День господень, библейская энциклопедия брокгауза. Какой день Господень – суббота или воскресенье

День Господень

I. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
В пророч. книгах нередко встречаются выражения "день Господень" и "день Господа" (Ис 13:6,9; Иез 13:5; Иоил 1:15; 2:1,11,31; Ам 5:18,20; Авд 15; Соф 1:7,14; Мал 4:5) , досл. пер. - "день Яхве" (см. Имена Бога). В других местах (Ис 2:12; Иез 30:3; Зах 14:1 - в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает "некий день Яхве". Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание "тот день" (Ис 2:11,17,20) . Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.
II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА
В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (Ам 5:18) , проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка (Ам 1 и 2) хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Амос явно оспаривает мнение, что Д.Г. - это свет (Ам 5:18,20) , ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (Ам 8:9; ср. Ис 2:12 и след.; 24:21; Иоил 2:31; Мих 1:3,4; Зах 14:4-8) . Для связанных с Д.Г. ожиданиями - будь то ожидания народа или предвидения пророков - типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно Соф 1:14-18) . То обстоят-во, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидет-вует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.
III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ
В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, к-рый разразится не только над чуждыми народами (Ам 1; Авд; Иоил 3) , но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (Ам 2:6-16) , поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидет-вует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (Ам 3:2) . Д.Г. станет неотвратимым судом (Ам 5:19) , и Израиль падет (ст. 2). Суд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов (ст. 15). Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (Ам 8:11-14) . Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (Ис 2:6-22) . Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии (Соф 1) .
IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ
Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (Иоил 2:28-32; Ам 9:11; Авд 17-21) . Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (Плач 1:21; Иез 34:12 ; здесь этот день, к-рый уже миновал, обозначен тем же выражением, что и в Иоил 2:2 и Соф 1:15 - "день облачный и мрачный"), хотя Иоиль и Софония писали о Д.Г. как о дне будущем; но теперь ожидается вмешательство Бога для будущего спасения и восстановления Иерусалима. Д.Г. должен принести с собой защиту (Зах 12) , очищение (Мал 3:2) , омовение от греха (Зах 13:1 и след.) , излияние духа благодати и умиления (Зах 12:10) , орошение живыми водами (Зах 14:8) . Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказ. спасение в Д.Г. станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду. Этим пророч. весть в корне отличается от упований народа. Сколь сильна в пророчествах о грядущем суде идея спасения, с особой силой показано в Иоил 2:28-32 и Мал 4 . см. Суд см. Второе пришествие Иисуса см. Приход Царства Божиего на землю .


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "День Господень" в других словарях:

    День Господень - евр. йом ле Адонай. День Господень день суда, о котором предсказано во многих пророчествах (Ис. 2:12 и дал.; 13:6,9: Иоил. 2:31; 1 Фес. 5:2; 2 Пет. 3:12). Великий день Господень (Соф. 1:14 и дал.) … Словарь библейских имен

    День Господень - (День Яхве, День гнева, День Страшного Суда) одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д. Г. определяется понятием Суда. Первые сведения о Д. Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    день\ Господень - день Госп’одень великий и страшный (Иоил.2:31), день (время) суда (2Пет.2:9), день (время) гнева (Рим.2:5 ; Отк.6:17), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян.17:31) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ - [евр. , (); греч. ἡμέρα Κυρίου], один из ключевых эсхатологических терминов Свящ. Писания, указывающий на грядущее пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божией. В … Православная энциклопедия

    День Господень - ♦ (ENG day of the Lord) термин, связанный в Ветхом Завете с приближающимся Страшным судом (Ис. 13:9; Иоил. 1:15; 2:11; Ам. 5:20), а в Новом Завете со Вторым пришествием Иисуса Христа (2 Пет. 3:10) … Вестминстерский словарь теологических терминов

    День Господень - English: Day of the Lord Выражение, которое может значить 1) любой суд Божий в истории, 2) Божий суд во время периода Скорби, 3) благословения Тысячелетнего Царства, 4) весь период от начала Скорби до конца Тысячелетнего Царства … Словарь богословских терминов

    день - Господень А. Значение слова день 1. Светлый период суток после ночи Бог назвал свет днем: Быт 1:5 день и ночь: Быт 8:22; Есф 4:16; Ин 9:4,5 разделен на двенадцать часов: Мф 20:1 12; Ин 11:9 2. Двадцатичетырехчасовой период времени: Быт 1:5,13,19 … Библия: Тематический словарь

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. (греч. ἡμέρα) часть времени от восхода до захода солнца;… … Словарь церковнославянского языка

    Эль Греко. «Сошествие Святого Духа на апостолов». Тип христианский, в ряде стран государственный иначе Пятидесятница, Троицын день, Троица … Википедия

Книги

  • Воспрянь, о сердце! день Господень, BWV 145 , Бах Иоганн Себастьян. Репринтное нотное издание Bach, Johann Sebastian`Ich lebe, mein Herze, zu deinem Erg?tzen, BWV 145`. Жанры: Sacred cantatas; Cantatas; Religious works; For 3 voices, mixed chorus, orchestra;…

Фраза «день Господень» обычно обозначает события, которые состоятся в конце земной истории (Исаии 7:18-25), и часто она связана с другой фразой – «тот день». Чтобы понять эти фразы следует обратить внимание на то, что они всегда подразумевают промежуток времени, когда Бог лично вмешается в историю, прямо или косвенно, для осуществления конкретного аспекта Своего плана.

Большинство людей связывает день Господень с периодом времени или особым днем, который произойдет, когда будет исполнена Божья воля и Его цель для мира и человечества. Некоторые исследователи полагают, что день Господень будет более длинным периодом времени, чем один день – периодом времени, когда Христос будет править миром перед тем, как очистить небо и землю в подготовке их для вечности. Другие считают, что день Господень будет мгновенным событием, когда Христос возвратится на землю, чтоб освободить Своих верных последователей и предать неверующих вечному проклятию.

Фраза «день Господа» используется девятнадцать раз в Ветхом Завете (Исаии 2:12; 13:6, 9; Иезекииля 13:5; 30:3; Иоиля 1:15; 2:1, 11, 31; 3:14; Амоса 5:18, 20; Авдия 15; Софонии 1:7, 14; Захарии 14:1; Малахии 4:5) и четыре раза в Новом Завете (Деяния 2:20; 2 Петра 3:10; 2 Фессалоникийцам 2:2). Об этом также упоминается в некоторых других местах (Откровение 6:17; 16:14).

Ветхозаветные тексты, говорящие о дне Господа, часто выражают смысл неизбежности, близости и ожидания: «Рыдайте, ибо день Господа близок» (Исаии 13:6); «Ибо близок день, так! близок день Господа» (Иезекииля 30:3); «Да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Иоиля 2:1); «Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоиля 3:14); «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень» (Софонии 1:7). Эти тексты говорят как о близком, так и об отдаленном исполнении, как и многие другие ветхозаветные пророчества. Некоторые тексты из Ветхого Завета, упоминающие о дне Господа, описывают исторические суды, уже в некотором смысле состоявшиеся (Исаии 13:6-22; Иезекииля 30:2-19; Иоиля 1:15; 3:14; Амоса 5:18-20; Софонии 1:14-18), в то время как другие относятся к божественным судам, которые произойдут в конце веков (Иоиля 2:30-32; Захарии 14:1; Малахии 4:1, 5).

Новый Завет называет его днем «гнева», днем «наказания» и «великим днем Бога Вседержителя» (Откровение 16:14), имея в виду осуществление в будущем, когда Божий гнев выльется на неверующий Израиль (Исаии 22; Иеремии 30:1-17; Иоиля 1-2; Амоса 5; Софонии 1) и на весь неверующий мир (Иезекииля 38-39; Захарии 14). Священное Писание отмечает, что «день Господа» наступит внезапно, как ночной вор (Софонии 1:14-15; 2 Фессалоникийцам 2:2), и, таким образом, христиане должны бодрствовать и готовиться к пришествию Христа в любой момент.

Кроме того, что день Господень будет временем суда, он также будет моментом спасения, когда Бог избавит остаток Израиля, исполняя Свое обетование о том, что «весь Израиль спасется» (Римлянам 11:26), прощая их грехи и возвращая Своих избранных людей на землю, обещанную Им Аврааму (Исаии 10:27; Иеремии 30:19-31, 40; Михея 4; Захарии 13). Окончательный исход дня Господа описан пророком Исаией: «падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаии 2:17). Полное и окончательное исполнение пророчеств относительно дня Господня произойдет в конце истории, когда Бог Своей великой силой накажет зло и исполнит данные Им обетования.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

День Господень

Указание на сравнительно позднее написание послания можно обнаружить в том факте, что некоторые христиане, должно быть, становились нетерпеливыми, ожидая Второе пришествие, которое, казалось, бесконечно отсрочивалось. Автор Второго послания Петра считает, что он должен проявить всю изобретательность, чтобы объяснить затянувшуюся задержку после обещания Павлом немедленного пришествия. Он объясняет:

2 Петр., 3: 8–9. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Пс., 89: 5. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел…

Другими словами, автор утверждает, что, хотя Второе пришествие и неизбежно (поскольку так говорили столь многие авторитетные ораторы), это может означать немедленное исполнение с точки зрения на время Бога, а не с точки зрения человека. И оно придет:

2 Петр., 3: 10. Придет же день Господень, как тать ночью…

Из книги Иисус Неизвестный автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

§60. День Господень См. список литературы в т. I, §57.Празднование дня Господня в память о воскресении Христа, без сомнений, началось в апостольский период. Только апостольский прецедент может объяснить всеобщее соблюдение этого религиозного обряда в церквях II века.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. День Господень 6. Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. 6-13. День Господень уже близок и оттого вавилоняне впали в отчаяние. Этот день для Вавилона будет страшен как день всеобщего суда Божия над миром, когда светила небесные

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

День Господень 15 О, какой это будет день!Близок День Господень!Он придет, как разорение,Всесильным ниспосланное.16 Не на глазах ли у вас пища ваша исчезла?И нет более радости и ликования в Доме Божьем.17 Погибли под глыбами иссохшими зёрна посевов,опустели амбары,житницы

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

День Господень 18 Горе вам, Дня Господня ждущие!Зачем он вам, этот День Господень?Мрак он для вас, а не свет!19 Это как если б кто, ото льва спасаясь,на медведя наткнулся,а домой прибежав, на ограду рукой оперся –и тут его змея ужалила.20 Так и День Господень мраком обернется

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

День Господень 10 И будут в тот день, -говорит Господь, -вопли слышны у Рыбных ворот,рыдание в новом городе,а на холмах - великое разрушение!11 Рыдай и ты, нижний город:сметут купцов твоих алчных,истребят и тех, кто деньги считал!12 Обыщу Я тогда Иерусалим, взяв с Собой

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

День Господень «Вот, грядет День, пылающий, как печь, надменные и нечестивые соломе уподобятся, и сожжет их грядущий День, - говорит Господь Воинств, - не останется от них ни корня, ни кроны. 2 Но для вас, благоговеющих пред именем Моим, взойдет солнце правды, исцеление - в

Из книги Революция в Иудее [Иисус и еврейское Сопротивление] автора Маккоби Хаям

День Господень 15 О, этот день!Близок день Господень.Придет он подобно разрушению от Всемогущего.16 Не на наших ли глазах отнимается пища,а радость и веселье уходят из дома нашего Бога?17 Истлели зерна под глыбами земли,разрушены кладовые,опустели амбары,потому что нет

Из книги Дорога к храму автора Мартынов Александр Васильевич

День Господень 14 - Близок великий день Господень –близок и очень спешит.Страшный шум поднимется в день Господа,даже храбрые воины будут кричать.15 Тот день будет днем гнева,днем скорби и муки,днем гибели и разрушения,днем мглы и мрака,днем туч и тьмы,16 днем звука рога и

