Джвари монастырь. Монастырь Джвари в Грузии. Храм Креста. Родник Святой Нины

(ჯვარი, "крест") - знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета , пункт №1 в программе всех экскурсий и любимый храм у искусствоведов. Интересен с исторической, и ландшафтной точки зрения, и с архитектурной тоже. Джвари совершенно невозможно не заметить, его видно со всех окрестностей Мцхеты, что вообще-то не свойствено грузинским храмам. Джвари - символ грузинской храмовой архитектуры и важнейший этап в её непростой истории.

Джвари в 2010 (когда реставрировали восточную апсиду)

История

Место, на котором стоит храм - это гора над Мцхетой, которая, как всякая почти гора, была священной в языческую эпоху, и вроде бы тут стоял храм. После крещения Грузии Святая Нина установила в Иберии три поклонных креста: на горе Тхоти и в Уджарме , а затем и на этом месте. Подробности этого события, в том числе и чудеса, связанные с третьим крестом, излагаются в житии Святой Нины во фрагменте "Установление трёх крестов ".

Джварский крест в одной из поздних версий сохранился и сейчас стоит в на самом видном месте. В самом же храме в 2009 году соорудили новый, кипарисовый, раз в пять больше размером.

Джвари занимает в истории грузинской архитектуры особое место. Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Дело было так: в середине VI века в Грузии появился новый тип храма, известный как тетраконх . Первым (возможно) стал храм Дзвели Гавази в Кахетии, затем был построен собор Ниноцминда и только после этого был возведён Джвари. Он начал сооружаться примерно в 590 году (или позже?) и был достроен около 604. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже - храм в монастыре Чкондиди , малый храм в монастыре Старая Шуамта , храм в Мартвили и ещё несколько.

Обычно упускается из внимания тот факт, что Грузия в тот период не являлась православным государством, переживая временный уклон в монофизитство. И вот тут начинаются странности.

Дело в том, что в 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии - это событие известно в истории как Ктесифонский договор. Граница Византии и Ирана прошла меду Тбилиси и Мцхетой, примерно через нынешнюю гидростанцию. На этой территории греки основали православный Аванский католикосат и построили в Аване Аванский кафедральный собор . Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Собор Ниноцминда , хоть и является тетраконхом, но по планировке немного отличается и едва ли был прямым предком Джвари. Но главное не это. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским ». Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, построенный так необычно для того, чтобы визуально отличаться от базилик. И вот если Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась Аванскому католикосату (что возможно, но не вполне прояснено), то это значит, что и Аванский собор и Джвари - часть единого византийского проекта. Некоторым доказательством тому служит купол Джвари, который не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа).

Что это значит? Что единственый раз за всю историю Мцхета оказалась в составе Византии, и от этого короткого момента остался визуальный, вещественный след - храм Джвари.

В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и такой вариант исключать нельзя. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами. (Общий исторический фон см. в статье VI век в Грузии )

Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират , и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест.

В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Вскоре после тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри», где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Но об этом ниже.

В январе 1989 года в храме было возобновлено богослужение, а в 1992 году храму передали территорию пионерского лагеря по соседству и сделали там кельи для монастыря.

А был ли монастырь?

Долгое время считалось, что вокруг храма существовал монастырь. Но исследования выявили удивительное: в литературе нет ни единого упоминания этого монастыря, кроме сомнительного пассажа у Лермонтова. Неизвестны настоятели, монахи, документы, или другие доказательства существования этого монастыря. В теории, это мог быть виртуальный монастырь с одним монахом, приписанным к храму лишь формально. Так бывает.

Что есть сейчас

Сейчас Джвари - это один большой храм, один маленький храм рядом, периметр порушенных стен с башнями и два дерева. Формально это действующий монастырь, но монахи живут в стороне за лесом. Внимание посетителя обычно концентрируется на основном храме и не отвлекается на мелочи.

Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх - с квадратными помещениями в углах креста. В плане он выглядит так:

Надписи на храме

За полторы тысячи лет истории храма на нем много кто что нацарапал, хотя по необъяснимой причине не осталось ни одной арабской надписи. Кроме того, существуют надписи, сделаные непосредственно строителями. Их четыре и все они условно пронумерованы слева направо. Первой считается надпись над южным входом. На восточной апсиде находятся надписи 2,3 и 4. Тексты этих надписей такие:

  1. Крест Спасителя, помилуй Стефаноза, патрикоса Картли . (Под Стефанозом обычно понимается царь Стефан I)
  2. Святой Михаил Архангел, помилуй Деметре ипатоса
  3. Святой Григорий Архангел помилуй Адарнасе ипатоса
  4. Святой Стефан, помилуй Стефаноза

Вот так выглядит надпись №4 крупным планом:

Надпись №1 написанная внятным шрифтом асомтаврули выглядит так:

Лермонтов, который все запутал

Многие со школы помнят про монастырь у слияния Арагви и Куры, где «нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас». Принято думать, что это Джвари. Но это не совсем так.

Для начала, "Мцыри" - романтическое, а не реалистическое произведение. Искать там какое-то соответствие реальности не продуктивно. Кто видел рисунки Лермонтова, тот уже понял, что он даже с натуры рисовал, очень вольно обращаясь с оригиналом. Но если допустить (развлечения ради), что в поэме есть намеки на реальность, то выходит, что упомянутый монастырь - это Светицховели . На это есть прямое указание: в поэме косвенно упоминается надгробная плита царя Ираклия II. В годы Лермонтова Светицховели действительно стоял на слиянии двух рек, на стрелке. В 1924 году строители Земо-Авчальской ГЭС поменяли географию местности до неузнаваемости. Так что ничего уже не "шумит, сливаяся".

Родник Святой Нины

Сейчас к храму ведёт асфальтированная дорога, но она построена недавно. Исторически, во все прошлые эпохи, к храму народ поднимался по тропе со стороны Мцхеты. Эта тропа существует до сих пор, начинается от автобана и поднимается на гору довольно крутым подъемом. Примерно на середине тропы находится небольшая роща и родник. Считается, что он появился по молитвам самой Нины, и что его воде присущи полезные свойства.

Около родника сейчас построена часовня и домик смотрителя. Есть несколько столиков и скамеечка. Туристы редко посещают это место, поэтому основные посетители - местные жители по выходным. В засушливый год (вроде 2017-го) родник почти пересыхает и сочится по каплям. Смотритель обычно успевает набрать бутылку за ночь, поэтому разливают воду уже из бутылки. Считается, что помогает тем, кому очень нужны дети.

Чтобы сюда попасть надо сделать всего одно усилие - спуститься на 300 метров по тропе, а потом подняться обратно. Обычно такого усилия не желает делать никто.

Храм с пейзажной точки зрения

Храм интересно фотографировать - как сам по себе, так и окружающие его пейзажи. Самый брендовый, самый узнаваемый кадр в Грузии - это фото Мцхеты от смотровой площадки Джвари. Действительно, отсюда хорошо видно сам город, и ущелье Куры, и долину Арагви, и гору Багинети и

Эти строчки из поэмы Лермонтова знакомы каждому мало-мальски образованному человеку. В поэме "Мцыри" Лермонтов воспел как раз монастырь Джвари .

Шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры...

Под горой простирается столица древней Иберии - Мцхета. Самое высокое строение в Мцхете - , в котором хранится Хитон Господень. Об этих двух храмах в Грузии рассказывают красивую легенду. Когда-то между Джвари и Светицховели была протянута крепкая и толстая цепь, чтобы верующие могли переходить из одного храма в другой. Но постепенно истощалась в людях вера - истончалась и цепь. «В наших силах, – говорят тут, – эту цепь восстановить».

