Ессеи. тайное братство ессеев

Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Историки связывают зарождение этих общин со вторым веком до рождения Христа. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".

Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.

Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.

Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие подвергались осторожному и выверенному наказанию.

Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.

Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.

О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.

Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.

Г.И. Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.

А вот свидетельство о ессеях времен иудейского восстания (ок. 68 г. н.э.): "Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что снова его обретут".

Ессеи селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до Р. Х., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад. Ессеи верили в грядущую гибель Израиля и ожидали прихода Мессии.

Как правило, ессеи руководствовались солнечным 364-дневным календарем, в отличие от иудеев, ориентирующихся на лунный. Общинные трапезы-сисситии начинались и заканчивались у ессеев молитвами к Богу. Также и вставая до рассвета в полном молчании, обращаясь на восток, каждый ессей возносил молитвы. Встающее утреннее солнце символизировало для ессеев Божественную Мудрость. В их практику входило исполнение священных гимнов и мантр, сопровождавшихся жестикуляцией и плавными движениями.

Одним из направлений их совершенствования было целительство. Их успехи в терапии были более сильными, чем у городских врачей, поскольку ессеи лечили не только тело, но и душу, увязшую в страхе, наслаждениях и желаниях. Они большое значение придавали чистоте души и тела, давали людям практические указания - как поддерживать в хорошем состоянии свой организм.

В манускрипте "Евангелие Мира Иисуса Христа" от ученика Иоанна, врачеватель из секты ессеев-терапевтов в I веке н. э. так обращается к больным людям:

"Сыны человеческие, Вы забыли, чьи Вы дети. Ваша мать - Земля. И все, кто живут на земле, должны жить по законам Природы. Здоровье - естественное состояние Человека. Болезнь - это ответ Природы на неразумное поведение человека. Чтобы стать на путь здоровья, попросите у Матери-Земли, трех помощников - Ангела Воды, Ангела Воздуха, Ангела Света. Первым придет на помощь Ангел Воды. Найдите большую тыкву с полым стеблем в рост человека, обчистите ее изнутри, заполните ее водой, прогретой в реке Солнцем. Повесьте тыкву на дерево, а полый стебель вставьте себе в кишечник сзади. Станьте на колени и преклоните голову низко к земле. Молите Мать-Землю избавить Вас от грехов, что нажили вы в обжорстве. Когда вода, омыв кишечник, выйдет из вас, вы своими глазами увидите, вы своим носом ощутите, вы своими пальцами можете попробовать, какие омерзительные камни носили вы в себе. Как быть вашему телу здоровым, а разуму незатуманенным? И так продолжайте всю неделю, воздерживаясь от сытой пищи. Только тогда вы познаете, какое это счастье - жить в чистом теле. И сделайте один, единственно возможный для разумного человека вывод: человек, омывающий себя только снаружи, подобен гробнице, заполненной зловонными камнями и украшенной дорогими одеждами".

Ессеи широко использовали покаяние, как метод этического очищения души. На общих собраниях "близких по духу" кающийся адепт искренне рассказывал о своих ошибках и несовершенствах. Очевидцы также утверждают, что они редко ошибались в предсказаниях.

Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р. Х., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии.

В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил древние кожаные свитки в одной из пещер, которая располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.

Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р. Х. Это поселение и принадлежало иудейской секте ессеев, которые наряду с фарисеями и саддукеями, представляли собой одно из направлений иудаизма.

Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (около 73 гг. н. э.), когда община погибла, но свои свитки успела укрыть в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире.

В были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.

Заметим здесь в дополнение, что еще в 19 веке в манускриптах библиотеки буддийского монастыря Химис (Гималайские горы) было найдено Повествование о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. По этому преданию, "Исса - человек, благословленный Богом", в 13 лет, тайно оставив дом, ушел из своей страны с купцами. Знакомившись с различными учениями, священными писаниями - Ведами, Пуранами, Сутрами, - Он начал проповедовать новое знание среди языческих народов, говоря о существовании Единой Вселенской Силы - Бога-Отца. К 30 годам Иисус вернулся в Иудею, где затем был распят. Так следует из Повествования.

