Der Spiegel - Гитлерюгенд - историческая справка. Гитлерюгенд во второй мировой войне Что значит гитлерюгенд

История гитлерюгенда Васильченко Андрей Вячеславович

«Гитлерюгенд» в годы Второй Мировой войны (1939 - 1945 гг.)

Начало Второй Мировой войны означало падение уровня жизни всех социальных групп Третьего рейха - с началом войны сократилось жилищное строительство, уменьшились расходы на образование, здравоохранение. После 1942 года стали сокращаться многие социальные выплаты молодым людям, постепенно сокращается выдача ссуд молодоженам, организация поездок в отпуск и отмена льготных цен на проезд на конец недели. Пансионаты и санатории оказались забиты беженцами из районов, подвергшихся бомбардировкам. Недостаток рабочих рук вызвал к жизни еще до войны закон о годичной трудовой повинности девушек и молодых женщин, не имеющих детей. Однако до начала войны лишь 50 тысяч из них исполнили это предписание закона. Санкции в отношении тех, кто не участвовал в выполнении трудовой повинности, не применялись нацистким государством в первые годы войны, что было связано с ростом дешевой рабочей силы военнопленных, а так же жителей оккупированных стран. В 1939–1941 годах наблюдается даже отток женщин из сферы производства.

Лишь после коренного перелома в ходе Второй Мировой войны, связанного с поражением гитлеровских войск под Сталинградом, Гитлер подписал указ о широком вовлечении мужчин и женщин Германии «в решение задачи защиты рейха». Согласно ему все женщины в возрасте от 17 до 45 лет могли быть принудительно привлечены к труду. Под действием указа попали около 3 миллионов девушек и женщин, свыше 900 тысяч из них работали на военных предприятиях.

В последние военные годы рабочая молодёжь, как и все рабочие, была фактически прикреплена к предприятиям, производящим вооружение, ограничены были возможности смены работы.

Главным направление работы «гитлерюгенда» во время войны становится всестороннее вовлечение молодёжи в военные усилия государства. В 1940 году имперское руководство «гитлерюгенда» возглавил Артур Аксман, бывший заместитель Бальдур фон Шираха, назначенного гауляйтером Вены, что явилось результатом закулисной борьбы. В отличие от последнего известного в кругах нацистского руководства склонностью к романтическим ритуалам, помпезным массовым мероприятиям, Аксман характеризовался как трезвый прагматик, наделенный недюжими организационными способностями.

По инициативе Аксмана руководство «гитлюрюгенда» проводило кампанию за кампанией, в ходе которых на молодёжь возлагались все новые и новые обязанности. Сохранились и традиционные ежегодные кампании, так 1940 год был провозглашен «Годом проверки на прочность», 1941 - прошел под девизом «Наша жизнь - путь к фюреру», 1942 - «Освоение Востока и сельская служба», 1943 - «Вклад молодёжи в войну», 1944 - «Год добровольцев».

Число различных молодёжных акций во всей Германии не поддается учету. Они были приспособлены ко всем возрастным группам. Так, пимфы должны были участвовать в сборе утильсырья, металлолома. Количество собранного отмечалось каждому в отдельной специальной карточке. Сырье шло преимущественно на военные цели, полученные за него средства - в различные фонды для помощи детям погибших солдат. Девушки и девочки из подразделений «гитлерюгенда» участвовали в сборе подарков и денег для раненых, участвовали в концертах, проводимых силами подразделений «гитлерюгенда» в госпиталях. Кроме этого, подростки использовались организациями НСДАП и «гитлерюгенда» в качестве вахтеров и курьеров, распространителей пропагандистских материалов. Они работали в качестве почтальонов, помогали разносить продуктовые карточки, выступали в качестве проводников по затемненным городам. Члены «гитлерюгенда» могли использоваться в магазинах для распределения и доставки продуктов, убирали снег и мусор. «Почетной службой» для девушек было объявлено оказание помощи семьям погибших на войне в уходе за детьми, в ведении домашнего хозяйства. Они работали в детских садах, лазаретах, санпропускниках, домах престарелых и инвалидов. Организовывались культурные десанты молодёжи из «гитлерюгенда» в сельскую местность, где велась таким образом пропагандисткая работа.

Подобная деятельность «гитлерюгенда» должна была способствовать формированию «народного сообщества», сплачивающегося в борьбе с врагами в ходе войны. В благородство и возвышенность этой цели верило большинство молодёжи, оказывавшее нелегкую, нередко социальную помощь своими взрослым согражданам, обеспечивая тем самым прочность тыла гитлеровской армии. Можно привести немало примеров самоотречения, бескорыстия и даже самопожертвования, проявленных в ходе этих акций; оказание помощи семьям погибших, инвалидам, пожилым в трудных условиях военных лет отвечало нормам и ценностям нацистской гуманности, но использовались они нацистской верхушкой в своих преступных целях, для продления её господства в условиях становившейся все более безнадёжной для Германии войны.

Наряду с повседневными акциями, характер и направленность которых нередко менялись, молодёжь оказалась втянутой и в более масштабные и долгосрочные кампании. Одной из них было участие в освоении земель, оккупированных гитлеровскими войсками на Востоке. В феврале 1940 года при молодёжном руководстве рейха было учреждено специальное бюро по переселению молодёжи «Восток». Оно имело тесные контакты с СС и лично Гимлером, который кроме всего прочего являлся ещё и рейхскрмиссаром «по укреплению немецкого духа» на захваченных территориях Польши и Чехословакии. Ряд территорий был объявлен «областями гитлерюгенда», в том числе области на севере и северо-западе Польши - по течению реки Варты и в «польском коридоре». В них были назначены специальные руководители «гитлерюгенда» для создания на местах организаций «фольксдойче» «гитлерюгенд», целью которых должна была стать колонизация этих районов. В результате деятельности этой программы на «восточных территориях» было создано 300 лагерей «гитлерюгенда». В «освоении востока» и «насаждении духа немецкой народности» принимала участие и «сельская служба» молодёжи. В 1942 году в этой акции было занято 30 тысяч немецких девушек и юношей. В том же году в «восточных землях» действовало 28 учебных заведений «гитлерюгенда», готовивших из местного населения контингент, способный сотрудничать с нацистами.

Поскольку в связи с войной в самой Германии стала ощущаться острая нехватка учителей, в школы «восточных районов» стали привлекаться «школьные помощники» из «Союза Немецких Девушек». В 1944 году в школах Вартеланда и Данцига - Восточной Пруссии работало 700 девушек из членов «гитлерюгенда». Уровень их квалифицированности, как правило, был невысок. Их педагогическая подготовка ограничивалась в большинстве случаев 4-месячными курсами; только 20 % из них окончили среднюю школу, большинство же было выпускницами «народных школ» (8–9 классов обучения). В их обязанности входило так же обучение немецкому языку взрослого населения, проведение «мировоззренческих бесед» с ним, консультация крестьянок по уходу за детьми, домашнему хозяйству и т. д..

В добавок ко всему в сельском хозяйстве за период 1 июня 1939 года по сентябрь 1944 года численность кадровых рабочих уменьшилась на 2297 тысяч человек или почти на 30 %. Из них 1926 тысяч человек были призваны в вооруженные силы, а остальные были переведены в другие отрасли экономики. Чтобы восполнить эти потери, нацистский режим пытался вовлечь в аграрное производство широкие слои сельского и городского населения, а так же направлял в деревню в больших количествах иностранных рабочих и военнопленных. По законам военного времени каждый юноша и девушка были обязаны после окончания школы отработать один год в сельском хозяйстве. Во многих районах Германии были созданы лагеря трудовой повинности, в которых десятки тысяч молодых людей без заработной платы, только за пансионат, вынуждены были трудиться на полях.

Как уже говорилось выше, в нацистской Германии существовала целая сеть организаций, призванных направлять молодёжь на работу в деревню - «Сельский год», «Сельская служба» и другие. Кроме того в деревню на воспитание посылали своих питомцев многочисленные школы штурмовых и охранных отрядов. О масштабах их деятельности во время войны можно судить по данных о работе «Сельской службы» в этот период. Эта организация представила деревне в 1939 году - 26 тысяч человек, в 1940 году- 18 тысяч, 1941–20 тысяч, 1942–30 тысяч, 1943- 40тысяч. Другая же организация - «Сельский год» ежегодно направляла на работы в сельское хозяйство до 17 тысяч подростков.

