Эгофутуристы. Игорь северянин Игорь северянин как представитель футуризма

Слайд 1

«Эгофутуризм» Игоря Северянина
БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МБОУ «СОШ №5» г. Алексина Тульской области

Слайд 2

Футуризм как литературное течение родил-ся в Италии. Его теоретиком был философ Филиппо Маринетти, которому принад-лежат футуристические манифесты, воспе-вающие бунт и дерзость. Европейский фу-туризм оказал влияние на русский. Русский футуризм имел много схожего с русским нигилизмом: в основу философии и у тех и у других положено не утверж-дение, а отрицание. Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда вышел в свет 1-й футуристический сборник «Садок Судей» (авторы: Д.Бурлюк, В.Хлебников и В. Каменский). Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х гг.
Возникновение течения

Слайд 3

Футуризм (от лат. futurum – будущее) - самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Его представители отрицали художественное и нравственное наследие. Выйдя на арену лите-ратурной борьбы, они заявили, что всё накопленное старой культурой нужно не обновлять, а унич-тожать. Первая декларация футуристов «Пощё-чина общественному вкусу» вышла в 1912 г. Молодые поэты (Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Маяковский, В. Хлебников) заявили о своём презрении к «здравому смыслу» и «хорошему вкусу», выразили ненависть к существовавшему до них языку и решили «сбросить Пушкина, Досто-евского и Толстого с Парохода Современности». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Новое течение - поединок с культурой

Слайд 4

Группировки
кубофутуристы, или поэты «Гилеи» эгофутуристы группа «Мезонин поэзии» объединение «Центрифуга»
Д. Бурлюк В. Хлебников В. Каменский В. Маяковский А. Кручёных И. Северянин И. Игнатьев К. Олимпов В. Гнедов и др. В. Шершеневич Хрисанф Р. Ивнев и др. Б. Пастернак Н. Асеев С. Бобров К. Большаков и др.

Слайд 5

Эгофутуристы Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», то есть «я» поэта. Самый яркий эгофутурист - Игорь Северянин (настоящие имя и фамилия - Игорь Васильевич Лотарёв) выдвинул идею торжества личности (отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих): Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоён: / Я повсеградно оэкранен. / Я повсесердно утверждён!

Слайд 6

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шен-шиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали её также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезын-тересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай. В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Впервые опубликовался в журнале "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Псевдоним появил-ся позднее.

Слайд 7

Кстати, сам Игорь-Северянин писал его именно через дефис: как второе имя, а не фамилию. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древне-русского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царствен-ным» именам и означало место особенной любви. Но традиция писать «Северянин» как фами- лию закрепилась так же, как традиция толковать поэта одно-сторонне по его "экстазным" стихам.

Слайд 8

Одно из первых ярких впечатлений – влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта.
Идет весна в сиреневой накидке, В широкой шляпе бледно-голубой, И ландышей невидимые струйки Бубенчиками в воздухе звучат... Она, смеясь, мои щекочет нервы, Кокетничает мило и остро... Я к ней спешу, и золотою Златой Вдруг делается юная весна, Идущая в сиреневой накидке, В широкой шляпе бледно-голубой... Я беден был, и чем я был беднее, Тем больше мне хотелось жить... Из автобиографического романа в стихах “Падучая стремнина”

Слайд 9

Юношеские опыты не привле-кали внимания читателей и критики, и поэту пришлось из-дать (с 1904 по 1912 г.) более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счёт, рассылая их на отзыв в редакции жур-налов и именитым людям («Зарницы мысли» (1908 г.), «Интуитивные краски» (1908 г.), «Колье принцессы» (1910 г.), «Электрические стихи» (1910 г.) и др.).

Слайд 10

В 1909 Лев Толстой пришел в него-дование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упру-гость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «…С легкой руки Толс-того … меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, уст-роители благотворительных вече-ров усиленно приглашали принять в них – вечерах, а может быть, и в благотворителях – участие».

Слайд 11

Чем так привлекал поэт своих читате-лей-современников? Северянин очаро-вывал необычным, ярким, новым - зву-ками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивос-ти». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и прин-цессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гости-ные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликё-ры... В этом мире скорость, красота, лю-бовь, молодость, роскошь, «высь сфер» - экзотическое, уникальное и в то же время современное.

Слайд 12

Об этом необыкновенном мире пи-сать надо было необыкновенно: и Се-верянин изобретал новые жанры. Названия большинства - неологизмы: миньонет, синематограф, квад-рат квадратов, эгополонез, поэмет-та, ассосонет, эскиз, диссона, газэл-ла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят ха-рактер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряженный сюжет.