В общинах ессеев было достаточно много записей, изречений Иисуса, описаний Его биографии и проповедей Его последователей. Начиная с 4 века церковное христианство стало заботиться о "чистоте" письменной традиции, устранив все нежелательные для чтения тексты. Лишь 27 произведений были признаны каноническими. Но многие апокрифические (не вошедшие в число тех 27) произведения впоследствии были найдены в библиотеке гностиков (Наг-Хаммади, Египет, 1945) и в библиотеке кумранской общины.

ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ.Почему на Земле неистребимо зло.

Внимание!




ЕССЕИ

Ессеи , или кумраниты, - одна из иудейских сект, образовавшаяся в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа Флавия и Плиния Старшего. Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000 человек.
Данных о Ессеях сохранилось очень мало.
Известно, что Ессеи - наиболее видная из ранних сект - была орденом благочестивых мужчин и женщин, живших аскетически, проводящих свои дни в простых трудах, а вечера в молениях: «Они служат Богу, – говорит Филон, – с великим благочестием, и не внешними жертвоприношениям, а очищением своего собственного духа. Они бегут из городов и прилежно занимаются мирными искусствами. У них не существует ни одного раба, они все свободны и работают одни для других».
Согласно Эдуарду Шюре, братство Ессеев представляло во времена Иисуса последние остатки тех школ пророков, которые были основаны Пророком Самуилом, но большая часть исследователей считает, что они имеют Египетское или Восточное происхождение.
Община имела два главных центра: один в Египте, на берегу озера Маориса, другой в Палестине, в Енгади, на берегу Мертвого моря. Название Ессеев происходит, видимо, от древнесирийского слова Asaya, что означает врачи, а по-гречески терапевты, ибо их открытая деятельность среди народа состояла в излечении физических и нравственных недугов.
Иосиф, великий еврейский историк древности, писал о них: «Они изучали с большим старанием различные врачебные манускрипты, в которых были изложены оккультные свойства растений и минералов».

При приёме вступающий в орден должен был под страшной клятвой дать обет:
- чтить Бога;
- быть справедливым ко всем;
- никому не причинять вреда;
- быть врагом неправды;
- чтить закон и законность;
- достигнув власти, не превозноситься;
- не отличать себя от других особой одеждой и украшениями;
- обличать ложь и любить истину;
- ничего не утаивать от сочленов общины и ничего о них не сообщать посторонним;
- не обогащаться неправедным путем;
- догматов ессейского учения никому не передавать;
- не употреблять клятвы;
- верно хранить писания, то есть древние книги ессеев, и имена ангелов (по Тосту и Грецу таинственные имена Божии).

Далее, по рассказу Филона, ессеи не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в иерусалимском храме).
Они усердно занимались:
- земледелием;
- пчеловодством;
- скотоводством;
- ремеслами;
- врачеванием, в том числе при помощи заклинательных формул и чтения магических стихов;
Кроме того ессеи:
- не делали оружия и отвергали войну;
- признавали лишь общую собственность;
- безусловно отрицали рабство;
- помогали друг другу всячески;
- учили, что все они братья между собой.


ОБЫЧАИ

Все необходимое для себя ессеи изготовляли сами, избегая сношений с торговцами. Разговоры о Боге считали праздной болтовней, но много занимались аллегорическим толкованием Библии и учением о нравственности.
Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всевозможной заботой.
По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.
Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники.
Все члены общины помогали бедным и не принадлежащим к ордену.
Вставали ессеи рано и до восхода солнца никогда не говорили ни о чём житейском. Приветствовав солнце молитвой, они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия.
За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно.
Судьи у ессеев (числом не менее 100) были весьма «строги и справедливы».
В исполнении законов своего ордена ессеи были очень педантичны, и славную смерть предпочитали постыдной жизни.
Орден разделялся на четыре степени по времени вступления (не считая степени испытуемых). Причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Членам общины, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее.
Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке.
Ессеи верили в предопределение, то есть в судьбу.
Считается, что первые христианские общины состояли из ессев.

Источники: Мэнли П. Холл "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии"; Эдуард Шюре "Великие Посвященные"; Википедия.

