Что значит только без фанатизма. Без фанатизма,это как

Мы все, так или иначе, живем в мире мифов. Их громадное множество, они тиражируются и распространяются подобно морской волне. Один из таких добрых мифов основан на социологических данных, согласно которым более 80% процентов населения страны являются людьми православными.

С точки зрения чистой социологии так оно и есть, ведь цифры основаны на ответах многочисленных респондентов при серьезной выборке. Но если углубиться в статистику, то окажется, что из этих 80% – 80% верят в приметы, стучат по дереву, сплевывают через левое плечо, боятся передавать деньги через порог или читают гороскопы, что никак не совместимо с верой во Христа.

Священник Антоний Скрынников

То есть более 80% населения страны являются людьми крещеными, невоцерковленными, не практикующими регулярную молитву и участие в Таинствах. При этом, безусловно, они считают себя верующими и ассоциируют свои религиозные взгляды с православием.

Большинство из них посещают храм несколько раз в году, а кто-то и несколько раз в жизни (крещение-венчание-отпевание), попадая таким образом в разряд захожан. И нам, я имею в виду духовенство и воцерковленных прихожан, важно не упустить этот момент и попытаться не просто продать им свечечку, но рассказать о Христе и Его Таинствах.

Уголовный кодекс не поможет

Чаще всего такие люди практикуют обрядоверие, знают, кому и где поставить свечу, а также обязательно хранят дома бутылочку святой воды. Для них понятие греха ассоциируется исключительно с тяжелыми преступлениями: убийство, воровство и так далее. И тут мы должны объяснить человеку, что деление грехов на смертельные и не очень – весьма и весьма условно. Если один всю жизнь крадет, а другой лишь осуждает близких, то они оба погубят свою душу, если не покаются, хотя с точки зрения уголовного кодекса их вина неравноценна. И здесь порою нужны терпение и даже смирение, потому что приходится объяснять человеку одно и то же много раз.

Пришла как-то на исповедь женщина. Вначале перечисляла множество «мелких» грехов: обида, зависть и тому подобное. Как бы между слов проскользнула у нее фраза: «Давно не ходила в храм». Спросил ее: насколько давно – месяц-два? Ответила: «Лет двадцать». Вот это да! С этого и надо было начинать! В этом и причина всех остальных грехов. Пришлось другим постоять в очереди, пока с этой женщиной обстоятельно говорил…

Я помню другой пример: мужчина постоянно приходил на исповедь и просто молчал, ожидая прочтения положенной молитвы. На все увещевания и мои предположения, что он мог согрешить в тех или иных ситуациях, отрицательно качал головой. И только мое предположение, что он уже достиг святости и может больше не приходить на исповедь, заставило его начать вспоминать «мелкие», «ничего не значащие» грехи.

Масло – причина уныния

От новоначальных христиан во время исповеди часто приходится слышать слово «дай» – люди просят у Бога здоровья, счастья, благополучия. И вроде бы в этом ничего нет плохого, но возникает ощущение потребительского отношения к Господу. А ведь на исповеди нужно, наверное, употреблять не глагол «дай», а совершенно другой: «прости».

Многие из нас готовы говорить обо всём, кроме своей души. Например, может подойти женщина и рассказывать о страшном грехе. Оказывается, накануне съела ложку пюре, а потом узнала, что там было растительное масло. Это же насколько нужно очерстветь, исказить смысл покаяния, чтобы капля растительного масла могла повергнуть в уныние?!

Есть фантастическая готовность покаяться во всём что угодно. И редко услышишь раскаяние в неверии своих детей, в незнании веры и учения Церкви.

Без фанатизма

Другая проблема, с которой часто сталкиваются пастыри, – это так называемые «гражданские браки», а по сути – блудное сожительство без оформления государственной регистрации и церковного благословения. Но и такие люди нуждаются в поддержке и понимании. Нельзя оправдывать их сожительство, но невозможно и лишать их доброго общения с пастырем, посещения служб.

В свое время архиепископ Орловский Пантелеимон (ныне митрополит Красноярский) в одном из интервью сказал о таком сожительстве следующие слова: «В каждом случае нужно разбираться отдельно. В этом сожительстве иные хранят верность друг другу, рождают детей, ведут общее хозяйство, разделяют радость и скорбь, как истинные супруги ». И если один из них начинает идти к Богу, то ему нужно помочь, не ставя для него категоричное условие – или храм, или вторая половинка, которая пока не готова вступить в узаконенные отношения. А вдруг выберет ее? Постепенно он сам придет к пониманию своего греха и постарается исправить ситуацию.

