Довериться богу до конца. Вооружись пониманием сущности Бога. Страх без причины

Довериться Богу всецело и полностью, значит отказаться от права (которого Бог никогда нам не давал, но мы, люди присвоили его себе) распоряжаться своей жизнью и сознательно подчинить каждый элемент своего бытия нашему Господу и Создателю. Это, значит поверить Богу, что Он действительно имеет достаточно мудрости и силы, чтобы устроить не только земную, но и небесную жизнь своих детей. Это значит - перестать быть "богом" своей жизни. Многие люди в подобных ситуациях хотели бы услышать какие-то рецепты - делай то или не делай этого и всё будет в порядке. На самом деле решение этого вопроса начинается с нашей общей жизненной установки, с нашего правильного понимания себя и Бога.

Неспособность людей практически доверится Богу, является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии. Другими словами существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью.

1) Во первых мы очень плохо знаем Бога. Бог дал нам откровение о Себе - Его Слово, Библию. Но у нас, как правило, мало времени, чтобы читать и изучать её. Поэтому наше знание Бога очень поверхностно. К тому же, даже когда мы читаем Библию, мы часто пропускаем те её места, где она собственно и говорит о Боге, Его характере и Его природе. Нам гораздо интереснее читать повествования или, в крайнем случае, практические заповеди. Так послание к Римлянам нам становиться понятным с 12 главы, а послание к Ефесянам с четвёртой.

2) Вторая проблема, являющаяся прямым следствием первой - у нас нет навыка доверия Богу на практике, потому что мы плохо Его знаем. Кто будет доверять незнакомому человеку конфиденциальную информацию или ключи от дома, даже если вам и сказали что он хороший человек. Доверие строиться в результате хорошего личного знакомства.

3) Третья проблема в том, что большинству христиан трудно даже начать познавать Бога, потому что они практически не доверяют истине о Боге, т. е. Божьему слову, а значит практически верят в ложь, доверяясь в своих делах чему угодно кроме Библии. Конечно, почти все кто называет себя христианами, скажут, что они признают Библию самой святой книгой, но только не живут по ней. Вместо этого они чаще заняты тем, чтобы найти объяснения, почему они не могут исполнить то или другое её повеление. На самом деле, люди верят только той части Библии, по которой стремятся жить. Поэтому они и не знают Бога. А значит и не могут доверять Ему.
Всё это приводит к тому, что многие люди, называя себя верующими, практически живут, полагаясь на человеческие авторитеты. Не отвергая Бога на словах они отвергают Его на деле. Не возможно довериться Богу всецело и полностью, не решив выше описанных проблем. Для их преодоления можно предложить несколько практических шагов.

1) Проводите в личном общении с Богом как можно больше времени, и вы убедитесь, что лучше Него никто (и вы в том числе) не сможет управлять вашей жизнью. Для того, чтобы доверять Богу, нужно увидеть всё Его богатство, Его силу, величие, красоту, Его верность, Его действенность и Его любовь к своим детям. Наилучший способ познания Бога больше и больше читать о Нём в Его Слове. Бог рассказал о Себе людям в Библии, предоставив в ней необходимое и достаточное откровение о Себе. Читайте Библию, книгу за книгой, стих за стихом, снова и снова отмечая всё, что она говорит вам о вашем Создателе и Господе! Не пропускайте ни одного стиха раскрывающего характер Бога, Его атрибуты, цели, намерения, отношения к творению и к вам лично как к Его чаду.

2) Второй важный шаг - проводя время в общении с Богом, обращайте внимание на себя. Попробуйте увидеть себя в зеркале Библии. Говоря об этом я имею ввиду не только увидеть, что вы сделали сегодня неверно, но попробуйте увидеть свою истинную сущность, такой какой она описана в Библии. Подскажу вам только несколько наиважнейших моментов:

Во первых, мы являемся Божьим творением и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас и только Он обладает правом управлять нашей жизнью Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан. 4:31-32; Ис 64:8. Он наш Творец и Господин и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является ничем иным как вызовом бросаемым Богу.

Во вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха и поэтому мы не свои. Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему 1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20

В третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была - есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, я только принять и послушно подчиниться. Рим 12:2; Иак 1:17.

И последнее нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ничего не можем без Него. Даян. 17:28; Иоан 15:5; Рим 11:36. Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог - наш любящий Отец и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу.