Слайд 13

В 1911 г. Игорь Северянин вместе с поэтом К. Олим-повым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он ма-нифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбова-ние и самовосхваление при- нимали гипертрофированные - на грани пародии и пош-лости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён».
А.Н. Чеботаревская, Ф. Сологуб, В. Баян, Б.Д. Богомолов и И. Северянин

Слайд 14

Лозунги «эгофутуризма»:
Душа - единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со «стереотипами». Разнообразие метров. (Где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!)

Слайд 15

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873- 1924), тогдашний поэтический мэтр, на-писал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопрово-див его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой «Восхо-дит новая звезда». Затем Федор Со-логуб пригласил поэта в турне по Рос-сии, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. Успех нарастал.

Слайд 16

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громо-кипящий кубок». Вскоре Игорь Севе-рянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объеди-нениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском», «Виктория Регия», «Поэзоантракт» (1915 г.) и др. Они не прибавили ничего нового в сложив-шийся облик салонно-будуарного по-эта, разочаровали серьезных читате-лей, возлагавших на Северянина на-дежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

Эгофутуризм - это течение в русской литературе, которое сформировалось в начале XX века, в 1910-е годы. Оно развилось в рамках футуризма. Помимо общих футуристических черт, оно отличалось использованием иноязычных и новых слов, культивированием рафинированности ощущений, показным себялюбием.

Рождение течения

Эгофутуризм - это литературное направление, которое сложилось вокруг его самого известного представителя Игоря Северянина. В 1909 году у него появилось несколько последователей среди петербургских поэтов. Через два года они основали кружок под названием "Ego".

После этого сам Северянин выпустил брошюру "Пролог (Эгофутуризм)", которую разослал во все газеты. В ней он попытался сформулировать, что это эгофутуризм.

Литературное течение достаточно быстро стало модным и успешным. Представители эгофутуризма того времени - Георгий Иванов, Константин Олимпов, Стефан Петров, Павел Широков, Павел Кокорин, Иван Лукаш.

Основав общество, они стали рассказывать, что эгофутуризм - это новое направление современной литературы, которое должно принципиально отличаться от всего, что было раньше. Для этого издавались манифесты и листовки. При этом принципы нового литературного направления формулируются в эзотерических и абстрактных выражениях.

Интересно, что при этом предтечами эгофутуризма называют поэтов "старой школы". Например, отца Олимпова Константина Фофанова и Мирру Лохвицкую.

Собственные произведения эгофутуристы называют не стихотворениями, а поэзами.

Развитие эгофутуризма

Самое первое творческое объединение достаточно быстро распадается. В конце 1912 года Северянин отделяется, начав набирать стремительную популярность сначала среди символистов, а потом и среди широкой публики.

После этого пропаганду этого литературного течения берет на себя Иван Игнатьев. На тот момент ему всего 20 лет. Он основывает "Интуитивную Ассоциацию", начинает писать стихи и рецензии, даже теорию эгофутуризма. С литературное течение оказывается сильно связанным, так как преследует те же принципы авангарда. В стихосложении поэтов обоих направлений больше интересует форма, чем содержание.

"Петербургский глашатай"

В 1912 году появляется первое футуристическое издательство. Оно начинает издавать книги самого Игнатьева, а также Василиска Гнедова, Вадима Шершеневича. Эгофутуристы активно публикуются в газетах "Нижегородец" и "Дачница".

В первые годы своего существования противопоставляются эгофутуризм и кубофутуризм по стилистическому и региональному признаку. Это своеобразное противостояние между Москвой и Петербургом. Представителями кубофутуризма в поэзии были Ольга Розанова.

В 1914 году проходит первое совместное выступление эгофутуристов в Крыму с будетлянами, как еще называли кубофутуристов. Северянин некоторое время сотрудничает с ними, выпуская "Первый журнал русских футуристов", но затем окончательно отдаляется.

Издательство "Петербургский глашатай" закрывается в 1914 году, когда Игнатьев кончает жизнь самоубийством. Он перерезает себе горло на следующий день после свадьбы. Причины этого поступка до сих пор остаются неизвестными.

С тех пор книги эгофутуристов преимущественно выходят в "Очарованном страннике" и "Мезонине поэзии".

Стремительность и кратковременность

Именно этими двумя определениями можно охарактеризовать эгофутуризм. Это было неровное и весьма непродолжительное явление в русской литературе. Внимание критики и публики было приковано к Северянину, который держался отстраненно от остальных.

Большинство представителей этого течения быстро изживали свой стиль, ища себя в других жанрах. Например, многие в 1920-е годы ушли в имажинизм, который фактически был подготовлен эгофутуристами.

В 20-е годы традиции этого направления пытались поддержать петроградские литературные группы: "Кольцо поэтов им. К. М. Фофанова" и "Аббатство гаеров". Но успеха не добились. "Кольцо поэтов" вовсе было закрыто в 1922 году по распоряжению ЧК.