Перенесено с ФАГа
Здравствуйте, Путник. Вами было отмечено то, что Иисус Христос был ессеем, знакомы ли Вам следующии материалы:

ЕВАНГЕЛИЕ МИРА ОТ ЕССЕЕВ;
Все 4 части перевода древних текстов, найденных Э.Шекели в архивах Ватикана в начале ХХ века.
Эти тексты несут в себе забытые истины учения Иисуса Христа, столь важные для осознания людьми нашего времени.
* * *

Ответ Александру.

Здравствуйте, Александр.
Отношение к указанным текстам весьма критическое. Думаю, что это чье-то более позднее творчество. По некоторым признакам, могу судить, что этот человек не принадлежал к тем, кого называют Посвященными.

Об их истинности. Простой пример. Евангелие от Иоанна .

От якобы ессеев:

  • Третий ангел вострубил,
    И вот произошло великое землетрясение,
    И Солнце стало мрачно, как власяница,
    И Луна сделалась как кровь
В библейском Евангелии от Иоанна:
  • Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.
    Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. (гл. 8:10-11).

    Как известно, это пророчество сбылось . Следовательно, именно этот текст вызывает доверие. И по той же причине может быть признан истинным.

"Чернобыль" по травнику – это полынь обыкновенная.
"Горькие", то есть радиационные воды ушли в почву со всем отсюда вытекающим.
Население Украины за прошедшие после катастрофы годы уменьшилось на 6 млн. Это более 10%. И продолжает уменьшаться.

Сейчас многие интересуются ессеями, я это вижу по статистике входа на сайт. Если у вас есть какие-то вопросы, в частности относительно Иисуса, более конкретно можно поговорить на форуме.
На форуме, кстати, сейчас есть три темы, касающиеся Библии и др. Учений, но лучше создать свою.
Всего доброго, Путник Админ.

Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм . Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря , где, в Кумране , были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне .

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты ; рвение ессеев сравнивают с фарисеями . Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом , каббализмом и разнообразными тайными обществами.

Вероучение и устройство

Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов . Моисея Боговидца они почитали непосредственно после Бога, поэтому особо строго блюли субботу и наказывали смертью хулу на Моисея. Строго соблюдали предписания ритуальной чистоты , тяготели к предельно отягощённому толкованию Моисеева Закона . Верили в физическое воскресение мертвых. Учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Верили в предопределение .

Согласно Иосифу Флавию одни вступали в брак , другие были безбрачны, но принимали и воспитывали чужих детей. Среди вступавших в брак, как только жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Ессеи презирали украшения, не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до её полного износа, но во время трапезы поверх своей одежды, надевали особого покроя белое платье. Отвергали войну и рабство. Ессеи вставали до восхода солнца, приветствовали восход молитвой и не говорили ни о чём житейском. Занимались преимущественно земледелием, все потребное изготовляли сами. По окончании работ купались в холодной воде затем садились за трапезу, причём оба действия имели смысл религизных.

Чтобы присоединиться к ессеям, нужно было пройти 3-летнее испытание, после которой принести клятву верности. В общине было строгое подчинение начальству. Община разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем они разделялись так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Имелись свои судьи. Доходами распоряжались избранные попечители и священники. Они помогали бедным, включая тех которые не принадлежали к их общине.

Святые о ессеях

1. За этой ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссеев. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны набатеев , из Итуреи , из страны Моавитской и Ариэлитидской . Род оссеев, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним впоследствии, во времена царя Траяна , по пришествии Спасителя, присоединился так называемый Элксай (Ἠλξαΐ), который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее (Ἰεξαῖον), брате первого. Это был человек непостоянного нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейского образа мыслей, жил он не по Закону , вводил одно вместо другого, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею - небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.

Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси оссеев, остатки которой и доныне есть в той же земле набатеев и в Перее , смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями (Σαμψαίων). Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «эл» - «сила» и «ксай» - «сокровенный». Но все эти горделивые усилия обличены и сильно постыжены людьми, способными уразуметь и в точности исследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Мартус (Μαρθοῦς) и Мартане (Μαρθάνα), двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись как божествам, потому что происходили они от семени упомянутого выше Элксая. Мартус умерла недавно, а Мартана жива и доныне. Их слюни и другие телесные нечистоты заблуждавшиеся еретики разносили по той стране для врачевания болезней. Действия от них не было, но заблуждающийся всегда упорен и готов отдаться в обман, потому что порок есть слепота и заблуждение есть недостаток благоразумия. Но долго ли тратить мне время, рассказывая об этом чародее все то, что лгал он против истины?

