезаре и Наполеоне, переживавших приступы эпилепсии. Неужели особая одаренность - некая разновидность... болезни?
- В какой-то мере да. Тема эта давно волновала умы - еще в XIX веке была опубликована работа Ломброзо "Гений и помешательство". Будучи психиатром, автор увидел много общего в проявлениях больных и одаренных людей. Он стал исследовать биографии гениальных людей и обнаружил среди них очень высокий процент больных шизофренией и прочими психическими недугами. Тогда Ломброзо и сформулировал тезис о том, что гениальность и психическая болезнь очень близки друг другу.
НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ, А РОДИСЬ... МАЛЬЧИКОМ
- В наш прагматичный век научились считать все, вплоть до интеллекта. Скажите, каков уровень интеллекта среднего человека?
-100 баллов по шкале IQ. 130 баллов и выше достигают примерно 5 процентов людей -они и считаются одаренными. Интересно, что средний коэффициент IQ у мужчин и женщин примерно одинаков. Однако одаренных людей все же больше среди мужчин. Вспомним историю наук. Много ль там великих женщин? В математике вы назовете, конечно, Софью Ковалевскую - но это еще вопрос, насколько она гениальна... Однако вы едва ли вспомните великого историка, философа, композитора - женщину.
- А в филологических дисциплинах, в языке и литературе наверняка будет больше талантливых девочек!
- Правильно. Но это лишь в школе, на уровне обыденной жизни. А вот среди поистине талантливых, гениальных литераторов больше, согласитесь, все-таки мужчин.
- Вынуждена согласиться. Но объясните, почему?
- В психологии существует такое понятие: атрибутивный стиль. Человек, достигший какого-то успеха или потерпевший неудачу, этот успех или неудачу к чему-то атрибутирует, то есть находит причину. Некоторые причину ошибки привыкли искать в себе, а другие - всегда во внешнем мире. Вот тут-то и проявляется значимая разница между мальчиками и девочками. Мальчику, который плохо занимается по математике, окружающие говорят: ты лентяй, бездельник, надо больше работать - и все получится. Когда он успевает, ему внушают: ты мальчик, ты способный, такой и должен быть. Девочке, получившей хорошую оценку, спешат сказать: ты молодец, постаралась. Если же она принесла плохую оценку, ее, чаще всего, утешат: ничего, ты девочка, может, тебе это и не надо. Почувствовали разницу?
- Иными словами, к мальчику изначально предъявляются более высокие требования?
- Да. От него могут даже не требовать, но ожидать, передавать ему определенную "картинку" себя, которая заставляет его искать причину неудач в собственной лени, а успех - в своих способностях. У девочек - наоборот.
- Поэтому женщины в большинстве своем не могут достичь поднебесных вершин?
- Отчасти. Но существуют и другие факторы, биологические. Среди мужчин, скажу вам в утешение, значительно больше как очень умных, так и очень глупых. Среди женщин разброс меньше, там более усредненный результат. При общем среднем показателе IQ женщины превосходят мужчин в области вербального (словотворческого) интеллекта, оперирования понятиями, в области понимания речи. Но, безусловно, уступают мужчинам в сфере пространственного и числового интеллекта.
"ЗУД" В МОЗГАХ
- Среди маленьких детей очень много одаренных, кажется, даже талантливых. Но не все родители это видят, осознают. Посоветуйте, как не "просмотреть" гения в собственном ребенке?
- Самый простой ответ - обратиться к специалисту, к психологу, пусть протестирует ребенка. Есть, конечно, и общие признаки, которые видны окружающим. Одаренные дети обычно активны в определенной области, часто читают энциклопедии, составляют какие-то таблицы, пишут рассказы или стихи, рисуют. Очевидно, их способности ищут выхода, у них непреодолимое стремление к получению информации, к ее переработке и осмыслению. Условно говоря, одаренный ребенок испытывает постоянный "зуд" в мозгах.
Блез Паскаль - один из самых знаменитых вундеркиндов. С детства он был больным и хилым, родители не давали ему учиться. Читать и писать он научился сам, общаясь со своими старшими сестрами. Однажды, в возрасте 11 лет, во время обеда Блез услышал, как ударили крышкой по кастрюле, раздался звук определенной длительности. Некоторое время ребенок экспериментировал с разными предметами, ударяя их друг о друга. Через несколько дней мальчик создал волновую теорию звука.
- Но вернемся от гениального Паскаля к малышу, о котором еще никто не знает, что он талантлив. Как развить его способности?
- Наши программы, направленные на развитие детей, обычно ни к чему не приводят. Развивающий эффект, как выяснилось, оказывает сам факт общения ребенка с другими людьми - с родителями, родственниками, с талантливыми педагогами, если повезет.
- Но как происходит это влияние? Ребенок берет в руки кисть, если рисует папа, садится за пианино, если музицирует мама.
- Все, что вы назвали - примеры простого копирования поведения. Это важно, но недостаточно. Влияние семьи на маленького ребенка происходит на более тонком подсознательном уровне. Помните анекдот? Один человек трясет яблоню, а яблоки не падают. К нему подходит другой и советует: "Сходи за палкой и сбей яблоко". "Зачем ходить? Трясти надо!" - отвечает первый, продолжая свое бессмысленное занятие. Так вот, столкнувшись с какой-то проблемой, умный человек сначала подумает, отступит на шаг, выработает оптимальное решение - а не начнет "трясти дерево", то есть прошибать стену лбом.
Для воспитания творческой личности важен не сам рисунок, который нарисовала мама, и не готовое решение сверхсложной задачи, предложенное отцом. Важен живой мыслительный процесс, который впитывает ребенок в семье или в общении с хорошим педагогом.
"МАТЕРИНСКИЙ ЭФФЕКТ"
- А как велика роль генетического фактора одаренности? Справедлив ли тезис, что на детях гениев природа отдыхает?
- Бесспорно, у высоко интеллектуальных родителей велика вероятность рождения умных детей. Общая картина такова: всегда есть стремление экстремума к середине, срабатывает генетическая тенденция к усреднению. То есть, если родители чрезвычайно умные или чрезвычайно высокие, то ребенок тоже будет умным или высоким. Но все же не таким умным и не таким высоким, как родители.
- "Все величайшее в великих - от матери, - говорил Ницше. - Отец - всегда только случайность". Поспорим или согласимся?
- Скорее, согласимся. В психологии есть такое понятие: "материнский эффект". В нашем институте было проведено исследование и показано, что большее влияние на интеллект ребенка оказывает тот родитель, который эмоционально ближе. Поскольку в наших семьях традиционно мать оказывается ближе всех к ребенку - и к девочке, и к мальчику - интеллект в большей степени передается от матери, чем от других членов семьи.
- Скажите, не обсуждается ли в научных кругах хотя бы теоретическая возможность активизировать работу мозга, проще говоря, "продвигать" обычного человека в направлении гениальности?
- Я думаю, существует принципиальная возможность научным путем влиять на эффективность работы мозга и повышение интеллектуальных показателей. Сейчас близится к завершению программа по расшифровке генома человека. Хотя сама по себе расшифровка генома недостаточна. Да, геном в значительной степени обеспечивает формирование конкретного человека - но как, каким образом, через какие механизмы можно на него влиять? Пока ответа нет.