По совместному решению руководителя «гитлерюгенда» Артура Аксмана и министра по делам воспитания Руст с 1942 года для проведения весенне-осенних работ стали широко привлекаться учащиеся младших классов в возрасте до 10 лет включительно. В итоге каждый год село стало получать дополнительно около 1 миллиона рабочих рук.

Все эти контингенты молодёжи направлялись в деревню в контексте «сельских помощников». Социальное законодательство (даже в урезанном виде, в котором оно существовало в национал-социалистической Германии) на них не распространялось. Крупные землевладельцы использовали «сельских помощников» в качестве дешевой рабочей силы, что сильно сказалось на позициях сельских рабочих. Вообще в годы войны произошло глубочайшее изменение в составе рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве. Квалифицированный труд заменялся полупрофессиональным или вообще неквалифицированным. Социальный состав на уровне отдельных деревень выглядел приблизительно следующим образом. Так в деревне Бад Фрейнвальд (около Франкфурта - на - Одере) в августе 1940 года вместо призванных в армию сельских рабочих трудилось 536 солдат вермахта, 155 членов «гитлерюгенда», 60 студентов, 299 итальянских рабочих, 600 польских батраков и 1320 военнопленных.

Нередко, особенно в конце войны, посланные для работы на оккупированных территориях юноши и девушки из «гитлерюгенда» становились жертвами возмездия со стороны местного населения. Некоторые из них, особенно фанатично внедрявшие здесь «новый порядок», причастные к проводившимися нацистской администрацией репрессиям, подверглись позже судебному наказанию. Такова была плата за участие в преступной политике гитлеровского рейха.

Крупномасштабные военные действия требовали все нового пополнения вермахта. В течение всей войны через систему «гитлерюгенда» проводилась подготовка кадров для вооруженных сил. В 1942–1944 годах практически вся молодёжь допризывного возраста прошла обучение в специально подготовленных лагерях. В отличие от предвоенных лет занятия в них в основном проводили не инспекторы «гитлерюгенда», а офицеры вермахта из частей, расквартированных на территории страны, или уволенные из армии по ранению. Как правило, школьники проходили в них военную подготовку целыми классами. Работающая молодёжь обучалась военному делу в отпусконое время.

В широких масштабах через систему «гитлерюгенда» проводилось размещение детей и подростков из подвергавшихся интенсивным бомбардировкам городов в сельской местности. В подобные лагеря подростки выводились из крупных промышленных центров с целью «оздоровления». Всего в 1941–1944 годах в сельских лагерях было размещено 800 тысяч человек. Нацистская пропаганда широко рекламировала оздоровительный эффект сельских лагерей для перемещенной молодёжи. Действительно, они были расположены в экологически чистых, нередко курортных местах, под них отдавались пансионаты, гостиницы, туристические базы и приюты. В них обеспечивалось хорошее питание. Однако, устройство этих лагерей преследовало не только оздоровительный эффект, должный свидетельствовать о заботе нацистского государства о молодом поколении. В значительной мере создание сельских лагерей было обусловлено желанием испытать на практике нацисткую систему воспитания, исключающую из неё все «посторонние влияния», в том числе и влияние семьи. Подобные лагеря создавали абсолютно благоприятные условия для «тотального» воспитания юношества в духе «национального сообщества». При перемещении детей в лагеря родителям запрещалось их сопровождать, вводились ограничения даже на свидания. Дети и подростки находились под полным контролем инспекторов членов национал-социалистического союза учителей, руководителей «гитлерюгенда» и «школьных помощниц» из «Союза Немецких Девушек». Таким образом достигалась изоляция юношества от «посторонних» влияний.

На заключительном этапе войны участь многих из перемещенных детей, особенно на территории оккупированной гитлеровскими войсками, оказалась печальной. Часть лагерей оказалась в зоне военных действий, и дети, нередко брошенные своими наставниками попадали в этот водоворот. Многие из вывезенных детей и подростков не нашли родительского дома, разрушенного войной, столкнулись с непреодолимыми трудностями, вызванными послевоенной разрухой. Часть погибла.

По мере того, как военное положение нацистской Германии ухудшалось, молодёжь все шире привлекалась к участию в различных работах в тылу. Данные работы стали фактически всеобъемлющими лишь после того, как в 1943 году Германия провозгласила «тотальную войну». в сентябре 1944 года руководство «гитлерюгенда» объявило «Сбор молодёжи» - все молодые люди должны были сообщить о себе подробные данные с целью последующего привлечения их к тем или иным связанным с войной делам. так же немедленно они должны были сообщать о всех своих перемещениях.

В январе 1943 года была установлена служба молодёжи допризывного возраста. Как правило, это были школьники старших классов, привлекавшиеся к службе в зенитно - артиллерийских частях целыми подразделениями «гитлерюгенда», под командованием своих «югендфюреров». Они считались исполняющими «молодёжную службу», а не солдатами, но фактически служили в вермахте; делая возможным отправку взрослых зенитчиков на фронт. Это были, по видимому, самые «дешёвые» солдаты гитлеровской армии - до достижения 16 лет им платили 50 пфеннигов за день службы: а после этого возраста - по 20 марок в месяц. На заключительном этапе войны к службе в частях ПВО начали привлекаться даже девушки. Привлекались подростки к службе и в военно-воздушных силах (в 1944 году здесь служило 92 тысячи юношей, направленных сюда из «гитлерюгенда»), привлекались подростки так же и во флот.

В конце войны был объявлен набор молодёжи в народное ополчение «фольксштурм». Несмотря на сокрушительные поражения и огромные потери гитлеровской армии, многие члены «гитлерюгенда» сохраняли культивируемые нацистской пропагандой иллюзии относительно возможности победы Германии в войне, верили в легенду о «чудо-оружии». Часть их проявила готовность к бессмысленному самопожертвованию «ради Родины», а на деле для того, чтобы продлить агонию гитлеровского режима.

Немалую роль в этом играло «Дойче вохеншау» (Еженедельное немецкое обозрение). Именно эти небольшие киноролики сыграли ведущую роль в создании нацистского мифа о героическом самопожертвовании. В конце 1944 года в одном из выпусков Обозрения можно было увидеть огромные толпы членов «гитлерюгенда», добровольцами уходившими на фронт. Класс 1928 года рождения особенно отличился своей преданностью фюреру и нации. В одной из своих наиболее мощных по воздействию сцен Обозрение верно уловило юношеский идеализм и пафос. Тысячи юношей стояли в строю, а громкоговорители над площадью бесстрастно сообщались статистические данные об огромном числе подростков, изъявивших готовность сражаться за фюрера и Фатерланд. Эта готовность стоять до конца стала наглядным доказательством заявлению, сделанному одним из рассказчиков обозрения: «Я могу умереть, но чтобы стать рабом, чтобы видеть Германию порабощенной - этого мне не вынести!» И пока над площадью звучал бравурный марш, камера сосредоточилась на одном юном лице, символе национал-социализма и готовности пожертвовать собой. Эти кадры фильма были особо проникновенными: оркестр играл «Наши знамена веют впереди нас» - трогательный гимн «гитлерюгенда», память о светлых днях.

Подобные группы юных добровольцев натолкнули Гитлера на мысль продиктовать широко распространенное затем воззвание, навевающее воспоминания о более ранних, пугающе пророческих заявлениях Гитлера, заверявшего немецкую молодежь в своей преданности. В 1934 году он сказал членам «гитлерюгенда»: чтобы не случилось, они навечно связали свою судьбу с ним и Германией, ибо это поколение, по его словам, было «плотью от плоти и кровью от крови нации». Гитлер предупреждал молодых людей, что не стоит сдаваться перед лицом врага. На съезде НСДАП в Нюрнберге в 1936 году фюрер заявил «Мы привыкли к борьбе, ибо мы из неё вышли. Мы будем непоколебимо стоять на земле и выстоим перед любой бурей. А вы будете стоять рядом со мной, если суждено настать такому часу». Такой час настал 7 октября 1944 года. И снова на свет извлекли старую риторику, изображая преданность «гитлерюгенда» делу победы в цветистых выражениях, присущих нацистской пропаганде. Вот этот документ:

«Мой «гитлерюгенд»!

