Дмитрий шатров проповедь о милосердии. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе. Нуждается в помощи

Слава нашему Господу! Давайте побеседуем на тему "Сила милосердия".

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7).

Перед величием этого слова ум наш безмолствует, сознавая своё бессилие в вопросах веры, но сердце благоговейно радуется, ощущая дыхание вечности. Слово Бога выше самых смелых стремлений нашего ума, но вера ведёт нас на покорение этих духовных вершин. Здесь написано: "Блаженны милостивые" , но всем известно, как нелегко осуществить это в жизни. Милостивым приходится много страдать, а Слово Божье называет их блаженными. Почему же они блаженны? Разве потому, что им будет легко в жизни и пути их станут гладкими на этой земле? Конечно, нет. Блаженство милостивых заключается в радостной надежде, что они будут помилованы, что, как гласит пословица, "И на нашей улице будет праздник". Для иллюстрации этой мысли давайте рассмотрим несколько эпизодов из жизни царя Давида.

Благословенный Господом и помазанный на царство, гонимый жестоким и завистливым Саулом, преданный своим народом (так, жители Кеиля, избавленные Давидом от набегов амаликитян, готовы были выдать его Саулу, как открыл Господь), Давид в отчаянии убегает к филистимлянам и становится вынужденным изгнанником. Он оставляет родину и уходит на чужбину. Конечно, там ему приходится жить несладко. И вот, однажды его постиг такой удар судьбы, который, кажется, выше всяких сил человеческих. Царь филистимский дал Давиду для жительства с его приближёнными небольшой городок Секелаг. Когда Давид со своей дружиной был в походе, на город напали амаликитяне, сожгли его, разграбили имущество, а жён и детей увели в плен. Вместо родного очага, Давида встретило пепелище. Но мало этого: Последняя его земная опора, его приближённые, соратники, свалив на него вину за свои несчастья, взяли камни и решили побить его насмерть. Но Господь укрепил Давида, утвердив в вере его сердце. Получив откровение от Господа, они отправились преследовать противника. Но ведь это происходило не в наше время, когда можно куда-то позвонить и получить какую-то информацию. В те времена где и кого можно было искать? Кругом пустыня, горы, леса. Но Давид укрепился упованием на Господа. Его кавалерия гонится за врагом. И здесь произошёл совершенно неожиданный случай.

"И нашли Египтянина в поле, и привели его к Давиду, и дали ему хлеба, и он ел, и напоили его водою; и дали ему часть связки смокв и две связки изюму, и он ел и укрепился, ибо он не ел хлеба и не пил воды три дня и три ночи" (1Цар. 30:11-12).

Что это был за человек? Оказывается, это был раб, которого выбросил его хозяин по причине неизлечимой болезни. Он валялся уже трое суток, выброшенный, больной, без пищи и без воды. Фактически, это был живой труп. Но Давид приказал этого человека напоить, накормить, обиходить, оказать ему милость. Казалось бы, кому нужен этот доходяга? Но Давид в данном случае поступает подобно милосердному самарянину из притчи Иисуса (Лук. 10:30-37). Возможно, многие проходили мимо этого умиравшего, и никто не обращал на него внимания. Он был в тягость собственному хозяину. Наверное, у него должны были быть какие-то товарищи. Никто ему не посочувствовал, кроме одного Давида. И благодаря тому, что Давид не пренебрёг этим больным, брошеным, никому не нужным человеком, Бог через это милосердие явил чудо. Когда этот умиравший пришёл в себя, восстановил свои силы, то он стал проводником Давида и указал ему, где искать этих грабителей и мародёров, которые увели в плен их семьи. В результате Давид настигает противника и отнимает у него добычу. Злодеи получили достойную расплату. Я хочу сказать, что, если бы не милосердие Давида, то никто не помог бы ему найти и наказать виновных. Победу он получил благодаря своему милосердию. Конечно, людей уступчивых, снисходительных, всё прощающих, этот мир не уважает. Доброта в этом мире не в почёте, а скорее, считается слабостью. Однако Слово Божье говорит: "Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Добро кажется слабым, беззащитным, но каким бы ни было наглым и заносчивым зло, оно всё-таки будет посрамлено, и добро победит. Для подтверждения этой мысли можно привести ещё несколько случаев из жизни Давида.

Саул многократно преследовал Давида, пытаясь расправиться с ним вооружённой рукой. Однажды, когда Давид со своими людьми скрывался в пещере у овечьего загона, в пустыне Ен-Гадди, туда зашёл саул, чтобы справить нужду (1Цар. 24:3-21). Видя, как Саул сел, он тихонько подкрался сзади и отрезал у него край верхней одежды. Ничего не подозревая, Саул вышел и направился по дороге к своим, и вдруг услышал зовущий его голос. Обернувшись, он увидел Давида, который показывал ему лоскут, отрезанный от его одежды. Давид объяснил, что он не виновен против Саула и в его руке нет коварства и зла. Саулу стало ясно, что он был на волосок от смерти. Там сказано, что этот жестокий человек даже заплакал. Это не маловажная деталь. Ведь заплакал закалённый воин, сердце которого огрубело в кровопролитных сражениях. Тогда Саул признал правоту Давида. Здесь опять милосердие показало свою силу, победила доброта. И не вина Давида, что сердце Саула настолько ожесточилось, что он не поверил милосердию. В этом отношении Давид является прообразом Самого Иисуса Христа, Который много нас прощает, но сердце человеческое настолько обольщено и обмануто врагом, сатаной, что, видя доброту Господа Иисуса, оно начинает гордиться, вместо того, чтобы откликнуться на это милосердие встречным доверием. Аналогичный случай Записан в 1 Цар. 26:5-25, когда Давид пощадил жизнь спящего Саула, а только унёс его копьё и сосуд с водой. Здесь Саул произнёс неожиданные для него слова покаяния:
"И сказал Саул: согрешил я; возвратись, сын мой Давид, ибо я не буду больше делать тебе зла, потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих; безумно поступал я и очень много погрешал" (1 Цар. 26:21).

Как Давид достиг победы над таким непримиримым противником? Посредством чего-то такого, что в глазах этого мира кажется ничтожным, при помощи милосердия. Плоть всегда толкает нас на резкие поступки, заставляя показывать свою силу, стучать кулаком по столу и т.п. Конечно, тяжело смиряться, кто же может что-то возразить против этого? Зато, какие потрясающие результаты! Какую победу даёт милосердие! Побеждай зло добром. Не унывай, не падай духом! Добро в конечном счёте победит.

В заключение хочется указать на потрясающий эффект милосердия, который мы видим на примере Давида по отношению к Навалу (1 Цар. 25). Когда этот безрассудный человек оскорбил Давида, он уже шёл с вооружёнными людьми, чтобы расквитаться с ним. Навстречу ему вышла Авигея, разумная жена Навала, со своими мудрыми словами: "Не будет это сердцу господина моего огорчением и беспокойством, что не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения. И Господь облагодетельствует господина моего, и вспомнишь рабу твою [и окажешь милость ей]" (1 Цар. 25:31).