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота

Эта формула приписывается великому американскому изобретателю Томасу Эдисону (1847–1931).

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

21 апреля 1893 года калифорнийская «Riverside Daily Press» цитировала слова Санборн: «Гений – это вдохновение, талант и пот».

Формула с процентами появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда». В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот».

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл».

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Во Франции определение гения дал естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон: «Гений всего только бо́льшая способность к терпению» (согласно очерку Эро де Сешеля «Визит к Бюффону», 1785). В переводе Н. М. Карамзина (1798): «Гений, или творческая сила, есть не что иное, как терпение в превосходной степени. В самом деле, надобно иметь терпение, чтобы долго смотреть на предмет со всех сторон; смотрев долго, наконец понимаем его».

Обычно это изречение цитируется в форме «Гений – это долгое терпение» («Le génie est une long patience»).

Обратную формулу предложил Поль Валери в стихотворении «Контур змея» (1922):

Гений! О долгое нетерпение!

Согласно английскому историку Томасу Карлейлю, «гений» – это «прежде всего необыкновенная способность переносить тяготы» («История Фридриха II Пруского», кн. IV (1864), гл. 3). Это определение, широко известное в странах английского языка, можно считать вариацией формулы Бюффона.

Бюффоновская «бо́льшая способность к терпению» приводит на мысль слова пушкинского Сальери:

Усильным, напряженным постоянством,

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

И его же недоуменный вопрос, обращенный к небесам:

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

Что нужно, чтобы уметь хорошо рисовать? Все ли могут красиво петь? Нужны ли способности для того, чтобы нормально играть на музыкальных инструментах?