Мцхета - столица древней Иберии

Монастырь здесь оказался не только потому, что любят грузины по горам ходить, испытывая свою веру, есть у этого места своя история. По преданию, святая равноапостольная Нино, идя по Грузии с проповедью, поставила здесь крест. В 545 году на месте этого креста был построен маленький храм, который назвали Храмом Креста . «Джвари» и переводится как «крест».

Через полвека, а точнее в 590-605 годах был воздвигнут храм побольше - "великая церковь Джвари", и архитекторы постарались вписать ее в ландшафт: пропорции со скалой ровно 1:7, форма креста, вписанного в квадрат, купол на восьмигранном барабане (стал для грузинской храмовой архитектуры образцом), очень простые скульптурные рельефы и орнамент.

Средневековые мастера не были тщеславны, и действовали по словам псалма: «Не нам, Господи, но имени Твоему дай славу!» – главным было построить храм. Поэтому имя архитектора достоверно неизвестно - предположительно, это был Микел Тхели.

Строили в отличии от нынешних строителей даже не на века, а на тысячелетия: используемая техника «ключевой архитектуры» состоит в том, что один камень оказывается «сидящим» в другом - чем больше проходит времени, тем более прочной становится эта конструкция.

С 1994 года Джвари является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

В храме проходило венчание, поэтому рассмотреть внутри не получилось. На стене видна икона Святой равноапостольной Нины, той самой, которая крест поставила на горе.

Венчание в храме

Возле Иверской иконы всегда стоят цветы

Фресок в Джвари нет, они появляются не ранее XI века, а этот монастырь после строительства в VI веке своего облика не менял.

Купол храма Джвари

Иконостас в храме

Джвари - Храм Креста

Вид с монастыря Джвари на Мцхету

Мцхета - первая столица Грузии

Вид из монастыря Джвари

Развалины Малого храма Креста

Развалины Малого храма Креста

Развалины древних стен монастыря Джвари

Дорога из монастыря

Памятник М.Ю. Лермонтову, творчество которого неразрывно связано с этими местами.

Памятник Лермонтову

Как добраться до монастыря Джвари

Из Тбилиси в Мцхету ходят маршрутки от станции метро Дидубе. Монастырь находится ы некотором отдалении от Мцхеты. Пешком добираться проблематично и долго, маршрутки туда не ходят, единственный способ доехать - на такси. Такси предлагают на каждом шагу, искать не приходится. Стоимость поездки отличается от того, где садиться. В городе предлагают съездить за 10 лар, у собора Светицховели - за 15 лар. Цена за поездку туда-обратно плюс ожидание.

Адрес: Г. Мцхета

Монастырь Джвари, Мцхета-Мтианети, Грузия

Сегодня Джвари — один из самых значимых и знаменитых монастырей в Грузии. Он возвышается над древней . Вид на слияние рек Арагви и Куры захватывает дух. Это про Джвари писал Лермонтов в своей повести:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

История монастыря

История одного из древнейших храмов Грузии связана со святой равноапостольной Нино Каппадокийской.

Строили храм с 590 по 605 года нашей эры, о чем написано на фасаде. В это время Грузия (Иберия) была хоть и христианской, но не православной, а монофизитской страной, поэтому форма храма – тетраконх (крест, вписанный в квадрат) – необычна.

Вход в монастырь

В 6-8 веке княжества, вошедшие позже в состав Грузинского царства, придерживались течения монофизитства, которое уже в пятом веке, на Константинопольском соборе осудили как еретическое. Поэтому большинство грузинских храмов, построенных до перехода в православие, строили в форме базилик.

Неизвестно, кто именно строил здания. По одной из версий, это были армяне-халкидониты. Достоверно известно, что знаменитый Аванский кафедральный собор построили на несколько десятилетий раньше. Тем не менее, в монофизитской стране построили типично православный храм.