Я с радостью и гордостью узнал о вашем желании уйти на фронт добровольцами всем классом 1928 года рождения. В этот решающий час для рейха, когда над нами нависла угроза ненавистного врага, вы дали нам всем вдохновляющий пример боевого духа и безоглядной преданности делу победы, каких бы жертв от вас этого не потребовало. Юношество нашего национал-социалистического движения как в тылу, так и на фронте, оправдало все ожидания нации. Ваши добровольцы дали нам нагляднейшее доказательство своей преданности и непоколебимой воли к победе тем, что служат в подразделениях «Гитлерюгенд», «Великая Германия» и фольксгренадеров, а так же как бойцы во всех рядах войск вооруженных сил. Понимание необходимости этой борьбы переполняет сегодня умы и сердца всей немецкой нации, и в особенности - молодёжь. Нам известны планы врагов, направленные на безжалостное уничтожение Германии. Именно по этой причине мы будем сражаться ещё более преданно во имя рейха, в котором вы сможете с честью трудиться и жить. однако будучи юными бойцами национал-социализма, вы должны проявить даже в большей степени, чем остальная часть нации, свою выдержку, упорство и непоколебимость. Жертвы, принесенные нашим героическим юным поколением, найдут своё воплощение в победе, которая обеспечит нашему народу, национал-социалистическому рейху гордое и свободное развитие.

Адольф Гитлер.

С 1943 года проводились кампании вербовки добровольцев из числа подростков для службы в основных частях вермахта. 1944 год был, как уже говорилось, объявлен «годом добровольца». В январе 1945 года руководство «гитлерюгенда» объявило «имперский призыв» в ряды вооруженных сил. Свыше 70 % юношей 1928 года рождения должны были заявить о готовности служить в вермахте. Девушки призывались во вспомогательные корпуса. С сентября 1944 года по январь 1945 года на службу в гитлеровскую армию было привлечено 150 тысяч девушек.

Уже в условиях крушения нацистской империи стал проходить призыв «добровольцев» 15–16 летнего возраста. Из этих солдат-школьников формировались отряды «вервольф» (оборотни). Они должны были сражаться до последнего дыхания. Им поручалось прикрывать отход частей вермахта, совершать диверсионные акты в тылу войск антигитлеровской коалиции. Даже после капитуляции гитлеровской Германии некоторые «вервольфы», среди которых встречались даже 14-летние подростки, продолжали выполнять свои боевые задания, поскольку не получили приказа об их отмене. Один из таких боев описал известный советский журналист М. Мержанов, бывший в те дни корреспондентом газеты «Правда»: «Вдруг на КП командира полка раздался звонок. Комбат докладывал, что по Колоненштрассе движется в стройном порядке около 400 юнцов, одетых в черные школьнык кителя с золотыми пуговицами и в черные брюки. Мальчики выросли в богомольном трепете перед танками, самолётами, фаустпатронами. Они произносили имена Гитлера, Геббельса, Геринга, как произносят имена святых, воздев руки к небу. они шли отбивая шаг и держа наготове фаустпатроны… Это смертники Артура Аксмана, фанатики, решившие отдать жизнь за фюрера, шли в «психическую атаку», полагая, что они напугают советских солдат.

Как быть? - спрашивает комбат. - Пропустить их в тыл или открыть по ним огонь?

Воздержитесь, - ответил командир полка, - найдите способ обезоружить..

Тем временем юнцы приблежались. Комбат выпустил несколько желтых ракет - сигнал, обозначающий передний край фронта. Но в ответ юнцы, подойдя вплотную, начали бросать фаустпатроны (стрелять из них по советских позициям? - А. В.) Появились раненые, убитые. Мальчишки с обезумевшими глазами бросились в рукопашный бой. Пришлось открыть огонь. Несколько минут из-за дыма и беспорядочной стрельбы ничего нельзя было понять, а затем юнцы, метнув фаустпатроны, пустились бежать в свой тыл.

Раненые школьники, плача, на допросе рассказали, как их вел в бой руководитель районного комитета, который уверял, что Темпельхоф легко взять обратно…»

Терпя уже окончательно поражение, нацистский режим увлек с собой в небытие и тысячи жизней обманутых им подростков и детей.

Опознавательный знак дивизии СС «Гитлерюгенд .

Солдаты и офицеры дивизии СС «Гитлерюгенд » в Нормандии

В конце войны нацистское руководство даже сформировало особую танковую дивизию СС «Гитлерюгенд», укомплектованную в основном 17–18 летними добровольцами, прошедшие предварительно подготовку в в лагерях «гитлерюгенда», а затем в военно-спортивных центрах СС. Дивизия впервые приняла участие в боевых действиях 6 июня 1944 года во время высадки союзников в Нормандии, где она понесла значительные потери.

Конечно, не вся немецкая молодёжь сохраняла веру в химеры, создававшиеся нацистской пропагандой. В период нацистской диктатуры наблюдалось пассивное сопротивление части молодёжи, которое выражалось в уклонении от вступления в «гитлерюгенд»: не охваченными членством в «гитлерюгенде» оставалось 8–9 % молодых людей соответствующего возраста. Распространенным было и нежелание участвовать в акциях и кампаниях «гитлерюгенда» и нацистского руководства. Часть молодёжи старалась избежать трудовой и молодёжной повинности. Не редко в этом им помогали родители, ссылаясь на нехватку средств для покупки униформы «гитлерюгенда», обуви, спортивной формы, на необходимось помощи семье, ухода за младшими детьми. Нежелание вступать в «гитлерюгенд» отчетливо проявилось в годы войны, когда все более очевидным становилось противоречие между реальным миром и его искаженным пропагандистским отображением. Так в донесении службы безопасности Берлина в августе 1943 года констатировалось, что лишь незначительная часть молодых людей стремилась вступить в НСДАП из идейных соображений. Большая же часть молодёжи недостаточно проявляет внутреннюю готовность и равнодушие к вступлению в НСДАП. В лучшем случае пребывание партии рассматривалось как «неизбежное зло» или трамплин для профессиональной карьеры. Некоторые, отмечалось, в донесении вступают в НСДАП, чтобы освободиться от молодёжной повинности и членства в «гитлерюгенде», надеясь, что в партии они не будут столь интенсивно привлекаться к участию в различных акциях и находиться под столь неусыпным контролем, как в «гитлерюгенде» Констатировался и рост числа молодых немцев, сознательно отвергающих вступление в НСДАП.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

СССР во Второй мировой войне (1939-1945) 23 августа 1939 – Пакт Молотова-Риббентропа К концу 1930-х гг. в Европе сложилась весьма напряженная обстановка. Многие страны были встревожены агрессивными действиями фашистской Германии. Кроме того, СССР волновала активность Японии на

Из книги Россия. Век XX-й (1939-1964) автора Кожинов Вадим Валерианович

Часть первая ИСТИННЫЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 1939–1945

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

Истинный смысл и значение мировой войны 1939–1945 Г

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

Период подготовки к войне, Швеция во время второй мировой войны, правление коалиционного правительства (1939–1945) /248/ В своей известной речи в Скансене 27 августа 1939 года премьер-министр Пер Альбин Ханссон заявил: «Нашу готовность к войне следует признать хорошей». Он имел в

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

ГЛАВА V ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО ВОПРОСА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РАСКОЛ ГЕРМАНИИ (1939-1949 гг.) Десятилетие 1939-1949 гг. - одно из самых драматических десятилетий XX в. - для Германии имело особое значение. После начала Второй мировой войны нацистский режим и его политика

Из книги Франсиско Франко и его время автора Пожарская Светлана

В годы второй мировой войны. По дороге в Эндай 15 октября 1938 г., когда уже не было сомнения в том, что Франко выиграет войну, Берлин в меморандуме британскому министерству иностранных дел выразил свою позицию: «Мы заинтересованы в создании сильной Испании, тяготеющей к оси

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1939, 1 сентября Нападение Германии на Польшу, начало Второй мировой войны О готовящемся нападении немцев в Польше знали, но надеялись на союзнические договоры с Англией и Францией, которые с началом нападения вермахта так и не оказали полякам обещанной военной помощи,

