Древнегреческая богиня артемида-охотница

Артемида Артемида

(Αρτεμισ, Diana). Дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона, родившаяся на острове Делос, богиня луны и охоты. Она изображалась с колчаном, стрелами и луком и отождествлялась с богиней луны Селеной, как Аполлон с богом солнца - Гелиосом. У римлян эта богиня называлась Дианой. Артемиде, особенно с глубокой древности, приносились человеческие жертвы (в Бравроне, в Аттике, в Тавриде). Знаменитейшая из сохранившихся статуй Артемиды- Версальская в Париже. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АРТЕМИДА

(Άρτεμις- этимология неясна, возможные варианты: «медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота ); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (πολύμαστος). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).
В римской мифологии А. известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.
Лит.: Herbillon J., Artemis homerlque, Luttre, 1927; В Bruns G., Die Jägerin Artemis, Borna-Lpz., 1929; Picard С h., Die Ephesia von Anatolien «Eranos Jahrbuch». 1938, Bd 6, S. 59-90 Ноenn A., Gestaltwandel einer Gottin Z.,1946.
А. А. Тахо-Годи

Среди античных скульптур А. - римские копии «А. Бравронии» Прак-сителя («А. из Габий»), статуи Леохара («А. с ланью») и др. Изображения А. встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).
В европейском средневековом изобразительном искусстве А. (в соответствии с античной традицией) часто появляется с луком и стрелами в сопровождении нимф. В живописи 16- 18 вв. популярен миф об А. и Актеоне (см. в ст. Актеон ), а также сцены «охота Дианы» (Корреджо, Тициан, Доменикино, Джулио Романо, П. Веронезе, П. П. Рубенс и др.), «отдых Дианы» (А. Ватто, К. Ванлоо и др.) и особенно «купание Дианы» (Гверчино, П. П. Рубенс, Рембрандт, Л. Джордано, А. Хоубракен, А. Ватто и др.). Среди произведений европейской пластики - «Диана-охотница» Ж. Гуд она, «Диана» Ф. Щедрина.
Среди литературных произведений - поэма Дж. Боккаччо «Охота Дианы» и др., драматургические произведения: «Диана» И. Гундулича и «Диана» Ж. Ротру, фрагмент пьесы Г. Гейне «Диана» и др.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Артемида

Богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на земле, дающая счастье в браке и помощь при родах. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона. В римской мифологии ей соответствует Диана. См. о ней подробнее.

// Франсуа БУШЕ: Диана возвращается с охоты // Арнольд Беклин: Охота Дианы // Джовани Батиста ТЬЕПОЛО: Апполон и Диана // ТИЦИАН: Диана и Каллисто // ТИЦИАН: Диана и Актеон // Франсиско де КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС: Актеон и Диана // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Диана // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Артемида // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Охота // Иосиф БРОДСКИЙ: Орфей и Артемида // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Критская Артемида // Н.А. Кун: АРТЕМИДА // Н.А. Кун: АКТЕОН

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АРТЕМИДА

Вечно юная, прекрасная богиня родилась на Делосе в одно время с братом своим, златокудрым Аполлоном. Они близнецы. Самая искренняя любовь, самая тесная дружба соединяют брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

Всем дает жизнь Артемида (1). Она заботится обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и о людях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

Вечно юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма.

(1) Артемида (у римлян Диана) - одна из древнейших богинь Греции. Как можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АРТЕМИДА

в греческой мифологии дочь Зевса и Латоны, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты, покровительница лесов и диких животных, также богиня Луны.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)






Синонимы :

Смотреть что такое "Артемида" в других словарях:

    Богиня охоты, покровительница всего живого … Википедия

    Артемида - Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида Эфесская. Римская мраморная копия. Артемида в мифах древних греков богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия (). Время проводила в лесах и горах,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Ы, жен. Заимств.Производные: Артемидка; Ида.Происхождение: (В античной мифологии: Артемида богиня охоты.) Словарь личных имён. Артемида Артемида, ы, жен., заимств. В античной мифологии: Артемида богиня охоты Производные: Артемидка, Ида … Словарь личных имен

    - (гр. Artemis). Греческое имя Дианы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРТЕМИДА греч. Artemis. Греческое имя Дианы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

Артемида – древнегреческая богиня охоты, покровительница женского целомудрия.

Миф об Артемиде

Символом Артемиды является луна , тогда как ее брат олицетворяет солнце.

Артемида остается вечно молодой и красивой, но несмотря на это дала обет безбрачия.

Любит охоту и стрельбу из лука. Отец, Зевс, подарил дочери шестьдесят нимф, чтобы они сопровождали ее во время охоты. Так же еще двадцать нимф были ее слугами, ухаживали за собаками и обувью.

Артемида была известна своей меткостью, она была самой лучшей лучницей среди богов и людей. От её стрелы не уходил никто.

После охоты богиня любила отдохнуть в уединённом гроте, никто не смел ей мешать. Все знали, что у богини тяжелый характер.

Однажды юный охотник Актеон, случайно забрел к месту отдыха Артемиды и увидел, как она купается в реке. Стоит заметить, что богиня была очень красивой, и Актеон не смог отвести от нее глаз. Когда Артемида заметила его, она впала в ярость и превратила бедолагу в оленя.

Охотник испугался и убежал, однако был убит своими же друзьями, которые, конечно же, не узнали его в образе оленя.

Артемида всегда жестоко карала тех, кто нарушает обычаи и правила, установленные в животном мире. О других людях, соблюдавших правила, а также обо всех животных, богиня заботилась.

Все нимфы Артемиды должны были принести обет безбрачия, как и их богиня. Нарушивших обет жестоко карали. Так произошло, например, с Каллисто, которая согласно мифам, была близка либо с Зевсом, либо с Аполлоном . Каллисто была обращена в медведицу. Считается, что после, чтобы спасти девушку от охотников, Зевс поместил ее на небо и она стала созвездием Большая Медведица.

Артемида облегчает роды и также облегчает момент смерти. Поэтому ассоциируется одновременно и с жизнью, и со смертью.

Храм , построенный в честь богини, в Эфесе является одним из семи чудес света.


Артемида (др.-греч. Ἄρτεμις, микенск. a-ti-mi-te), в греческой мифологии богиня охоты. Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца". В римской мифологии Артемиде соответствует Диана. Дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, внучка титанов Кея и Фебы. Родилась на острове Делос. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.

Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амазонок. В Спарте существовал культ Артемиды-Ортии, восходящий к крито-микенской культуре. Святилища Артемиды Лимнатис ("болотная") часто находились вблизи источников и болот, символизируя плодородие растительного божества. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и которые, подобно богине, очень любили охотиться. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она устремляется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову.


Артемида-охотница. Древняя мозаика


Её прислужницами были 60 океанид и 20 амнисийских нимф (Каллимах. Гимны III 13-15). Получила в подарок от Пана 12 псов (Каллимах. Гимны III 87-97). Согласно Каллимаху, охотясь на зайцев, радуется виду заячьей крови (Гигин. Астрономия II 33, 1).


Купающаяся богиня охоты Артемида, окруженная нимфами


Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами, и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной. В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе (и самого города Эфес). Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Культ Артемиды был распространён повсеместно, но особенно славился её храм в Эфесе в Малой Азии, где почиталось изображение Артемиды «многогрудой». Эфесский храм, где находилась прославленная многогрудая статуя богини-покровительницы деторождения. Первый храм Артемиды сжёг в 356 до н. э., желая «прославиться», Герострат. Построенный на его месте второй храм был одним из семи чудес света.

В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.


Храм Артемиды в Спарте находился на поросшем ивами берегу Эврота. Согласно легенде, там нашли древнейшее изображение богини и поэтому назвали ее Лигодеемая, т.е. "связанная ивой". Но скорее всего это быстрорастущее дерево было посвящено богине, и первое ее изображение было сплетено из ивовых прутьев таким же образом, как из них сплетали щиты и корзины. Древнее неувядающее искусство! Древняя богиня произрастания! Богиня-охотница, которой поручалось воспитание юных охотников и воинов. Богиня - владычица зверей.


Артемида-владычица зверей


Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Формированию образа Артемиды как девственницы, лишенной женских страстей и слабостей, способствовало ее сравнение с Афродитой. Стрелы Артемиды направлены против зверей. Стрелы Афродиты - против людей, и они порождают чувство, неотличимое от безумия. Мифы не сталкивают обеих обитательниц Олимпа, у каждой из них свой круг персонажей. Но сравнение их напрашивалось само собой, и впервые Еврипид, изображая юношу Ипполита страстным последователем Артемиды, делает его ненавистным Афродите. Вспыхнувшая на почве этих различных подходов к жизни трагедия приводит к всеобщей катастрофе и гибели всех участников действа.

Это дает возможность понять жестокость Артемиды к Актеону. Она покарала его не за то, что нарушил ее уединение, а за то, что, увидев обнаженной, усмотрел в ней женщину. Наказание Актеона - это самооборона девы, которая не приемлет брака. Подобно тому как амазонки убивали своих супругов, Артемида уничтожала каждого, кто даже мысленно покушался на ее девственность. И в силу этого она покровительница и воспитательница юношей и девушек, не достигших брачного возраста, и тех, кто, дав обет служения ей, отказывается от брака и связанных с ним обязательств.

Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.


Артемида, принимающая участие в гигантомахии


Мифы и предания с участием Артемиды

В героической мифологии Артемида - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, амазонки также в Троянской войне воюют за троянцев, как и их богиня-покровительница.

В классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. Перед свадьбой богине приносились искупительные жертвы. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.

Классическая Артемида — вечная дева; сопровождающие её нимфы также дают обет безбрачия, нарушивших этот обет богиня жестоко наказывает. Она строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.


Аполлон и Артемида, убивающие Ниобид. Роспись на древнем краснофигурном сосуде


Во многих мифах она представляется мстительной и жестокой: Артемида со своим братом златокудрым Аполлоном расстреляли Ниобид - детей фиванской царицы Ниобы, которая стала насмехаться над их матерью Латоной и даже учила людей перестать приносить ей жертвы. Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и еще похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где она стала жрицей богини, Артемиды Таврической, требующей человеческих жертв. Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы (чужеземцев, прибывших в Тавриду), о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший Керинейскую лань с золотыми рогами. Юный охотник Актеон, нечаянно увидевший купающихся Артемиду и нимф, был ею превращён в оленя и растерзан своими же псами. Она же убила свою спутницу нимфу - аркадскую нимфу-охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, Артемида гневалась на Каллисто за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса. Артемида убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё, так же как и охотника Ориона.


Артемида заменяет Ифигению на лань. Древняя скульптурная группа


Артемида - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся свергнуть богов, занять Олимп, взять себе в жены Артемиду и Афину Палладу и тем самым нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемиды и Аполлона. Губительные функции Артемиды связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. В древнейшей своей ипостаси не только охотница, но и медведица.


Такая Артемида, которой приносятся человеческие жертвы, во многом близка древним богиням-матерям, подобным Кибеле и Иштар; отсюда, возможно, и оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие богини. С ней нередко отождествлялись Илифия, помощница при родах, Геката — богиня мрака и покровительница чародеев, Селена — олицетворение Луны; Артемида (в своей древней ипостаси), как и многие подобные ей богини, защищает женщин и детей, облегчает страдания умирающих, она ассоциируется одновременно и с рождением, и со смертью.


Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица.
Артемида, изображенная в виде Потнии Терон ("Повелительница зверей") Беотийская амфора, ок. 680 г. до н.э.


Любопытны и не совсем понятны связи Артемиды с медведями. В Брауроне, у восточного побережья Аттики, находился раскопанный сейчас храм Артемиды Брауронии. С одной стороны, в этот храм посвящались одежды умерших при родах женщин: это связано с функцией Артемиды как родовспомогательницы и не заключает в себе каких-либо неожиданностей. Но с этим же храмом был связан странный обычай: афинские девочки в возрасте от пяти до десяти лет поселялись на некоторое время в этом храме, назывались ἄρκτοι, «медведицами», и во время справлявшегося раз в четыре года праздника Брауроний осуществляли, одетые в выкрашенные шафраном одежды, какие-то церемонии в честь Артемиды. С этим обычаем сопоставляют аркадский миф о спутнице Артемиды Каллисто, превращенной ею в медведицу, и видят здесь следы древнего териоморфного, то есть «звериного» облика самой Артемиды (Зайцев А. И. Греческая религия и мифология: Курс лекций / Под ред. Л. Я. Жмудя. — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. — С. 122—123).

Изображалась с золотым луком и колчаном за плечами, с копьём в руках, иногда с полумесяцем на голове (символ богини Луны). Традиционно богиню, символизировавшую целомудрие, «одевали» в короткую тунику. Позднее, в XVI—XIX веках, стали появляться изображения нагой богини, что в то время приводило к настоящим скандалам (например Диана-охотница, созданная в 1790 году Гудоном).

Другие предания об Артемиде

Согласно Котте, Артемид было три (Цицерон. О природе богов III 58): дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса; дочь Зевса третьего и Лето; дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

По египетскому преданию, которое сообщил эллинам Эсхил, Артемида — дочь Деметры (Геродот. История II 156; Павсаний. Описание Эллады VIII 37, 6). Когда боги бежали в Египет, она превратилась в кошку (Овидий. Метаморфозы V 330).

Приносит естественную смерть женщинам (как Аполлон мужчинам), но может быть и кровожадной, часто пользуясь стрелами как орудием наказания.

Ей посвящены IX и XXVII гимны Гомера, III гимн Каллимаха, XXXVI орфический гимн. Действующее лицо трагедий Еврипида «Ипполит», «Ифигения в Авлиде».


Артемида как лунная богиня

Древнее представление об Артемиде связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением Луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с Солнцем.

Поскольку Артемида ассоциировалась с Луной (как Аполлон с Солнцем), то ее образ стал сближаться и отождествляться с образом светлой богини Луны Селены.


Геспер, Селена и Фосфор (Лувр, Париж)


Селена (др.-греч. Σελήνη) — одно из божеств греческой мифологии, известное также под именем Мена (Мене). «Титанида», дочь Гипериона и Тейи (Гесиод. Теогония 371; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 2), сестра Гелиоса и Эос. Богиня луны (Гомер. Одиссея IX 144). Согласно аркадянам, они родились ранее Луны (Лукиан. Об астрологии 26).

Поэты то называют её «сверкающим глазом ночи» (Пиндар, Эсхил), то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за собой звёзды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния (Сапфо). Селена — дочь Гипериона, или Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле; она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящён день весеннего равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана, надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней (Гомер гимн, 32).

Селену обычно изображали в виде крылатой женщины в серебрянных одеждах с золотым венцом на голове, она главенствует над ночными небесами, передвигаясь по ним в своей колеснице. В колесницу запряжены сияющие крылатые белые кони, быки или буйволы (их рога символизируют полумесяц).

Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша (либо царь) Эндимион (Проперций. Элегии II 15, 15-16), рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде.

По одной из легенд, богиня Луны Селена повстречала в горах Латмос в Малой Азии пастуха Эндимиона и полюбила его с первого взгляда. Узнав о том, что у неразлучных влюбленных родились 50 девочек(число недель греческого года), Зевс выдвинул пастуху ультиматум: "Либо ты останешься человеком и однажды умрешь, либо будешь жить вечно, словно во сне". Эндимион, по преданиям, избрал второе.


Виктор Полле, Эндимион и Селена, 1850


Но благодаря тому, что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке своё нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который задерживается в своём развитии реальным представлением о небесном светиле, носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно забыто, то богиня Селены наверное явилась бы героиней мифических рассказов и более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось с именем Артемиды.

Геката (др.-греч. Ἑκάτη) — древнегреческое божество лунного света, а также мрака, ночных видений и чародейств, покровительница магии и волшебства. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. У неё три значения: богиня плодородия и изобилия; богиня луны; и королева ночи, привидений и теней. Как богиня Луны, она часто входит в союз с Селеной и Артемидой (Дианой) как тройная богиня. По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения (Гесиод. Перечень женщин, фр. 23b М.-У.). Ферекид называл её дочерью Аристея (Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 467 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 245). Гекатой иногда называют Артемиду.

Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединённых статуй в Афинах (Павсаний. Описание Эллады II 30, 2). Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

По Гесиоду, Геката - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу. По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.

Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков, ее сопровождают не охотничьи псы, а красноглазые стигийские собаки, и ее спутницы не нимфы, а чудовища из подземного царства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. В образе Гекаты тесно переплетаются темные древние черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии.

Римская Диана

Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости.

Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.

Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).

Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны Селены, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.


Emil Wolf. Диана. Эрмитаж


Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии". В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов. Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.


Тройственная Геката. Рим


Диана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровительницей Латинского союза.

Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.

Первоначально человеческих жертв требовал культ Дианы Неморензис, что отразилось и на обрядах, посвященных Диане Арицийской. Святилище богини располагалось невдалеке от Рима в Ариции на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника.


Антон Рафаэль Менгс. Селена-Луна (ночь)


Интересные факты

В честь Артемиды назван астероид (105) Артемида который был открыт 16 октября 1868 года американским астрономом Дж. К. Уотсоном в Детройтской обсерватории.

В честь Артемиды назван также астероид (395) Делия, открытый в 1894 году.

В греческой мифологии боги и герои являются центральными персонажами. Боги занимают отдельное место – в те времена процветало язычество, и каждый город-полис страны, каждая область поклонялись своему богу-покровителю, а в целом – всему пантеону. Главой у них был Зевс-громовержец, его дети также были божествами. Одна из них, любимица народа – Артемида. О ней и пойдет речь ниже.

Юная богиня охоты

Артемида была вечно юной богиней охоты, целомудрия, плодородия. Хотя, казалось бы, это вещи абсолютно несочетаемые. Она является сестрой бога Аполлона, покровителя искусств и олицетворения Солнца (впоследствии и Артемида стала олицетворением Луны). История ее рождения и ранних лет довольно запутана и по большей части неизвестна. Считается, что богиня родилась на острове Делос и была старшим ребенком Зевса и титаниды Лето (Латоны).

Через несколько минут на свет появился ее брат-близнец Аполлон (это наглядный пример огромной любвеобильности Зевса, не стеснявшегося при жене Гере постоянно ходить «налево»), причем Артемида сама помогла матери разрешиться от бремени.

Во многих источниках Артемида предстает доброй богиней, которая покровительствует браку, успешному рождению детей. Это, конечно, так, но не совсем. Артемида могла и наказать, причем мало не покажется. Гнев богини был страшен. Недаром энтомология ее имени – «медвежья богиня». Да и «профессия» обязывает – охота была главным занятием Артемиды. Наказание за неповиновение или провинность следовало незамедлительно. Например, суровая кара постигла охотника Актеона, который подглядел за Артемидой, когда она купалась в реке.

В наказание она превратила его в оленя, и Актеона растерзали бешеные псы. Артемида рьяно защищала себя и свою семью. Царица Ниоба, имевшая 7 сыновей и 7 дочерей, однажды неосторожно высказалась о матери Артемиды и Аполлона и похвалилась перед ней количеством детей. Месть богини последовала незамедлительно – все дети Ниобы были расстреляны из луков. Та же участь ждала тех, кто отказывался почитать Артемиду – охотник Бротей поплатился за это жизнью. Богиня наслала на него безумие, и тот бросился в огонь. Еще один пример – Орион, мифологический охотник (в честь него названо созвездие).

Поклонники богини

Здесь нужно сделать отступление и упомянуть о том, что Артемида обратилась к отцу, Зевсу, с просьбой сохранить девственность, как некоторые другие богини (например, ). Естественно, такой ценный дар притягивал многих – как богов, так и смертных. Артемида ловко отбивалась от назойливых поклонников. Один из них, Орион, пытался силой принудить богиню к интимной близости, за что и был убит ею (это одна из версий). Однако есть варианты, что Артемида сама была влюблена в своего спутника-охотника. Из-за того, что он грозился истребить все живое на земле, мать-земля Гея наслала на него скорпиона.

Оплакав потерю спутника, Артемида вознесла его на небо и сделала созвездием. Так что моно смело утверждать, что многие мифы показывают — Артемида совсем не та кроткая богиня, которую многие представляли.

Везде Артемида появлялась со своими спутниками – нимфами. Их было около 20. Перед тем, как начать служить богине, нимфы дают обет безбрачия и вечной девственности (по примеру самой Артемиды). Тех, кто нарушит обет, ожидает суровое наказание. Самый яркий пример – нимфа Каллисто. Как известно, Зевс был очень любвеобилен и не пропускал ни одной юбки (или туники).

Ему пригляделась прекрасная нимфа, и он приняв облик , разделил с ней ложе (по другой версии, Зевс превратился в Артемиду, хотя в этом случае становится непонятно, как Каллисто могла потерять свою невинность). Артемида узнала об этом и пришла в ярость, ведь Каллисто не только нарушила обет, но и забеременела.

В гневе богиня выпустила стрелы по бывшей спутнице. Зевс понимал, что не в его силах спасти возлюбленную, но ребенок еще может уцелеть. Он послал Гермеса, чтобы он вытащил младенца из чрева матери и унес подальше от гнева Артемиды. По другой версии, превратил Каллисто в медведицу и спрятал. Однако Гера убедила Артемиду убить медведя (все-таки дикий зверь). Испугавшись, что бедной Каллисто не будет покоя нигде на земле, Зевс вознес ее на небо и превратил в созвездие, которое мы знаем, как Большую медведицу.