3) Третий шаг ведущий к практическому доверию Богу научитесь читать Писание честно сравнивая ваши представления о Боге и о себе с тем, что говорит о этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда вы обнаруживаете что это так, немедленно выбросите их из головы и сердца, как выбрасываете мусор из дома. Позвольте Божьей истине освободить вас, и вашу жизнь для Его славы.

Эти несколько принципов представляют собой первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если вы освоите их, вы познаете истинный "вкус" христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте вашей жизни. Вы сможете насладиться настоящим покоем, который возможен только в любящих, нежных и верных руках нашего Создателя и Отца.

Сегодня мне хочется воодушевить Вас тем, что времена года сменяют друг друга, обстоятельства постоянно меняются, но «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13:8). Внезапно что-то может произойти в правительстве или мировой экономике, но Господь является нашей единственной постоянной величиной во всякое время; Он Скала, на которой мы можем стоять вечно; Он укрепляет нас, даёт нам сил, делает нас твёрдыми и стойкими, потому что мы взираем на Него (см. 1 Петра 5:10). Эта истина подтверждалась в нашей жизни неоднократно. Расскажу Вам о том, что происходило с нами сразу после переезда в эту часть мира, и Вы сами в этом убедитесь.

НАЧАЛО ПОТРЯСЕНИЙ

Двадцать пять лет назад мы всей семьёй переехали в бывший Советский Союз. В день приезда мы поселились в заранее арендованном нами доме и отправились спать, поскольку нуждались в отдыхе. Проснувшись на следующее утро, мы услышали в выпуске новостей, что стоимость всех основных продуктов питания выросла в пять раз, прямо на следующий день после нашего приезда! Но и это ещё не всё. Пятидесятирублёвые банкноты были признаны недействительными; они просто-напросто превратились в бумажки, не обладающие никакой ценностью.

К сожалению, в день приезда мы обменяли тысячу долларов на рубли, чтобы у нас была валюта той страны, в которую мы прибыли, и чтобы у нас было на что жить здесь первое время. Всю нашу тысячу долларов поменяли как раз на пятидесятирублёвые купюры, которые внезапно обесценились. Вдобавок ко всему, магазины были опустошены, отсутствовали даже основные товары; в аптеках тоже было пусто; на полках хоть шаром покати. С трудом можно было найти заправочную станцию, где имелся бензин. Вся инфраструктура Советского Союза распалась.

БОГ ВЕРЕН

Люди боялись, что не смогут найти даже хлеба. И когда в магазин наконец привозили хлеб, тут же выстраивалась очередь на целый квартал. Такие основные продукты питания, как мука, сахар, молоко и яйца, можно было купить только в небольшом количестве и только при наличии продовольственных талонов, которые выдавала администрация города. Но эти талоны могли получить лишь граждане, поэтому наша семья не имела права на их получение.
И всё же, несмотря на трудности и потрясения, с которыми мы столкнулись с первых же дней, Бог предусмотрел, чтобы у нас всегда было всё необходимое. Более того, нас наполнял совершенный мир, потому что мы доверяли Ему.

ВАЖНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЧУТКОСТИ

В то время бывали дни, когда мы, словно охотники, выслеживающие добычу, искали заправочные станции, на которых был бы бензин, искали основные продукты питания, мы «охотились» даже на туалетную бумагу. Бывало и так, что в течение многих дней в пунктах обмена валюты не было рублей. А если нет рублей, то нет и возможности купить продукты, даже если их наконец удавалось найти. Как только в пунктах обмена валюты появлялись рубли, мы, помня о своей потере в тысячу долларов, обменивали лишь небольшую сумму долларов, чтобы больше не понести такие потери, как в тот раз. В тот период, довольно нестабильный и опасный, следовало быть очень чутким к Святому Духу, чтобы знать, когда и как действовать, дабы иметь возможность выполнять даже какие-то элементарные, повседневные дела.

ИЩИТЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВО

Сегодня условия жизни не такие ужасные, с которыми мы столкнулись, как только переехали в бывший Советский Союз. Но и сегодня во всём мире люди переживают большие финансовые трудности. Цены поднялись. Непонятно, в каком направлении движется экономика. Возможно, и Вы ощущаете тяжесть финансовой нестабильности. Но, вместо того чтобы поддаваться духу страха, твёрдо держитесь того, чему учил Иисус:
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Матфея 6:31-33

За годы нашей жизни и служения много раз было так, что мы с Дэнис не знали, как будем оплачивать затраты на то, что Бог сказал нам сделать. Однако мы усвоили: если прежде будем искать Божьего Царства, как и учил Иисус, то всё остальное у нас будет появляться по мере необходимости.

УЧИМСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ

В первое время нашей жизни в этой части мира – впрочем, как и каждый раз, когда Бог говорил нам сделать что-то, что превосходило финансовые возможности нашего банковского счёта, – мы особенно часто размышляли над словами Иисуса из 6-й главы Евангелия от Матфея, где Он учит доверять Богу в час нужды:

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:31-33).

ЗАПРЕТ НА ТРЕВОГУ И ВОЛНЕНИЕ

Обратите особое внимание на крайне важную для нас с Вами фразу «не заботьтесь». Она употреблена в запретительном повелительном наклонении, выражающем запрет на совершение того или иного действия. Греческое слово merimnao – «забота» – также означает тревога, волнение, беспокойство и описывает человека, который сильно чем-то обеспокоен; применительно к контексту данного стиха это человек, беспокоящийся о восполнении своих основных потребностей. Употребив эту фразу в запретительном повелительном наклонении, Иисус буквально сказал: «Не беспокойтесь, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом».

БОГ ВЕРЕН ВСЕГДА

Я лично могу засвидетельствовать, что с самого начала Бог проявлял верность как в нашей жизни, так и в служении, и проявляет по сей день. Даже когда мы с Дэнис понятия не имели, каким образом будут удовлетворены наши основные потребности, Бог был верен и вовремя восполнял их все. А потребовав от нас предпринять колоссальные шаги веры, которые были за пределами наших финансовых возможностей, Он делал так, что у нас появлялись необходимые суммы; посредством Своего Духа Он совершал то, что не могли бы сделать мы сами.

БОГ ВПЕРЕДИ НАС

Позвольте также сказать, что тревоги, волнения и беспокойства никак не помогут восполнять нужды или продвигаться к цели. Это не означает, что я никогда не тревожился и никогда ни о чём не беспокоился. Но за все эти годы я не раз убеждался, что Бог прекрасно осведомлён о каждой нашей нужде и всегда знает, какая сумма нам требуется. Он далеко впереди нас – Он действует таким образом, каким мы и представить не можем, и заботится о том, чтобы всё необходимое появлялось у нас вовремя.

ПОСТАВЬ БОГА НА ПЕРВОЕ МЕСТО

Иисус сказал:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матфея 6:33).

Мой сын Филипп перефразировал этот стих так: «Поставьте Бога на первое место, а всё остальное придёт к вам». Аминь – всё, что я могу на это сказать, потому что именно эту истину Иисус и хотел донести до нашего сердца и разума, произнося эти слова.

ДУМАЕТЕ, БЕСПОКОЙСТВО ПОМОЖЕТ?

Что по этому поводу можете сказать о себе Вы? Вы тревожитесь и беспокоитесь о том, чего изменить не в силах? Известно ли Вам, что Бог хорошо осведомлён о Вашей ситуации? Каким образом беспокойство может Вам помочь хоть в чём-нибудь? Оно ничего не изменит в лучшую сторону – вот почему Иисус сказал:
«НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, потому что ваш Небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом»
. Я призываю Вас возложить свои бремена, тревоги, беспокойства и заботы на Господа и прежде всего искать Его и Божьего Царства. Вы увидите, как Он будет предоставлять Вам то, в отношении чего Вы беспокоились и переживали. Бог верен. Он обеспечит Вас всем необходимым. Он Господь, и Его характер никогда не меняется (см. Малахия 3:6). А также Он не лицеприятен (см. Деяния 10:34). Это означает: что Он сделал для других, то сделает и для Вас.

СОМНЕНИЯ В БОГЕ БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫ!

У нас нет никаких оснований сомневаться в Боге или Его верности. Он не человек, поэтому никогда не лжёт (см. Числа 23:19). Но если мы сосредоточиваемся на своих нуждах, которые кажутся нам слишком серьёзными и даже невосполнимыми, то упустим из виду Его верность и абсолютную честность. Мы можем и не знать, каким образом Бог придёт нам на помощь, но мы можем помолиться и возложить свои заботы на Него (см. 1 Петра 5:7), затем успокоиться и верить, что Он нам поможет.

