Что закрепляла 6 я статья конституции 1977г. Новые политические веяния. Значение I Съезда народных депутутов

Люди старшего поколения помнят о том, какое огромное влияние на все стороны жизни страны оказала перестройка, объявленная во второй половине 80-х годов М. С. Горбачёвым. Однако без внесения коренных изменений в Конституцию 6-я статья, которой закрепляла однопартийную систему политического устройства государства, все демократические преобразования воспринимались лишь, как временные явления, выражавшие собой очередной «изгиб генеральной линии партии». Именно поэтому отмена 6 статьи Конституции СССР явилась своего рода Рубиконом, отделившим изжившую себя советскую систему от новой государственной формы, основанной на принципах демократии.

Откуда взялась пресловутая 6 статья?

Весьма показательным для своего времени событием стала сессия Верховного Совета СССР, состоявшаяся в начале октября 1977 года. На ней была принята очередная редакция Конституции СССР, получившая в народе название «брежневской». Как и все предыдущие редакции Основного закона страны, этот документ гарантировал (а на деле - лишь декларировал) её гражданам возможность пользоваться многочисленными правами и свободами. Носителем верховной власти, как и прежде, объявлялся двухпалатный Верховный Совет, члены которого избирались съездом депутатов.

Основной же отличительной чертой новой Конституции СССР 1977 года стала появившаяся в ней 6 статья, в соответствии с которой Коммунистическая партия объявлялась единственной законной политической силой. Таким образом отвергалась всякая возможность появления оппозиции и проведения альтернативных выборов. Фактически подобная система сложилась ещё в 20-е годы и стала характерной чертой советского режима, но лишь «Брежневская» Конституция подвела под неё юридическую базу, утверждённую на самом высоком законодательном уровне.

Новые политические веяния

Отмена 6 статьи Конституции СССР явилась закономерным итогом процессов, происходивших в обществе на протяжении всех предыдущих лет. Когда же весной 1985 года к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв, ставший образцом партийного руководителя нового типа, способного адекватно реагировать на изменение исторических реалий, появилась ощутимая возможность избавиться от закона, во многом препятствовавшего развитию всех областей жизни общества.

Объявленная им перестройка охватила прежде всего политическую сферу общественной жизни. Достаточно вспомнить масштаб, который приняли в те годы действия судебных органов по реабилитации жертв сталинских репрессий. Несомненным доказательством грядущих перемен стали дискуссии, касавшиеся ранее закрытых для обсуждения тем и неожиданно развернувшиеся на страницах газет и журналов, а также полемика по самым насущным вопросам современности, охватившая все слои общества. Эти и многие подобные им явления жизни тех лет внушали надежду, что власть готова к серьёзным изменениям.

Работа I Съезда народных избранников

Знаковый характер в те годы приобрела попытка разделения полномочий между партийными и советскими органами. Для решения этого насущного вопроса весной 1989 года был созван I Съезд народных депутатов, участники которого, впервые за долгие десятилетия, избирались на альтернативной основе.

Именно на нём с невероятной остротой развернулась борьба за отмену или, как предлагали некоторые участники съезда, внесение определённых изменений в 6 статью Конституции, создававших возможность для участия других партий в политической жизни страны. Помимо консервативно настроенной части депутатов, составлявших в тот момент большинство, в процессе прений чётко обозначились два направления сторонников предстоящей перестройки.

Плюрализм мнений депутатов

Одно из таких направлений ─ достаточно умеренное, возглавил М. С. Горбачёв, а другое, члены которой требовали принятия более радикальных мер, составили депутаты, объединившиеся в Межрегиональную депутатскую группу. Её лидерами стали: видный диссидент, лауреат Нобелевской премии академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а также близкие ему по духу политики Виктор Пальм, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев и будущий президент России Борис Ельцин.

Эти люди во многом являлись выразителями оппозиционных настроений, охвативших страну в тот период. С трибуны съезда они озвучили волю большинства её жителей, сознававших всю бесперспективность политической системы, построенной на давно изжившем себя марксистско-ленинском учении.

Значение I Съезда народных депутутов

Не только принятые в ходе заседаний документы, но и та обстановка, в которой проходило обсуждение вынесенных на повестку дня вопросов, существенно повлияли на всю картину политической жизни страны конца 80-х и начала 90-х годов. Именно этот съезд принято считать началом распада коммунистической империи и переходом к строительству демократического общества.

Историческое значение съезда определяется также тем, что с его трибуны впервые открыто прозвучало требование об отмене 6 статьи Конституции СССР. Обосновывалось оно многими объективными факторами, свидетельствовавшими о необходимости коренных перемен во внутренней и внешней политике государства.

В тот год подходила к завершению очередная пятилетка, реальные итоги которой наглядно демонстрировали катастрофическое снижение производства во всех областях народного хозяйства. В то же время стала очевидной необратимость развала социалистического лагеря. Усугублялась же обстановка стремлением некоторых союзных республик (особенно прибалтийских) выйти из состава СССР.

Требования, выдвинутые академиком Сахаровым

Как уже говорилось выше, в работе съезда принимала участие Межрегиональная оппозиционная группа, одним из лидеров которой, был А. Д. Сахаров. Именно он озвучил требование своих единомышленников об отмене пресловутой 6-й статьи, обрекавшей страну на политический, экономический и духовный застой.

Кроме того, Андрей Дмитриевич заявил о важности внесения многих других изменений в жизнь общества. Наряду с выдвижением требования о лишении Коммунистической партии монополии на власть, он указывал на необходимость установления системы политического плюрализма, перевода экономики на рыночную основу, а также деидеологизации управления государством.

Начало демократического процесса

Заметим попутно, что в последующий период основными выразителями взглядов радикально настроенных политиков стали такие печатные издания, как журнал «Огонёк», а также газеты «Аргументы и факты», «Московский комсомолец» и «Московские новости». Своими публикациями они значительно ускорили ход демократических преобразований, охвативших страну.