3. Во-первых, учил отрицаться от веры, говоря, что в скверных идольских жертвах можно участвовать лицемерно; потом к обману слушателей утверждал, что можно от собственной своей веры отрекаться устами - и не иметь греха. Посему болезнь еретиков была неисцелена и не оставалось возможности их исправить. Ибо если уста, исповедующие истину, предуготованы на ложь, кто поверит им, что сердце их не исполнено обмана, когда Божие слово, поучая Духом Святым, ясно говорит: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10)? Кроме того, он исповедует, правда, Христа по имени, говоря: Христос - великий Царь; но по причине хитрого и сбивчивого словосочинения в книге его пустословий мало понял я, о Господе ли нашем Иисусе Христе говорит он? Ибо не определяет этого, но просто называет Христом, как будто, сколько поняли мы, означает или ожидает некоего другого. Он запрещает молиться на восток, говоря, что должно не восток иметь в виду, но из всякой страны обращать лице к Иерусалиму , и кто молится с востока, тому иметь в виду Иерусалим, обращаясь на запад, а кто с запада, к нему же должно обращаться на восток: а с юга и полдня - на север, и с севера - на полдень, чтобы везде лице было прямо против Иерусалима. И смотри, какое сумасбродство у обманщика! Проклятию предает жертвы и жертвоприношения, как чуждые Богу, и вовсе никогда не приносившиеся Богу отцами и по Закону, и говорит, что должно молиться там в Иерусалиме, где были жертвенник и жертвы, отрицая между тем и ядение мяса иудеями, и иное, и жертвенник, и огонь как чуждый Богу. А что угодна Богу вода, огонь же чужд, сие выражает он следующими словами: не идите, чада, на вид огня, потому что вы в заблуждении; такой вид есть заблуждение; ибо видишь, говорит он, что огонь весьма близко, а он далеко от тебя; не идите на вид его, а идите лучше на глас воды. И мифологии его многочисленны.

4. Потом изображает Христа, что Он есть некая сила, и означает меру Его: длину двадцати четырех схин, то есть девяноста шести миль, ширину шести схин - двадцати четырех миль; а подобно сему придаст чудесную толщину, мифословя о ногах и о прочем. Говорит, что есть и Дух Святой, и что Он женского пола, подобен Христу, в виде кумира, стоит на облаке между двух гор. О прочем умолчу, чтобы слух читателей не приучить к мифословию. Некими же словами и пустыми звуками обманывает, напоследок в книге говоря: никто не доискивайся толкования, но произноси только это в молитве; сами же речения перенес из еврейского языка; почему понимаем отчасти, что ничего не значат его мечты. Ибо приказывает говорить: абар анид моиб нохилэ даасим анэ даасим нохилэ моиб анид абар селам (ἀβὰρ ἀνὶδ μωῒβ νωχιλὲ δαασὶμ ἀνὴ δαασὶμ νωχιλὲ μωῒβ ἀνὶδ ἀβὰρ σελάμ). Слова эти в переводе объясняются так: да мимо идет унижение, последовавшее от отцов моих, по причине осуждения их, попрания их и труда их, попранием в осуждении ради отцов моих, от мимошедшего унижения в апостольстве совершенства. На нем же исполняется все сие, потому что истощаются сила его и заблуждение. Если же кто из любви к утонченным исследованиям пожелает слышать перевод каждого слова одного за другим; то не замедлим сделать и это, и, удовлетворяя во всем тех, кому угодно с мелочною требовательностью слышать самые речения еретика, рядом с каждым из сих речений выставим и перевод. Он таков: «абар» - «да мимоидет», «анид» - «унижение», «моиб» - «которое от отцов моих»; «нохилэ» - «осуждения их»; «даасим» - «и попрания их»; «ани» - «и труда их»; «даасим» - «попранием», «нохилэ» - «в осуждении»; «моиб» - «ради отцов моих»; «анид» - «от унижения»; «абар» - «мимошедшего»; «селам» - «в апостольстве совершенства».

