Где сердце твое там и сокровище. «Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»

В воскресенье перед началом Великого Поста в церкви будем слышать отрывок из Евангелия от Матфея: « Е сли вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,14-21).

Уже пророк Исаия сочетает настоящий смысл поста с прощением: «„ Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся » (Ис.58,3-7).

Поэтому перед началом Великого Поста Иисус подчеркивает нам суть прощения: « Е сли не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших ». Это единственный комментарий к молитве «Отче наш» прощать.

Кто-то сделает нам зло, очернит нас, что-то украдет или сделает нам подлость и с этого зла возникнет ранение – по вине ближнего. Он мог сделать это сознательно или несознательно. Наша реакция на то, что нас обидели, является плохой ненависть или жалость к себе. Когда примем эту политику, которую «ветхий человек» (наша нарушенная природа) принимает автоматически, наступает соединение с этим злом и мы запутываемся дальше и дальше, как в сети паука. Какие мы глупые! Наша реакция должна быть такой: «Хорошо, этот человек причинил мне боль. Это сделал или несознательно (а это часто случается и мне – сколько раз я сам хотел добра, а причинил зло) тогда я ему прощаю. Или сделал сознательно, и даже если это было действительно сознательно, Бог это допустил как некое очищение для меня. Поэтому за это благодарю и прощаю этому человеку». Конечно, надо быть осторожным, а не сразу же с преувеличением выявлять это ближнему. Я должен иметь внутреннюю позицию прощения, чтобы быть свободным: «Бог это допустил, я осознаю также свою вину и принимаю это за то, и за то, и за то...». Если ближний сделал это даже со злобой и с полным осознанием, то я понимаю, что дьявол его обманул, потому что он слушал его уже раньше, и теперь на таком этапе, когда сознательно делает зло. Бог это допустил, что он причинил мне страдания, но и его душа в глубине стремится найти помощь, потому что она находится на пути к гибели. Поэтому я ему прощаю и знаю, что страдание, которое он мне причиняет, есть для меня шансом к святости и героизму.

Однако человек вместо прощения и благодарности часто питает ненависть, обиду и месть. Если в этом остается, дьявол смеется, потому что в этом состоянии на него действует проклятие.

Но вернемся к прощению. Условие прощения заключается в том, что человек сам идет к свету, выходит из ненависти, эгоизма, эгоцентризма и делает шаг веры, осознавая: «Источником зла является не тот человек, который мне причинил боль, он была лишь медиумом зла, и я также часто был инструментом зла, произвола и различных других грехов. Если Бог мне прощает, то и я должен простить, чтобы Бог простил мне и в будущем!» А это главная вещь в нашем отношении к Иисусу и настоящая мудрость, потому что мы молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

« К огда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою » (Мт.6,16)

«Ветхий человек», то есть наша нарушенная природа, стремится к признанию. Чего я хочу? Ведь Бог меня видит! Играть святого, чтобы кто-то меня уважал и поклонялся как святому? Хорошо, но стань святым! Тогда не будешь вынужден его играть. Будь им, но в скрытости, Бог это видит. Для чего это делать перед людьми? «Уже получили свою награду». Какую я хочу награду? Награду от людей, которые будут меня в глаза хвалить, а за спиной будут оговаривать, и еще добавят то, что не является правдой? Когда человек заботится о человеческой похвале, закончит в депрессии.

« С обирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше » (Мф. 6,20-21).

Мы должны иметь свое сокровище в небе, а нашим самым большим сокровищем должен быть сам Иисус. Если это так, то мы действительно ставим Его на первое место в своей жизни. Он является самым ценным сокровищем, в Нем – все наши сокровища. В Нем есть полнота мудрости и знания, как говорит слово Божие. В Нем есть жизнь вечная. «Имеющий Сына – имеет жизнь вечную; не имеющий Сына Божия – не имеет жизни» . А где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Подведи итог

Поэтому полезно подвести итог: Где твое сокровище и что является твоим сокровищем? Что или кто? Или это твое «эго», вокруг которого ты крутишься и предаешь Христа, или это какое-то мечтание, стремление? Что является твоим сокровищем? Если не знаешь, что является твоим сокровищем, то где тогда твое сердце? Что для тебя имеет наибольшую ценность? Что или кто это? Или это какая-то вещь, мечта, человек, или это Иисус? Если это Он, то тогда в Нем получишь все. Если это суета, которая пройдет, то все потеряешь. В конце концов, что такое человеческая жизнь? Каждый из нас когда-то был на похоронах. Что из этого всего останется? Два метра земли. Все здесь, на земле, есть суета сует, ни копейки не заберем в вечность. Какие запасы хотим накапливать? Какие мы глупые!

Что главное в жизни? Чтобы мы спасли свою душу и собирали себе сокровища в небе. Сколько до сих пор я имею там этих сокровищ? Мы не можем быть ленивыми, но надо собирать себе сокровища там, где никто их от нас не отнимет. А как? Что является теми сокровищами в небе? Это шаги нашей веры.

Десятина времени

Как хорошо использовать время Великого Поста – это драгоценное время, которое является центром всего года? Что делать, чтобы в нас произошло изменение? Давать Богу десятину времени. Если кто-то не может это реализовать каждый день, то хотя бы в среду и пятницу дать Богу десятину времени. Что это значит? «Войди в свою комнату, закрой за собой дверь и говори со своим Небесным Отцом» (Мф. 6,6). Во время Великого Поста мы должны размышлять, прежде всего, о страданиях Иисуса. Можете молиться «Крестный путь» или «7 последних слов Иисуса с креста». Во время Великого Поста Бог зовет нас под крест, чтобы мы смотрели Иисусу в лицо, посмотрели Ему в глаза – это университет любви. Свой взгляд мы должны направить на Иисуса распятого. Опять осознать, что Он есть Бог, Он умер за мои грехи! Что Он за меня вытерпел, что Он для меня сделал! А что я делаю для Него? Он сделал максимум, а я так мало! Осознаю, как Его бичевали, венчали терном, распинали. Это все было ради меня. Так возлюбил Бог мир – меня, что отдал Сына Своего Единородного...