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 16 ИНДИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Объявление Индии воюющей стороной3 сентября 1939 г. Индия без согласия ее политических партий, представленных в Центральном законодательном собрании, была объявлена британским правительством воюющей стороной. Сразу же после этого

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Тема 11. Украина в период Второй мировой и Великой Отечественной войны

Из книги Стоунхендж Третьего рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава 5. Экстернштайн в годы Второй мировой войны Начало Второй мировой войны отнюдь не положило конец многочисленным противоречиям, которые касались не только Экстернштайна. Напротив, оккупация Германией части европейских территорий привела к тому, что между

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава XI ФИЛИППИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Захват Филиппин был одним из звеньев военно-стратегических планов японских милитаристов в Юго-Восточной Азии. С оккупацией Филиппин Япония приобретала плацдарм для овладения Индонезией и Малайей, привлекавших особое

автора Девлетов Олег Усманович

Глава 7 СССР в годы Второй мировой войны. 1939–1945 гг. При рассмотрении данного раздела в исторической литературе и публицистике существует немало различных точек зрения. Они касаются прежде всего следующих проблем: причины возникновенияВторой мировой войны и главные ее

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

7.1. Начальный период Второй мировой войны. 1939–1941 гг. В марте 1939 г. Германия, нарушив договоренности в Мюнхене, оккупировала всю Чехословакию. Это заставило Англию и Францию активизировать переговоры с СССР о военном союзе против Германии. В августе 1939 г. в Москву прибыли

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

». Насилие против владельцев кинотеатров и зрителей привело к тому, что фильм был изъят из проката на территории многих регионов Германии. Иногда чиновники пытались утихомирить разбушевавшуюся молодёжь запретительными мерами. Так, в январе 1930 года городской глава Ганновера и бывший военный министр Густав Носке (социал-демократ) запретил школьникам вступать в гитлерюгенд. Его примеру последовали и в других землях страны. Однако подобными мерами с гитлерюгендом невозможно было справиться. Нацисты использовали репутацию гонимых властями народных борцов для пропаганды и привлечения новых членов в молодёжную организацию. Подвергнутые наказанию активисты коричневого движения выдавали себя за «жертв», пострадавших за правду. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку гитлерюгенда, как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы» или «Юные народные филателисты». Фантазия не знала границ. В Киле , например, по улицам маршировала группа учеников из мясных лавок в своих заляпанных кровью фартуках, когда власти запретили ношение формы гитлерюгенда. «Враги трепетали при появлении этой группы. Они знали - у каждого под фартуком здоровенный нож », - вспоминал один из очевидцев .

Гитлерюгенд повсеместно участвовал в предвыборной кампании. Они распространяли листовки и брошюры, расклеивали плакаты и писали на стенах лозунги. Многие родители беспокоились за здоровье своих детей, так как их участие в агитационной работе на улице было небезопасным делом. С 1931 до конца января 1933 года в стычках при исполнении «служебного долга во имя фюрера» было убито больше 20 членов гитлерюгенда (здесь следует отметить, что гибли юноши и из прокоммунистических молодёжных объединений).

Имя гитлерюгендца из Берлина, павшего от рук «красной молодёжи» в районе Моабит , быстро стало известно - Герберт Норкус . В своё время его овдовевший отец в результате экономического кризиса был вынужден продать маленькую продовольственную лавку. Вскоре он вступил в НСДАП. Утром 24 января 1932 года пятнадцатилетний Герберт с товарищами раздавал прохожим листовки. На них напала группа таких же подростков из коммунистической организации. Члены гитлерюгенда бросились бежать, но преследователи догнали Норкуса и несколько раз ударили ножом. Юноша скончался от потери крови. Убийцы скрылись .

Церемонию похорон на кладбище Плетцензее нацисты превратили в пропагандистскую акцию. Пастор Венцль, служивший на похоронах, заявил в прощальном слове, что «Герберт Норкус есть пример для всей немецкой молодёжи» . Тогдашний нацистский гауляйтер Берлина Йозеф Геббельс призвал собравшихся к мщению:

После Бальдура фон Шираха этот пост занял А. Аксман . Организация была распущена после поражения Третьего рейха .

Структура и принципы функционирования организации

Национал-социализм
Основные понятия
Идеология
История
Персоналии
Организации
Нацистские партии и движения
Родственные понятия

Организованная по военному образцу и по принципу «Молодёжь руководит молодёжью», организация охватывала немецкую молодёжь в возрасте от 10 до 18 лет и делилась по возрастным категориям. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет - «Дойчес юнгфольк » («Немецкая молодёжь»); с 14 до 18 лет - собственно гитлерюгенд . Женская организация в составе гитлерюгенд : девочки в возрасте от 10 до 14 лет - «Юнгмедельбунд » («Союз девочек»); от 14 до 18 лет - «Бунд дойчер медель » («Союз немецких девушек»).

Гитлерюгенд возглавлялся рейхсюгендфюрером (reichsjugendführer ) (или рейхсфюрером (reichsführer )), назначавшегося председателем НСДАП.

Территории

До 1932 года - края (gau ), во главе с гауфюрерами (gauführer ), территориально соответствовали провинциям, землям, группам из провинции и мелких земель, по партийной линии - гау НСДАП.

Возглавлялись гебитсфюрерами (gebietsführer ). Каждая из территорий состояла из 20 баннов.

Банны

До 1929 года - из округов (bezirk ) во главе с бецирксфюрерами (bezirksführer ), территориально соответствовали городским районам или внерайонным городам с прилегающими к ним территориями.

Возглавлялись баннфюрерами (bannführer ). Каждый из баннов состоял из 4-6 штаммов.

Штаммы

До 1938 года - унтербанны (unterbann ), до 1929 года - аналогичное звено отсутствовало. Территориально соответствовали городским районам, внерайонным городам, районам или мелким землям, по партийной линии - районам НСДАП.

Возглавлялись штаммфюрерами (stammführer ). Каждый из штаммов состоял из 3-5 дружин.

Дружины

Территориально соответствовали амтам, раннее - районам.

Возглавлялись гефогльшатсфюрерами (gefoglschaftsführer ). Каждая из дружин состояла из 4 шаров.

Шары

Территориально соответствовали городам, общинам и округам, по партийной линии - местным группам НСДАП, раннее территориально соответствовали амтам.

Возглавлялись шарфюрерами (scharführer ). Каждый из шаров состоял из 4 товариществ (kameradschaft ).

Товарищества

Территориально соответствовали сёлам, улицам, группам многоквартирных жилых домов, по партийным линиям - блокам НСДАП, раннее территориально - городам и общинам, по партийной линии - местным группам НСДАП.

Возглавлялись камерадшафтсфюрерами (kameradschaftsführer ). Каждое из товариществ состояло из 10 членов.

Деятельность

Руководство гитлерюгенда старалось любыми способами привлечь молодёжь. Организовывались торжественные шествия, пропагандистские марши и парады, военные игры, спортивные соревнования, туристические походы, молодёжные слёты, международные встречи с членами молодёжных фашистских объединений Италии и других стран. Совместная жизнь делала гитлерюгенд очень привлекательной для молодёжи. Проводились регулярные паломничества в Браунау-на-Инне , на родину Гитлера . Любой юноша мог найти в деятельности гитлерюгенда что-нибудь интересное для себя: занятия искусством или народными промыслами, авиамоделирование , журналистика , музыка , спорт и т. д. Кроме военизированных действ, по воскресеньям организовывались вечера, на которых собирались небольшие группки гитлерюгенда, чтобы выработать планы дальнейших действий, послушать пропагандистские радиопередачи. С другой стороны, юноша, не бывший членом гитлерюгенд, как бы отделялся от своих товарищей, которые таковыми были.

Участие в гитлерюгенд начиналось с 10 лет. Ежегодно 15 марта каждый достигший десятилетнего возраста мальчик обязан был зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире. После тщательного изучения сведений о ребёнке и его семье, где особое внимание уделялось его «расовой чистоте», он считался «свободным от позора». Чтобы быть принятым, необходимо было пройти так называемые «Испытания мальчиков» и врачебное обследование. Затем следовала торжественная церемония приёма в младшую возрастную группу - юнгфольк . Церемония проводилась в день рождения фюрера (20 апреля), в присутствии высокого партийного руководства. Переход в следующую возрастную группу происходил также торжественно и помпезно.