ЧТО У ВАС НА СЕРДЦЕ?

Пожалуйста, сообщите мне о своих молитвенных нуждах! Если Вы хотите, чтобы я и моя команда молились за Вас, напишите сюда . Я и моя молитвенная команда считаем честью для себя представать перед Господом с Вашими молитвенными просьбами и вместе с Вами ожидать чудес в ответ на молитву.

Доверие Богу, безусловно, основывается на , но это не одно и тоже, это отдельное качество и способность. Даже человек, который Верит в Бога, может быть по своим внутренним качествам строптивцем, который всегда недоволен и предъявляет претензии, если что-то происходит не так, как он хочет, не по его воле, так сказать. Он не может принимать и всё происходящее в его жизни спокойно, с доброй душой и с радостью в сердце. Он сопротивляется до последнего всем урокам, которые посылает ему судьба. Он упрям и обидчив внутри, даже если не показывает этого окружающим. Другими словам – он не научился доверять Богу.

Такие люди склонные обвинять Бога, судьбу, других людей в том, что жизнь к ним не справедлива. Часто, за своими претензиями и обидами, они совершенно не видят того Добра, которое дарует им судьба, окружающие люди и Высшие Силы. И не замечают, что Бог их просто на руках носит, а они сидят у Него в ладони и недовольно бурчат по мелочам ничего не замечая вокруг. По-другому это называется неблагодарность, и духовная слепота:)

А сколько бы неприятностей они могли бы избежать, если бы у них было внутреннее , способность принимать Волю бога и внутреннее добродушие, принятие:)

Как научиться доверять Богу и судьбе?

1. Признать и начать убирать в себе Гордыню перед Богом. Даже если внешне она не проявлена, нужно иметь и , чтобы увидеть её в себе в виде упрямства, строптивости, внутреннего сопротивления, и начать работать над её устранением.

2. Вера в Бога у человека тоже не должна быть фанатичной или формальной. Фанатик не умеет доверять Богу, для него на много важнее его собственный фанатизм, а не Воля Бога. Поэтому фанатики веры легко идут на преступления против другого человека, преступления, которые никогда бы не одобрил Христос.

3. Духовные качества и Добродетели – Смирение и Терпение. И качества эти должны быть светлыми, они не предполагают ущемление и подавление себя, своей души, и всё в таком духе. Смирение не предполагает отказа от своей судьбы и высоких целей, не предполагает отказа от борьбы за свои цели. Смирение и терпение – предполагает очень тонкое различение добра и зла, с чем бороться (со злостью, с гордыней, с ленью, бесчестьем и т.д.) и за что сражаться (за достойные цели, за ).

Так же, Доверие Богу – это вера в то, что Бог всегда ведёт тебя, любит и хранит. Вера, что Богу виднее, как тебя вести, какие уроки и испытания тебе нужно пройти, что наработать и с чем попрощаться. Доверие – это внутреннее сердечное знание, что Бог никогда тебя не бросает, даже если внешне весь мир отвернулся от тебя, даже если ты остался один.

Но, если у тебя есть Доверие Богу – ты никогда не остаёшься один и тебе никогда не будет одиноко, ведь ты всегда с Богом и со своей Душой. И это даёт тебе внутреннюю радость, покой, благодарность и силу, чтобы преодолеть любые преграды и испытания.

Христос дал одну из лучших молитв, которая учит Доверию Богу “На всё Воля Твоя”…

В подтверждение и чтобы проиллюстрировать вам, что есть доверие и недоверие Богу, а так же, показать духовную слепоту, которая может постичь каждого, предлагаю вам одну из моих любимых притч в стихах. Притча “Монах”, которую на стихи положил мой хороший друг, поэт Александр Мельник.

Стихотворение-притча “Монах”

Праведный умер монах,
В мир отошел иной.
Встречи на небесах
Он и не ждал такой.

Милости просим в рай.
Я тебе рад, сын мой.
Было не просто, знаю,
Путь одолеть земной.

Там, где и ночью, и днем
Беды тебя стерегли,
Пробуя на излом,
Только сломать не смогли.