Многие эгофутуристы, оставшиеся в России, были репрессированы. Такая судьба ждала Константина Олимпова, Василиска Гнедова, Грааля Арельского.

Самый яркий представитель

Имя Игоря Северянина с эгофутуризмом уже давно прочно ассоциируется. Настоящая фамилия этого поэта Лотарев. Он родился в Санкт-Петербурге в 1887 году.

По его утверждениям, образование получил в реальном училище в Череповце, окончив четыре класса. В 1904 году уехал в город Дальний на территории современного Китая, жил в Порт-Артуре. В Петербург вернулся незадолго до начала Русско-японской войны.

В то же время начал регулярно публиковаться. Его первые восемь брошюр сам поэт предлагал объединить в цикл "Мировая война". С 1907 года начинает подписывать свои книги псевдонимом. Причем в авторской версии он выглядел как "Игорь-Северянин". Это был акт инициации, поэтому своеобразная мифологема и оберег.

Именно с публикации брошюры "Пролог эго-футуризма" принято вести отсчет существования нового литературного направления. При этом со своими сторонниками и последователями он пробыл недолго. Отделился от них, заявив, что выполнил свою задачу.

В 1913 году выходит знаменитый сборник в стиле эгофутуризма Северянина под названием "Громокипящий кубок". В том же году он дважды выступает совместно с Владимиром Маяковским, а в 1914 году отправляется в турне по югу страны.

Король поэтов

Именно во время одного из выступлений с Маяковским Северянин получил титул Короля поэтов. Свидетели утверждают, что сама церемония сопровождалась шутливым увенчанием венком и мантией, но сам поэт отнесся к этому с полной серьезностью.

Выступление состоялось в зале Политехнического музея в 1918 году. Очевидцы вспоминают, что выборы сопровождались страстными криками и спорами, а в перерыве едва не случилась драка между сторонниками Маяковского и Северянина.

Северянин был признан королем, опередив Маяковского всего на 30-40 голосов. На шею победителя был возложен миртовый венок, взятый на прокат из ближайшего похоронного бюро. Венок свисал до колен, но Северянин продолжал читать стихи уже в ранге короля поэтов. Короновать хотели и Маяковского, как вице-короля, но он отказался надевать венок, вскочил на стол и прочитал третью часть поэмы "Облако в штанах".

Жизнь в эмиграции

Вскоре после этого Северянин уехал, оказавшись в вынужденной эмиграции. Со своей гражданской женой он уезжает в Эстонию. С 1919 года начинает выступать с концертами. Всего за время жизни в этой стране состоялось несколько десятков его выступлений, последнее в 1940 году по случаю 35-летия творческой деятельности.

В 1921-м он расстается со своей гражданской супругой Волянской ради венчания с Фелиссой Круут. При этом поэт полностью отказывается от эгофутуризма в пользу простой и реалистической поэзии. В эмиграции он издает много сборников стихов, в которых чувствуется его ностальгия по Родине, они совершенно не похожи на все, что он писал в России.

К тому же, он стал первым крупным переводчиком на русский язык эстонской поэзии. Много гастролировал по Европе, побывав в Германии, Польше, Чехословакии, Финляндии, Литве и Латвии. В 1931 году состоялось два его выступления в Париже.

Зиму 1940-1941 годов поэт провел в Пайде в центральной части Эстонии. Он постоянно болел. Когда началась война, он хотел эвакуироваться в тыл, но не смог этого сделать по состоянию здоровья. В октябре 41-го он умер от сердечного приступа в возрасте 54 лет.

Глава III. Игорь Северянин и футуризм

Современные литературоведы по-разному характеризуют ситуацию, сложившуюся в литературоведении после 1910 года, однако главные события 1910 года стали определяющими символами времени и эпохи. 1910 — год смерти Л. Н. Толстого, М. А. Врубеля, В. Ф. Комиссаржевской. Но это и дата гибели агонизировавшего с 1909 года символизма. Гибель символизма была лишь физической, формальной, имманентной, после нее осталось трансцендентное, то, что историки-литературоведы называют традицией, эволюцией, а философы — духом, ощущением эпохи. Многим поэтам, писателям, художникам десятых годов присущ экзистенциальный страх, тоска, неврастения, эсхатологическое настроение, демонизм.

Начало десятых годов русской литературы и культуры в целом было грозовым. В литературу вошел дух всеразрушения, стихия «разрушающего созидания», ломки, отрицания, дух волевой. Не зря Б. Лившиц определяет современную ему литературную ситуацию «потоком разноустремленных воль» (85; 350). Все группы, течения образовывались ураганно, стихийно.