Такие вопросы волнуют многих людей, которые хотят развить в себе ту или иную способность, но беспокоятся о том, что у них ничего не получится. А действительно, нужно ли обладать какими-то необычными способностями или природными особенностями развития организма или достаточно большого желания и тренировки?

Genius is one percent inspiration and ninety-nine percent perspiration.
Thomas A. Edison

Буквальный перевод: Гениальность - это 1 процент вдохновения и 99 процентов потения.

Ну и потом Вам наверно знакома фраза: Талант - это 10 процентов одаренности и 90 процентов труда

Так что вывод напрашивается сам собой - каждый может рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, говорить на иностранных языках. В общем, может всё, что действительно захочет.

Большое желание - это хорошая мотивация. Примерно такая же, как жизненная необходимость. Ведь если Вы знаете, что Вам очень нужно в туалет, Вам никакие препятствия будут нипочем. Также и с желанием.

Ну а что касается физических данных, то, конечно, они играют свою роль. Однажды слышала от одной преподавательницы по классу фортепиано, что у нее есть ученица с «прекрасным аппаратом» или вроде того. То есть хорошие физические данные, но - увы и ах! - нет желания заниматься.

Касательно музыки можно сказать вот что: каждый среднестатистический человек может научиться играть на любом инструменте . Это вывод не только мой, но и тех людей, с которыми я обсуждала вопросы обучения музыке (для меня эти люди, конечно, авторитетны).

То же самое касается и пения. Казалось бы - музыкальный слух и голос либо есть, либо нет. Это не так, слух и голос можно развить. То же самое с живописью. Знание технических приемов и моторическая память делают чудеса.

И все эти чудеса основаны на особенностях работы Вашего мозга . Вы ведь не будете спорить о том, что, чем больше занимаешься чем-либо, чем чаще тренируешься, тем проще и лучше получается то или иное действие?

Регулярные тренировки в музицировании, живописи, пении принесут успех.

А что насчет наставника, учителя? Это важный вопрос в обучении. Конечно, необходимо найти хорошего преподавателя, который не только сам умеет петь/рисовать/играть, но и может научить. Помимо педагогического таланта и собственно умения он должен понимать и уметь объяснить при необходимости, на каких принципах строится то или иное действие/явление (например, как ухо воспринимает звук, что такое звук и т.п.)

Хороший учитель (в любой области) значительно ускорит путь своего ученика (который сам имеет желание заниматься и достичь определенного уровня), а вот плохой может и отбить всё желание или внушить ученику, что он ни на что неспособен (это, пожалуй, самое страшное).

Так что вывод, опять-таки, очевиден: талант достаточно условен, успех определяется работоспособностью, знанием технических приемов и обладанием навыками. Желание, цель и вложенный труд определяют 90 процентов успеха. Согласитесь, это немало с учетом того, что многим такие навыки, умения нужны «для души», а не для профессионального использования. Поэтому достигнув даже 50 процентов успеха Вы можете, помимо удовлетворения собственного желания, стать самым талантливым и ярким человеком в своем окружении.

Please enable JavaScript to view the

Нередко фраза цитируется по фильму «Золотой теленок» (1968): «…Нас ждут великие дела».

В усеченном виде этот оборот встречается в главе 18 «Золотого теленка»:

«Ровно в девять часов такой человек входит в учрежденческий вестибюль и, полный благих намерений, заносит ножку на первую ступень лестницы. Его ждут великие дела. Он назначил у себя в кабинете восемь важных рандеву, два широких заседания и одно узкое».

Далеко не каждый советский читатель знал происхождение этой фразы. В повести Виктора Конецкого «Начало конца комедии» (1978) читаем:

«На каютной переборке в ногах койки у Сережи – как крест у ожидающего воскресения православного покойника – изображено красным фломастером изречение: “Вставайте, граф! Вас ждут великие дела! С. Экзюпери”».

Сережа не ошибался только в одном: фраза действительно французская. Считается, что она принадлежит графу Анри де Сен-Симону, знаменитому социалисту-утописту. Сен-симонист Гюстав д’Эйхталь в очерке «О жизни и характере Сен-Симона» (1830) сообщает:

«Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» – такими словами он, в возрасте семнадцати лет, велел будить себя каждое утро.