Десятину времени для Бога надо использовать для внутренней молитвы, где полностью открываемся перед Иисусом, и где одновременно отдаем Ему все свое богатство и так становимся нищими духом. Когда наш дух нищий и свободный от всего богатства, это помогает нам жить по вере. Только тот, кто бедный, может жить в зависимости от Иисуса, жить Его жизнью послушания и зависимости от Небесного Отца.

Десятину времени можем использовать на изучение слова Божия, или на миссии – свидетельствовать об Иисусе. Но и во время миссии надо хотя бы один час в день проводить в молитве с Иисусом. Он Сам говорит: «Не могли вы один час бодрствовать со Мною?». И в молитве необходимо реализовать слово – «отвергнись себя самого». Когда человек ленив и не победит внутреннее рассеяние, то может и целый час на молитве мечтать, но это не имеет смысла. Каждая молитва является борьбой с рассеянием, с собой, борьбой с духами, которые не хотят, чтобы человек получил опыт с живым Богом, чтобы испытал настоящую свободу и настоящее счастье, чтобы полностью отдался Богу. На молитве нужно не только произносить Его имя, но и соединяться с Иисусом, полностью Ему отдаваться, и каждый день сознательно, хотя бы одну минуту, в молитве по-настоящему любить Его. Посмотри на свою жизнь взглядом покаяния и в смирении стань перед Богом.

Пост

Итак, мы начинаем этап Великого Поста, во время которого хотим сделать нашу христианскую жизнь более интенсивной. Это не означает, что 40 дней не будем ничего есть. Конечно, хорошо было бы сделать что-то с едой и сладостями. Мы должны поститься. Иисус также постился. Но люди иногда думают, что святость заключается в том, что человек выглядит как труп – сама кожа и кости. Но это не означает, что такой человек святой. И язычники, йоги, постятся, но чтобы открыться духу темноты. Пост, который является в согласии с Божьей волей, побуждает к более глубокой духовной чуткости. Хорошо, если при этом человек имеет время на молитву и размышляет над Божьим словом. Постные «подвиги» очень опасны. Лучше, если человек постоянно постится в среду и пятницу, или по возможности и в понедельник, и научится дисциплины в пище, чтобы не быть капризным, привередливым, но есть здоровую пищу, скромную, а не какие-то дорогие деликатесы. Это лучше, чем какие-то экстремы. В Божьем слове ясно написано, что Царство Божие не в еде и питье. Полезно поститься, но надо иметь в этом определенный порядок. Когда вы находитесь в психологическом стрессе или во время физической перегрузки, нет смысла делать постные подвиги. Это закончилось бы взрывом во взаимных отношениях. Вы или поссорились бы со своей женой (мужем) или кричали бы на детей. Для поста необходимы определенные условия, мы должны сочетать его с размышлениями об основных истинах веры. Традиция Церкви такова, что в среду и пятницу люди постятся в течение целого года. Во время Великого Поста каждый пытается сделать дополнительное постановление. Уже несколько лет мы имеем опыт с ритмом поста, который человек может продолжать в течение всего года. Речь идет о посте три с половиной дня в неделю (ср. Откр. 11). Во время такого поста человек ничего не ест, только пьет воду. Постится с вечера воскресенья до вечера понедельника – 24 часа; от вечера вторника до вечера среды – 24 часа; с вечера четверга до утра субботы – 36 часов. Вместе это составляет 3,5 дня поста в неделю. Воскресенье является днем Христова воскресения, поэтому согласно древней традиции в воскресенье не постятся.

Кроме физического поста, есть и пост духовный : полезно поститься от бесполезных и даже вредных информаций. Это требует дисциплины глаз и дисциплины мышления. На наше мышление влияют СМИ, билборды , разговоры с людьми, которые думают только о земных и бесполезных вещах, а о самых важных вещах, таких как смерть не говорят, и даже не думают. Божий суд и вечность. Есть люди, которые во время поста выключают телевизор и все это время его не смотрят.

Дети, когда начинался период Великого Поста, делали себе на целый пост программу под названием «Цветная жизнь». За каждый выполненный пункт ежедневно раскрасили одну клетку. Когда задачу не выполнили, клетка оставалась пустой.

1) Борьба с ленью – когда мама будит, надо победить лень и встать.

2) Борьба с лакомством – отказаться от конфеты или оставить себе ее, например, на воскресенье.

3) Бороться с интересом – во время поста не смотреть телевизор, ограничить использование мобильных телефонов, интернета...

4) Ежедневно сделать доброе дело, кому-то помочь.

5) Молитва – в течение дня помолиться остановки (9:00, 12:00, 15:00, 18:00, 21:00), Святой час, четки...

6) Извиняться, если кому-то сказал плохое слово...

Ежедневно сделать что-то для Иисуса

Такое постановление может сделать каждый. Оно служит для того, чтобы человек тренировал свою волю. Делать для Иисуса хотя бы какие-то конкретные маленькие шаги, как дети. Дать себе конкретное постановление, или обновить свои добрые привычки. Каждый день можем приносить Господу малые усмирения, извиниться (даже если человеку этого не хочется), быть терпеливым, делать небольшие жертвы, победить некое чувство, жалость к себе, горечь, гнев, желание кого-то поругать... Тренироваться в практической любви к ближнему, то есть сносить недостатки ближних, бороться с критическими и гордыми мыслями, а также учиться на молитве принимать ближнего в повиновении – так, как молимся в молитве св. Ефрема: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего (сестру)». «Ветхий человек» в нас имеет особую норму: виноватым является кто-то другой, а я – никогда. Имеет и свои законы: «Бревно есть в глазу ближнего, а в моем – никогда». Такая система есть в нас, а человек ее не распознает, пока не начнет предпринимать конкретные шаги против этой системы зла, которая держит ближнего и меня. «Ветхий человек» постоянно хочет, чтобы ближний уже наконец поучился и чтобы уже был хорошим (ведь ему уже столько раз об этом говорилось!), но он до сих пор таковым не является... Но я должен начать от себя, а не хотеть, чтобы начал ближний.

Часто мы делаем себе хорошие постановления, сделаем себе план на весь период поста, с рвением начнем, а на второй день – конец. Поэтому полезно сделать себе план на одну неделю, а потом его продолжать на следующей неделе, или изменить его, дополнить. Можете сделать себе табличку на время Великого Поста, как дети, и обозначать себе: «Господи, это я сделал(а) во время этого поста из любви к Тебе. Хотя бы мелочь, но для Тебя».