Можно ли связать «заумь» А. Крученых и «прекрасную ясность» М. Кузмина? Как согласовать насыщенный лирический и драматический психологизм А. Ахматовой и мифопоэтический подход к истории В. Хлебникова, устранявшего лирического субъекта из внутритекстового мира? Эти поэты принадлежат к заведомо противоположным группировкам. И, тем не менее, как пишет И. П. Смирнов: «эстетическая действительность начала 1910-х годов обладала скрытым структурным каркасом. Недаром такими нестабильными по составу были внешне не сходные литературные товарищества, постоянно обменивавшиеся участниками» (358; 103). Действительно, поэты свободно переходили из одной группы в другую. И поэтому не случайно литературоведы пытаются выявить единый стержень этих групп.

Метафизическое ощущение эпохи в десятые годы было декадентским, разрушительным. Искусство, с одной стороны, тяготело к синтезу (символизму), с другой — к аналитизму. Начиная с 1910 года аналитическая (разрушительная) тенденция в искусстве стала доминировать.

В 1909 году в Росси появилось слово «футуризм». Журнал «Вестник литературы» сообщал: «Футуризм — это слово новое в литературе, как были новы слова романтизм, символизм и другие измы , — пущено в обращении пока только в Италии и Франции группой литературных новаторов во главе с молодым поэтом Маринетти, редактором миланского журнала "Poesia"» (106; 120). Теоретик футуризма Филиппо Томмазо Маринетти опубликовал свой знаменитый манифест 20 февраля 1909 года в субботнем выпуске парижской газеты «Фигаро».

«Академия эго-поэзии», «Кубофутуризм», «Центрифуга» и «Мезонин поэзии», оспаривали право остальных называть себя футуристами.

В манифесте «Пощечина общественному вкусу» (декабрь 1912) футуристы впервые заявили: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Этот максималистский тезис футуристов, направленный против Пушкина и классиков XIX века, буквально взорвал литературную общественность и вызвал шквал обвинений в варварстве, безумии и бездарности молодых авторов сборника, которых в печати стали называть «футуристами». Выдвинув в этом манифесте новую эстетическую программу и новые принципы поэтики, футуристы, отвергавшие традиции русской классической литературы и искусства, развивали и закрепляли ее в других своих манифестах, воззваниях и публичных выступлениях.

Тогда же, в феврале 1913 г., была напечатана еще одна, вторая, листовка под прежним названием — «Пощечина общественному вкусу», по сути, — новый коллективный манифест, в котором Хлебников провозглашался его соратниками «великим поэтом современности», несущим «с собой Возрождение Русской литературы». Пожар футуризма охватил и захватил литературную молодежь.

Имя Игоря Северянина широкой читающей публике было еще неизвестно. Поэт готовил к изданию сборник «Ручьи в лилиях», хотел заявить о себе, кроме стихов, чем-то, что бы «зацепило» читателя. И Северянин придумывает слово «эгофутурист», что означает — «Я — в будущем». В январе 1912 года под флагом эгофутуризма вокруг Северянина объединились Константин Олимпов (сын К. М. Фофанова), Георгий Иванов (вскоре оставивший группировку), Грааль-Арельский, которые подписали «Скрижали Академии эгопоэзии».

Сомнения в принадлежности поэзии Северянина к футуризму были заявлены еще в критике десятых годов XX века. Исследователи творчества Северянина единодушны в том, что Северянина захватил не футуризм и не пресловутое Эго. Все объяснялось проще. Поэтическое имя можно было приобрести, причислив себя к некоему сверхновому, что появилось в десятые годы в поэзии и мировосприятии. Таким явлением стал итальянский футуризм. Русский футуризм имел мало общего с итальянским, но он влил свежую, новую струю в поэтическую жизнь России начала XX века.

Эгофутуриста Северянина не привлекали манифесты Маринетти, расчлененность форм, разложение на составляющие. Аналитизм кубофутуристов, как в живописи, так и в поэзии, также был далек от взглядов и интересов поэта. Если проводить аналогии между Северяниным и живописью, то уместнее будет сравнить его поэзию с импрессионизмом в живописи, чем с кубизмом. Но эгофутуризм Северянина все же имеет точки соприкосновения с кубофутуризмом: Северянин, как и кубофутуристы, воспринял бунтующий революционный пафос эпохи. Поэт, как и кубофутуристы, занимался расширением русского лексикона, искал новые формы и образы. Однако критики и современники Северянина, и в первую очередь, К. Чуковский и Вл. Ходасевич изначально выразили свои сомнения в принадлежности И. Северянина футуризму.

