Джон бивер - победа в пустыне

Совсем недавно мы встретили великий праздник Крещения Господня. Церковь, готовя наше сердце, готовя нашу душу к его переживанию, напоминала нам о главном - ради чего Господь был крещен в реке Иордан, ради чего Креститель Господень Иоанн проповедовал Его пришествие. Ведь ничего из событий, описанных в евангельской истории, не происходило без самой важной и значимой цели — ради спасения каждого человека. Поэтому каждое событие в Евангелии, в том числе и Крещение Господне, тоже связано с духовной жизнью и спасением каждого из нас.

Раскрывая эту связь, этот смысл Церковь вспоминает о том, ради чего был послан Креститель Господень Иоанн. Сравнивая его с ветхозаветными пророками, евангелист говорит, что самая важная проповедь, в которой Креститель Господень Иоанн обратился ко всему человечеству, была следующая: «Уготовойтесь стези Господней, правый сотворите пути Его». То есть Господь придет ко крещению для того, чтобы прийти к каждому из людей, для того, чтобы в сердце каждого из нас постучаться. Об этом проповедь Иоанна Крестителя: «Идет Господь, приближается. Он уже близко! Вот-вот придет».

Каждый из нас должен быть готов к этой встрече. Мы должны, согласно проповеди Иоанна Крестителя, приготовить Ему пути, сделать их прямыми. Ведь очень непросто Господу иногда прийти к нам в нашу жизнь. На этом пути различные препятствия. И сколько мы с вами нагромождаем их! Они мешают Господу прийти к нам, а значит сделать жизнь нашу сообразно Его воле, наполнить ее смыслом и счастьем.

Что бы мы могли представить это блаженство для человека, который чистым, открытым сердцем Его встречает, мы вспоминаем преподобного Серафима Саровского. Вспомним его жизнь, насколько чистым сердцем он возрастал в вере Христовой, насколько открыто для Господа было его сердце. С юных лет единственное, о чем он мечтал, к чему стремился, о чем были все его мысли и жизненные устремления и ценности — чтобы Господь пришел в его душу, чтобы послужить Ему всей своей жизнью. Будучи еще совсем юным, он предпринял дальнее и трудное путешествие в Киев, где у старца Досифея испросил себе благословение: «Как и где мне посвятить всю свою жизнь Богу?» И он был готов принять волю старца, какой бы она ни была. И любое место, которое он назвал бы, святой Серафим принял бы как волю Божию.

С полным послушанием этой воле он устремился в Саров, куда было ему благословлено поселиться. Полное предание себя, своей жизни воле Божьей - вот тот правый путь, по которому и мы должны строить свою жизнь, не вмешивая в эту волю Божию о себе свои исковерканные устремления и ценности.

Порой приходят в храм люди, которые запутались в своей жизни, которые не могут дать Господу войти в их сердце. Они полагают самым важным приоритетом в жизни свою волю, свои прихоти, свои страсти, то, к чему прикипело их сердце, то, что им приносит удовольствие и делает их, как они считают, счастливыми. Но в результате человек только запутывается в своей жизни, приходит к тупику. Недавно в храм приходила одна такая женщина. В ее жизни, казалось бы, все есть. Она имеет любимую работу, на которой проводит большую часть времени и которая приносит ей удовольствие. Этой работе она посвящает все свое свободное время, но от этого страдает ее семья. Она приходит домой очень поздно и муж, будучи очень терпеливым, очень любящим ее человеком, закрывает на это глаза, прощает, снисходит к ней, терпеливо ждет, когда же она вспомнит, что ее жизнь не только работа, не только то удовольствие, которое она получает.

Большую часть жизни она провела, посвятив всю себя этой работе. И все ее устремление, весь ее жизненный путь пришел к тупику. Она сама стала понимать, что жизнь проходит. Детей они не захотели иметь, и совесть начинает потихонечку грызть: «Как же так? Ради чего тогда стоило жить? Ради чего был весь этот путь? Все эти силы, все эти стремления?»