Высказывания академика Сахарова, необычайно смелые для того времени, вызвали негативную реакцию у большинства депутатов, не способных ещё вырваться за рамки привычных стереотипов, но начало процессу было положено, а последующие события послужили почвой для его развития.

Продолжение дискуссий

Следующий II Съезд Советов состоялся в середине декабря того же года, и политическая ситуация на нём приняла ещё более обострённый характер. Ещё за несколько дней до его начала члены Межрегиональной депутатской группы, обратились к населению страны с призывом начать всеобщую политическую забастовку, основным требованием которой должна была стать отмена пресловутой 6 статьи.

Ещё до начала пленарных заседаний главной темой, обсуждаемой в кулуарах, стал вопрос о 6 статье Конституции.

Однако, как и в период мартовского созыва, большинство депутатов было не готово пойти на столь радикальные меры. Несмотря на все усилия оппозиции, эта, главная на тот момент проблема, не получила своего отражения в повестке дня. Существенную роль в этом сыграла позиция М. С. Горбачёва, старавшегося всеми силами увести депутатов от обсуждения щекотливого вопроса.

Это вынудило руководителя Межрегиональной группы Андрея Дмитриевича Сахарова указать участникам съезда на опасность занимаемой ими позиции, поскольку она могла спровоцировать массовые протестные акции среди населения страны, что само по себе было чревато непредсказуемыми последствиями.

Обострение политической обстановки в стране

Он оказался абсолютно прав, и первая такая всенародная манифестация состоялась в феврале 1990 года, буквально через два месяца после его смерти. В тот день более 200 тыс. москвичей вышли на улицы столицы с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР, что со всей очевидностью показало недопустимость дальнейшего игнорирования настроений масс.

Обстановка в стране продолжала обостряться, с каждым днём властям было всё труднее сдерживать народные массы, в подавляющем большинстве находившиеся под влиянием радикальных политиков самого различного толка. Это вынудило партийное руководство к созыву расширенного пленума ЦК КПСС 1990 года. Он начал свою работу 5 февраля, на следующий день после упомянутой выше 200-тысячной манифестации граждан.

Конец монополии на власть

На нём глава коммунистов М. С. Горбачёв выступил с компромиссным вариантом решения создавшейся проблемы. Им было внесено предложение об учреждении поста президента СССР с одновременной отменой ненавистной народу статьи Конституции. Как свидетельствовали потом сами участники того исторического пленума, большинство из них крайне негативно отнеслось к подобной идее, но партийная дисциплина, укоренившаяся в их сознании за долгие годы, не позволила идти против курса, предложенного генеральным секретарём, и все послушно подняли руки в знак одобрения. Так, решение об отмене статьи 6 (о руководящей роли КПСС) было принято самим же партийным руководством, что положило конец его же многолетней монополии на власть.

Внесение изменений в Основной закон

Однако решением пленума ЦК КПСС вопрос полностью не исчерпывался, и работа в этом направлении была продолжена на внеочередном III Съезде народных депутатов, состоявшемся в марте 1990 года. Отмена 6 статьи Конституции СССР получила на нём своё юридическое обоснование, которым явилось внесение соответствующих поправок в текст Основного закона.

Ещё одним важным законодательным актом, принятым на III Съезде народных депутатов, была ликвидация Совета Министров СССР ─ органа, являвшегося атрибутом уходившей в прошлое формы государственного правления. Взамен его при Президенте страны был учреждён Кабинет министров, организованный по западноевропейскому образцу и в большей степени соответствующий современным историческим реалиям.

Отмена закона, предоставлявшего КПСС монополию на власть, легализировала считавшиеся прежде незаконными политические партии и послужила импульсом для создания новых. В тот период наиболее влиятельными были политические организации демократической ориентации, такие как Демократическая партия России, Народная, Крестьянская, Аграрная. Не будет преувеличением сказать, что с этого момента страна вступила в новый этап своей истории.

Что же принесли гражданам страны решения внеочередного съезда, заседания которого прошли на этот раз без какой-либо существенной полемики? Согласно документу, принятому 14 марта, партия коммунистов потеряла статус единственной «руководящей и направляющей силы» общества, которым она обладала согласно Конституции СССР 1977 года.

Её руководитель М. С. Горбачёв, занимавший в то время пост генерального секретаря ЦК КПСС, стал первым Президентом страны, которая, кстати сказать, продолжала разваливаться, несмотря ни на какие административные меры. Время показало, что борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, столь блестяще выигранная оппозицией, послужила не стабилизации обстановки в стране, а лишь обострению создавшегося кризиса. При всей порочности однопартийной системы, она, как оказалось, была единственным связующим звеном многомиллионного государства, упразднение которого сделало необратимым процесс его распада.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ »

ИНСТИТУТ ЮСТИЦИИ

Кафедра Конституционного и международного права.

Учебная дисциплина Конституционное право.

Реферат на тему:

«Конституция СССР 1977год»

Выполнила:

студентка 135 группы

Институт Юстиции

Дакирова Айм.

Саратов 2015год

Конституция СССР 1977 года - конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма.

История

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда25 апрелятого года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначенН. С. Хрущёв.

15 июня1962 года на заседании Конституционной комиссии были обсуждены основные задачи по подготовке проекта новой Конституции и образовано 9 подкомиссий.

В августе1964 годаКонституционная комиссия завершила разработкупроекта Конституции СССРи пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

19 декабря1966 годасогласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

Рабочую группу по подготовке проекта Конституции возглавляли: с 1962 года Л. Ф. Ильичёв, с1968 года-А. Н. Яковлев, с1973 года-Б. Н. Пономарёв.