В гитлерюгенде важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, политика народонаселения, немецкая история и политическое страноведение. На первом плане стояли «Господствующая раса» и политика по отношению к остальным расам, по истории - биография Гитлера, история НСДАП, политическое страноведение, причём наибольшее внимание уделялось странам фашизма . Но намного важнее, чем умственное воспитание, было воспитание физическое. В основу спортивного развития ставились соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания рейха. Проводились соревнования по лёгкой атлетике, рукопашному бою и командному спорту. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия.

С началом Второй мировой войны члены гитлерюгенда занимались сбором одеял и одежды для солдат, отправкой посылок на фронт.

Каждый час членов гитлерюгенда был занят до предела, и у молодёжи едва оставалось время для своих семей. Большинство родителей не возражало против подобного распорядка.

Гитлер о гитлерюгенде

Гитлер, выступая с речью в Рейхенберге (присоединённый к Германии город чешских Судет, ныне Либерец) в начале 1938 года, следующим образом высказывался по поводу судьбы немецкой молодёжи:

Эта молодёжь - она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в гитлерюгенд, где мы их оставляем ещё на четыре года, а затем мы отдаём их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт , в СА или СС , в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами , тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа - немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт . А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными - всю свою жизнь…

Школа в нацистской Германии

Дошкольники воспитывались в детских садах, и уже там их начинали воспитывать в национал-социалистическом духе. Школа делилась на три части. Сначала все дети четыре года посещали народную школу. Далее можно было выбирать: либо учиться ещё четыре года в народной школе, либо шесть лет в средней школе, либо восемь в полной средней школе. Через некоторое время была введена ещё старшая ступень народной школы, в которой могли учиться особенно одарённые ученики народной школы. Кроме того, были созданы элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения и средняя школа НСД. Эти школы можно было посещать уже на третьем-четвёртом году обучения, но они были платными и, кроме того, для учёбы в них требовалось членство в гитлерюгенде. Уже на первом в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в юнгфольк и давали представление о расовой теории. Примером расового воспитания служит, например, такой эпизод: На уроке математики учитель спрашивает: «Сколько будет 2 + 3»? Ему отвечают: «Шесть». Тогда учитель говорит в ответ: «Это неверно, так считают только евреи, у немцев 2 + 3 = 5».

Идеологическая обработка

Музыка

Руководство НСДАП рассматривали музыку в качестве важного средства идеологического воздействия на молодежь . В частности в ячейках гитлерюгенда поощрялось групповое исполнение песен идеологического содержания. Внутренняя инструкция для руководителей организации называла групповое пение «сильнейшим средством укрепления коллективного духа» .

В массовой культуре

  • В 1933 году режиссёр Ганс Штайнхофф снял фильм «Квекс из гитлерюгенда ». Непримиримый конфликт отца-коммуниста и сына, мечтающего о вступлении в гитлерюгенд.
  • В 1993 году вышел фильм «Swing kids» («Юные любители свинга»). Студенты Петер, Томас и Арвид без ума от музыки в стиле свинг . И это большая проблема, ведь герои живут в Гамбурге 1939 года, свинг запрещён Гитлером как американская идеологическая зараза, так что их увлечение может принести им крупные неприятности: их могут исключить из гитлерюгенда и из института. Увы, ребята слишком молоды, чтобы оценить весь риск своей игры в бунтарей: днём - члены гитлерюгенда, вечером они самозабвенно танцуют свинг и с презрением говорят о фюрере. Игре наступает конец, когда гестапо хватает отца Петера за сочувствие к евреям, а сами герои попадают в поле зрения офицера СС . Для любителей джаза пришла пора испытаний - как и для всего мира, в связи с началом Второй мировой войны .

См. также

Напишите отзыв о статье "Гитлерюгенд"

Примечания

Литература

  • Кормилицын С. В. . III Рейх. Гитлер-югенд. ИД «Нева», СПб, 2004
  • Кормилицын С. В. Молодёжная политика Третьего Рейха, 1933-1941 гг. (дис. канд. ист. наук: 07.00.03.- Санкт-Петербург, 2000.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/595-9)
  • О. Г. Шагалова. Государственная политика Третьего рейха в области воспитания и образования немецкой молодёжи (дис. канд. ист. наук: 07.00.03: Тюмень, 2005 177 c. РГБ ОД, 61:05-7/572),
  • Г. Кнопп. «Дети» Гитлера - М.: Олма‑Пресс , 2004-288 с. ISBN 5-224-04809-5

Ссылки

  • (über 400 Bilder). Narodowe Archiwum Cyfrowe (Eine Bilddatenbank zur polnischen Geschichte). Гитлерюгенд на территории оккупированной Польши (1939-1944).