Позднее нередко утверждалось, что этими словами Сен-Симон велел будить себя не в 17, а уже в 15 лет.

В энциклопедическом издании «Универсальное обозрение» («Revue universelle», 1832, т. 4, статья «Сен-симонизм») об этом рассказано чуть иначе:

Его слуги и домочадцы начали видеть в нем нового Мессию и настояли, чтобы каждое утро он, вставая с постели и беря чашку кофе или шоколада, повторял: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!»

Французский историк Максим Леруа, автор «Истинной жизни графа Анри де Сен-Симона» (1925), считал эту историю легендой. Анатолий Левандовский, автор советской биографии Сен-Симона (1973), с Леруа не согласен: «Вряд ли нужен подобный скепсис». Однако единственное его возражение сводится к тому, что эта фраза «вполне в духе Анри Сен-Симона». Возражение крайне слабое.

Историческая фраза Сен-Симона – была она сказана или нет – восходит к античности. В трактате Плутарха «К непросвещенному властителю» рассказывалось:

У персидского царя был слуга, обязанностью которого было по утрам входить к нему и обращаться с такими словами: «Вставай, царь, и позаботься о делах, о которых велел тебе заботиться великий Оромазд!»

(Перевод А. Аверинцева)

Оромазд – греческая форма имени «Ахурамазда»; так именовали верховного бога зороастрийского пантеона.

Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота

Эта формула приписывается великому американскому изобретателю Томасу Эдисону (1847–1931).

Однако ее ранняя версия, без точного соотношения ингредиентов, связывалась с именем не Эдисона, а Кейт Санборн (1839–1917). Санборн объездила всю Америку, читая лекции на различные, прежде всего литературные темы. 4 декабря 1892 года газета «Springfield Republican» (штат Массачусетс) писала:

Считается, что именно Кейт Санборн сказала, что «талант – это пот». Эта мысль высказывалась очень часто, и почти в тех же самых словах. Обычно говорят, что «гений это скорее пот, чем вдохновение» (букв. «…скорее потение, чем вдохновение» – «perspiration more than inspiration»).

21 апреля 1893 года калифорнийская «Riverside Daily Press» цитировала слова Санборн: «Гений – это вдохновение, талант и пот».

Формула с процентами появилась в апрельском номере журнала «The Ladies’ Home Journal» за 1898 год:

Однажды, когда его попросили дать определение гения, мистер Эдисон ответил: «Два процента гения и девяносто восемь процентов тяжелого труда». В другой раз, в ответ на замечание, что гений – это вдохновение, он сказал: «Ба! гений – не вдохновение. Гений – это пот».

Насколько это сообщение достоверно, судить трудно; однако настораживает, что появилось оно в журнале для домохозяек.

В самом начале XX века приписанная Эдисону формула гения была исправлена: теперь соотношение вдохновения и пота составляло 1 к 99.

В 1910 году, еще при жизни Эдисона, вышла его двухтомная биография написанная Ф. Л. Дайером и Т. К. Мартином. Здесь говорилось:

Объяснение своих великих успехов «гением» Эдисон всегда отвергал, что видно из его исторического замечания, что «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Кроме того, много лет назад, когда Эдисон в своей лаборатории беседовал с [Ч. У.] Батчелором и Э. Х. Джонсоном, этот последний упомянул о гении Эдисона, заметном в некоторых его достижениях; Эдисон возразил: «Вздор! Я говорю вам, что гений – это тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл».

Всего вероятнее, «историческое замечание» было лишь приписано Эдисону журналистами, а биографы узаконили его задним числом. Гораздо достовернее выглядит формула «тяжелый труд, настойчивость и здравый смысл». Именно таков был метод работы Эдисона.

Никола Тесла, другой великий изобретатель, начинавший как ассистент Эдисона, заметил не без иронии: «Чуть-чуть теории и расчетов сэкономило бы ему 90 процентов труда» (интервью в «Нью-Йорк таймс», 1931).

Во Франции определение гения дал естествоиспытатель Жорж Луи Бюффон: «Гений всего только бо́льшая способность к терпению» (согласно очерку Эро де Сешеля «Визит к Бюффону», 1785). В переводе Н. М. Карамзина (1798): «Гений, или творческая сила, есть не что иное, как терпение в превосходной степени. В самом деле, надобно иметь терпение, чтобы долго смотреть на предмет со всех сторон; смотрев долго, наконец понимаем его».