Что мы знаем о человеке, который видел Покров Пресвятой Богородицы? «Града Симбирска чудная похвало и заступление…». Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Все о религии и вере - "блаженный андрей христа ради юродивый молитва" с подробным описанием и фотографиями.

О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, Преблаженне Андрее! Услыши ны, многогрешный, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

О святый угодниче Божий, блаженне Андрее! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уго­товал есть Господь всем любя­щим Его. Темже взирающе на святый твой образ, раду­емся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помо­щи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очисти еси себе яко злато в горниле, Андрее блаженно.

Тропарь Христа Ради юродивому, глас 1

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ, мы юроди Христа ра­ди, раб Твой, Христе Боже Андрее,юрод бысть на земле Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.

Кондак Христа ради юродивому, глас 8

Вышния красоты желая и нижния сласти телесныя точно оставил еси, нестяжанием суетнаго мира, Ангель­ское житие преходя, скончался Андрее, блаженне: с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от чело­век во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их бого­угодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Популярные молитвы:

Молитвы блаженному Василию, Московскому чудотворцу

Молитва святому великомученику Мине

Молитва мученику младенцу Иоанну Киевопечерскому

Молитва Пресвятой Богородице Неупиваемая Чаша

Молитвы Преподобному Иову Почаевскому

Молитвы святителю Тихону, епископу Воронежскому, чудотворцу Задонскому

Молитва мученице Фомаиде Египетской

Молитва святителю Иоанну Новгородскому

Молитва священномученику Зотику

Молитва Пресвятой Богородице Знамение

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

Молитва Преподобному Григорию, иконописцу Печорскому

Молитвы преподобному Амвросию Оптинскому

Молитвы Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, святым мученицам

Православные информеры для сайтов и блогов Все молитвы.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый

Память блаженного Андрея, Христа ради юродивого – 15 октября

В царствование греческого императора Льва Великого жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился отрок-славянин по имени Андрей. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храмы Божии.

Однажды Андрею было видение, в котором он видел диавола и его бесов, а также Ангелов Божиих, которые велели юноше вступить в схватку с бесами. Андрей с готовностью бросился на самого огромного беса, тот схватил его и со всей силы бросил об землю, но Андрей вспомнил совет Ангела, как победить страшного врага – и ринулся на беса крестообразно. И бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и более был недвижим.

Светлый юноша, бывший среди Ангелов, вручил Андрею драгоценный венец и сказал:

– Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели, будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ, – по словам Его Андрей понял, что с ним говорил Христос.

С того времени Андрей сделался Христа ради юродивым.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.

Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу. Благодатью Святого Духа он получил дар прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке.

Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:

– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».

Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами. Андрей спросил его:

– В чем причина твоего плача?

– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег. Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:

– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.

Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел. Бес говорил:

– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.

– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.

Так они препирались, и не могли договориться. И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство. Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре. Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:

– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.

По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Однажды, молясь во Влахернской церкви (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса), блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Увидев Богородицу, блаженный Андрей сказал своему ученику Епифанию:

– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Святой Андрей Юродивый преставился ко Господу в 936 году. По кончине блаженного его ученик Епифаний написал его житие.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею. Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников. Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.

Евангельские чтения дня

8 918 316 8336 Светлана (Фотиния)

г. Краснодар, ул. Красноармейская, 37. Соборная площадь святого Александра Невского

Блаженному Андрею, Христа ради юродивому

Блаженному Андрею, Христа ради юродивому

Молятся святому об исцелении страдающих душевными недугами и помрачениями разума, а так же при обморожениях.

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом – черные и страшные бесы. «Иди на добрый подвиг, – сказал Ангел Андрею, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Андрей начал ходить по улицам города в рубище, как будто разум его помутился. Многие годы терпел святой насмешки, оскорбления. Благодушно сносил он побои, голод и жажду, стужу и зной, прося милостыню и отдавая ее другим нищим. За свое великое терпение и смирение святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости, спас многих от душевной погибели и обличил многих нечестивцев.

Андрей, Христа ради юродивый (+936)

Андрей, Христа ради юродивый (+936) Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был славянин и жил в Х веке в Константинополе. С юных лет он полюбил храм Божий и Священные книги. Однажды в сонном видении блаженный увидел два войска. В одном были мужи в светлых одеждах, в другом –

Господь не оставит тех, кто всё отдает ради Христа

Господь не оставит тех, кто всё отдает ради Христа Святому отшельнику Павлу, первому пустынножителю, ворон в продолжение шестидесяти лет приносил по половине хлеба; но когда пришел к нему Антоний Великий, то вороном принесен был целый хлеб.Иоанн пустынножитель

Праведному Максиму, Христа ради юродивому

Праведному Максиму, Христа ради юродивому 16(29) январяО, преблаженне и досточудне угодниче Божий, Максиме праведный!Восприяв благодать Святаго Духа, первее послужил еси непорочным священством Пресвятей Троице, предстоя престолу Божию и приносяо людех Безкровныя Жертвы.