В конце седьмого века арабское вторжение завершилось образованием Тбилисского халифата и судьба храма в период мирного сосуществования христианских княжеств и исламского правительства неизвестна. Возможно, храм превратили в мечеть или забросили.

Фасад с узким окном

В середине 9 века правитель Тбилисского эмирата Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб (грузины звали его Сохак) перешел в христианство, отказался платить дань Персии и попытался обеспечить независимость эмирата.

В 853 году армию Сохака разбили, а Тбилиси (Тифлис) сожгли. Эта же участь постигла монастырь Джвари. Персы сожгли храм и увезли с собой деревянный крест. Но, по преданию, сами же вернули, ибо «обуял их недуг живота и порешили они, что пострадали от креста».

В разрушенном храме продолжали жить монахи. Но малое число не позволяло им не только восстановить разрушенные персами здания, но даже поддерживать то, что осталось и проводить службы. Тем не менее, внутри и снаружи храма сохранились отдельные элементы украшений.

Руины башни

Почему храм построен на горе

Храм построили на высокой горе, поэтому его видно из города Мцхета, расположенного неподалеку. Такой выбор места для храма необычен для Грузии. Существует предположение, что храм поставили на месте одного из крестов, которые установила святая Нина Каппадокийская.

По одной из легенд, иберийский царь Миран III видел видение – четыре падающие звезды. И святая равноапостольная Нина отправилась к местам падения звезд, чтобы установить там кресты из виноградной лозы, связанные ее волосами. На месте одного из крестов и построили монастырь Джвари.

Крест внутри храма

Существует традиция, по которой человек должен «послужить Богу», преодолеть трудности на пути к храму. Возможно, эта традиция появилась после строительства монастыря Джвари.

Как попасть в монастырь

Чтобы попасть в монастырь, необходимо приехать в город Мцхета (20 километров на север от Тбилиси). Стоимость маршрутного такси из Тбилиси в Мцхету составляет 1 лари. У входа в историческую часть Мцхеты стоят таксисты. Они скорее всего согласятся поднять вас к монастырю. Стоит эта услуга 15-20 лари. Торгуйтесь 😉

Приехав в город, вы увидите монастырь Джвари, расположенный на одной из гор. К монастырю подходит хорошая гравийная дорога.

Монастырь Джвари – свидетель драматических событий в Иберии, предшественницы Грузии. В монастыре вы увидите следы персидских вторжений и результаты неудачной борьбы за независимость.

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.





Запросить консультацию менеджера

Галерея

Вход в монастырь

Фасад с узким окном

Для многих Грузия ассоциируется с роскошными пиршествами с морем льющегося вина, витиеватыми тостами и зажигательной лезгинкой. Но Грузия – это ковчег православия на Кавказе. Здесь христианство зародилось так давно, что многие легенды рассказывают о грузинских подвижниках, которые жили еще во времена Иисуса. По преданию именно в Грузии, в Мцхете, в главном кафедральном соборе Светицховели хранится хитон Иисуса. Именно в Мцхети жила Святая Нино, которую здесь любят и почитают. Благодаря ее деяниям, а особенно дару исцеления, христианство в Грузии стало официальной религией государства еще в III веке, а это намного раньше чем в других европейских странах. Святой Нино посвящено много храмов, ав Мцхете можно услышать много легенд, которые рассказывают о ней. Одна из таких легенд приводит к храму Джвари.

Храм Джвари в Мцхете стал одним из символов Грузии. Как говорят грузины: «Если ты не видел Джвари – ты не видел Грузии» (хотя, если честно, они так говорят о каждой значимой достопримечательности).

История храма Джвари длинная, здесь факты перемешаны с легендами и уже точно невозможно сказать, как же все происходило на самом деле. По преданию в этом месте поставила крест святая Нино Каппадокийская, и возле него построили небольшую церковь. Крест был сделан из кедра и в него вложен кусочек из Голгофского креста, на котором распяли Христа. Очень быстро здесь появились паломники со всей округи, что сильно не нравилось иноверцам.