Вл. Ходасевич замечал: «То, что с первого взгляда наиболее выразительно в стихах Северянина и за что пришлось ему вынести всего больше нападок и насмешек, то в действительности меньше всего дает право говорить о каком бы то ни было футуризме: я имею в виду язык его поэзии. Такие слова как «офиалчить», «окалошить», суть самые обыкновенные глагольные формы, образованные от существительных, прилагательных и других частей речи. Слов, образованных точно также, сколько угодно встречаем в языке повседневном. Еще Жуковский в «Войне мышей и лягушек» сказал: «Край наш родимый надолго был обезмышен». Слово «ручьится» заимствовал Северянин у Державина. Совершенно футуристический глагол «перекочкать» встречаем в послании Языкова к Гоголю: «Я перекочкал трудный путь» (127; 321).

Скептически относился к футуристичности Северянина и К. Чуковский. В работе «Футуристы» он восклицает: «Но где же здесь ради Бога, футуризм?» (132; 244). Горький признавал Северянина отдельно от футуризма.

Несмотря на то, что приход в поэзию Северянина не был громким, скандальным, ураганным, как кубофутуристов, его заметили. В одних отзывах Северянина хвалили за новизну, в других указывали на генеалогическое родство с романтизмом, символизмом и западным декадентством, в-третьих — ругали за банальность, но, как правило, в критике было две позиции: либо «самобытный и красочный лирик», либо «даровитый кувыркатель» (Амфитеатров А.).

Триумф Северянина пытались умалить его же товарищи по поэтической группировке. Константин Олимпов публично заявлял, что слово «поэза» создано им и впервые начертано 19 мая 1911 года на траурной ленте его отцу: «Великому Психологу Лирической Поэзы». Олимпов не без основания считал себя автором основных доктрин «Скрижалей» и самого знака «ego». Но для Северянина это уже не имело значения. Слава вскоре отвлекла поэта от его Академии. «Я себя утвердил, — писал он 23 октября 1912 года. — Смелые, сильные! От вас зависит стать эгофутуристами!».

Эгофутуристы выдвигали такие постулаты как: «выявление индивидуальности и отделение ее от коллектива, непрестанный трагический прогресс, непрестанное устремление к достижению возможностей Будущего в Настоящем». Очевиден последовательный вызов «божественным субстанциям» наследников символизма и выдвижение на первый план человека.

Невозможно оспорить тот факт, что Игорь Северянин повлиял на развитие эгофутуризма. Ведь именно Северянин провозгласил «поиски нового без отвергания старого» и именно с него началось новаторство в области синтаксиса и лексики эгофутуристов.

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали ее также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Одно из первых ярких впечатлений - влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта. Впервые опубликовался во втором (февральском) номере журнала "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Литературе сразу же отдался самозабвенно, издавал за свой счет тоненькие брошюры стихов (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям "для отзыва". Всего издал их с 1904 по 1912 г. 35. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (Этот день Северянин потом ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым (1862-1911), который первым из поэтов оценил его талант. В 1908 году стали появляться первые заметки о брошюрках, издаваемых в основном самим Северяниным.

В 1909 г. некий журналист Иван Наживин привез одну из брошюр ("Интуитивные краски") в Ясную Поляну и прочитал стихи из нее Льву Толстому. Сиятельного графа и убежденного реалиста резко возмутило одно из "явно иронических" стихотворений этой брошюры -- "Хабанера II", начинавшееся так: "Вонзите штопор в упругость пробки, -- И взоры женщин не будут робки!..", после чего, говоря словами самого поэта, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну... "С легкой руки Толстого, хвалившего жалкого Ратгауза в эпоху Фофанова, меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, - в вечерах, а может быть, и в благотворителях, - участие", - вспоминал позднее поэт.

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873-1924), тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой "Восходит новая звезда". Затем Федор Сологуб пригласил поэта в турне по России, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси.

Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление - эгофутуризм (еще в 1911 г. "Пролог эгофутуризма"), в группу его приверженцев входили Константин Олимпов (сын К.М. Фофанова, 1889-1940), Иван Игнатьев (Иван Васильевич Казанский, 1892-1914), Вадим Баян (Владимир Иванович Сидоров, 1880-1966), Василиск Гнедов (1890-1978) и Георгий Иванов (1894-1958), вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами, Д. Бурлюком (1882-1907), В. Маяковским (1893-1930) и Василием Каменским (1884-1961), в Крыму олимпиаду футуризма.

Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты, ярко выраженный гедонистический восторг поэзии Северянина оказался явно не к месту. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников "на Берлин", но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.

27 февраля 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран "королем поэтов". Вторым был признан В. Маяковский, третьим В. Каменский.

Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой "еловой" Тойле с ее тишиной и покоем, много рыбачил. Довольно быстро он начал вновь выступать в Таллине и других местах.

В Эстонии Северянина удерживает и брак с Фелиcсой Круут. С ней поэт прожил 16 лет и это был единственный законный брак в его жизни. За Фелиссой Игорь-Северянин был как за каменной стеной, она оберегала его от всех житейских проблем, а иногда и спасала. Перед смертью Северянин признавал разрыв с Фелиссой в 1935 году трагической ошибкой.