Каждый день одно самоотречение

Теперь очень важное время. Что можем делать в этой борьбе? Можем молиться и приносить Господу ежедневно маленькие жертвы. Иисус говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» . Отвергнись себя – такое постановление можем сделать себе все. В конкретной ситуации остановиться: «Господи, теперь я отрекаюсь себя». Например, хочу куда-то посмотреть – «Стоп, это любопытство, это вредит! Мне этого не нужно!» Как надо уметь отречься себя! Это момент, когда человек что-то хочет, но вместо этого сделает шаг веры – самоотречение. А в этом самоотречении кроется победа. Это момент, когда есть шанс победить свою волю, а тогда радуюсь, что победил себя, а также имею из этого пользу. Человек, который не научится побеждать себя, имеет одни проблемы, жалости к себе и депрессии.

Когда придет какое-то уныние, снова надо применить Иисусово слово: «Отвергнись себя», отдай Господу эту проблему, не оставайся в ней!

Н аступил уже час пробудиться от сна, ибо ныне ближе к нам спасение !

« Н аступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света » (Рим. 13,11-12).

За св. Августина его мать Моника молилась много лет. Говорила ему, чтобы каялся, но грех был сильнее. Хотя он читал Писание, Жития святых и все теоретически знал, но был не в силах сделать этот решающий шаг обращения. Его мать не могла ничего сделать до тех пор, пока Бог не дал ему этой благодати. Однажды он ходил по саду, держа Писание, и услышал голос: «Возьми и читай!». Он открыл и начал читать: «Н аступил уже час пробудиться нам от сна, ибо ныне ближе к нам спасение ...». Он воскликнул: «Но я не могу!» Вдруг услышал голос: «Могли мужчины, могли женщины, почему б не ты, Августин?» . Тогда из всей души он вскрикнул: «Господи!» , и сделал шаг веры. Это был тот момент самоотречения. Поэтому во время поста мы должны учиться делать самоотречения в мелочах. А за эти малые самоотречения Бог дает великую милость.

Перед нами 40-дневной постный марафон. Полезно сделать себе постановления: делать малые вещи, которые бы вели нас к тому, чтобы с новым духом мы могли пережить на себе силу Христова воскресения в нашей жизни. Получить опыт, что Он жив! Живет во мне Христос! Осознать, что вместе с Ним мы воскресли, и чтобы получить личный опыт, что Дух Того, Кто воскресил Иисуса, живет в нас.

Собирай сокровища в небе – и не только для себя. Веди борьбу за весь народ. Ежедневно сделай хотя бы одно малое самоотречение из любви к Иисусу и для спасения своей души и душ ближних.

...шрам не болел уже девятнадцать лет. Всё было хорошо.

Доктор Морган вышел из палаты и огляделся. На жёстких больничных стульях справа по коридору печально ютилась тощая седеющая блондинка в аккуратной шляпке с вуалью. Док подошёл.

– Миссис Эванс? – Она подняла голову. Тускнеющие серо-зелёные глаза, окружённые мелкими морщинками, вцепились в него с обыкновенной для родственников пациента мольбой, но Морган всё равно вздрогнул.

– Мисс, – поправила его Петунья. – Я не замужем. – Доктор зачем-то почесал левой рукой нос. Наверное, решил, что она флиртует с ним, и посчитал нужным продемонстрировать массивное золотое кольцо на безымянном пальце. Она поторопила. – Так что?..

– Да, – кивнул доктор и потёр ладони друг о друга. Новости были неприятными. – Мисс Эванс, вы ведь были и в других больницах, верно? – Она кивнула, док заглянул в карту. – В Америке, Швейцарии, Израиле...

– Везде нам отказывали, – теряя самообладание, прервала его Тунья. – Вы – моя последняя надежда, доктор! Если не сможете вы, не сможет никто. – Она откинула вуальку и вперила в мужчину истерзанные слезами глаза.

Морган устало вздохнул и сел рядом.

– Мисс Эванс, у вашего племянника серьёзное психическое расстройство. Он не осознает, где находится, он живёт в мире иллюзий, и это не метафора. – Морган облизнул губы и взял несчастную женщину за тонкую руку. – Ни одно из известных медицине психических заболеваний не походит на это. Он будто бы болен всем сразу, и мы не можем сказать, почему. Мы не знаем, что с ним. – Петунья отняла руку и вцепилась в сумочку.

– Не знаете? – Она медленно встала. Высокая, тонкая, когда-то давно, наверное, красивая. – Вы же врачи, – в её голосе узнавались знакомые нотки женской истерики. Док приготовился к крику, но она не кричала. – Вы же спасаете людей от неминуемой смерти, но не можете помочь потерявшемуся человеку найти себя? – Её тихий говор сошёл через шёпот в немой упрёк. Её затрясло. – У меня погиб единственный сын, муж ушёл от меня, друзья отказались иметь со мной дело, и Гарри, сын моей сестры, моей Лили, погибшей вместе с мужем, когда их сыну не было и двух лет, – единственный оставшийся у меня родной человек! – захлёбываясь горем, проговорила она. – Пожалуйста. – Петунья внезапно рухнула на колени, молитвенно сложа руки у сердца. – Пожалуйста... – Док попытался поднять женщину, но безуспешно – она потеряла сознание.

– Сестра, воды! – Последнее, что она услышала сквозь накатившую темноту.

Петунья нервозно постукивала пальцем по кромке гранёного стакана с валерианой, сидя в кабинете главврача лечебницы.

– Так вы... – Она глубоко вздохнула. – Так вы попробуете?

– Мы можем попытаться, мисс Эванс, но ничего не обещаем. Его болезнь – новая, неизвестная, единичная. Других таких случаев мы не знаем. Лечить мистера Поттера лекарствами от шизофрении – возможно, не самая лучшая идея, но пока что единственная. – Толстый лысеющий господин в белоснежном халате, похожий на моржа, вращал в руках маленькие песочные часы и не смотрел в глаза обессилевшей женщине.

– Я согласна. – Она извлекла из ридикюля ручку. – Где подписать? – Из ящика стола белым голубем надежды вылетела бумага – смертный приговор или спасение. Дрожащей рукой она расписалась. Доктор кивнул, и в его усах промелькнула жуткая улыбка живодёра, которому дали ещё одну лабораторную крысу.

