Что означает надпись на исаакиевском соборе. Мифы и легенды. Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей

Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год

В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.

Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.



Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана

Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней. Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича. Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.

Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве

Освящен храм был только в 1802 году. Так как церковь строилась согласно указам трех разных самодержцев, она сильно диссонировала с общим обликом центра Санкт-Петербурга. Именно поэтому уже в 1809 году был объявлен проект на создание нового строения.

Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же. Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.

Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной

Богатое украшение фасадов

Северный фасад; барельеф "Воскресение Христа"

Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.

Северный фасад демонстрирует сцену воскресения Христа, углы фронтонов украшены статуями апостолов Иоанна, Петра и Павла. Двери и ниши выполнены с участием рельефных изображений святых, а также сцен из Библии.

Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.

На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.

Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.



Южный фасад; барельеф "Поклонение волхвов"

Интерьеры собора


Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине. Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее. Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.

Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов. В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя. Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.


Интерьер Исаакиевского собора

В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи. Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности. Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.

Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.


Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.

При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.

Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.

Панорама Исаакиевского собора

Режим работы, порядок посещения и стоимость

Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.


Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа», скульптор Ф. Лемер.

В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы трубят, а за ними перепуганные римские воины и потрясённые женщины.

Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

Апостол Иоанн (с орлом)

Раньше эти светильники в темное время суток освещали дорогу к храму. Вернее освещали сам храм словно маяки, потому что дорога от них весьма далеко внизу. Не все знают что они газовые!


Вейерман К.Р. «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение».

Светильники на соборе установили самыми последними, когда храм уже стоял и колоннада ангелов была. Ниже Исаакий еще без светильников.

Сами светильники имели форму не чаши, как сейчас, а полноценного фонаря.

Собор без светильников и с праздничной иллюминацией.

31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.

В июне 1873 года был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения. Чугунные трубы шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.

Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. Но мощности хватило только на полчаса горения, при этом давления не хватило и даже уличные фонари вблизи собора погасли. Тогда магистральные трубы вокруг собора заменили на имеющие больший диаметр и все заработало.

С картины художника С. Животовского гравировал Б. Луц

На каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Это очень дорогое удовольствие, поэтому горение предполагалось лишь до 3-х часов и только 5 раз в год по праздничным дням, когда в столице зажигалась «большая иллюминация».

Кстати, почему бы сейчас не поставить там лампы имитирующие открытый огонь? Это было бы исторически верно и придало бы собору большего шика.

Вид на северную сторону города с колоннады.

Западный фасад

На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).

На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной, неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода. Хотя по мне, так северный портик к Синоду смотрит больше.

Не многие знают, что тут изображен сам император Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далмацкого

Тут находится и сам Монферран, держа свое детище в руках.

А еще стоит Фома (скульптор Витали) — с угольником в левой руке (как архитектор).
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком, которым с него содрали кожу, а затем повесили вниз головой.

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Вид на западную сторону города с колоннады.

Южный фасад

На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.

Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».

Иисус и волхвы... младенец словно пострадал от китайцев иглоукалывателей... это от голубей.

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.

Ниже Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Есть еще и Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)

Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский). Хотя какое тут избиение, тут вырезание просто...

Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Такого высокого и мощного портика больше нет нигде в мире. Все остальные соборы ему уступают.

Вид на южную сторону города с колоннады.

Восточный фасад

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель...

Тут стоят апостолы Иаков, Симон и Лука. На мой взгляд наиболее примечателен симон. В руках у него пила. И не потому что он собирается строить, потому что пила символ мучений которые испытывали апостолы. т.е. она для "пилки" людей.

Исаакиевский собор - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея.


Собор построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I.


Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.


Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров, внутренняя площадь - более 4 000 метров квадратных. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К. Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт). При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).


Центральный барабан собора, на фото видно лестницу, буквально “пронизывающую” его снизу вверх


А вот и сама лестница)


Ещё одна лесенка, пониже


Напротив собора, в центре Исаакиевской площади установлен памятник императору Николаю I

Северный фасад

Фраза, помещённая над северным портиком, - “Господи, силою твоею возвеселится царь”,- может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика - это “Воскресение Христа”. В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви - Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов благоговейно поддерживают их.


Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов - ближайших учеников Иисуса Христа, - причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий - первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.


Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже “сеть прорывалась”, и “ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб”; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.

Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его - он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре императоре Нероне, ему отрубили голову.

Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.

Скульптуры в нишах - “Несение креста” в левой нише и “Положение в гроб” - в правой (на фото).


Двери: в самом верху - “Вход в Иерусалим”, ниже - “Се человек” и “Бичевание Христа”, ещё ниже - Св. Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далматский, в самом низу - коленопреклонённые ангелы.

Западный фасад

Сюжетом барельефа западного фасада стала “Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием”. Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) - таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа - Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицом императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части - коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств - А. Н. Оленина, во второй - министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.


Апостол Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию, и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.

Апостол Варфоломей изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.


Дверь: в самом верху - “Нагорная проповедь”, ниже - “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”, ещё ниже - Апостол Пётр и Апостол Павел, в самом низу - коленопреклонённые ангелы.

Южный фасад

На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания - “Поклонение волхвов”. Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне - Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей - месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.


Апостол Андрей проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.

Апостол Филипп - скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Евангелист Матфей изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша - “Благовещение”


Правая ниша - “Избиение младенцев”


Двери: в самом верху - “Сретение”, ниже - “Бегство в Египет” и “Христос объясняет св. писание в храме”, ещё ниже - Александр Невский и Архангел Михаил, в самом низу - коленопреклонённые ангелы.

Восточный фасад

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: “Исаакий Далматский останавливает императора Валента”. В центре барельефа - Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: “На господа уповахом, да не посрамимся во веки”.


Апостол Иаков - брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.

Апостол Симон - брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию - Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила - символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Евангелист Лука изображён с тельцом, символизирующим святость завета, и иконой Пресвятой Богородицы. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.


Интерьер Исаакиевского собора

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый - Великомученице Екатерине, правый - благоверному Александру Невскому (на фото).

Внутреннее убранство собора




Центральный алтарь

Плафон и барабан центрального купола

Северная и южная части Исаакиевского собора



После революции храм был разорён. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 службы прекращены.


Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.


С 1948 года функционирует как музей “Исаакиевский собор”. В 1950-1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.

Все дороги в Санкт-Петербурге ведут к Исаакиевскому собору – расположившись в центре культурной столицы, он занимает лидирующие позиции в списке самых посещаемых достопримечательностей города.

Исаакиевский собор располагается в центре одноименной площади. Является одним из самых крупнейших православных храмов города. Службы проходят лишь по особым дням (например, религиозным праздников и восересеньям), однако с 1991 года храм получил статус музея и все богослужения совершаются лишь с разрешения администрации.

Храм назван в честь Исаакия Далматского – Петр Первый почитал этого святого и был рожден с ним в один день (30 мая по юлианскому календарю).

Строительство сооружения шло в период с 1818 по 1858 года. Руководил процессом Николай Первый. Проект был разработан архитектором Огюстом Монферраном.

В год завершения всех работ собор освятили (30 мая, конечно) – Огюст умер примерно в это же время. Перед смертью он просил похоронить его в стенах Исаакиевского, однако просьба не была удовлетворена.

Внешний вид. В итоге здание получилось почти 102 метра в высоту, а по площади превышает 4 тысячи метров квадратных. Длина и высота приблизительно равняется 100 метрам.

Внешний вид собора является ярким образцом позднего классицизма – в образе уже виден синтез стилей (византийского, неоренессанского и эклектики). Диаметр купола равен 25,8 метрам. Монолитные гранитные колонны визуально удлиняют сооружение, всего вертикальных столбов 112. Стены собора облицованы мрамором нескольких оттенков серого – такой материал необычно переливается как в дождливую, так и в солнечную погоду (что в Питере гораздо реже).

Северный фасад. Северный фасад украшает надпись «Господи, силою твоею возвеселится царь» - пожалуй, это предложение в полной мере выражает главную идею постройки. В этой части храма скульптор Лемер разместил рельеф под названием «Воскресение Христа». Центр композиции – Христос, поднимающийся из гроба. Образ дополняют ангелы (по обе стороны от Иисуса), а также перепуганные стражники на заднем плане.

На дверях северного фасада изображены Святой Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далмацкий, а также сюжеты «Вход в Иерусалим», «Бичевание Христа» и «Се Человек».

Западный фасад. Западный фасад можно отличить по барельефу на котором изображен Исаакий Далмацкий во время встречи с Императором Феодосием – скульптор И. П. Витали изрядно потрудился над ним в течении трех лет. Он же работал и над украшением дверей – сюжеты «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» «Исцеление расслабленного». Изображены здесь апостолы Павел и Петр.

Южный фасад. Все тем же талантливым Витали выполнен барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является Мария с младенцем на троне. На дверях он изобразил Архангела Михаила и Александра Невского. Сюжетными рельефами стали «Бегство в Египет» и «Сретение».

Восточный фасад. Здесь барельеф был выполнен Лемером. Композиция «Исаакий Далмацкий останавливает императора Валента» готовилась в период с 1841 по 1845 года.

Интерьер. Интерьером занялись в 1841 году – над ним работали все выдающиеся русские художники того времени.

Изначально витражами украшали католические храмы, однако этот элемент идеально вписался и в интерьер Исаакиевского собора – различные святые и сюжеты из Библии переливаются теперь разными цветами от дневного света.

Внутри можно увидеть разные панно и картины , которые датируются (самое раннее) 19 веком – монументальная живопись в этих произведениях является уникальной в своем роде.

Посетив Исаакиевский собор, необходимо обязательно встать в центр зала и посмотреть на верх – восхитительной красоты купол заставит ахнуть. Барабан купола расписан изображениями 12 апостолов, а в самом центре размещен образ белого голубя . Эта птица – символ святого духа. Ее разместили под самым сводом и поэтому для посетителей она кажется совсем небольшой (на высоте 80 метров). Но на самом деле размах крыльев составляет чуть менее двух метров, а длина (от головы до кончика хвоста) аж 2 метра 7 сантиметров! Сооружение точно не упадёт (пугаться не стоит) – оно изготовлено из меди и внутри является полым. Общий весь голубя равен примерно 18 килограммам.

Некогда на месте белой птицы весел маятник , которыйдоказывал посетителям теорию Фуко – Земля вращается вокруг своей оси. Идея разместить маятник в храме принадлежала советскому астроному Каменщикову.

История. Рассматривая внешний вид собора, можно то тут, то там увидеть изъяны – следы от снарядов на колоннах и лестницах можно увидеть до сих пор. Восстанавливать повреждения не стали, дабы посетители помнили о страшном времени.

Туристам можно подняться на колоннада – высокая винтовая лестница ведет на смотровую площадку купола. Вид отсюда открывается необыкновенный: крыши старых домов, узкие улочки, каналы и даже лайнеры, которые ожидают путешественников.

bono60 в

Мы стремимся за рубеж всеми силами, забывая о том, что наша страна полна интересных мест, тайн и загадок. Сегодня обратимся к символу Петербурга — Исаакиевскому собору и его секретам.

1. Почему собор называется Исаакиевским?

Известно, что современный Исаакиевский собор далеко не первый в истории Санкт-Петербурга. До него были, по меньшей мере, три Исаакиевские церкви. Первая церковь была построена ещё при Петре I в 1707 году. Император решил ее назвать в честь своего небесного покровителя - Исаакия Далматского: день памяти Исаакия совпадает с днем рождения Петра (30 мая).


2. Кто был архитектором современного Собора?

Неудачный проект Третьего Исаакиевского Собора закончился тем, что император Александр I стал искать другого архитектора для возведения нового храма, но при условии, что три освященных алтаря останутся нетронутыми. Только что прибывший из Франции Огюст Монферран, тут же был назначен на эту должность. И в 1818 году по его проекту начинается строительство Исаакиевского Собора, которое закончится лишь через 40 лет в 1858 году при Александре II.

3. Самое необычное в Исаакиевском Соборе…

Пожалуй, самым странным кажется наличие витража в восточной части Храма. Идея поместить витраж, изображающий Воскресшего Христа, принадлежала немецкому архитектору Лео фон Кленце. Создавался витраж в Мюнхене по эскизу немецкого художника Генриха Мария фон Гесса. В 1843 году был установлен в Исаакиевском Соборе. Дело в том, что витражное искусство было свойственно католической церкви и готическому стилю, но никак не православным храмам. Считается, что такое необычное сочетание западного и восточного мира, то есть католичества и православия, следовало ожидать именно в эпоху расцвета романтизма в России.

4. Что изображено на потолке Собора?

Исаакиевский собор сверху донизу украшен настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой. Если встать прямо под куполом и поднять глаза наверх, то можно увидеть одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую - Иоанн Богослов. Дальше по кругу идут небесные покровители Дома Романовых. В самом центре плафона изображен белый голубь, символизирующий Святой Дух. Многими искусствоведами данный сюжет трактуется как обожествление власти Романовых. Также известно, что данную роспись К.Брюллов выполнял 4 года.

5. Что увидел Иезекииль?

На западном своде центрального нефа изображена роспись Ф. Бруни — «Видение пророка Иезекииля». В самом центре стоящим на камне изображен сам пророк Иезекииль, которому, по библейскому преданию, явился Господь Бог и вывел его в поле, полное костей. И сказал Бог, чтобы пророк изрек слова Его, что вдохнет Он жизнь в них. Изображен тот самый момент, когда Иезекииль произносит слова Господа перед мертвецами. Мертвецы — это дом Израилевых, которых Господь обещал вывести из гробов своих. В данном сюжете видят прообраз вечной жизни и воскрешения.

6. Что написано на фасаде Собора?

На северном фасаде изображен барельеф «Воскрешение Христа»: виден сам Христос, по обе стороны от него ангелы, а позади ангелов люди, потрясенные увиденным. Под рельефной композицией золотыми буквами выведена надпись: «Господи, силою твоею возвеселится царь» .

На западном фасаде изображена «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Фигура Исаакия, благословляющего императора и его жену, находится в правой части барельефа. За ним преклоняются воины. В левом углу барельефа находится фигура, держащая в руках модель собора - это архитектор О. Монферран. Под барельефом надпись: «Царю царствующих »

Южный фасад украшен барельефом «Поклонение волхвов», в центре которого изображена Мария с младенцем, а по обе стороны от нее волхвы, пришедшие на поклонение.
Под барельефом надпись «Храм мой храм молитвы наречется».

На восточном фасаде находится барельеф на сюжет, как Исаакий Далматский останавливает императора Валентина. В центре видна фигура императора на коне, слева от него Исаакий. Позади Исаакия изображены воины, сковывающие ему руки. И надпись под барельефом: «На тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»

7. Собор в цифрах

Общий вес всего Исаакиевского Собора равен 300 тысяч тонн
Площадь Собора составляет 4000 квадратных метра
Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек
Общий вес золотого убранства — 100 килограмм
Вес верхней колоннады - 67 тонн
Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.