Для людей, которые впервые приходят в храм, вера – это часто рудимент прошлого, добрая, благочестивая традиция, ей нужно следовать поверхностно, «без фанатизма». Каким же удивлением для них становится тот факт, что есть верующие христиане, которые ходят в храм не только на Пасху, но 2-3 раза в неделю, соблюдают посты, и для которых Евангелие не великий памятник мировой литературы, а Книга, по которой нужно жить в реальности.

После того как я стал священником, одна моя знакомая несколько лет подряд при встрече спрашивала, как у меня дела и не поменял ли я работу, воспринимая служение Церкви как очередной этап биографии и помня мои прошлые трудовые перемещения по разным редакциям. Ей было сложно осознать, что вера, служение Богу может быть серьезным и окончательным выбором человека.

Наша цель – показать впервые переступившим порог храма красоту православной веры, ее жизненность, ее спасительную силу.

Именно об этом говорил Святейший Патриарх на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: «Нужно, чтобы вера, которая часто присутствует в сердце даже невоцерковленных людей, становилась очень сильным мотивом, определяющим реальное поведение людей, их мироощущение, их мировоззрение. Ведь очень часто бывает так, что люди, по убеждениям верующие, живут так, будто никакой веры не существует, и становятся легкой добычей разрушительных языческих соблазнов, которые сегодня обрушиваются не только на наш народ, но и на весь род человеческий ».

Что такое Фанатизм? Значение слова «Фанатизм» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Фанатизм» в словарях

Фанатизм – Философский словарь

(лат. fanaticus - исступленный) - понятие, употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в к-рых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубежденное, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям. Как принцип поведения Ф. означает полную нетерпимость к инакомыслящим, к-рая сопровождается обычно жестокостью (крайний случай-изуверство), использованием любых средств и принесением людей в жертву ради преследуемой цели (Цели и средства), отказ разрешать идейные конфликты средствами убеждения и разумного доказательства. Ф. обычно связан с религиозными верованиями, для к-рых наиболее характерны догматизм и преследования «иноверцев». Религиозный Ф. служит орудием удержания господства церкви над верующими. В истории он неоднократно приводил к кровавым расправам над «неверными» (средневековая инквизиция, сохо-та на ведьм»); изуверский Ф. характерен для нек-рых совр. сект. Ф. также присущ фашизму с его человеконенавистничеством и культом слепого повиновения. Коммунистическая нравственность отвергает Ф, Марксистско-ленинские идеи обосновываются научно. Убежденность в их истинности противоположна слепой вере, она подтверждается данными практики и предполагает творческое отношение марксиста к теории. Коммунистические партии и социалистические государства в своей практической деятельности исходят из того, что коммунизм -это высший гуманизм. Непримиримость к идейным противникам не означает предпочтительности в любых условиях крайних, насильственных средств в борьбе с ними.

Где проходит грань между верой и фанатизмом? Хорошо бы знать. Ведь если вера – это чудесно, то фанатизм – это чудовищно. Можно ли как-то подстраховаться, чтобы избежать разрушительных крайностей и перекосов? Можно. Для этого нужно усвоить три основных правила, которые помогут нам всегда оставаться здравыми в вере – без фанатизма.

Думать
Одного известного человека спросили: «Каковы ваши самые стойкие привычки?» Он ответил: «Дышать и думать». Не хочешь стать фанатиком – привыкай думать, и думать сам. Вопреки распространенному мнению, христианская вера никогда не была «опиумом для народа». Ведь в Библии то и дело встречаются призывы рассуждать, использовать свой разум. К примеру, апостол Павел советует размышлять над Божьими словами, сопоставлять свою жизнь с учением Христа: «Вникай в себя и в учение... ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Апостол призывает нас не бездумно зубрить Священное Писание, а понимать его.

Оказывается, вера – понятие не только сердечное, но и умственное. По словам все того же Павла, служение Богу должно быть разумным (см. Римл.12:1). В своем письме христианам Рима он предупреждает, что не стоит слепо подражать всему, что принято делать в мире: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» (Римл.12:2). «Обновление ума», «познание» – эти слова никак не вяжутся с образом слепого подражателя и фанатика.