В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти он пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты. Игорь-Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе "Соловей". С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии: 1922год - Берлин, 1923 - Финляндия, 1924 - Германия, Латвия, Чехия... В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре - автобиографические романы в стихах: "Падучая стремнина", "Роса оранжевого часа" и "Колокола собора чувств"!.

Большую часть времени Северянин проводит в Тойла, за рыбной ловлей. Жизнь его проходит более чем скромно - в повседневной жизни он довольствовался немногим. С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений.

Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов "Классические розы", обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов "Адриатика" (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936 году, когда к тому же он разорвал отношения с Фелиссой Круут и сошелся с В.Б. Коренди:

Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман...

А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

"Колокола собора чувств";(1923, Автобиографический роман)

Разделы: Литература

Класс: 11

Цели урока:

  • приобщить учащихся к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальности поэтического мира разных поэтов;
  • показать истоки и значение творчества В.Хлебникова и И.Северянина; развитие творческого воображения, привитие читательского, литературного вкуса.

Оборудование : портреты поэтов-футуристов, репродукции картин К.Малевича, В.Кандинского, В.Татлина; музыкальные произведения:концерт для фортепиано с оркестром № 2 С.В.Рахманинова, романсы в исполнении А.Н.Вертинского

Методические приёмы: презентация проектов, презентация исследовательских результатов читательской деятельности

Задачи урока:

Обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в рамках темы: «Художественный мир русской поэзии XX века»;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и метапредметных связей;
  • формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • развивать умение читать, воспринимать, интепретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса;
  • развитие умений грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи.

Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оргмомент.

Ход урока

I. Эмоциональное вступление к уроку.

На фоне музыки С.В.Рахманинова (песенки А.Н.Вертинского) вступительное слово учителя:

Серебряный век - это эпоха возрождения духовности культуры, творческой свободы, рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Можно бесконечно перечислять список известных имён, каждое из которых прославило русское искусство.

Русский футуризм - явление значительное и непростое. Сегодня наш урок посвящён Игорю Северянину и Велимиру Хлебникову. Важно подчеркнуть истоки и значение творчества этих несомненно выдающихся людей. Ближайшее для поэтов-футуристов искусство - живопись, выступавшая в общей связке лидером, один из проектов посвящён авангардной живописи XX века. После презентации проектов группы задают вопросы друг другу, обмениваются мнениями и впечатлениями, дают краткие отзывы с анализом этих сообщений.

II. Реализация индивидуального домашнего задания.

Презентация проекта о творческом пути Игоря Северянина. Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Игорь-Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарёв Игорь Васильевич) родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г.Череповце. Впервые опубликовался во втором номере журнала «Досуг и дело» за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарёв было помещено стихотворение «Гибель Рюрика». Литературе сразу отдался самозабвенно, издавал за свой счёт тоненькие брошюры стихов. Стихи особого отклика не имели.

20 ноября 1907 года (этот день Северянин ежегодно праздновал) он познакомился со своим главным поэтическим учителем- Константином Фофановым, который первый из поэтов оценил его талант. Северянин входит в моду. В 1911 году Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи». Другой мэтр символизма, Федор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громкокипящий кубок» (1913), сопроводив его восторженным предисловием и посвятив поэту в 1912 году триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда». Затем Фёдор Сологуб пригласил Северянина в турне по России, начав совместные выступления.

Успех нарастал. Игорь-Северянин (так писал он свой псевдоним - через дефис: как второе имя, а не фамилия) фигура, типичная для эпохи Серебряного века. Человек-оркестр, синтетический художник, он соединял слово и музыку, слово и живопись, он был исполнителем-декламатором, актёром и при этом постоянно шёл на эксперимент в стихе. Следующие сборники «Златолира» (1914) и «Ананасы в шампанском» (1915) закрепили за Северяниным славу салонного поэта, воспевающего богемный быт, что привлекало буржуазную публику, охваченную настроениями «пира во время чумы». Северянин утверждал право быть аполитичным и писать так, как ему свойственно, вне зависимости от общественных событий. В 1911 г Северянин основал собственное литературное направление - эгофутур (ещё в 1911 году «Пролог эгофутуризма»), в группу его привержет входили Константин Олимпов (сын К.Фофанова), Иван Игнатьев, Ва, Баян, Василиск Гнедов и Георгий Иванов, вскоре перешедший к акмеистам. Эгофутуристы в 1914 г. провели совместно с кубофутуристами Д.Бурлюком, В.Маяковским и Вас. Каменским в Крыму олимпиаду футуризма.

