Где родился заратустра. Переводы на русский язык. Легенда о Заратустре

Заратустра

Заратустра

ЗАРАТУСТРА (Заратуштра, греческое - Зороастр) - полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии - Авеста - в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против оргиастического культа хаома (см. Авеста). Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями. Современные научные данные (уточненный анализ яз. Авесты) позволяют в согласии с зороастрийской традицией утверждать, что родиной З. был северо-западный Иран; ареной, на к-рой он выступал, был повидимому северо-восток Ирана, т. е. та его часть, где с наибольшей рельефностью отразился контраст между оседлым и кочевым бытом. Можно думать, что деятельность З. была связана с изменением хозяйственных отношений на севере Ирана, с переходом от скотоводства к земледелию. Более или менее точное определение времени деятельности З. представляет затруднения. Во всяком случае его следует отнести к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Реформаторская деятельность З. отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, к-рый поражал еще классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собою олицетворение отвлеченных идей, лишенных плоти: Ахура Мадза (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Ваху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с к-рыми боролся З., поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с к-рыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным лит-ым наследием З. считаются упомянутые гаты.
Легенда о З. вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фр. Ницше. Как и легендарный герой Ирана, З. Ницше - в его произведении «Так говорил З.» (Also sprach Zarathustra) - реформатор и мудрец. Он объявил войну старой религии и морали. Девизу христианства: «люби ближнего» он противопоставляет свой лозунг: «люби дальнего». «Дальний» - сверхчеловек - будет презирать человека, подобно тому, как с презрением смотрит сейчас человек на обезьяну. Ницше создает свою новую аристократическую мораль, мораль сильных, ведущих ожесточенную борьбу с «моралью рабов», основанной на сострадании. Уравнительным демократическим тенденциям своего времени он противопоставляет гордое одиночество и безграничную свободу личности. Творец З., индивидуалист, имеет своего предшественника - философа Штирнера, автора «Единственного и его собственности», который в этом произведении объявил войну религии сострадания и идее равенства накануне революции 1848.
Эпоха общественного подъема естественно не могла явиться благодарной почвой для философии Штирнера, отталкивающейся от этой общественной жизни. Совершенно иной была социальная обстановка, когда появилась ницшеанская философия Заратустры. Крупный капитал сметает со своего пути все, что мешает его развитию, ликвидируется все патриархальное, традиционное, отстающее от его бешеного темпа. Заповеди христианской морали начинают звучать особенно фальшиво, когда сопоставляются с новой капиталистической действительностью. Одновременно образуются слои, не находящие себе в ней места, подавленные суровыми требованиями жизни, но презирающие свое бессилие. Представителем этих отброшенных историей групп и был Ф. Ницше. Он, как указывает Меринг, «на основании художественных реминисценций рисует себе сверхлюдей, свободные, очень свободные умы, хороших европейцев - пышные прозвища, которые он производит тем более слепо, чем более инстинктом декадента он чувствует, что дело сводится к приукрашиванию весьма невзрачных фигур эпохи падения. Являясь субъективно безумием духа, продуктом отчаяния, эта так наз. философия представляет объективно прославление крупного капитализма».
Мотивы З. были разработаны в произведениях многих европейских художников, в их числе - Гауптман, отразивший идеалы сверхчеловека в «Потонувшем колоколе», Пшибышевский - в «Homo sapiens» и др. Подробнее о З. - см. Ницше .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    Заратуштра Спитама Zaraθuštra … Википедия

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Религиозные термины

    ЗАРАТУСТРА - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Теософский словарь

    ЗАРАТУСТРА - ((Заратуштра) (X в. до н. э.) – пророк и реформатор др. иранской религии (зороастризма); тж в знач. нариц.; см. тж ЗАРДЕШТ) Слушайте! / Проповедует, / мечась и стеня, / сегодняшнего дня крикогубый Заратустра! (рфм.: люстра) М914 15 (393); И вновь … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Заратустра - Заратуштра (греч. Zoroaster или Zoroastres), древнеперс. жрец и пророк (1 я треть 1 го тыс. до н. э.). З. был сыном жреца. Он стал реформатором политеистич. религии древних персов, превратившейся в религию дуалистич. монотеизма. Это… … Словарь античности