Тунью передёрнуло. Она поднялась и чуть пошатнулась, сестра придержала её за локоть, но женщина отмахнулась.

– Могу я его увидеть? – Морж невнятно дёрнул бровями так, что очки съехали по носу.

– Конечно, конечно. Пока мы не начали лечение, вы можете повидаться с племянником.

– А потом?.. – насторожилась она.

– Политика лечебницы не позволяет родственникам видеться с больными во время приёма лекарств, – встряла до того молчащая сестра. – Это может нарушить действие препаратов. – Главврач кивнул, подтверждая слова сотрудницы.

– Ладно, это не так уж важно, – раздражённо согласилась она. – Тогда до свидания.

Её проводили в палату Гарри. Он сидел в кресле в ужасной больничной робе, глядя в туман за своим окном. Он совсем отощал, отказываясь от еды, и в свои тридцать шесть лет всё ещё казался подростком.

– Гарри, – позвала она, подходя ближе. Он повернулся. Копия Джеймса смотрела на неё глазами Лили.

– Флёр, я не знаю, куда ушла Мари-Виктуар, честное слово! – Тунья сглотнула слёзы.

– Я уже нашла её, не волнуйся. – Он просиял и вновь обернулся к окну.

– Такое чудесное утро для Лондона, верно? – Она встала рядом с ним и с интересом вгляделась в промозглый столичный день.

– Правда, мой дорогой, правда.

– Я волнуюсь за Альбуса, – сказал он уже будто бы другому человеку. – Каким будет его жизнь в Хогвартсе? – Поттер запрокинул голову, пересекаясь с тётей взглядом. У неё по щеке покатилась слеза. – Ну-ну, Джинни, не плачь! – Гарри протянул к ней руку и смахнул солёную каплю.

– Не буду, милый. – Она взъерошила племяннику волосы, он довольно зажмурился. Из-под чёрных лохм выглянул шрам в виде молнии. Тунья нагнулась и поцеловала своего мальчика в эту жуткую отметину. – Мне нужно отойти на минутку, Гарри, ты не против? – Он покачал головой, вновь безучастно уставившись в серую дымку осени.

– Только вернись.

– Обязательно, – шепнула она, остановившись на секунду у двери.

Она ненавидела Лондон. Ненавидела, ненавидела, ненавидела.
Ненавидела суетных прохожих, сгустившийся влажный воздух, запах выхлопных газов и вонь существования без намёка на жизнь.

Петунья вышла из лечебницы и двинулась к ближайшему метро. Ей было дурно. У неё не оставалось больше сил и надежды, она вся истощилась. Она жила одной лишь любовью. Но и на неё сил уже почти не хватало.

Всё чаще она вспоминала, как погиб её сын. Как Гарри убил его. Как Вернон ушёл, когда она встала на защиту больного мальчика вместо того, чтобы отдать его в психушку и забыться горем по их бедному Дадли.

Он не был виноват. Никто не был виноват.

Она остановилась посреди пустынной улицы и заплакала, закрыв лицо руками.

– Что же мне делать, Лили? – воззвала она к духу умершей сестры и не ожидала услышать ответа.

– Тунья... – Она вздрогнула. По спине прошли мурашки, женщина огляделась в поисках позвавшего. Никого.

– Верно, мне почудилось, – уверила она саму себя, чувствуя, как внутренности завязались в узел от волнения. Она пошла дальше и повернула в сторону Кингс-Кросс – ей нужно было на поезд до Коукворта.

Вокзал как обычно тонул в визгах, прощальном плаче, запахе дыма и мазута, в радости и в горе. Петунья Эванс шла поверх этого гама через мостик к поездам ближнего следования. Посреди это тонкой перемычки она остановилась и оглядела закопчённое здание вокзала, словно полководец войско перед боем.

– Платформа 9 и 3/4, – прошептала Тунья и зажмурилась. Ей живо представился тот спор с родителями, когда она отказалась провожать Лили на поезд. Отказалась все семь раз...

– Тунья, но ведь вы не увидитесь полгода!

– Ну и хорошо! Полгода мне не придется сгорать от стыда! – кричала она в лицо матери, наплевав, что эти вопли может услышать и Лил.

– Она же твоя сестра, Тунья, как можно?..

– Она мне не сестра! Она – уродка! Знать её не хочу!

– Прости меня, Лили, – шепнула она, выпустив облачко пара, роняя на металлический поручень горячие слёзы.

– Конечно, прощаю, – ответил такой знакомый и любимый голос сестры. Она обернулась. Лили, такая, какой она запомнила её на всю жизнь, стояла по ту сторону редкого потока людей. – Конечно, я прощаю тебя, сестрёнка, прощаю. – Лил улыбнулась и протянула к ней руки. Тунья неуверенно шагнула к наваждению. Копна рыжих волос так живо трепетала на воздухе, тёплая улыбка сияла так по-настоящему, кожа должна была согреть своим прикосновением.

– Но как? – засомневалась она. Лили рассмеялась.

– Пойдём. – Она махнула рукой. – Весь этот кошмар происходит в твоей голове. Всё это – ненастоящее.

Тонкие губы Петуньи дёрнулись в улыбке.

– А как же Гарри?

– Он уйдёт с нами, – пообещала сестра и вновь протянула к ней руки. – Пойдём со мной. Ты будешь счастлива, Тунья, я обещаю тебе. Я клянусь. – Она поверила.
Шагнув вперёд, она схватила тёплые и нежные руки младшей сестры, не узнав в них холодного металла поручня. Лил потянула её наверх, уходя по невидимой лестнице, и Петунья шла за ней.

– Женщина, что вы делаете? – вскричал в ужасе замученный бухгалтер прогоревшей компании, когда на его глазах худощавая дама взобралась на поручень мостика. – Женщина! – Но было поздно.

Она шагнула вверх и на мгновение застыла, но потом камнем упала вниз. Петунью Эванс снёс прибывший скорый поезд до Коукворта.

Гарри Поттер развернулся, чтобы вместе с женой и друзьями покинуть душный мир маггловского Лондона, но вдруг что-то стиснуло ему грудь. Он задыхался, но нехватка воздуха была сладка.

Он помнил, как так же задыхался от любви к Джинневре, когда они выкрадывали у суеты короткие счастливые моменты.