5. Такова упомянутая выше ересь оссеев: она держится иудейского образа жизни в том, что субботствует , обрезывается и делает все, требуемое Законом, а отвергает только, подобно назареям , книги. Но в этом расколе есть разности с другими из сих шести ересей. В опровержение ее достаточно будет сказать, что она чужда Богу, потому что Господь ясно говорит: «священники в храме нарушают субботу» (Мф. 12:5). Какое же это осквернение субботы? То, что в субботу никто не делает никаких дел, а священники, совершающие в храме жертвы, нарушали субботу, оскверняя непрестанным приношением в жертву животных.

Миную и эту ересь, потому что этот Элксай сходится еще с эбионитами , бывшими по Христе, и с назареями , появившимися еще позднее. Им пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблуждением, именно: эбиониты, потом назареи, оссеи, прежде него и с ним вместе бывшие, и назареи , выше мною представленные.

А чудные ессеи, разве не жили они, по свидетельству пророка Иеремии , именно иноческой жизнью? Иосиф евреин пишет, что они презирали брак и отвращались, как от зла, от наслаждений, живя в целомудрии и воздержании, приходящих же к ним и желающих подражать их житию принимали не просто так, но сначала требовали от них страшных клятв среди народа в храме. Приходящие прежде всего клялись жить благочестиво и служить всей чистой душой и телом Богу, затем – быть справедливыми с людьми и до самой смерти отвращаться от сладостной и приятной жизни. Кроме того, клялись не забывать ни одного предания, во всем придерживаться этих боголепных начинаний. Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена

ЕССЕИ Эллинизированное слово - от еврейского Аса, "целитель". Таинственная секта иудеев , которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря per millia saeculorum - в течение тысяч веков. "Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие - что может быть правильной теорией - потомками Беним-набим Библии, и считают, что они были "кенитами" и назаритами . У них было много буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели тоже имя. Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние христиане , что более чем вероятно. Определение "брат", употреблявшееся в ранней Церкви, было ессеанским; они составляли общину или койнобион - коммуну, подобно ранним новообращенным." ("Раз. Изида".)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ЕССЕИ – от Аса, целитель. По словам Плиния – секта иудеев, жившая вблизи Мертвого моря «per millia saeculorum» – тысячи лет. Некоторые думают, что это были фарисеи-экстремисты; другие полагают, что может быть и есть правильная теория, что они потомки библейских Беним набим и считают их «кенитами» и «назареянами». У них было много буддийских идей и обычаев. Следует отметить, что священнослужители Великой Матери в Эфесе, Диана-Бхавани со многими грудями, тоже назывались этим именем. Евсевий и за ним Де Квинси заявляли, что они то же самое, что и ранние христиане, что более, чем вероятно. Обращение «брат», применявшееся в начальной христианской церкви, было ессенианское; они представляли собою братство или койнобион, общину, как первые христиане Примечательно, что только саддукеи или задокиты, каста священнослужителей и их последователи, преследовали христиан; фарисеи, в общем, были схоластичны и мягки и часто становились на сторону христиан. Яков Справедливый оставался фарисеем до своей смерти; но Павел или Ахер считался схизматиком.

«Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои великие и малые Мистерии. Они были Изаримы, или Посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрестанными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов был свой обряд искупления, совершавшийся в Мистериях Посвящения за века до того как появились гностики или даже ессеи.

Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои «великие» и «малые» мистерии. Они были изаримы или посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрерывными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов было свое искупление, совершавшееся в мистерии посвящения за века до того, как появились гностики или даже ессеи. Оно было известно у иерофантов под названием крещение крови и не считалось искуплением за «грехопадение человека» в Эдеме, но просто как искупление за грехи прошлого, настоящего и будущего невежественного, но тем не менее развращенного человечества.