Прокопий Вятский, Христа ради Юродивый

Прокопий Вятский, Христа ради Юродивый В шести верстах от Хлынова, в деревне Корякинской, жил крестьянин Максим Плушков. Он и жена его Ирина были люди благочестивые и богобоязненные, почтительные к духовному сану, милостивые к бедным. Не имея детей, Максим и Ирина усердно

ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый

ВАСИЛИЙ, Христа ради юродивый инок Спасокаменного монастыря, бывшего на озере Кубенском. Обстоятельства жизни его неизвестны, ибо пожар истребил (1472 г.) монастырские архивы. Гробница Василия и поныне видна под церковию Спаса, в палатке (64) Ист. Росс. Иер. IV,

ПРОКОПИЙ, преподобный, Христа ради юродивый

ПРОКОПИЙ, преподобный, Христа ради юродивый преставился 1628 г. декабря 21. Мощи его почивают под спудом в Успенском Трифоновом монастыре, в Вятке. Память ему местно творится 21 декабря (269) Ист. Росс. Иер. VI,

Молитвы Христа ради юродивым

Молитвы Христа ради юродивым МолитваО великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне (имя)! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющая к тебе и призывающая имя твое святое, помилуй ны, припадающия днесь к пречистому образу твоему,

Христа ради юродивым

Христа ради юродивым Тропарь, гл. 1Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже (имя), юрод бысть на земли Тебе ради: темже память его почитающе, Тебе молим, Господи, спаси души наша.Кондак, гл. 8Вышния красоты желая, и нижния сласти

Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу

Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу 2 (15) августаО, великий угодниче Христов, преблаженне Василие!Припадающе к раце мощей твоих с любовию, с верою лобызаем честный твой образ, чающе от него силою Божиею получити исцеление душ и телес наших,

О целительстве лишенных ума. Блаженному Андрею, Христа ради юродивому

О целительстве лишенных ума. Блаженному Андрею, Христа ради юродивому 2 (15) октябряО, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Андрее!Услыши ны, многогрешныя, ныне воспевающия к тебе и призывающия имя твое святое. Помилуй

Иеромонах Анфим Христа ради юродивый

Старец Константин Христа ради юродивый

Старец Константин Христа ради юродивый Незлобивый и молчаливый Христа ради юродивый старец Константин (Ангелис) родился 10 февраля 1898 года в Додонской Календце, что в Эпире. Его отца звали Ставрос, а мать - Анфула. Нам неизвестны подробности первых лет его монашеской

О юродстве ради Христа

О юродстве ради Христа Ко всему следует упомянуть еще об одном виде подвига христианской жизни - это так называемое юродство ради Христа.Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов - гордость. Для этого они вели необычный образ жизни,

Христа ради юродивым

Христа ради юродивым Тропарь, глас 1Глас Апостола Твоего Павла услышав, глаголющ, мы юроди Христа ради, раб Твой, Христе Боже, (имя) юрод бысть на земли Тебе ради; темже память его почитающе, Тебе молим, Господи: спаси души наша.(Перевод: Услышав глас Апостола Твоего Павла,

Канон святому блаженному Андрею, Христа ради юродивому

Русская вера, 2017

Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, жил в X веке в Константинополе. Видя его величайшее смирение и душевную чистоту, Господь в видении призвал блаженного Андрея нести подвиг юродства. Святой Андрей немало претерпел унижения, оскорбления, насмешек, побоев от людей, обличая их пороки. Он сносил голод, жажду, стужу. Многие души были приведены им ко спасению. Святой сподобился узреть явление Пресвятой Богородицы во Вла- хернском храме в г. Константинополе, когда Небесная Заступница покрыла молящихся Своим омофором (в воспоминание этого события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Господь обещал блаженному Андрею, что в день Страшного Суда он получит великую награду за свой добрый подвиг. Молясь канон великому угоднику Божию, блаженному Андрею, будем просить святого, чтобы он, находясь в сияющих Обителях Вечности, не переставал молиться о спасении наших душ и усиливал своими молитвами наши молитвенные воздыхания ко Господу. Память св. блаженному Андрею, Христа ради юродивому 2 октября (15 октября по гражданскому стилю).

Порядок чтения по уставу

Г лас апостола Твоего Павла услышав глаголюща мы юроди Христа ради. Раб Твой Андрей, юрод бысть на земли Тебе ради Христе Боже. Тем же ныне память его почитающе Тебе молим, Господи спаси душа наша. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Г авриилу провещавшу Ти Дево, еже радуися. И со гласом воплощашеся всех Владыка, в Тебе святем киоте, яко же рече праведныи Давыд. Явися пространнейши небес, поносивши Зиждителя Своего. Слава всельшемуся в Тя, слава прошедшему ис Тебе, слава свободившему нас рожеством Своим.

КАНОН, глас 4-й

О тверзу уста моя и наполнятся духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чюдеса.

Запев: П реподобне отче Андрее, моли Бога о нас (поклон) .

О тверзи ми устне, подвигни ми язык, и исправи ми смысл, вся умудряяи Боже, да похвалю угодника Твоего Андрея юрода бывшаго на земли Тебе ради.

Запев. А ндрее блаженне, ты измлада Христа возлюбил еси, и к Нему единодушно возжелев. Како тя по достоянию похвалим, на диавола вооружившася, и сего козни победивша силою Христовою.

Слава. М олитвами Богу моляся, и диаволу досаждая. И многаго его толчения в двери хизины твоея аще вмале и устрашився, но неподвижен умом пребыл еси, силою Христовою укрепляемь.

И ныне. Богородичен. О Пресвятая Госпоже Дево Богородице покрый нас чюдным Своим амфором, и сохраняй град Свой от бед и скорбей. Яко же Тя преблаженныи виде Андрей в Лахернстей церкви молящуся.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, преподобне отче Андрее, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Т воя певцы Богородице живыи нетления источниче, лик Себе совокупльши духовен утверди, и в божественней Ти славе, венцем славы сподоби.

Запев. С ефиопом брався, и сего победил еси, от Христа дерзновение приим. Многу печаль бесом сотворил еси, святым же ангелом веселие и радость. С ними же ныне водворяешися.

Запев. В о сне Христа прежде видел еси, на бесы тя укрепляюща, и венец тебе подающа. И с ефиопом братися поучающа, ныне же не сновидением, но в неизреченнем свете славы Его видя, за ны молися.