Гарри обернулся к друзьям, но вместо перрона увидел лишь белую стену какой-то комнаты, похожей на палату в больнице. Со стула, отложив журнал, поднялась угрюмая сиделка в белом колпаке. Мальчик-который-выжил внезапно осознал, что умирает.

– Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, – прошептал он, блаженно закрыв глаза, явственно видя протянутые к нему руки матери.

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет. 5:8).

Враг внимательно следит за нами, он знает наши слабости. Он пришел для того, чтобы украсть, убить и погубить. И есть духи, которые сделают все для того, чтобы тебя обворовать. Они знают, как это сделать, у них тысячелетний опыт взаимодействия с человеком. Они знают, как человека ввести в такое состояние, чтобы можно было у него что-то украсть. Когда враг крадет, он потом внимательно присматривается, как человек на это смотрит. Если человек говорит: «Да и нехай!» – он будет еще воровать. И это неправильное отношение к финансам, потому что стоит только чуть-чуть приоткрыть дверь, и он залезет туда весь и еще с собой приведет, чтобы обворовать тебя полностью. Позволишь украсть ему какую-то мелочь – он начинает-то с малого – и он потихонечку начинает у тебя воровать то одно, то другое. Ты машешь на все рукой, а на самом деле даже и не знаешь, что дверь еще чуть-чуть шире сделал. Махнул опять рукой – снова дверь приоткрылась. И можно уже пролезать – им много не надо. И так все больше и больше враг обворовывает.

И происходит это потому, что есть непочтение к тем финансам и благословениям, которые дает Господь. А что такое благословения финансовые? Я бы поставила здесь знак равенства и сказала, что это жизнь, потому что финансовое благословение помогает нам не просто выжить, оно помогает нам жить. Если есть такой порядок на земле, есть финансы, деньги, есть система: ты работаешь, зарабатываешь, получаешь за это деньги – это Господь тебя благословляет, Он выделяет тебе, потому что Он стоит над всем этим. И Он по милости Своей выделяет тебе некоторую часть, которая тебе необходима.

Если есть почтение, благодарность, если есть уважение к своему труду, потому что чтобы эти деньги иметь, ты уже заплатил цену под названием твоя жизнь, потому что ты работаешь, ты трудишься, а на это уходит время. Что такое время для нас? Это жизнь, потому что наша жизнь состоит из времени. У нас есть определенный временной отрезок, который мы можем находиться здесь, на земле. Наша жизнь на этом не заканчивается, но здесь нам дано время, и оно не безгранично, оно имеет начало и имеет конец.

И поэтому когда мы относимся неуважительно к финансам, мы относимся неуважительно к Тому, Кто нам их дает. Если мы говорим, что это ничто, значит, мы не уважаем Того, Кто нам их дал. Мы говорим в таком случае: «Бог дает вообще ничто». Если Он дает ничто, значит, Он сделал такой выбор, и у Него в голове ничто. Если мы не уважаем эти финансы, приходящие к нам от Бога, не благодарим Его, не относимся с уважением, то это говорит о том, что мы Бога считаем глупцом, как минимум. Важно понять, что финансы – это то, что приходит от Господа. И хорошо относиться к ним с уважением и почтением, научиться распоряжаться этими финансами мудро.

Без покаяния здесь не обойдется. Невозможно изменить все одним только решением: «Вчера я поступала неправильно, а завтра утром я проснусь и начну поступать правильно». Это значит – идти без креста. Невозможно без креста пойти и распоряжаться своими финансами: сразу придут те, кто будет обворовывать, подставлять везде и всюду. Украл сегодня чуть-чуть – через год будет больше. И поэтому даже если хоть что-то пропало, исчезло, на это нужно обязательно обращать внимание.

Я обращала внимание на потери вплоть до мелочей. И Господь смотрел на мое сердце, потому что Он изменил меня до такой степени, что даже копейки я внимательно считала, и у меня прямо были такие ситуации, где можно было либо потерять какие-то копейки, либо махнуть на них рукой, сказать: «Да ну». Например, я иду и раз – у меня рубль упал. Кто-то скажет: «Буду я еще нагибаться за ним» – нет, я нагибалась, но нагибалась с таким мотивом, что если мне это дал Господь, то даже этот рубль имеет для меня значение. Это было из сердца прежде всего, потому что это почтение к тем деньгам, которые Господь дает. И даже к копейкам.

А если человек говорит: «Да, мне плевать, сколько это стоит». И дьявол сказал: «Отлично. Мой клиент. Если для тебя неважно, сколько стоит, ты мой клиент. Я тебя с удовольствием обворую». Через некоторое время вы смотрите: бац – опять денег нет. И опять денег нет. И опять нет денег. Это что ж тогда получается, что Господь, Отец Небесный, Творец всего Своим детям дает и недодает? Додает, еще как додает. Написано: «Мерою полною, утрясенною и нагнетенною». Кто-то скажет: «А у меня что-то этого нет в жизни». Нет – потому что у тебя нет отношения такого, твой кошелек дырявый. Ты можешь просить у Бога благословения, но они у тебя не будут задерживаться до тех пор, пока ты не расстанешься с этим дырявым кошельком. Если ты машешь рукой на то, что у тебя дырявый кошелек, ты не сможешь войти в свое служение, потому что финансы играют решающую роль в любом служении – это мощная сила. Это сила.

Запомните: финансы – это сила. Сила, благодаря которой Господь может прославляться. Финансы имеют значение, и нельзя относиться без уважения к тому, что дает Господь. И не деньгам поклоняться: «Ах, денежки, ко мне снова эта денежка пришла. Денежку дам». Это не денежка, это деньги. А денежка – как будто боженька, божочек такой – бусы на него повесить, свечечки поставить и молиться. А потом оказывается, что этот божочек вырос, стал мамоной. Вчера боженька, а завтра глядишь – уже и маммона. Жирный, большой такой, упитанный.