Человек становится рабом своих страстей. Он закруживается в вихре этой жизни и теряется в ней. Именно поэтому проповедь Иоанна Крестителя была о том, чтобы в этом вихре наших жизненных путей определить какой-то правильный вектор, расчистить дорогу для Господа, прямыми сделать для Него пути. Чтобы все наши дорожки жизненные, в которых мы сами запутались, вывести на одну прямую и верную дорогу. Чтобы жизнь наша была праведным и верным путем к одной цели, которой является сам Господь. Ведь каждый из нас создан по Его образу, и каждый из нас должен пройти тот же самый путь, что прошел сам Господь, понеся свой крест. Научившись в этом жизненном своем кресте внутренней, духовной мудрости, приобретя духовное богатство, научившись, прежде всего, послушанию, как был послушен Господь Своему Небесному Отцу. И тогда, если мы действительно выпрямим все эти дороги, Господь беспрепятственно придет к нам. И мы последуем за Ним по пути в Царствие Небесное.

Настоятель Воскресенской церкви иерей Дионисий Мелентьев

То, где вы сейчас находитесь - это часть жизни, по которой вы идете.
Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста ГОСПОДНИ изрекли это. Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и всякая красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение ГОСПОДА; так и народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
Исаия 40:3-8
Пустыня - это место, где готовится путь Господу; место, где каждая гора понизится, и каждая долина вознесется. В Писании горы представляют силу человека. Библия говорит: "...чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом" (1 Коринфянам 1:29). Человек не может исполнить Божьих обетовании своими силами. Несмотря на хорошие замыслы, без Божьей помощи человек не может сделать сам ничего вечного - даже во имя Иисуса. Иисус сказал: "...Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также" (Иоанна 5:19). Какое заявление! Иисус сказал, что Он не может делать НИЧЕГО Сам.
Иисус любил Лазаря и его двоих сестер, Марфу и Марию, живших в Вифании. Лазарь сильно заболел. В Евангелие от Иоанна 11:3-6 говорится: "Сестры послали сказать Ему; Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился". Иисус любил Лазаря и считал его Своим другом. Однако мы видим, что Иисус ничего не делал два дня. Почему Он сразу же не пошел в Вифанию? Причина в том, что Бог не сказал Ему идти немедленно. Иисус ждал до тех пор, пока не двинулся Божий Дух, тогда двинулся и Он. Господь показал мне - случись это с одним из моих друзей, которых я люблю, я немедленно поехал бы к нему домой и возложил на него руки, не думая даже спросить у Духа Божьего Его руководства. У нас в Церкви Божьей выработалось такое понимание: "Куда бы я ни пошел, Бог последует за мной и сделает все, что я Ему скажу". Такое помин
ание извращенное. Бог решает, куда идти. Если мы идем за Ним, Он будет говорить нам, что делать. Нас научили, что когда мы возлагаем руки на больных даже без водительства Духа Святого, Бог обязан исцелить каждого из них в тот же момент. Если бы это было на самом деле так, то нам надо пойти во все больницы, исцелить всех людей, чтобы госпитали опустели. Во многих местах Библии говорится: "Он исцелил всех". Но это не происходило во всех случаях. Например, почему Иисус не исцелил всех больных, слепых, хромых и парализованных людей в купальне Вифезда, где Он исцелил человека, расслабленного тридцать восемь лет (Иоанна 5 глава)? Почему тогда Он исцелил