Старейшие назареи, потомки Назаров Священного Писания, чьим последним выдающимся водителем был Иоанн Креститель, хотя и не считались очень правоверными у писцов и фарисеев Иерусалима, все же уважались и никто им не досаждал. Даже Ирод «боялся масс», так как те считали Иоанна пророком [Матфей, XIV, 5]. Но последователи Иисуса, очевидно, принадлежали к секте, которая стала еще более причиняющим боль шипом у них в боку. Это выглядело, как одна ересь внутри другой, ибо в то время как назары старины, «Сыны Пророков», были халдейскими каббалистами, адепты новой, держащейся особо секты с самого начала показали себя реформаторами и новаторами. Большое сходство, найденное некоторыми критиками между ритуалами и обычаями ранних христиан и ессеев может быть объяснено без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были новообращенные буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки, усердного пропагандиста, исходили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время; и хотя очевидно, что ессеям принадлежит честь иметь назаретского реформатора Иисуса в качестве своего ученика, все же последний, как оказалось, разошелся со своими прежними учителями по нескольким вопросам формального ритуала. Его нельзя по-настоящему назвать ессеем по причинам, которые мы укажем в дальнейшем; также он не был назаром или назаритом старшей секты.

< ... >

Но в «Гностиках» Кинга мы находим цитату из другого сообщения Иосифа, из стиха 13-го, в котором говорится, что ессеи поселились на берегах Мертвого моря «за тысячи веков» до времени Плиния.

< ... >

Очевидно, что терапевты Филона являются ответвлением ессеев. На это указывает их название – Έσσαϊοι, Асайа, врач. Отсюда эти противоречия, подделки и другие отчаянные уловки, чтобы приладить пророчества еврейского канона к рождению и божественности Галилеянина. Лука, который был врачом, в сирийских текстах назван Асайа т. е. ессаин или ессеи. Иосиф Флавий и Филон Иудей достаточно описали эту секту, чтобы не оставить в наших умах никаких сомнений, что назарейский реформатор, после того как получил образование в их обителях в пустыне и был надлежащим образом посвящен в мистерии, предпочел свободную и независимую жизнь кочующего назария: и таким образом отделился или отназарился от них, становясь путешествующим терапевтом, назариа, целителем. Каждому терапевту, до того как покинуть общину, приходилось проделать то же самое. И Иисус и Св. Иоанн Креститель проповедовали конец Века; что доказывает их знание сокровенных вычислений жрецов и каббалистов. которые, так же как и главы общин ессеев, единственные знали тайну длительности циклов. Последние были каббалистами и теургами; по словам Мунка – «у них были свои мистические книги, и они предсказывали будущее» .

Данлэп, чьи личные исследования, кажется, были вполне успешны в этом направлении, – установил, что ессеи, назареи, доситеяне и некоторые другие секты, все существовали до Христа:

«Они отвергали удовольствия, презирали богатство, любили один другого и более чем другие секты пренебрегали браком, считая победу над страстями добродетелью», – говорит он [142 . II. предисловие, с. XI].

Все эти добродетели проповедовались Иисусом; и если мы должны считать Евангелия содержащими истину, то Христос был верующим в метемпсихоз или перевоплощение – опять как эти же ессеи, которые, как мы видим, были пифагорейцами по всем своим доктринам и привычкам. Ямвлих утверждает, что Самосский философ провел некоторое время на горе Кармил с ними В своих беседах и проповедях Иисус всегда пользовался притчами и метафорами. Это опять-таки была привычка ессеев и назареев; галилеяне, жившие в городах и деревнях, поскольку известно, никогда не прибегали к таким аллегорическим выражениям.

«Евангелие мира от ессеев» иногда называют просто "Евангелие мира", "Евангелие ессеев" или реже - «Евангелие ессеев от Иоанна».

Отрывки из него очень любят цитировать в кругах сыроедов, вегетарианцев, а также религиозных групп, которые «уличают» христиан во лжи и обвиняют их в заговоре по «сокрытию того, чему на самом деле учил Христос». То есть в тех группах, которые состоят в явной или скрытой оппозиции к христианству.

Действительно, вы никогда не услышите ни строчки из «Евангелия мира» от православного священника. Почему?

Просто потому что ессеи (так называлась древняя иудейская община, секта ревностных иудеев, которая существовала со 2-го века до Р.Х. по 1-й век после Р.Х) не писали это евангелие. Оно даже не является древним апокрифом. Но об этом чуть ниже.