В 1918 году на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был избран «королём поэтов», победив Маяковского и Каменского. Сотворением образа самого себя поэт занимался целенаправленно и, нужно признать, эффектно:

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Эгополонез

Живи, живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
Снопы ржаные моих поэз.
В них водопадит Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, живое! - поют уста
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, живое!
Тебе бессмертье предрешено!
1912г.

В 1918 году Северянин уезжает с семьёй на отдых в эстонскую примера деревню Тойла, где оказался в вынужденной эмиграции, но чувствовал себя уютно в маленькой «еловой» Тойле, с её тишиной и покоем. В стиле Северянина несомненной доминантой является синтез поэзии и музыки, использование музыкальных приёмов.

Интродукция

Я - соловей, я без тенденций
И без особой глубины..
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.
Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я - соловей, и кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

Северянин был великий иронист. Ирония сочеталась в нем с лирикой. Его потрясающий рефрен «Ты ко мне не вернешься...», разрешающийся настоящим криком души, но почти шепотом произнесенным: «Я умру одиноким, понимаешь ли ты?!» Одиночество Северянина тогда - свидетельство еще не разрешенной вполне загадки большого русского поэта.

В 20-е годы он, естественно, держится вне политики (называет себя не эмигрантом, а дачником). Жизнь проходит его более чем скромно, в повседневной жизни он довольствовался немногим. Лишь только в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг. Состоялось несколько гастролей по Европе, но издателей книг найти не удавалось. Так в скромности, сильно смахивающей на бедность, он прожил до 1941 года. Форма и содержание его поэзии изменилась до неузнаваемости.
Стала жизнь совсем на смерть похожа:

Все тщета, все тусклость, все обман.
Я спускаюсь к лодке, зябко ежась,
Чтобы кануть вместе с ней в туман...

20 декабря 1941 в оккупированном немцами Таллине, бывшем Ревеле, - поэт умер под уличный грохот шагающих в ногу эсэсовских сапог.
На Александро-Невском кладбище, где похоронен Игорь Северянин, на памятнике помещены его строки:

Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

III. Актуализация знаний.

1. Что подразумевает название «эгофутуризм», и что сближает Северянина с футуристами? (Название «эгофутуризм» ставит в центр «я», т.е. «Я» поэта отсюда « самовозвеличивание», раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он часто высмеивал- стихи о «красивостях» жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству).

2. Прокомментируете некоторые неологизмы Северянина. (Неологизмы у Северянина встречаются на каждом шагу. Он словно изобрёл язык для своей поэзии. Вот некоторые из них: «быстро-темпный», «грозово», «олуненный», «разузорены». Кроме неологизмов он использует необычные словосочетания:«Вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «водопадное сердце», «совпадала с ветром птичка».

IV. Презентация проекта о творческом пути Велимира Хлебникова.

Чтение стихотворений поэта, обмен впечатлениями. Оценка творчества.

Безусловным творческим лидером футуризма и, пожалуй, самой яркой личностью постсимволистской поэзии был Велимир Хлебников, оставивший обширное наследие, до сих являющееся объектом самых разных литературоведческих интерпретаций.

Жизнь и творчество для Хлебникова никогда не являлись самостоятельными или рядоположенными сферами: они сливались для него, как и для большинства футуристов, в единый процесс непрерывного становления. Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в Астраханской губернии (ныне это территория Калмыкии).

В литературу он пришел в 1905 году - в период расцвета символизма. После 1906 года оставил университет и орнитологию, которой занимался до этого, и сосредотачивается на занятиях литературой. А в сентябре 1908 года он был зачислен на 3-й курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной его переезда было огромное и серьезное желание заниматься литературой. В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким, посещает поэтические вечера. В произведениях Хлебникова того времени нашла свое широкое отражение славянская тема. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных языческих божеств, таких как снезини, смехини, березомир, древолюд и т.д. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам.

В апреле 1909 г. начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже д.25 по Таврической улице с круглой угловой комнатой. Ее посещал и Хлебников в конце мая 1909 года.
Осенью поэт знакомится с Николаем Гумилевым. Той же осенью произошла перемена имени Хлебникова - он взял себе творческий псевдоним Велимир, означающее «большой мир». К началу 1910 года, Хлебников уже перестал посещать «Академию стиха». В феврале Василий Каменский познакомил его с другим крылом нового искусства: художником Михаилом Матюшиным, Владимиром и Николаем Бурлюками. В том же 1910 году его стихотворение «Заклятие смехом» появилось в сборнике «Студия импрессионистов». (Попробуем прочитать стихотворение «Заклятие смехом» и понять значение неологизмов , оттенков однокоренных слов и оценить словотворчество Хлебникова)

Пояснение: Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «волшебный камень превращенья всех славянских слов из одного в другое - свободно плавить слова». Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Каменский, Бурлюк и Хлебников создали собственную группу «будетляне» (от слова «будет») и начали готовить к выпуску сборник, названный «Садок судий». Книга вышла в свет в апреле 1910 года. А в 1910 году появилось еще одно самоназвание - «Гилея» (по древнему названию Таврической губернии). Была попытка создать особый, «заумный» язык. «Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое). Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенным смыслом. Знаменито «заумное» стихотворение Хлебникова ОР.№13 (1909 год)

Пояснение: Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ - птиц, который, как считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский» язык символизировал связь между народами и континентами. «Заумный» язык для Хлебникова - язык будущего, способный служить объединению людей.