Отрывок, характеризующий Гитлерюгенд

Когда Пьер, обежав дворами и переулками, вышел назад с своей ношей к саду Грузинского, на углу Поварской, он в первую минуту не узнал того места, с которого он пошел за ребенком: так оно было загромождено народом и вытащенными из домов пожитками. Кроме русских семей с своим добром, спасавшихся здесь от пожара, тут же было и несколько французских солдат в различных одеяниях. Пьер не обратил на них внимания. Он спешил найти семейство чиновника, с тем чтобы отдать дочь матери и идти опять спасать еще кого то. Пьеру казалось, что ему что то еще многое и поскорее нужно сделать. Разгоревшись от жара и беготни, Пьер в эту минуту еще сильнее, чем прежде, испытывал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его в то время, как он побежал спасать ребенка. Девочка затихла теперь и, держась ручонками за кафтан Пьера, сидела на его руке и, как дикий зверек, оглядывалась вокруг себя. Пьер изредка поглядывал на нее и слегка улыбался. Ему казалось, что он видел что то трогательно невинное и ангельское в этом испуганном и болезненном личике.
На прежнем месте ни чиновника, ни его жены уже не было. Пьер быстрыми шагами ходил между народом, оглядывая разные лица, попадавшиеся ему. Невольно он заметил грузинское или армянское семейство, состоявшее из красивого, с восточным типом лица, очень старого человека, одетого в новый крытый тулуп и новые сапоги, старухи такого же типа и молодой женщины. Очень молодая женщина эта показалась Пьеру совершенством восточной красоты, с ее резкими, дугами очерченными черными бровями и длинным, необыкновенно нежно румяным и красивым лицом без всякого выражения. Среди раскиданных пожитков, в толпе на площади, она, в своем богатом атласном салопе и ярко лиловом платке, накрывавшем ее голову, напоминала нежное тепличное растение, выброшенное на снег. Она сидела на узлах несколько позади старухи и неподвижно большими черными продолговатыми, с длинными ресницами, глазами смотрела в землю. Видимо, она знала свою красоту и боялась за нее. Лицо это поразило Пьера, и он, в своей поспешности, проходя вдоль забора, несколько раз оглянулся на нее. Дойдя до забора и все таки не найдя тех, кого ему было нужно, Пьер остановился, оглядываясь.
Фигура Пьера с ребенком на руках теперь была еще более замечательна, чем прежде, и около него собралось несколько человек русских мужчин и женщин.
– Или потерял кого, милый человек? Сами вы из благородных, что ли? Чей ребенок то? – спрашивали у него.
Пьер отвечал, что ребенок принадлежал женщине и черном салопе, которая сидела с детьми на этом месте, и спрашивал, не знает ли кто ее и куда она перешла.
– Ведь это Анферовы должны быть, – сказал старый дьякон, обращаясь к рябой бабе. – Господи помилуй, господи помилуй, – прибавил он привычным басом.
– Где Анферовы! – сказала баба. – Анферовы еще с утра уехали. А это либо Марьи Николавны, либо Ивановы.
– Он говорит – женщина, а Марья Николавна – барыня, – сказал дворовый человек.
– Да вы знаете ее, зубы длинные, худая, – говорил Пьер.
– И есть Марья Николавна. Они ушли в сад, как тут волки то эти налетели, – сказала баба, указывая на французских солдат.
– О, господи помилуй, – прибавил опять дьякон.
– Вы пройдите вот туда то, они там. Она и есть. Все убивалась, плакала, – сказала опять баба. – Она и есть. Вот сюда то.
Но Пьер не слушал бабу. Он уже несколько секунд, не спуская глаз, смотрел на то, что делалось в нескольких шагах от него. Он смотрел на армянское семейство и двух французских солдат, подошедших к армянам. Один из этих солдат, маленький вертлявый человечек, был одет в синюю шинель, подпоясанную веревкой. На голове его был колпак, и ноги были босые. Другой, который особенно поразил Пьера, был длинный, сутуловатый, белокурый, худой человек с медлительными движениями и идиотическим выражением лица. Этот был одет в фризовый капот, в синие штаны и большие рваные ботфорты. Маленький француз, без сапог, в синей шипели, подойдя к армянам, тотчас же, сказав что то, взялся за ноги старика, и старик тотчас же поспешно стал снимать сапоги. Другой, в капоте, остановился против красавицы армянки и молча, неподвижно, держа руки в карманах, смотрел на нее.
– Возьми, возьми ребенка, – проговорил Пьер, подавая девочку и повелительно и поспешно обращаясь к бабе. – Ты отдай им, отдай! – закричал он почти на бабу, сажая закричавшую девочку на землю, и опять оглянулся на французов и на армянское семейство. Старик уже сидел босой. Маленький француз снял с него последний сапог и похлопывал сапогами один о другой. Старик, всхлипывая, говорил что то, но Пьер только мельком видел это; все внимание его было обращено на француза в капоте, который в это время, медлительно раскачиваясь, подвинулся к молодой женщине и, вынув руки из карманов, взялся за ее шею.
Красавица армянка продолжала сидеть в том же неподвижном положении, с опущенными длинными ресницами, и как будто не видала и не чувствовала того, что делал с нею солдат.
Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом.
– Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутоловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера.
– Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он.
Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. Послышался одобрительный крик окружавшей толпы, в то же время из за угла показался конный разъезд французских уланов. Уланы рысью подъехали к Пьеру и французу и окружили их. Пьер ничего не помнил из того, что было дальше. Он помнил, что он бил кого то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье.
– Il a un poignard, lieutenant, [Поручик, у него кинжал,] – были первые слова, которые понял Пьер.
– Ah, une arme! [А, оружие!] – сказал офицер и обратился к босому солдату, который был взят с Пьером.
– C"est bon, vous direz tout cela au conseil de guerre, [Хорошо, хорошо, на суде все расскажешь,] – сказал офицер. И вслед за тем повернулся к Пьеру: – Parlez vous francais vous? [Говоришь ли по французски?]
Пьер оглядывался вокруг себя налившимися кровью глазами и не отвечал. Вероятно, лицо его показалось очень страшно, потому что офицер что то шепотом сказал, и еще четыре улана отделились от команды и стали по обеим сторонам Пьера.
– Parlez vous francais? – повторил ему вопрос офицер, держась вдали от него. – Faites venir l"interprete. [Позовите переводчика.] – Из за рядов выехал маленький человечек в штатском русском платье. Пьер по одеянию и говору его тотчас же узнал в нем француза одного из московских магазинов.
– Il n"a pas l"air d"un homme du peuple, [Он не похож на простолюдина,] – сказал переводчик, оглядев Пьера.
– Oh, oh! ca m"a bien l"air d"un des incendiaires, – смазал офицер. – Demandez lui ce qu"il est? [О, о! он очень похож на поджигателя. Спросите его, кто он?] – прибавил он.
– Ти кто? – спросил переводчик. – Ти должно отвечать начальство, – сказал он.
– Je ne vous dirai pas qui je suis. Je suis votre prisonnier. Emmenez moi, [Я не скажу вам, кто я. Я ваш пленный. Уводите меня,] – вдруг по французски сказал Пьер.
– Ah, Ah! – проговорил офицер, нахмурившись. – Marchons!
Около улан собралась толпа. Ближе всех к Пьеру стояла рябая баба с девочкою; когда объезд тронулся, она подвинулась вперед.
– Куда же это ведут тебя, голубчик ты мой? – сказала она. – Девочку то, девочку то куда я дену, коли она не ихняя! – говорила баба.
– Qu"est ce qu"elle veut cette femme? [Чего ей нужно?] – спросил офицер.
Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.
Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства; но в присутствии Анны Павловны не только никто не смел думать об этом, но как будто никто и не знал этого.
– On dit que la pauvre comtesse est tres mal. Le medecin dit que c"est l"angine pectorale. [Говорят, что бедная графиня очень плоха. Доктор сказал, что это грудная болезнь.]
– L"angine? Oh, c"est une maladie terrible! [Грудная болезнь? О, это ужасная болезнь!]
– On dit que les rivaux se sont reconcilies grace a l"angine… [Говорят, что соперники примирились благодаря этой болезни.]
Слово angine повторялось с большим удовольствием.
– Le vieux comte est touchant a ce qu"on dit. Il a pleure comme un enfant quand le medecin lui a dit que le cas etait dangereux. [Старый граф очень трогателен, говорят. Он заплакал, как дитя, когда доктор сказал, что случай опасный.]
– Oh, ce serait une perte terrible. C"est une femme ravissante. [О, это была бы большая потеря. Такая прелестная женщина.]
– Vous parlez de la pauvre comtesse, – сказала, подходя, Анна Павловна. – J"ai envoye savoir de ses nouvelles. On m"a dit qu"elle allait un peu mieux. Oh, sans doute, c"est la plus charmante femme du monde, – сказала Анна Павловна с улыбкой над своей восторженностью. – Nous appartenons a des camps differents, mais cela ne m"empeche pas de l"estimer, comme elle le merite. Elle est bien malheureuse, [Вы говорите про бедную графиню… Я посылала узнавать о ее здоровье. Мне сказали, что ей немного лучше. О, без сомнения, это прелестнейшая женщина в мире. Мы принадлежим к различным лагерям, но это не мешает мне уважать ее по ее заслугам. Она так несчастна.] – прибавила Анна Павловна.
Полагая, что этими словами Анна Павловна слегка приподнимала завесу тайны над болезнью графини, один неосторожный молодой человек позволил себе выразить удивление в том, что не призваны известные врачи, а лечит графиню шарлатан, который может дать опасные средства.
– Vos informations peuvent etre meilleures que les miennes, – вдруг ядовито напустилась Анна Павловна на неопытного молодого человека. – Mais je sais de bonne source que ce medecin est un homme tres savant et tres habile. C"est le medecin intime de la Reine d"Espagne. [Ваши известия могут быть вернее моих… но я из хороших источников знаю, что этот доктор очень ученый и искусный человек. Это лейб медик королевы испанской.] – И таким образом уничтожив молодого человека, Анна Павловна обратилась к Билибину, который в другом кружке, подобрав кожу и, видимо, сбираясь распустить ее, чтобы сказать un mot, говорил об австрийцах.
– Je trouve que c"est charmant! [Я нахожу, что это прелестно!] – говорил он про дипломатическую бумагу, при которой отосланы были в Вену австрийские знамена, взятые Витгенштейном, le heros de Petropol [героем Петрополя] (как его называли в Петербурге).
– Как, как это? – обратилась к нему Анна Павловна, возбуждая молчание для услышания mot, которое она уже знала.
И Билибин повторил следующие подлинные слова дипломатической депеши, им составленной:
– L"Empereur renvoie les drapeaux Autrichiens, – сказал Билибин, – drapeaux amis et egares qu"il a trouve hors de la route, [Император отсылает австрийские знамена, дружеские и заблудшиеся знамена, которые он нашел вне настоящей дороги.] – докончил Билибин, распуская кожу.
– Charmant, charmant, [Прелестно, прелестно,] – сказал князь Василий.
– C"est la route de Varsovie peut etre, [Это варшавская дорога, может быть.] – громко и неожиданно сказал князь Ипполит. Все оглянулись на него, не понимая того, что он хотел сказать этим. Князь Ипполит тоже с веселым удивлением оглядывался вокруг себя. Он так же, как и другие, не понимал того, что значили сказанные им слова. Он во время своей дипломатической карьеры не раз замечал, что таким образом сказанные вдруг слова оказывались очень остроумны, и он на всякий случай сказал эти слова, первые пришедшие ему на язык. «Может, выйдет очень хорошо, – думал он, – а ежели не выйдет, они там сумеют это устроить». Действительно, в то время как воцарилось неловкое молчание, вошло то недостаточно патриотическое лицо, которого ждала для обращения Анна Павловна, и она, улыбаясь и погрозив пальцем Ипполиту, пригласила князя Василия к столу, и, поднося ему две свечи и рукопись, попросила его начать. Все замолкло.
– Всемилостивейший государь император! – строго провозгласил князь Василий и оглянул публику, как будто спрашивая, не имеет ли кто сказать что нибудь против этого. Но никто ничего не сказал. – «Первопрестольный град Москва, Новый Иерусалим, приемлет Христа своего, – вдруг ударил он на слове своего, – яко мать во объятия усердных сынов своих, и сквозь возникающую мглу, провидя блистательную славу твоея державы, поет в восторге: «Осанна, благословен грядый!» – Князь Василий плачущим голосом произнес эти последние слова.