    Заратустра - Зарат устра, ы, муж. и Зарат уштра, ы, муж … Русский орфографический словарь

    Заратустра - Зороа/стр, Зарату/стра и Зарату/штра (1 м) (пророк) … Орфографический словарь русского языка

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Заратустра, или более точно Зороастр, - личность полулегендарная. Википедия говорит, что достоверных свидетельств о его жизни нет, и все сведения о нем почерпнуты из религиозной традиции зороастрийцев. Обычно считается, что знаменитый пророк родился в Иране или северном Азербайджане. Однако некоторые исследователи говорят, что место его находится на территории современного Туркменистана и даже России.

Время его деятельности также не определено, но большинство исследователей считают, что это был пятый-шестой век до н. э., зороастризм одной из древнейших религий откровения.

Пророк родился в семье Спитама - древнего жреческого рода. При рождении Зороастр не расплакался, а засмеялся, что стало предзнаменованием его будущей деятельности. Его имя не имеет глубокого смысла и лишь «владелец старых верблюдов».

Известны , трех жен и шестерых . Гаты Авесты не упоминают о Зороастре как о святом праведнике и воспроизводят его полные обличений речи против защитников старых верований.

В своей проповеди Заратустра разделил добро и зло как двух изначально существующих в мире божеств Ормузда и Аримана, не имеющих между собой ничего общего и ведущих вечную борьбу.
Персидский царь нашел учение Заратустры привлекательным и позволил ему действовать на свое усмотрение. Так пророк произвел грандиозную реформу всей персидской религии, сделав ее логически понятной и привлекательной. Некоторые божества из пантеона древних арийцев стали Святыми силами, другим повезло менее - они превратились в злобных демонов.

Умер Заратустра на 77 году жизни в покое на пике своей славы, хотя греческие историки утверждали, что пророк был испепелен небесным огнем и взят живым на небо.

Что такое зороастризм

Религия, созданная Заратустрой, сохранилась до сих пор. В этического учения Заратустры лежит следование добру во всем, нужно иметь светлые дела, светлые мысли и светлые поступки. Центром зороастризма стал Древний Иран, где религия получила статус государственной. После захвата Ирана мусульманами зороастризм был практически вытеснен исламом, однако даже на бывших территориях, где главенствовал зороастризм, в версии шиизма. В настоящее время небольшие общины зороастрийцев сохранились в Иране, Азербайджане и Индии.

Зороастрийцы учат, что в конце времен придут три саошьянта (спасителя). Два из них восстановят учение Заратустры, третий выступит как вождь в последней битве с силами зла.

Верования зороастрийцев сегодня малоизвестны и носят больше экзотический характер. Европейцам имя Зороастра больше известно по немецкого философа «Так говорил Заратустра», которая не имела никакого отношения к историческому Заратустре. Из знаменитых зороастрийцев можно назвать, пожалуй, лишь умершего фронтмена группы Queen Фредди Меркури.

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра - халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.


Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа"

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.


Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.


После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.


Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением . После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.


Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Память

  • В опере «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа есть произведение «Так говорил Заратустра».

  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» , посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации романа и «12 стульев» , представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

Заратуштра, Зороастр, Зардушт - так на авестийском, греческом и среднеперсидском языках произносится имя основателя одной из древнейших религий мира - зороастризма. Уже в IV в. до н.э. древнегреческие авторы считали его легендарной личностью, мудрецом-астрологом, жившим в глубокой древности.

Действительно, эта религия настолько древняя, что ни античные историки, ни сами последователи практически не знали, когда и где она возникла. И уже более 200 лет продолжаются споры о месте рождения и времени жизни Заратуштры, о локализации области, где впервые распространилось его учение. Никаких данных об этом нет и в "Авесте", которая является основным источником для изучения зороастризма.