Слава. Х риста послушал еси повелевшаго тебе юроду быти, и Царство Небесное обещавша. Тому последовав, неизреченная благая Его восприят, Андрее досточюдне.

И ныне. Богородичен. П рииди ныне в славе во Свою си церковь Богородице с соборы святых, яко же Тя виде святыи Андрей на воздусе светле за христианы молящуся. И подаждь нам Госпоже велию милость. Катавасия.

Седален, глас 8-й. У зы и железы связан быв в церкви седя Андрее, многи страсти от бесов подъял еси. И помощника си обрете апостола Христова возлюбленнаго Иоанна, иже повеле тебе терпети Христа ради. С ним же ныне водворяешися, за ны молися чтущыя память твою.

Слава, и ныне. Богородичен. В напасти многоплетенныя впад, от враг невидимых и видимых, бурею одержюся безчисленых моих прегрешении. И яко к теплому заступлению и покрову моему Пречистая, пристанищу прибегаю Твоей благости. Тем же Пречистая, из Тебе рождьшагося без семене, моли о всех рабех Своих непрестанно поющих Тя Богородице пречистая. Молящи Его прилежно, прегрешением оставление даровати, покланяющымся рожеству Твоему (поклон) .

С едяи во славе на престоле божественем, на облаце легце прииде Исус Пребожественныи от пречистыя Девы. Спасе же вопиющыя, слава Христе силе Твоей.

Запев. С едяща на престоле Христа Царя видел еси. Горкия сея жизни образ разсмотрил еси, горчае пелыни сущи. Потом же нетленныя сладости вкус приял еси.

Запев. Т огда во сне и в восторзе Христа видел еси. Ныне же со безплотными силами водворяяся, славу Божию видиши непостижимую и неизглаголанную. Поминай нас Андрее чтущих память твою.

Слава. О т видения разумов уверившагося Андреа похвалим вернии. На земли бывша юрода Христа ради, на небесех же ныне премудра духовною благодатию, со ангелы предстояща всех Богу.

И ныне. Богородичен. К то изглаголати может Твоего рожества таиньство; или кто исповесть Твоея молитвы силу, аще не бы Сама еси показала Андрееви юродивому в церкви в Лахерньстей честныи Твой покров. Катавасия.

У дивишася всяческая о божественей славе Твоей. Ты бо браконеискусимая Девице прият во утробе надо всеми Бога, и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающым Тя, мир подавающа.

Запев. У дивление бысть всем видящым Андреево житие. На сметьищи легание, и посреде града обнажение, и колесничное попрание. Но сия вся бысть ему пути правление в Небесное Царствие.

Запев. У дивишася вси видящии терьпение твое. Мученицы бо во едино время страсть претерпеша. Ты же вся дни живота своего злыя муки терпел еси, в Небесное Царство желая вселитися. Еже получив ныне, радуешися бесконечною радостию.

Слава. С окровенная быша тебе откровена, и вся бесплотныя аки плотьска видел еси. Ничто же бо земных не возлюбил еси. Тем же и небесная врата отверзошатися, в неизглаголанную радость Господа своего блаженне вшел еси.

И ныне. Богородичен. П оют Тя чини ангельстии, и славят Тя земных роди. Ты бо небесная Царице Андрееви явилася еси, покрывающи люди в церкви нетленным Ти покровом. За вся поющыя Тя непрестанно молящися. Катавасия.

Б ожественое се и всечестное совершающе праздньство богомудрении Божия Матере, приидите руками восплещем, от Нея рождьшагося верою славяще.

Запев. А постола Павла сбысться глас на тебе отче. Слово крестное погибающым убо юродство вменися. Тебе же спасающемуся сила Божия бысть, Андрее всехвалне.

Запев. Х ристов глас сбысться на тебе. Иже рече блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Ты бо обнища духом, и Царство Небесное восприял еси.

Слава. Е пифания иногда юношу суща на путь правыи наставил еси. Ему же и прорекл еси во святительском сану быти, и учити люди. Вся бо предняя яко пред очима суща видел еси.

И ныне. Богородичен. П рипадаем Ти Богородице мы грешнии, да и на нас ныне простреши невидимыи покров Твой. К Сыну Своему и Богу нашему, да принесеши молитвы Твоя за ны, яко же Тя древле Андрей виде. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 4-й. В юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавиде, плотьская играния увядил еси постом и жаждею, зноем и студению. От дождя и снега и от прочия воздушныя тягости никогда же не уклонися. Душу же очистил еси яко злато в горниле, Андрее всечестне.

Икос. П риидите христолюбцы, приидите нищелюбцы, восхвалим блаженнаго страдалца, премудраго Андреа бьюша юрода Христа ради. Волею мира и яже в нем уметы вменивша по апостолу, и во след Христа усердно потекша. Плоть же свою постом и жаждею и зноем и дождем и снегом воздушною тягостию смиривша. Душу же от страстей свободну соблюдша, и светлу добродетелми соделавша, и небесное житие со всеми святыми вечно наследовавша, и молящася Христу Богу о чтущих его верою и любовию. К нему же возопием: радуйся угодниче Христов Андрее всечестне.

Н е послужиша твари богомудрении паче Зиждителя, но огненое прещение мужески поправше. Радовахуся поюще, препетыи иже отцем Господь и Бог благословен еси.

Запев. Н е изволив ничто же любити на земли паче Зиждителя, но посреде храмов скитаяся блаженне Андрее, радовашеся поя, препетыи отец наших Боже благословен еси.

Запев. Н е пощаде плоти своея, но предаде ю на подвиги и труды, нуждное пребывание. Тем козни бесовския мужески поправ блаженныи Андрей. Пояше, препетыи иже отцем Господь и Бог благословен еси.