Вера в Бога не избавляет нас от необходимости думать. Наоборот, и Христос, и Его ученики советуют «испытывать» свои и чужие идеи, проверять, хороши ли будут их последствия, а уж потом действовать: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21; см. также 1Иоанн.4:1, 1Кор.14:20, 29). Бог не дал нам, людям, одну голову (к примеру, голову какого-нибудь великого лидера) на всех. Значит, Творец хочет, чтобы каждый из нас пользовался собственным мозгом. Так и будем поступать!

Решать
В одной из песен Владимира Высоцкого есть строчки: «А перед нами все цветет, за нами – все горит. // Не надо думать! С нами тот, кто все за нас решит!» Песня была о фашистах. Но религиозный фанатизм ничуть не лучше, чем политический: и то, и другое всегда несет разрушение (вспомните ту же инквизицию). А начинается все, как правило, с малого: человек в важных, принципиальных вопросах позволяет кому-то решать вместо себя. У нас есть выбор: либо мы сами несем ответственность за свои решения перед Богом, либо «перекладываем» эту ответственность на кого-то другого. Христианин прислушивается к советам, но берет ответственность на себя и принимает окончательное решение сам. А фанатик слепо слушается «вождя». Хочешь избежать фанатизма – учись принимать решения в своей жизни самостоятельно. И отвечать за их последствия.

Это не всегда просто. Тем более, что фанатичное следование за другими в чем-то удобно. Ведь тогда не придется рассуждать, делать выводы, принимать решения. А главное, потом в случае неудачи можно будет сказать: «Это он(а) меня попутал(а)!» И человек выбирает себе «великого вождя» – своего «заместителя» в отношениях с Богом. «Пусть священник читает Библию и говорит мне, что делать. А я стану только ходить в церковь пару раз в год, на Рождество да на Пасху, – я же не фанатик», – говорят многие... и не подозревают, что именно такая позиция – начало фанатизма. Потому что если сам человек не хочет разбираться, что есть добро, а что – зло, то он выбирает невежество. И, не ведая пути, он слепо идет за другими.

Примеров достаточно: священник сказал, что можно получить Божье прощение за деньги, купив индульгенцию, – и прихожанин поверил, стал вместо искреннего покаяния «выкупать» себе отпущение грехов. И невдомек бедняге, что таким образом он оскорбляет Бога... Высший чин заявил, что нужно «бить жидов, спасать Россию» или «гнать сектантов» (не потрудившись уточнить, кто такие сектанты) – и несведущий человек пошел громить соседа-христианина. Кто-то очень «умный» шепнул, что нельзя общаться с инославными, – и родители объявили бойкот детям, которые ходят «не в тот» храм. А почему, для чего, зачем? Эти вопросы люди себе не задают, потому что «начальству виднее». Но вот дети-то свои, а не начальства. И ошибки – свои. И отвечать перед Богом будешь сам: «Итак, каждый за себя даст отчет Богу» (Римл.14:12). За последствия наших поступков Бог спросит лично с нас. А значит, нам и решать.

Знать
Среди дорожных знаков есть один, очень красноречивый: в красном треугольнике – машина, которая едет по кривой... Знак называется «Осторожно, колея!» Вот если бы можно было поставить такой предупреждающий знак не только на проезжей части, но и на жизненном пути! Ведь часто люди попадают в «колею» стереотипных, расхожих, неверных представлений о Боге (а значит, и о жизни). А от невежества до фанатизма – один шаг... Не избежали такой ошибки и ученики Христа. К счастью, Иисус был рядом и вовремя остановил их, пока их рвение не обернулось трагедией.

Дело было в одном самарийском селении, где никто не пожелал пустить Христа в свой дом, чтобы Тот отдохнул с дороги. Тогда двое из учеников Иисуса предложили: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Илия, великий пророк прошлого, был одним из самых ярких фигур Ветхого Завета. Он потрясал современников великими и грозными знамениями, и ученики Христа хотели поступить по его примеру. Но они не приняли во внимание двух вещей: во-первых, жители самарийского селения не были столь сведущими в законе Божьем, как те израильтяне, которых наказывал Илия. Значит, с них и спрос другой. Во-вторых, теперь, во время Нового Завета, Господь хотел явить грешникам добрую Весть о спасении и прощении грехов, а не истребляющий огонь... В общем, ученики «попали в колею» старых шаблонов и упустили самую суть христианства. Религиозная «колея» не позволила им вовремя повернуть ход своих мыслей в сторону, угодную Богу. И Иисус запретил ученикам сводить огонь с неба. Он сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». (См. Лук.9:52-56).

Фанатик пытается угодить Богу, которого не знает. Верующий старается познать Бога, чтобы угодить Ему. Чтобы избежать крайностей, нужно знать Бога. Знать Его сущность, Его Дух, Его сердце. И всегда продолжать познавать Его через Священное Писание и молитву – самостоятельно, лично. Поступая так, мы перестаем быть легкой добычей для шарлатанов и лжеучителей. И приобретаем лучшее в мире противоядие от фанатизма – здравую, живую веру.
Не секрет, что нечистые на руку люди часто использовали религиозность людей, чтобы манипулировать ими. И сложилось мнение, что верующий человек – послушное орудие в чужих руках. (Наверное, поэтому многие до сих пор отвергают веру в Бога, ибо считают, что она делает человека наивным и слабым). Но с теми, кто старается узнать Господа и Его Слово не понаслышке, а лично, манипуляции не удаются. Ведь читая Библию, мы узнаем массу полезных вещей. Например, не только то, что нужно уважать власти, но и то, что важно «повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян.5:29; см. также 4:19). Мы начинаем понимать, что любые проповеди полезно сверять со Священным Писанием, чтобы узнать, «точно ли это так» (см. Деян.17:11). И тогда нас уже не так-то просто обмануть... не так-то просто сделать бездумными фанатиками, слепыми орудиями в чужих руках.

Бог создал нас, людей, не для того, чтобы мы были марионетками. Он оставил нам Библию не для того, чтобы она пылилась на полках, а чтобы мы – каждый, кто умеет читать – читали ее. И учились понимать ее Автора – Бога. Господь готов открывать Себя нам. Потому что желает видеть нас не рабами Своими, а друзьями. Он сам сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанн.15:15). Бог любит и уважает нас. И потому дает нам право самостоятельно думать, свободно принимать решения и познавать Его. Нужно пользоваться этим правом. Тогда в нашей душе будет господствовать не религиозный фанатизм. А вера, надежда и любовь.

Фанатизм – это крайняя степень приверженности человека каким-либо концепциям, идеям или верованиям, проявляющаяся в отсутствии критического восприятия выбранной системы, а также крайне негативного отношения и отсутствия толерантности к другим идейным позициям. Подобная приверженность схожа со слепой, ничем не подкрепленной и не оправданной верой, поэтому наиболее распространен фанатизм в религиозной сфере, но не ограничивается только ею (сюда входят политические взгляды и национальные, музыкальные и субкультурные), включая любую из сфер человеческого проявления, где существует разделение людей относительно выбора, принадлежности и вкуса.

Что такое фанатизм

Крайний фанатизм – определение, встречающееся не столь часто, обычно свои склонности или предпочтения люди выражают в средней степени, не доведенной до абсурда деспотизма и навязывания. Но в критических вариантах фанатизм обретает довольно разрушительные, жесткие и тиранические проявления с навязыванием воли и выборов фанатика, а также подверганию людей с другими мыслями наказаниям, пыткам, иногда смерти.

Фанатизм определение одной из полярностей человеческого отношения к какому-либо явлению, концепции, личности, идеи, на другой стороне которого существует индифферентное отношение, связанное с отсутствием каких-либо относительно выбранного признака. Находиться что в одной, что в другом крайнем положении не каждая психика способна, обычно люди придерживаются собственного мнения, не навязывая окружающим, и не критикуют выборы остальных, что называется толерантным отношениям. В большинстве стран с развитой внутренней психологической культурой присутствует именно , а те, в которых господствует тоталитаризм и диктаторство, строят свою идеологию на фанатичном восприятии идей общества.

Различие фанатизма и приверженности состоит в том, что при фанатичном поклонении возможно нарушение общепринятых социальных норм, в угоду собственной страсти, человек характеризуется как не стабильный эмоционально и психически, являясь одержимым идеей. Часто фанатическое отношение к чему-либо является составляющей картины психиатрического заболевания (обычно маниакальной фазы психотического расстройства или шизофренического ). Таким образом, простая приверженность той или иной идее может выглядеть, как странное поведение и человек, скорее будет вызывать ощущение странного, в то время как действия фанатика представляют собой угрозу для его и общественной жизни или безопасности, а чувства, испытываемые другими людьми от столкновения с таким человеком обычно находятся в спектре (от беспокойства до ужаса).

Фанатизм отвергает альтернативы и ежесекундно готов к жертвам (вплоть до собственной жизни или жизней окружающих), руководствуется в своих действиях, являясь деятельной формой проявления, исключительно стремлением к достижению целей идеалов, полностью игнорируя при этом законодательные, этические, социальные нормы. Такого человека можно сравнить с глухим, неспособным воспринять вашу критику, со слепым, не видящим разрушительных последствий собственных действий, с сумасшедшим, живущим в параллельной реальности с другими законами. Достучаться до фанатика проблематично и порой просто невозможно, в основном можно только пытаться ограничивать их деятельность и уходить от контакта, дабы избежать влияния на свою судьбу.

При определении фанатизма важным признаком является наличие соратников, поскольку явление это не индивидуалистичное, а массовое. Для фанатического следования требуется толпа и ее лидер – это один из механизмов зарождения и управления. Толпа, раскачанная эмоционально харизматичным лидером становится более простой в управлении, чем отдельный человек. При разговоре с глазу на глаз могут возникать критические вопросы и замечания, легко чувствуется внутренний протест, тогда как, находясь в толпе, чувство ответственности за последствия снимается и человек делает то, что и окружающие. Сознание при таких моментах открыто и туда можно положить любую мысль и идею, при этом если вы потом будете обсуждать с фанатиком его мировоззрение, то убеждения не соответствующие его мнению он будет воспринимать через призму негатива, возможно считая нападками или оскорблениями.

Такой механизм остался с древних времен существования, когда реакция группы людей, как одного организма, где каждый не особо думает, была направлена на выживание вида. Грубо говоря, раньше вожак указывал, где враги и все племя бежало врага уничтожать. Дабы не быть стертыми с лица земли самим. Фанатизм имеет тот же механизм, древний и сильный, а моральные качества управляющего идеями часто оставляют желать лучшего. Вот и получается, что диалог и призывы к критическому мышлению не работают, прекращение фанатической деятельности возможно лишь принудительно, с применением силы, существенно превышающей возможности самого фанатика.

Фанатизм является примером примитивной, бессознательной веры, разложив которую на составляющие, можно заметить умелое манипулирование сознанием человека. А не истинностью его веры и выбора. При общении с человеком можно заметить признаки фанатизма, заключающиеся в не разделении хорошего и плохого, допустимого и преступного – система сканирования мира упрощена до того, что все, что касается его веры, является правильным и допустимым, а все что отличается, является плохим, осуждаемым и подлежит борьбе или уничтожению. Обосновать такую позицию, фанатик часто не может или же эти объяснения не имеют логической связи (ответом на вопрос «почему ты считаешь меня плохой?» может быть «ты носишь брюки вместо юбки»).

В попытке вступить в продуктивный диалог и отыскать истину или хоть как-то наладить контакт человека с реальностью, расширив призму его , необратимо сталкиваетесь с нежеланием рассуждать о возможности его ошибки. Такие люди безгранично уверены в своей правоте и не хотят задуматься над вашими словами, скорее бросятся вас избивать за неугодные речи. Эта характерная особенность видеть негатив и врагов в людях, высказывающих другие идеи и бороться с людьми (часто физически), вместо того, чтобы бороться с явлениями и идеями. Так, человек являющийся верующим будет воспитывать свою силу воли, чтобы не красть и прививать подобное мировоззрение детям, а фанатик будет расстреливать воров.

Существуют и эмоциональные признаки фанатизма, включающий в себя избыточную эмоциональность, причем насыщенность эмоций будет высокой, а диапазон низким (доступны экстаз, при контакте с источником, страх, при ощущении зыбкости выстроенной концепции и ненависть, при столкновении с инакомыслящими). В отношении к миру преобладает , с помыслом о ничтожности тех, кто не поддерживает идею, но подобные заверения в своей уникальности и высшем положении сомнительны, поскольку сам фанатик является закрытой от развития личностью.

Фанатизм может касаться чего угодно, какие-то его формы являются принятыми и вполне нормальными в обществе (футбольный фанатизм), а другие вызывают страх и много сопротивления (религиозный). Само слово довольно широко распространено и может употребляться не всегда аутентично ситуации, но если основываться на научном определении, то в медицинской классификации нарушений поведения, эмоций и восприятия выделяются виды фанатизма: религиозный, политический, идейный, научный, отдельной группой стоит фанатизм спорта, питания, искусства. Последние три являются наименее деструктивными в своем проявлении и чаще негативные последствия сводятся к спорам с родственниками и приверженцами других позиций. Тогда как первые три способны толкать человека на преступления и опасные действия. По степени проявленности бывает жесткий и мягкий фанатизм, что и определяет, насколько далеко может зайти человек в преследовании своих целей.

Религиозный фанатизм

Религия и сфера верований, пожалуй, самая благоприятная из всех человеческих для развития фанатизма. Как способ массовым сознанием любая религиозная структура является идеальной, имея концепцию, недоступную объективной проверке, лидера, который объясняет толкования и свод правил, обычно обещающих много плюшек тому, кто будет повиноваться и страшную кару отступникам. Фанатичное следование религиозным концепциям обусловлено страхом. Причем, в начале своего обращения человек ищет успокоения и защиты в вере, пытаясь избавиться от страха и получить надежду, вместо этого получает лишь то, что меняет источник страха, самостоятельно выбрав себе господина, и попадает в еще большую по своему ужасу ситуацию. И если раньше страх находился в социальной сфере, где самое страшное что могло произойти это убийство, то в религии есть вещи, более пугающие, чем смерть. Именно это чувство страха толкает человека на насилие против мыслящих иначе, на нетерпимость к чужим проявлениям. Вспомните хоть одного человека, не испытывающего дикого ужаса – вряд ли он бросался на окружающих, в то время как напуганный начинает себя защищать, включая нападение.

Люди, имеющие веру, проявляют много терпения и любви к любым проявлениям человеческой души, и часто даже восприятие негативных черт носит положительный характер с надеждой на изменение. Также они воспринимают и собственного бога, как любящего и принимающего, понимающего и прощающего, а противоположные темные силы их не пугают, а лишь заставляют сконцентрироваться, чтобы победить в противостоянии.

Фанатик же боится всех: божества – за покарание его грехов, темной силы – за угрозу мучений, настоятеля или верховного жреца – за осуждение или лишение благословения. Каждый шаг проходит в напряжении, требующем жесткого контроля, что в итоге распространяется на окружающий мир и удушающее требование соответствовать.

Многие религии осуждают фанатичные проявления веры своих адептов, критикуя подобное поведение и заставляя человека вернуться к реальному миру и достойному взаимодействию, поскольку некоторые проявления фанатизма противоречат самой религиозной концепции. Но не стоит забывать и того, что некоторые течения веры, наоборот подталкивают людей к такому слепому следованию, поощряя людей в совершении антисоциальных действий. За таким отношением обычно стоит человек сам далекий от веры, трезво оценивающий ситуацию, но использующий чувства верующих, попавших под его влияния для манипуляции в достижении собственных интересов.

Есть определенные типы личности, подверженные возникновению религиозного фанатизма, обычно это люди, имеющие акцентуацию характера по шизоидному, истерическому или застревающему типу. Такие люди часто попадают в тоталитарные секты или самостоятельно превращают другую религию в фарс с гротескными в своем проявлении собственными доказательствами веры.

Как избавиться от фанатизма

Освобождение от фанатического поведения направлено на развитие критического мышления, восстановление адекватного восприятия, проработка образа культа. Любое фанатичное следование является по своей сути зависимостью психологической, эмоциональной и химической (если и не используются наркотические вещества, то периодические состояния экстаза и всплески адреналина заставляют человеческий организм самостоятельно вырабатывать опиаты в необходимых количествах). Соответственно избавление от фанатизма включает множество сходных моментов с избавлением от зависимости. В процессе совместного критического анализа предоставленной концепции на наличие в ней противоречий, деструктивных моментов и малоприкрытой манипуляции фанатик может дойти до определенного момента, а потом начинается ломка.

В такие периоды очень важна поддержка людей, не связанных с обществом фанатика, поскольку в нестабильном состоянии потери ориентиров, человек видит мир серым (экстазы то ушли), враждебным (никто не обнимает, когда просто вошел) и запутанным (никто не определяет где черное, а где белое). Вернуться обратно в мир зависимости и инфантильного существования очень легко, а воспрепятствовать этому может новая организованная жизнь, в которой будут люди с успешным опытом выхода из под влияния религиозного культа.

Объективно, бывшему фанатику необходима психологическая помощь и длительная терапия, с той же степенью серьезности, с которой проходят реабилитацию наркоманы и жертвы насилия, но только фанатик в своем прошлом амплуа подвергался и насилию и зависимости. Часто это семейная проблема системного типа и необходима реабилитация не только одного человека, с большой вероятностью в его близком окружении найдутся люди, имеющие ту или иную зависимость, проявляющие излишнюю жестокость, деспотизм, манипулирование чувствами. Если не уделять должного внимания изменению всего уклада жизни, то это будет похоже на попытки наркомана завязать, сидя в притоне с друзьями, и имея дома в кухонном шкафу новую дозу.