(пророческое слово)
23.09.2012
Так говорит Дух Святой!
О, вы, научающие и наставляющие народ Мой, к вам ныне эти слова Мои! Ибо говорите смело и дерзновенно, как знающие свое дело и, как глубоко разумеющие Мое слово. Но так ли это? Разумеете ли вы, на самом деле, Мое слово так, как Я его определил и, что Я вложил в смысл Моих слов в Писании, Которое Я оставил для народа Моего? Глубоко ли вы, наставники народа Моего, врылись – вкопались и углубились в глубины Моих слов, что бы вам правильно наставлять народ Мой в истине Моей? Применяли ли вы для этого ВСЕ свои усилия и добывали ли вы познания Моих тайн в поте лица своего? И когда раскапывали Мои драгоценности, то не торопились ли вы приписывать эти познания своей мудрости и своим заслугам, прежде даже чем дать вкусить эти тайны народу Моему? Ибо все вы поражены этой разъедающей вас ржавчиной властолюбия, превозношения и значимости. Кто из вас приемлет положение, подобное Павлу: когда он был духовным гигантом во время проповеди слова Моего и тут же, через некоторое время, его хватали, унижали и избивали противники Благой Вести. В то время, как люди с благоговением и трепетом, слушали проповедь Павла и видели на нем Мою действующую небесную силу, они тут же могли видеть и унижения Павла. Ибо перед их глазами, его хватали, волокли и избивали, как последнего преступника, И тут уже никто не мог приписывать ему Мою славу и чувствовать к нему благоговения, но только жалость, ибо это был уже простой человек, не могущий даже за себя вступиться. Подобное происходило и с Ильей: Когда он был наполнен Моей силой, к нему и не пытался подступиться враг. Но, когда Моя сила отступала от него, для того, что бы он не забывал, что он только человек, тогда враг подходил к нему очень близко. И если Я так поступал со Своими верными и до конца преданными Мне мужами веры, то почему Мне не поступать так же и с вами – нынешними лидерами? И Я поступаю с вами так же, но в этом совсем не заметно никакого различия, ибо хождение ваше проходит только на человеческом уровне. Мало кого из вас видят по временам духовными гигантами, а по временам униженными и избитыми, посему и разницы нет никакой. По той же причине и враг вас не трогает, ибо вы не являетесь угрозой для его царства. Наоборот то, что вы проповедуете и чему учите – это дьяволу по сердцу. Ибо проповедуете значимость и гордость человеческую и в том являетесь и сами примером народу Моему. И вот, объявляю вам, что не знаете вы, наставники народа Моего, и малой глубины Моего слова, ибо если и вскрываете какую почву, то только почву первого слоя. Потому что всякое углубление, требует ваших дополнительных сил, усердия и посвященности. Кроме того, на каждом этапе духовного роста, Я увеличиваю нагрузку Моему народу, что бы накачивали свои духовные мышцы. Итак, чем глубже - тем труднее! Но какие трудности испытываете вы, нынешние лидеры, кроме удовлетворения все больших и больших ваших материальных потребностей? Но как поспешно делаете обо всем свои выводы и как часто, трактуя Писание, осуждаете поступки Моего народа Израиля. Не понимая и не разумея в их поступках исполнение воли Моей. Разве знаете, хотя бы часть той тайны, что на все последующие действия Бога на земле, во исполнение воли Неба, необходимо приготовление этого пути людьми земли?



Так необходимо было согласиться Аврааму на земле положить на жертвенники своего сына, что бы Отец Небесный, в последствии, положил на жертвенник Своего Сына на этой земле. И это многие из вас знают, но не так глубоко, как должно это знать наставникам. Ибо после падения человечества, Мне не было места на земле. 30 Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел. (Иез.22:30)
Все было залито водами греха и не было места на земле, где мог бы Голубь из ковчега Ноя (Дух Святой) найти своим ногам покой. Многие поколения народа Израиля готовили путь Спасителю и Духу Святому, но начал этот путь веры – Авраам! Так же была необходимость и в том, что бы народ Израиля в пустыне высказал свою волю в том, что бы между Богом и ими был Посредник, потому что велик и страшен был Господь в Своем явлении на горе. Именно этот страх побудил их к принятию такого решения по воле Бога.
23 И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши, и сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив;
25 но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем, ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живаго, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?
28 И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, ХОРОШО; (Втор.5:23-28)
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: ХОРОШО то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; (Втор.18:15-18)
Так же было необходимо и изъявление народной воли по избранию царя, что бы в последствии, родиться Спасителю в роде Давида, с ЦАРСКИМ наследием. И еще многое имею сказать вам, но побуждаю вас самих углубиться в Мое Писание: Что бы вам увидеть своими духовными очами в каждом отдельной истории Израиля, образ приготовления пути, для исполнения Небесной воли на земле. Ибо все благословения и все испытания Моего народа Израиля на виду всех народов мира, имеют определенную небесную цель для всех народов земли. Помните, что Я действую на земле через Мой народ Израиля!
15 Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. (Ис.45:15)
Итак, это только малая часть тех тайн, которые вы не разумеете, но учите ложным истинам слова Моего. И многие из вас осуждают все эти действия Моего народа Израиля, не разумея всех тех истинных уроков для вас, которые Я заложил в каждом слове Моего Писания. Прежде всего, и это самый первый урок, который вы должны извлекать из Моего Писание, это неизмеримую Мою милость. Милость к тем, кто решением своей воли избрал Меня своим Богом и старается исполнять все Мои Заповеди, но по причине своей человечности, не может этого исполнить и нуждается постоянно в Моей помощи. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Итак, разумейте и понимайте, что и каждая отдельная душа так же решением своей воли и по воле Бога, должна готовить ПУТЬ ГОСПОДУ в жизнь свою и в свое сердце. Каждое сердце должно иметь в своей внутренности постоянный ЗОВ: Прейди, Господь, в Мою жизнь! Возьми мое сердце в ладони Свои и управляй им по воле Своей! И когда наступит полнота времени, каждый рожденный свыше озвучит ЗОВ своего сердца, и он зазвучит громко по всей земле, подобно зову трубы: Гряди Господи! Гряди Господи! Гряди Господи! И этот Зов – это решение сердец народа Моего, приготовит Мне путь к Моему Пришествию! Итак, народ Мой, готовьте Мне путь! Готовьте путь всем Моим действиям, как в вашей жизни, так и на всей земле, дабы все задуманное и запланированное Небесным Отцом, по милости Его к Своему творению, совершилось! Аминь!

Используемые в этом пророчестве места Писания:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.
13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:3-20)
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;
4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
6 Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой.
7 Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава.
8 Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.
9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!
10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.
11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
12 Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?
13 Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?
14 С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?
15 Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он.
16 И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения.
17 Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
18 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?
19 Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки.
(Ис.40:3-19)

В самом деле, представь, каково было видеть человека, исходящего из пустыни, по проше­с­т­вии тридцати лет, сына одного из первосвящен­ников, того, который никогда не имел нужды в вещах человеческих, во всех отношениях досто­ин был уважения, и сверх того имел за собой пророка Исаию, поскольку этот последний возглашал о нем, говоря: «вот тот, о котором я предвещал, что он приидет вопиять в пустыне, и обо всем громогласно проповедо­вать» . И действи­тель­но, пророки так были заботливы в настоящем случае, что задолго предвозвестили не только о Владыке своем, но и о том, кто будет слугой Его; и предвозвестили не только о лице его, но предсказали и место, где он будет проповедо­вать, и образ проповеди, который он употребит для научения, и то, какие добрые последствия про­изойдут от его проповеди. Смотри, как оба они, т. е. пророк и креститель, соглашают­ся в одной мысли, хотя и не одними словами выражают ее. Исаия говорит, что такова будет проповедь Иоан­на: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте… стези » Его (Ис.40:3) ; сам же креститель, по прише­с­т­вии своем, говорит: «Сотворите же достойные плоды покаяния» , – это означает то же самое, что и слова: «Приготовьте путь Господу» . Видишь ли, что и слова, изречен­ные пророком, и проповедь самого Иоан­на означают только то, что он пришел предуготовить и предустро­ить путь ко Христу? Пришел не для того, чтобы пода­вать дар, т. е. отпущение грехов, но чтобы приуготовить души тех, которые имели принять Бога всяческих. Лука же еще нечто прибавляет; он приводит не начало только пророчества, но передает его полностью: «Всякий дол да наполнит­ся, и всякая гора и холм да понизят­ся, кривизны выпрямят­ся и неровные пути сделают­ся гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3:5–6; Ис.40:4) . Видишь ли, как говорит? Пророк давно все предсказал: и стечение народа, и перемену вещей к лучшему, и успех проповеди, и причину всех этих событий, – хотя это все выражено иносказатель­но, так как это были слова пророческие. Когда пророк говорит: «Всякий дол да наполнит­ся, и всякая гора и холм да понизят­ся,… и неровные пути сделают­ся гладкими» , – то он означает этим, что и смирен­ные вознесут­ся и гордые смирят­ся, и трудность закона переменит­ся в легкость веры. Не будет уже более трудов и пота, говорит он, но настанет благодать и прощение грехов, облегча­ю­щие путь спасения. Потом указывает и причину этого, говоря: «узрит всякая плоть спасение Божие» , т. е. не одни уже только иудеи и принявшие их веру, но вся земля и море, и все есте­с­т­во человеческое. Через стропотное он означил всякую развращен­ную жизнь, разумел мытарей, любо­деев, разбойников, волхвов и вообще всех тех, которые прежде жили развращен­но, а после вступили на правый путь, о чем говорил и сам Христос: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31) , – так как они уверовали. То же самое выразил пророк еще и другими словами: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком» (Ис.11:6) , «Волк и ягненок будут пастись вместе» (Ис.65:25) . Как там, под образом холмов и дебрей, указывает на соединение различных нравов в один согласный образ мыслей, так и здесь, в свойствах различных животных изо­бражая различные нравы людей, говорит, что они также соединят­ся и будут между собою согласны в благо­честии; и здесь опять, представляет тому причину: «И будет, – говорит, – в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратят­ся язычники, – и покой его будет слава» (Ис.11:10) . Эту же причину и там привел он, сказав: «И узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3:6) . В обо­их случаях он указывает на то, что сила и познание Евангелия разольют­ся во все концы земли, и род человеческий от зверских нравов и от грубого образа мыслей перейдет к кротости и мягкости.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

Итак, эти пути милосердия и истины, веры и праведности предуготовил Иоанн. О них же Иеремия свидетельствует так: Станьте на путях Господних, и рассмотрите пути вечного Бога, и увидьте, где путь Господень, и идите по нему (Иер 6:16) . И так как на этих путях находится Царство Небесное, святой Иоанн не без основания прибавил: Ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2) . Так желаешь ли ты, чтобы и к тебе приблизилось Царство Небесное? Предуготовляй эти пути в своем сердце, в своем уме, в своей груди. Проложи в себе путь целомудрия, путь веры, путь святости. Создай пути праведности, удали все соблазны обид из твоего сердца, ибо написано: Уберите камни с дороги (Ис 40:4) . И действительно, тогда через помышления твоего сердца и движения твоей души, словно по неким тропинкам, входит царь Христос.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Антоний Великий

<…> добродетель имеет потребность в нашей только воле; потому что добродетель в нас, и из нас образуется. Она образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с ее естеством. А сего достигает душа, когда пребывает, какою сотворена; сотворена же она доброю и совершенно правою. Посему и Иисус Навин, заповедуя народу, сказал: исправите сердце ваше к Господу Богу Израилеву (Нав. 24, 23) ; и Иоанн говорит: правы творите стези ваши . Ибо душе быть правою значит - разумной ее силе быть в таком согласии с естеством, в каком она создана. Когда уклоняется душа и делается несообразною с естеством, тогда называется это пороком души.

Поучения.

Блаж. Иероним Стридонский

Он приготавливал души верующих, в которых должен был ходить Господь, чтобы Он, чистый, мог ходить по чистейшим путям, - Он, говорящий так: И буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом (Лев 26:12) . Порфирий сравнивает это место с началом книги у евангелиста Марка, в которой говорится: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у Исайи пророка: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой. Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте тропинки Его. Так как свидетельство это взято из книг пророка Малахии (Мал 3:1) и пророка Исайи (Ис 40:3) , то [Порфирий] спрашивает: «Почему мы думаем, что пример взят как будто из одного Исайи?» Мужи Церкви ответили ему весьма полно. Мы же полагаем, что имя Исайи присоединено вследствие ошибки переписчиков, что мы можем доказать и в других местах, где, несомненно, из различных мест Писания составлено одно целое (unum corpus). Читай тринадцатый псалом и найдешь там то же самое.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

«Путем» называется Евангелие, «стезями» же - законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми , то есть духовными; ибо слово «прямой» означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно понимает закон.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сей бо есть реченный Исаием пророком, глаголющим: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его

Глас вопиющего в пустыне – это неполная речь. Нужно понимать так: «слышится мне глас мужа, вопиющаго в пустыне », очевидно около Иордана; вопиющаго же следующее: «уготовайте путь Господень » и т.д. Путем Господним и стезями Его называет души, к которым должно прийти слово Евангелия. Он убеждает приготовить их или очистить посредством покаяния, исторгая терние страстей, выбрасывая камни греха и делая их, таким образом, расположенными и благоприятными для принятия этого слова.

Толкование Евангелия от Матфея.

Анонимный комментарий

Глас - это издаваемый звук, не открывающий секретов сердца, но лишь означающий, что тот, кто его издает, хочет что-то сказать. А слово - это разумная речь, открывающая тайное сердца. Так, голос есть как у животных, так и у людей, слово же - только у людей. Поэтому об Иоанне сказано, [что он] глас , а не «слово » - ибо через Иоанна Бог показал не Свое милосердие, не справедливость, не Свои замыслы, предуготованные прежде сотворения мира, но только то, что Бог замыслил совершить среди людей нечто великое. Позже через Своего Сына Он во всей полноте открыл тайну Своей воли - потому о Нем и сказано [что Он] Слово . Приготовьте путь Господу . Покаяться в грехах и сотворить достойные плоды покаяния это и значит приготовить путь Господу и прямыми сделать стези Ему .