Давид впоследствии оказал ей милость и женился на ней. Он не пожалел о том, что не сделал зла Навалу. Господь Сам поразил этого неблагодарного человека, которому Давид делал много добра, а тот в отместку унизил его. Милосердие во всех отношениях достойно подражания. Бог обязательно утешит милосердного и поможет ему (Пс. 17:26-27). Милосердие как практическое добро непобедимо. Милосердие дало Давиду победу над амаликитянами, разграбившими Секелаг, над Навалом и Саулом. Поступая милосердно, мы будем блаженны и нам не придётся жалеть о своих неразумных делах, которые могли бы осквернить наше сердце по причине нашей вспыльчивости и запальчивости. Закончить этот разговор хочется следующими замечательными словами:
"Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость" (Прит. 25:15).

Представляете, какая сила заключается в милосердии? Мягкий язык... Не твёрдый кулак или какие-то страшные угрозы, а мягкий язык, вот что нужно для победы. Нам порою кажется, что ситуация уже как будто вышла из-под контроля, что пора бы показать своё "я" и применить свою плотскую силу, но надо держаться Писания и поступать в соответствии с его тысячелетиями проверенными указаниями (Ек. 9:17). Даже царя зверей, льва, хрупкая женщина-укротительница приручает посредством кроткой человеческой речи. Она просто приходит к его клетке и ласково, нежно часами разговаривает с ним. Неслучайно наш Господь пришёл на землю с кротостью и стал умилостивлением за грехи наши. Кровь Иисуса Христа пролилась, чтобы это милосердие утвердилось в наших сердцах, в нашем поведении, чтобы мы научились поступать по примеру Сына Божьего. Да поможет Господь верить в несокрушимую силу мягкого языка, милующего сердца, милосердных слов и поступков. Давайте нашей жизнью порадуем нашего Господа, а Ему да будет слава, аминь.


Михаил Бурчак

Давайте прочитаем притчу, рассказанную Иисусом.

Евангелие от Луки 10:30-34:
«На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино…»

А начинается эта история так.

Евангелие от Луки 10:25-29:
«…один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»

И тогда, отвечая на вопрос, Иисус рассказывает историю: вот был один человек, которого избили; он лежал на обочине, и вот той дорогой шел священник… Заметьте, Иисус не говорил о простых людях. Он говорил о человеке, имевшем определенный статус. Это был Божий служитель, который шел той дорогой. Наверное, он посмотрел на этого несчастного на обочине, потом посмотрел на часы, вспомнил, что у него есть срочные дела в служении, и нужно бежать в церковь. И потому он прошел мимо. Точно так же поступил левит – человек, который тоже имел отношение к священству. Это люди, которые служили при храме, могли восхвалять Господа, быть в группе порядка – где угодно. Это были люди, имеющие отношение к священству. Но человек, который остановился, поднял несчастного и привез его в гостиницу, был самарянином. Самария – это область, которая презираема иудеями. Почему? Потому что жители Самарии не являются чистыми иудеями, они смешались с языческим народом. Не случайно при беседе Иисуса с самарянкой у колодца упоминается: «Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Евангелие от Иоанна 4:9). Самаряне были кастой презираемых людей. Но Иисус, рассказывая притчу, задает вопрос: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Евангелие от Луки 10:36). И законник отвечает: «Оказавший ему милость» . Нашелся человек, который оказал милость попавшему в беду, поднял этого несчастного, привез в гостиницу.
Мы говорим сегодня о сострадании к ближнему. Не кажется ли вам, что взгляд Божий смещается со священника и левита на простого человека – самарянина? Теперь уже он находится в фокусе Божьего зрения. У тех есть «погоны», то есть статус определенный, но это им уже не помогает. Иисус говорит: «Вот человек, который исполнил заповеди Божьи: возлюби Господа и ближнего твоего». Этот самарянин увидел человека, попавшего в трудные обстоятельства и находящегося в нужде. Он пришел, протянул свою руку – и решил эту проблему. И вот каким напутствием заканчивает Иисус эту историю: «Иди, и ты поступай так же» (Евангелие от Луки 10:37).

Теперь давайте представим, что история продолжается. Вот приходит священник в храм, поднимает руки, благословляет народ, проповедует слово. Приходит левит, ведет прославление или обслуживает персонал этого храма. Вот они славят Господа, возвеличивают Его. Интересно, как смотрит Бог на таких людей после того, когда Он увидел, что в их сердце не нашлось жалости и милосердия по отношению к нуждающемуся в их помощи человеку? Как бы вели себя вы, если бы встретились с таким человеком, который говорит, что ревностно служит Богу, но он знал, что ты был вчера в страшной опасности, и ты знал, что этот человек проходил мимо тебя, видел тебя, но не протянул руку помощи? Что бы ты подумал о таком человеке?

У меня есть моральное право говорить сегодня на эту тему, потому что я всем сердцем это прочувствовал несколько лет назад, когда наша церковь не имела здания. Вы помните, как мы стучались в различные церковные здания, в дома культуры. Мы были тогда выброшены на улицу с нашими детьми, с воскресной школой, со всей структурой. Мы ходили и стучались к пасторам, к священникам: «У вас такой храм… Вы не могли бы сдать его нам в аренду, чтобы проводить служение?» Кто-то имел сострадание, спасибо им за это. Но кто-то не нашел в себе сострадания и закрыл перед нами дверь. Помню, как я пришел в один храм с нашей нуждой. Ко мне вышли служители и сказали: «Вы знаете, наш храм настолько освящен, что мы не можем вас туда впустить. Недавно из-за границы приезжал апостол, он так освятил этот храм, что мы не можем вам сдать его в аренду». Ничто не может быть настолько свято и почтенно в глазах Божьих, как личность, как человек! Пусть никто не обманывается, что что-то может быть выше, чем человек. Иисус Христос пришел ради человека. Он пришел даже ради падшего человека. Он заплатил такую цену за человека! Жизнь Свою отдал, кровь Свою пролил. Как дорого мы стоим в Его глазах. Вот что главное!
Поэтому, когда мы говорим, что служим Богу, надо иметь в виду: наше служение Богу не будет принято Им во внимание без служения ближнему, без служения нашего сердца, без сострадания и жалости. Как много обманутых людей, которые думают, что все еще служат Богу, хотя они уже давно вышли из Божьего фокуса. Бог уже сфокусировался на других людях. На ком? На тех, кто проявляет сострадание. Бог будет наблюдать только за теми, кто проявляет сострадание и в чьем сердце есть это сострадание. Почему? Потому что наш Бог – это Бог сострадания. Наш Бог – Бог любви, Бог милости. Иисус говорит: «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» (Матфея 9:13). Вот таков наш Бог. Он учит нас, чтобы мы стали похожи на Него, чтобы мы так же проявляли сострадание, чтобы сердца наши не были каменными и черствыми.

Иногда ты видишь человека в нужде и думаешь: «Это его проблема. Он сам творил глупые дела. Может быть, он сам справится, ему еще нужно учиться». Я сегодня бросаю вам вызов: вместо оправданий имейте лучше сострадание! Мы научились оправдываться, находить отговорки, почему мы не делаем добро и не помогаем другим. Ты легко можешь найти причину, чтобы оправдать свое поведение. Но лучше не ищи оправданий. Лучше найти сострадание в сердце. Приди и помоги – тогда ты будешь в Божьем фокусе. Ты будешь чувствовать и знать, что Бог наблюдает за тобой. Он наблюдает за твоими путями, чтобы поддерживать тебя. Ты в Его сердце. И здесь уже не играют роли какие-то титулы, даже священство. Бог показал, что самарянин в Его глазах оказался выше, чем все эти священники.

