День жен мироносиц что значит. Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц. Марфа и Мария

День жён-мироносиц - православный женский день. Кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник? Открытки и поздравления с днем жен мироносиц

День жен-мироносиц: женский православный праздник

Ряд православных праздников наложился на древние языческие, а некоторые, напротив, получили новое осмысление после событий двадцатого века. Примером такого праздника стал день жён-мироносиц, православный женский день, ставший альтернативой Восьмому марта - празднику революционерок и феминисток.


В нашей статье мы расскажем, кто такие жены-мироносицы и как празднуют их праздник.



Дата дня жен-мироносиц

Праздник этот переходящий, он выпадает, по-церковнославянски говоря, на «третью неделю по Пасхе», то есть второе воскресение после Пасхального (через 2 недели после Пасхи, которая празднуется каждый год по-разному, в зависимости от лунного календаря). При ранней Пасхе праздник жен-мироносиц будет отмечаться в конце апреля.



Кто такие жены-мироносицы

Жены-мироносицы ходили вслед за Христом и апостолами, «служа своим имением», то есть помогая в быту. Имя «мироносиц» они получили благодаря своему главному подвигу бесстрашия - они принесли драгоценное миро ко Гробу Господню, чтобы совершить полное погребение Христа, несмотря на опасность от римской стражи.


Благодаря Дэну Брауну, имя одной из этих святых, Марии Магдалины привлекло к себе внимание современного общества. Многие заинтересовались жизнью святой, даже ни разу не читая Евангельской истории. Тем не менее, жизнь Марии Магдалины, ее чудеса и миссионерская деятельность не являются предметом вымысла, но подтверждены апостольскими книгами и свидетельствами первых христиан и римских историков.



Мария Магдалина и жены-мироносицы

В Святом Евангелии и во всем Новом Завете святая Мария Магдалина упомянута не раз. Прозвище «Магдалина» свидетельствует, что она происходила из города Магдала, что к северу от Иерусалима.
В Евангелии от Луки евангелист упоминает, что Христос изгнал из Марии Магдалины семь бесов, однако как и когда это произошло - не говорит. Известный исследователь и писатель, протоиерей Николай Агафонов в романе «Жены-мироносицы» предполагает, что отца Марии убили разбойники, разорив семейный дом, и потому она помешалась от горя.


Ни в одном Евангелии, ни в одном первохристианском свидетельстве или римских исторических анналах нет упоминаний о том, что Господь Иисус Христос был женат или состоял в связи с Марией Магдалиной. Это стоит признать выдумкой позднейших историков.


Известно, что Мария Магдалина вместе с другими женами-мироносицами стояла у Креста Господня на Голгофе в то время, как все апостолы разбежались. Видя смерть Христа, все апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, предали Господа. У Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - и вот, оставленный почти всеми апостолами, Господь умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу. Они погибли мученической смертью, в то время как жены-мироносицы были у Креста, не боясь римских солдат, и впоследствии мирно несли учение Христа людям.



Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» - поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.


Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов - продолжении Евангелия от Луки - описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина - святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет - с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.


На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе - в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.



Храмы святых жен-мироносиц

Поскольку святые жены-мироносицы известна не только своей миссионерской деятельностью, но и чудесной помощью людям, в честь них еще до революции был назван ряд больниц, приютов и школ России. Наиболее частое название было в честь Марии Магдалины. Сегодня имя святой Марии вновь вспоминается. Так, наиболее известны храмы в ее честь


  • В Москве: в Южном Бутово, при Императорском коммерческом училище, в Люберцах.

  • В Петербурге: при Мариинской больнице и Детской больнице святой Марии Магдалины, названных в ее честь.

  • В Минске, здесь действует молодежная община, которая ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, совершает паломнические поездки.


Значение иконы жен-мироносиц

Сила духа, масштаб личности святых жен-мироносиц отражены на каждой их иконе.


    На иконах жены-мироносицы традиционно изображаются стоящими или по пояс, с крестом - символом проповеди в правой руке и маленьким сосудом святого мира в левой (иногда без креста, но с понятой первой рукой в знак принятия Божией благодати).


    Святая Мария Магдалина - одна из всего шести равноапостольных женщин за всю историю. Кроме нее в этот лик входят мученица Апфия, первомученица Фекла, царица Елена, русская княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина. Интересно, что равноапостольная царица Елена приходилась матерью равноапостольному царю Константину Великому, просветившему Византийскую империю, а княгиня Ольга - бабушкой равноапостольному князю Владимиру, просветителю Руси.


    Интересно выражение лика святой на образах: зачастую оно строгое, даже суровое - святая мужественно идет с сосудом мира навстречу возможной опасности быть убитой римскими солдатами за учение Христа. Однако сегодня появляется все больше икон, наследующих традицию иконографии, созданной Виктором Васнецовым. Этот художник-иконописец начала XX века создал эскиз мозаики для Дармштадтского собора на родине святой императрицы Александры Феодоровны, жены Николая Второго. Васнецов изобразил святую идущей вперед, одухотворенной женщиной, возможно даже в тот момент, когда она увидела Воскресшего Христа.



Жены-мироносицы - покровительницы женщин

Каждый православный христианин знает и почитает многих святых. Молитва ко Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери - это обычное прошение, которое сопровождает жизнь верующего человека. Но зачастую нам кажется, что для Бога наши просьбы мелки, да и сомнения одолевают: услышит ли Он нас, смилостивится ли… В таких случаях молятся духовным покровителям - святым. Традиционно принято молиться в разных сферах жизни разным святым. Кроме того, у каждого христианина есть свой покровитель - тезоименитый святой. Находят святого покровителя по дате рождения.


У женщин с одним из самых распространенных в нашей стране именем Мария не будет трудностей с определением святой покровительницы - вы можете избрать своей святой равноапостольную Марию Магдалину. Святой Марии может молиться и каждый православный христианин: она является примером мужества, служения Богу и людям, силы воли.


Имя Иоанна также может служить примером распространенной святой покровительницы: в честь нее можно крестить девочек с именем Яна, Жанна, Ивана, Иванка.


Нужно хорошо знать жизнь и подвиги своего покровителя: мы не можем искренне полюбить своего святого, если не знаем его. Многие жития святых описаны в художественной литературе. В книге протоиерея Николая Агафонова «Жены-мироносицы» прекрасно описана жизнь святых покровительниц всех Марий, Жанн, Иоанн.
Женщины, носящие имена жен-мироносиц, могут служить Богу и людям проповедью, преподаванием Закона Божьего.



Женщина в Церкви и почитание жен-мироносиц

Отметим, что в какой-то момент святая Мария Магдалина стала ассоциироваться в культуре с кающейся блудницей, несмотря на то, что Евангелие никак не говорит о ее грехах, только о том, что Христос изгнал из нее невесть откуда явившихся бесов.


В Средние века, по словам исследователей, доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-кающаяся и прощенная грешница и женщина-Царица Небесная, Богоматерь. Святая Мария Магдалина представала в образе кающейся грешницы. Именно она стала самой почитаемой святой среди простых прихожанок, верующих, которые не смели сопоставлять себя с Матерью Божией, но не хотевших искушать. Аналогию своей земной жизни христианки находили в кающейся Магдалине.


Множество женщин прославилось своим служением Церкви, и женский подвиг также не забыт в святых. Так, житие равноапостольной княгини Ольги - это потрясающее историческое свидетельство того, как жизнь одного человека по заповедям Божиим способна просветить целое государство. Учитывая непростое положение женщины в Древней Руси, неприятие русичами христианства и одиночество святой в христианской жизни, личность святой княгини Ольги вызывает восхищение. А у верующих людей - и большую радость от того, что святая приходит на помощь всем просящим ее милости и заступничества во многих бедах.


Самыми известными русскими блаженными также являются женщины - святая Ксеньюшка и святая Матронушка. Ксения Блаженная - одна из самых почитаемых и любимых народом святых, жившая в 18 веке. Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская - все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни.



Праздник жен-мироносиц: традиции и обряды, поминовение

Этот праздник не имел такого широкого распространения в дореволюционной России, как, например, Троица. Его иногда называли «Бабьей неделей». Накануне недели жен-мироносиц праздновалась Радоница - поминали усопших. Не стоит на кладбище есть, даже кутью, и особенно пить алкоголь. Принесите с собой свечу (обычно в стеклянном фонарике) и прочитайте молитвы об усопшем.


Не нужно распивать алкоголь «в память о человеке» и оставлять рюмку с алкоголем и кусочком хлеба на могиле. Все это обрядовые традиции, имеющие корни в язычестве. Лучше принесите на могилу цветы и икону Христа, Богородицы или святого покровителя умершего. В послепасхальные дни на могилах оставляют крашенки - крашеные яйца.


На кладбище можно прочитать акафист об усопших и после него совершить литию - в переводе с греческого слово «лития» означает усердное моление. Заупокойная лития может совершаться и священником, и мирянином (то есть любым крещеным человеком). Эта лития создана для особой молитвы по усопшим и совершается перед выносом гроба из дома, на кладбище над свежей могилой и даже в любое время по вашему желанию попросить Господа о помощи в загробной жизни вашему близкому человеку - чаще всего на кладбище и перед поминками, после возвращения домой с похорон.



Православный женский день - грех ли праздновать Восьмое марта

Сегодня праздник жен-мироносиц стал международным православным женским днем. В этот день ставят спектакли о святых, многие приходы завели добрую традицию, в ходе которой священники дарят всем прихожанкам цветы и небольшие иконки. Ученики воскресных школ дарят своим мамам и учительницам подарки, сделанные своими руками.


Однако не будет грехом и поздравить женщин «старой закалки», советского воспитания - мам, бабушек, теть - с Восьмым марта. Пусть это феминистский праздник с достаточно кровавой историей, в истории нашей страны он связан с теплом материнских рук, маминой заботой, бабушкиной радостью. Отметьте его, но не забудьте и день святых жен-мироносиц.


Молитвами святых жен-мироносиц да хранит вас Господь!


День святых жён-мироносиц

В 3-ю Неделю по Пасхе (22 апреля 2018 г.) Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых.

Этот день среди православных людей воистину всегда считался днём, в который прославляется подвиг верующей православной женщины.

День святых жён-мироносиц - православный женский день.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства.
Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни – несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Поэтому Неделя (воскресенье) жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки, православный Женский день.

Икона "Явление христа жёнам-мироносицам"

Жены-мироносицы у Гроба Господня. Икона XV века. Русский музей.

Кто они, святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна, и почему Русская православная церковь чтит их память во второе воскресенье после Пасхи?
Мироносицы – это те самые женщины, которые по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Иисус явился Марии Магдалине, и просил сказать апостолам, чтобы ожидали Его в Галилее.

Святая Мария Клеопова

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

Святая Иоанна Мироносица

Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему. Вместе с другими женами после Крестной смерти Спасителя святая Иоанна приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело Господа, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном Воскресении.
Память: 10 июля

Праведные сестры Марфа и Мария

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовавшие во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря, по убиении святого архидиакона Стефана, наступлении гонения на Церковь Иерусалимскую и изгнании праведного Лазаря из Иерусалима, помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Когда все оставили Его, они были рядом, не испугались возможных преследований. Не случайно именно Марии Магдалине первой явился Воскресший Христос. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами? "Христос Воскресе!", откуда и пошел обычай на Пасху красить яйца.

Мария Магдалина

Мария Магдалина (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena) - жена Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом.
Прозвание «Магдалина» (ивр. ‏מרים המגדלית‏‎‎‎, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή), которое носила эта из евангельских Марий, традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима - «башня» (ивр. ‏migdal‏‎‎‎ и арамейск. magdala), и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.
Было также высказано предположение, что прозвание «Магдалина» может происходить от используемого в Талмуде выражения magadella (ивр. ‏מגדלא‏‎‎‎) - «завивающая волосы». Персонаж, называемый «Мириам, завивающая волосы женщинам» (ивр. ‏מרים מגדלא שער נשייא‏‎‎‎), встречается в ряде связанных с Иисусом талмудических текстов, причём в одном из них о ней говорится как о прелюбодейке. Не исключено, что в этих текстах нашли отражение рассказы о Марии Магдалине.
У незнакомых с ивритом и древнегреческим языком средневековых писателей этимологии чаще всего фантастичны: «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т.п.
Имя Мария Магдалина, Магдалина позже в различных формах стало популярным в Европе.


Картина работы Перуджино, ок. 1500 г.

В православной и католической церквях почитание Магдалины отличается: православие почитает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов и фигурирующую только в нескольких евангельских эпизодах, а в традиции католической церкви долгое время было принято отождествлять с нею образ кающейся блудницы и Марию из Вифании, а также прилагать обширный легендарный материал.

Протестантскими толкователями тождественность Марии-блудницы и Марии, сестры Марты евангельской Марии Магдалине также оспаривалась с самого начала, Магдалина почитается исключительно как святая мироносица.

Почитание в православии

В православии почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В византийской литературе повествуется о том, как через некоторое время после Распятия Магдалина отправилась в Эфес вместе с девой Марией к Иоанну Богослову и помогала ему в его трудах. Больше всего сведений о Магдалине из четырёх евангелистов сообщает именно Иоанн.
Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам (Рим. 16:6). Вероятно, в связи с этим её путешествием возникла связанная с её именем пасхальное предание.
Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов.
Так, Димитрий Ростовский пишет в её житии:
Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую.
- Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»

Не упоминается о блуде и в её акафисте. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно.

2 сентября 2006 года впервые в Россию (из афонского монастыря Симонопетра) прибыли мощи Марии Магдалины и частица Животворящего Креста. В храме Христа Спасителя православные святыни были доступны для верующих до 13 сентября, после чего их провезли по семи городам страны.

Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480 г., Боннефантенмузеум, Маастрихт. Святая с длинными распущенными волосами держит в руках сосуд с благовониями

В западноевропейских апокрифических легендах сообщаются многие подробности, например, её родителей звали Сир и Евхария.
Много повествуется о её проповеднической деятельности, которая, в отличие от византийских рассказов, связывается не с Малой Азией, а с территорией Франции.
В частности, как рассказывают, после Распятия Мария вместе со своими братом, сестрой Марфой и святыми Максимином, Мартеллом и Кидонием направилась провозглашать христианство в Галлию, в город Массилию (Марсель) или в устье Роны (г. Сент-Мари-де-ла-Мер).

«Мария Магдалина», скульптура Донателло, 1455, Флоренция, музей Дуомо. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества.

Вторая половина жизни Магдалины согласно этим западным легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его - «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» (лат. corporeis auribus).


«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е.

Перед смертью Магдалину причащает случайно забредший в эти края священник, которого сначала смущает нагота прикрытой волосами святой. Святой Максимин отправляется к ней, проводит с ней последние минуты (причём Мария Магдалина при встрече с блаженным Максимином молится в хоре ангелов, поднявшись над землёй на расстоянии двух локтей). Затем он погребает свою старую соратницу в заложенной им церкви.
Мощи святой до сих пор показываются в церкви в Провансе (Saint-Maximin-la-Sainte-Baume) на Пути Святого Иакова. В отличие от Вознесения девы Марии, смысл которого в том, что Богородицу после смерти забрали на небо телесно, Вознесение Марии Магдалины было просто формой её собеседования с Господом и после смерти телесно на небо она вознесена не была.


«Вознесение Марии Магдалины», картина Хусепе де Рибера, 1636

Для понимания сложения легенды важно, что сюжет аскезы Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей. Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы. Рассказ о Марии Египетской лёг в основу легенды «Об отшельнической жизни» Марии Магдалины. Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.

Память

Смерть Марии Магдалины, по версии данного течения в христианстве, была мирной: она скончалась в Эфесе.
Память:
- 22 июля/4 августа;
- в третью неделю по Пасхе, именуемую Неделя жен-мироносиц.

Согласно «Четьям Минеям» Димитрия Ростовского, в 886 году при императоре Льве VI Философе мощи скончавшейся в Эфесе святой были торжественно перенесены в константинопольский монастырь святого Лазаря.
Католическая церковь считает местонахождением мощей Марии Магдалины Латеранскую базилику, где они были положены под алтарём, освящённым папой Гонорием III в её честь. Также местонахождением мощей с 1280 года считается церкви Сент-Баум и Сен-Максимин в Провансе, где, в частности, хранится её голова.
В настоящее время известно о нахождении мощей Марии Магдалины в следующих афонских монастырях: Дохиар, Симонопетра (десница) и Эсфигмен.

Храмы посвященные Марии Магдалине

Церковь святой Марии Магдалины в Вулидже (Южный Лондон), Великобритания;
Церковь святой Марии Магдалины в Доброводе, Польша;
Церковь святой Марии Магдалины в Тарнобжеге, Польша;
Церковь святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины в Авдеевке, Донецкая область, Украина;
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Минске, Беларусь;
Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Белой Церкви, Киевская область, Украина.

С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц: по легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело. Очевидно, легенда относится к очень позднему Средневековью (так как не вошла в обширнейший сборник «Золотую легенду» XIII-XIV века).
Впрочем, согласно иному варианту изложения, Мария Магдалина подарила императору яйцо, окрашенное в красный цвет (Так описывает этот эпизод святитель Димитрий Ростовский).

Женитьба Иисуса

Через год после смерти Иосифа, 28 октября 16 года, Иисус, выполняя клятву, данную отцу, женился. Его избранницей стала Мария Магдалина. В Библии не говорится о том, что Иисус был женат. Но и нигде не сообщается о том, что он был холост. Мария Магдалина в Евангелиях упоминается неоднократно. Она сопровождает Иисуса в некоторых его поездках, часто находится рядом, после смерти Иисуса первой приходит на его могилу, т.е. ведет себя как очень близкий ему человек, как жена.
Почему же в Библии нет четкого и внятного указания на то, что Мария Магдалина - жена Иисуса?
В 325 году, когда переделывались Евангелия, из них были удалены все факты, свидетельствующие о том, что Иисус и Иоанн Креститель были семейными людьми. Сделано это было для того, чтобы узаконить обет безбрачия, принимаемый всеми христианскими священниками. Подобный порядок дел в римско-католической церкви сохранился до наших дней.
Централизованной церкви требовалась огромная армия священнослужителей - послушных, верных, исполнительных. Одинокого человека подчинить своей воле гораздо легче, чем семейного, поэтому для Церкви образ неженатого Иисуса (да и Иоанна тоже) был очень выгоден. Христианские священники, принимая обет безбрачия, искренне считали, что поступают согласно правилам, установленным самим Иисусом. Женщины при этом поголовно объявлялись грешницами, общение с которыми могло погубить человеческую душу. Женщин следовало избегать, свести общение с ними до минимума и по возможности даже не смотреть в их сторону.
Именно тогда и была вставлена в Библию следующая фраза в устах Иисуса (Мф, 5, 28):
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Влюбленным и счастливым человеком управлять невозможно, поэтому Церковь, маскируя свои намерения под добродетель, пыталась задавить в людях все плотские желания.
После соответствующей обработки Евангелий Мария Магдалина из жены Иисуса Христа превратилась в блудницу, и ее имя даже стало нарицательным для обозначения девушек определенной профессии. На самом деле Мария в жизни была скромной, непорочной девушкой, которая безумно любила своего мужа Иисуса. Мария в молодости отличалась редкой красотой - изумительные карие глаза, круглое лицо, длинные черные волосы, стройная фигура с тонкой талией. Иисус был счастлив в семейной жизни, любил жену и детей - у них с Марией было три сына и дочь. Иисус женился в 20 лет. По обычаям того времени муж не обязан был все время находиться дома, поэтому Иисус спокойно путешествовал, в то время как Мария Магдалина находилась дома в Назарете с его матерью. Раньше мужчина жил с женщиной не круглый год, а только в определенные месяцы, благоприятные для зачатия ребенка. В эти месяцы Мария Магдалина иногда сопровождала Иисуса в его странствиях. Почти все ученики Иисуса - апостолы имели жен и детей. Естественно, что об этом в Библии нет ни строчки, лишь в одном месте мельком упоминается, что у апостола Петра была теща.

Распятие Иисуса

Любимому ученику Иоанну Иисус поручил заботиться о своей матери ещё задолго до произошедших событий. Во время казни на Голгофе не было ни Девы Марии, ни Иоанна. Иоанн, узнав о точном дне казни Иисуса, отправился в Назарет за Марией, решив при этом прийти с ней в Иерусалим на второй день после казни. Марию застал он взволнованной, она рассказала ему, что, когда она прилегла вчера отдохнуть после обеда (вторник), ей приснился Иисус - он звал её и просил помощи, проснувшись, она почувствовала страшную боль в сердце, которая до сих пор не прошла. Иоанн не стал ничего рассказывать, объяснив причину своего прихода тем, что Иисус желает ее видеть в Иерусалиме в субботу. Но разве можно обмануть воистину любящее материнское сердце! Оно уже знало часы, когда принимал ее любимый сын невероятные муки.
Мария сразу почувствовала что-то неладное, она не находила себе места ни в последний день перед дорогой, ни в дороге, особенно ей стало плохо, когда до Иерусалима оставалось всего полдня пути.
Разве мог допустить Иоанн, так любивший Иисуса Христа и Деву Марию, чтобы глаза этой милой, доброй женщины увидели то, как палачи издевались над ее родным сыном. Разве может выдержать сердце, в котором есть хоть маленькая крупица любви и сострадания, всю картину мучений Иисуса. Не говоря уже о материнском сердце. И какой бы святой ни была Дева Мария, вынести всего этого она бы просто не смогла, и Иоанн прекрасно это понимал. А слова в Библии: «…Она, пред очами всех, безбоязно стояла у подножия креста…» - мог написать только тот человек, который не знает, что это такое - потеря близкого, которому неведомо чувство боли. Такое мог написать лишь человек с ледяным сердцем, для которого чуждо и непонятно чувство сострадания. Такие муки, которые перенес Иисус, даже спустя две тысячи лет представить страшно, а не то что смотреть на них, спокойно стоя рядом. Сердце любой матери не выдержало бы такого горя, оно разорвалось бы еще до того, как ее сына распяли на кресте. Мы не говорим о сердцах тех матерей, которые ради веры приносят в жертву своих младенцев, как это делают сектанты, или оттого что им нечем кормить детей, или просто не желают их растить, отдают в детские дома, или делают аборт и убивают еще не родившимися. Дева Мария, ставшая Матерью всего рода человеческого, не могла и не видела мучений своего Сына!!!

В пятницу, 20 апреля , к Понтию Пилату пришёл Иосиф Аримафейский – очень влиятельный человек, один из 72 членов высшего суда Иудеи – синедриона. Иосиф обратился к Пилату с просьбой – выдать ему тело Иисуса Христа для почётного погребения в собственной гробнице. За это Иосиф был готов даже заплатить крупный денежный выкуп. Пилат с большим уважением относился к этому человеку, поэтому удовлетворил его просьбу, не взяв никакого выкупа. К тому же Пилата мучила совесть за то, что по его приказу лишился жизни невиновный человек, праведник. Пилат послал на место казни человека узнать, действительно ли умер Иисус.
В это время возле Иисуса находились два человека – Иоанн Заведеев и старейшина религиозного общества ессеев. Этот старейшина обратился с просьбой к сотнику, руководившему охраной места казни, не перебивать колени умершему Иисусу. По обычаю того времени умершему на кресте раздрабливали колени, чтобы окончательно убедиться в смерти последнего. Старейшина знал, что на самом деле Иисус ещё жив.
Старейшина объяснил сотнику, что распятый действительно был уважаемым человеком и достоин почётного погребения, за него сейчас Понтию Пилату будет заплачен большой выкуп, поэтому не стоит портить тело умершего. Сотник разрешил не ломать колени Иисусу. Он даже знал, что Иисус всё ещё жив, но не стал никому говорить об этом.
«Был день приготовления, и в субботу тела не должны были висеть на крестах, к тому же это была особенная, пасхальная суббота. Поэтому иудеи попросили Пилата, чтобы распятым позволили перебить ноги и снять их тела с крестов. Солдаты пришли и перебили ноги сначала одному распятому, затем другому. Когда же они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже мёртв, и не стали перебивать Его ног». Евангелие Иоанна.
Тайные ученики Иисуса – Иосиф Аримафейский и Никодим, получив от Понтия Пилата разрешение на выдачу тела, приступили к делу. В пятницу в полдень тело Иисуса было перенесено в гробницу Иосифа, находящуюся недалеко от места казни. Иосиф и Никодим, запеленав тело Христа, пропитали бинты раствором, изготовленным из лекарственных масел и бальзамов. Этот раствор Иисус приготовил ещё задолго до своей казни.

«Никодим принёс около тридцати килограммов смеси из мирры и алоэ. Они сняли тело Иисуса и завернули его вместе с бальзамом в полотна из льняной ткани. Таков был иудейский погребальный обычай». Евангелие Иоанна.
«Иосиф взял его, обернул чистым льняным полотном и положил в принадлежащую ему недавно купленную гробницу, выдолбленную в скале». Евангелие Матфея.

До четырёх часов вечера длились все процедуры. Затем тело Иисуса, смазанное благовониями, аккуратно запеленатое в бинты, завернули в огромную белую плащаницу. Утром на тело Иисуса пришли взглянуть римские солдаты и убедились, что он действительно погребён по всем законам. После того как все проверяющие убедились в смерти Иисуса, вход в гробницу был завален большим камнем.
Утром иудейские священники были просто в шоке, узнав, что Иисус погребён в личной гробнице Иосифа Аримафейского - члена того самого синедриона, который и осудил Иисуса на смерть. И ему помогал другой член синедриона - Никодим. И римский наместник Понтий Пилат распорядился выдать тело казнённого богохульника для почётного погребения.
Первосвященникам показалось, что здесь кроется какой-то заговор против них. Священники и фарисеи обратились с просьбой к Пилату:
- Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну.

Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу: воскрес из мёртвых. Иначе будет последний обман хуже первого.
Пилат, который был сильно зол на священников, до этого угрожавших ему доносом в Рим, резко ответил им:
- Имеете стражу – пойдите, охраняйте, как знаете.

Каиафа распорядился поставить у гробницы стражу и приложить к камню печати. Ему не понравилось поведение Пилата, который слишком явно сочувствовал Иисусу. На римскую власть более полагаться было нельзя – теперь следовало всё делать самим.

В воскресенье утром, 21 апреля, Мария Магдалина по научению Иосифа Аримафейского, никому не сказав ни слова, вместе со своей служанкой Марией, матерью Иакова и Саломеи, подошли к склепу.
Мария Магдалина увидела сидящих стражников и сказала им, что Иисус воскрес и не ищите здесь его тело. Среди охранявших склеп Иисуса находился апостол Андрей. Он сидел возле гробницы и ждал воскрешения Христа. Сомневался, но тем не менее в глубине души верил, а вдруг и правда Христос воскреснет.
Мария подошла к нему и сказала то, чему научил ее Иосиф, - Иисус воскрес и передал ученикам, чтобы они ждали его в Галилее. Этим самым Иосиф хотел обмануть священников, направить их по ложному следу. Главное, чтобы Иисуса не искали в Иерусалиме. Озадаченные и перепуганные стражники вскрыли склеп. Печати, которые приказал поставить на гробницу Каиафа, были целыми, то есть в склеп никто не входил и не выходил.
Вскрытая комната оказалась пустой! Лишь на полулежали обрывки бинтов и плащаница. Стражники застыли на месте, не зная, что делать дальше. Тем временем Мария Магдалина и сопровождавшие ее женщины пошли к Петру и Иоанну и сказали им, что Иисус воскрес. Они не поверили и стремглав наперегонки побежали к склепу. Иоанн обогнал Петра и первым заглянул в гробницу, где обнаружил лишь бинты и плащаницу. Апостолы направились к другим ученикам сообщить удивительную новость. Магдалина осталась у гробницы посмотреть, что будет дальше.
Стражники послали к Пилату сообщить, что произошло чудо и Иисус воскрес!

Найденная плащаница была взята женщинами и передана Божией Матери. Иосиф и Никодим успокоили Марию, и теперь она с нетерпением ждала встречи со своим воскресшим сыном.
Сейчас эта реликвия находится в Италии и известна на весь мир как Туринская плащаница. На ней запечатлен лик Иисуса. Вскоре возле склепа было не протолкнуться - туда набежали солдаты и любопытные…

Оставаться в Иудее ученикам Иисуса было нельзя, потому что на них будут сильные гонения. Апостолы сделали так, как советовал им Иисус, - кинули жребий, чтобы определить, кто в какую страну отправится. Богоматерь Мария тоже приняла участие в жеребьевке, и ей досталась Грузия. Но в последний момент к ней явился Иисус и велел идти в Галлию (Франция). Иосиф Аримафейский и Никодим готовились покинуть Иудею и навсегда уехать в далекую Галлию.
Перед отъездом Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и Богоматерь Мария срочно продали все свое имущество - дома и вещи. Все это приходилось делать в полной тайне, даже ученики Иисуса ничего не знали о предстоящем отъезде.
Спустя сорок дней после последней встречи Иисус вновь явился к своим ученикам. Он благословил их на деяния и исчез в тумане. Со стороны это было похоже на то, что Иисус вознесся на небо.
Богоматерь Мария умерла в 59 году, прожив 78 лет. Мария Магдалина скончалась в возрасте 92 лет.
Все они похоронены в одном месте возле друг друга. Их могилы находятся на территории современной Франции. Дом Девы Марии до наших времен не сохранился.


Равноапостольная Мария Магдалина.
В руке сосуд для омовения ног - символ .

У Христа воинствует и женский пол, вписываемый в воинство по душевному мужеству и не отвергаемый за телесную немощь. И многие жены отличались не менее мужей: есть и такие, что даже больше прославились. Таковы наполняющие собою лик девственниц, таковы сияющие подвигами исповедания и победами мученичества.
Свт. Василий Великий

Истинно целомудренные, прилагая все старание о том, чтобы попещись о душе, не отказываются и телу, как орудию души, услужить в меру, но почитают делом недостойным и низким для себя украшать тело и величаться им, чтобы оно, по природе, будучи рабом, не возгордилось пред душой, которой вверено право владычества…
Св. Исидор Пелусиот

Из дневников святой царственной мученицы Императрицы Российской Александры Феодоровны Романовой

Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива: чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. ""Ежедневное умирание – это тропа к ежедневной жизни""… Жизнь – ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому живем.
Чем ближе душа приближается к Божественному и Вечному Источнику Любви, тем полнее раскрываются обязательства священной человеческой любви, и тем острее укоры совести за пренебрежение к малейшим из них.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Основа благородного характера – абсолютная искренность.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо.
Смирение не в том, чтобы рассказать о своих недостатках, а в том, чтобы вынести, как о них говорят другие; в том, чтобы слушать их терпеливо и даже с благодарностью; в исправлении недостатков, о которых нам говорят; в том, чтобы не испытывать неприязни к тем, кто нам о них говорит. Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.
Во всех испытаниях ищи терпения, а не избавления; если ты его заслуживаешь, оно скоро к тебе придет… Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.
Религиозное воспитание – самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку; наследство никогда не заменит это никаким богатством.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Для большинства из нас главное искушение – это потеря мужества, главное испытание наших сил – в монотонном ряде неудач, в раздражающей череде прозаических трудностей. Нас изматывает дистанция, а не темп. Двигаться вперед, выбирая правильный путь, пробираться к слабо мерцающему свету и никогда не сомневаться в высшей ценности добра, даже в малейших ее проявлениях – это обычная задача жизни многих, и, выполняя ее, люди показывают, чего они стоят.
Самопожертвование – это чистая, святая, действенная добродетель, которая увенчивает и освящает человеческую душу.
Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.
Радость – это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло. Плачущий, жалующийся, напуганный христианин предает своего Бога.
Неисчислимыми путями проявляется в жизни слово Христа, запавшее в сердце. В беде оно приносит нам утешение, в минуты слабости – силу.
Важный труд, который человек может сделать для Христа, - это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: ""Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей"", - прекрасная мысль. Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью… Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И, спустя долгие годы, память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.
Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в их самоотверженном подвиге любви и служения ближним.
Насколько этот праздник отличается от так называемого Международного Женского Дня 8 Марта, установленного феминистскими организациями в поддержку их борьбы за так называемые права женщин, а точнее за освобождение женщин от семьи, от детей, от всего, что составляет для женщины смысл жизни. Не пора ли нам вернуться к традициям нашего народа, восстановить православное понимание роли женщины в нашей жизни и более широко отмечать замечательный праздник день святых жен-мироносиц. Новая наступившая Эпоха связана с возрождением женщины, и именно женщине принадлежит особая роль в ней.

«Спросят: «Почему этот век называется Веком Матери Мира?» Истинно, так должен он именоваться. Женщина принесёт великую помощь, не только внося просвещение, но и утверждая равновесие. Среди смятения магнит равновесия нарушается, и нужна свободная воля, чтобы соединить распадающиеся части…» (Надземное, 772).

Все древнейшие религии почитают Матерь Мира в том или ином аспекте женских божеств и чтят Богинь наравне с Богами. В древнем Египте это Изида, Кали - у индусов, у гностиков - София, Дуккар - в Тибете, Гуань-Инь - в Китае, Венера в - Финикии, Бэллус - в Ассирии, Анахита - в Персии.

Также и Зороастр, основатель Зороастризма, высоко ставил Женское Начало, и Его Заветы утверждают величие Космической любви как основного принципа существования мироздания.

В буддизме нет женского божества, но Будда тоже высоко ставил женщину.

Невероятно труден и безмерно тягостен путь женщины в процессе эволюции человечества, в течение всей Кали-юги, и чем ниже был общий культурный уровень народов, тем было тяжелее положение женщины. В особенности тяжко было положение женщины на Западе в мрачную эпоху средневековья, когда невежественным духовенством женщина трактовалась как источник всякого греха, как пособница и помощница Сатаны, как колдунья и ведьма.

Положение женщины улучшилось в западном мире со времен эпохи Возрождения. Хотя долго еще женщина была вещью, которую можно было купить, продать и обменять на лошадь, ружье или собаку, по мере развития и распространения идей гуманизма во многих государствах мира женщина, хотя и с большим трудом, но завоевывает все большие и большие права. Зная по своему горькому опыту, как непереносимо тяжко всякое насилие и несправедливость, женщина всегда протестовала против всякого духа насилия, независимо от того, к кому оно проявлялось, всегда более мужчины сочувствовала угнетаемым и оскорбляемым и развила в себе одно из своих наиболее ценных и лучших качеств - сострадание и чуткость к чужому горю и чужому страданию. Не имея силы и возможности защитить себя, более слабая женщина, тем не менее, часто находила и силу, и возможность защитить своих детей от более сильного мужчины, если в этом являлась надобность.

Учение Жизни говорит о необходимости установления двух Начал (мужское и женское), потому что лишь в их единении, в их слиянии возможно творчество как космическое, так и земное. Не может одно Начало быть высшим, а другое низшим. Они могут быть только равными, друг друга дополняющими. Как женское, так и мужское есть лишь различные полюсы одного Целого, и они не могут существовать одно без другого.

Человек приближается к Эпохе Равновесия между мужским и женским Началами. И сейчас Великие Учителя будут утверждать женщину, потому новая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины.

Необходимо призвать женщину. Культурный водитель человечества, философ, художник Н.К. Рерих в своей статье «Женскому Сердцу» говорит:
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщинам говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отдыха. "Кому же давали венки? Издревле венки давались героям и были принадлежностью женщин. И женщины древности, в гадании, снимали эти венки и бросали их в реку, при этом всегда думая не о себе, а о каком-то другом”. Если венок-венец есть символ геройства, то именно запечатление этого геройства, именно, когда он снимается во имя чего-то или кого-то другого. И это не только бездеятельное самоотвержение. Нет, это действенный подвиг! И опять не будет похвалою, но действительностью, когда мы сопоставляем женщину с подвигами». («Твердыня пламенная»).




Copyright © 2015 Любовь безусловная

Неделя 3 по Пасхе 30 апреля (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.В этот день вспоминаются святые жены-мироносицы. Кто они, святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна? Почему Русская Православная Церковь чтит память этих женщин во второе воскресенье после Пасхи?

Каждая женщина Земли является мироносицей и несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.

Мироносицы - это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

День жен-мироносиц в Православии считается аналогом 8 марта. Только вместо сомнительного идеала женщины-революционерки и феминистки-бунтарки Церковь восхваляет совсем иные качества наших матерей, супруг, сестер и подруг. Прежде всего, это великая жертвенность, самозабвенность, верность, любовь и живая пламенная вера, могущая всё преодолеть. Те самые вера и любовь, которые в полной мере доступны лишь немощному женскому естеству, и которые светят даже в самой беспросветной тьме.

Сколько мироносиц было всего - мы доподлинно не знаем. Евангелие просто перечисляет их по именам, и только лишь нескольких женщин называет более-менее конкретно. Церковная традиция усвоила звание мироносиц семи или восьми ученицам Христа. Все они впоследствии стали пламенными проповедницами и потрудились наравне с другими апостолами. А Магдалина и вовсе удостоилась чести называться равноапостольной - то есть имеющей ту же славу и понесшей тот же крест, что и другие ученики-мужчины.

Так уж сложилось, что многие христианские православные праздники были наложены на более древние языческие. Сделано было это для того, чтобы народ лучше и быстрее привыкал к новой религии, адаптировался к изменившимся требованиям и условиям жизни. Примером таких торжеств является история жён-мироносиц.

Дата празднования

Праздник жен-мироносиц - событие в христианстве особое. Определённой даты у него нет - она зависит от того, на какое число выпадает в том или ином году Пасха. Отмечается торжество в третье послепасхальное воскресенье, на 15-й день после Светлого Христова дня. Если Пасха ранняя, то праздник жен-мироносиц приходится на конец марта или первую половину апреля. При поздней его отмечает Церковь в конце апреля или в мае. Праздничным считается не только само воскресенье, но и вся неделя после него. Среди людей верующих в эти дни принято поздравлять мам, сестёр, бабушек, тёть, дочерей, супругу. Ведь праздник жен-мироносиц считается в христианстве именно женским торжеством.

Две Марии

До нас дошли имена тех, в лице кого Православная Церковь чествует женскую половину человечества. Это две Марии - одна всем известная Магдалина, бывшая грешница, раскаявшаяся в своём распутстве и принявшая заветы Христа как главные и необходимые для жизни. Вторая - Клеопова. По разным источникам, она являлась либо сестрой матери Христа, либо женой брата святого Иосифа Обручника - мужа матери Иисуса. Третьи библейские тексты говорят о ней как о родительнице родственников Сына Божьего - Иакова, Иосии, Симона, Иуды. Отмечается также праздник жен-мироносиц в память об Иоанне, верной ученице Христа. Она ходила с другими слушателями Его по Галилее и тайно похоронила голову когда того погубил Ирод.

Мать апостолов и сёстры Лазаря

Высокую честь церковной памяти заслужила и Саломия. Она - мать учеников и апостолов Иисуса, Иакова и Иоанна. Ей же первой после Магдалины Христос явился при своём воскрешении. В различных Евангелиях упоминаются также сёстры Марфа с Марией родом из Вифании - их Спаситель почтил своим присутствием и проповедями. Но уверовали в Него они после того, как был воскрешён Христом брат их Лазарь. И, конечно, Сусанна, о которой говорит евангелист Лука, - она служила Сыну Божьему «от имений своих». Благодаря этим личностям издавна и по сей день поздравление с праздником жен-мироносиц принимают благочестивые и праведные женщины-христианки.

О событие

Многие, не знающие истории праздника, могут задаться вопросом: почему жёны названы мироносицами? Как понять это выражение? Ответы мы находим в Библии, в Новом Завете. Это жительницы тех мест, где ходил и проповедовал Иисус. Они с радостью и гостеприимством привечали Христа в своих домах, принимали Его как своего личного спасителя, служили Ему и шли за Ним. Когда Иисуса распинали, эти женщины были свидетельницами Его страданий на Голгофе. А наутро после казни, когда тела распятых сняли с крестов и погребли, они пришли к гробу Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, как того требовали иудейские обычаи. Отсюда и название торжества. Поздравление с праздником жен-мироносиц связывают также с радостной вестью о воскрешении Христа, которую принесли эти женщины остальным людям. Ведь именно им явился Иисус после крестной смерти. Они первыми узнали правду о спасении и бессмертии души от кроткого ангела, указавшего им на открытый пустой склеп.

Духовно-нравственные связи

Жены-мироносицы почитались на Руси особо. Связано это с элементом благочестия в русской культуре и духовности. Мораль и нравственность, строгие нормы и требования православия вошли в плоть и кровь народа, особенно женской его части. Простые крестьянки, столбовые дворянки, представительницы купеческого и мещанского сословия старались вести жизнь праведную и честную, в страхе божьем. Добрые дела, пожертвования нуждающимся, раздача милостыни нищим и милосердные поступки для страждущих - всё это совершалось ими с особым душевным подъёмом и желанием угодить Господу. Что ещё характерно для русского православия, так это предельно целомудренное отношение к таинству брака. Верность данному слову, клятве перед алтарём (то есть тем заветам, которые завещал Христос) в старину являлось отличительной чертой русской женщины. Идеалы эти живут в народе и сейчас. Жены-мироносицы отличались кротостью, смирением, терпением, всепрощением. Потому и стали они образцом для подражания. И земля русская подарила христианству немало святых и праведниц, блаженных и мучениц, во славу Христову творивших добро. Матушка Матрона, Ксения Петербургская, Феврония Муромская, игумения Екатерина и многие другие почитаются в народе как заступницы, помощницы, утешительницы, целительницы, истинные последовательницы дела Христа.

Православный международный женский день

Жен-мироносиц не зря считается международным. Его радостно отмечают во многих странах мира. И это не удивительно. Ведь женщина рождает на свет новую жизнь, приносит в мир идеи добра и любви, является хранительницей домашнего очага, опорой мужу и детям. По сути, кто такие жены-мироносицы? Обычные матери, сёстры, супруги, только живущие по заповедям Божьим. Самым ярким и значительным олицетворением жертвенного женского начала, любви и всепрощения является, несомненно, Богоматерь. Но и другие святые праведницы также заслужили всеобщее почтение и прославление. Именно поэтому у прекрасной половины человечества есть два торжественных события. Это 8 Марта и праздник святых жен-мироносиц.

Древнеславянские корни

Как уже говорилось, многие христианские знаменательные даты соединились в религиозной практике и народном сознании с более ранними обрядами и ритуалами язычества. Священники не всегда соглашаются с таким утверждением, однако этнографические изыскания доказывают справедливость подобных догадок. Касается это Рождественских святок, ивано-купальских ночных посиделок и многих других магических дней. Так произошло и с праздником жен-мироносиц. У славян он совпал с окончанием молодёжных гуляний на Радуницу. Часто именно на третье послепасхальное воскресение во многих местностях нынешней России, Украины и Белоруссии совершался обряд инициации, или кумления.

Бабьи гулянья

Действо было связано со старинной ворожбой и новыми тогда ещё христианскими символами. Для обряда выбиралось «троицкое дерево» - молодая берёзка на лесной полянке или большая ветка клёна, которую вносили в избу. Деревцо украшали лентами, венками из полевых цветов. В венках вешали узелочки с крашеными яйцами и/или крестики. Женщины и девушки собирались вокруг берёзки и «кумились»: целовали крест-накрест друг друга и через веночки обменивались крестиками и крашенками. Дарились перстеньки и мониста, серьги и бусы, платки и ленты. Суть праздника в этом и была: чтобы женщины села или деревни стали дружнее. Кроме того, вокруг берёзки водили хороводы, пели песни и обязательно угощались. Незамужние девушки гадали на «друга сердечного», а семейные - о своей дальнейшей жизни. Главным блюдом была яичница, которую называли «бабьей». Вообще, когда праздник жены-мироносицы наступал, о нём тоже говорили: «бабий».

Другие названия праздника и связь его с христианством

Этот день в народе имел множество наименований. Главное определение в них указывало именно на женское начало. Его так и кликали: «Бабьей яишней», «Бабьей братчиной», «Бабьей неделей», «Кумитным» или «Завивальным» воскресеньем (от «завивания» берёзок - переплетения её ветвей в виде арки и заплетения кос). Что интересно: практически ни в одной русской губернии не было единого регламента проведения торжеств. В Псковской или Смоленской, Костромской и Нижегородской, равно как и в других, по-своему отмечалось «Бабье воскресенье», или праздник жен-мироносиц. Сценарий везде иной. Единственное, что объединяло их, - накануне женщины ходили по домам, собирали хлеб, выпечку, яйца, другие продукты для общего пира. В праздничный день обязательно незамужние девушки, их старшие родственницы сначала отправлялись в церковь отстоять обедню. После заказывали общий молебен за всю женскую часть деревни. Платили за него не деньгами, а яйцами, что тоже входило в обрядовость мироносицкой недели. А уже под вечер начиналось собственно гуляние: с плясками и песнями и прочими атрибутами праздника. И дальше следовал пир. В краях, где выращивался лён, для богатого урожая часто яичница съедалась под особый заговор.

Поминальные мотивы

Среди дней мироносицкой недели обязательно выделялось время для поминания умерших. Для этих целей в каждом приходе служился общий сорокоуст - мирской, по покойным членам церкви. В под мироносицкое воскресенье, во многих населённых пунктах посещались кладбища и на могилах оставлялись крашенки. В этой традиции тоже явственно слышны отголоски языческих культов, в частности культа предков. Сыграло свою роль в возникновении праздника и обожествление природы, смены времён года, а также наступление земледельческой поры.

«Мироносицкие» дни сегодня

Православный отмечается сегодня во всех христианских приходах России и за её пределами. В воскресных школах при церквях преподавательницы подготавливают с детьми концерт для мам, бабушек, сестёр. В песнях, стихах, разыгрываемых сценках на сюжеты из Священного Писания они прославляют не только библейских героинь, святых, но и просто всех женщин - продолжательниц рода людского, воплощение мира, добра, любви. Если при воскресных школах работают мастерские, то наставники с учениками готовят небольшие подарки для гостий. Это, как правило, рамочки и полочки под иконы, деревянные расписные или с выжженными узорами яйца, мешочки для просфорок и другие красивые и полезные предметы, а также тематические рисунки, аппликации. Организованные с душой, такие праздники оставляют глубокий след в сердце и имеют огромное воспитательно-нравственное значение.

Храмовые торжества

Во всех православных и соборах в эти дни проходят торжественные богослужения. Отовсюду съезжаются в места веры паломники, чтобы ощутить свою общность со всею Церковью Христовой. Миряне посещают службы не менее ревностно, чем православные верующие. В стенах домов Божьих, в благочестивых примерах духовных лиц, в мудрости Священного Писания они ищут и находят опору, помогающую выжить в наше нелёгкое время и дающих надежду на будущее. После Божественных литургий пастыри обращаются к прихожанам с особы Словом - проникновенной проповедью, в которой поздравляют всех женщин со светлым, радостным праздником.

Церковь с уважением и почитанием относится не только к подвигу библейских жен. Особое внимание святые отцы уделяют в своём Слове прославленным и малоизвестным, скромным труженицам Веры. Всем, кто трудится на духовной ниве, христианском поприще, совершая ежедневный, подчас незаметный подвиг во славу Божию, адресуются слова благодарности, пожелания благодати Господней, здоровья и мира - в душах, в семьях, между людьми. В своих проповедях пастыри подчёркивают, что без женского участия, без поддержки женщин, их кропотливой работы на благо Церкви христианство не получило бы столь широкого распространения. В России, например, в эпоху безбожия именно женщины оставались оплотом веры и несгибаемого мужества. Поэтому, хотя они называются слабым полом, их миссия в православии значительна. Об этом всегда должны помнить прихожанки и оставаться олицетворением духовной чистоты, целомудрия, носительницами вечных православных нравственных ценностей. Женщины должны бороться за мир, и пример жен-мироносиц вдохновляет их на этом тернистом пути.