А пока отметим, что вышеупомянутые группы (в основном, это различные секты) заявляют, что Иисус Христос обучался у ессеев и именно от них почерпнул свои знания, которые потом и проповедовал. Иногда они понимают текст наоборот - что Иисус учился где-то (например, в Тибете или Индии), а потом проповедовал самим ессеям. В этом они как раз и опираются на «Евангелии мира», которое рассказывает о том, как Иисус проповедовал группе «больных и увечных» иудеев, а они слушали эти новые истины, затаив дыхание. На реальные исторические источники эти секты обычно не опираются.

Чтобы убедиться в том, что "Евангелие мира" не имеет отношения к древней общине ессеев, достаточно немного узнать о самих ессеях и их верованиях, и сопоставить эти данные с «Евангелием мира». Конечно, важен также вопрос, откуда появилось само "Евангелие мира".

Основные противоречия между историческими сведениями о ессеях и «Евангелием мира» таковы:

  • Иисус из «Евангелия мира» для очищения от внутренней и внешней скверны и греха рекомендует очень простой способ: принимать воздушные, водные и солнечные ванны, причем это сводится к простому внешнему действию и наслаждению процессом. Однако, найденный археологами во второй половине 20-го века устав общины ессеев сообщает прямо противоположное: без покаяния и послушания общине очиститься никакой водой нельзя. Тот, кто пренебрегает установлениями общины, «не удостоится прощения и не очистится водой очищения, не освятится морями и реками и не очистится всей водой омовения, нечист, нечист будет во все дни, пока отвергает законы Бога ... ибо духом совета Божьей правды искупаются пути человека » (Амусин, 1Q S V, 13-14).
  • Иисус из «Евангелия мира» запрещает есть замороженную пищу (стихи 535-536). Одним этим «Евангелие от ессеев» изобличает само себя: в жаркой палестинской пустыне, где жили ессеи, даже в гористой местности нет ни единой снежной шапки, равно как и в остальной Палестине, где проповедовал реальный Иисус Христос.

Замороженная пища просто не могла быть массово используемым продуктом как 2000 лет назад, так и до самого изобретения холодильников.

  • Вегетарианцы на основании «Евангелия мира» утверждают, что ессеи не ели мяса. Однако известно, что ессеи выращивали скот и избегали отношений с торговцами . Зачем выращивать скот, если не продавать его? Ясно, что для употребления в пищу, как и заповедано законом Моисея, который ессеи чтили даже больше, чем другие иудеи.
  • Известно, что изучение писаний было одним из главных занятий у ессеев, так как они были одной из иудейских сект и отличались особой ревностью к Закону Моисея . По свидетельству Иосифа Флавия, они подолгу упражнялись в священных книгах и свято чтили их. Но Иисус из «Евангелия мира» заявляет слушающим его иудеям: «Не ищите закон в ваших книгах с писаниями, ибо закон есть жизнь, писания же мертвы » (ст. 77). То есть он объявляет мертвыми те писания, которые для реальных ессеев были непреложны и святы, и изучению которых они уделяли треть каждой ночи. Истинный ученик ессеев никогда бы не сказал такого о Законе Моисея и других иудейских писаниях. А если бы какой-нибудь проповедник порекомендовал ессеям так относиться к священным книгам, то они бы его в лучшем случае выгнали взашей.
  • Кроме того, ессеи принимали кого-либо в свою общину только после трехлетнего испытания. Совершенно невероятно, чтобы они слушали первого встречного проповедника и бросались выполнять его рекомендации по первому зову, как это излагает "Евангелие от ессеев".
  • Как строгие последователи иудейского закона, ессеи были ревностными монотеистами. Из книги Бытия они усвоили, что есть Бог Творец, который создал материю (землю) , светила и все остальное. То есть земля – это не божество, а тварная неживая материя. Можно сказать, что это убеждение стало главной предпосылкой научного мировоззрения, которое потом смогло развиться в христианской культуре. Но Иисус из «Евангелия от ессеев» призывает поклоняться «Матери-Земле и Отцу Небесному» (это режет христианский слух, но очень нравится родноверам). Однако, за одну такую рекомендацию любого проповедника забили бы камнями не только сами ессеи, но и другие законопослушные иудеи, потому что эта рекомендация ведет к нарушению первой и второй заповедей – основы Закона Божия (почитать Единого Бога и не поклоняться другим богам).