Все дело в том, что в те времена, христианство только зарождалось в мире, а земли современной Грузии и вовсе были под властью мусульманских стран. Православные храмы если строились, то в труднодоступных или малоприметных местах, чтобы не попадаться на глаза правоверным. Но этот крест стал вызовом для персов, иранцев и других мусульманских войск, которые делали частые набеги на древнюю Грузию. Сколько крови пролилось на холмах и сколько людей погибло, защищая крест, история умалчивает. Одна из легенд рассказывает, что иранцы во время очередного набега разрушили малую Джвари и унесли с собой обломки креста, чтобы навеки стереть память людей об этом святом месте. Но не успели они покинуть пределы страны, как войско слегло от невиданной хвори. Мусульманские врачи ничего не смогли сделать с загадочным заболеванием, и было решено вернуть обломки креста на место, что они и сделали. Руины старого храма до сих пор можно увидеть рядом с храмом.


В конце VI века началось строительство Храма Джвари. Построили его довольно быстро по тем меркам всего за 18 лет. И как ни странно, этот храм практически не пострадал за полутаровековую историю, и сегодня он также гордо возвышается над Мцхетой.

Интересно, что постамент от того первого креста святой Нино сохранился, сегодня он находится в храме и на нем все также стоит этот символ православия. Легенды рассказывают - Большой Джвари построен для защиты креста.

Название «Джвари» означает «Крест», и даже архитектура этого храма подчеркивает это, так как построен он в виде огромного креста. Джвари напоминает иерусалимские древние храмы, тот же желтоватый камень, та же монументальность и даже восьмиугольная форма храма подчеркивает это. Кстати, такая форма выбрана не просто так. Восьмерка считается не только символом бесконечности, но и символом совершенства.

Стоит отметить, что Джвари построен по принципу «ключевой архитектуры». Здесь один камень, как пазл, входит в другой, поэтому конструкция с годами под весом становится все более прочной и монументальнее.

Храмовую роспись заменяют искусные барельефы и резные украшения стен фасада. Здесь можно увидеть профиль царя Степаноза II, который и начал строительство храма. Рядом с ним барельефы Деметре и Адарнасе и коленопреклонного архитектора, который возводил Джвари, разнообразный искусный декор, обрамляющий вход и окна храма и даже целая композиция, изображающая сцены «Вознесение Христа» и «Прославление Креста». Некоторые сцены сопровождаются пояснительными надписями на грузинском.

Внутри храм украшен искусной мозаикой, правда она до наших дней сохранилась лишь частично, но даже в этом виде поражает своей изысканностью и красотой. Этот монастырь один из немногих, который сохранился до наших времен не тронутым и даже ни разу не менял свой облик за все годы. Здесь все так же как и было 1500 лет назад.

Внутри храм разделен на основную зону в вилле креста и четыре небольших помещения, который составляют и завершают восьмиугольник. Комнатки, которые расположены ближе к алтарю, отведены под подсобные помещения для проведения службы, а две другие отданы верующим. В одной из них размещалась царская семья, когда посещала монастырь, а другая называется женская комната, где можно провести время в уединении и молитве.

Зайдя внутрь Джвари, поражаешься тому величию, которое, кажется, источают сами камни. Здесь нет ни фресок на стенах, ни тем более росписей или богатой позолоты, которые можно видеть в современных соборах. Стены храма не украшены ничем, здесь нет даже штукатурки, но именно эти грубоватые, тесаные камни напоминают нам, что перед Господом мы все равны и для искренней молитвы не нужды в богатые украшения.