Аль-Беруни, основываясь на средневековой хронологической традиции, указал дату жизни Зороастра - за 258 лет до Александра Македонского. Исходя из этих данных, ряд ученых считает, что Заратуштра жил в VII-VI вв. до н.э. Другие исследователи, ориентируясь на лингвистический анализ "Гат" - самой священной части "Авесты", предполагают более раннюю дату жизни - от Х до ХII веков до н.э.

По преданию, когда Заратуштре исполнилось 30 лет, он был осенен истинной верой. Его откровения и составили «Авесту» (скачать книгу можно - zip-42 kb ) .

Полагают, что Заратуштра, вышедший из рода Спитама, выступал с проповедями в Иране или в Средней Азии, но не был признан своей общиной; согласно пехлевийским источникам, он подвергся преследованиям со стороны местного чародея Дурашрава и вынужден был бежать.

Пророк жил в смутное время. Набеги и войны приносили людям бесчисленные страдания. Заратуштра видел селения, разоренные враждующими племенами. Вожди и воины, отправляясь в походы, грабили и порабощали более слабых и беззащитных людей. Насилие царило, уничтожая и унижая человека.

Его покровителем стал бактрийский царь Виштаспа, способствовавший распространению зороастризма. В условиях междоусобиц и непрерывных войн ("Нищету и разорение несут они дому и селению, и области, и стране") Заратуштра призывал к единению, к созданию сильного централизованного государства с сильным и справедливым правителем. "Добрый правитель воздвигнет мир для радостных селений. Кто же будет этим правителем? Кто прославит свое имя? Это Кави Виштаспа".

По сочинению "Датистан-и-Диник" пророк во время чтения молитвы был предательски заколот в спину кинжалом Тур-и-Братарвахшем, одним из врагов, преследовавших его всю жизнь.

Согласно учению Заратуштры, Ахурамазда (Господь мудрости) был верховным божеством, единственным несотворенным творцом всего доброго и благого, премудрым и всезнающим, праведным, перед которым все равны. Ахурамазда совершил акт творения в два шага. Сначала все созданное им было свободно от бренной оболочки, а затем Ахурамазда придал всему сущему материальный вид. Этот этап называется "Сотворением основы". Но материальный мир оказался уязвимым для сил зла. Этим воспользовался Ахриман, который ворвался в мир и стал губить творения Ахурамазды, неся смерть и разрушения. Помощникам и союзникам Ахурамазды - Бессмертным Святым - удалось приостановить злодеяния Ахримана и обратить их на пользу миру. Вторжение Ахримана знаменует второй этап - "Смешение". В это время абсолютное добро, которое мир являл в начале, смешалось со злом. Чтобы противостоять злу, люди должны чтить Ахурамазду и его помощников, сообща искоренить зло и восстановить мир в прежнем виде. После того, как это случится, начнется третья эра - "Разделение", добро вновь очистится от зла. В мире воцарятся спокойствие и согласие. Победа Ахурамазды трактовалась как победа света над тьмой. Источник света - солнце и огонь - его часть. Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается как "очищающая сила".

Главным в проповедях Заратуштры было учение о зависимости миропорядка и торжества справедливости от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе со стороны добра. Проповедуя мораль, основой которой была триада - благие мысли, благие слова и благие дела - Заратуштра идеализировал и "праведную" хозяйственную деятельность, которую он противопоставлял неправедному кочевническому образу жизни. Пророк считался посредником между Богом и людьми.

Последователям Ахурамазды Заратуштра обещал посмертное блаженство, а пособникам зла угрожал муками и осуждением на страшном суде, который будет вершить Ахурамазда в конце мира.