Это только некоторые противоречия «Евангелия мира от ессеев» с жизнью реальных ессеев.

Еще больше противоречий между этим произведением и каноническими евангелиями, но их разбор не стоит в задачах данной статьи. Более того, многие места из «Евангелия мира от ессеев» для христианского уха звучат прямо кощунственно и хулительно , и вряд ли это будет сильно зависеть от конфессии. Отметим только, что рецепты счастливой жизни, которые даются в этом «Евангелии», известны еще со времен встречи Евы со змием, например: «Пусть вес вашей ежедневной пищи будет не меньше одной мины, но смотрите, чтобы он не был более двух. Тогда ангелы Бога будут вечно служить вам , и вы никогда не впадете в рабство Сатаны и его болезней ». Звучит также многообещающе и просто, как съешьте плод и «будете как боги» (Быт, 3:5). В целом же характер изложенного в "Евангелии мира" учения носит явный оккультно-эзотерический характер.

Между жизнью христианам и исторических ессеев, конечно, можно отметить внешние сходные черты: общие трапезы, отказ от своего имущества в пользу ближнего и другие. Но при внимательном изучении становится очевидно, что учения первых христиан и ессев совершенно различны в главных вопросах : вопросах мессианства, посмертной участи, ритуальной чистоты, праведности, отношения к закону, браку, пище и многому другому, но это вопрос отдельный.

Так откуда взялось это «Евангелие мира от ессеев»?

Некто Эдмонд Бордо Секей (иногда его фамилию переводят как Шекли), специалист по древним языкам, заявил, что в 1923 году он нашел некие древние тексты - не где-нибудь, а прямо в «секретных архивах Ватикана», и перевел их. Да, именно так он и заявил: получил беспрепятственный доступ в секретные архивы Ватикана и сам, в одиночку , все перевел.

Вообще, подобными текстами обычно занимаются целые группы ученых, а не отдельные личности, иначе это неизбежно грозит субъективным толкованием переводимого текста, искажением его смысла. Да и пускают ли простых переводчиков в "секретные архивы Ватикана"?

В 1928 году Секей уже организовал свое Биогенетическое сообщество, религиозную группу наподобие секты, куда привлекал адептов с помощью пропаганды здорового образа жизни. Собственно, многие секты так поступают и сегодня.

Заявленные переводы так называемых «текстов ессеев» привлекли к себе внимание последователей различных вероисповеданий, но оригинальные манускрипты так и не были найдены или предъявлены, из-за чего современные исследователи религий считают их фальсификацией.

В более поздних изданиях «Евангелия от ессеев» на титульной странице были изображены некие свитки, но оказалось, что это инвертированные (перевернутые) снимки Кумранских рукописей, найденных в 1947 году, взятые из книги профессора Миллара Барроуза «Свитки Мёртвого моря» (1958 г.), а не оригинальные манускрипты, с которых, якобы, переводил Секей.

Также теолог Лундского университета Пер Бесков расследовал притязания Секея в «Странных сказках о Христе». Но Ватикан, так и Национальная библиотека Вены опровергли существование исходного манускрипта. Представители Ватикана также отрицают, что Секей был допущен в архивы Ватикана в 1923г. – в простые архивы, не то что «секретные».

Многих, кто поверхностно знаком с христианством, ввело в заблуждение нарочитое использование евангельского стиля и вставка перефразированных новозаветных выражений в произведение Секея. В связи с этим просим наших читателей быть внимательнее при выборе источников для ознакомления с христианством.

Источники:

  1. Иосиф Флавий, Иудейская война, книга 2., гл.8.
  2. И.Д. Амусин, Находки у Мертвого моря, гл.2, 1963 г.
  3. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Ессеи -
  4. Эдмонд Бордо Секей - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EA%E5%E9,_%DD%E4%EC%EE%ED%E4_%C1%EE%F0%E4%EE
  5. Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов.