Философия анаксагора кратко. Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора. Анаксагор. Принцип Анаксагора. Гомеомерия

В начале V в., после победоносного отражения греками персидской экспансии, в организации которого выдающуюся роль сыграло Афинское государство, Афины превращаются в самый крупный и могущественный полис, который становится также и центром культурной жизии Эллады в эпоху ее великого духовного расцвета. Здесь в период правления Перикла протекала деятельность Анаксагора - первого афинского философа, выходца из малоазийского города Клазомены.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - афинский мыслитель, который смысл своей жизни, по его же словам, видел в том, чтобы заниматься наблюдением «солнца, луны и неба».

«Теорийная» деятельность Анаксагора, созерцание им «солнца» и «неба» привели его к мысли, что наше светило есть огненная глыба, величиной более Пелопоннеса. Подобное толкование божественного источника света расходилось с представлениями обыденного сознания, все еще остававшегося в значительной степени на почве древней антропоморфной мифологии, и для которого Солнце - не просто кусок раскаленного камня, а Божество, Гелиос. Как говорится в источнике: «между тем как афиняне признавали Солнце Богом, он учил, что оно - огненный жернов». На основании постановления афинского народного собрания, согласно которому «люди, не почитающие богов или распространяющие учения о небесных явлениях, привлекались к суду как государственные преступники», Анаксагор был осужден. Возможно, ему угрожала смертная казнь, и лишь вмешательство его могущественного друга и покровителя Перикла спасло философа от расправы. Анаксагор покинул Афины и оставшуюся жизнь прожил в Лампсаке - городе на берегу Геллеспонта. Когда его упрекнули в том, что он лишился общества афинян, он ответил: «Нет, это они лишились моего общества».

Анаксагору принадлежит сочинение «О природе». Оно было написано прозой и, по словам Диогена Лаэртского, приятным, возвышенным языком.

Как и его предшественники натурфилософы, Анаксагор ищет в текущем чувственном мире его устойчивую основу и считает, что сущее состоит из бесконечного числа качественно определенных мельчайших частиц, позже названных гомеомериями. Сам Анаксагор назвал их «семенами» вещей, «вещами», «элементами» («началами»). Мы живем хлебом, водой, рассуждает Анаксагор, ими же питаются наши волосы, жилы, артерии, мясо, мускулатура и все остальные части тела. Но как это может происходить? Если в хлебе и воде не было тех же элементов, из которых состоит и наше тело, тогда надо признать, что нечто в нас может возникнуть из ничего, а хлеб и вода - превращаться в ничто. Но философия уже доказала, что ничто не возникает из ничего и не переходит в ничто. В таком случае тогда следует согласиться с тем, что уже в нашей пище присутствуют частицы крови, мускулов и всего остального. Римский поэт Лукреций в поэме «О природе вещей» следующим образом излагает взгляды греческого мыслителя на этот вопрос. Кость, говорит Лукреций, составлена из мельчайших костяных частиц, мясо- из мельчайших мясных частиц, камень - из мельчайших каменных частиц, кровь - из мельчайших ка­пель крови, золото - из малейших золотых частиц и т. д. Но это, по Анаксагору, не значит, что все перечисленные вещи состоят только из одноименных частиц: камень из каменных, золото из золотых и т. д. Напротив, все они состоят из всех видов этих изначальных элементов. Просто в камне преобладают каменные, в золоте - золотые гомеомерии, благодаря чему первый предмет приобретает качество камня, а второй - золота. Гомеомерии сохраняют в видимых нами вещах свою неизменную природу, так что всякая вещь хотя и имеет в своем составе какой-либо преобладающий вид вечных семян, но при этом не утрачивает ни одного из остальных видов гомеомерии. «В каждой вещи, - комментирует Лосев Анаксагора, - при любом ее состоянии и в каждый момент ее бытия содержатся решительно все имеющиеся в мире элементы».



Поскольку все существующее составляется из неразрушимых элементов, то и вещи, по Анаксагору, в действительности не возникают и нe разрушаются. По сообщению Симплиция, Анаксагор утверждал, что слова «возникновение» и «гибель» эллины употребляют неправильно. Ибо на самом деле ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но каждая составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» - «смешиваться» и вместо «погибать»- «разделяться». Очевидно, что рассуждение Анаксагора не лишено двусмысленности. Чувственные вещи, конечно, возникают и погибают. Когда вещь «разделяется» на составляющие её элементы, то это ведь и значит, что она перестала существовать в качестве вот этой данной вещи, т. е. погибла. Разумеется, такая гибель не абсолютна, ибо вещь перешла не в ничто, а в другую вещь. Но для Анаксагора, как и для элейцев, рождение - это только возникновение из небытия, а не из другой вещи, а гибель и смерть - только переход в небытие, но не в другую вещь. А так как небытия нет, то, следовательно, не должно быть возникновения и гибели, хотя, по-видимому, это противоречит нашему опыту. Ранние философы еще не могли справиться с проблемой генезиса, возникновения нового. Не найдя для него иного объяснения, кроме того, что оно в самом деле не может возникать из ничего, они остановились на мысли, что рождения и гибели по истине быть не может.

Гомеомерии бесконечны не только по числу, но и по качеству. Каждая из них еще и бесконечно делима. Но в любой части гомеомерии содержится все существующее, так что часть гомеомерии оказывается такой же бесконечностью, как и целая гомеомерия. Следовательно, все существует во всем, каждая часть становится равной своему целому, каждая вещь - и великой, и малой, и невозможно найти ни самого большого, ни самого малого элемента. «И в малом ведь нет наименьшего, - поясняет Анаксагор, но всегда есть меньшее. Ибо бытие не может разрешиться в небытие. Но и в отношении к большому всегда есть большее. И оно равно малому по количеству. Сама же по себе вещь и велика и мала». Таким образом, гомеомерия оказывается бесконечно бесконечным элементом: «Каждая гомеомерия, подобно целому, заключает в себе все существующее и сущее не просто бесконечно, но и бесконечностно бесконечно ».

Равенство части своему целому означает, что в любом предмете, большом или малом, содержится одно и то же количество элементов-семян, что, несмотря на их разнокачественность, обусловливает всеобщую связь вещей, их соединение в целостный космос. «Вещи, находящиеся в едином космосе, не отделены друг от друга: и не отсечено топором ни теплое от холодного, ни холодное от теплого».

Историки философии отмечают совпадение взглядов Анаксагора с некоторыми идеями современной науки, в частности математики. Мысль о равенстве части своему целому лежит в основе современного математического учения о бесконечных множествах: бесконечно то множество, в котором есть части, равные целому множеству.

Гомеомерии не составляют всех предпосылок, необходимых для возникновения бытия. Семена-элементы - лишь «строительный материал», материя космоса. В своем первоначальном состоянии гомеомерии представляют собой хаотическую массу, лишенную всякого оформления, в которой все смешалось со всем. Чтобы из этого первобытного хаоса возник упорядоченный и благоустроенный космос, требуется деятельное и разумное начало, принцип порядка и оформления. Таким формирующим началом, преобразующим хаос в гармонию бытия, является у Анаксагора божественный космический Ум. Анаксагор, отмечает Лосев, «гораздо настойчивее, чем все прочие досократики, учил о чистом, несмешанном Уме , находящемся вне материи, оформляющем эту материю извне».

Доксографы свидетельствуют, что сочинение Анаксагора начиналось словами: «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок». Ум бесконечен, самодержавен, не смешан ни с одной вещью, ибо если бы он присутствовал во всех вещах или хотя бы в одной какой-нибудь вещи, это мешало бы ему править столь хорошо, как он делает это теперь, когда существует сам по себе, в обособлении от вещей.

Историки философии предложили различные интерпретации Анаксагорова космического Ума. Такие ученые, как Виндельбанд и Маковельский, считают его телесной субстанцией: для Виндельбанда - это «вещество мысли», для Маковельского - особое «тончайшее и чистейшее вещество». Другие исследователи видят в нем «мысль в себе и для себя» (Гегель), «нематериальное сущее» (Редкин).

По мнению Асмуса, «Анаксагор понимал под "умом" не столько духовное мыслящее начало, сколько материальную-механическую-движущую силу». Правда, во втором издании своей работы Асмус высказывается уже несколько иначе. В характеристиках «ума», пишет он, которые находим у самого Анаксагора, его мысль колеблется между взглядом на «ум» как на всего лишь механическую причину отделения друг от друга первоначально перемешанных частиц и взглядов на «ум» как на «разумную », сознающую и даже «знающую » целесообразно действующую силу. Ум, продолжает Асмус, понимается Анаксагором и как «разумная» «духовная» сила, и как «механическая» сила. А какое из этих двух пониманий было существенным для самого Анаксагора остается неясным вследствие недостатка информации и противоречия в текстах, делает вывод ученый.

Симплиций, характеризуя космический ум Анаксагора, пишет: «Он - тончайшая и чистейшая из всех вещей, он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало. Сперва это вращение началось с некоторого малого пространства, затем оно приняло большие размеры и в будущем примет еще большие. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как раньше было, чего ныне уже нет, и как в настоящее время есть - порядок всего этого определил ум».

Как видим, по Симплицию, космический ум Анаксагора есть одновременно и телесный, и духовный фактор, физически-реально и умственно-идеально обустраивающий космос. Если принять это мифологическое, хотя уже не антропоморфное, понимание ума, которое Анаксагор разделяет со всеми другими натурфилософами, то сомнения и колебания Асмуса относительно интерпретации данного предмета сами собой отпадают. Космический ум - организующее начало, форма бытия, содержанием которого выступает материя (первобытная смесь гомеомерий) - возможность любой оформленной единичной вещи и космоса в целом. Разумеется, подобное полумифическое существо нельзя отождествлять и с Богом философов-деистов, как это иногда делают некоторые современные исследователи. Деизм - продукт новоевропейской культуры буржуазного Просвещения, которое выступило антитезой средневековому христианскому мировоззрению.

«На самом же деле, - пишет Лосев, - Ум у Анаксагора есть только принцип красоты и порядка материальной действительности, ничего в ней не творящий, а только ведущий ее от хаоса к космосу. При этом следует подчеркнуть, что даже эту чистую форму- Ум Анаксагор представлял в виде некой тонкой и легкой материи , насаждавшей всюду только порядок и определенную структуру».

Рассматривая познание, Анаксагор, в отличие от Эмпедокла, утверждал, что не подобное познается подобным, а напротив, противоположное познается противоположным. Это мнение, видимо, обусловлено было тем, что познание осуществляет ум, а он отличен от всех вещей и есть, по характеристике Аристотеля, нечто, простое, несмешанное и чистое. В ощущении Анаксагор, как и Эмпедокл, видел результат проникновения истечений предмета в поры органов чувств человека. Так, согласно доксографическому источнику, отдельные ощущения возникают соответственно соразмерности пор, причем каждому вместилищу ощущений соответствует особый вид воспринимаемых предметов. Естественно, это не относится к столь малым предметам, каковыми являются гомеомерии. По утверждению Аэция, гомеомерии могут быть усвоены только разумом, ибо не следует все возводить к ощущению.

Контрольные задания и вопросы

1. Какова логическая необходимость плюралистического подхода к пониманию мира?

2. Раскройте внутреннюю связь теории Анаксагора с современными логическими и математическими теориями.

3. Нус Анаксагора. Проведите анализ различных его толкований.

4. Античные взгляды на назначение человека. В чем видел смысл жизни Анаксагор?

5. Что составляет предпосылку познания – подобие познающего и познаваемого или различия между ними? Эмпедокл и Анаксагор.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Древнегреческий ученый Анаксагор

Историки науки считают Анаксагора (ок. 500-428 до н. э.) первым ученым-профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дотоле небывалый тип творческой личности. Анаксагор так излагал свои воззрения: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением - разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами, или гомеомериями. (Это нечто, подобное современному пониманию химических элементов.) В противоположность Пармениду и Фалесу, учившим, что «Все есть едино», Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Что сочетает элементы? Какая сила из неисчислимого множества стихий-зародышей устраивает всеобъемлющую гармоническую систему? Эта сила, говорил Анаксагор, есть Разум (Нус) - сила, движущая Вселенной. Он был последователем Анаксимена и впервые к материи присоединил разум, начав свое сочинение так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил». Поэтому Анаксагора прозвали Разумом. Он отверг и судьбу как нечто темное, а также случай, считая его причиной, неведомой человеческому разуму.

Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он понял, что материя как таковая не объясняет явлений движения, мышления и целесообразности во вселенском миропорядке. Нематериальное начало сущего Анаксагор определял по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала, которое играет роль мирового двигателя.

Разум, как понимал его Анаксагор, есть всеведущая и движущая сила, приводящая стихии в определенное устройство.

.....................................

«Человек является самым разумным из
животных вследствие того, что он имеет руки»

Анаксагор из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор из Клазомен - древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о неразрушимых элементах - "семенах" вещей (гомеомерий ). Движущий принцип мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор (Ἀναξαγόρας) из Клазомен в М. Азии (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий натурфилософ материалистического направления (хотя и последовательный); впервые профессионально преподавал философию в Афинах. Близостью к Еврипиду и Периклу возбудил недовольство со стороны реакционных противников рабовладельческой демократии; был обвинен в безбожии и избег наказания, переехав в Лампсак, где основал свою философскую школу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 15-16.