Слава. Н ичто же земныя славы не восхоте, Христа же паче возлюбил еси блаженне Андрее. И к Нему востече радуяся, болезнем своим приемля воздаяние. И поя присно, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. Б лаженне Андрее, и ныне помолися Царице Богородице, Юже виде за мир молящюся, да нас покрыет непобедимою Своею милостию. Тоя бо покровом вси вернии сохраняемся. Катавасия.

О троки благочестивыя в пещи рожество Богородиче спасло есть. Тогда образуемо, ныне же действуемо, вселенную всю воздвиже пети, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Запев. Б огатаго умерша иногда видел еси, чювьственою честию проводима, силами же зле сводима во глубину адову блаженне Андрее. И о нем плачася, и моля Господа.

Запев. Б езплотнаго ангела плачющася о погибели души богатаго, в житии сем не покаявшася, от плача пременил еси Андрее блаженне. С ним же поеши, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.

Слава. С ребролюбна черноризца видев от злаго змия стужаема, Андрее блаженне, и сего от сребролюбнаго недуга избавив, вразумил еси пети и превозносити Господа во веки.

И ныне. Богородичен. О т Андреева видения покров Твой уведевше Царице Богородице, молимтися прилежно, покрый нас милостию Твоею поющих Сынови Твоему, и превозносящих Его во веки. Катавасия.

В сяк земен да взыграется Духом просвещаемь. Да ликоствует же бесплотных умов естество, почитая святое торжество Божия Матере. И да поют, радуися Преблаженная Богородице чистая присно Дево.

Запев с поклоном. П о Христову словеси за биющыя тя моляся святе. Тем же небесная врата отверста, и душа праведных во образе ластовиц летающыя видел еси. С ними же ныне водворяешися Андрее блаженне.

Запев. Х риста Бога истинно возлюбив, себе отверглся еси. И Тому последовав, яко же Он рекл есть, любяи душу свою спасти, погубит ю. Тем же душу свою в живот вечныи соблюл еси, достохвалне святе Андрее.

Слава. В еликая и преславная ныне сбышатися в Небеснем Царствии. Аще и юрод был еси мирови, но Христови мудрец явися достохвалне. Призирай с небеснаго круга, на ны чтущыя память твою.

И ныне. Богородичен. В сяк земен покрывается покровом Твоим, преславная заступнице Богородице, яко же блаженныи Андрей Тя виде за мир молящюся, не созданному Существу, в созданное естество от Тебе оболкшемуся. Катавасия.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Подлесненская основная школа»

Наименование секции: историческая

Актуальность темы: популяризация знаний о жизни Симбирского блаженного старца Андрея.

Цель исследования :

1. Изучить биографию Симбирского блаженного старца Андрея.

2. Оформить исследовательскую работу по теме.

3. Внести посильный вклад в изучение истории моей малой Родины.

Предмет исследования : Житие Святого Андрея Симбирского, Христа ради юродивого, чудотворца.

Отрочество блаженного Андрея

Родился Андрей Ильич Огородников в 1763 году в бедной семье и был назван в честь святого Андрея, архиепископа Критского.

Родители его Илья Иванович и Анна Иосифовна были бедные, набожные симбирские мещане, проживавшие в Подгорной части Симбирска.

До трехлетнего возраста Андрей Ильич был «сиднем», пил и ел из чужих рук; потом стал ходить, но ничего не говорил, кроме «мама-Анна» или просто «Анна», и так во всю свою жизнь. На обращаемые к нему вопросы он давал ответы звуками, жестами, движением рук или головы – утвердительные или отрицательные и, несомненно, вполне сознательные.

Пища Андрея Ильича была самая простая: ни вина, ни мяса он не употреблял, а любил, по рассказам знавших его, чай и намазанный мёдом чёрный хлеб. От необыкновенного воздержания тело его было сухо, как трава, и очень легко. Телу своему Андрей Ильич никогда не давал покоя. Спал с самых юных лет мало, да и то на голых досках или на земле.

До семи лет он носил обычную одежду. С наступлением же этого возраста перестал надевать верхнее платье и обувь. Невзирая ни на какие перемены погоды, он ходил по улицам города босиком, в одной длинной рубахе.

С той поры Андрюша сделался предметом благоговейного почитания и удивления для одних, сомнения и предубеждения для других. Между тем, при внимательном взгляде на его жизнь, нельзя не увидеть, что все его внешние действия и поступки служили выражением духовной жизни.

«Лишенный, по-видимому, всех даров природы, скорченный, имевший жалкий вид, Андрей Ильич принял на себя подвиг юродства и молчальника на всю жизнь» , - писал П. Мартынов.

После смерти родителей он с сестрой Натальей, служившей ему до кончины, приютился в хижине, построенной для него в 1813 году помещицей Е. А. Мильгуновой, на Панской улице. Но сюда он приходил только ночевать, а целые дни проводил на улице.
В жизни юродивого Андреюшки встречалось немало поводов для народной молвы, чтобы считать его праведником, так как многие из его деяний были невозможны для обыкновенного человека: так, целые дни, а иногда и ночи, он стоял на церковной паперти или на колокольне в трескучий мороз, босиком, в одной рубахе; вытаскивал голыми руками чугунные горшки из пылающей печи; целовал кипящий самовар, при чем случалось, что обливался кипятком
, - и всё это не имело никакого влияния на его здоровье. В дни отрочества своего, когда мать его уходила в Киев или другие места на богомолье, Андрей Ильич перед её возвращением начинал обыкновенно кричать «мама-Анна». По этому признаку домашние догадывались о скором возвращении Анны Иосифовны домой, что и сбывалось действительно.

Кротость его нрава и незлобие были поразительны. Несмотря ни на какие издевательства – глумления пьяных и дерзких людей, поношения от невоспитанных и шаловливых ребят, – Андрей Ильич никогда не выходил из себя и даже не оборонялся, оставаясь невозмутимым, отходил от оскорбителей.

