Что такое акафист обедня проскомидии. Что такое проскомидия, как подавать записки на проскомидию? Приготовление к проскомидии

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА?

До революции для поминовения в церкви священнику обычно давали специальные маленькие книжечки с именами живых и отошедших в иной мир православных христиан - помянники. Современная церковная записка представляет собой разовый помянник «О здравии» или «О упокоении». Т.е. это список имен тех, о ком вы просите помолиться во время богослужения.

ЕСЛИ Я ЛИЧНО ПРИДУ В ЦЕРКОВНУЮ ЛАВКУ И ПОДАМ ЗАПИСКИ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ», ТО ЭТО БУДЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНАЯ МОЛИТВА, ЧЕМ ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ?

Сильная молитва - молитва со вниманием, благоговением и покаянием. Вы можете, не покидая рабочего места или оставаясь дома, подать записки на проскомидию сроком на 40 дней (сорокоуст) или год на официальном сайте Свято-Никольского мужского монастыря Поминовение, которое будет совершаться на Божественной литургии после заказа в интернете, точно такое же, как если бы вы лично передали список имен в иконную лавку. Важно не то, на сайте или в самом храме вы попросили совершить церковную молитву о здравии и упокоении ваших близких, важно, обращаетесь ли вы сами к Господу со словами благодарности, просьбы и прославления. Неслучайно святитель Феофан Затворник говорил: «Каково наше отношение к Богу, такова и молитва; какова молитва, таково и отношение наше к Богу».

КОГДА НАЧНУТ ПОМИНАТЬ ИМЕНА, КОТОРЫЕ Я НАПИСАЛ(А) В ПОДАННЫХ ЧЕРЕЗ САЙТ ЗАПИСКАХ?

Все имена, которые вы указали в специальной форме на сайте Свято-Никольского мужского монастыря , записывают в синодики и начинают поминать, начиная со следующего дня в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

В некоторые дни Великого поста и другие даты, когда по уставу не совершается проскомидия с выниманием частиц, записки, поданные на длительные сроки, просто прочитываются во время богослужения.

ХОЧУ, ЧТОБЫ О МОИХ БЛИЗКИХ ПОМОЛИЛИСЬ НА ТОЙ СЛУЖБЕ, ГДЕ МОЖНО ПРИЧАСТИТЬСЯ. КАКУЮ ЗАПИСКУ МНЕ ПОДАТЬ - НА ЛИТУРГИЮ, НА ЕВХАРИСТИЮ, НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НА ОБЕДНЮ?

Давайте сперва разберемся, что означают слова «Божественная литургия», «Евхаристия», «проскомидия» и «обедня».

Литургия (с греческого «общее дело») - самое важное церковное богослужение, совершаемое ради таинства Причащения, иначе называемого Евхаристией.

Евхаристия (с греческого «благодарение») - главное таинство Церкви, установленное Самим Спасителем накануне крестных страданий, смерти и воскресения. В этом таинстве после предварительной подготовки, а в особых случаях и без нее, может участвовать каждый православный христианин, причащаясь (вкушая) под видом хлеба и вина Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

(с греческого «принесение») - первая часть Божественной литургии, когда священник приготовляет хлеб и вино для совершения таинства Евхаристии. Хлеб - это просфоры, т.е. круглые хлебцы из дрожжевого пшеничного теста, а вино - кагор, красное крепкое сладкое натуральное вино, не теряющее вкусовых качеств при разбавлении водой.

Именно во время поминовения на проскомидии священник вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех христиан, чьи имена перечислены в записках, поданных с помощью работника иконной лавки или в интернете. В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать поминовение на проскомидии в течение сорока дней (сорокоуст) или года. Сделать это можно на сайте обители

Также имена тех, о ком просили помолиться, могут поминаться священнослужителями на ектении (гласно, т.е. вслух, или тайно, т.е. про себя, в зависимости от традиции прихода и количества записок) и во время пения «Достойно есть».

В конце Божественной литургии после причащения мирян частицы, извлеченные из просфоры за наших ближних, погружаются в Святую Чашу с Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. При этом священник произносит молитвословие: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам живых и преставльшихся людей, за которых они принесены. Когда в алтаре совершается потребление Святых Даров, священником или диаконом потребляются и эти частицы.

Именование первой части Литургии связано с обычаем ранних христианских общин приносить с собой хлеб, вино, вообще всё нужное для совершения Таинства (и масло для лампад, и ладан и прочее). Поэтому хлеб, употребляемый на проскомидии, получил на-звание просфора, что означает «приношение».

До сих пор в некоторых Православных Церквях (например, в Греции или Сербии) можно найти маленькие приходы, где верующие сами пекут простые просфоры и передают их в алтарь вместе со списками имен тех, о ком они желают помолиться во время Литургии.

Обедня (от всем понятного слова «обед») - простонародное название Божественной литургии, возникшее оттого, что эта служба обычно совершается в первой половине дня, до обеда.

Таким образом, записки на литургию, на евхаристию, на проскомидию или на обедню - это записки на одно и то же богослужение. Обычно в церковных лавках они называются записками на проскомидию.

МОЖНО ПОПРОСИТЬ СВЯЩЕННИКА, ЧТОБЫ ОН ВЫНИМАЛ ЧАСТИЦЫ НА ПРОСКОМИДИИ ИЗ МОЕГО ДОМАШНЕГО ХЛЕБА?

В наши дни это не принято. Теперь мы просто жертвуем деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку, дрожжи, кагор и прочее, необходимое для совершения службы, сами пекут просфоры.

При проскомидии используются пять особых больших просфор и неограниченное число обычных маленьких. Не вдаваясь в подробный рассказ о первых трех больших просфорах, остановимся на четвертой и пятой. Именно ради четвертой просфоры мы подаем перед Божественной литургией записки «О здравии». Из этой просфоры священник вынимает частицы за ныне живущих членов Церкви Христовой, начиная со Святейшего Патриарха и правящего епархиального архиерея. Как правило, записок с именами много, поэтому частицы за поминаемых живых вынимаются и из
дополнительных просфор. Пятая просфора приготовлена ради нашей молитвы о усопших. Когда все записки «О упокоении» прочитаны, священник опять берет четвертую просфору и вынимает частицу за себя самого со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение вольное же и невольное».

Частицы, вынутые по нашим запискам, помещаются на особом богослужебном блюде - дискосе, где уже лежат Агнец и другие частицы, символизируя всю Церковь. Агнец - центральная часть первой просфоры, вырезанная в форме куба. Именно Агнец во время совершения Евхаристического канона становится истинным Телом Христовым. Прочие частицы имеют треугольную форму, они посвящены Богородице и святым.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех воз-люби, как членов Господа и своих членов, - увещевает святой праведный Иоанн Кронштадтский. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Что затем происходит с этими частицами, вы уже знаете из ответа на первый вопрос.

Я МОГУ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛО ХРИСТОВО ПОД ВИДОМ ЧАСТИЦ ТЕХ ПРОСФОР, ИЗ КОТОРЫХ ВЫНИМАЛИСЬ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ МОИХ БЛИЗКИХ?

Нет. Для причащения употребляется только одна просфора, называемая агничной.

ДОСТАТОЧНО ЛИ ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ИЛИ НЕОБХОДИМО ЗАЙТИ В ХРАМ, ПОСТАВИТЬ СВЕЧКУ?

Подавая записки на проскомидию, старайтесь как можно чаще молиться за Божественной литургией, принимать участие в Евхаристии. Помните, что причащение Телу и Крови Христовым - заповедь Господа, повелевшего всем нам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета » (Мф. 26:26-28).

Как сказано в документе «О участии верных в Евхаристии», «сама Церковь есть Тело Христово, а потому Таинство Тела и Крови Христа видимым образом являет мистическую природу Церкви, созидая церковную общину. Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Даров, верующие освящаются силой Святого Духа и соединяются со Христом Спасителем и друг с другом, составляя единое Тело Христово».

Документ «О участии верных в Евхаристии» одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве. С его полным текстом вы можете ознакомиться на странице http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html Из этого документа вы узнаете, как подготовиться самим и подготовить детей ко святому причащению.

ЗАЧЕМ МНЕ ПИСАТЬ ЧЬИ-ТО ИМЕНА В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ? Я И ТАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОМОЛЮСЬ О СВОИХ ЛЮБИМЫХ.

Через упоминание человека на Литургии мы испрашиваем у Господа помощи и благословения. Многовековой опыт Церкви свидетельствует о том, что поминовение на проскомидии, изъятие частиц о здравии и о упокоении, а потом погружение их в потир со Святыми Дарами является самой действенной молитвой. Бескровная жертва совершается за всех поминавшихся на проскомидии, они тоже участвуют в Божественной литургии.

Старец Голосеевского скита Киево-Печерской лавры Алексий, прославленный ныне как местночтимый святой, будучи иеромонахом, нес послушание у мощей святителя Феодосия Черниговского. Однажды он в изнеможении заснул рядом с ракой и увидел святителя Феодосия, который благодарил его за труды и просил помянуть на Литургии своих родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий изумился, неужели святой муж нуждается в молитве священника на земле, если сам стоит пред престолом Божиим на небесах. Святитель Феодосий кратко вразумил собрата: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».

Святитель Григорий Двоеслов вспоминал о загробной участи одного нерадивого монаха, грешившего сребролюбием. Согласно повелению святителя, помимо общей молитвы братии, по усопшему отслужили тридцать заупокойных литургий. Когда совершилась тридцатая Божественная литургия, душа монаха явилась, чтобы ободрить и утешить своего родного брата. «Доселе, брат, я жестоко и страшно страдал, теперь же мне хорошо, и я нахожусь во свете», - сказал монах.

Поминовение на Божественной литургии - наивысшее благо для тех, кто нам дорог.

ЧТО, КРОМЕ ИМЕНИ КРЕЩЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА, НУЖНО ПИСАТЬ В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Помимо имени, данного при крещении или (для монахов) при постриге, следует указать священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Допустимо, но вовсе не обязательно писать краткие сведения о живых и усопших, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица - до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства не нужны, как и определения, вроде «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего» и т.п. Исключение - слова «новопреставленного» или «приснопоминаемого», если вы подаете записку «О упокоении». «Новопреставленным» усопший именуется в течение сорока дней по кончине, а «приснопоминаемым» - ежегодно в день рождения, день именин, день смерти.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ПИШЕТСЯ РАДИ ТЕХ, КТО ЗА-БОЛЕЛ?

Не обязательно. Под «здравием» мы понимаем не только хорошую физическую форму, бодрость, высокий тонус, но и духовное состояние человека, гармонию с Богом, с Церковью, с окружающими. В записке на проскомидию «О здравии» пишите имена всех, кому вы желаете спасения и благоденствия.

НЕ ЗНАЮ, СТОИТ ЛИ ВПИСЫВАТЬ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» ИМЯ ДУХОВНИКА И ТЕМ БОЛЕЕ ИМЕНА НАШЕГО ПРАВЯЩЕГО АРХИЕРЕЯ И СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА - О НИХ И ТАК МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ МОЛИТСЯ…

В духовном мире сильна не арифметика, а любовь. Конечно, за Патриарха вся Церковь молится, и если мы, по любви, тоже хотим за него помолиться, то напишем его имя в сво-ей записке. А уж о духовнике всегда молиться - наш долг, равно как о родителях.

По традиции первым пишется имя Патриарха, следом - архипастыря, духовника и других священнослужителей, которые вас наставляют и заботятся о спасении вашей души, после имена родителей, членов семьи, близких и родных.

ЕСЛИ У МЕНЯ ЕСТЬ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬ ИЛИ ЗАВИСТНИК, ПИСАТЬ ЛИ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ»?

Непременно. Так вы исполните повеление Христово: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас » (Мф. 5:44). Молитва за Божественной литургией о примирении враждующих - великая сила для водворения мира.

ЗАПИСКА НА ПРОСКОМИДИЮ «О УПОКОЕНИИ» ПОДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЗА КРОВНЫХ РОДСТВЕННИКОВ?

Нет. На проскомидии вынимаются частицы не только за наших ближайших сродников, но и за весь род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, наставил, поддержал. Или наоборот - за тех, с кем мы не успели примириться в земной жизни, за обидчиков, за тех, кто враждовал с нами или нашими близкими.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших.
СОРОКОУСТ - ЭТО МОЛИТВА О УПОКОЕНИИ?

Вовсе не обязательно. Сорокоуст - это сорокадневное поминание усопшего или здравствующего христианина за Божественной литургией.

СОРОКОУСТ СЛЕДУЕТ ЗАКАЗЫВАТЬ ТОЛЬКО В ДЕНЬ СМЕРТИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА, О ЧЬЕЙ ДУШЕ Я ПРОШУ МОЛИТЬСЯ?

Прекрасно, если у вас получится подать записку «О упокоении» в день кончины (имя в этом случае пишется с прибавлением «новопреставленный»), но и в других случаях не отказывайтесь от сорокоуста или годового поминовения души преставльшегося православного христианина.

Мы понимаем, сколько сложностей связано с похоронами и другими заботами в этот трудный период. Чтобы сберечь время и силы, вы можете написать записку «О упокоении» на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

СОРОКОУСТ - ЭТО СОВРЕМЕННАЯ ВЫДУМКА ИЛИ «ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»?

В Новозаветной Церкви существует древний обычай, пришедший еще из практики Ветхозаветных иудеев, оплакивать умерших сорок дней. Христиане усиленно молятся о душе усопшего в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно в сороковой день (сорочины). Святитель Симеон Солунский писал: «Сорокоусты совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с тою целью, чтобы и умерший, восстав из гроба, вознесся в сретение Господу, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом».

Заздравный сорокоуст вошел в церковную традицию позже, чем молитва о новопреставленном. Мы молимся о здравии сорок Литургий, вспоминая, как Христос победил дьявола, пробыв сорок дней в посте и молитве. Принося бескровную жертву, мы просим у Гос-пода благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить в наследие Царство Небесное.

ВО МНОГИХ ХРАМАХ ПОМИМО ОБЫЧНЫХ ЗАПИСОК НА ПРОСКОМИДИЮ «О ЗДРАВИИ» И «О УПОКОЕНИИ» ПРИНИМАЮТ ЗАКАЗНЫЕ ЗАПИСКИ. ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ, КРОМЕ РАЗМЕРА ПОЖЕРТВОВАНИЯ?

Заказную записку прочитывают на проскомидии (и вынимают частицы за тех, кто там записан), а затем эту же записку поминает диакон вслух (а если записок много - и священники в алтаре) на Литургии, во время великой или заупокойной ектении.

Что касается пожертвований за поминовение на проскомидии и за возгласное поминовение на Литургии, то последнее обычно больше хотя бы для того, чтобы количество возглашаемых вслух имен не превращало Божественную литургию в многочасовое чтение записок.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО НЕ УВИЖУ, КАК ИХ ЧИТАЛИ, ВЫНИМАЯ ЧАСТИЦЫ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ. А ВОТ, ЗАЙДЯ В ЦЕРКОВЬ, СМОГУ УБЕДИТЬСЯ, ЧТО МОИХ БЛИЗКИХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОМЯНУЛИ…

Каждая поданная на проскомидию записка обязательно прочитывается, вне зависимости от того, где вы ее подали - на странице сайта
или в иконной лавке. А вот своими глазами увидеть проскомидию вам вряд ли удастся в любом случае, поскольку без благословения на вход в алтарь это невозможно.

Проскомидия совершается священником на алтарном жертвеннике (четырехугольном столе, который стоит слева от престола) при закрытых Царских вратах. Даже услышать в этот момент имена дорогих вам людей вы не сможете, т.к. они читаются вполголоса, а в центральной части храма громко разносятся молитвы, произносимые чтецом. Какие именно молитвы - о здравии и упокоении? Нет, обычно это Третий и Шестой час. Возглас «Благословен Бог наш», предваряющий чтение Третьего часа, является также началом проскомидии.

Внимательно вслушивайтесь в слова Божественной литургии, и вы не пропустите те мо-менты, когда вся церковь будет молиться о здравии или упокоении своих братьев и сестер во Христе.

На проскомидии все записки читаются в алтарной части храма, куда мирянин не может войти без благословения настоятеля (женщины в алтарь не входят). Делают это священнослужители или церковнослужители.

Подав записки на проскомидию, не оставляйте «самостоятельную» молитву. Преподоб-ный Паисий Святогорец учит: «Когда вы про себя поминаете имена, то ваше сердце должно соучаствовать в боли каждой поминаемой вами души, будь это живой или усопший человек. Приводите себе на ум все человеческие нужды вообще и конкретно того, о ком вы молитесь, и просите: «Помяни, Господи… Марию, Николая… Ты, Боже мой, знаешь, какие у них трудности. Помоги им». Имена, которые вам дают для поминовения, поминайте на нескольких Божественных литургиях - какие-то на трех, какие-то на пяти. Остальные имена поминайте во вторую очередь. А то что же - одних ты поминаешь постоянно, а других, которые нуждаются в молитвенной помощи, не поминаешь совсем? Я такого не понимаю. Имена католиков, иеговистов и прочих еретиков поминать на проскомидии нельзя. Нельзя ни вынимать за них частичку, ни служить панихиду. А об их здравии и просвещении мы молиться можем, и даже петь молебный канон».

СКОЛЬКО ИМЕН МОЖНО НАПИСАТЬ В ОДНОЙ ЗАПИСКЕ НА СОРОКОУСТ ИЛИ НА ПРОСКОМИДИЮ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА?

Число имен неограниченно. При составлении списка стоит учесть, что от количества имен зависит размер предлагаемого пожертвования за сорокадневное (сорокоуст) или годовое поминовение.

Вы можете подать записки на проскомидию «О здравии» и «О упокоении» с именами всех православных христиан, которых вы желаете помянуть за главным богослужением Православной Церкви, на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

Скромное пожертвование на монастырские нужды вам будет предложено внести за каждое имя, которое будет поминаться на Божественной литургии ежедневно в течение сорока дней (сорокоуст) или года.

Если записок немного (например, день будний и приход маленький), то священник читает их сам. Если речь, скажем, о кафедральном соборе в двунадесятый праздник или Родительскую субботу, то, разумеется, священнику помогают чтецы и пономари. Они стоят рядом с жертвенником и негромко читают имена, а священник вынимает из просфор частицы со словами: «Помяни, Господи».

Конечно, бывают исключения, но они очень редки. К примеру, уже упоминавшийся святой праведный Иоанн Кронштадтский молился на проскомидии особым образом. «На проскомидии, совершаемой отцом Иоанном, просфор было так много, что их приносили большими корзинами. Многие лично подходили к батюшке с просьбой помянуть своих родственников, вынуть частичку хотя бы из одной просфоры. Кроме того, отец Иоанн получал ежедневно свыше тысячи писем и телеграмм с просьбами помолиться об исцелении больных, признанных врачами безнадежными. Писали не только со всех концов России, но и из других стран, из Азии и из Америки. У батюшки были секретари для прочтения этих писем и телеграмм и для ответов на них. Возникает вопрос: как получали исцеление по молитвам отца Иоанна те больные, о которых просили родные в этих письмах и телеграммах, ведь батюшка физически не успевал их прочитать? А вот как… Перед отцом Иоанном лежали горы корреспонденции, и он, вынимая частицы из просфор, дерзновенно, с упованием на милость Божию, взывал: «Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них». Этой краткой молитвы великого угодника Божия было достаточно, чтобы Божественной благодатию, пребывавшей в батюшке, совершались чудеса во всех концах вселенной» (Виктория Корхова «Дивный батюшка»).

В ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКЕ МНЕ ДАЛИ ПРОСФОРУ, ИЗ КОТОРОЙ КТО-ТО ВЫКОВЫРЯЛ КУСОЧЕК, ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, ИЛИ МНЕ ДОСТАЛАСЬ «БРАКОВАННАЯ» ПРОСВИРКА?

Всё в порядке. Священник вынимает частицу из просфоры за каждое имя, написанное в записке на проскомидию. Если записок сотни, то одна частица вынимается за несколько имен. Освящаются не только вынутые частички, но и все просфоры. После проскомидии просфоры передаются в свечной ящик (иконную лавку).

КУДА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ ПОПАДУТ ЗАПИСКИ С ИМЕНАМИ ДОРОГИХ МНЕ ЛЮДЕЙ? Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ОНИ ВАЛЯЛИСЬ В КУЧЕ МУСОРА.

После поминовения все записки сжигаются.

ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ Я МОГУ ПОДАТЬ В ЛЮБОЙ ДЕНЬ ГОДА?

Да, вы можете подавать записки на проскомидию накануне богослужения или за несколько дней до желаемой даты поминовения. Однако стоит уточнить, будет ли служиться Божественная литургия именно в тот день. Ежедневно Божественная литургия совершается только в крупных храмах, а в небольших приходах - лишь по воскресеньям и в церковные праздники.

Есть дни, когда Литургия вообще не служится, это:
1. Перед Великим постом в заключительную неделю (Сырную, или в простонародье Масленицу) в среду и пятницу.
2. В Великий пост по понедельникам, вторникам и четвергам, а также в Великую Пятницу.
3. В пятницу перед праздниками Рождества Христова и Богоявления Господня, когда они выпадают на воскресенье или понедельник.

Если в нужный вам день (именины, день рождения, годовщина смерти и т.д.) Божественная литургия не служится, вы можете подать записку на проскомидию на ближайшую дату (уже без указания «приснопоминаемый» и т.п.).

КАК ЧАСТО РАЗРЕШАЕТСЯ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ ДЛЯ ПОМИНАНИЯ НА ПРОСКОМИДИИ?

Никаких ограничений не существует, ведь мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией, очищающей и спасающей нас. Просите молитв Церкви и принесения о нас и о наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров как можно чаще. Если у вас нет возможности ежедневно присутствовать в храме, подайте записки сразу на сорок дней или на год. Сделать это можно на сайте Свято-Никольского мужского монастыря

ЗНАЮ, ЧТО БЫВАЮТ РАЗНЫЕ ЛИТУРГИИ, А ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ТОЖЕ ЧЕМ-ТО ОТЛИЧАЮТСЯ?

В современной приходской практике Русской Православной Церкви распространены три вида Божественной литургии:
1. Литургия святителя Иоанна Златоуста,
2. Литургия святителя Василия Великого и
3. Литургия преждеосвященных Даров (она же Литургия святителя Григория Великого, Двоеслова, папы Римского).

Записки на проскомидию бывают «О здравии» и «О упокоении». Души живых и усопших христиан, за которые священник вынимает частицы из просфоры, одинаково поминаются на Литургии по любому чину. При этом формально проскомидия не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, поскольку Святые Дары для этой Литургии приготавливаются заранее.

ЕСЛИ Я ЗАКАЖУ СОРОКОУСТ В СОРОКА ХРАМАХ, ТО ЭТА МОЛИТВА БУДЕТ ОСОБО СИЛЬНОЙ?

Вы можете подавать записки на проскомидию о здравии и упокоении в любое число православных церквей, в зависимости от вашего благочестивого усердия и материальных возможностей, но мнение о подобном механическом «усилении» молитвы глубоко ошибочно, оно из области предрассудков и магизма.

МОЖНО ЛИ В ЗАПИСКЕ «О ЗДРАВИИ» НА ПРОСКОМИДИЮ ПИСАТЬ СВОЕ ИМЯ, ИЛИ ЭТО ГРЕХ ГОРДЫНИ?

Конечно можно. Во многих церковных молитвах есть прошения о самих себе. Например, в завершении ектеньи в чине Великого повечерия мы «рцем и о себе самех». Если вы опасаетесь впасть в грех гордыни, можете, в знак смирения перед Господом, писать свое имя в записке «О здравии» последним.

У МЕНЯ МНОГО НЕКРЕЩЕНЫХ РОДСТВЕННИКОВ, КАК ЖИВЫХ, ТАК И УМЕРШИХ, КАК МНЕ ПОМЯНУТЬ ИХ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ?

Человек, который не желает соединить себя с Церковью Христовой, не может поминаться за Божественной литургией. В записках на проскомидию мы пишем имена лишь тех, кто принял Святое крещение. Ваша духовная обязанность - молиться о некрещеных родственниках дома, стараться изменить свою жизнь к лучшему, быть верным Христу.

Поминая усопших некрещеных родственников, вы можете делать добрые дела в их честь и память.

БЛИЗКИЙ МНЕ ЧЕЛОВЕК ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ, БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ТЯЖЕЛОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА. ОН БЫЛ КРЕЩЕНЫМ, ПОЭТОМУ Я ХОЧУ ВПИСАТЬ ЕГО ИМЯ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ. ЭТО ВОЗМОЖНО?

Вопрос об отпевании и церковном поминовении самоубийцы может решить только правящий архиерей той области, где жил почивший. Вы имеете право обратиться к нему с просьбой признать самоубийство неосознанным. Только после положительно решения этого вопроса архиереем, вы сможете подать записку на проскомидию. Пока же поминай-те усопшего в домашней молитве, творите в его память дела милосердия.

Если крещеный человек покончил с собой осознанно, то лучше приступать даже к домашней молитве о его душе только после благословения священника.

СРЕДИ МОИХ РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ ЕСТЬ БАПТИСТЫ, КАТОЛИКИ, ИУДЕИ И МУСУЛЬМАНЕ. ИМЕНА ПОСЛЕДНИХ Я В ЗАПИСКАХ НА ПРОСКОМИДИЮ НЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮ, А ВОТ ИМЕНА ХРИСТИАН, ПУСТЬ И НЕМНОГО ДРУГОЙ ВЕРЫ, А ТАКЖЕ НЕКРЕЩЕНЫХ ЕВРЕЕВ ХОЧУ НАПИСАТЬ, ВЕДЬ ГОСПОДЬ У НАС ОДИН. ЭТО ПРАВИЛЬНО?

Что касается поминовения на проскомидии, то нет разницы, к какой религиозной традиции принадлежит человек, если он не находится в лоне Православной Церкви. Люди любой иной веры поминаются как некрещеные. Их имена не следует писать в записках на Божественную литургию. Молитесь о них дома и, если кто-то из них уже ушел из жизни, совершайте в их память добрые дела.

ХОЧУ НАПИСАТЬ В ЗАПИСКЕ НА ПРОСКОМИДИЮ ИМЕНА «СУПРУГОВ», КОТОРЫЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ЖИВУТ В БЛУДЕ (Т.Е. БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ), НО НЕТ УВЕРЕННОСТИ, ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО …

Разумеется, церковное поминовение на проскомидии людей, сознательно совершающих смертный грех, недопустимо. Но здесь главное - именно мера сознательности. Одно дело, если пара грешит целенаправленно. Другое, если один человек стремится к браку, а второй против. Третье, если оба далеки от воцерковленности. Лучше попросить совета священника, знакомого с этой конкретной семейной ситуацией.

Я ЛЮБЛЮ СВОИХ ДОМАШНИХ ПИТОМЦЕВ, ОНИ ЧЛЕНЫ МОЕЙ СЕМЬИ, МОГУ Я НАПИСАТЬ ИХ КЛИЧКИ В ЗАПИСКУ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Мы призваны заботиться о домашних животных, но поминать их за Божественной литур-гией или за любой другой церковной службой не принято. В таинствах Церкви мы молимся о бессмертной человеческой душе, а с молитвой о здоровье питомца вы можете обраться к Господу дома, при этом не стоит помазывать больное животное освященным маслом или кропить святой водой.

ЕСЛИ Я ПОДАМ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ-САЙТ, ТО ГДЕ Я ПОЛУЧУ ПРОСФОРУ?

Практика выдавать просфоры тем, кто подает записки на проскомидию, - не более чем местный обычай. Он никак не связан с церковной молитвой о здравии и упокоении христиан, чьи имена вы написали в записках на проскомидию.

ЧТО ТАКОЕ АРХИЕРЕЙСКАЯ ПРОСКОМИДИЯ? МОЖНО ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ЭТУ ПРОСКОМИДИЮ?

При служении Божественной литургии архиерейским чином владыка входит в алтарь, когда священником уже совершена первая проскомидия, на которую мы подали записки «О здравии» и «О упокоении». При этом предложение Честных Даров находится на жертвеннике, и в начале Великого входа происходит вторая проскомидия, когда архиерей поминает живых и усопших чад Православной Церкви. Для этого он так же, как и прежде священник, вынимает частицы из просфор. Все наши записки к этому времени уже прочитаны.

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ

Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия - это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» - древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, - так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба - этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц - в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых - о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших - Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы - сначала за живых, ниже - за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания - записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это - первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. - В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это - заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии - ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу - и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (57435) раз

).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога. В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши » (). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира » ().
Он принес в жертву за всех Свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечере Таинство Святого Причащения, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.

Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас , – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам » ().
Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ().
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним » ().

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви и Святейшая Жертва привлекают на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас.
Мы всегда, и при жизни, и по смерти, нуждаемся в милости Божией к нам.
Поэтому удостаиваться молитв Церкви и принесения о нас или наших близких, живых и усопших, жертвы Святых Даров, необходимо как можно чаще, и обязательно в те дни, которые имеют особое значение: в день рождения, день крещения, день именин как своих, так и членов своей семьи.
Почитая память святого, чье имя мы носим, мы этим призываем своего покровителя на молитву и ходатайство пред Богом, потому что, как говорится в Священном Писании, много может усиленная молитва праведного ().
Обязательно надо подавать записку на поминание в дни рождения и крещения вашего ребенка.
За этим должны тщательно следить матери, ибо забота о ребенке составляет их святой долг .
Влечет ли нас к себе грех, овладевает ли нами какая страсть, искушает ли диавол, постигает ли нас отчаяние или неутешная скорбь, посетили беда, нужда, болезнь – в таких случаях молитва Церкви с принесением Бескровной Жертвы служит самым верным средством к избавлению, укреплению и утешению.

Памятка для желающего подать записку о живых и усопших

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
2. Вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете – это уже молитва .
3. Записка должна содержать не более десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
Первыми указываются имена архиереев и иереев (священников), причем указывается их сан – например, «о здравии» епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите свое имя, своих родных и близких.
То же относится и к запискам «о упокоении» – например, митрополита Иоанна, протоиерея Михаила, Александры, Иоанна, Антония, Илии и т.д.
5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Иулии, а не Юлии) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
7. Ребенка до 7 лет в записке можно указывать как младенца – младенца Иоанна.
8. Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).

Можно ли написать в записках «За здравие» и «За упокой» людей, в отношении которых неизвестно, крещены ли они?

В записках, которые подаются в алтарь на проскомидию, перечисляются люди, за которых Святая Церковь на литургии приносит Бескровную Жертву. Поэтому подразумевается, что все эти люди не только крещены, но и осознают себя членами Церкви.
Если же люди крещены, но не живут церковной жизнью (), то уместнее подавать за них записки на поминовение при чтении Псалтири.

Как писать в записках имена людей, имён которых нет в святцах?

Традиция крестить с именем «из церковного календаря», т.е. по святцам — это лишь хорошая русская традиция, не исключающая поминовения тех христиан, чьи имена ей не соответствуют. Существует даже специальный циркуляр на эту тему:

«В Московскую Патриархию поступают письма, в которых обращается внимание на случаи отказа в литургическом поминовении и участии в Таинствах по отношению к тем православным верующим, которые крещены в других Поместных Православных Церквах (например, в Болгарской, Грузинской, Румынской, Сербской, Финляндской и т. д.) с наречением имен, отсутствующих в месяцеслове Русской Православной Церкви.
В традициях некоторых Поместных Церквей допускается при крещении нарекать младенцев национальными именами, отсутствующими в церковных месяцесловах.
В связи с вышеизложенным по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла напоминаю о том, что не следует допускать каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к Таинствам Церкви для верующих, носящих национальные имена и крещенных в других Поместных Православных Церквах.
Прошу донести данную информацию до настоятелей монастырей и приходов вверенной Вам епархии».

На сегодняшний день очень много людей верят в Бога, вот только каждый по-разному понимает ритуалы. Рассуждать о том, как правильно их нужно соблюдать, можно очень долго. На самом деле любой человек в праве самостоятельно принимать решение по поводу веры в Бога. Самое главное, абсолютно в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком и не причинять ни кому вреда.

Если вы только недавно стали посещать церковь, вам будет сложно понять смысл всех ритуалов. Проскомидия является одним из таких действий. Данный обряд вызывает множество вопросов. Далее рассмотрим, как происходит данный ритуал и чем он отличается от простой молитвы за близких.

Проскомидия: что это?

Что такое проскомидии? Под этим серьезным термином сегодня имеют ввиду первую часть обедни или Божественной литургии. Обедней в Древней Руси называли утреннюю церковную службу. Свое название она получила потому, что завершалась до обеда. Одним из главных действий на проскомидии является приготовление вина и хлеба для таинства причащения. Выпечка на данном обряде является символом плоти Христа, а вино - крови Спасителя. Происходит таинство в память о Тайной Вечере. На ней Христос первый раз выполнил для своих последователей обряд причащения. Это таинство напоминает о том, что ради нашей жизни Спаситель отдал свою. После обряда причащения мы получаем благодать и чувствуем единение с Богом.

Кроме того, евхаристия является символом единства христиан. Это проявляется даже в том, что Иисус отламывал от одного куска хлеба, угощая своих последователей. На службу прихожане приносили различные сорта хлеба, вино, сахар, масло и другие продукты. Лучшую еду использовали для проведения литургии. Остальное употребляли в пищу после ее окончания за общим столом. Этот обряд подчеркивал общность всех людей, присутствующих в храме.

Многие, ища ответ на вопрос «что такое проскомидии», стараются найти дословный перевод этого слова. На греческом оно означает «приносить». Хлеб, который используется во время церемонии, называется просфорой. Это слово в переводе с греческого значит «дар».

Вино и хлеб: требования

Проскомидия о здравии: что это означает? Как ее проводят? Сегодня уже никто не следует традиции, по которой в храм необходимо вносить продукты для проведения литургии. Обычно выпечкой хлеба занимаются супруги священников и вдовствующие прихожане.

К хлебу предъявляются следующие критерии:

  • он должен быть квасным или белым;
  • при приготовлении хлеба обязательно должны использоваться дрожжи, ведь именно такое блюдо и предлагал своим последователям Иисус;
  • тесто должно быть хорошо вымешано;
  • в пищу используется только свежая выпечка;
  • по форме просфоры делают круглыми. Также они должны быть двухъярусными, подчеркивая тем самым двойственность земной и небесной природы Спасителя;
  • при приготовлении просфор применяются печати с изображением святых. Для причащения используется просфора Агнца. На нем обязательно должны быть нанесены буквы НИ КА (что означает победитель) и ICXC (что означает Иисус Христос). Эти символы разделены крестом. Фактически, это означает следующее: как Иисус спас человечество, погибнув на распятии, так и пшеница после свой смерти позволяет человеку выживать;
  • вино для проскомидии обязательно берется виноградное красное. Такое вино выпил и Иисус на тайной вечере. В храмах для проведения службы для этой цели используется кагор. Именно вино этой марки во все времена считалось лучшим;
  • вино для проведения обряда обычно разбавляют водой. Оно служит напоминанием о том моменте, когда Иисуса на кресте пронзили копьем.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ.

Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Молитвы об упокоении

Еще одним распространенным обрядом является проскомидия об упокоении. Поминовение усопших помогает их близким ощутить единение с ними. По канонам православия смерти как таковой нет. Души людей вечны. Молитва живых поможет душам ушедших найти свое место в жизни небесной, так же, как и они нам могут помочь оттуда. Священнослужители рекомендуют подавать записки об упокое с регулярностью. Особенно они важны в день рождения покойного, на именины, день смерти и крещения.

Как правильно написать записку на проскомидию

Для написания записки существует целый ряд правил.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • записка пишется на специальном бланке, который можно взять в церкви, или на простом листке бумаги. В том случае, если вы пишите на своей бумаге, обязательно нужно указать для чего она: для молитвы за упокой или за здравие.
  • записку следует писать крупным разборчивым почерком;
  • в одной бумажке указывается 5-10 имен сразу;
  • можно подавать сразу несколько записок;
  • записывая имя человека, необходимо от всего сердца пожелать ему всех благ. Это уже будет молитва о нем;
  • в молитвах указывается имя, полученное при крещении;
  • имя пишется полностью, никаких сокращений быть не должно;
  • прозвище необходимо записывать в родительном падеже;
  • указание фамилий, отчеств и степени родства не допускается;
  • если в записке перечислены имена детей, возрастом менее 7 лет, их при молитве называют младенцами.
  • укажите сан духовного лица. Допустимо также для молитвы о здравии написать следующие слова: болящего, воина, заключенного, путешествующего;
  • в записках о поминовении пишут такие слова, как «приснопамятный», «убиенный», «воин»;
  • если со дня смерти не прошло 40 дней, покойника называют новопреставленным;
  • на проскомидию записки продаются отдельно от записок на панихиду и молебен.

Проскомидия: порядок проведения

Часто бывают следующие ситуации: прихожанка заказала проскомидию, а как она проводится, не знает. Чтобы не допустить таких курьезов, необходимо обладать начальными знаниями о проведении обряда.

Проскомидию проводят за закрытыми Царскими вратами, скрытно от прихожан. Связано это с тем, что Иисус Христос также в тайне пришел в наш мир. Во время проведения проскомидии читают Часы по Часослову. Перед проведением ритуала читают входные молитвы. Иерей омывает руки и одевает специальную одежду.

Приготовление Агнца

Что такое проскомидии? Как она проводится? Для божественной литургии заготавливают пять булок особого хлеба. Такое количество должно напоминать верующим о пяти хлебах, которыми Иисусу удалось накормить 5000 человек. Хлеб играет роль символа насыщения, которое доступно только через Спасителя. Однако для таинства евхаристии используется только просфора Агнца.

По задумке, этого куска хлеба должно быть достаточно для всех, кто проходит обряд. Подходя к жертвеннику, священник вырезает четырехугольную часть из просфоры. Она и называется Агнцем. Ягненка во ветхозаветные времена придавали в жертву богу для искупления грехов. Кроткое и чистое существо страдало за чужие грехи. Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнецом Божьим. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за человечество. Данная часть обряда символизирует рождение и смерть.

Что делают с другими просфорами?

У всех остальных просфор также есть свое предназначение. Они задействуются, когда проводится проскомидия (обедня). Из второй, Богородничной, вынимается треугольная часть. Это символ поминовения Божьей Матери. Из третьей, девятичинной, вынимается девять частей. Они символизируют святых и раскладываются с левой стороны от Агнца. Из четвертой вынимается всего две части. Первая предназначается для живущих священнослужителей, а вторая - за здравие православных мирян. Они раскладываются ниже Агнца. В последнюю очередь на дискос кладется часть, вынутая из пятого хлеба, который является символом поминовения усопших.

Завершение

Мы уже почти разобрались с тем, что такое проскомидии. Обряд завершается установкой звездницы. Она является символом Вифлеемской звезды. Потир и дискос с вином накрывается полотнами, символизирующими пеленки младенца Христа и погребальные одеяния.

Многих сегодня интересует проскомидия. Что это означает в глубоком смысле? Завершение проскомидии означает смерть Иисуса.

Проскомидия - предваряющая часть в служении Божественной Литургии.

В момент Проскомидии приготовляют вино и хлеб, чтобы совершить в будущем Таинство Причащения.

Для проскомидии используют пять хлебов - просфор, из которых копием - обоюдоострым ножом с треугольным лезвием - вынимают части.

Первая просфора - Агничная - служит приготовлению Агнца.

Вторая - Богородичная - для приготовления частицы в память Матери Божией.

Третья - девятичинная - для приготовления девяти частиц - священных символов девяти ангельских чинов, а также для поминовения ; провозвестников Божьей воли - пророков; учеников Иисуса Христа - апостолов; святителей - святых из епископского чина; мучеников; преподобных - совершивших монашеский подвиг; бессребренников; равноапостольных - прославившихся распространением христианского учения - и составителей Литургии.


Четвёртая просфора служит для приготовления двух частиц в память о здравствующих патриархах, других священнослужителей и государства, людей его населяющих, власти и государственного воинства. Из неё же вынимают частицы для поминовения живущих людей (о здравии).

Пятая просфора служит для вынимания частиц в память об усопших (о душ упокоении).

Все вынутые частицы помещают на тарель для Агнца, или дискос, и символизируют единую христианскую церковь, где все вместе и все живы.

Проскомидия о здравии - это упоминание во время Литургии - Таинства - имени христианина вместе с выниманием частицы просфоры. Частицы для поминовения живущих (об их здравии) вынимают из четвёртой просфоры.

Такое упоминание обладает чрезвычайной силой, особенно если оно заказано как сорокоуст - поминание в течение сорока ежедневных Литургий.


Проскомидия о здравии помогает человеку преодолеть душевные искушения, беспокойство, разрешить тяжёлые вопросы, справиться с болезнью и главное - очиститься от грехов, так как по завершении обряда все частички просфор, вынутые за живущих и упокоенных, опускают в сосуд с Христовой Кровью с молитвою об омовении грехов их.

Проскомидия за упокой - это поминовение во время Литургии имени упокоенного христианина вместе с выниманием частицы из пятой просфоры. Частицу погружают в потир - сосуд с Кровью Христовой, принося Господу бескровную очистительную жертву.

Этим действом душа освящается и получает благодать, с неё . Особенной силой обладает сорокоуст - поминание на протяжении сорока проскомидий.

Панихида - специальная служба поминовения усопших. Она совершается по определённым дням - на первом дне по смерти, третьем, девятом, сороковом, в день именин, рождения, день смерти (годовщины).

Проскомидия - поминовение во время Литургии, священного Таинства. Это поминовение совершается во всякое время и помогает душе смыть грехи, накопленные в мирской (земной) жизни, обрести успокоение. Лучший вариант поминовений - это поминовения во все моменты богослужений, которые к этому предусмотрены.

Проскомидия от обедни (Литургии) отличается временем поминовения и обрядностью. Во время проскомидии поминают, вынимая частицы просфоры, а во время обедни поминают на ектении и пения «Достойно есть», по запискам. Делают это вслух - гласно - или тайно.


В традиции идеальным считается поминовение во все моменты богослужения, которые к этому предназначены. Особой же силой какое-то из поминовений друг от друга не отличается: как говорит журнал «Фома», рассказы о действенности какого-то именно поминовения - наследие язычества, магизма, предрассудков.