Люди очень много говорят неуважительных слов о деньгах. И в этот момент человек говорит неуважительно к тому, Кто есть Господь, Кто дал всю эту систему для человечества. Это неуважение к Его распределению, неуважение ко всему тому, что Бог предложил человечеству. Это полное неуважение к Создателю. Я бы сказала: «Да не думает такой человек быть благословением», потому что однажды он перестанет им быть, он все равно придет к тому, что сядет у разбитого корыта, и в кармане будет пусто. И я скажу, что это милость Божья в том, что он остался с пустыми карманами и с пустым кошельком – пока у него не будет почтения к финансам. Не к этим шуршащим бумажкам, не к циферкам красивым – а почтение к Господу, Который дает. Если ты веришь, что финансы Он дает, то это само собой подразумевает дальнейшее почтение и уважение к ним.

Не уважать финансы – это значит не любить свою жизнь и не любить Господа, Который дал тебе эту жизнь и дал тебе возможность жить. Потому что если человек создан Богом, Он всегда даст возможность человеку жить. Кто не верит, тот и жизни не будет иметь. Человек верующий, действительно верующий, уповающий на Господа, понимает, что Бог дал ему жизнь и даст возможность, чтобы человек жил.

Единственное только то, что жизнь – это путь, и поэтому чтобы жить, нужно выбрать правильный путь и идти по нему. А путь – это только Господь Иисус, и больше никто и ничто, потому что все остальное меркнет, все остальное ‒ это смерть, и больше ничего. Как бы это ни выглядело – это исключительно только смерть. Такой путь стоит дорого. Дорого стоит то, чтобы увидеть его, понять, разглядеть, особенно, когда перед твоими глазами множество путей, в голове роится множество всяких мыслей, и что из них правильно – понимания нет. И в такие моменты остается только Иисус и Его слово. И нужно идти. Света не видно, и кажется, что ты просто погрузился во тьму. Но удивительная вещь, вы помните, как начинается Слово?

Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:1–5).

Первый день. Первое, что сотворил Он, – это свет. Самое первое, что пришло, – это свет. Отделил Бог свет от тьмы – значит, они были смешаны когда-то, и Господь это выделил и сказал: «Это свет, а это теперь будет называться тьма». Хотя было вначале написано «тьма над бездною», но из этой тьмы Господь отделил свет. Настолько свет был рассеянный, что ничего не было видно, но Он взял и разделил полную тьму от света и дал нам свет. Написано, что вы сыны света, и вы не призваны уже ходить во тьме, а наша жизнь порой что являет? Слово говорит одно, а жизнь являет нечто другое. Хочется благословения – а не благословение, но какое-то проклятье. И это зависит от веры, безусловно, от отношений с Богом. Кто-то Богу доверяет, а кто-то нет, хотя все говорят одинаково:

– Ты знаешь Иисуса Христа?

– Да, да, я знаю Иисуса Христа.

Но есть ли вера – это можно узнать только по делам. Смотришь на жизнь одного человека – у него есть результаты, смотришь на жизнь другого – результатов нет. Но задай им двоим вопрос:

– Вы знаете Иисуса?

Ответ одинаковый:

У одного есть плоды, а у других ничего нет: пшик, пусто. Тогда получается, что же это за вера, есть ли доверие Господу? У кого-то есть, а у кого-то нет, потому что один человек идет и говорит: «Я буду верить, и нужно делать, что Господь скажет, не останавливаться». А другой говорит, что верит в Иисуса, но он останавливается, и все. Один остановился, другой идет, продолжает верить и идти, не сомневается, не допускает никаких сомнений, потому что только так можно достигнуть результата и плодов. Допустишь хоть одно крошечное сомнение – и дьявол уведет тебя в сторону. Один градус от этого пути – и все. Поэтому каждый день – это доверие Богу, вера Ему, каждый день – это смерть, отречься себя и идти за Ним. А почему идти-то за Ним? Да потому что люблю. Почему-то хочется идти за Ним, потому что любовь идет. Любовь к Богу ведет. Написано:

Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21).

Если я отдала Ему свое сердце, если Он взял это сердце, то я иду за своим сердцем, потому что сердце мое у Него, и по-другому невозможно уже жить. Хотя я каждый день перед выбором, как и вы. Каждый день происходит выбор – не раз в месяц, не один раз выбрал и пошел, нет. Это происходит каждое утро, и очень хорошо видно, что ты выбрал сегодня.

«Не имеете, потому что не просите», – так слово Божье говорит. Но кто-то скажет: «Ну как же так, прошу, и еще как прошу – небеса все дрожат от моих просьб». Я спрошу тогда, а почему они дрожат? «Это как же? Потому что нас учили, что небо, оно может быть свинцовое, его пробить надо, чтобы оно треснуло, чтобы открылось все, что мне нужно». И тут я вспоминаю такой момент из фильма «Бриллиантовая рука», Миронова, который взмолился: «Господи», и сзади мальчик: «Дядя». – «Отстань, мальчик, не мешай!» Вот примерно точно так же человек взывает и говорит: «Господи». А в этот момент сзади Иисус: «Что ты хочешь?» – по спине. Он рядом, оказывается. «Не мешай, не видишь, я небеса пробиваю, они свинцовые».

Бог продолжает творить или перестал уже? Вы думаете, Он в ваших жизнях не творит? Если Его Слово – это просто пустой звук, ни о чем, такая жизнь и будет: ни о чем, пустой звук. Если вы молитесь и говорите: «Господь, Ты сказал в Своем слове» – Господь смотрит и говорит: «Я знаю, что Я сказал в Своем слове, ну-ка, дочь, что ты хочешь Мне напомнить? Ах, вот это ты хочешь Мне напомнить? А Я смотрю в твое сердце, но не вижу там веры, ты просто повторяешь чью-то фразу. Ты просишь для своего вожделения, ты просто думаешь, что тебе это надо. А может, и не хочешь этого, просто произносишь красивые слова перед Моим троном».

Кто-то может сказать: «Ты не имеешь, потому что ты не просишь», а твое сердце внутри говорит: «Так как мне просить, что мне еще сделать? Я уже и так просила, и так просила». Значит, эта молитва не из сердца идет, все в разуме, и не более того. Сердце, которое действительно желает, приходит к Богу и говорит: «Господь, я смиренно прихожу к Тебе. Спасибо, что Ты все даешь». Ты можешь прийти, стоять, но сердце твое лежит у ног Иисуса – просто буквально приползти как раб.

Если ты искренне просишь работу: «Господь, мне сейчас очень нужна работа, потому что у меня не осталось ничего, мне негде жить будет, Господь, мне нечего будет есть, ничего у меня не будет», то важно посмотреть в свое сердце и ответить себе на вопросы: что для тебя работа, ты на нее уповаешь или на Бога уповаешь?