Необычайность поведения и образа жизни Андрея Ильича приковывала к нему взоры и внимание людей всех сословий, званий и состояния – бедных и богатых, безвестных и знатных. Укреплению веры в его праведность – веры, которая пережила более полутораста лет, нисколько не умалясь в своей силе до нашего времени, – способствовали проявленные им дарования.

Так, всё, что подавал он прохожим, имело особенное значение и смысл: кому давал Андрей Ильич деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот вскоре умирал. Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо брал по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они вознаграждались за щедрость необыкновенной успешностью торговых оборотов. По прозорливости своей блаженный всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы.

Один семьянин нёс ему большую коврижку, но дорогою подумал: «Зачем это я такую большую коврижку несу ему? Верно, не скушает сам всей, лучше бы детям уделить половину». Андрей Ильич принял коврижку, но, отломив себе кусочек, остальную часть возвратил принесшему её.

Другой нёс ему яблоки в платке, и жаль ему стало отдавать вместе с яблоками и платок, но Андрей Ильич, выложив яблоки, отдал платок этот назад и таким образом дал понять, что не нуждается в невольном подарке.

Одна симбирская помещица из-за Волги прислала к празднику целый воз провизии: масла, яиц, крупы меду и пр. Но эта помещица плохо кормила собственных крепостных. Андрей Ильич сам вынес из собственного малёхонького домика принесенные продукты, кадочки и мешки, уложил назад в телегу и показал знаками, чтоб все выслали обратно.

"ГРАДА СИМБИРСКА ЧУДНАЯ ПОХВАЛО И ЗАСТУПЛЕНИЕ…"
Блаженный Андрей Ильич с давних пор, еще при жизни своей, почитался всеми симбирянами, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, - как заступник, хранитель города Симбирска. Тогда это был весьма небольшой дворянско-купеческий городок, так что жизнь Андрея Ильича проходила можно сказать, на глазах у всех горожан, - потому-то многие эпизоды его жизни сохранились в народной памяти.
Заступником Симбирска блаженного считают не случайно. Деревянный Симбирск, как известно, неоднократно горел. Однако при жизни Андрея Ильича в городе ни разу не было больших опустошительных пожаров. «Пока Андреюшка блаженный жив, не будет у нас пожаров», – с уверенностью говорили жители города. И действительно, по свидетельству современников, в то время как соседняя Казань сгорала чуть ли не дотла, в Симбирске, пока был жив Андрей Ильич, пожаров не было. Интересно, что после смерти святого пожары в Симбирске возобновились. Может быть, отсутствие пожаров связано было с тем, что одним из обычных занятий блаженного были частые и быстрые переходы из одной части города в другую? После таких переходов он мог стоять на одном месте в каком-то внутреннем созерцании часами, переминаясь с ноги на ногу, качаясь из стороны в сторону, подобно колокольному языку, и произнося ему лишь одному внятное: "Бум, бум, бум…" Не пробуждал ли блаженный таким образом симбирский народ к покаянию и праведной жизни в Боге, к отрешению от житейской суеты?
Известности Андрея Ильича как праведника и защитника Симбирска много способствовал 1812 год, когда перед лицом грозной опасности, в людях усилилась религиозность. Умножилось и число паломников. Те, кто отправлялся из Симбирска к преподобному Серафиму Саровскому, передают, что подвижник отказывал им в благословении, указывая на Андрея Ильича: "Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить, - у вас лучше

меня есть, Андрей ваш Ильич…"

"ПРОВИДЕЦ СУДЕБ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ…"
Господь наградил своего угодника даром прозорливости. Все горожане знали о том, что каждое действие Андрея Ильича имеет потаенный смысл. Если он подавал кому-то деньги, то человеку этому способствовал успех в делах или повышение по службе. Если же блаженный Андрей подавал человеку щепку или горсть земли, - то это было знаком скорой кончины. Часто предупреждал он людей о смерти, готовя их к христианской кончине, и тем, что приходил к ним в дом и, вытягиваясь, подобно покойнику, ложился под образами в переднем углу. Однажды зашел он в дом к госпоже Быковой, когда она, отправившись после родов, шла в баню. Он прошел в ее спальню и лег на диван, сложив руки на груди. Возвращаясь из бани, женщина простудилась и вскоре, умерла, скончавшись на том самом диване.
Андрей Ильич захаживал к секретарю консистории Прозорову. Однажды по приходе он составил в переднем углу стулья и лег на них, подобно покойнику. В скором времени после этого предсказания умер один из членов семьи. Одной симбирянке он предсказал иноческую жизнь (она стала одной из сестер Спасской обители), а при виде ее матери лег, вытянувшись, и скрестил руки на груди - та вскоре умерла. Таких случаев предсказаний скорой кончины известно немало.
Живал Андрей Ильич у некоей Агафьи Фаддеевны (это была его племянница, дочь брата Фаддея), племянница которой однажды сильно заболела. Агафья Фаддеевна просила его вымолить у Бога жизнь племянницы, однако, зная Божью волю, он жестами стал ей показывать, чтобы больную положили, как обычно кладут усопших, в передний угол. И действительно, в непродолжительном времени та умерла.