Но, тем не менее, проникаешься той суровой силой, которая напоминает об истинном величии Бога. В храме всегда стоит полумрак, как бы говоря, что человек на земле живет во мраке и неизвестности. Но, подняв голову, можно увидеть, как там высоко под куполом разливается свет, и кажется, что именно там можно найти ответ на все наши вопросы. Эта необыкновенная иллюзия создана с помощью небольших окошек, через которые проникает свет в храм. Особенно сильное впечатление она производит на рассвете, когда первые лучи солнца освещают купол.

В отличие от многих христианских памятников Джвари не пострадал ни от рук мусульман, которые здесь часто совершали набеги, и даже коммунисты, которые очень нетерпимо относились к разнообразным христианским реликвиям, не разрушили этот храм, сохранив его как памятник культуры. После независимости Грузии храм Джвари вновь стал монастырем, открытым для всех. Несмотря на то, что монастырь действующий, здесь трудно заметить хозяйственные постройки, которые должны быть в месте обитания людей. Привлекает внимание только храм, но может это и правильно ничто земное не должно отвлекать верующих от молитвы.

Но если оглянуться вокруг, открывается такой замечательный вид, что дух захватывает. Зеленые горы, синее небо Кура, впадающая в Арагву – это место стало самым узнаваемым пейзажем Грузии.


А внизу, как будто у ног древнего храма, раскинулась Мцхета – древняя столица, которую иногда сравнивают с древним Иерусалимом. В Мцхете также есть много христианских памятников, и построен главный кафедральный собор Светицховели, появление которого окружено тайнами и легендами. По преданию от Светицховели до Джвари когда-то был построен мост, по которому верующие могли прийти на молитву из одного храма в другой. Но на узеньком мосту, мог пройти только чистый душой человек, со светлыми помыслами, остальные просто падали в пропасть. Но с каждым годом таких людей, которые могли пройти по мосту, становилось все меньше. И, однажды настал день, когда не было уже такого человека, который мог пройти по нему, и мост разрушился. Но, истинные верующие говорят, что в наших силах его отстроить. И, действительно, через некоторое время, проведенное в этом удивительном месте, чувствуешь, как душа обновляется.

Храм Джвари – это не только красивый и старинный памятник грузинского зодчества, но и символ величия православия, деяний святой Нино и непоколебимости верующих. Говорят, этот храм построен на месте древнего языческого капища, где предки поклонялись высшим силам. Кто знает? Но в этом месте чувствуется удивительная сила и энергия.

Добраться в монастырь удобнее всего из Мцхеты, он расположен на горе примерно в 20 км от города. Если вы без машины, то рекомендую взять такси или присоединиться к организованной экскурсии.

Посмотреть отели в разных регионах Грузии

Выбор отеля в Кутаиси

Выбор отеля в Тбилиси

Выбор отеля в Батуме

Выбор отеля в Гудаури

Выбор отеля в Казбеги

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

(М. Лермонтов)

Издалека виден храм-монастырь Джвари (585-604 г.г), или Джварис-сакдари (т.е. «монастырь Креста»), будто плывет он над Мцхетой. А от самого Джвари открывается захватывающий вид на то место, где сливаются воды Арагви и Куры.

Джвари как бы вырастает из скалы, завершая ее конусообразную вершину. Выбор места для храма свидетельствует об удивительном умении древнегрузинских зодчих использовать для создания архитектурных ансамблей природный ландшафт. Ночью, подсвечиваемый снизу прожекторами, храм Джвари как бы парит в воздухе, производя неизгладимое впечатление. Именно эти места описал М. Лермонтов в поэме «Мцыри», навеянной рассказом о юноше-горце.

Монастырь Джвари вносит дополнительные «обертоны» в древнее кавказское наименование Мцхеты «вторым Иерусалимом. Скала, на которой он воздвигнут, подобно воспетой ветхозаветным царем-поэтом Давидом горе Сион, охраняющей Иерусалим Палестинский. Буквально «сион» означает «сторожевая башня», и когда-то на Сионе в Иерусалиме действительно существовала такая башня, с нее стражники следили, не приближается ли к городу неприятельская армия. Для Мцхеты таким «сионом» стал монастырь Джвари.