Богине посвящались многочисленные храмы, но самый большой и известный находился в греческом городе Эфесе (сейчас территория Турции). В этих краях Артемиду изображали своеобразно – с несколькими грудями, символизирующими плодородие и плодовитость. В большей степени храм стал печально известен из-за местного жителя, Герострата, который решил вписать свое имя в историю и сжечь храм.

Зачастую Артемиду изображали в виде юной девы, в короткой тунике, с луком в руках и стрелами за плечами. Ее иногда сопровождали олени или собаки. Также на картинах можно увидеть Артемиду в окружении медведей. Отметим, что Артемида была одной из наиболее почитаемых богинь, несмотря на свой темперамент и мстительную натуру.

Называли Артемидой. Значение этого имени до сих пор точно не определено, некоторые утверждают, что оно переводится как «медвежья лапа», другие объясняют значение как «владычица», есть и те, кто считают её «убийцей». Артемида - богиня, родившаяся одновременно со своим братом-близнецом, златокудрым Аполлоном, от верховного бога Зевса и титаниды Лето. Аполлон красив и ярок, он подобен солнцу. Артемида же, как луна, таинственна и прекрасна. Очень тесная дружба и самая связывает брата и сестру на протяжении всей жизни, они глубоко почитают и любят свою мать.

Образ жизни

Вечно юна, девственна и очаровательна - именно такой предстает перед нами Артемида. Богиня очень любит охотиться, поэтому она постоянно носится по лесам в легкой развевающейся тунике в окружении своей свиты с луком в руках и колчаном стрел за плечами. Шестьдесят прекрасных нимф были подарены чтобы ей не было скучно во время охоты, и ещё двадцать ухаживали за её собаками и обувью. Лай своры, крики и веселый смех, издаваемые шумной толпой, были слышны далеко в горах, и им громко вторило эхо.

Артемида - богиня охоты, она смела, быстра и прекрасно стреляет, в меткости ей просто нет равных. Никому не скрыться от её стрел, не знающих промаха: ни робкой лани, ни пугливому оленю, ни огромному разъяренному кабану. Устав от охоты, Артемида любила отдохнуть в уединении под сводами прохладного грота, увитого зеленью, вблизи звенящих ручьев и вдалеке от любопытных взоров смертных. И горе тому, кто смел нарушить её покой.

Жестокая богиня Артемида

Картинки, описанные в мифах, достаточно наглядно показывают её дерзкий характер. Однажды около грота, в котором отдыхала Артемида, случайно оказался юный охотник Актеон. Увидев купающуюся богиню, он был настолько поражен её красотой, что не смог сдвинуться с места. Следует заметить, что Артемида - богиня, которая никогда не отличалась девичьей мягкостью, жалостливостью и состраданием, напротив, имела агрессивный и решительный характер. Увидев охотника, она не на шутку разгневалась и плеснула ему в лицо пригоршню воды, а затем сказала, что он может идти и, если сможет, пусть каждому похвастается, что видел купающуюся Артемиду. В следующее мгновенье Актеон нащупал на своей голове рога, а подбежав к реке, он увидел в отражении, что лицо его превратилось в морду оленя, ноги и руки вытянулись, и вместо пальцев образовались копыта.

Не на шутку испугавшись, он бросился искать своих товарищей, чтобы поведать им о случившемся, однако ни охотники, ни собственные собаки не признали его в новом образе. Смертоносные стрелы были выпущены. Довольные удачной охотой товарищи водрузили окровавленное оленье тело на плечи и отправились домой, даже не подозревая, что несут собственного друга.

Защитница и мстительница

Артемида - богиня диких лесов и хищников, покровительница охотников. Она проявляет заботу обо всех живущих на земле людях, диких животных и домашнем скоте, вызывает рост деревьев, цветов и трав. У Артемиды люди просили благословения на рождение ребенка и счастливый брак. И все-таки основными её чертами были непреклонность и беспощадность, кровь и мучения доставляли ей определенное удовольствие. Стрелы Артемиды часто служили орудием наказания для нарушивших обычаи и установленные правила растительного и животного миров.