4-6 октября1977 годасостоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета.7 октябрясостоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Структура Конституции

    Преамбула

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешняя политика

Глава 5. Защита социалистического Отечества

    Раздел 2. Государство и личность

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

    Раздел 3. Национально-государственное устройство СССР:

Глава 8. СССР - союзное государство

Глава 9. Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11. Автономная область и автономный округ

    Раздел 4. Советы народных депутатов и порядок их избрания:

Глава 12. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13. Избирательная система

Глава 14. Народный депутат

    Раздел 5. Высшие органы государственной власти и управления СССР:

Глава 15. Верховный Совет СССР

Глава 16. Совет Министров СССР

    Раздел 6. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках:

Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Глава 18. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 19. Местные органы государственной власти и управления

    Раздел 7. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор:

Глава 20. Суд и арбитраж

Глава 21. Прокуратура

    Раздел 8. Герб, флаг, гимн и столица СССР

    Раздел 9. Действие конституции СССР и порядок её изменения

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценён исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Была дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». Также в преамбуле сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

Текст преамбулы в Конституции 1977 года примерно в 20 раз больше, чем в Конституции РФ 1993 года.15 марта 1990 года из преамбулы было исключено упоминание о том, что в процессе развития общества возросла «руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа», что было связано с легализацией многопартийной системы и фактическим отказом страны от социалистического пути развития.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую рольКПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: вКонституции 1936 годаВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а вКонституции 1924 годане упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией

Экономическая система

В главе 2, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная(общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.

Органы власти

В новой Конституции был введён новый Раздел IV - «Советы народных депутатови порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Впоследствии (в 1988 году) был установлен единый срок для всех Советов - 5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного,прямого избирательного правапритайном голосовании. При этом, согласностатье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР - до 21 года (ранее - 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти -Верховном Совете и Совете Министров СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на свободный выходиз состава СССР. Данное положение сыграло заметную роль враспаде СССР в 1991 году.

Прекращение действия

8 декабря1991 годавВискуляхподБрестом(Республика Беларусь) президентами РСФСР иУкраиныБорисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного СоветаБелоруссииСтаниславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное вСМИкакБеловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъектмеждународного праваи геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образованииСодружества Независимых Государств.

12 декабрясоглашение было ратифицированоВерховным Советом РСФСР . Законность данной ратификации вызвало сомнение у некоторых членов российского парламента, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 годарассмотрение данного документа находилось в исключительном ведении Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку он затрагивал государственное устройство республики как части Союза ССР и тем самым влек за собой изменения в российскую конституцию.

21 декабря1991 годана встрече глав республик вАлма-Ате(Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик:Азербайджан,Армения,Казахстан,Киргизия,Молдавия,Таджикистан,Туркмения,Узбекистан, были подписаныАлма-Атинская декларацияи протокол к беловежскому соглашению о создании СНГ.

23 декабря Верховный Совет Казахской ССРратифицировал беловежское соглашение вместе с алма-атинским протоколом ] .

25 декабряМихаил Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР. В тот же день соглашение о создании СНГ было ратифицированоВерховным Советом Таджикистана.

26 декабря1991 годаСовет Республик Верховного Совета СССР(образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-1, но не предусмотренный Конституцией СССР) принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциными в дальнейшем привело кразгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССР и законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации - России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованиемКонституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.

19 июня 1992 года президент Украины Леонид Кравчук подписал закон о полном исключении упоминаний об СССР (в том числе и о Конституции СССР) из конституции Украины1978 года.

Интересные факты

Принятие Брежневской Конституции в день 7 октября1977 года, который пришелся напятницу, лишило трудящихся СССР одноговыходного дняв течение трёх лет подряд -1977,1978и1979гг. До1976 годаДень Конституции СССР отмечался 5 декабря - в день принятияКонституции СССР 1936 года, и являлся нерабочим днём. С 1977 года, естественно, 5 декабря перестало быть днёмгосударственного праздникаи, будучи понедельником, стало рабочим днём. Вместо него Днём Конституции СССР, и следовательно, нерабочим днём, было объявлено 7 октября. Но в 1977 году 7 октября еще не успело стать выходным, а в1978и в 1979 году этот праздник пришелся на субботу и воскресенье. При этом трудовое законодательство СССР не предусматривало переносов выходных дней в случае совпадения выходного с праздничным днем на ближайший рабочий день. Таким образом, было отнято еще два выходных дня.

конституция законодательство россия

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. (Историческая справка.БСЭ)

За сорок лет после принятия предыдущей Конституции 1936 года, во всем советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени Советского народа и выражая его суверенную волю, принимает Основой закон СССР ". Конституция исходит из основных принципов и идей, выработанных предшествующими советскими Конституциями. Вместе с тем она знаменует новый этап в истории конституционного строительства. Конституция отличается от прежних Основных законов не только по содержанию, но и по форме. Отличительной чертой этого документа является наличие вводной теоретической части закона. Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию. Таким образом, социальная база Советского государства расширяется. Конечно, воля Советской интеллигенции и до этого совпадала с волей рабочих и крестьян. Однако, характеризуя Советское государство, как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. Конституция 1977 года подчеркивает все возрастающую консолидацию советского общества, его социальную однородность. Новая Конституция впервые вводит понятие "народ". Без сомнения, прежнее понятие "трудящиеся" в большей мере совпадает с понятием "народ". Однако нельзя не отметить, что народ есть более высокая ступень консолидации Советского общества. В этом смысле указания на народ как источник власти означает дальнейшее развитие Советской демократии. Народовластие в нашей стране юридически обеспечивается правом граждан участвовать в управлении государственными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (статья 48). Но, как говорилось выше, часто в нашем государстве народ является идеологической ширмой для правящего класса людей (в данном случае Коммунистической партии). В новой Конституции Коммунистической партии отводится особое значение. Статья 6-ая действующей Конституции гласит: КПСС, действуя в рамках Конституции СССР, осуществляет политическое руководство государственными и общественными организациями, направляет и координирует их деятельность. Но не редко КПСС в управлении страны выходила за рамки конституции. Но, не смотря на все негативные стороны (их было немного). Конституция 1977 года была намного лучше своих предшественниц. Были сильнее закреплены права граждан. Одним из важнейших прав является право человека на труд. Конституция 1977 года подчеркивает, что право на труд включает в себя и право на выбор профессии в соответствии с призванием, способностями, подготовкой и образованием. Не менее важным является право на отдых. Действующая Конституция, говоря о праве граждан СССР на отдых, подчеркивает, что это право обеспечивается 41-ой часовой рабочей неделей для рабочих и служащих. Таким образом, у трудящихся увеличивается время на отдых. Для общенародной демократии закономерно расширение круга конституционных прав и свобод советских граждан. Действующая Конституция провозглашает и совершенно новое право - право на охрану здоровья. Характерно, что документ связывает право на охрану здоровья с трудом. Задача состоит в том, чтобы трудовая деятельность человека была не только безвредной для него, но и по возможности полезной. Статья 42-я предоставляет широкий круг мероприятий, целью которых является забота о здоровье Советских граждан в процессе их трудовой деятельности, развитие и совершенствование техники безопасности и производственной санитарии, профилактические мероприятия, меры по оздоровлению окружающей среды и т.д. К сожалению, подобные мероприятия не входят в Конституцию России, а если и входят, то редко исполняются. Еще одним важнейшим мероприятием стало закрепление в Основном законе нового права Советских граждан права на жилище. Новая Конституция развивает дальше такие институты, как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки. Кроме тайны переписки Закон охраняет также тайну телефонных переговоров. Новая Конституция не только закрепляет права и свободы, известные нам по прежним конституциям, но и расширяет гарантии этих прав. Так, право на образование действующей Конституции обеспечивает осуществление всеобщего обязательного среднего образования. Прежний Основной закон гарантировал лишь всеобщее начальное образование. В любой статье, посвященной правам граждан, большую часть текста занимают гарантии того или иного право. Например, право на материальное обеспечение (статья 43), гарантируется социальным страхованием рабочих, колхозников и служащих пособиями по временной нетрудоспособности; выплаты за счет государства и колхозов пенсии по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан частично утратившим трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; а также другими формами социального обеспечения. Вот гарантия права на жилище (статья 44): "это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливому распределению под общественным контролем жилой площади, представляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платы за квартиру и коммунальные услуги". Новая конституция обеспечивает использование свободы совести, запрещая возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (статья 52). Конституция предусматривает не только материальные, но и чисто правовые гарантии прав и свобод Советских граждан. Так статья 49 устанавливает, что должностные лица обязаны в определенные сроки рассматривать заявления и предложения граждан, давать на них ответы и предпринимать необходимые меры. Провозглашая свободу критики, Конституция гласит, что лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности. Говоря о неприкосновенности личности, Конституция подтверждает и ранее существующий принцип: "никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения -и с санкции прокурора". Статья 47, предусматривающая право на свободное творчество, устанавливает что права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством. Мы видим, что Конституция обязывает надлежащие государственные органы обеспечить реальное использование гражданами СССР всех перечисленных в ней прав.

Брежневская конституция “развитого социализма” несколько изменила словесное оформление оставшейся неизменной тоталитарной сущности режима. Многословие и расплывчатость формулировок, наряду с некоторым их внешним смягчением, отражают усилия ее авторов создать видимость перемен в положениях Основного закона страны.

Глава, посвященная основным правам, свободам и обязанностям граждан, не только переместилась во второй раздел конституции, озаглавленный “государство и личность”, но и увеличилась почти вдвое по количеству статей (с 16 до 31). Теперь обязанностям граждан, вместо четырех статей, было посвящено одиннадцать. При этом была изменена и редакция обязанностей граждан, закрепленных в Конституции 1936г. Так, обязанность “соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития” была дополнена обязанностью “с достоинством нести высокое звание гражданина СССР” (ст.59). Обязанность беречь и укреплять социалистическую собственность дополнена “долгом” гражданина СССР “бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру”. “Враги народа” исчезли, эта формула была заменена указанием на то, что “лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону” (ст.61). Обязанность трудиться сохранилась, а “уклонение от общественно полезного труда” было признано несовместимым с “принципами социалистического государства”. Соответствующие статьи представляют собой некие общие запреты, а не обязанности граждан как субъектов правоотношений с государством. Например, ст.64 устанавливает, что “долг каждого гражданина СССР -- уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства”. Если в соответствии с текстом этой статьи можно предположить, какие виды поведения запрещены гражданину, то сделать вывод о том, какие действия нужны, чтобы выполнить эту обязанность, практически невозможно. То же самое можно сказать и о ст.65, которая обязывает гражданина “уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримыми к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка”.

Кроме того, данная норма конституции пытается сделать предметом правового регулирования человеческие эмоции (“уважение”, “непримиримость”), что в принципе невозможно. Предметом правового регулирования может быть только поведение людей, но не их чувства и эмоции.

Ст.66 возлагает на граждан обязанность “заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети должны заботиться о родителях и оказывать им помощь”. Будучи декларативной и практически не поддающейся контролю исполнения, эта статья несет в себе определенный идеологический заряд, указывая, в каком именно духе родители обязаны воспитывать своих детей. Очевидно, что такого рода декларация не могла каким-либо образом повлиять на реальные отношения в семье, но идеологическая доктрина требовала подобного “украшения”.

Ст.67 обязывает граждан СССР “беречь природу, охранять ее богатства”. Это положение интересно тем, что здесь государство как бы перекладывает одну из своих весьма важных задач на плечи всех граждан.

То же самое можно сказать и о ст.68, которая провозглашает долгом и обязанностью граждан СССР заботу о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей.

Наконец, ст.69 возлагала на каждого гражданина СССР “интернациональный долг”, который заключался в том, чтобы “содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира”. Особенно пикантно это положение конституции воспринималось в условиях жесткого ограничения любых контактов советских граждан с иностранцами.

Принятие Конституции 1977 г. было обусловлено скорее идеологическими причинами, а не реальными изменениями в экономической, социальной и политической структуре общества.

В 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии, в которой декларировалась победа социализма и объявлялось о переходе к строительству коммунизма. Тогда же было принято решение о создании комиссии по разработке новой Конституции, в которой должно было найти отражение вступление страны в период строительства коммунизма и построение "общенародного государства".

В структуре и порядке работывысших государственных органов произошли незначительные изменения. Высшим государственным органом оставалсяВерховный Совет СССР, срок полномочий которою был увеличен с 4 до 5 лет. Верховный Совет состоял из двух палат:Совет Союза и Совет национальностей с равным числом депутатов (по 750 депутатов).Обе палаты обладали одинаковыми правами. Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. В Совет национальностей входили по 32 депутата от союзной республики, по 11 -от автономной и по 5 - от автономной области.

Верховный Совет работал сессионно. Между сессиями функции высшего органа государственной власти исполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета.

Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР. Он был ответственней и подотчетен Верховному Совету и Президиуму Верховного Совета СССР.

Высшие государственные органы власти и управления в союзных и автономных республиках по своей структуре совпадали с соответствующими союзными органами.

В краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, поселках и селах избирались Советы и их исполнительные комитеты, которые решали вопросы местного значения.

Выборы депутатов в Советы всех уровней производились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Определенные изменения можно отметить в главе о форме государственного единства. Если в Конституции 1936 г. о ней говорилось в главе второй, то теперь анало­гичные вопросы трактуются в разделе третьем. Ему предшествует принципиально новый раздел, посвященный проблемам личности. Такая структура подчеркивает внимание Основного Закона к личности.

Изменилась терминология. В прежней Конституции соответствующая глава называлась «Государственное устройство». Этот термин вызывал справедливую критику в науке как неоднозначный. В новой Конституции раздел третий озаглавлен «Национально-государственное устройство СССР». Этот термин полнее отражает содержание проблемы, хотя и не является универсальным для всех государств, ибо, очевидно, не подходит для унитарных государственных объединений. В Основном Законе РСФСР 1978 г. аналогичный раздел назван «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.



Статья 70. Конституции Союза характеризует наиболее общие черты конструкции государства. Подчеркивается, что Советский Союз - единое государство. Вместе с тем это федерация, притом в форме союзного государства. Закон выделяет основную цель федерации - разрешение национального вопроса, поскольку говорит о многонациональном характере Союза и объединении в нем народностей и наций. Говоря о союзных республиках, Закон отмечает их советский и социалистический характер, но не называет национальными. Такая трактовка отражала реальное положение вещей: ни одна из существовавших союзных республик не была в полном смысле слова однонациональной. Даже в Армении, где процент титульного (давшего имя республике) населения был наиболее высок, все же 12% составляли не армяне. В некоторых же республиках (Казахстан, Киргизия) титульное население вообще было тогда в меньшинстве.

Названная статья, да и вся Конституция, подчеркивает равноправие союзных республик. В этом смысле, как громадная Россия, так и маленькая Эстония, по населению равная лишь 1% жителей РСФСР, были абсолютно равноправны. На практике, правда, получалось так, что маленькие республики имели как раз больше преимуществ, например экономических, за счет, соответственно, крупных.

Статья 73 Основного Закона СССР дает перечень прав Союза. В этом отношении он продолжает традицию, установившуюся еще со времен Конституции 1924 г. К компетенции Союза относятся, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик; управление экономикой страны, включая разработку и утверждение государственных планов экономического и социального развития, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля на основе ее монополии, координация отноше­ний союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР.

Конституция, как и прежние основные законы Союза, исходила из идеи сочетания суверенитета Союза с суверенитетом союзных республик. Первоначально в проекте Конституции, представленном на всенародное обсуждение, суверенитет союзных республик не подчеркивался. Однако в ходе обсуждения было выдвинуто настоятельное требование закрепить формулировку о суверенности членов Союза.

Компетенция союзных республик определялась по тому же принципу, что и прежде, т.е. она не распространялась только на те сферы, которые относились к ведению Союза, вне этих пределов союзная республика могла осуществлять любую деятельность.

Конституция Союза содержала специальную главу, посвященную правовому положению союзных республик (гл. 9). В ней, в частности, отмечалось, как и раньше, что все союзные республики имеют свои конституции. И действительно, в следующем, 1978 г. все союзные республики приняли новые основные законы. Как и прежде, они полностью соответствовали Конституции Союза.

Статьей 77. Конституции 1977 г. предусматривалось некоторое расширение хозяйственных прав союзных республик, они могли в определенной степени вмешиваться в управление предприятиями союзного подчинения. Сохранялся прежний порядок, при котором территория союз­ной республики не может быть изменена без ее согласия (ст. 78). В ходе хозяйственного строительства иногда возникала потребность в изменении границы той или иной союзной республики, с тем, чтобы сложившиеся экономические связи были увязаны с по­литическими. Вопросы эти решались обычно безо всяких осложнений. Так, например, в 1971 г. понадобилось изменить границу между Узбекской ССР и Казахстаном. Президиумы Верховных Советов обеих республик вошли с представлениями об этом в Верховный Совет Союза, который и утвердил новые рубежи.

Современные авторы говорят о формальном согласии республик на такого рода изменения. Однако очевидно, что без нужды границы не менялись, а согласие всегда должно быть формальным, т.е. формализованным в правовом акте, что, как мы видим, и делалось.

В новой Конституции сохранилось положение, установленное еще во время Великой Отечественной войны, по которому союзные республики имели право внешних сношений. Правда, практически данным правом пользовались лишь Украина и Белоруссия, но это зависело не от воли Союза, а от зарубежного мира, не хотевшего признавать реальный суверенитет союзных республик. Впрочем, Советский Союз, провозгласив право союзных республик на внешние сношения и не добившись его международного признания, впоследствии не принимал серьезных мер к тому, чтобы союзные республики активно участвовали в международных отношениях даже с социалистическими государствами.

Тихо и незаметно отпало право союзных республик на военное управление и воинские формирования, провозглашенное в 1944 г. одновременно с правом внешних сношений. Статья 73. Конституции 1977 г. вопросы организации обороны, руководства Вооруженными Силами отнесла к компетенции Союза. В Конституции РСФСР 1978 г. имелась специальная глава «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Однако она говорит лишь о том, что все вопросы обороны переданы Союзу. Аналогичные главы имелись и в основных законах других союзных республик.

При обсуждении проектов новых конституций выдвигалось предложение отказаться от права свободного выхода союзных республик из Союза. Однако такое предложение не было принято уже на уровне конституционных комиссий.

Тенденция к усилению централизации, свойственная развитию формы государственного единства в данный период, явилась отражением старой ленинской идеи о сближении и - в перспективе - слиянии социалистических наций, о переходном характере федерализма, который должен быть заменен со временем социалистическим же унитаризмом.

Как помним, впервые руководящая роль партии была законодательно закреплена в Конституции СССР 1936 г. Но в этом законе о партии упоминалось почти в конце текста, в главе о правах и обязанностях граждан, где партия стояла в ряду других общественных организаций, хотя и выделялась в нем. В Конституции 1977 г. партии посвящена специальная статья 6, к тому же о партии говорилось в первой главе «Политическая система». Уже это подчеркивает особую роль КПСС в обществе и государстве. Партия объявляется «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Далее в статье закрепляются функции и полномочия КПСС в государственном управлении. Среди них такие, как определение генеральной перспективы развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР. То есть партия принимает на себя такие функции, которые по природе своей присущи лишь высшим органам государства.

Практически все это означало, что партийные органы от руководства Советами перешли, по существу, к их подмене, хотя формально это считалось недопустимым. Например, постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся», принятое в 1971 г., осуждало факты подмены или мелочной опеки местных Советов партийными органами. На деле же не только принципиальные, но и текущие, даже мелкие вопросы первоначально решались в партийных органах, а уже потом оформлялись на советском уровне. Опыт чрезмерной концентрации власти в руках Сталина и Хрущева, соединявших высшие партийные и правительственные должности, привел к решению о запрещении совмещения постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров. В течение некоторого времени это положение сохранялось, однако позже совместили дне другие должности - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета Союза. Таким образом, прежнее партийное решение вроде бы и не было нарушено, но фактически обойдено. Правда, хотя пост Председателя Президиума Верховного Совета по Конституции был выше должности Председателя Совмина, но практически он был скорее представительским, чем на деле руководящим.

Заметные изменения происходили в системе Советов. Хрущевская конструкция разделения Советов на промышленные и сельские была ликвидирована сразу же после смещения Н.С. Хрущева с руководящих постов, уже в 1964 г. 21 ноября 1964 г. такая реформа была проведена в России. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР краевые и областные (промышленные и сельские) Советы вновь объединились в единые. Соответственно реформировалась и сеть районных Сонетов, прежняя разбивка их на промышленные и сельские также упразднялась. Все они вновь подчинялись теперь уже объединенным краевым и областным Советам.

В конце 60-х - начале 70-х гг. была издана серия актов о местных Советах разных уровней, улучшившая регламентацию их деятельности и укрепившая их положение. Такие акты издавались на уровне и Союза, и союзных республик. Они решали вопросы жизни сельских и поселковых Советов (например, Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. «О сельском, поселковом Совете депутатов тру­дящихся РСФСР»), районных (Указ Президиума Верховного Со­вета СССР от 19 марта 1971 г.) и городских (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 г.) Советов. В это же время Президиум Верховного Совета СССР одобрил примерные положения о местных Советах с тем, чтобы союзные республики приняли на этой основе законы о районных, городских и район­ных в городах Советах. В соответствии с решением ЦК Совмин издал постановление «О мерах по укреплению материально-финансовой базы исполкомов районных и городских Советов депутатов трудящихся». В 1981 г. было принято постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР о дальнейшем повышении роли Советов в хозяйственном строительстве. Местные Советы имели достаточные права и возможности для решения всех насущных вопросов жизни населения на соответствующих территориях, хотя и не всегда ими пользовались в полной мере.

Развиваются формы деятельности Советов. Они обрастают различными органами и самостоятельными организациями, связывающими их с населением, с общественностью, как это было до Конституции 1936 г., хотя не с таким размахом, как раньше. Распространенной формой подобной связи стали депутатские группы, объединяющие депутатов разных Советов, работающих на одном предприятии или в учебном заведении. Правда, привлеченный актив теперь в отличие от 20-х гг. не имеет прежнего значения. Одной из форм связи Советов с населением был институт внештатных инструкторов исполкомов Советов, из которых порой создаются даже внештатные отделы.

Вопрос о привлеченном активе и вообще о самодеятельных организациях при Советах в теории и на практике стал предметом дискуссии. Некоторые видели в привлечении рядовых граждан к работе Советов расширение демократии, другие же опасались растворения депутатов в массе активистов, которые все-таки не были облечены полномочиями со стороны избирателей. Поэтому уси­ливается внимание к депутатским комиссиям Советов. Расширяется круг постоянных комиссий Советов. До 1966 г. Совет Союза Верховного Совета СССР имел четыре постоянные комиссии, а Совет Национальностей - пять. В 1966 г. каждой палатой Верховного Совета СССР было создано по 10, а в после­дующие годы еще по шесть постоянных комиссий. В их числе в 1969 г. в Верховном Совете СССР была создана постоянная комиссия по делам молодежи. Комиссии образовывались по основным направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также по тем или иным вопросам деятельности Верховного Совета СССР.

Положение о постоянных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, утвержденное Законом СССР 12 октября 1967 г., предусматривало широкие права постоянных комиссий. Среди прочего они могли контролировать центральные органы управления и местные органы власти. В частности, они имели право заслушивать представителей Правительства, министерств, ведомств СССР, других общесоюзных органон и организаций, а также представителей республиканских и местных государственных органов и организаций.

Иногда подобные вопросы ставились и по инициативе депутатов. Так, в 1982 г. по инициативе группы депутатов Верховного Совета СССР было проведено обследование работы Министерства здравоохранения СССР. Результаты его были обсуждены на заседании Президиума Верховного Совета СССР, который вынес по этому вопросу специальное постановление, потребовавшее при­нять меры к устранению отмеченных недостатков.

По закону постоянные комиссии работали в тесной связи с общественностью, сотрудничали с общественными организациями, обобщали и обсуждали предложения граждан.

В период между сессиями Верховного Сонета СССР деятельность постоянных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей координировал Президиум Верховного Совета СССР. Комиссии в своей работе использовали и технический аппарат Президиума Верховного Совета.

Аналогично строилась работа постоянных комиссий Верховных Советов союзных республик. В 1968 г. Верховный Совет РСФСР утвердил Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета, предусматривавшее, что они являются вспомогательными органами Верховного Совета, образуемыми для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Российской Федерации, а также для активного содействия проведению в жизнь решений этого органа. Закон определял круг постоянных комиссий.

Конституция СССР 1977 г. и конституции республик не внесли принципиальных изменений в систему Советов. Однако было изменено само название органов власти. Советы депутатов трудящихся были названы Советами народных депутатов, что было более точным. «Трудящиеся» - более узкое понятие, чем «народ».

Среди других изменений можно отметить удлинение срока полномочий Советов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов - с 2 до 2,5 лет. Снижен возрастной ценз для избрания депутатами в высшие органы государственной власти: в Верховный Совет СССР с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик - с 21 до 18 лет. Предусмотрено равное и неизменное число депутатов в обеих палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек. Примерное равенство числа депутатов в обеих палатах предусматривалось, как известно, и Конституцией 1936 г., но там оно обеспечивалось определенной подгонкой норм представительства от союзных республик и автономий. Рост населения в союзных республиках привел к тому, что в Совете Национальностей число депутатов оставалось неизменным, а в Совете Союза неуклонно росло. Чтобы скорректировать эту разницу, уже в 1966 г. были изменены нормы представительства от союзных республик. Теперь они стали посылать в Совет Национальностей по 32 депутата. Однако население в Союзе продолжало расти, и разница между палатами в числе депутатов опять стала проявляться. Новая Конституция полностью устранила возможность возникновения численного неравенства между палатами Верховного Совета. Соответственно были изменены нормы представительства при выборах в Совет Союза. Если по Конституции 1936 г. на избирательный округ должно было приходиться 300 тыс. человек, то по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1978 г. эта норма была поднята до 350 тыс. человек, а в 1983 г. - до 360 тыс.

Принятие Конституции 1977 г. повлекло за собой обновление законодательства и о правоохранительных органах. В 1979 г. вышел новый Закон о Верховном Суде Союза, исходивший из традиционных для советской судебной системы принципов. Верховный Суд выполнял функции высшего судебного надзора, в особых случаях выступал в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам, он мог рассматривать в надзорном порядке и дела, решенные судами союзных республик.

Одновременно были приняты и новые законы о прокуратуре, об адвокатуре, отражающие традиционные подходы.

Новый Закон о государственном арбитраже (1979 г.) и несколько ранее принятый Закон о государственном нотариате (1973 г.) регламентировали деятельность соответствующих органов. Последний предусматривал, что нотариальные действия совершаются только государственными нотариусами, а в тех местах, где не было нотариальных контор, - исполнительными комитетами городских, поселковых, сельских Советов депутатов трудящихся. Хотя нотариальные действия касаются по преимуществу граждан, тем не менее Закон, определяя задачи нотариата, ставил на первое место охрану социалистической собственности.

Подверглись реорганизации и контрольные органы. Партийно-государственный контроль был снова преобразован. С 1965 г. органы народного контроля стали уже чисто государственными, хотя усиленное партийное руководство сохранялось и в них. Этим народный контроль как бы возвышался над аппаратом управления. Особое значение органов народного контроля подчеркивалось тем, что его представителей стали вводить в состав партийных органов, причем обычно в качестве заместителей секретарей комитетов или бюро. Такую директиву принял, например, Московский комитет партии в 1969 г.

На основании Закона от 9 декабря 1965 г. были учреждены: Комитет народного контроля СССР, комитеты народного контроля союзных, автономных республик, краевые, областные и другие местные комитеты народного контроля, группы народного контроля при поселковых, сельских Советах, комитеты, группы и посты народного контроля на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях, воинских частях. Конституция 1977 г. повысила авторитет народного контроля, закрепив конституционное положение Комитета народного контроля, отнесла его к числу органов, образуемых Верховным Советом СССР.

Эта же идея была отражена в специальном Законе о народном контроле, принятом Верховным Советом Союза и 1979 г., подчеркивающем связь органов народного контроля с общественными организациями и вообще общественностью. Внештатные контролеры использовались при массовых ревизиях и отдельных проверках. Закон возлагал на органы народного контроля проверку исполнения советских законов и решений Правительства, прежде всего - партийных директив.

Что касается Вооруженных Сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы.

В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в поенное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы. Советские Вооруженные Силы, как и прежде, строились на сочетании принципов профессиональности и воинской обязанности. То есть для офицеров служба была профессией, а рядовой, сержантский состав, пройдя военную подготовку, уходил в запас. Однако всегда находилась категория рядовых и сержантов, которые хотели бы продолжить службу сверхсрочно, делая ее таким образом своей профессией. Это были наиболее ценные кадры армии. Для их поощрения в 1971 г. были введены специальные звания: прапорщиков и мичманов. Прапорщики и мичманы не становились офицерами, как в царских вооруженных силах, но обладали целым рядом офицерских преимуществ в материальном обеспечении. То есть это был тоже шаг к профессионализации Вооруженных Сил.

Советское государство данного периода в науке и пропаганде называли общенародным. В определенном смысле это имело под собой основание. Как уже упоминалось, еще Конституция СССР 1936 г. сняла классовое ограничение с избирательного права, а Конституция 1977 г. вообще лишала избирательных прав только умалишенных (ст. 96). Применительно к Верховному Совету Союза этот же принцип был закреплен в Законе о выборах в Верховный Совет СССР 1978 г. Реально в выборах участвовало почти 100% избирателей, и депутаты во все Советы избирались также подавляющим большинством голосов. Формально любой гражданин мог быть избран в любой Совет

В любом политическом процессе есть события, которые носят знаковый характер. Их наступление означает, что Рубикон пройден и возврат к старому уже невозможен. Перестройка оказала значительное влияние на все стороны общественной жизни, однако пока сохранялось юридическое господство одной партии, многие обыватели и политики рассматривали даже самые серьезные изменения как временные. Отмена 6 статьи Конституции СССР стала тем Рубиконом, который отделил старую советскую систему от новой российской.

Суть политической системы СССР по Конституции 1977 года

Так называемая брежневская Конституция, помпезно принятая на сессии Верховного Совета седьмого октября 1977 года, не только гарантировала гражданам многочисленные права и свободы, но и закрепляла сложившуюся к тому времени политическую систему. Как и в предыдущих редакциях Основного закона, верховная власть принадлежала двухпалатному Верховному Совету, который избирался на съезде депутатов. Новшеством же стала шестая статья, в которой за правящей коммунистической партией признавалась роль единственной политической силы, имеющей право осуществлять власть. На высшем законодательном уровне была отвергнута даже идея оппозиции и альтернативных выборов.

Перестройка и изменения в политической жизни

Отмена 6-й статьи Конституции СССР не была каким-то спонтанным явлением. К этому событию страна неуклонно двигалась, начиная с прихода к власти весной 1985 года М.С. Горбачева. Объявленная им перестройка в первую очередь обнаружила себя именно в Политика гласности и реабилитация жертв репрессий, открытая дискуссия по многим вопросам и политическая полемика на страницах газет и журналов - все эти явления становились обыденным явлением и настраивали граждан на то, что власть готова на серьезные изменения. Одной из таких реформ стала попытка разделения полномочий партийных и советских органов, что привело к созыву весной 1989 года первого съезда всенародно избранных народных депутатов, выборы в состав которого впервые за долгое время прошли на альтернативной основе.

Отмена 6 статьи Конституции СССР: первый шаг сделан

Первый съезд сыграл огромную роль в тех политических процессах конца 1980 - начала 1990 годов, которые привели к распаду великой державы и началу строительства в нашей стране демократического государства. Помимо прочего, именно на этом съезде впервые прозвучало четкое требование, что необходима отмена 6 статьи Конституции СССР. Год, когда это произошло, был во многом знаковым для нашей страны: близилось окончание очередной пятилетки, результаты которой были весьма далеки от радужных. Постепенный развал социалистического лагеря в Восточной Европе дополнился к тому же стремлением ряда республик (в первую очередь прибалтийских) выйти из состава Союза. Именно в такой ситуации один из лидеров оппозиционной Межрегиональной группы А. Сахаров потребовал отменить пресловутую шестую статью. Большинство его не поддержало, но первый камень в фундамент был заложен.

На начало работы которого пришлось на вторую декаду декабря 1989 года, политическая ситуация приобрела еще более радикальный характер. Отмена 6 статьи Конституции СССР стала основным вопросом еще до начала пленарных заседаний. Все та же Межрегиональная группа требовала включить рассмотрение этого вопроса в повестку дня, однако консервативное большинство съезда ее не поддержало. Тогда Сахаров пригрозил массовыми акциями протеста, первая из которых прошла уже после его смерти, в феврале 1990 года. Огромная двухсоттысячная толпа требовала решительных изменений Конституции. Игнорировать настроение людей власть больше не имела право.

Поиск консенсуса

Когда невозможность сохранения однопартийной системы в стране стало очевидной, высшее партийное руководство стало искать наиболее приемлемый для себя выход из сложившейся ситуации. На пленуме ЦК КПСС, который проходил 5 февраля, Горбачев предложил компромиссный вариант: введение института президента и отмена 6 статьи Конституции СССР. Год еще только начинался, но было очевидно, что сдерживать народные массы, подстрекаемые со всех сторон радикально настроенными политиками, становится все труднее. Большинство участников пленума, по воспоминаниям очевидцев, было настроено крайне негативно к этим нововведениям, однако при голосовании все согласно подняли руки. Монополии Коммунистической партии в стране был подписан приговор.

Юридическое закрепление и последствия

Принятой высшей партийной инстанцией решение должно было еще пройти законодательное утверждение. Для этого в марте 1990 года был собран третий - внеочередной - Съезд, который должен был принять соответствующие поправки в Конституцию страны. Никакой серьезной полемики на этот раз не было, и 1990 года произошли знаменательные события: КПСС перестала быть «направляющей силой» в обществе, а М. Горбачев получил возможность стать первым Президентом постепенно разваливающейся страны. Как оказалось, отмена 6 статьи Конституции СССР привела не к стабилизации политической обстановки, а к еще большему углублению кризиса. Страна потеряла скрепляющее ее части звено, процесс распада стал фактически необратим.

Сегодня последствия отмены 6 статьи Конституции СССР оцениваются по-разному. Одни исследователи считают это одним из главных моментов в процессе распада мощной державы, другие же, наоборот, указывают на то, что страна просто вернулась к ситуации начала ХХ века, когда существовала многопартийность, и развитие шло в демократическом русле. В чем обе стороны солидарны, так это в том, что сохранение этого пункта основного закона уже не соответствовало политическим реалиям 1990 года.

Потеряв монополию, правящая еще совсем недавно партия очень быстро утратила свои позиции. Вскоре после событий августа 1991 года она будет объявлена вне закона, а для коммунистов начнется мучительный процесс поиска своей политической идентичности.