"НЕДУГОВ ТЯЖКИХ ЦЕЛИТЕЛЮ…"
Известны многие случаи исцеления людей по молитвам святого блаженного Андрея. Успокаивал святой и бесноватых. Недалеко от его бедного домика жила на дворе одна старуха-нищенка, одержимая нечистым духом. В припадках беснования она поносила блаженного Андрея и кричала ему, чтобы он ушел куда-нибудь жить в другое место. Рассказывают, что в эти моменты святой Андрей поднимал что-нибудь с полу и подавал ей (видимо, склоняясь к земле, молился за больную). После этого она успокаивалась.
Всю свою жизнь блаженный Андрей Ильич отдал на служение своим ближним. Кому помогал молитвой, кому - предупреждением, кому делом. А у одного младенца он стал крестным отцом, и притом каким! Мать одной девицы, в будущем инокини, в течение нескольких дней мучилась родами. Видимо, блаженный Андрей решил помочь ей, и направился к ней в дом. Едва он взошел на крыльцо дома, как роженица благополучно разрешилась от бремени. Поняв, кто помог ей, она обрадовалась и решила, что именно Андрей Ильич Самим Господом послан как восприемный отец родившегося мальчика. В церкви у купели Андрея Ильича поминали как крестного отца. Сам же он об этом не знал. Но когда после очистительной молитвы мать с ребенком вошли в его жилище, он, как и положено крестному отцу, возложил на своего крестника святую икону (Ангела-хранителя с Соловецкими чудотворцами). Этим он выказывал свою прозорливость.
Его любовь к крестнику проявилась и в другом случае. Когда С. вырос, он окончил Казанский университет. Возвратившись в Симбирск, он захотел повидаться с крестным отцом и попросить его благословения. Однако он брезговал поцеловать всегда испачканную руку блаженного Андрея Ильича. Андрей Ильич проведал смущение своего крестника и, когда зашел в дом его родителей, знаками попросил, чтобы няня вымыла ему руку. Вымытую руку он и дал поцеловать своему крестнику. Более того, он обнял С. и дал поцеловать ему свою голову. Няня, вымывшая ему руку, осуждала блаженного: "Какой он святой, - все чай пьет". Провидев духом такое осуждение, Андрей Ильич, зайдя однажды в этот дом, не стал пить чай, а напился из лохани помоев и ушел.
Прозорливо предвидел Андрей Ильич и опасности для окружающих его людей, - в особенности беззащитных, угнетаемых сильными мира сего. Были и другие случаи спасения симбирян по прозорливости блаженного Андрея Ильича. Так, однажды, когда одна его почитательница, бедная мещанка, варила в своем доме щи, он неожиданно вбежал к ней с улицы, схватив руками стоящий в огне горшок и бросил его на пол, после чего снова убежал на улицу. Хозяйка, было, огорчилась, но потом поняла, в чем дело. Блаженный спас ее от верного отравления: когда она убирала черепки разбитого горшка, она увидела в щах огромного ядовитого паука.
В другой раз он выдернул пробку из бочки с маслом. Масло пролилось, и торговец разгневался. Однако оказалось, что на дне бочонка лежала мертвая змея.

КОНЧИНА БЛАЖЕННОГО
Подвижническая жизнь Андрея Ильича продолжалась 78 лет. 21 ноября (4 декабря по н. ст.) 1841 г. блаженный уже не мог подняться с постели по великой телесной слабости. В тот же день к его убогой хижине стал стекаться весь город: попрощаться с ним и получить последнее благословение. За несколько дней болезни Андрея Ильича у него безо всякого зова побывало почти все симбирское духовенство, - так велико было уже в эту пору почитание будущего прославленного святого и ясное понимание необычности происходящего.
23 ноября он последний раз причастился Святых Христовых Таин. Причащал его после ранней обедни его духовник о. В. Я. Архангельский. Во время причащения на его лице, по свидетельству очевидца, отразилось неземное блаженство.

В тот же день, вечером, над блаженным было совершенно таинство Святого Елеосвящения. Андрей Ильич хотя и находился на постели, но сам благоговейно держал свечу. К Евангелию же он прикладывался с необыкновенным чувством.
С 27-го на 28-е ноября (10 декабря по н. ст.) священник В. Я. Архангельский всю ночь провел у блаженного, вслух читая умирающему акафист Успению Богородицы и затем отходную. В 4 часа полуночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался.
Похороны блаженного предваряли его будущее прославление: настолько все было необычно. К бедной его хижине пришел буквально весь город. Каждый горожанин стремился хоть чем-нибудь поучаствовать в погребении Божиего человека. На средства горожан были приобретены принадлежности к гробу: бархат для обивки, дорогие покровы, множество подсвечников. Гроб был сделан одним столяром, который еще при жизни Андрея Ильича умолял об этой чести. Некие почитательницы блаженного старца сшили для блаженного новую рубаху, в которой он и был похоронен. Они же надели на него старинный восьмиконечный позолоченный нательный крестик.
В богатом гробу, но в привычной всем длинной рубахе, босой, Андрей Ильич пять суток находился в своей тесной хижине, где и ночью и днем служились панихиды без перерыва. Лишь 3-го декабря гроб был торжественно перенесен, с благословения симбирского архиепископа Анатолия, в Вознесенский собор ко всенощному бдению. После службы гроб был оставлен в храме, где всю ночь служились панихиды по Андрею Ильичу.
Шесть суток прощания с покойным не имели влияния на тело усопшего: тления и запаха не было. Блаженный Андрей Ильич лежал во гробе и выражение его было умилительным и радостным.
В день погребения в Вознесенском соборе литургию совершал архимандрит Гаврил, ректор Симбирской духовной семинарии. А к отпеванию собралось до 30-ти городовых священников и много сельских. Архимандрит Гаврил сказал о жизни и кончине блаженного Андрея торжественное слово.
По окончании отпевания гроб из собора вынесли диаконы, которые потом передали его народу. Выдающиеся горожане Симбирска при громадном стечении народа несли гроб на своих плечах, несмотря на гололедицу и холод. Более чем на версту растянулась похоронная процессия, шествовавшая под колокольный звон со многими хоругвями. Из Вознесенского собора гроб понесли на знаменитое кладбище Покровского монастыря, где обыкновенно погребались лишь знатные горожане из дворян и купцов.
Вся жизнь и блаженная кончина Андрея Ильича настолько убеждали горожан в святости почившего, что народ домогался разорвать на памятные лоскуты один из дорогих покровов на гробе. Любопытно, что даже закоренелые раскольники разных сект присутствовали в Вознесенском соборе на литургии, а затем с благословением проводили гроб до самой могилы.
Могила Андрея Ильича была приготовлена с южной стороны монастырского храма. Вскоре после погребения на ней была положена чугунная плита с надписью о происхождении, времени рождения и кончины Андрея Ильича. В таком виде могила сохранялась до 1893 года, когда, по мысли и почину Преосвященного Симбирского Варсонофия, на пожертвования симбирских благотворителей был поставлен памятник с живописным изображением блаженного.