Согласно преданиям зороастрийцев, наступит время, когда бог огня Атар расплавит в горах железо и направит пылающую лаву на землю. И каждый человек должен будет перейти через эту огненную реку. Для праведников лава покажется парным молоком, а грешники сгорят в огне. Огненный поток провалится сквозь землю, уничтожит ад, Ахримана и все злые силы. На земле наступит рай, восторжествует добро и справедливость, человек не будет знать болезней, он станет бессмертным.

Заратуштра одним из первых разработал учение о справедливом суде после смерти человека, душа которого при переходе по мосту Чинват, начинавшемуся на вершине высочайшей горы мира Хара и устремленному в небо, попадала в рай или в ад.

Но он считал, что каждый добропорядочный гражданин во время жизни на земле должен думать не о продолжении существования в далеком и неведомом рае. Рай должен воцариться в нашем мире, где всем следует стать праведниками и неукоснительно соблюдать правовые и нравственные нормы.

Богом договора и защитником порядка "Авеста" называет Митру, который карает людей за ложь и преступления. Сурового наказания заслуживали люди, нанесшие кому-либо побои или увечья, а за убийство человека преступник должен был караться смертной казнью. Жестко преследовались такие преступления, как кража имущества и скота, невозвращение долгов, что приравнивалось к воровству. За деяния, направленные против личности и преступления экономического характера предписывалось избиение плетьми. Особо регулировались общественные и семейные отношения. Нарушение договора между членами семьи считалось клятвопреступлением. Как свидетельствует "Авеста", "пятидесятикратен договор между мужем и женой; восьмидесятикратен между зятем и тестем; девяностократен между двумя братьями; стократен договор между отцом и сыном". Непослушание старшим заслуживало порицания, а иногда и наказания. Например, если сын поднимал руку на отца, это считалось достаточно серьезным преступлением, которое влекло за собой телесные наказания.

Особо уважительно относились последователи "Авесты" к труду: человек обязан работать, заниматься ремеслом, строительством, земледелием и скотоводством: "Кто, засевая, возделывает землю, тот возделывает праведность…"

Зороастрийцы чувствовали ответственность за поведение членов общины в повседневной жизни. Общие проблемы и цели объединяли их в трудные времена и давали надежду на лучшее будущее. Людям следует всегда приходить на помощь друг другу, а состоятельные обязательно должны помогать - бедным.

Ранний зороастризм не знал ни храмов, ни изображений богов. Люди молились под открытым небом, на берегу реки, у подножья гор. Здесь же они зажигали священные костры из чистого сухого дерева.

Одним из самых почитаемых праздников был Навруз. В день рождения нового года и добрых сил природы улицы и дома вычищались и украшались. На четырех углах крыш зажигался огонь, в керамические сосуды с чистой прозрачной водой бросали первые зеленые листья. Люди пели гимны из "Авесты", читали молитвы. Они призывали бога добра и света уничтожить все зло и дать новую жизнь огню, воде, полям и садам. А в это время отступал холод, таяли снега и расцветали подснежники.

СОКРОВИЩНИЦЫ ИСТОРИИ

В пантеоне зороастрийцев было несколько богов и две богини. Хумо в образе красивой птицы приносила счастье, удачу и богатство. Тело, крылья и голова ее, по сказаниям, были из золота, серебра и драгоценных камней. Люди верили, что птицу эту нельзя было увидеть, но если на кого-то упадет ее тень, человек будет счастлив и богат.

А Анахита дарила благоденствие, воплощала животворные силы природы. Одной из ее функций была забота о продолжении человеческого рода. Она всегда изображалась облаченной в длинное платье, с покрывалом, драпирующим фигуру. В руках держала символы плодородия: цветы, плоды и злаки.