Работа – это средство, и не более того. Она не может быть твоим богом, который тебя обеспечивает. И поэтому ты можешь говорить все что угодно ‒ Господь смотрит только в твое сердце. Ты говоришь: «Дай мне работу», а в сердце у тебя: «Я работу ненавижу, я ее не хочу, потому что я знаю, что если я приду на работу, у меня начнет болеть спина, мне будет там плохо, некомфортно, там еще это будет и вот это будет, – и целый багаж и опять. – Ой, дай работу».

Если ты просишь работу у Бога и при этом не веришь, что она будет для тебя благословением, то ты уже заранее знаешь, что работа будет проклятием. Ты уже знаешь этот перечень: больная спина, и это, и вот это, и не знаю, что потом с этими деньгами делать. Как тебе Господь даст работу, если ты еще не трудился над этими проблемами? Ты просишь работу, а все эти проблемы перед тобой стоят, как стена, которая не даст тебе получить свою работу. Тебе надо было трудиться над своей душой в это время, потому что если ты не имеешь работы, значит, есть проблема в твоем сердце, которую тебе надо обязательно решить. Ты не можешь получить что-то новое от Бога, если не расстанешься с чем-то старым.

Ты также можешь пойти и сам выбрать себе работу, не проси тогда ее у Бога. А если ты говоришь в своем сердце: «Мне нужна работа только от Бога», то тогда ты должен знать, что это будет непростая работа, и готов ли ты, действительно, принять ее, работать на ней? Потому что Господь там будет очень сильно тебя изменять, испытывать, и не всегда это может понравиться. Работа от Бога, она, знаешь, всегда так неприглядно выглядит, и здесь надо иметь мудрость и благоразумие. Чтобы идти на Божье место ‒ надо стать другим человеком. Это высокая планка.

Если ты в своей гордости говоришь: «Я пойду только на Божью работу», то задайся вопросом, а ты способен прыгнуть на эту планочку? Это непростая вещь. Способно ли твое сердце достичь этой планки под названием «Божья работа»? Скольким людям я предлагала пойти на Божью работу, потому что люди просили совет, и я говорила: «Это Божья работа, иди туда». Но люди с разными сердцами приходили, и кто-то говорил, что эта работа ему не нравится, и уходил оттуда. А когда-то эту работу нужно ждать, потому что Господь еще дает возможность изменить свое сердце. Но если человеку нужно только много денег – его ждет большая-большая неудача, большие потери, его ждет огромное разочарование. Невозможно идти на работу лишь только из-за того, что у тебя перед глазами цифры – сколько ты хочешь получить. Это значит, что твой бог маммона – у него ты просишь себе работу. Хоть ты обращаешься к Отцу, но перед тобою золотой телец стоит. Перед тобой икона, и ты говоришь: «Вот мой Бог, тот самый Бог, который вывел меня из Египта». И нарисовали сами себе образ этого Творца, как Он должен выглядеть. Пожертвовали, отдали много золота, чтобы излить себе такого красивого тельца. Но это ничто. Это не тот Бог, который вывел тебя из Египта, из прошлой жизни, из греха, из смерти, из ада.

Если тебе нужна работа, ее нужно просить так, чтобы просьба эта достигла Божьего сердца. Если ты действительно хочешь иметь от Бога работу, тебе придется это сделать, потому что еще есть возможность иметь ту работу, которую вы выберете сами. Никто от вас высоких полетов не требует, потому что можно самому выбрать работу и расти на ней. Там могут отсутствовать благословения, там могут быть удары – но это тебя укрепит. Наступит момент, когда ты вырастешь и сможешь взять планку под названием «Божья работа».

Поверить и выбрать Божью работу на самом деле, конечно, неплохо. Особенно, если сердце готово. Но кто-то поверит, а кто-то не поверит. И кто-то будет счастлив на этой работе, даже если там не будет много денег, потому что нельзя смотреть, сколько денег вы от Бога зарабатываете, вы не понимаете порой того, как Господь способен прославиться через это малое. Заработал ты небольшую сумму, половина ушла, допустим, на оплату квартиры, и на оставшиеся деньги нужно жить, нужно что-то надеть, что-то поесть. И люди по-своему считают и говорят: «Разве можно на эти деньги наесться, одеться и обуться»? Все. Перечеркнуто все – ты уже встал под проклятье. Потому что ты сразу отрекаешься от славы Божьей, ты сразу же отрекаешься от покровительства Божьего, ты сразу отрекаешься от Святого. Ты смотришь как бухгалтер на эти деньги, и сам оцениваешь возможности Божьи, сводишь их до минимума, расцениваешь Бога как человека, живущего под проклятьем.

Господь дает это малое. Но Он может его увеличить, если у тебя есть вера, если ты принимаешь с благодарностью даже мизер от Бога, зная, что если Господь дал мне столько, значит, Он явит великую славу и через это прославится так, как я не ожидаю, так, как Он никогда не прославлялся в моей жизни. Но люди смотрят и говорят: «Вот это много, а это мало». А Господь говорит: «Я из малого, ‒ что сделаю? ‒ Великий народ, многочисленный». Только если вы смотрите верой, принимаете с благодарностью, потому что есть малое, которое Господь способен преувеличить. Вера твоя так и скажет тебе.

И если вы принимаете эти деньги как из рук Отца и говорите: «Спасибо Тебе, Господь, это от Тебя. Ты только что держал эти деньги, Твои святые руки держали эти деньги, и Ты дал мне их», то не смотрите на эти цифры, не имеет значения, какая это цифра. Если есть Господь – это не важно. Если вы уповаете на Него – это не важно. Не нужно считать, сколько дней осталось до получки. Если ты села считать, то не успеешь оглянуться, как тебя обступили: «Ох-ох-ох, мы сейчас тебе поможем посчитать. Сейчас-сейчас. Что ты считаешь? Да тебе не хватит!»

– Ах, мне не хватит.

– А тебе Бог мало дал.

– Ах! Мне Бог мало дал!

– Как ты проживешь на эти деньги до следующей получки?

– Ах! Как я проживу на эти деньги? Как я проживу на эти деньги до следующей получки?