В конце 20-х – начале 30-х годов могила почитаемого старца была утеряна. Многие десятилетия она была скрыта под слоем битого кирпича, щебня и асфальта. Однако православные симбиряне многие десятилетия приходили на место, где ранее располагалось кладбище Покровского монастыря и сама обитель, молились и искали утешения у того, чьи останки незримо скрывала эта земля.

ПОЧИТАНИЕ БЛАЖЕННОГО АНДРЕЯ

Сегодня почитаемый горожанами угодник Божий вновь сохраняет свое земное отечество. В начале сентября 1991 года в ходе работ, организованных Ульяновским епархиальным управлением, могила Андрея Ильича была найдена.

3 июня 1998 года во время прославления блаженного Андрея в лике местночтимых святых его останки были извлечены из гроба и перенесены в Храм Всех святых. . «Святые останки будто переливались и искрились при свете свечей – они были покрыты крупными каплями, напоминающими испарину, – свидетельствовал в своей книге протоиерей Алексий Скала.

Научно объяснить это можно было бы резким перепадом температуры, но склеп вскрыли ещё днём, и внутри него не могло быть очень прохладно. Затем гроб старца на протяжении более чем пяти часов находился в духоте переполненного народом храма. Выходит, резкого перепада температуры при открытии крышки гроба не могло быть …святые мощи, источив кристально прозрачные капли влаги, сами собою омывались, показывая чистоту и непорочную богоотмеченность самого Блаженного».

С этого момента праведник, предстоящий и молящийся за весь наш город пред Престолом Всевышнего, телесно находится рядом со своими земными согражданами. Молился весь православный Симбирск, вновь просил помощи и заступления у новопрославленного святого своего, родного угодника Божия.

Так древний Симбирск милостью Божией обрёл своего небесного покровителя.

В феврале 2015 года на территории Храмового комплекса Спасо- Вознесенского собора был открыт памятник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Велик и труден подвиг юродства. Это значит – совершенно забыть себя, в собственном мнении лишить себя всякого значения, всякого достоинства в среде разумных созданий. Это значит – прямо отдать себя на поругание, прямо считать себя достойным одних этих хулений. Именно подвизавшиеся в юродстве угодники Божии изначально усмирили в себе источник всяческих соблазнов и искушений – гордыню, названную «матерью всех грехов». Уничижив себя, отложив попечение о тленной плоти, эти подвижники делали предметом своей заботы лишь одно – бессмертную человеческую душу.

Народная вера присвоила Андрею Ильичу имя «блаженный» – и не напрасно. Вся его жизнь была постоянным подвигом против духовной нищеты.

В ходе работы над проектом мне было интересно узнавать новые факты биографии нашего земляка Андрея Блаженного. Это был необыкновенный человек. Несмотря на свои недуги, он смог прожить долгую жизнь и приносить пользу другим людям.

Ежегодное поминовение новопрославляемого святого блаженного Андрея 3 июня (нов. стиля) - день прославления и обретения честных мощей и 10 декабря (нов. стиля) - день праведной кончины блаженного.

Пусть же высокодуховный облик старца Андрея служит нам путеводною звездою в стремлении воспитать в себе те драгоценные добродетели, которыми украсил свою жизнь приснопамятный Андрей Ильич Огородников, святой Русской Православной церкви, покровитель Симбирска Андрей Блаженный.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.П. Мартынов "Город Симбирск за 250 лет его существования", Симбирск, 1808 г.

2. Скала «Града Симбирска чудная похвала и заступление», Ульяновск, 2000 г.

3.Православная энциклопедия

4. www . pravenc . ru

Бла-жен-ный Ан-дрей, Хри-ста ра-ди юро-ди-вый, был сла-вя-нин и жил в Х ве-ке в Кон-стан-ти-но-по-ле. С юных лет он по-лю-бил храм Бо-жий и Свя-щен-ные кни-ги. Од-на-жды в сон-ном ви-де-нии бла-жен-ный уви-дел два вой-ска. В од-ном бы-ли му-жи в свет-лых одеж-дах, в дру-гом - чер-ные и страш-ные бе-сы. Ан-гел Бо-жий, ко-то-рый дер-жал в ру-ке чу-дес-ные вен-цы, ска-зал Ан-дрею, что вен-цы эти - не укра-ше-ние зем-но-го ми-ра, а небес-ное со-кро-ви-ще, ко-то-рым Гос-подь на-граж-да-ет Сво-их во-и-нов, по-беж-да-ю-щих чер-ные пол-чи-ща. "Иди на доб-рый по-двиг, - ска-зал Ан-гел Ан-дрею, - будь юро-див ра-ди Ме-ня и мно-го по-лу-чишь в день Цар-ства Мо-е-го". По-нял бла-жен-ный, что Сам Гос-подь при-зы-ва-ет его на по-двиг. С это-го вре-ме-ни Ан-дрей на-чал хо-дить по ули-цам го-ро-да в ру-би-ще, как буд-то ра-зум его по-му-тил-ся. Мно-гие го-ды тер-пел свя-той на-смеш-ки, оскорб-ле-ния. Бла-го-душ-но сно-сил он по-бои, го-лод и жаж-ду, сту-жу и зной, про-ся ми-ло-сты-ню и от-да-вая ее дру-гим ни-щим. За свое ве-ли-кое тер-пе-ние и сми-ре-ние свя-той по-лу-чил от Гос-по-да дар про-ро-че-ства и про-зор-ли-во-сти, спас мно-гих от ду-шев-ной по-ги-бе-ли и об-ли-чил мно-гих нече-стив-цев.