Лопухин А.П.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

Отношение слов пророка Исаии к возвращению евреев из вавилонского плена считается сомнительным. Но тогда у пророка что же это за “голос вопиющего”? В каком смысле понимал это выражение пророк? Если мы обратим внимание на то, что главы 40-66 относятся к так называемому Девтеро - Исаии, пророку, жившему во время или после плена, и допустим, что это было известно евангелисту, то лучше поймем, что значат слова “глас вопиющего в пустыне”. Пророк созерцает возвращение Израиля из плена, и вместе с ним как бы возвращение Господа, Царя Израилева, в Иерусалим. Господь посылает через пустыню, разделяющую Вавилон от Палестины, вестников - для возвещения о Своем прибытии, и вместе дает повеления о том, чтобы Ему приготовили путь, сделали прямою ту дорогу, по которой Он пойдет. Один из таких вестников и был φωνὴ βοῶντος ἐν τῇ ἐρήμῳ. Аналогия с проповедью Иоанна здесь, по-видимому, полная.

Как понимать самое выражение: голос вопиющего? Был ли Иоанн только голосом другого лица, вопиющего в пустыне, или же голос был его, вопиющего? По аналогии с Лк. 3:2 , где говорится, что “был глагол Божий к Иоанну”, по-видимому, следовало бы допустить, что сам Иоанн был только голосом Бога, вопиющего в пустыне. Но у Луки употреблено не φωνή, а ῥῆμα (слово, речение). Далее, Лука приводит в следующем стихе те же слова из Ис. 40:3 , изображая обстоятельства, совершившиеся после того, как был к Иоанну глагол Божий. Наконец, в устах евангелистов несколько странными показались бы слова: голос вопиющего в пустыне Бога, приготовьте путь Богу. На основании этих соображений мы должны относить оба слова: глас вопиющего к самому Иоанну. Он был и голос, и человек, издающий этот голос.

В пустыне, и в физическом, и в нравственном отношении. Иоанн проповедовал в физической пустыне, но народ, к нему приближавшийся, представлял из себя нравственную пустыню. Этот двоякий смысл речи проходит и далее, в словах: “прямыми сделайте стези Ему”. У LXX Ис. 40:3 - “Господь”, и это показывает, что здесь разумеется не обыкновенная починка дорог и исправление пути во время путешествия какого-нибудь обыкновенного царя, потому что ни в чем подобном Бог не имеет нужды. Поэтому правильно замечание, что под путями и стезями здесь разумеются души людей. Евф. Зигаб.: “евангелист называет путем Господа и стезями Его души, к которым предстояло прийти слову евангельскому”. От обыкновенного исправления пути здесь взяты только образы.

Троицкие листки

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему

Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминает Иудеям древнее пророчество о Предтече Христовом: ибо он тот, - объясняет евангелист, - о котором сказал (предсказал) пророк Исайя: слышится мне глас мужа, вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (приготовьте путь для грядущего Господа), прямыми сделайте стези Ему. Пророк говорит о возвращении Иудеев из плена Вавилонского: Сам Бог, как Царь, ведет народ Свой в родную его землю; впереди народа спешит вестник, повелевающий приготовить все нужное, уровнять и исправить пути… Но это возвращение Иудеев из плена было только прообразом возвращения Христом всего рода человеческого из плена греха, проклятия и смерти, этот вестник - только прообраз Предтечи Христова Иоанна. Приготовьте пути,- как бы так говорил Иоанн, - будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Евангелия, прямыми сделайте стези, т.е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, которая убивает, а по духу, по внутреннему духовному смыслу его, который животворит. Господь близко: Он стоит при дверях сердца вашего, будьте же готовы встретить Его!

Троицкие листки. №801-1050.

Вар 5, 1-9
Пс 125
Флп 1, 4-6. 8-11
Лк 3, 1-6

Слава Иисусу Христу!