Как важно нам бодрствовать над тем, чтобы хранить сердца наши чистыми и мягкими. Многим из нас нужно молиться: «Бог, забери мое каменное сердце и дай мне сердце плотяное! Я хочу иметь сострадание к людям и сочувствие, чтобы я не отмахивался от людей, если могу им чем-то помочь». Если ты видишь человека в нужде – нельзя закрывать от него сердце. Мы часто слышим такую фразу: «Бог поможет!» И многие люди могут обвинять Бога, говоря: «Где же Его помощь? Как Он помогает? Смотри, сколько несчастных!» Как же Бог помогает людям? Он помогает, показывая тебе этого человека, его нужду. Неужели ты не видишь, что Бог через тебя хочет ему помочь? Так же Он помогает и тебе. Бог хочет, чтобы мы были соучастниками в Его работе, распространяя влияние Царства Божия до пределов земли.

Вот почему наше служение Богу без служения людям не будет принято. Я бы даже сказал так: сострадание есть истинное служение Богу. Бог не примет никакого служения, если в этом не будет сердца. Вот почему наша церковь так усердна в этом. Проводя исцелительные служения, мы сострадаем этому миру. Мы хотим сострадать людям этого мира, протянуть им руку помощи, мы хотим молиться и поститься за них. Мы делаем это потому, что сострадаем им. Если не мы, то кто будет им сострадать?

Помню, как однажды я пришел в онкологический центр. У дверей врачебных кабинетов сидело человек пятьдесят. Я специально пришел, чтобы пригласить больных на наше исцелительное собрание. Я сказал: «Люди, посмотрите на меня!» Они посмотрели. Вы бы видели их глаза!.. Настолько потухшие глаза, настолько люди были под тяжестью, подавлены усталостью и безысходностью. Я сказал: «Люди, Иисус Христос – Бог живой, Который может вам помочь!» Каждому я дал пригласительный флаер на это исцелительное служение, но никто не пришел.

Кроме проблем физических (онкология или другие болезни), есть еще более глубокие проблемы – духовные. Черствые сердца. «…бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2 Коринфянам 4:4). Бог века сего закрыл людям глаза и сердца. Но я верю, что Церковь Божья имеет власть. Шаг за шагом, день за днем мы разобьем эти стены. Вот такими маленькими брошюрками. Мы что-то посеем. Шаг за шагом семя Божье будет сеяться. Кто-то польет его своими молитвами, и Бог взращивающий однажды взрастит. Однажды у людей откроется сознание, когда они ощутят нужду в Спасителе и скажут: «Да, Он нужен мне! Я не могу выкарабкаться сам».

Радостно, что наша церковь имеет отношение к состраданию, потому что таким образом мы демонстрируем Божье сердце. Нам нужно опасаться, чтобы не стать фарисеями, такими самодостаточными священниками и левитами, которые проходят мимо людей, пребывающих в нужде.

Как нам иметь сострадание?

Книга пророка Исаии 51:1:
«Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены».

Нам нужно держать в фокусе глубину рва, из которого нас вытащил Господь. Нам нужно помнить, из какого болота Он нас поднял. Как только мы забываем об этом – тогда мы перестаем замечать и глубину рва, в котором находятся другие люди. Многие видят ту скалу, на которой вы стоите. Многие видят, насколько вы успешные и процветающие люди. Но не забывайте глубину рва, из которого Бог поднял вас! Помните, что вы остались бы на этом дне, если бы не Господь. Если бы Он не послал какого-то человека в вашу жизнь, вы остались бы в этом страшном рве. Но Бог проявил Свою милость: Он был добр и вытащил вас оттуда. Об этом нужно помнить! Если бы не Бог, ты бы сам никогда не выбрался. Бог пришел к тебе на помощь, послал каких-то людей. Ты должен быть благодарен. Как ты можешь быть благодарным Богу? Это значит, что ты будешь помнить об этом всегда и будешь видеть глубину другого рва – того, в котором находятся другие люди. Ты пойдешь и будешь работать с ними, чтобы протянуть им руку помощи, точно так, как это сделал кто-то для тебя. Когда ты будешь идти или ехать куда-то и увидишь человека, который, например, лежит в сугробе – не проходи мимо! Вот простое Евангелие. Вот твой ближний, который в тебе нуждается. Если ты пройдешь мимо – как ты сможешь потом жить с этим? Как ты сможешь называть себя христианином, верующим человеком? Как ты будешь потом поклоняться Богу, зная, что ты отошел от любви Божией, от любви к Богу и ближнему? Кто твой ближний? Человек, который в тебе нуждается. Возможно, он попался тебе на глаза буквально на несколько минут. Но ты знаешь, что Бог тебя посылает к нему, чтобы решить его проблему. Если ты «нарвался» в хорошем смысле – значит, у тебя есть ресурсы, есть способности, ты можешь сделать доброе дело. Иисус Христос через это прославится.

Один брат рассказывал мне: «Вижу, лежит человек, но все проходят мимо. Я думаю: как же я могу пройти мимо, я же верующий! Я подошел, спросил: «Что с вами?» Тот ответил: «У меня болит сердце». А все думали, что он пьяный». Но даже если и пьяный! Сколько людей спивается, потому что не познали любви Христа. Если бы они познали Христа, у них были бы другие судьбы. Им кажется, что единственное, чем они могут успокоить свое сердце, – это «напиться и забыться». Жизнь у них слишком тяжелая, нет ответов на вопросы, которые стоят перед ними. Но нужно приходить и к таким людям. Только не проходите мимо! Равнодушие – страшная вещь. Кто-то сказал: «Не бойся тех людей, которые убивают тебя, а бойся равнодушных, которые смотрят, как убивают людей, и ничего не делают». Равнодушие – это страшно. Мир сегодня наполнен равнодушием.

Но это не для нас. Для нас – сострадающее сердце, в котором должна быть жалость. Когда Иисус Христос смотрел на людей, Он сжалился над ними. Сердце наше должно быть мягким, должно сжалиться, уметь сострадать, войти в ситуацию. Это не твоя проблема, но ты чувствуешь ее, как свою. Нужно уметь сжалиться внутри себя, сосредоточиться на этом. Наша миссия – помогать людям. Наша миссия – жить так, чтобы наше Евангелие не расходилось с нашими делами. Нам нужно привести свою жизнь в соответствие с тем, что говорит о нас Писание. Нам нужно дорасти до этого. Нужно дорасти до такого состояния, чтобы нам быть настоящими Божьими людьми, у которых сердца переполнены Божьей любовью и которые позволяют Божьей любви течь через их сердца.