Во вре-мя мо-лит-вы во Влахерн-ском хра-ме свя-той Ан-дрей спо-до-бил-ся узреть Пре-свя-тую Бо-го-ро-ди-цу, по-кры-ва-ю-щую мо-ля-щих-ся Сво-им омо-фо-ром. Скон-чал-ся бла-жен-ный Ан-дрей в 936 го-ду.

Молитвы

Тропарь блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому

Глас апо́стола Твоего́ Па́вла услы́шав, глаго́лющ:/ мы юро́ди Христа́ ра́ди,/ раб Твой, Андре́й, юро́д бысть на земли́/ Тебе́ ра́ди, Христе́ Бо́же./ Те́мже ны́не па́мять его́ почита́юще,// Тебе́ мо́лимся, Го́споди, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Слова апостола Твоего Павла услышав, гласящие: «Мы безумны Христа ради» (), раб Твой Андрей стал на земле ради Тебя, Христос Бог. Потому сейчас, почитая его память, Тебе молимся, Господи, спаси души наши.

Кондак блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому

Во юро́дство претвори́вся во́лею,/ ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́,/ плотска́я мудрова́ния увяди́л еси́ посто́м и жа́ждею, и зно́ем,/ и сту́дению мра́за,/ от дождя́ и сне́га, и от про́чия возду́шныя тя́готы никогда́же уклони́вся,/ очи́стил еси́ себе́, я́ко зла́то в горни́ле,// Андре́е блаже́нне.

Перевод: Юродивым став по своей воле, блага этого мира возненавидел ты, плотские мудрования ты иссушил постом и жаждой, и зноем, и холодом от мороза, дождя и снега, и прочих трудностей природных никогда не уклоняясь, очистил себя, как золото в горниле, Андрей .

Молитва блаженному Андрею Константинопольскому, Христа ради юродивому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, блаже́нне Андре́е! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтем святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йнии есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Андрей Симбирский ( - ), Христа ради юродивый , блаженный

В миру Андрей Ильич Огородников, родился 17 июля года в Симбирске , в семье мещан, с 7 лет стал юродствовать , взял на себя подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).

Рано осиротел, до г. жил у брата, а после его смерти - у овдовевшей сестры, покинувшей ради него монастырь. Помещица Е. А. Мильгунова выстроила для св. Андрея дом и назначила ему пожизненное содержание в размере 60 р. в год.

Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Вознесенского собора , где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.

Всю милостыню, которую получал, блаженный раздавал нищим, был очень кроток, укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась.

Блаженный обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, прп. Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич».

Некоторые поступки блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.

Святой Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге блаженного.

Скончался 27 ноября года в Симбирске , был похоронен при огромном стечении народа в Симбирском Покровском монастыре . По свидетельству очевидцев, от тела подвижника исходило благоухание. На могиле блаженного на народные пожертвования была возведена величественная чугунная часовня с золочеными маковками. Ее разрушили в 1930-е годы...

В году во время археологических раскопок на кладбище бывшего Покровского монастыря была обнаружена оскверненная могила блж. Андрея. В том же году были получены первые сведения о чудесных исцелениях и помощи на могиле блаженного, подготовлена историческая справка в комиссию по канонизации при Священном Синоде.

В году рядом с могилой возводится часовня, в феврале к рассмотрению принято два тома материалов, собранных об подвижнике.

3 июня года были обретены мощи блаженного Андрея и состоялась его канонизация как местночтимого святого.

В царствование греческого императора Льва Великого жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился отрок-славянин по имени Андрей. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храмы Божии.

Однажды Андрею было видение, в котором он видел диавола и его бесов, а также Ангелов Божиих, которые велели юноше вступить в схватку с бесами. Андрей с готовностью бросился на самого огромного беса, тот схватил его и со всей силы бросил об землю, но Андрей вспомнил совет Ангела, как победить страшного врага – и ринулся на беса крестообразно. И бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и более был недвижим.

Светлый юноша, бывший среди Ангелов, вручил Андрею драгоценный венец и сказал:

– Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели, будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ, – по словам Его Андрей понял, что с ним говорил Христос.

С того времени Андрей сделался Христа ради юродивым.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.

Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу. Благодатью Святого Духа он получил дар прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке.

Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника – богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:

– Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».

Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами. Андрей спросил его:

– В чем причина твоего плача?

Ангел отвечал:

– Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег. Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:

– Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.

Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей – один из них был бес, другой же – Божий Ангел. Бес говорил:

– Инок – мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.

– Нет, он мой, – возражал ангел, – ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.

Так они препирались, и не могли договориться. И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство. Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре. Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:

– Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.

По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Однажды, молясь во Влахернской церкви (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса), блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Увидев Богородицу, блаженный Андрей сказал своему ученику Епифанию:

– Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

Епифаний отвечал:

– Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Святой Андрей Юродивый преставился ко Господу в 936 году. По кончине блаженного его ученик Епифаний написал его житие.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него – память блаженному Андрею. Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников. Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву – известный как храм Василия Блаженного.