Зло до конца познал.
В трудные эти дни.
Даже когда не звал,
Был я с тобой – взгляни.

Сквозь пелену облаков
Я покажу тебе
Наши цепочки следов,
Будто узор по судьбе.

Все: и добро, и зло,
И наяву, и в снах
Вновь чередой прошло.
И встрепенулся монах.

Там, посреди огня
Только один мой след.
Боже, ты бросил меня!
Бог улыбнулся: – Нет.

Грозный окутал страх,
И, уводя от беды,
Я тебя нес на руках.
Это мои следы.

А если у вас возникнут вопросы по теме “Доверие Богу” – .

С уважением, Василий Василенко

Милосердный Господь никогда не допускает произойти ничему плохому, если не знает, что из этого произойдет какое-то благо и мы получим для нашей души пользу. Поэтому мы всегда должны быть уверены, что Бог даже наши безобразия обращает в добро. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в Его руки и ни о чем не тревожьтесь.
Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело - доверие Богу.
Тот, кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это. Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся.
Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию.
Мы должны непрестанно молиться и со смирением просить Господа о помощи и милосердии. Но нельзя настойчиво умолять, чтобы Господь и Матерь Божия немедленно исполнили нашу просьбу, даже если мы желаем добра. Да, мы хотим добра, и Бог благоволит подать нам помощь, но время может не подходить для этого, а, может быть, Господь знает, что сейчас для нас полезнее не получить того, о чем просили. Поэтому нам надо терпеть, обвиняя себя, и со смирением просить Бога, а не требовать, и быть уверенным, что Он покроет нас Своим милосердием тогда, когда на то будет Его воля.
Если мы полностью доверяемся Богу, милосердный Господь наблюдает за нами и заботится о нас. Как хороший распорядитель Он посылает всем нам все потребное. Он обращает внимание даже на наши мелкие материальные нужды, и чтобы мы увидели Его попечение о нас, действие Его промысла, Он подает нам именно столько, сколько необходимо. Но не надо ждать, что прежде Господь пошлет тебе что-нибудь, сначала целиком предай в руки Божии себя самого. Ведь если ты все время просишь о чем-то Господа, но не вверяешь Ему всего себя, это означает, что твое пристанище на земле, и ты не стремишься в райские обители. Те люди, которые всю свою жизнь и себя целиком предают Богу, находятся под Его великим покровом и защищены Его промыслом. Доверие Богу - это непрестанное таинственное моление, которое в нужное время незаметно призывает силу Божию туда, где она необходима.
Человек, который со вниманием относится к проявлениям милости Божией к себе, научается зависеть от промысла Божия, и тогда начинает чувствовать себя, как дитя в колыбельке, которое, едва лишь мать отойдет от него, заливается слезами и не успокаивается, пока она опять не подбежит к нему. Вверять себя Богу - великое дело!
Тех людей, которые все принадлежащее им и себя самих без остатка предают в руки Божии, защищает могучий покров Божий и хранит Его все-мудрый промысел. И тогда они усыновляются Творцу и с Его помощью могут действеннее помогать своими молитвами находящемуся в бедственном положении миру, а также - просвещаемые свыше - указывать людям правильный путь, чтобы они приблизились к Богу и через Божественное утешение обрели радость, мир и спасение для своей души, потому что душа имеет покой только в Боге.
Господь хочет, чтобы мы понимали свою греховность и проявляли свое расположение к добру хотя бы небольшим подвигом самоотречения. Все прочее пошлет Он. Для духовной жизни не нужны накачанные мускулы. Надо со смирением подвизаться, молить Бога о милосердии и всегда благодарить Его. Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу.

КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ? ОТВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ. Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять. Игумен Нектарий (Морозов): – Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит. Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает. Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет. Игумен Лука (Степанов): – Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему. Иеромонах Димитрий (Першин): – По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия. Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки. Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него. Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника (см.: Там же. Гл. 62), наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы. Протоиерей Александр Ильяшенко: – Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу. О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни. Протоиерей Константин Пархоменко: – Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере. Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем? Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас. И нужно учиться это замечать. Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании. Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики... И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью. Священник Валерий Духанин: – Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни. И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас. Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум. Священник Димитрий Шишкин: – Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры. А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни. И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше... если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте. Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере. Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек. Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера. Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению. Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры. Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви... когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.