Вспоминаю одну потрясающую историю, которая произошла с Павлом, нашим лидером прославления. Однажды возле магазина он увидел двух молодых девушек примерно 18-20 лет. Они сидели там и держали на руках маленьких детей. Люди, проходя мимо, наверное, жертвовали им что-то, давали милостыню. Паша подошел и спросил: «Девушки, что случилось? Почему вы здесь сидите? Где вы живете?» Оказалось, что они даже не знают русского языка и не могут ему ничего объяснить. Но Паша понял, что они из Молдавии. Он нашел переводчика-молдаванина, снова вернулся к ним. Девушки так боялись что-то говорить, думая, что все плохо кончится. Паша все же убедил их рассказать, что случилось. Оказывается, они были выманены цыганской шайкой из какой-то молдавской деревни. Здесь, в Беларуси, им кто-то пообещал работу. Они приехали сюда и, можно сказать, были проданы здесь в рабство. У них забрали паспорта, каждый день утром им давали детей, они должны были идти просить милостыню и все деньги отдавать этой мафии. За это они получали один беляш в день. Представьте, что эти молодые судьбы могли быть загублены. Но Паша занялся этим делом, вызвал милицию. Там были большие проблемы, но он был настойчив. И вот что произошло: цыганская мафия была арестована, девушек отпустили на свободу, им вернули паспорта, наша церковь купила им билеты домой. Вы бы видели, как они радовались, когда уезжали, и как они плакали, обнимали и благодарили нас. Разве не такое сердце мы должны иметь?

Посмотрите, сколько вокруг равнодушных людей. Но я верю, что мы не из таких. Мы не должны быть такими, как большинство людей. Когда мы рождаемся свыше, Бог дает нам новое сердце. Я верю, что наши слова и молитвы могут вытащить людей из их тюрем, из их темниц, вытащить их из цепей.
Вы знаете, как много людей страдает в этом мире. Я молился за людей: «Господь, Ты видишь, как много людей страдает». И Господь показал мне, что Его сердце с ними. Если церковь поймет это, то ваше сердце будет с ними также. И тогда вы достигнете всего, к чему стремитесь. Вы возьмете все высоты, которые вы хотите покорить, потому что невозможно подняться на высоту, пока ты не снизойдешь, может быть, в самый ад, в самые низины.

Иногда мы отмахиваемся: «Да это просто бомж» – и проходим мимо. Может быть, это наркоман или пьяный человек, может быть, у него семья разрушилась, и он стал таким неуважаемым человеком. Я хочу сказать: все это наши люди! Больницы – это наши люди. Тюрьмы – это наши люди. Дома-интернаты – это наши люди. Дети-сироты – это наши люди. Престарелые, пожилые – это наши люди. Если мы научимся, находясь на той позиции, где Бог нас поставил, снисходить низко-низко – то мы обнаружим новые высоты, на которые Бог нас возведет. Если же мы хотим держать высоту, никуда не опускаясь, – это будет не та высота, а лишь иллюзия высоты. Но Бог хочет дать нам настоящую высоту. Бог хочет дать полмиллиона людей в этом городе. Бог хочет дать спасение великой нации. Бог хочет привести в нашу церковь самых влиятельных людей этой страны, политиков, бизнесменов, судей. Бог хочет, чтобы здесь находились великие люди и поклонялись Ему – Живому Богу. Но прежде чем это произойдет, Он посмотрит на наши сердца: сможем ли мы снизойти до самых низов, к человеку, который, может быть, не слишком приятен для нас? Сможем ли увидеть в нем Божий образ и подобие? Сможем ли признать, что за такого грешника Иисус умер и отдал Свою жизнь? Иисус хочет дать нам такие сердца, и в этом проявляется Божья любовь. Иисус спустился в самую глубину ада, чтобы поднять Свое Царство.

Расскажу вам одну историю, которая произошла, когда я служил в армии в Череповце. Недалеко от нашей части был лес, и я там часто прогуливался, когда был в увольнении. Лес упирался в мост через реку. Этот мост был опасен: много людей на нем покончили жизнь самоубийством. Однажды мы с другом были в увольнении и просто гуляли в лесу. Вдруг я вижу – в лесу сидит черный силуэт. Я удивился: почему в лесу сидит какая-то женщина? Мы подошли поближе. И вот молодая женщина лет двадцати в черном платье сидит на камне, курит сигарету, вокруг нее уже много окурков. У нее был такой взгляд, как будто она не видит никого. Я говорю: «Девушка, что вы здесь делаете? Почему вы сидите и курите в этом лесу? Что с вами?» А она просто смотрит и ничего не отвечает, словно не видит тебя. Мы постояли, потом я взял гитару и начал играть мелодию христианской песни. Вот когда я пел не зря. В Библии рассказывается о том, как пророк Елисей попросил позвать гуслиста, и когда гуслист играл, Дух Святой сошел на Елисея, и он начал пророчествовать (4 Книга Царств, 3 глава). Музыка очень важна. Вот почему дьявол держит в цепях многих музыкантов. Уитни Хьюстон, Майкл Джексон, король рок-н-ролла Элвис Пресли – все эти люди в детстве или в юности славили Бога в церкви. Бог дал им помазание Святого Духа. Вы думаете, почему эти люди известны? Не своим талантом, но через помазание Святого Духа. Печально то, что помазание Святого Духа они направили не в то русло. Они не возвеличили этим Господа, но прославляли себя. И вот – смотрите, какой худой конец. Дай Бог, чтобы они все спаслись, чтобы в последний момент в них что-то проснулось, чтобы они ощутили нужду в Спасителе. Я видел не один раз, как люди, начавшие свою музыкальную карьеру с церковной сцены, чувствовали, что они могут работать шире. Но где бы ты ни работал, будет ли у тебя широкая аудитория, выйдешь ли ты на большую сцену или нет – я хочу, чтобы каждый из вас знал: нет ничего дороже Божьего присутствия, и нет ничего дороже смиренного сердца! Я хочу, чтобы ты оставался человеком Божьим, а не возрос в недоступной гордыне, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Я уверен, что эти известные музыканты, о которых я сейчас вспомнил, могли еще жить и жить.

И вот я сидел в лесу и играл. Вдруг я почувствовал, как помазание Святого Духа коснулось этой девушки. Она посмотрела уже более осмысленно, а через меня вдруг пошли пророческие слова. Я говорю: «Девушка, я все про вас знаю. Вы должны были выйти замуж, но ваш парень бросил вас. Вы сидите, курите, чтобы потом пойти и сброситься с этого моста. Но если вы уверуете в Иисуса Христа, если примете Его любовь – Он простит ваши грехи, освободит вас от всякого бремени и тяжести. Он даст вам новую вечную жизнь. Тогда все пойдет по-другому: ваш парень вернется, вы создадите семью». Она посмотрела на меня и говорит: «Я хочу принять Иисуса Христа». Мы помолились, и она приняла Иисуса как своего Спасителя. Я дал ей свой номер телефона. У меня был свой кабинет и даже свой телефон. Через некоторое время она позвонила и сказала: «Вы не представляете, что вы сделали для меня! Этот Иисус, это Евангелие – это так потрясающе! Все пошло по-другому». Она пригласила меня на свою свадьбу. Тот же самый парень вернулся к ней, и они сыграли свадьбу. Я пришел к ним на свадьбу со своим другом. Вышел, чтобы поздравить, и увидел там баяниста. Я одолжил у него баян и чуть его не порвал. Там началась такая веселуха! Мы забыли, что у нас свадьба, забыли про жениха и невесту. Все слушали, что я играл, слушали все слова, которые я говорил. Было массовое покаяние. Когда мы уходили, люди схватили нас, сумки всякой еды дали нам с собой.

И вот о чем я думаю: как бы ни сложилась судьба этой девушки, она никогда не забудет этот момент, когда кто-то не остался равнодушным, кому-то было дело до нее, одиноко сидящей в лесу в черном платье. Я вдохновляю вас, друзья мои, быть такими людьми! Бог прославится через это. Возможно, эта молодая женщина будет потом рассказывать об этом своим детям. Я уверен, что Бог потом приведет ее в церковь. Такие судьбы уже не будут идти криво. Бог обязательно выведет таких людей на свет, Он будет через них прославляться!

Помню, как на сайте «Одноклассники» я нашел своих одноклассников и одноклассниц. Я написал им: «Привет». Одна из одноклассниц ответила: «Как я рада видеть тебя! Как я рада, что у тебя такая счастливая семья». Это была такая непростая девчонка, и она помнит, что я в то время был серой мышкой, я был самым маленьким в классе, на физкультуре стоял самым последним, но зато двадцать раз подтягивался на турнике! Она мне написала: «Ты был серой мышкой, но я не помню никаких фамилий одноклассников, только Гончаренко Славку». Я подумал: почему мы запоминаемся? Не тем, что мы флиртуем и хотим запасть в сердце каким-то неправильным путем. Мы западаем в сердце, потому что помазаны Святым Духом. С детства мы помазаны, у нас есть нужные слова. Даже если мы не говорим слов и не делаем дел (хотя мы должны говорить и делать) – мы все равно помазаны и все равно производим впечатление. Люди через годы не могут нас забыть, я вам точно говорю.

Вот чего хочет Бог от нас: чтобы мы были активными! Подумайте, как много будет людей, которых мы приведем в Царство Божие. Как много людей, которых мы спасем. Разве это не чудесно? Вы помните, что Иисус Христос сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Марка 16:15). Мы не знаем, кому и сколько времени еще осталось. Но никто из нас не должен предстать перед Иисусом Христом с поражением и позором, никто не должен сказать: «Бог, я проморгал свою жизнь». Когда мы встретимся с Богом Живым, у нас не должно быть кучи оправданий. Я хочу, чтобы, встретившись с Ним, каждый из нас мог сказать: «Я сделал все, что смог. Мой подъезд проевангелизирован, мой дом проевангелизирован, моя улица проевангелизирована. Я не был тем, кто прошел мимо. Я познал, что есть Божья любовь, и эту любовь я дарил другим. Вот, Бог, моя жизнь: я веру сохранил. Вот моя благодарность – все люди, которые через мою жизнь прикоснулись к Тебе и обрели вечную жизнь». Знаете, Бог сделает несравненно больше, и вы обнаружите это.
Но помните, это так важно – оказаться в фокусе Божьего зрения! Так важно, чтобы вы были теми людьми, которые будут в фокусе. Не забудьте глубину рва, не пройдите мимо тех людей, которые лежат где-то на обочине жизни. Вы сами там были, но Бог был добр и спас вас. Не берегите свою одинокую гордыню и черствое сердце. Раскалитесь перед Богом, не оставайтесь с проблемой один на один в то время, когда у вас есть семья. Хвалитесь своими немощами, и будет являться сила. Станьте настоящими, сбросьте маски, комплексы и предрассудки! Здесь Царство Божье. Это место не похоже на другие места. Где бы ты ни был, куда бы ни пошел – ничего подобного ты не найдешь. Здесь искренность, здесь любовь, здесь сердца открыты по отношению друг к другу. Здесь мы такие, какие есть. Мы можем плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Мы можем никому не завидовать, не посылать людям злостные sms, а радоваться вместе с ними. Мы способны сказать: «Я так счастлив, что ты построил новый дом! Я так счастлив, что твоя дочь поступила в хороший университет! Я так рад, что у тебя новая машина. Я так рад твоему счастью!» Если у тебя горе, мы плачем с тобой, брат, и ты не один. Мы разделяем твое горе. Чувствуешь ли ты нашу любовь? Мы – семья, и мы никогда не должны забыть об этом. Но Бог хочет расширить нашу семью. Тысячи людей придут! Я говорю вам пророчески сегодня: десятки тысяч придут, сотни тысяч придут, миллионы людей придут к Иисусу через наше служение, и Иисус Христос возвеличится! Ради чего мы здесь живем или умираем? Ради великой цели.

Римлянам 14:7-8:
«Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – [всегда] Господни».

Ниже вы можете прослушать или скачать проповедь в формате mp3.


Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Притча о милосердном самарянине, хорошо знакомая каждому христианину, каждый год, каждое десятилетие, наверное, каждый век приобретает для всего христианского человечества особый смысл. Ибо каждый год, каждое десятилетие и каждый век приближает нас к тем последним временам, когда в мире оскудеет любовь.

И мы сейчас, дорогие братья и сестры, живем в одно из тех времен, когда действительно кажется, что любви становится все меньше и меньше. Тем значимее для всех нас задуматься над этой притчей. Ибо она произносилась только для тех, кто был тогда рядом со Христом, кто испытывал Его, искушал Его, но произносилась она, прежде всего для нас с вами.

Итак, ко Христу приходит законник, фарисей, человек, наверняка, глубоко верующий. Верующий в ветхозаветный закон, но не верующий еще во Христа, сомневающийся в том, что этот скромный Плотник, дерзновенно поучающий учителей народа, знает истину. И подойдя, с таким заведомым желанием уничижить Спасителя, показать перед всеми Его незнание, он задает Ему, искушая Его, как сказано в Евангелии, в общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Вопрос о том, что есть первая заповедь.

И Христос, зная, что этот человек искушает Его, отвечает просто и безыскусно. Так, как должен ответить любой, смиренно исповедующий веру в Бога ветхозаветный иудей. Он говорит о любви к Богу и о любви к ближнему. И все.

Эта двойная заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, Ветхим Заветом данная, должна была быть известна всем. Но, видимо, Христос так произносит эти простые слова, что законнику, искушавшему Его, становится очень неудобно, очень стыдно. И, желая оправдаться и перед Христом и перед стоящими вокруг людьми, он задает Ему другой вопрос, на который сам-то он знает ответ. Вопрос о том, а кто есть ближний.

Но Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает и все то, что происходит в душе законника. Он уже почувствовал, что горделиво пришедший уничижить Его простым вопросом законник, оказался не только посрамлен сейчас перед лицом многих, Он знает, что и в сердце самого законника произошло какое-то серьезное изменение: что он сам вдруг устыдился своего дерзкого вопроса.

И опять, как будто не замечая, что этот вопрос, обращенный к Нему, имеет какой-то скрытый смысл, Спаситель просто рассказывает притчу, всем нам с вами хорошо известную. Но, наверное, не до конца, не в полной мере осознаваемую и понимаемую. Ведь перед нами не просто рассказ о добром человеке.

Некто, ехавший по дороге и попавший в серьезные испытания, подвергшийся нападению разбойников, лежит, и возможно даже истекает кровью. Этот человек, может быть, даже умирает на дороге. Наверное, он из благочестивых иудеев, которые в этот момент, когда он оказался избит, измучен и брошен на дороге, молился Богу о помощи. И вот он видит на дороге священника, затем левита, представителей того самого ветхозаветного духовенства, к которому ветхозаветные иудеи относились с большим почтением, с большим почитанием. Кто, как не они, казалось бы, должны были прийти ему на помощь? Но они проходят мимо.

Эта тема всем нам, христианам, увы, хорошо известна. Наверное, каждый из нас имел случай, возможно, даже не один раз, убедиться в том, что подчас и священник, и дьякон, служащие христианской новозаветной церкви, тоже могут отличаться по своей человеческой немощи таким же бессердечием и бесчувствием, каким отличались их ветхозаветные предшественники. И тоже, наверное, не раз мимо нас проходили священнослужители, к которым мы, возможно, не в столь драматичной ситуации обращали свои взоры. Это вечная тема и вечный укор всем нам, христианам, и в особенности нам, священнослужителям.

Наверняка, исполнившийся уныния и отчаяния человек, только что отвергнутый священником и левитом, увидел на дороге самарянина, увидел неожиданно.

Надо представлять себе, как иудеи относились к самарянам. Ведь самаряне это был народ, который некогда был единым с иудейским народом. Это были те же самые иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками, и стали исповедовать ветхий закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея. Иудеи относились к самарянам даже ХУЖЕ, чем к язычникам. Самарянин воспринимался иудеем, как ВРАГ.

И надо думать, что самаряне к иудеям относились не лучшим образом. И вот когда несчастный иудей, видя перед собой заведомого врага, которого его научили ненавидеть, презирать с самого детства, происходит великое чудо. Этот враг, этот чужой ему человек, не только не проходит мимо него, но спасает его, наверное, от неминуемой гибели. Проявляет к нему доброту, милосердие, сострадание, проявляет то, что всегда оказывалось редким в этом отпадшем от Бога мире. И после того, как милосердный самарянин привозит раненого иудея в гостиницу и оставляет его там, обеспечивая всем необходимым, он проявляет еще и дальнейшую заботу, обещая хозяину гостиницы оплатить все те расходы, которые тот будет иметь, ухаживая за немощным человеком.

Рассказав эту, простую на первый взгляд, историю, Спаситель задает законнику очень серьезный вопрос: кто же в таком случае есть ближний его? а ведь законник был подобно всем ветхозаветным иудеям воспитан в убеждении, что ближним иудею может быть только иудей, исповедующий закон. Не язычник и не самарянин, потому что они-то закона не знают, они закон не исповедуют.

И здесь законник вынужден произнести слова, за которые его же собратья, законники и фарисеи, могли бы осудить. Он говорит о том, что ближний это самарянин. И в этих словах по существу может быть происходит первое исповедание этим самым законником, фарисеем, веры во Христа Иисуса. Ибо он пришел искушать Спасителя, а Спаситель открыл ему великую истину, что любовь Божия распространяется на всех людей, что ближние для него это все люди, независимо от того, какой религиозный закон они исповедуют.

Однако эти слова обращены и ко всем нам. Мы ведь очень хорошо все это, вроде бы знаем, но очень плохо все это исполняем. Особенно мы, христиане, которые лучше других знают о том, что без любви к ближнему НЕТ спасения, именно мы очень часто искушаем ближних своих, и очень часто пытаемся разделить ближних своих на тех, кто наш, христианин, и на тех, кто НЕ наш, НЕ христианин.

И мы не думаем, что мы забываем при этом Новый Завет и возвращаемся в Ветхий Завет. Как будто не было Господа Иисуса Христа, но был и остается лишь ветхозаветный Закон, который делит людей на своих и чужих. И так поступаем мы не потому, что глубока и истова наша вера, и мы так хотим любить православных христиан. Мы так поступаем просто потому, что мы вообще мало кого способны любить, мало кого хотим любить. Потому что это очень трудно любить НЕ только христиан, но и НЕ-христиан. И, как правило, НЕ любя почти никого, мы убеждаем себя в том, что мы любим-то тех, кто достоин любви; ближние наши это те, кто с нами. Кто с нами молится, постится, но отнюдь НЕ те, кто НЕ разделяет с нами труда христианской жизни.

А между тем, большинство из нас принадлежит к тем семьям, которые прошли за предыдущие десятилетия очень сложный путь. Случилось так, что богоборческая власть в нашей стране РАЗДЕЛИЛА семьи на христиан и НЕ-христиан, на православных и безбожников. И много было вражды в этих семьях. Но часто НЕ потому, что христиане ревновали о своей вере, а потому что они с легкостью шли по пути безбожников и учились НЕНАВИДЕТЬ.

Много существует дьявольских уловок в лукавом сердце человека, чтобы НЕ быть милосердным самарянином, а быть жестокосердым фарисеем. И очень часто мы изыскиваем самые различные основания для того, чтобы избавить себя от труда милосердия и сострадания. И всякий раз, когда мы пытаемся себя убедить в том, что мы бедны, мы заняты, мы устали, поэтому мы НЕ можем помочь своему ближнему, когда мы НЕ отзываемся на его скорбь, мы должны вспоминать притчу о милосердном самарянине.

Да, к счастью, не каждый день и не всем нам приходится сталкиваться с ситуацией, о которой повествует нам сегодняшнее Евангелие. К счастью, очень редко приходится сталкиваться нам с тем, что перед нами лежит умирающий человек и некому, кроме нас ему помочь. Но ведь в гораздо более простых ситуациях, когда от нас НЕ требуется такое внимание, такая сердечная забота, какая потребовалась от самарянина по отношению к раненому иудею, очень часто в более простых ситуациях мы НЕ делаем практически ничего. Когда от нас требуется даже не какая-то внешняя материальная жертва, а душевное участие, сочувствие человеку, мы проходим МИМО. Потому что мы устали, потому что нам трудно, потому что мы пребываем в житейской суете. И таким образом, мы ПРЕДАЁМ Христа.

Ибо гораздо извинительней было ветхозаветному священнику и левиту пройти мимо их умиравшего пасомого, нежели нам, христианам, которым Христос открыл во всей полноте истину, пытаться НЕ заметить скорби, несчастья нашего ближнего, каким бы он ни был, что бы с ним ни случилось.

Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. И пусть притча о милосердном самарянине сделает нас, христиан, достойными того призвания, которое обратил к нам Спаситель. Пусть в каждом из нас, не обязательно в такой тяжелый момент, о котором повествовалось в сегодняшнем Евангелии, но пусть в каждом из нас каждый день хотя бы иногда проступает тот самый милосердный самарянин, которого Бог поставил перед всеми христианами примером сострадания и милосердия. Аминь.

Как хорошо, что вы все пришли, несмотря на будний день, праздновать день памяти этого великого угодника Божия. Но для чего Господь устанавливает праздники и дни почитания святых? С одной целью – чтобы, взирая на их лик, прикладываясь к мощам, мы бы вспоминали их житие. А кто забыл, тот может сегодняшний день посвятить тому, чтобы это житие почитать. Тем самым мы сократим расстояние в тысячу семьсот лет и почувствуем, как святитель Николай к нам близко и через икону, и через святые мощи, и через молитву. А это очень важно. Из всех святых Святая Церковь выделяет его особенно, приравнивая его к святым апостолам, ибо каждый четверг седмицы является днём, когда мы вспоминаем апостольский подвиг, и при этом всегда вспоминаем святителя Николая. Чем же он так угодил Богу, что Церковь его поставила на такой высокий пьедестал? Дело в том, что он тоже является любимым учеником Христовым, как и Иоанн Богослов. Учителя обычно любят учеников внимательных, послушных, усердных и тех, которые усваивают то, что им преподаётся. И святитель Николай в полноте это усвоил. Чем отличалась его жизнь от жизни остальных людей? Обычно люди к страданиям других людей равнодушны, а если выражают сочувствие, то жестами или словами вроде «ай-ай-ай» – ну, собственно, и всё. А Христос через апостола Иакова сказал, что вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Каждый крещёный человек должен понуждать себя на сострадание. И детей своих мы должны с самого малого детства учить состраданию. Это очень важно для души. Душа, не умеющая сострадать, не может любить. Эта душа очень эгоистична. Любовь – такое свойство человеческого сердца, которое по замыслу Божию должно направляться из сердца вовне.

Я как-то вам рассказывал историю, которая меня поразила. Иду по улице – я даже зрительно помню вот этот поворот, газон. Девочка лет четырёх лежащую на солнышке на травке кошку стаскивает на асфальт, а кошка спокойно возвращалась на своё место и укладывалась. А девочка ей объясняла: «Ну ты лежишь на траве! Неужели ты не понимаешь, что ей больно?!». Я думаю: какие хорошие родители, что так воспитали ребёнка, что он уже в четыре года имеет такое сострадание. Ничего подобного за всю жизнь ничего не видел. Кто бы из детей, которые обычно всё ломают, портят, отрывают лапки насекомым, чтоб так сострадали даже траве! Даже в нашем парке, как только он появился, дети стали сразу рвать цветы. То есть они заточены на то, чтоб всё рвать, ломать, чтоб всё засыхало, и так далее. И вот такой эпизод на всю жизнь запомнился, и сейчас что-то пришёл на ум, и я решил, раз пришло в голову, надо рассказать, тем более, у нас всегда много новеньких.

И святитель Николай всегда на чужую боль реагировал именно так: думал, как помочь, чтобы исправить какую-то злосчастную ситуацию. И Господь давал возможность это исправить. Почему Господь любит таких учеников? Известно из древности, и так святые нас учили с древних до последних времён, что Господь спасает людей и влияет на наш мир через человека. Очень нужны Богу исполнители воли Божией. Он Своим ученикам дал молитву: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». На небесах волю Божию исполняют Ангелы, а на земле – ученики Христовы. Воля Божия заключается в том, чтобы люди творили добрые дела, а другие, видя их добрые дела, узнавали, почему этот человек не такой, как все. Это, говорят, от того что у него вера христианская. Один человек головы отрезает, а другой человек старается защитить того, кому отрезают голову, или вылечить его, если он остался жив. Это же разные подходы и разная совершенно вера. Вот Христу Спасителю нужны люди такой веры, которые сердцем своим так же переживают чужую боль, как будто это своя боль. Это называется возлюбить ближнего, как самого себя (см. Лев. 19, 18). Такое проявление любви, какое имел святитель Николай, и говорит о христианской любви. Всё остальное – это себялюбие, потому что деятельная любовь всегда чего-то стоит человеку.

Какой самый простой пример, который может быть распространён? Вот, некий человек прогневался на другого человека. Обычно как это бывает? Он тут же высказывает: «Ты неправ, ты то-сё», начинает критиковать, а тот начинает защищаться, возникает спор, иногда и до драки. Хорошо, если не пьяные, а то и до ножа. А по-христиански – надо проявить любовь. А в чём тут может проявиться любовь? Ты очень прав? Отлично. Вот и помолчи. Вот и помолчи, не высказывайся, потерпи. Вроде бы в тот момент, когда человек что-то сказал для тебя неугодное, у тебя в душе гнев. Все мы, люди, борцы за справедливость по отношению к самим себе, готовы рвать и метать, убеждать, кричать, жаловаться, всем рассказывать. А ты прояви любовь и сдержись. А у нас, у людей, не воспитанных в христианском духе, обычно любовь воспринимается как некое чувство. А любовь – это не чувство, любовь – это дело. Поэтому в христианстве любовь называется добродетелью, то есть человек совершает дело любви. А чувства – это вещь мимолётная. Вот воспылал любовью, она подошла и плюнула ему в глаза. Смотрит – а любви у него уже нет, она тут же, мгновенно испарилась, вот прям сразу. Почему? Потому что её не было. Это совсем не любовь, это «нравится», но это совсем никак не любовь.

А вот святитель Николай укоренил в себе, в своём сердце любовь Христову, поэтому и Церковь его вознесла на такую высоту. После Матери Божией наибольшее количество храмов, приделов в храмах посвящены святителю Николаю по всей Руси. Так как он человек чрезвычайно добрый, он и в своей молитве к Богу за нас, грешных, очень быстро отзывается, и поэтому Церковь его именует «скорый помощник и преславный чудотворец». Творит великие дела своей молитвой и очень скоро отзывчив на молитву. Мы не очень отзывчивые люди, мы обычно медлим, забываем. Соглашаемся-то быстро, но семя, не имеющее глубокого корня, быстро засыхает (см. Мф. 13, 5-6). Почему? Чувство-то у нас возникает, мы поэтому так и называем – со-чувствие . Тот страдает, мы посочувствовали: «Ой, надо же, ай-ай-ай, не повезло». А что-нибудь такое сделать – и время нет, и неохота, и сам больной. А вот святитель Николай подходил к этому по-другому, и нам нужно этому обязательно учиться. Почему? Потому что если мы не научимся, не войдём мы в Царство Божие. Потому что настоящая любовь заключается в возможности для человека сострадания. И сострадание должно быть деятельным. Этому надо учиться, это трудно. Потому что во всяком подлинном сострадании содержится обязательно ущерб самому себе. Всякое сострадание деятельное, оно за счёт себя, за счёт своих сил, за счёт своего времени, за счёт жертвования собой, пусть и в малом. Ты должен своё время пожертвовать, вникнуть в проблему, постараться её изучить, помочь наилучшим образом, тем более, когда человек сам это сделать не в состоянии. Человек, будучи в состоянии страдания, теряется в этой ситуации, а рядом находящийся христианин может помочь. Причём когда дело касается наших детей, внуков, тут мы готовы, потому что это как бы мы делаем для самих себя, а очень важно, чтобы этот человек был совершенно к нам не принадлежащий – другой веры или, может, неверующий. Самое замечательное для Бога – когда этот человек является твоим врагом. Господь говорит через апостола Павла: если враг твой голоден, накорми его (Рим. 12, 20). Это показывает, что у тебя действительно в сердце есть любовь. Старец Силуан говорил, как определить, это настоящие христиане или нет. Очень просто: а любят ли они своих врагов? Это значит, есть любовь в сердце не зависимо от того, как человек к тебе относится. Он как-то относится, и Бог с ним. Нам главное – иметь возможность проявить любовь. Вот это перед Богом чрезвычайно высоко. Конечно, если мы не будем в этом упражняться ежедневно, будем только своё оберегать, то мы так со своим и останемся.