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою.
А Мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А Жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.»

А.А. Солодовников



Для любого православного христианина Пасха - едва ли не самый главный религиозный праздник в году. Объяснение тому имеется простое: в указанный день - а каждый раз он выпадает неодинаково, но бывает непременно весной - воскрес из мертвых Сын Божий, которого безбожники распяли на кресте, предав унижениям и мучениям.

Примечательно, что с Пасхой тесно связано еще одно православное торжество, посвященное уже не Творцу, а обычным людям, притом женщинам, проявившим себя бесстрашно и преданно по отношению к Иисусу. В 2019 году дата эта приходится на 12 мая. Кем были жены-мироносицы и почему им посвящен отдельный праздник, читайте в данной статье.

Историческая справка

Как нам известно из Библии, тело Иисуса, испустившего дух в результате перенесенных им страданий, было помазано благовонными маслами, и сделали это двое благочестивых мужчин: Иосиф Аримафейский и Никодим. Данный обряд они совершили непосредственно перед погребением. Когда же Христос уже лежал во гробу, в пещеру, служившей ему усыпальницей до поры до времени, решили отправиться несколько женщин. Цель у христианок была аналогична той, которую преследовали прежде упомянутые выше представители сильного пола: помазать тело Учителя благовонными маслами. Таков имелся обряд у иудеев, и осуществлялся он по традиции в первый день после субботы. Женщины не изменили обычаям и пустились в путь в воскресенье. Теперь должно быть ясно, почему их назвали женами-мироносицами.


По дороге христианки обсуждали важный на тот момент вопрос: «кто отвалит камень от гроба». Но им не понадобилось выбирать в своих рядах добровольца, поскольку обо всем перед приходом жен-мироносиц позаботился сам Господь Бог. На землю спустился Ангел, в результате произошло землетрясение, и вход в пещеру оказался совершенно свободным. Когда же благочестивые женщины достигли конечного пункта своего пути, то стали свидетельницами произошедшего. Увидели они и Ангела, который сообщил им, что Христос воскрес и ожидает своих учениц в Галилее.

Так написано в Евангелии от Матфея. А вот согласно Евангелию от Иоанна, первой ко гробу Господню пришла Мария Магдалина. Женщина горько плакала, так как полагала, будто тело Учителя похитили коварные иудеи-безбожники. Но тут скорбящей явился сам Иисус Христос и объявил о том, что он воскрес и просит оповестить о случившемся всех учеников, добавив: не прикасайся ко Мне, пока Я не восшел к Отцу. Мария Магдалина, обрадованная, поспешила выполнять повеление Учителя и встретила по дороге другую Марию. В этот момент уже обе женщины увидели Иисуса, который повторил свою просьбу. Однако, услышав благую весть, апостолы не поверили христианкам. Впрочем, это уже другая история...


Церковное же предание иначе освещает события того дня: если верить данному информационному источнику, то первым воскресшего из мертвых Христа узрела Матерь Божия, а не Мария Магдалина. Так или иначе, но те служители церкви, что учредили празднование дня памяти жен-мироносиц, по всей видимости придерживались истинности третьего варианта развития событий.

И церковное предание, и Евангелие в любом случае сохранили имена благочестивых женщин. Это:

  • равноапостольная Мария Магдалина;
  • святая Иоанна - жена Хузы, домоправителя Иродова;
  • праведные Мария и Марфа - сестры Лазаря;
  • Мария - мать Иакова Малого и Иосии;
  • Сусанна, Соломия;
  • святая Мария Клеопова и др.

Интересно, что Мария Магдалина упоминается во всех церковных источниках информации о женах-мироносицах. В Библии сказано, что из этой женщины Иисус при земной своей жизни изгнал семь бесов.

Иоанна, супруга домоправителя царя Ирода по имени Хуза, следовала за Христом, когда тот совершал проповедь, и верно служила Ему.

Марфа и Мария являлись праведными сестрами Лазаря. Эти две женщины уверовали во Христа до того, как Иисус воскресил их брата, но уже после гонений на Иерусалимскую церковь и изгнания Лазаря из Иерусалима.

Мария Клеопова приходилась дочерью праведному Иосифу Обручнику и являлась его ребенком от первого брака. Она пребывала в самом расцвете ранней юности, когда Дева Мария стала женой Иосифа.


Надо сказать, что вся третья после Пасхи седмица носит имя праведных женщин, шедших ко Гробу Господню, дабы умастить его тело маслами. Она так и называется: Неделя жен-мироносиц.

Православные и народные традиции

День святых жен-мироносиц сегодня многими верующими считается аналогом Международного женского дня - всем известного 8 марта. В этот праздник в храмах, как правило, прихожанкам дарят цветы, а в домашней обстановке христиане поздравляют своих родных, знакомых и коллег женщин: конечно, в случае, если те являются православными.

Кроме того, в некоторых храмах России в День или в течение всей недели святых жен-мироносиц - везде по-разному - священники служат мирской сорокоуст по умершим прихожанам церкви. Такая практика имеет место быть. Скажем, в селе Сергачская Ачка, что на Смоленщине. А в другом населенном пункте озвученной области - Аксеново Рыбновского района - в субботу, накануне праздника верующие посещают могилы родных и близких, оставляя на них крашеные яйца.

В народе также не обошли стороной эту религиозную дату. Славяне издревле именовали День святых жен-мироносиц Бабьим праздником. Существовали у него и другие наименования: Кумитное, Лалынки, Шапшиха, Маргошенье, Маргоски, Кумишное, Бабья яичница, Бабья братчина. Неделю жен-мироносиц, соответственно, величали Бабьей неделей.


В этот по всем статьям женский праздник в определенных местностях на Руси совершали так называемый обряд кумления. Обрядовой едой служила яичница: «бабья» или «девичья». К примеру, в одном из районов Костромской области - Чухломском - разыгрывалось окликанье женщин с исполнением специальных песен-окличек. Последние содержали в своем тексте приглашение выйти на крыльцо с куриным яйцом в руках, обращенное к местным представительницам прекрасной половины человечества. Обряд проводился на рассвете или даже до восхода солнца. А в Рославльском уезде Смоленской губернии женщины шли за околицу дружной гурьбой, жарили на костре яичницу и пели весенние песни. К слову, съедая блюдо, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб нам лен уродился куделен!».

В День святых жен-мироносиц каждой христианке полагалось побывать в храме, отстоять обедню. По окончании богослужения женщины заказывали все вместе общий молебен. Требу эту они оплачивали не деньгами, а, как вы уже, наверное, догадались, яйцами, в некоторых случаях - льном. Вечером приверженки народных старинных обычаев устраивали бабий пир.

День святых жен-мироносиц - праздник достаточно светлый и очень добрый, проникновенный. Его наличие показывает уважительное отношение в христианской среде к женщине как таковой.