Построенный на вершине крутой голой скалы, Джварис-сакдари прекрасно вписан в окружающий ландшафт и идеально гармонирует с суровой, но живописной природой этих мест.

Это первый в Грузии памятник, вошедший в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм это построен в конце VI века на месте языческой кумирни. За два века до того, сразу после крещения Грузии, святая Нина и царь Мириан установили деревянный крест из мироточивого кедра (конечно же, с вложенным кусочком Голгофского Креста), выросшего там, где до поры был скрыт Хитон Господень. На благоговение этому кресту шли христиане со всего Кавказа.

В половине VI века первый эрисмтавар Грузии Гуарам выстроил рядом с крестом небольшую церковку, существующую и поныне и условно называемую Малым Джвари. К концу века Стефанос I, сын Гуарама, приступил к строительству большого храма, включившего древний крест. Сопоставление надписей храма с историческими источниками позволяет довольно точно датировать постройку Стефаноса 586/7 - 604 годами.

Джвари дошёл до наших дней практически в целости и сохранности , намного лучше остальных примеров древнегрузинского зодчества. По нему можно составить представление, как выглядели первые церковные храмы страны.


Внешне Джвари представляет собой большой барабан с восемью гранями, перекрытый куполом из шести граней, который увенчан крестом. В основании планировки храма лежит крест. Между рукавами расположены маленькие комнаты, каждая из них имеет свое назначение: по обе стороны алтаря - жертвенник и диаконник, а юго-западная комната - женская (со словами над входом, что построена она попечением некой Теместии). Северо-западная комната нужна была для представителей царской семьи.

При относительно скромных размерах «большой» храм Джвари удивляет величавостью и единством архитектуры. Различные виды техники использовали для достижения гармонии одних частей в единстве целого. Например, высокие ниши служат для плавного перехода от основного пространства к комнатам по углам.

Внутренней росписи, в отличие от более поздних храмов грузинской архитектуры, в храме Креста не было. Точность линий и умение общего исполнения делают эту церковь необыкновенно привлекательной. Одна из ее особенностей - поднятая на фоне гладких стен алтарная половина, ярко освещенная тремя оконцами на восточной половине стены. Самое большое значение отдавалось расположенному в центре храма октогону (восьмиугольнику), огораживавшему крест, в честь коего и было начато строение этого храма. Украшена мозаикой была только конха на алтаре.

Впрочем отсутствие росписи с лихвой заменялось рельефами. Здесь и рельеф царя Степаноза II (на южном фасаде), и коленопреклоненная фигура, изображающая, видимо, архитектора храма (на одной из граней барабана), и целая живописная композиция «Вознесение креста» (над южным фасадом). Детали декора на фасадах церкви Креста прекрасно пополняют архитектуру и подчеркивают значение отдельных акцентов а общем звучании.

Скромность и логичность архитектурного решения, обширная зона внутренних комнат, фасады с рельефами и орнаментами, высочайшее мастерство кладки из камня поставили эту жемчужину древнего грузинского зодчества в один ряд с лучшими образцами мировой архитектуры раннего средневековья.

Со стен храма Джвари открываются потрясающе красивые панорамные виды на окрестности

Красивую древнюю легенду-притчу рассказывает архимандрит Рафаил (Карелин):

"Когда-то между Джвари и Светицховели находилась натянутая на крепкой цепи навесная лестница. и по ней над пропастью, как по мостику, люди, которые хотели помолиться и служители храма переходили из Мцхета в Джвари и спускались обратно. Но только чистый помыслами и покаявшийся в грехах мог идти по ней, и только творя молитву. Остальные падали в бездну. И с каждым годом все меньше людей проходило по этому воздушному пути, пока однажды под тяжестью грехов человеческих мостик вовсе не обрушился, погубив сразу многих…."