Все. Если вы так думаете, если вы так живете, знайте, что вы живете в неверии и под большим проклятием. И значит, вы отреклись от Святого, вы отреклись от Творца, вы отреклись от Отца, от Супруга и от всех имен, которые имеет Господь. Это вера бесовская, которая не несет в себе ни славы Божьей, ни истины, ни жизни Божьей. Потому что жизнь по вере всегда будет возносить слово Божье, и сердце верующее всегда будет стоять на Его слове, на Его обещаниях, на доверии Ему. Господь сказал – и Господь сделал, и не изменится. Он сказал слово Свое – написано, что ничем не мог клясться, как клялся только Собою, потому что обычно человек клянется тем, что есть больше его самого. Но больше Бога нет никого, и поэтому Он клялся Самим Собою, что будет так, так и вот так. Нам клясться не надо – у нас есть слово Божье, у нас есть обещания и обетования. И мой любимый вопрос: а знаете ли вы это Слово? Есть ли под вашими ногами почва, или вы стоите на болоте, если вы не знаете этого Слова? Любите ли вы это Слово? Если вы его не любите, значит, вы тощие в духе, дохленькие, затисканные кое-кем со всех сторон. И сидите в углу с ошалевшими от ужаса глазами, сглатывая сухим горлом слюну.

Если Господь дает работу, Он дает ее сразу. Найти и увидеть ее со старым взглядом, со старым сердцем невозможно, потому что это путь. А если у тебя перед глазами много путей, то, значит, у тебя в сердце еще идолы из твоего прошлого, твои знания и понимания об этой работе. И ты просишь ее у Бога, а на самом деле диктуешь Ему условия. Это не просьба – это диктование своих условий. Он не услышит никогда твоих условий и не пойдет на твоих условиях. Лучше отойди от Престола и делай сам, что считаешь нужным. Господь все равно тебе поможет. Нет понимания – Он поможет тебе, Он не оставит тебя, есть договор, вы в завете с Ним. Он будет все равно продолжать тебя менять. Даже в твоем неправильном выборе – Он будет продолжать тебя менять.

Но если у тебя запросы высоки, если ты хочешь работу от Бога… Многие думают: «Вау, работа от Бога» – все, что дает Господь, стоит недешево. Потому что увидеть, найти и взять то, что тебе дает Господь, – это не низкий полет, это не полет под столом, это высокий полет в небе, как у орла. Орел видит свою добычу только сверху, зрение у него очень хорошее, и Господь нас сравнивает с орлами. А под столом у нас только куры, они не умеет летать.

Если вы серьезно задумаетесь над вопросом о том, что всего более нужно и полезно человеку, то поймете, что каждому человеку необходима более всего Милость Божья, Долготерпение Божие, которое продолжается в отношении человека, не наказание за грехи и предоставление времени на покаяние и их исправление, прощение грехов человека и в конечном счете помилование человека на Страшном суде Божием. Поэтому во время ведения службы, церковь от имени людей многократно провозглашает: «Господи помилуй!».

Каждый человек грешен перед Богом в той или другой степени. В Библии сказано: «нет праведного ни одного» () . Хорошо, когда человек осознает себя величайшим грешником перед Богом, понимает мерзость и нелепость своих грехов. Такое признание своей греховности приводит человека к борьбе с грехами, их искуплению и их недопущению. Одним из действенных способов искупления грехов, в которых раскаивается человек, состоит в совершении милостыни и проявлении милости по отношению к ближним нашим. Потому что Сам Господь, говорил о том, что «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» () .

Человеку выгодно и полезно совершать милостыню и оказывать милость людям по следующим причинам:

за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.

за милость временную человек получит для себя милость вечную.

за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом, отпущение и прощение своих грехов.

И в конечном счете человек получит вечное блаженство. Милость к ближним может совершать каждый человек, независимо от того положения, которое он занимает в обществе, независимо от его состояния и звания.

Христианская классификация духовной и телесной милости дает исчерпывающее пояснение в отношении того, какие поступки должен совершать человек (что нужно делать) для исполнения и проявления дел милосердия.

Вот главные дела милости телесной, обязательные для всех христиан. Эти дела может исполнить и совершить любой человек без учета его положения в обществе и его состояния. Возможность совершения этих дел будет предоставлена Богом каждому христианину многократно в течение всей его жизни. И каждый желающий спастись должен использовать эти возможности для совершения дел милосердия.

Итак к делам милости телесной относятся следующие поступки.

Алчущего напитать. То есть дать голодному пишу, голодного накормить.

Жаждущего напоить. То есть помочь утолить жажду.

Одеть нагого, то есть дать человеку необходимую одежду.

Посетить находящегося в темнице. То есть побывать у людей заключенных в тюрьме с благотворительной целью оказания им помощи и облегчения их страданий.

Посетить находящегося в больнице. То есть побывать в больничном заведении и поспособствовать выздоровлению больных. Если больной выздороветь не может, то помочь ему по-христиански подготовиться к кончине. Для этого своевременно вызвать священника для проведения исповеди и для приобщения такого человека к таинствам Христовым.

Странника принять в дом и успокоить. То есть странствующему человеку, паломнику, посещающему святыни, предоставить в своем доме приют и проявить к нему заботу, участие и внимание.

Погребать умерших в бедности. То есть на свои деньги или на собранное подаяние оказывать погребальные услуги людям, скончавшимся в нищете.

О совершении всех этих дел милости кроме последнего, добавленного церковью, говорит Сам Господь при описании последнего страшного суда.

Вот дословно слова Самого Иисуса Христа о необходимости совершения дел милосердия.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и оставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» ().

К делам милости духовной относятся следующие поступки.

При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ().

Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» (). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ().

Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ().

Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().

Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» () .

Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» (). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» (). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ().

Искренне и чистосердечно прощать обиды, причиненные человеку его ближними. То есть не гневаться на обидчика и прощать ему его обидные слова и действия по следующим причинам:

так как обижающий других людей, прежде всего, обижает самого себя, потому что своим злым поступком навлекает на себя гнев Божий;

так как обижающий человека, совершает этот злой поступок по наущению злой вражьей силы;

так как ничего не происходит случайно в мире и человек заслужил свою обиду своими предыдущими грехами;

Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.

Дела милости необходимо совершать потому:

1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» () ;

3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» () ;

4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ().