Дидактическая игра: "Чем похожи, чем отличаются и что умеют вместе делать?". Дидактическая игра «Угадай, что здесь изображено». Дидактическая игра «Подбери по смыслу»
Дидактическая игра для детей 5-6 лет.
Игры с предметами.
«ПОХОЖ – НЕ ПОХОЖ»
Дидактическая задача: Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила: Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказывать их сходство. Отвечает тот, на кого указывает стрелочка.
Игровое действие: Поиск похожих предметов.
Ход игры: Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате. Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.
- «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство».
Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает детям решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки из различия.
ЛИТЕРАТУРА: А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».- М.: Просвещение, 1991г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с предметами для развития мелкой моторики.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь....
Игра-викторина Мой город не похож на другие города
Игра-викторина "Мой город не похож на другие города" направлена на социально-личностоное развитие детей. Данная викторина разработана для детей подготовительной группы....
Дидактические игры для дошкольников своими руками
Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской областиОписание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.
Процесс изготовления дидактической игры:
1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.
4.Взять грампластинки.
5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.
6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.
8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.
Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
Дидактическая игра "Кто где живёт?"
Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рукХод игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.
Дидактическая игра "Кто что ест?"
Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"
Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.
Дидактическая игра "Цветные картинки"
Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч
Дидактическая игра "На что похоже"
Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!
Краеведческий зонтик «Родной город»
Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной
С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.
Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.
Логопедический зонтик
Модель педагога Татьяны Коносовой
С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.
Дидактическая игра «Подбери по смыслу»
Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.
На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.
Дидактическая игра «Что из чего?»
В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.
Зонтик здоровья
Этот зонтик помогает знакомить детей с
правилами личной гигиены и учит бережному
отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких
дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на
какую-нибудь картинку и просит детей сказать,
хорошо это или плохо с точки зрения здоровья
человека. Можно играть без лишних слов: ведущий
показывает картинку, дети поднимают зеленую
карточку, если согласны с действиями персонажа
на картинке, и красную, если так поступать не
следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос
ведущего движениями. Например, прыгать, если
картинка им нравится. Если же картинка вызывает
негативное отношение, дети садятся на пол.
Экологический зонтик
Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой
Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.
Зонтик-матрешка
Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной
Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.
В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.
Зонтик времен года
Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой
Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:
красный - лето,
зеленый - весна,
желтый - осень,
белый - зима.
К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.
Дидактическая игра «Угадай, какое время года»
Один из детей встает спиной к
воспитателю или к другому ведущему. Ведущий
вращает зонт. В определенный момент ребенок
говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках
ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит,
какая цветная часть зонта «смотрит» на него.
Ребенок перечисляет приметы этого времени года и
нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает
стихотворение или сочиняет рассказ об этом
времени года.
Зонтик сказочных воспоминаний
Модель педагога Елены Никоновой
К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.
Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.
Зонтик кукольной моды
Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной
Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.
Веселый зонтик для самых маленьких
Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной
С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.
К зонтику прилагаются:
набор геометрических фигур (объемные подвески);
набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);
набор «Фрукты - ягоды» (застежки);
явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).
Астрономический зонтик
Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой
Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.
Зонтик-цветок
Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной
Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.
Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.