12-я танковая дивизия СС "Гитлерюгенд" (12. SS-Panzer-Division „Hitlerjugend“).
Формированием своим данное соединение обязано группенфюреру СС Готтлобу Бергеру предложившему рейхсфюреру СС Генриху Гиммлеру, в январе 1943 года, создать дивизию СС из членов гитлерюгенда. 10 февраля 1943 года был издан указ, согласно которому было разрешено формирование дивизии СС «Гитлерюгенд» из призывников 1926 года рождения (возраст - 17 лет, ранее для добровольцев, поступавших в СС существовал возрастной ценз в 23 года). Командиром дивизии был назначен оберфюрер СС Фриц Витт из «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер», которая также предоставила и другие кадры для вновь формирующихся частей. Путём конкурса был установлен отличительный знак дивизии, на котором руна Совило (символ организации «Гитлерюгенд») перекрещивалась с отмычкой (знаком дивизии СС «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер», который возник от фамилии её первого командира Йозефа Дитриха (нем. Dietrich - отмычка)).
Фриц Витт

Построение танкистов дивизии во время инспекции её генерал-фельмаршалом Гердом фон Рундштедом, Франция, январь 1944 года.

Пленные немецкие солдаты из 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» под конвоем военной полиции 3-й армии США. Эти малолетние солдаты (16 и 17 лет) были взяты в плен на окраине Мажрот (Magerotte), к востоку от Бастони, Бельгия.

До 1 сентября 1943 года были призваны более 16 тысяч членов гитлерюгенда, которые прошли шестимесячное обучение. Кроме того, в дивизию было переведено более 1 тыс. ветеранов войск СС, а также опытные офицеры из вермахта. Общая численность личного состава превысила 20 тыс. человек при 150 танках. Во время обучения в Беверлоо (Бельгия) было решено реорганизовать первоначально танково-гренадерскую дивизию в танковую и изменить её название на танковая дивизия СС «Гитлерюгенд». При перенумерации частей Ваффен-СС 22 октября 1943 дивизия получила номер 12, а её гренадерские полки - номера 25 и 26.

С июня 1944 года дивизия находилась на Западном фронте в Нормандии.
Гренадер 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» на дороге в Орне (Orne), Номандия.

6 июня 1944 года операцией «Оверлорд» союзники начали вторжение в Нормандию. 12-я дивизия СС «Гитлерюгенд» вместе с 21-й танковой дивизией были ближайшими к месту высадки танковыми частями. Однако вследствие налётов авиации они достигли места боя только около 22 часов вблизи Эвреси.
7 июня 25-му танково-гренадерскому полку СС под командованием штандартенфюрера СС Курта Мейера совместно с 12-м танковым полком СС удалось отразить атаку канадцев, причём было уничтожено 28 танков, а пехотный полк «Горцы Новой Шотландии» (англ. Nova Scotia Highlanders) понёс тяжёлые потери. При этом потери дивизии составили шесть человек. В ходе этой операции солдатами дивизии в Abbaye d"Ardenne было убито 20 канадских военнопленных.
Курт Мейер

8 июня 26-й танково-гренадерский полк СС под командованием оберштурмбаннфюрера СС Вильгельма Монке достиг позиции западнее полка Мейера. Полк нанёс удар в направлении Сен-Манвьё-Норре и захватил стретегически важную деревню.
Два танка М4 «Шерман» эскадрона «А» 2-й канадской танковой дивизии, подбитые и сгоревшие 11 июня 1944 года на улице французского городка Ро (Rots) во время боя с 12-м танковым полком СС 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд».

Пленные солдаты 12-й дивизии СС «Гитлерюгенд» (12. SS-Panzer-Division «Hitlerjugend») за обедом в поле в окрестностях французского городка Ро (Rots).



14 июня королевский флот обстрелял позиции в Venoix, при этом погиб Витт. Его место занял Курт Мейер, ставший самым молодым командиром дивизии Второй мировой войны (33 года). Мейер был позже обвинён в совершении военных преступлений, так как требовал от своих частей не брать пленных.
Дивизия получила приказ захватить Кан в течение следующих четырёх недель, хотя противник значительно превосходил её количественно, а поддержка с воздуха отсутствовала.

Панцергренадер 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», взятый в плен канадской разведротой в ходе битвы за Кан. 9 августа 1944 г.

Танк Pz.Kpfw. IV (Panzerkampfwagen IV, Ausf. H, бортовой номер 626) 6-й роты 12-го танкового полка 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» (6.Kompanie/SS-Panzer-Regiment 12/12.SS-Panzer-Division «Hitlerjugend») на марше по улице французского города Кан (Caen).

Другой танк Pz.Kpfw.IV с тактическим номером 625 из той же роты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд».


В первые недели июля дивизия понесла тяжёлые потери. Поэтому Мейер проигнорировал приказ держать северную границу Кана и отступил с остатками своих войск к югу. К этому времени дивизия потеряла убитыми 4 тысячи человек, 8 тысяч ранеными и большое количество пропавшими без вести.

Пулеметчик 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» ведет огонь по противнику из пулемета MG-42. Франция, июль 1944 года.

Восемнадцатилетний штурмманн (ефрейтор) СС Отто Функ (Otto Funk) из 25-го гренадерского полка 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» в Ро (Rots) после неудавшейся немецкой атаки на Норре-ан-Бессен (Norrey-en-Bessin), северо-западнее города Кан, Франция.
26 июня 1944 года Отто Функ (06.06.1926-11.09.2011) получил ранение в районе Шё (Cheux), 8 мая 1945 года сдался в плен частям 65-й пехотной дивизии США в Эннсе, Австрия.

Награждение солдат дивизии за июньско-июльские бои в Нормандии

К 17 августа главные силы дивизии попали в Фалезский котёл, где действовали севернее города Фалез. 29 августа остаткам дивизии удалось вырваться из окружения, при этом потеряв с 6 июня около 9 тысяч человек, почти все танки и большую часть тяжелого оружия и снаряжения. До сентября личный состав уменьшился ещё на 2 тысячи человек и составлял около 3 тысяч человек. Сам Мейер был взят в плен 6 сентября бельгийскими партизанами, вследствие чего командование принял оберштурмбаннфюрер СС Хуберт Мейер. Продолжая отступление, дивизия прошла через Виелсальм и Мальмеди. Достигнув Западного оборонительного вала, дивизия приняла участие в обороне канала и района Эйфель.
В ноябре дивизия была переведена в Ниенбург, где она, ввиду фактического уничтожения, была сформирована заново. Мейер был заменён оберштурмбаннфюрером СС Хуго Краасом. Дивизия была придана 6-й танковой армии СС под командованием оберстгруппенфюрера СС Зеппа Дитриха для участия в Операции «Вахта на Рейне».
Танк М4 «Шерман» (бортовой номер 14) канадского полка «Фузилеры Шербрука» (Sherbrooke Fusiliers) и солдаты полка «Фузилеры Мон-Руаяля» (Les Fusiliers Mont-Royal) в бою с группой штурмбаннфюрера СС Краузе (Kampfgruppe Krause) 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» (12. SS-Panzer-Division Hitlerjugend) на улице французского Фалеза (Falaise).

Пленные солдаты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», захваченные в фалезском котле.

Операция, начавшаяся 16 декабря 1944 года, несмотря на все усилия, не достигла поставленной задачи - прорвать оборону противника. Причиной явилось сильное сопротивление противостоящих американских войск. Вслед за этим дивизия была отведена, чтобы принять участие в осаде Бастони. До 18 января 1945 года дивизия была, как и другие немецкие части, оттеснена на исходные позиции.
Гренадеры 25-го панцергренадерского полка (SS-Panzergrenadier Regiment 25) 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» (12. SS-Panzer-Division Hitlerjugend), убитые в бою с 509-м парашютным полком армии США 26 декабря 1944 года во время наступления в Арденнах.

Пленные юные немецкие солдаты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд», захваченные солдатами 7-й армии США в городе Шийедорф (Schillersdorf), Франция.

Пленные солдаты 12-й дивизии СС «Гитлерюгенд» (12. SS-Panzer-Division «Hitlerjugend») грузят раненого в кузов американского грузовика GMC

Пленные солдаты 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд».

20 января 1945 года 6-я танковая армия СС получила приказ о передислокации в восточную Венгрию, чтобы принять участие в боях за Будапешт, где в окружение попали 45 тысяч человек 9-го горного корпуса СС. Переброска частей началась 2 февраля, а уже 4 февраля первые подразделения прибыли в район южнее Кольты. 5 февраля дивизия перешла в наступление у города Гран на Дунае. К концу месяца плацдарм у Грана был ликвидирован. Затем танковая дивизия СС «Гитлерюгенд» участвовала в боях за Парижский канал, Барт и при Бени.
В дальнейшем дивизия приняла участие в наступлении на озере Балатон, в ходе которой Германия планировала вернуть себе нефтяные месторождения. Части дивизии действовали недалеко от восточной части озера Балатон. Гитлер старался держать эту операцию в тайне и приказал не проводить разведку поля битвы до начала наступления. После начального успеха операция была прервана советским контрнаступлением.
Уничтоженный в районе озера Балатон немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf.G «Пантера» из 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд». Машина позднего выпуска, маска орудия со своеобразным приливом в нижней части - «бородой», делающим невозможным заклинивание башни при попадании снаряда, а также не дающем рикошета снаряда в подбашенный лист. У машины прострелен ствол орудия. Номер советской трофейной команды «79».


После 15 марта дивизия «Гитлерюгенд» начала отступление по маршруту Веспрем-Папа-Раба. Перейдя Рабу и Шопрон, остатки дивизии ускоренным маршем двинулись навстречу наступающим американским войскам вглубь Австрии. Пройдя Эннс, остатки дивизии сдались войскам 65-й пехотной дивизии 7-й американской армии 8 мая 1945 года. Из 21 300 человек личного состава, имевшихся в дивизии на декабрь 1943 года, в живых остались 455 солдат и офицеров. У дивизии сохранился один танк.

Адольф Гитлер был уверен в том, что существование «тысячелетнего рейха» можно обеспечить только путем соответствующего воспитания молодого поколения. Для достижения цели был создан «Гитлерюгенд». Организация, в которую должен был вступить каждый немецкий ребенок, достигший необходимого возраста.

«Вы больше не принадлежите себе»

Развитие организации шло совместно с усилением влияния партии, уже с 1926 года участники движения повсеместно участвовали в предвыборных компаниях НСДАП: распространяли листовки, расклеивали плакаты, писали лозунги. Собственно, в годы Веймарской республики, были неоднократные попытки ограничить деятельность «Гитлерюгенд». Так, в 1930 году власти Ганновера установили запрет на вступление школьников в организацию, подобные меры были предприняты и в других федеральных землях, однако все они не увенчались успехом. Едва власти запрещали какую-нибудь ячейку «Гитлерюгенда», как та возрождалась под другим названием, например, «Друзья природы». С приходом нацистов к власти, в 1933 году, организация основательно укрепила свои позиции, став полноправной частью нацистской партии. Руководителем «Гитлерюгенда» стал Бальдур фон Ширах - верный последователь Гитлера, который пообещал сплотить вместе всю немецкую молодежь.

Единая партия - единая молодежь

Как НСДАП стала единственной партией в Германии, так и «Гитлерюгенд» должен был стать единственной в своем роде организацией. С 1933 года партийная верхушка старается сосредоточить всю работу с немецкой молодежью на своей организации. Общая численность «Гитлерюгенда» на 1934 год составляла около трех миллионов человек. В 1936 году был выпущен закон о «Гитлерюгенд», который установил уже обязательное членство практически всех немецких детей в организации.

Молодежь руководит молодежью

«Гитлерюгенд» был организован по принципу настоящего военного ордена. Младшая группа: мальчики от 10 до 14 лет - «Немецкая молодежь»; с 14 до 18 лет - собственно «Гитлерюгенд». Женская организация в составе «Гитлерюгенд»: девочки в возрасте от 10 до 14 лет - «Союз девочек»; от 14 до 18 лет - «Союз немецких девушек». Фактически участие в организации начиналось уже в самом раннем возрасте. Ежегодно, 15 марта, каждый достигший десятилетнего возраста мальчик был обязан зарегистрироваться в Имперской молодёжной штаб-квартире, где изучали сведения о ребёнке и его семье. Особое внимание уделялось его «расовой чистоте». После врачебных обследований и физических испытаний, кандидат мог быть принят в организацию.

Передовые кадры режима

После принятия закона «О Гитлерюгенд», его члены автоматически становились будущими кадрами партийных организаций и армии. В «Гитлерюгенде» важнейшее внимание уделялось таким темам, как расовая теория, немецкая история и политическое страноведение. Однако наиболее важным процессом была физическая подготовка. В основу спортивного развития ставились всевозможные соревнования. С 1935 года ежегодно стали проводиться спортивные состязания. Дети соревновались в лёгкой атлетике, рукопашном бою и командным видам спорта. С 1937 года была введена стрельба из огнестрельного оружия. Сами воспитанники всегда мечтали исполнить «долг перед родиной». Каждый из них хотел служить рейху и фюреру на полях сражений. Учитывая то, что многие преподаватели учебных учреждений «Гитлерюгенда» были боевыми офицерами- желание «отдать свой долг» усиливалось в разы.

Крах немецких надежд

С суровой реальностью молодежь, которая «думает и поступает по-немецки» столкнулась к концу войны. Режим мог надеяться на готовность людей нести жертвы ибо смерть за фюрера считалась честью. К 1944 году партийная верхушка активно использовала эту «ценность», призывая членов «Гитлерюгенда» в войска. К концу войны в армии появились шестнадцатилетние солдаты. Более того, в последние недели войны в армию приходили даже двенадцатилетние добровольцы с желанием «спасти Германию».
«Мы родились, чтобы умереть за Германию», - гласил один из типичных лозунгов «Гитлерюгенда». Но фронтовой опыт «добровольцев» равнялся нулю, да и большинство фронтовиков даже не считали их за своих «братьев по оружию». Многие из членов организации у них погибли сразу в первом бою.

В интервью немецкому изданию «Штерн» Альфред Чех рассказал, как Гитлер награждал его Железным крестом II степени (сохранились фотографии и кинокадры события; считается, что это последняя съемка главного нациста Германии). Чеху в марте 1945 года было всего 12 лет, и фюрер назвал его самым юным бойцом «Гитлерюгенда». Награждение происходило во двое имперской канцелярии менее чем за месяц до самоубийства Гитлера. Чех получил крест за спасение 12-ти раненых немецких солдат – он в деревне Голденау на тракторе, принадлежавшем отцу, под огнем вывез их с поля боя.
Впоследствии Альфреда Чеха вместе с остальными подростками наскоро обучили обращению с немецким одноразовым гранатометом («фаустпатроном» или «панцерфаустом») и отправили в Судеты. Через несколько дней Чеха ранило, он попал в плен. Домой подросток вернулся только через 2 года после окончания Великой Отечественной. О своей службе в «Гитлерюгенде» он вспоминал, что тогда «был молодым и глупым, ничего не понимал».