Поздравляю Вас с Днем Господним. Сегодня уже второе воскресенье адвента . Можно поставить вопрос – как мы пережили первую неделю? Чем время адвента отличается от остального времени. Спасибо тем, кто на этой неделе писал размышления и комментарии, кто читал, молился за это дело и кто пригласил других. Спасибо Вам, что Вы есть. На вторую неделю адвента, чтобы это время приближало нас ко встречи с Богом, да благословит Вас Всемогущий Бог, которого ожидаем.

Читая сегодняшнее Евангелие вспоминаю разные поездки в область, особенно далеко на север, больше 500 км от Томска, где можно проехать только по зимнику – дорога, которую делают только зимой. Трудно даже назвать это дорогой, но ехать кое-как можно. Много там препятствий, ям, холмов, поворотов, много опасностей. Ехать можно всего лишь 20, 30 км в час в лучших местах 40. Причем это в тайге, где мало людей, мало ездит машин, нет сотовой связи.

Конечно приятнее и быстрее ехать по автобану, но к сожалению его там нет.

Сегодня Иоанн Креститель, призывая нас к обращению, использует такие сравнения (даже не он первый, он повторяет за пророком Исаией).

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими: и узрит всякая плоть спасение Божие».

Нашу жизнь часто определяем как паломничество, что мы в пути, мы идем, стремимся к Небесной Отчизне, к дому Отца.

Наша жизнь часто как этот зимник – много там поворотов, много ям, много опасностей. Главная цель злого духа, это препятствовать нам на этом пути. Злой дух не хочет всего лишь нашего греха, для него этого слишком мало – он хочет нашего отчаяния, он хочет, чтобы мы отошли от Бога, чтобы мы потеряли надежду.

Часто человек, который совершил грех, либо боится, либо ему стыдно, либо не хочет ничего с этим делать, начинает искать оправдания. Если не находит оправдания в себе, начинает атаковать Церковь, учение Церкви, потом также отвергает существование Бога.

Человек вместо того, чтобы признаться, исповедаться, исправлять свои ошибки, он отвергает Бога, отходит от Бога. Это механизм злого духа. Человек, который отошел от Бога, это человек которым злой дух свободно может манипулировать.

Возвращаясь к образу дороги, злой дух, пытается ввести нас на опасный поворот, сделать яму, чтобы притормозить наше стремление к Богу.

Иоанн Креститель призывает нас: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими.

Нам надо конкретно, целенаправленно стремиться к Богу. Молитва, встреча с Богом, это первый шаг в нашей работе над собой . Мы на нашем пути должны держаться этого направления – я стремлюсь к Богу. Надо всегда смотреть на Него, внимательно следить за дорогой, чтобы не попасть в ловушку злого духа, не заехать в поворот им устроенный.

То к чему призывает Иоанн Креститель, это как будто продолжение того, что мы слышали неделю назад – бодрствуйте и молитесь .

Поняли это некоторые супруги. В пятницу на встрече мужчин, из общины супружеских пар многие сказали, что они как намерение на адвент приняли – участвовать в адорации по четвергам.

Поняла это наша молодежь, когда после вечерни, в субботу, по их желанию был почти час адорации.

Вот это пример – они знают что делать, чтобы ехать по прямой, хорошей дороге, чтобы такую дорогу в своё сердце приготовить Иисусу.

Пусть в этот адвент больше будет тишины, моментов сосредоточения, а в основном больше пусть будет адорации Пресвятых Даров , когда человек может спокойно посмотреть в глаза Иисуса, сказать Ему обо всём что его болит, пугает, когда человек может принять мир Иисуса, великий дар для нашего сердца.

Пусть каждая дорога, особенно если будем жаловаться на состояние дорог, напоминает нам эти слова – приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему – и приводит к молитве, чтобы мы не потерялись на путях жизни.

Маранафа – Гряди Господи Иисусе, приди ко мне, войди в мою жизнь, защищай меня от опасных поворотов, опасных ловушек злого духа. Дай мне чуткую совесть, которая будет меня предупреждать заранее об опасности. Дай мне время и силы, чтобы я, хотя бы во время адвента часто встречался с Тобою, чтобы я хотел, желал быть рядом, вместе с Тобой. Дай, чтобы я часто Тебя прославлял, адорировал, смотрел Тебе в глаза. Гряди Господи Иисусе.