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

День Господень. При чтении 13-й главы Марка надо помнить об одной очень важной вещи, не зная о чём в Новом Завете многое бывает непонятным. Иудеи никогда не сомневались в том, что они – избранный Богом народ, и что однажды они займут подобающее им, как избранному народу,

Из книги автора

День Господень Иоиль начинает с описания нашествия саранчи, а затем переходит к утверждению, что это бедствие символизирует намного более ужасное событие, которое поразит мир во много раз страшнее нашествия саранчи: Иоил., 1: 15. О, какой день! ибо день Господень близок; как

Из книги автора

День Господень Указание на сравнительно позднее написание послания можно обнаружить в том факте, что некоторые христиане, должно быть, становились нетерпеливыми, ожидая Второе пришествие, которое, казалось, бесконечно отсрочивалось. Автор Второго послания Петра

Из книги автора

День Господень Длинное видение в Откровении начинается в определенное время: Откр., 1: 10 .Я был в духе в день воскресный… В тексте английской Библии вместо «воскресный», значится «день Господень». Существует несколько возможных истолкований того, что подразумевается под

Из книги автора

Глава 13 День Господень Пребывание Иисуса в Иерусалиме в качестве царя Иудейского длилось менее недели. Что произошло за эту неделю? Согласно Евангелиям, единственным активным действием, совершенным Иисусом, было изгнание торгующих из Храма. Затем он, как можно видеть,

Из книги автора

«ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ» Ев. от Матфея Гл.24 В Ветхом Завете часто употребляется выражение: «День Господень»; в Новом Завете этот день называется дней пришествия Сына Человеческое Что же это за день и что он из себя представляет? Вот как описывают этот день ветхозаветные

Из книги автора

Софония и День Господень Но было бы неверно думать, что приход этого замечательного времени был связан лишь с радостными и светлыми ожиданиями. Софония – пророк из круга того же Исайи, возможно, его ученик, говорил о наступлении Дня Господнего. Это выражение было вполне

Реальность христианства такова, что в конце истории человечество ожидает Судный день. И хотя мир по большей части живёт так, словно это никогда не случится, — день этот наступит, и для одних он станет днём ужаса и содрогания, а для других — днём радости встречи с любимым Господом. Что нам известно о последнем суде? Верно ли понимаем мы те немногие сведения, что даёт нам об этом Писание?

Христианство утверждает, что человек вечен, и земная жизнь — лишь мгновение перед этой вечностью. При этом оно очень скупо говорит и о самой вечной жизни, и о том суде, который ждёт каждого. Священное Писание христиан полно рассказами о прошлом человечества от его сотворения и до основания Церкви воплощённым Сыном Божиим. Там есть пророчества о будущем, о конце истории человека, о неизбежности последнего суда — но крайне мало информации о том, какой будет загробная жизнь и каким будет суд.

В таком осторожном отношении к тайне суда и вечности есть глубокая мудрость и огромная забота о нас Автора Слова Божия. Лукавая природа грешного человека такова, что как только он узнает что-то о посмертной участи, то сразу начинает придумывать, как бы поудобней «там» устроиться. Если «там» гуляет потусторонняя дичь, то нужно взять с собой в могилу лук и стрелы. Если «там» есть дичь и есть охотники, то кто-то должен быть у них главным — значит, надо прихватить с собой жён, слуг, лошадей, золота побольше, чтобы и «там» быть главным.

Чем больше подробностей о «тамошней» жизни предлагает религия, тем легче размыть даже правильные идеи. Показательны в этом плане представления о суде у древних египтян. В их основе лежало ясное понятие о том, что каждому умершему предстоит суд, на котором за грехи накажут, а за добро вознаградят. Но египтяне настолько ясно разбирались в тонкостях процедуры суда и так хорошо представляли все опасности загробного пути на суд, что разработали огромное количество ухищрений, которые гарантировали успешное прохождение всех загробных сложностей. А значит, важен уже не столько нравственный облик умершего, сколько возможность оплатить жрецам похороны по «высшему разряду» со всеми необходимыми ритуалами, амулетами, заклинаниями.

Мне кажется, что с древних времён природа интереса к подробностям грядущего суда не изменилась — этот интерес движим всё тем же желанием получше устроиться после смерти. Если слово Божие, открыв немногое, о чём-то умолчало, это не зря. Как сказал блаженный Феодорит Кирский, «Не должно доискиваться того, о чём умолчано, надлежит же любить написанное».

В любом православном катехизисе можно прочесть, в том или ином варианте, следующее: «После смерти человек предстаёт на частный суд, на котором определяется его участь до всеобщего воскресения. Праведники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают блаженства, нераскаянные грешники до всеобщего воскресения в неполноте предвкушают мучения. После всеобщего воскресения состоится последний общий суд, после которого праведники в полноте пребудут в вечном блаженстве, нераскаянные грешники в полноте вкусят мучения». И ведь всё верно сказано, и фантазиями, сродни древнеегипетским, тут и не пахнет... Но эти сухие, словно созданные для зубрёжки безапелляционные формулировки ни в какое сравнение не идут с яркими образами Писания, с притчами, в которых Господь приоткрывал тайну вечности. Катехизис можно лишь зубрить, а в слово Божие можно с любовью долго и вдумчиво вчитываться. На литургии священник или диакон целует открытую страницу с текстом Евангелия после прочтения, и совсем невозможно представить себе, чтобы кому-то захотелось с такой же любовью целовать текст катехизиса. Но когда мы начнём с любовью, вдумчиво вчитываться в Писание, мы найдём в нём немало мест о суде, которые непросто согласовать с определением из катехизиса. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него (Ин. 3, 17). Может показаться, что эти слова вовсе отменяют суд, но это не так, ведь апостол Павел говорит, что всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5, 10). В первое Своё пришествие на землю Сын Божий явился в образе раба, в уничижении. Явился не судить, но спасти. А Его второе пришествие будет уже не в уничижении, но в славе для суда: Бог и Господь наш Иисус Христос будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1).

Но что это будет за суд в свете любви Божией к нам? Суд — это не только приговор, суд — это, в первую очередь, установление истины. Когда обвиняемый предстаёт на суде, сначала нужно уяснить, виновен ли он в том, в чём его обвиняют. Но Богу не нужно ничего уяснять, Он знает всё. Суд станет моментом истины для нас самих. Тогда откроются все тайные помышления, и мы сами себя увидим в истинном свете такими, как есть, и сами поймём, чего мы заслуживаем. Но что ещё более поразительно, именно в этом смысле открытия истины суд не просто произойдёт в будущем — он уже начался. Господь в Евангелии от Иоанна, продолжая Свою мысль о том, что Он пришёл не судить, говорит: Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир... ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3, 19-21).

Сын Божий, Свет от Света-Отца, пришёл на землю и Своим явлением уже осветил мир. В Его свете уже видно, что есть зло, а что — добро. Каждый, кто приближается к Нему, уже может начать познавать истину о себе, может начать судить себя. Удивительно, но хоть Сын Божий не пришёл с Ангелами и не сел на престоле судить, однако суд уже потихоньку происходит в жизни многих христиан. Это очень характерная черта Евангелия: как Царство Небесное уже началось в жизни христиан, но ещё не настало в полную силу, так и суд уже начался, но в полноте он случится в конце истории. Мы молимся словами Господа «да приидет Царствие Твое», но Сам же Господь и сказал, что Царствие Божие уже внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так же и суд: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27), — но и свет пришёл в мир , уже пришёл, и в этом и состоит суд.

Кроме того, когда мы пытаемся понять слова Господа о том, что Он пришёл не судить мир, но спасти, нужно помнить, каким представляли себе грядущий суд слушатели Христа — иудеи. Еврейский народ с радостью ждал суда. Хотя в Писании можно найти слова о том, что на суде каждый ответит за свои личные поступки, но всё же для евреев суд представлялся скорее как долгожданный момент отмщения их обидчикам. Евреи ожидали, что на этом суде они не будут отвечать перед Богом за свои поступки, но будут истцами, обвинителями язычников и евреев-отступников. На этом суде Бог наконец защитит притеснённых иудеев, накажет язычников и подчинит их еврейскому народу. У евреев гораздо больший отклик находил пламенный призыв псалма наказать нечестивых: Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников (Пс. 58, 6) — чем смиренное исповедание своей нищеты перед судом Божиим: Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142, 2).

Так, для еврея, который ждал суда как момента своего торжества над язычниками, слова Господа о том, что Он пришёл спасти мир, означали, что массового осуждения язычников не будет, Господь пришёл не судить их, но спасти.

Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (Ин. 5, 24). Из этих слов может сложиться впечатление, что далеко не всем людям нужно будет пройти через суд, причём для избежания суда достаточно верить в Бога. Современные исследователи обращают внимание, что в греческом языке слово κρίνω может означать не только «сужу», но и «осуждаю». И хоть в классическом варианте греческого языка производное от κρίνω слово κρίσις («суд») означало сам процесс суда, но в языке новозаветных авторов, для которых греческий язык, как правило, не был родным, это слово зачастую означало результат, то есть «осуждение».

С современными комментаторами согласны и святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст, не вдаваясь в филологические тонкости, прямо говорит: «слова „на суд не приходит“ означают: не подлежит наказанию». Тогда слова «верующий на суд не приходит» означают то же, что и чуть ранее сказанное Господом: «верующий в Него не судится», и значение этих слов лучше всего передаёт их славянский перевод: веруяй в Онь несть осужден (Ин. 3, 18). И хоть окончательный суд ещё впереди, формы глаголов настоящего времени (на суд не приходит, не судится) говорят о том, что действие суда уже началось, и в каком-то смысле верующий уже не осуждён.

Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор. 6, 2). Эти слова апостола могут зародить сомнение: так кто всё-таки будет судить — Бог или святые? В этом отрывке нужно обратить внимание на слова «разве не знаете». Они говорят нам о том, что апостол Павел пытался напомнить коринфянам нечто, что они уже должны были знать, а именно книгу пророка Даниила. В 7-й главе этой книги говорится, что суд дан был святым Всевышнего (Дан. 7, 22). Но если мы вчитаемся в слова пророка, то увидим, что суд как окончательное установление Царства Божия творит Бог, а святым даётся суд как атрибут власти в Царстве Божием. Если до последнего Божиего суда миром правили и мир судили богохульные и звероподобные царства, то после установления Царства Божия власть и суд будут в руках святых. Кроме того, Сам Господь в Евангелии рассказывает нам, какой будет роль святых на суде: Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. 12, 41-42). Это значит, что святые не будут судить по своему произволу других, это значит, что уже фактом своего существования, фактом своей праведности они осуждают нечестивых. Если праведники в сложных условиях сохранили веру и праведность, то нет никакого оправдания нечестивым, у которых были все возможности для жизни по заповедям Божиим. Об этом же говорится и в Послании к Евреям о праведности Ноя: Верою Ной... осудил весь мир (Евр. 11, 7). Ной жил в одно и то же время с развращённым поколением, но соблюл веру и уже этим одним осудил весь развратившийся мир.

То же самое имеет в виду Господь, когда говорит апостолам: В пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). Апостолы получат власть судить в пакибытии, то есть в Царстве Божием, в противоположность этому времени, в котором судят безбожные правители. Апостолы будут судить двенадцать колен Израилевых потому, что они являют собой тот священный остаток Израиля, который не отпал от Бога, и одновременно родоначальников Нового Израиля — как двенадцать патриархов были родоначальниками ветхого Израиля. Потому самим фактом своей веры в Мессию они осудят ветхий Израиль, не признавший Мессию.

Суд Божий неотвратим. Он будет подобен тому, как пастух отделяет овец от козлов, как рыбак из пой-манной рыбы выбирает хорошую и выбрасывает плохую, как жнецы жнут пшеницу и сжигают плевелы. Суд застанет врасплох тех, кто ест, пьёт и веселится, забывая о Боге и о нуждах ближних. Суд станет радостной встречей с Господом для тех, кто помнит Его и бодрствует в заботе о Его рабах.

Хоть мы и мало знаем об этом суде, то немногое, что нам открыто, нужно любить и молитвенно читать — тогда и немногие слова Писания смогут изменить жизнь человека и проложить ему путь к Богу.

; ; ; ; ; ), досл. пер. – «день Яхве» (⇒ Имена Бога). В других местах (; ; – в русских переводах обычно никак не передается отсутствие определ. артикля в евр. тексте) это словосочетание дословно означает «некий день Яхве». Но чаще в том же самом значении употребляется словосочетание «тот день» (). Под Д.Г. в ВЗ понимается день или момент, когда вмешивается в человеч. историю для суда или спасения. В отдельных пророчествах Д.Г. может быть связан (а может и не иметь этой связи) с концом времен.

II. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ОЖИДАНИЯХ НАРОДА

В речах ранних пророков Свящ. Писания, в частн. у Амоса (), проявляется понимание того, что в народе еще до получения пророч. слова жило ожидание Д.Г. и бытовали определ. представления о том, что он будет собой представлять. Израил. народ, в отличие от пророка, ожидал Д.Г. как благодатное событие; предполагалось, что Д.Г. будет днем карающего суда Божьего над врагами Израиля, а также днем спасения Израиля и возведения его к власти над другими народами. Из речений пророка () хорошо видно, что его слушатели с удовлетворением внимали предсказаниям о карающем суде над другими народами, и, в частн., над Иудейским царством, поскольку они были подданными Северного царства. Это продолжалось до тех пор, пока пророк не возвестил бедствия для Израиля, т.е. Северного царства. Ам явно оспаривает мнение, что Д.Г. – это свет (), ведь наступление этого дня не сулило ничего хорошего израильтянам, оставившим своего Господа и предавшимся поклонению идолам. Предсказанная Амосом тьма подразумевает не просто какие-то бедствия местного значения, но и катастрофы вселенского масштаба, что следует и из слов многих других пророков ВЗ (; ср. и след.; ; ; ; ). Для связанных с Д.Г. ожиданиями – будь то ожидания народа или предвидения пророков – типично как раз то, что политич. изменения часто совпадают в них со вселенскими преобразованиями (ср. особенно ). То обстоятельство, что об упованиях на Д.Г., как о чем-то привычном для народа, помимо Амоса, говорили и другие пророки, свидетельствует о том, что общая уверенность в благодатном для народа Божьего характере Д.Г. господствовала также и в Южном, т.е. Иудейском царстве, до того времени, когда пророки своими проповедями стали исправлять это заблуждение.

III. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ СУДА У ПРОРОКОВ

В отличие от радужных надежд народа, пророки проповедовали о Д.Г. как о суде, который разразится не только над чуждыми народами (; ; ), но и над Израилем, причем над Израилем с особой силой (), поскольку избранность Израиля отнюдь не означает обязат. пощады ему, она свидетельствует лишь о том, что к народу Божьему предъявляются особо высокие требования (). Д.Г. станет неотвратимым судом (), и Израиль падет. Суд постигнет все народы земли, и на помилование может рассчитывать не весь Израиль, а лишь остаток Иосифов. Причина неминуемого падения Израиля заключается в том, что Господь уже не хочет больше говорить к нему, несмотря на всю тоску народа по слову Божьему (). Подобно Амосу, Исаия тоже проповедует Д.Г. народу Южного царства как суд над ним за самонадеянность (). Возвещение Д.Г., как дня гневного суда Божьего над Его народом, присутствует также и в пророчестве Софонии ().

IV. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ В ПРОПОВЕДИ ПРОРОКОВ О СПАСЕНИИ

Наряду с пророческим возвещением Д.Г. как дня карающего суда в ВЗ содержится и весть о спасении (; ; – ). Разрушение Иерусалима в 586 г. до Р.Х. ретроспективно рассматривается у поздних пророков ВЗ как свершение Д.Г. (