Множество терракотовых статуэток богини Анахиты было найдено в Хорезме (Кой-Крылган-кала), в Бухаре, Самарканде. Интересно, что в Самарканде богиня всегда изображалась молодой, а в Бухаре - в более зрелом возрасте. Терракотовые фигурки Анахиты были найдены в 1941 году Самаркандской археологической экспедицией Юбилейного комитете Навои - в шурфе у мавзолея Биби-ханым под полом склепа в слоях первых веков новой эры. Наиболее ранние из них отмечены влиянием эллинистического искусства, а более поздние выполнены с учетом местных особенностей. А вот женские фигурки с Афрасиаба имеют особенные, характерные лишь для этого района, детали костюма, головных уборов, атрибутики, черт лица. В руках у богини - тюльпан или плод граната, иногда у ног ее - младенец.

Каждое божество обычно сопровождалось животными. Птицей, посвященной Анахите, был голубь. В первых веках новой эры в Хорезме изготовляли оссуарии (сосуды, куда помещались очищенные кости покойного), на крышках которых изображалась эта парящая птица.

Исследователи "Авесты" объясняют имя Заратуштры как обладающего золотистыми верблюдами. В росписях дворца в Варахше (Бухарская область) крылатый верблюд, поддерживающий царственный трон, служил украшением престола. Изображения образа верблюда имеются и на многих монетах Бухары IV-VIII веков.

По сведениям историка Наршахи (Х в.), на базаре Мах в Бухаре находился храм идолопоклонников, где впоследствии продавались фигурки священных двугорбых верблюдов.

В Самаркандском музее и Эрмитаже хранятся терракотовые плитки с Афрасиаба, которые изображают юношу в венце под аркой, держащего в левой руке птицу. Фрагмент похожей плитки был найден и на городище Челек под Самаркандом. Ученые считают, что здесь находился храм, посвященный божеству яркой звезды Тиштрии (Сириусу). В согдийском календаре ему был посвящен тринадцатый день месяца. Борьба Тиштрии с демоном Апоша олицетворяет две силы в природе: благо дождя и зло засухи.

На одном из фрагментов оссуария, хранящегося в Музее истории Узбекистана, изображен Рашну с весами, которые "не уклоняются ни на волос в угоду какому-нибудь человеку". К Рашну направляется другая фигура с курильницей в руках, ведущая за собой уже отмолившуюся душу.

В V-VIII веках зороастризм оставался основной религией в Согде, Хорезме, Фергане. Сохранившаяся настенная живопись, выявленная археологическими раскопками, передает различные мифологические сюжеты. Всемирную известность получили росписи, открытые в процессе археологического изучения городища Варахша под руководством чл.-корр. АН Узбекистана В.А.Шишкина. Росписи украшали стены парадных залов монументального дворца местных правителей. Здесь были найдены живописные композиции батальных и охотничьих сцен, животных. Многие из них имеют ритуальное, религиозное значение. Такова сцена борьбы всадников, восседающих на слонах, с фантастическими животными. Предполагается, что она тоже навеяна господствовавшими представлениями о борьбе доброго и злого начал.

В каждом селе и городе обязательно имелись специально отведенные места, где сохранялся священный огонь. Ему были посвящены и огромные храмы. Уникальные "Дома огня" были обнаружены археологами Узбекистана на городище Джаркутан, при раскопках памятников Джанбаскала в Хорезме, Сарытепа в районе Чимкурганского водохранилища, городища Канка в Аккурганском районе Ташкентской области, городища Ер-Курган на юге республики… Одним из самых выдающихся пямятников архитектуры зороастризма является монументальный храм Кой-Крылган-кала (неподалеку от села Турткуль, Каракалпакия) - с восемью помещениями нижнего этажа, предназначенными для культовых целей, с башнями и двойным кольцом крепостных стен. Ученые установили, что здесь не только совершались ритуальные действа, но и велись наблюдения за солнцем и другими светилами.

«АВЕСТА» - ПРИЗЫВ К ДОБРУ И МИРУ

В Ургенче (Хорезмская область Узбекистана) возведен большой комплекс, посвященный "Авесте" - этому древнейшему письменному источнику по истории цивилизации Центральной Азии, священной книге зороастрийцев-огнепоклонников.