Что означает высказывание человек познай самого себя. Как происходит познание человеком самого себя. Что дает человеку познание самого себя: каков способ – таков и результат

Призыв «познать самого себя»

«Познай себя» - один из самых распространенных призывов в рамках философии, психологи и духовной практики. Но часто этот призыв так никуда и не приводит, потому что эта фраза больше выражает некую эмоцию, чем реально является руководством к действию. Говоря образно, это «карта», которая так никуда и не ведет, потому что мало кто способен понять указанные в ней координаты. Но стоит отнестись к данному призыву ни как абстрактному утверждению, а как к объекту медитаций, то координаты этой карты становятся вполне конкретными реалиями. А начать следует с осознавания того, что «познать самого себя» – это не цель жизни и духовной практики, а их условия, без которых ни то, ни другое не может быть реализовано во всей полноте. И для этого необходимо понять каждый аспект «познания самого себя», что бы четко и ясно понимать, не только куда мы идем, но и кто идет, и что такое вообще «идти».

Что значит «познать себя»

Призыв «Познать самого себя» ничего на самом деле не означает до тех пор, пока адепт не выполнит работу по определению понятий, составляющих основу его бытия. В противном случае «Познать себя» - это просто красивые слова.
Начнем с того, что в выражении «познай самого себя» важнейшим моментом является вопрос – «познать себя» – это познать кого? Что именно подразумевает под «себя»? Это эго? Разум? Тело? Психическая сущность или все вместе? А может быть Дух? Имея смутные представления о себе, вы в итоге получите и «смутное» познание.
Нельзя познать то, что не понимаешь.

Относительность понятия «познать самого себя»

Тот, кто ориентирован на материальный мир, под «познать себя» будет понимать познание своей способности быть успешным, буддист – буддовость, философ – «самость» ученый – разум. А что под этим будет подразумевать алкоголик? Обыватель? Проститутка? Для каждого из них понятие «себя» может означать все что угодно. Такая размытость этого «самого себя» приводит к тому, что реально так ничего и не познается. В лучшем случае очерчиваются лишь границы осмысления своего эго и не более того.
Большинство людей на вопрос «кто ты?» просто пописывают различные свои качества с различной степенью честности и адекватности.
Безусловно, так называемые духовные люди, могут под понятием «себя» подразумевать душу или дух. Но, если быть честными, то подавляющее большинство «духовных людей», это просто, так сказать, продвинутые обыватели, ибо свои Духом и духовным знанием они пользуются точно также, как своими вещами, то есть – обслуживают ими собственное эго.

Познать самого себя и познание

Но проблема самоопределения – не главная проблема в «познании самого себя», она лишь указывает на всю неоднозначность темы. Тут важнее то, что познать самого себя – это не синоним узнать, «кто я». Познание себя уже подразумевает наличие познающего, то есть вы уже должны четко и ясно понимать, кем являетесь.
Говоря еще проще, «познать себя» - это не узнать, кто вы на самом деле, а уже познавать то, как проявляет себя ваша суть.

Экзистенциальная сущность «познания самого себя

Поэтому «познать себя» означает раскрытие экзистенциальной сущности вашей уникальности, а она подразумевает не перечисление каких-то объектов типа «я – человек», «я – менеджер» или «я – Атман» и не пересказ качеств типа «я – хороший», «я – умный» или «я – духовный». Раскрытие экзистенциальной сущности, то есть ее познание – это реализация творческого проявления вашей изначальной природы, которая по определению всегда уникальна.
Таким образом, познать себя – это постижение трансцендентных качеств вашего Бытия, для которого важно не то, кем вы являетесь, а то, что воплощается через вас.

Что такое познание

Теперь рассмотрим то, что конкретно подразумевается под термином «познание».
Из сказанного выше, уже понятно, что это не означает найти ответ на вопрос «кто я?» и не означает составление некоего мнения относительно своих возможностей или проявлений, как эгоистичного существа.
Речь в первую очередь идет о процессе активного осознавания своего персонального способа познания. Так как мир бесконечен во все стороны, то и познание бесконечно – мы можем бесконечно углубляться в любую сфер бытия и при этом все время обнаруживать новые глубины.
Таким образом, в интеллектуальном смысле, познать ничего нельзя, ибо познание уже подразумевает наличие хоть какой-либо границы. Грубо говоря, сказать, что «я познал это от и до» - всего лишь обмануть себя и других.
Кроме того, «познать» подразумевает момент статики, то есть то, что познанно больше изменяться, но это не так – в мире меняется все и меняется постоянно. Поэтому познанное вчера, уже не познано сегодня, ведь оно – иное!
Самый просто пример – познание устройства мира. Когда-то считалось, что мир был «познан», когда думали, что атом неделим, но как позже выяснилось, - это не так.
Интеллектуальное познание – это всегда составление мнения о чем-то, а не погружение в процесс познания, как такового.
Раз мир не имеет границ, то познание бесконечно! Следовательно, познание самого себя - это процесс!

Что на самом деле значит «познать себя»

«Познать себя» - это перейти из статичного состояния в динамичное, то есть обрести божественные качества движения, эволюции.
Мы не в силах что-то познать, как завершенный процесс, но можем познать само познание, как глубинную суть жизни.
Все утверждения о том, что с помощью каких-то «волшебных» медитаций или слияния с Абсолютом можно все познать – глупости, ибо если такое возможно, то бытие, само мироздание и жизнь – ограничены. Но это не так, ведь за любой границей всегда есть еще что-то, иначе, откуда взяться самой границе?
Вспомните, даже любовь есть совершенная форма познания, и если говорить о высших уровнях осознавания познания, то это тот момент, когда познающий становится творцом познания, то есть тем, кто действительно познал самого себя.
Итак,
«Познать себя» – это раскрыть свою экзистенциальную сущность через осознавание ее трансцендентного и творческого потенциала.
Познать себя – это реализовать свою способность создавать само познание, то есть созидать истинную жизнь.
© Алексей Купрейчик

Мудрецы говорили: «Познай самого себя — это единственное, чем имеет смысл заниматься в жизни, больше тут делать нечего. Пока ты не познал себя ты идёшь в никуда дорогой нигде; ты неосознан и потерян, ты заблуждаешься и у тебя нет собственной подлинности».

Хорошо, необходимость познать себя вроде бы понятна. Но как это сделать? Нужно выполнять какие-то техники и ритуалы, делать что-то или ничего не делать? Может быть найти работу по-душе, или своё предназначение, или наладить отношения с близким человеком, или добиться успеха в каком-то мастерстве, или стать умным и образованным? Что все эти «Erkenne dich selbst» (нем.) «Nosce te ipsum» (лат.) «Giiothise auton» (древнегреческий) означают практически для меня и для каждого живущего?

Когда я родился, в тот момент был подлинным собой, естественным, невинным, открытым, беззащитным и восприимчивым ко всему. Нулевая точка отсчёта жизни. Тогда я себя не знал таким, как сейчас. Фактически, я вообще ничего о себе не знал, кроме как-то, что я есть. А сейчас всё изменилось и усложнилось: вроде бы я есть, но таким, какой есть, быть уже не хочу, а хочу быть другим (идеальным, образцовым, в чём-то лучшим).

С биологической точки зрения организм вырос, все его клетки полностью обновились и теперь я уже совсем не тот, что был в самом начале. Но всё же нечто во мне осталось прежним.

Быть может вот это неизменяемое и есть то, что нужно познать в себе после того, как ты стал не-собой? Душа или осознанность или присутствие, или энергия — вот это то самое?

А как это сделать, как познать то, что так тонко и так неуловимо?

Задавать себе вопросы и искать на них ответы? Идти к психиатру? Сделать УЗИ? Медитировать? Но как? Вопросы, вопросы, слишком много вопросов и нет им конца. Каждый ответ порождает десятки новых вопросов и так до бесконечности.

Были люди, которые действительно познали себя: Будда, Иисус, Сократ и все остальные известные и неизвестные, которые достигли. Они были по-настоящему мудрыми, но их мудрость не была похожа на «умность» учёных, она исходила из чего-то более глубокого, можно сказать бездонного вечного -вселенского. Учёный ум никогда не сможет дать такой ответ, чтобы больше не хотелось задавать никаких вопросов. Это можно считать критерием мудрости.

Умные люди победили мудрых

С детства нас приучают быть умными и всегда во всех ситуациях опираться на свой ум, в котором (в идеале) должны храниться ответы на все вопросы и информация для решения проблем в любых ситуациях. Голос сердца безжалостно подавляется.

Нам «вдалбливают в голову» необходимость думать головой и сопровождать каждое свое действие серией упреждающих мыслей: «Сперва подумай, а потом сделай», «Прежде головой нужно думать, а не жопой», «Зачем тебе голова на плечах — чтобы шапку носить?»

Почему же те, кто много думают познают что угодно снаружи, но только не себя? Может мало думают? Не похоже: некоторых игры ума доводят до психических расстройств, неврозов, сумасшествия и полного истощения.

Вероятно, изначально нам показывают неправильный путь. У этого есть свои причины и своё объяснение. Оно связано с властью, но в этой статье мы не будем этого касаться, а попытаемся разобраться в поиске себя в окружающей тьме вещей.

Итак, мышление принадлежит уму. Для того, чтобы достигнуть понимания и познания себя не нужно становиться философом и слишком умным мыслителем. Понимание находится за пределами мышления, поэтому привычка много думать скорее помеха, чем подспорье.

Чтобы познать себя нужно выйти из ума — не тратить энергию на игры ума, не сходить с ума, а выйти из него, стать молчаливым наблюдателем самого себя, своих мыслей, осознающим всё происходящее инкогнито. Иными словами «сойти с ума» — значит перенапрячь ум, а «выйти из ума» — расслабить его.

Весь смысл познавания себя в энергии — в том, как мы ей распоряжаемся. Около 20% энергии организма уходит на то, чтобы питать мозг, составляющий всего 2% от массы тела человека. Ни один орган столько в спокойном состоянии не потребляет. И это не предел. При активном думании калории энергии вылетают, как дым из трубы. При этом капризные мысли так и норовят запутаться и усложниться.

Между тем жизнь проста, но ум так не считает, потому что когда жизнь становится сложной и запутанной, ум становится нужным. Когда всё просто — ум совершенно не нужен.

Если человек отважится прожить жизнь так, чтобы отбросить ум, он становится буддой, мудрецом, осознающим, пробужденным, потому что прикасается к вселенской мудрости целого. Он становится спонтанным, невинным, одним целым со всем космосом. Он являлся им всегда, но обычно запрещал себе познать себя из-за страха наказания.

Познать себя может каждый, если только отбросит ум, перестанет вмешиваться и будет наблюдать. И даже больше — мы уже имели этот опыт в детстве. Поэтому говорят, что с человеком случается второе рождение, когда он познаёт себя.

Представьте: вы не говорите ничего своим мыслям, а они не говорят вам, вы не судите, не осуждаете, не присваиваете ярлыки, мысли делают что хотят, они не вы и вас никак не касаются. Ни вы их не контролируете, ни они вас. Вы позволяете им всё и просто наблюдаете не вмешиваясь этот спектакль, наслаждаетесь представлением, а в это время ваша энергия заполняет всё ваше существо и начинает проливаться через край. В какой-то момент это случается — мыслей больше нет, комментировать больше нечего — полное присутствие. Вы познали себя! Теперь вы сможете отвечать миру только любовью, ведь в вас теперь столько энергии!

Настоящая любовь всегда начинается с самого себя. Когда мы чувствуем самого себя, а не только свой ум и свои мысли, комментирующие и проговаривающие всё происходящее вокруг, то начинаем ощущать единство с этим миром. Только тогда мы разворачиваемся в правильную сторону объединения и перестаём быть островами, становимся способны ощущать другого человека. Теперь мы континенты. «Разделяй и властвуй» превращается в «объединяй и направляй».

Не узнав себя, мы не в состоянии знать мир и жизнь, общаться, ощущать связь, целостность, наполненность, процветание и счастье. Познай себя — выйди из ума.

Друг на все времена Келер Владимир Романович

«Познай самого себя»

«Познай самого себя»

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Н. Г. Чернышевский

Умение видеть себя

У человека два видения существующего. И оба разные.

Мировидение учит его одному, а самовидение – другому.

Нет в природе явления, не способного человека хоть чему-нибудь научить. И всегда, учась, он приобретает полезное. Его обогащает познание внешнего мира, обогащает и познание мира собственного.

Не только в том простейшем смысле обогащает, что помогает найти призвание. Мы видели, что природными склонностями к тому или иному делу не ограничивается то, что нас наполняет. Огромный край непочатых духовных и нравственных ценностей есть в каждом. Даже у человека, уже много в себе открывшего. Искать и находить в себе все время – порою непредвиденное – не менее важно, чем найти призвание.

Поняли это давно. «Познай самого себя» – было написано две с половиной тысячи лет назад над входом в храм Аполлона в Дельфах (был такой город в Древней Греции). Сколько воды утекло с тех пор, а люди и поныне повторяют тот совет, следуют ему, как могут.

Оно не удивительно: в нем много мудрости. Размышляя над ним, Гёте сделал вывод как познать себя: надо не просто смотреть в себя, но и работать над собою. Отрицая, как мы помним, возможность узнать себя без знания мира, он приводил еще одно условие самопознания: пытаться исполнить свой долг. Мы приводили в предыдущих главах примеры подобной деятельности.

Дельфийский совет указывает на важность самопознания. Вряд ли можно оспорить мнение Гёте о том, как этого добиться.

Посвятим же настоящую главу не тому, как познать себя, а чт? именно каждый человек может найти в себе, самопознавая.

Найти он может личность (она есть и у тех, кто не создал еще себе Настоящего Капитана). А что такое «личность»?

Непременная черта всякой личности – своеобразие. Заглядывая в себя, человек обязательно познает нечто такое, чего никто другой, кроме него, не имел и не имеет.

Откуда эта особенность?

Причины внешние в том, что никто не получает в точности такого же воспитания, как кто-нибудь другой. Для одинакового воспитания надо прочитать – причем с равным вниманием и пониманием – лишь то, что прочитал другой. Услышать слово в слово, что тот услышал. Пройти во всем совпадающую школу у одних учителей. Испытать одинаковые приключения. Перенести одни и те же болезни и так далее.

Причины внутренние – невозможность полного физического повторения какого-либо другого человеческого тела. В Галактике меньше звезд, чем в каждом из нас простейших органических «кирпичиков»: клеток. Немыслимо представить хотя бы только двух человек, пусть близнецов, с одинаковым набором клеток, вдобавок – одинаково расположенных. А ведь от клеток, от их числа и сочетаний – как и от их форм и жизнедеятельности – тоже зависит индивидуальность существа, личные его особенности.

Не удивительно, что, даже воспитываясь вроде бы в одних условиях, люди никогда друг друга не повторяют.

В одном из своих стихотворений Евгений Евтушенко говорил:

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать.

И все же человек так или иначе ставит на свои дела печать своего своеобразия – нечто вроде личной «фабричной марки». Из-за нее все дела одного какого-то человека неуловимо схожи между собой. Они похожи на своего мастера.

Если бы в какой-нибудь семье поселился немой, но активный невидимка, то через месяц все прекрасно знали бы, какой он: добрый или злой, возвышенный или ничтожный, умный или глупый. Его дела раскрыли бы его душу нараспашку. Его поступки лучше всяких слов твердили бы ежедневно: «А я такой-то, я такой-то, я такой-то».

Что же еще обнаруживается в личности и, значит, должно быть также введено в ее характеристику?

Еще, например, борьба чувств. Или, если поточнее,– борьба двух видов сил, действующих на человека: внутренних и внешних.

Нет человека, в ком не было бы этой борьбы. Возьмем повседневность.

– Валерка! – кричит подросток в окно другому. – Пошли погоняем мяч!

– Не могу, никак сейчас не могу! – страдальчески отвечает тот. – Уроки делаю, завтра контрольная.

Борьба чувств оканчивается победой долга, внутреннего чувства.

Человек всю жизнь живет среди своих противоречий. Он слушает два голоса, сравнивает их доводы и поступает сообразно с тем, что перевесит: приказ извне или приказ, из души идущий.

Вообрази: зашел человек в столовую пообедать. Зашел и призадумался: какой кусочек хлеба взять – белый или черный? Какой бы он ни взял и сколько бы хлеба ни съел – заплатит одинаково. В этом случае нет внешнего голоса, решает только внутренний, борьба отсутствует.

Пример противоположного. На человека из-за угла внезапно выскочила автомашина. Тут, не раздумывая, надо бросаться в сторону. Здесь человеческий поступок полностью определен приказом внешней силы.

К чему же человек прислушивается чаще? Какие силы внешние или внутренние – действуют на него решительнее?

Если речь идет о всей жизни человека – внешнее превышает. Ведь внешнее – это все его воспитание, которое он получил среди людей.

А если иметь в виду жизнь повседневную, то здесь обычно превышает внутреннее.

Но очень ли оно на самом деле «внутреннее», независимое от окружающего, от внешнего?

На первый взгляд может показаться, что в этом случае проявляет себя полная «свобода воли». Повседневность, мол, та область жизни, где индивид способен самостоятельно, независимо от общественных влияний, формулировать для себя требования нравственности, поступать сообразно с ними.

В действительности полной свободы воли нет и здесь. Все прошлое воспитание, то есть влияние внешнего, те или иные – часто совсем невидимые – силы окружающего накладывают свой отпечаток на любой поступок человека, ограничивают его «свободу». И все равно в условиях нормального здорового общества степень свободы личности оказывается наибольшей.

Как-то советские ученые проделали такой опыт. Записали в большую тетрадь сотни три поступков нескольких нормальных людей, затем сравнили совершенное по побуждениям: число поступков, сделанных по внутренним побуждениям, с числом поступков по побуждениям внешним. Получилась удивительная цифра. Вышло, что в девяти случаях из десяти нормальный человек в нормальной обстановке поступает так, как сам считает надо поступить . Только в одном случае он уступает внешним силам.

Правда, в опыте этом и исполнение долга и подчинение дисциплине отнесено к проявлению внутренних сил. Людей, поступки которых исследовали, только потом спросили: считают ли они разумным не опаздывать в школу или на работу, подчиняться правилам уличного движения и так далее? Значит: добровольно ли делают они все это? Все ответы гласили: «да».

Но ведь так и есть в действительности. Ошибаются считающие исполнение долга и подчинение разумной дисциплине чем-то внешним. Человек, мол, не опаздывает на работу потому, что боится, как бы его не выгнали; солдат лишь из страха наказания выполняет приказ командира, и так далее.

Долг – великая потребность души, а дисциплина – нравственная сила.

Какими механическими – даже просто страшными – стали бы люди, если бы вдруг все их действия начали совершаться без участия внутренних сил. Только по приказу сил внешних.

Исчезла бы инициатива. Люди перестали бы выдумывать, открывать, находить. Поступки и вся жизнь людей приобрели бы унылое однообразие, никакие новшества никого больше не волновали бы.

Исчезли бы старания, заслуги. Все слепо выполняли бы свои обязанности. Жить так – то есть не потому, что я и сам этого добиваюсь, а потому, что мне так приказали,– не заслуга. Это только послушание, вроде послушания дрессированных медведей.

С другой стороны, исчезло бы и понятие вины, пришлось бы отказаться от всяких наказаний за действительные проступки. Ведь будь общество за каждого в ответе, кого в отдельности можно было бы судить?

Он скажет: «Мое хорошее вы не считаете моим, говорите, что я его делаю под влиянием приказа. Тогда признайте, что и мое плохое – не мое!»

И ничего никто ему возразить не сможет.

К счастью, и заслуги человека признают, и от ответственности он не спрячется. За хорошее скажут: «Прими спасибо», а за дурное: «Понеси заслуженную кару».

В обоих случаях выражают совершенную уверенность, что личность – главный автор всех поступков.

Высматривая свое лучшее, человек и сам того не замечая уже высматривает Друга. Какое счастье, когда удается хорошо начать еще в юности, особенно – в ранней. Друг, обретенный в детстве, растет вместе с человеком, толково помогает потом и взрослому.

«Видно, правда, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек»,– говорит один из героев Достоевского.

Обретенный в юности невидимый Друг обычно обладателя своего уже не покидает.

Из книги Введение в Лакана автора Мазин Виктор Аронович

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

VII Оплата «самого невыносимого» «Нет ничего невыносимей гири», говорит японская пословица. Человек должен, как и гиму, оплатить гири, но это - группа обязанностей иного рода. Возможного английского эквивалента ему нет, и из всех известных антропологам в мировой культуре

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

Как узнать себя Как известно, прежде чем строить отношения, в том числе и интимные, следует хорошо узнать себя.Этот тест поможет вам это сделать.1. Вы считаете, что мимика и жесты – это…а) не подготовленное заранее выражение чувств и внутреннего состояния человека в

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

Презентуйте себя Искусство визитной карточки Визитная карточка – это нечто настолько существенное для китайцев, что искусство создания и обращения с этими кусочками картона надо изучать отдельно. Стоит заметить, что это – отнюдь не традиционное «китайское искусство»,

Из книги Баскервильская мистерия автора Клугер Даниэль

«Восставать против самого прародителя зла…» Всадники Апокалипсиса вообще-то выполняют функции не столько стражей призрачной границы между материальным миром и миром потусторонним, сколько служат грозным предостережением: Зло вот-вот ворвется в мир: «И вот: Конь

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 26. «Люби ближнего своего, как самого себя; я - Г-сподь…». (Ваикра, 19:18) Большинство христиан, да и многие евреи, убеждены, что это «золотое правило» впервые сформулировано Иешу. Но основатель христианства, проповедуя принцип «Люби ближнего своего», просто цитировал

Из книги Сотворение Карамзина автора Лотман Юрий Михайлович

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

Глава 32. Об отречении от себя самого и об оставлении всякого вожделения - Сын Мой, нельзя тебе совершенно войти в свободу, если совсем не отречешься от себя. Узами связаны все собственники и себялюбцы, прихотливые, пытливые, праздношатающиеся, кто всегда ищет любопытного

Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович

Люби ближнего своего как себя самого На уроках любимого учителя мы обсуждали такие произведения и таким способом, что менялось наше отношение к самому себе и окружающим. При этом всё строилось на основе идей «Витязя в тигровой шкуре»; эта поэма была опорой для наших

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

Начинающий гусляр Кирилл Кологреев так описал свои впечатления от самого первого знакомства с гуслями «Под Бологом приобрели гусли у Сергея Ивановича (отец решил мне подарок сделать, за что ему большое сыновье спасибо). Там первый раз и заиграл. Показали, как «Русского»

Из книги Китай, Россия и Всечеловек автора Григорьева Татьяна Петровна

Познай себя (Россия – Япония) И опять о том, почему не совпадают Пути Востока и Запада, есть ли в этом некий смысл.Нет ничего случайного в мега– и микромире, есть непознанное, закрытое от сознания. И сейчас, на новом витке Эволюции, когда происходит поворот к целостному

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Из книги Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда автора Чубаров Игорь М.

«Искусство портрета» в отсутствие самого портрета

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Глава 16 О наказаниях за убийство родственника убийцы до и после мировой и за убийство самого убийцы после прощения его § 83. Если кто-либо из родственников убитого убьет родственника убийцы до заключения между собою установленной мировой и после удаления убийцы под

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: [гноти сэ аутон]. Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает. Философская трактовка фразы дана Сократом. Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину - «познай самого себя» - они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса - «заповедь Дельфийского оракула». Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Отличное определение

Неполное определение ↓

“ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”

греч. Gnothi seauton, лат. Nosce te ipsum) - надпись на храме Аполлона в Дель-фах как призыв бога Аполлона к каждому входящему. По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону “семью мудрецами”. Автором ее в антич. источниках чаще называется мудрец Хилон, реже - Фалес или др. мудрецы. Иногда эта рекомендация представляется как ответ Аполлона, изреченный пифией, на вопрос Хилона: “Что самое лучшее для людей?”

Первоначально изречение “П.с.с.” означало, по-видимому, лишь призыв к самоконтролю и осознанию предела своих возможностей. Сократ переосмыслил дельфийский призыв в духе отказа от бесплодных спекуляций о мире в целом и положил его в основу своей интеллектуалистической этики (“добродетель есть знание”), делающей самопознание и прежде всего познание своей нравственной сущности предварительным условием добродетельной и счастливой жизни.

Неполное определение ↓

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе", ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, - знаменитый "демон" Сократа.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

. Сдвиг филосовских интересов был в начите оратора, он внимательно дослушивал речь до конца. Затем же начина задавать свои во­просы, задавал так чтобы у собеседника и мысли не возникло о “провокации”. Иногда собеседники нехотя отвечали ему, а иногда и с большой охотой вступали в полемику. Получив ответ на свой первый вопрос, он задавал сле­дующий, затем эта ситуация повторялась и так до тех пор пока собеседник не начинал противоречить сам себе! Доведенный до отчаянья оппонент спрашивал Сократа “а сам он знает ответ на свои вопросы” – нет отвечал он по-этому и спросил! “Знаю, что ничего не знаю” – одно из известнейших изречений Сократа . Что же оно означает? Очень строгое к себе отношение, недооценка самого себя или что-то еще. По про­шествию многих столетий принято считать, что эта фраза являет собой необ­ходимость более глубокого познания самого себя!

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

Познай самого себя

лавная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным.

Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности.

"Я знаю только то, что ничего не знаю". Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. " Я ничего не знаю" - это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака". В которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.э. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: "Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание - смерть". Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. И вот меня, человека медлительного и старого(Сократу было тогда 70 лет), догнала нала та, что настигает не так стремительно,- смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных,- та, что бежит быстрее,- испорченнсть. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их "огня и воды". Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания".

1. Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности - это уровень культуры личности вообще.

2. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: "Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим". Итак, путь мудрости - это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.

Этим человеком был Сократ. Он первый по-настоящему заставил греческий ум направить все свои силы не ВНЕ человека, а В человека. “Человек – мера всех вещей!” – убеждали софисты. “Человек, познай самого себя!” – убеждал Сократ. Человек, познавая мир, в сущности, познает ни его, ни мир, а лишь самого себя, возможности своей натуры, учил Сократ. Ведь весь объем учения того или иного философа – это лишь способности ума этого философа и только. большинстве древних культур Путь имел дополнительные определения. Это был Путь самосовершенствования, Путь самопознания. «Познай самого себя» - эта надпись на фронтоне Дельфийского храма, где производились самые известные древнегреческие пророчества, стала в человеческой культуре своеобразным паролем, свидетельствующим о знании и принадлежности к великому Пути. Эта же фраза была жизненным девизом философа Сократа.

Познай самого себя

С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: Giiothise auton [гноти сэ аутон].

Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э.) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину - «познай самого себя» - они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса - «заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Деятельность софистов, а затем и Сократа означала изменение предметного поля философии. Она послужила основанием для этических школ. До них философия познавала внешний по отношению к человеку мир, природу. Сократ же утверждал, что она непознаваема, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов,- человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Призыв "Познай самого себя!" и утверждение: "Я знаю, что я ничего не знаю" стали для Сократа определяющими. Это исходные тезисы сократовской философии. Оба они выражали ее суть - вопросы познания и нравственности. Целью его философских исканий является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Изучение природы и объяснение природных явлений, Сократ считал излишним и принципиально невозможным делом.

Поэтому, в истории древней европейской философии учение Сократа воспринимается как некий водораздел. До Сократа она в основном изучает природу, в которой человек представляет собой только одну из малейших частей. После Сократа философия утверждает проблему человека в качестве главной темы своих размышлений, продолжая тем самым гуманистическую линию философских исканий софистов, которые с одинаковым успехом занимались не только проблемами человека, но учили математике, физике, астрономии и другим наукам.

Третий изъян сократической философии связан с девизом: "Познай самого себя". Самопознание - достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии решаются самопознанием.

Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.