Посмотрим, а что же у нас такого своего? Своё у нас – гордость, тщеславие, жадность, осуждение, клевета, сплетни, безделье. Вот с этим своим останемся, и это всё барахло мы принесём на Суд Божий. Нам скажут: «С чем ты пришёл?». Поэтому один человек проживёт жизнь – и исчезает, и из памяти в том числе, и ничего не остаётся, а другой человек что-то такое сделает – и остаётся в веках. Я вот тут недавно узнал, что один мой предок построил два придела к одному храму, один из них – святителю Николаю. Представляете, сколько прошло времени. Храм-то старый, ХVII века, а он это всё сделал в ХVIII, и память есть, архивы есть, храм сейчас по милости Божией начинает восстанавливаться. Видите, как интересно. Он постарался. Даже есть письмо церковному начальству, в котором он просит благословения на то, чтоб пристроить ещё два придела в силу того, что народу стало больше ходить, а храмик там маленький. Видите, как хорошо: сделал человек одно доброе дело – века проходят, а он остаётся в памяти не только родственников. Мне-то это интересно, потому что прямой предок, очень любопытно, я об этом даже и не знал. А для всех, кто хочет интересоваться, открыта информация.

И так – каждый из нас. Если ты будешь жить так, чтобы жить с состраданием, с добром, то, что ты сделаешь, останется в веках. А если, как мы – равнодушно, тогда сотрётся память о нас в истории, какую бы мы должность ни занимали и какое бы жалование мы ни получали. Жизнь напрасна. Жизнь, в которой нет любви, никому не нужна. А жизнь человека, который творит дела любви, нужна Богу. Каждый, творящий добро, есть посланник Божий. Христос, когда пришёл на землю, на глазах у апостолов творил добро. Сыночек у вдовы умер, не на кого ей надеяться – Он его воскресил. Прокажённые идут – Он их очистил. Тем, чем Он располагал, Он служил людям. Две тысячи лет назад по всему миру, на всех континентах, и даже в Антарктиде об этом читали. Это всё записано, и люди этим живут, берут с этого пример. Почему? Добро вечно. Зло – нет.

Ты христианин, ты крестился, Господь тебя выбрал, дал тебе веру. Много же людей не имеют веры и даже не знают, что это такое, а верующих сумасшедшими называют. А христианин делает добро во имя Христово, делает ради Христа. И Господь его избирает таким посланником добра в этом мире. Поэтому каждый из нас может послужить себе, сиречь самому дьяволу, а может – Христу, сиречь самому Богу. Каждый себе выбирает тот путь, которые ему более желателен. Многие выбирают любовь к себе. Сейчас советские психологи утверждают: «Ты себя полюби!». Да спаси и сохрани от этой заразы! Человек и так рождается уже с искажёнными чувствами, всё в человеке перевёрнуто грехом. Любовь существует для того, чтобы любить ближнего. А мы люди, извращённые грехом, поэтому у нас любовь к себе. Это не любовь называется, а эгоизм. Это для Бога отвратительно. И когда мы сталкиваемся с эгоизмом или с эгоистом, нам очень нехорошо. И нам надо думать: а если я проявляю эгоизм, человеку рядом со мной хорошо? Если ты такой правильный, такой справедливый, такой хороший, что ж тебя так все не любят? Что ж ты такой для всех противный? Потому что ты заботишься о себе, о своём покое, хочешь, чтоб всё делали по-твоему. А это совсем не правильно. Господь даёт полную свободу человеку, силком никого не заставляет быть добрым, это никому не нужно. Человек должен сам действовать по любви, и любовь должна его и понуждать на делание добра. А святитель Николай указывает нам правильный, добрый, христианский путь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Один юноша, соблюдающий закон, спросил у Иисуса Христа: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Он же сказал ему: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Понятие жизни в наш разрозненный век, когда люди отчуждены друг от друга, ищут утешения и ничего не могут найти для души своей, стало расплывчатым и неопределенным, утрачивает христианский смысл и понятие о ближнем. Нам проще воспринимать человека отдаленного от нас, на дальнем расстоянии человека легче любить, легче проявлять о нем заботу и милосердие. Но понятие о ближнем и смысл нашего отношения к нему раскрывается в следующей притче: Один человек по дороге из Иерусалима в Иерихон попал в руки разбойников и был избит. Его раздели и ограбили, оставив лежащим при смерти на дороге. Шел этим путем священник и не обратил никакого внимания, шел этим путем левит и тоже не обратил никакого внимания на лежавшего умирающего человека. Шел той дорогой также самарянин, который морально и по справедливости мог бы не обратить внимания на умирающего человека, потому что самаряне не общались с иудеями, но, тем не менее, самарянин сжалился, как говорит Евангелие, над этим человеком, промыл его раны, перевязал, довез до ближайшей гостиницы и заплатил за него.

Спрашивает Христос после этой притчи: «Кто же для нас ближний?» И слышит ответ: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал: «Иди, и ты поступай так же». Ближний для нас тот, кто оказывает необходимую помощь, когда мы в этом нуждаемся, независимо от национальности и даже вероисповедания. Если человек помогает человеку – это естественно, это законно, это необходимо. Какое же мы, братья и сестры, имеем отношение к этой притче? Может быть, она к нам не относится? Может быть, она устарела? Нет, она всегда нова, потому что все рассказы Христа Спасителя, которые Он освятил устами Своими, произносятся различными учениями на предмет преподания Закона Божиего.

Мир наполнен людьми, которые нуждаются в помощи: ранеными, избитыми, больными, брошеными, одинокими… И наша задача, братья и сестры, если мы христиане, пытаться помочь тому, кто попадает в беду, иначе и быть не может. С христианской точки зрения, милостыня, которую мы подаем, не определяется количеством и качеством поданного. Определяется эта милостыня, прежде всего, трезвым умом и чистым сердцем. Мы обязаны помочь ближнему, не вникая даже в подробности того, что с человеком произошло. Таков закон Христов, таков закон христианства. Самарянин, как мы уже слышали в притче, имел моральное право пройти мимо умирающего человека, но он этого не сделал, мы также не должны этого делать. Мы не должны разбираться, кто попал в беду, кому мы помогаем, и что из этого будем иметь, прежде всего, мы должны иметь милость.

Милостыня – это основание христианства. Первую и величайшую милость оказал Господь наш Иисус Христос роду человеческому, совершив его спасение и избавление от смерти. Милосердствовали и святые апостолы, наученные от Христа. От апостолов мы приняли благодать и истину, поэтому должны слушаться их повелений. Милостынею спаслись многие люди, которые удостоились быть с праведными. Милостыня продиктована жизнью нашей, ибо кто из нас не желает и не требует к себе милостивого отношения и разумения?! И все это должно делаться, исходя из слов Священного Писания, в котором говорится, что Господь Милосердный одинаково посылает дождь грешным и праведным, одинаково повелевает солнцу восходить над грешными и праведными. Вот такая постановка вопроса должна быть для нас назиданием. Мы должны быть проникнуты таким духом, которым была проникнута бедная вдовица, положившая две копейки в кружку церковную. Господь эту жертву превознес выше всех жертв, потому что дала она ее от сердца, от души, с пониманием, с тем чувством, с каким должно делать всякое доброе дело.

Будем же, братья и сестры, помнить, что милосердие – это наша задача, это наша цель, это наша жизнь, без которой невозможно достигнуть спасения. И будем молиться вместе с Церковью к Божией Матери: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице Дево». Аминь.

Редакция сайта

Фото архимандрита Нифонта