К 1912 году по времени выхода «Садка судей» прошло уже почти 2 года, за которые будетляне не предпринимали никаких действий. Тогда Давид Бурлюк пригласил в группу двух молодых поэтов - Владимира Маяковского и Алексея Крученых. 1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги. В том же году футуристы (тогда уже будетляне и их сподвижники стали называться этом словом) начали пропагандировать свою деятельность. Проходят выставки художников-авангардистов (во главе с Бурлюком группа «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Значительную часть сборника «Пощечина общественному вкусу» составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик»:

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Однако критика восприняла этот сборник в штыки, но тем не менее книга была раскуплена довольно быстро. Вообще же к весне 1914 года Хлебников был в ссоре со многими своими друзьями и несколько разочаровался в футуризме. Чуть позже, в феврале 1916 было основано утопическое общество «Председателей земного шара» или «Союз 317».События Февральской революции побудили Хлебникова отправиться в Петроград, где он немедленно включился в общественную и литературную жизнь. Стихотворение «Свобода приходит нагая» (1917год) приветствует революцию:

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты.
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца –
Самодержавном народе.

В 1918 году Хлебников путешествует по России без особой цели. Вообще его маршрутная карта очень широка: поэт исколесил всю Россию и побывал даже в Иране, Персии. В Пятигорске им были написаны поэмы «Ночь перед Советами», «Председатель Чеки», он собирается отправиться в Москву, чтобы заняться изданием своих стихов. В столице его встречают старые друзья - Кручёных и Маяковский. Они обеспечили его жильём, способствовали тому, что Хлебников стал членом Союза поэтов, устроили несколько творческих вечеров.

В 1921 году при содействии Сергея Есенина в Москве отдельным изданием вышла поэма Хлебникова «Ночь в окопе» на тему Гражданской войны. Однако весной 1922 года поэт начал страдать приступами лихорадки. Поклонник его творчества пригласил Хлебникова к себе в д.Санталово, что в Новгородской губернии, где он, тяжело заболев, скончался 28 июня 1922 года. Поэт похоронили в деревне Ручьи Новгородской области. В 1960 году останки его были перенесены на Новодевичье кладбище в Москве. В честь Хлебникова названа малая планета «3112. Велимир». (Чтение стихов, посвящённых В.Хлебникову)

V. Обсуждение.

Дайте свою оценку творчества Хлебникова.

Объясните неологизм «небовод» (поэт).

Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить утраченную миром гармонию. Влияние его на развитие русской поэзии XX века огромно, что признавалось поэтами, занимающими совершенно разные эстетические позиции.

Надо сказать, что Хлебников впервые в русской поэзии применил консонансы - созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов не совпадают ударные гласные: жребий-рыбий, копоть-капать; ввёл разноударные рифмы: из мешка - усмешка, из тины - истины.

VI. Презентация проекта о русском авангарде .

Обмен впечатлениями, выявление связи творчества художников с творчеством поэтов-футуристов.

История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники не только усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

- «Русский взрыв… был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д.В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя.

Художники возвращали живописи способность пользоваться только ей присущими свойствами – цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» – все это сделало популярным жанр натюрморта.

Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем-то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью – все это типично для русского авангарда.

Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910–1920-е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций.

Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников.

Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека.

Особенностью является также его многоликость. Кандинский, Ларионов, Гончарова, Малевич, Татлин, Матюшин - каждый из них самостоятелен, независим, неповторим.

Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стремительное формирование новаторской живописи. Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства. Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.

VII. Заключение.

Слово учителя. Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. В русской культуре под «авангардом» обычно понимается, прежде всего, творчество художников – М.Ларионова и Н.Гончаровой, П.Филонова, К.Малевича, В.Татлина и других, а в литературе – главным образом творчество поэтов-футуристов - (А.Крученых, Д.Бурлюка, В.Хлебникова В.Каменского, В.Маяковского и других). Но, так или иначе, рамки литературного авангарда традиционно определяются творчеством футуристов. В перспективе футуризм послужил и созидательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества, смелые эксперименты получили развитие в литературе и искусстве.

VII. Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.