Анаксагор из Клазомен (Anaxagoras) (ок. 500 - ок. 428 гг. до н.э.). Философ, приехавший в Афины в возрасте 20 лет и ставший первым афинским философом. Был учителем и другом Перикла. Враги Перикла обвинили его в нечестивости, однако он бежал из Афин, вероятно, в Лампсак, где основал свою школу и жил до смерти.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 445.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н. э.) - древнегреческий философ. Происходил из Клазомен в Малой Азии. Выдвинул учение о неразрушимых элементах - «семенах» вещей (позже названных геометриями). Имя Анаксагора упоминается Гумилёвым в 10 лекции по этнологии «Сфера мысли в этногенезе». Рассматривая греческих натурфилософов и их взгляды на проблему мироздания, Гумилёв скажет: «Анаксагор предположил, что в основе всего лежит эфир - очень тонкий газ» («Струны истории», 343).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 44.

Анаксагор из Клазомен. Дошедшие до нашего времени свидетельства о философии Анаксагора (V в. до н.э.) весьма трудны для истолкования, однако, судя по всему, он рассматривал Вселенную как состоящую из «семян» всех определенных веществ - «Во всем заключается часть всего». Он полагал, что любые изменения происходят в результате перестановки составляющих веществ. Он также рассматривал разум, или рассудок (nous) как начало, отдельное от прочих веществ, вездесущее и вечное, являющееся оживляющим принципом всех живых существ и источником космического движения. Согласно Анаксагору, Земля имела плоскую форму и поддерживалась воздухом. При этом он доказывал вращение небесных тел и говорил о том, что луна получает свет от солнца. Очевидно, он также истолковывал явления затмений.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 436.

С марксистской точки зрения

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500-428 до н. э.) - древнегреческий философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи («семена вещей»), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний которых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал «нус» (ум), который понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония Анаксагора объясняет возникновение системы небесных тел из первичного беспорядочного смешения частиц вещества в результате их вихреобразного вращения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 18.

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада , южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Фрагменты:

Lanza D., Anassagora. Testimonianze e frammenti, Firenze, 1966.

Литература:

Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М., 1972;

Он же. Аннаксагор. М., 1983;

Таннери П. Первые шаги древне-греческой науки. СПб., 1902, Гл.12;

Schofield М. An Essay on Anaxagoras. Camb.-N. Y., 1980.

Guthrie W. K.C. A History of Greek Philosophy, v. 2, Camb., 1971;

Sider D. The Fragments of Anaxagoras, Meisenheim am Glan. 1981;

Furth M. A. «Philosophical Hero»? Anaxagoras and the Eleatics. - «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 9, 1991, p. 95-129;

Mansfeld J. The Chronology of Anaxagoras Athenian Period and the Date of his Trial. - «Mnemosyne», 32,1979, p. 39-60; 1980, 33, p. 17-95.

Анаксагор (ок. 500-428 до Р.Х.) - древнегреческий философ, происходил из Клаземен, почти всю жизнь прожил в Афинах. Это первый греческий философ, деятельность которого протекала собственно в самой Греции, а не в греческих городах Малой Азии или Сицилии. Он имел знатное происхождение, однако отказался от обеспеченной жизни и посвятил себя философии. В Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, в частности математикой, астрономией, метеорологией. В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила - не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. За это учение Анаксагор был обвинен в непочитании богов. Суд над ним закончился осуждением, штрафом и изгнанием из Афин.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего -все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии имеются попытки (например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако на самом деле ум понимается у Анаксагора и как духовная, и как материальная механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Анаксимандр

Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата "О природе", в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний. Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно - апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется "первоначалом" Анаксимандра. Апейрон, "природа беспредельного", порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона. Феофраст пишет: "Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех" [Маковельский А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 38].

Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.

Анаксагор (500-428 до н.э.)

Греческий философ родился в ионийском городе Клазомене. Говорят, он был очень задумчивым человеком, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся. Был учеником Анаксимена. Целиком отдался исследованию природы, не участвуя в общественных делах.

К образу Анаксагора существует еще один штрих: он говорил, что рожден для того, чтобы «созерцать Солнце, Луну и небо» - свою истинную родину.

Из сочинений Анаксагора до нас сохранилось только произведение «О природе».

Основная задача философии Анаксагора - согласование провозглашенной элеатами вечности, бестелесности истинного сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства.

В философии Анаксагора находят развитие идеи плюралистического основания бытия. Основу вещей он видит в бесчисленном множестве качественно определенных материальных частиц. Обратите внимание на тот факт, что в отличие от Эмпедокла, сводившего многообразие вещей к четырем далее неразложимым элементам, Анаксагор считает делимость бесконечной. Поэтому для него мельчайшая частица в этом отношении сродни целой вещи. Подобная концепция была существенным шагом вперед в трактовки категории субстанции как первоосновы мира. Место стихий (воды, воздуха, огня) заняла дифференцированная материя, благодаря чему углубился анализ проблемы о строении материи.

Первичную материю Анаксагор понимает как инертную массу и именно из этой безразличной, но не бескачественной массы в результате смешения и разделения, наслоения различных элементов возникает космос. Особой силой, приводящей эту инертную

Мир, считает Анаксагор, не есть единство чуждое различий и множества. Мир состоит из бесконечного множества «семян», гомеомерий (слово означает «подобно частное»). Эти семена вещей делятся на еще мелкие части до бесконечности. «В малом, пишет Анаксагор, нет наименьшего, но всегда есть меньшее. Здесь он плюралист.

Гомеомерии, как бы они не делились, всегда сохраняют все качества соответствующего вида тел, например, семена крови обладают всеми качествами крови, семена железа - качествами железа. Качества вечны и неизменимы.

Любая гомеомерия неоднородна. Она есть множество и неисчерпаема.

Рост и увеличение вещей происходит за счет подобного: от принятия одной и той же пищи, например, хлеба, возникает много непохожих вещей: мясо, кости, жилы, мускулы, волосы, ногти, а при случае - перья и рога. Это означает, что в хлебе есть частицы мяса, волос, ногтей, т. е. в каждой вещи есть частица каждой другой.

Жизнь мира, по Анаксагору, есть процесс, поэтому объяснить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме того, как считает Анаксагор, вначале все вещи были вместе в хаосе, неопределенности, все сдерживалось воздухом, эфиром. И в добавок к этому, гомеомерии сами по себе являются пассивными началами. Все эти факторы привели Анаксагора к решению, что нужна сила, активное начало, которое бы смог упорядочить вес космос и привести в движение семена вещей. Такое начало Анаксагор называет «умом», «Нусом» божественным. Он говорит о Нусе так: «Разум - бог, и бог разум».

Мировой ум у Анаксагора имеет две функции: он движет миром, и он познает мир.

Нус един, он действует посредством мышления, он бесконечен, самодержавен и не смешан ни с какой вещью, он чист.

Познавая мир, нус обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу.

Важно понять, что «нус» у Анаксагора не является некоей первичной по отношению к материи духовной субстанцией. Одновременно, он не является и неким телеологическим принципом, по которому мир строится как разумная, планомерная система. По словам Анаксагора, «нус» есть мельчайшее и чистейшее из всех вещей. Его призвание - дать материи первый толчок к движению.

В учении Анаксагора о растительном и животном мире явно прослеживается гилозоистическая тенденция. По его мнению, разумом наделены не только высшие, но и низшие организмы, а умнейшим существом является человек в силу обладания руками.

Подумайте, так ли наивна вышеизложенная мысль Анаксагора?

Что касается семян живых существ, они тоже разновидность гомео- мерий, и они существовали всегда.

Мы уже говорили, что у Эмпедокла познание происходит подобного подобным, а Анаксагор считает, что все познается себе противоположным; скажем, теплое познается холодным, сладкое - горьким, соленым - пресное и т. д.

Чувственное познание Анаксагор считает элементарной ступенью познания, но при этом он уверен что ощущения не дают истины, так как гомеомерии познаются лишь умом, а не чувствами.

Космогония Анаксагора

По Анаксагору, «Земля имеет плоскую форму и возносится, потому что нет никакой пустоты и весьма плотный воздух несет парящую

Землю. Солнце, звезды - это воспламененные камни». В природе господствует необходимость, «судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Землей и Солнцем.

И наконец, несколько слов о значении философии Эмпедокла и Анаксагора.

В их учении материализм приобретает новые черты по сравнению с материализмом ионийцев.

Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой. Освобождение от мифов особенно заметно у Анаксагора.

Во-вторых, изменяется понятие о материальной первоначале: милетцы в качестве первоосновы выделяли одно вещество (вода, воздух, огонь и т. д.) а у Эмпедокла и Анаксагора первоосновой является множество начал (плюрализм).