Что делают на ивана купала приметы. Народные приметы и обычаи на ивана купалу. Заговор от одиночества на Ивана Купалу

Если в праздник погода дождливая, спустя неделю наступят жаркие дни, которые простоят до конца августа.

Увидеть змею в праздник – к неприятностям.

Если в Купальскую ночь звезды яркие, а утром много росы, урожай овощей будет обильным.

Ребенок, рожденный в праздничную ночь, будет успешным, здоровым. Считается, что он с рождения наделен магическими способностями.

В этот день нельзя кушать ягоды – умершие родственники останутся голодными на том свете.

Девушкам не стоит принимать в этот день ни от кого, особенно от парней, никаких даров, в том числе, сладостей. В старину считалось, что они могут быть заговоренными на зло, потому что в день Ивана Купалы ведьмы и колдуны обретают особую силу.

Услышать в Купальскую ночью пение кукушки – к холодной осени.

Пение сверчка в эту ночь сулит добрую весть.

Уходя с празднования дня Ивана Крестителя, нельзя оборачиваться, чтобы посмотреть на костер. Считается, что, в противном случае, к человеку пристанет нечисть, и в течение всего года будет пить его энергию.

Защитить себя от злых сил на весь год поможет купание в водоеме на закате. О традициях, обычаях празднования дня Ивана Крестителя читай в .

Гадания, ритуалы, обряды в праздник Ивана Крестителя

На праздник Иван Купала молодые девушки любят гадать на суженного, счастье, здоровье, привлекают в свою жизнь любовь, суженного, читают молитву от одиночества.

Гадание на суженого

После бани с купальским веником, выйдя из бани, его нужно бросить назад. В какую сторону полетит веник, в той стороне живет суженый.

Гадание на замужество

В Купальскую ночь нужно собрать растения, закрыв глаза. Не глядя на букет, положить его под подушку, а на утро посчитать, сколько разных трав удалось собрать. Если их 12 и более, значит, в этом году быть замужеству.

Гадание на счастье

Сорвав два стебля любой травы, нужно вставить их в расщелину в доме. Через время, когда стебли подсохнут, нужно посмотреть, сплетаются ли они. Если да, судьба будет благосклонной, в отношениях с милым будет все хорошо. Смотрящие в разные стороны стебли – к ссорам с любимым, возможно, к расставанию.

Гадание на ромашках

Два цветка окунают в воду, смотрят, плывут ли они друг к другу. Если да – скоро в жизни появится суженый. В противном случае, встреча с ним случится нескоро.

Гадание на длину жизни

В праздничную ночь зажигают свечу. Сгоревшая до конца, она сулит долгие годы жизни. Если свеча потухнет, следует проявить осторожность, позаботиться о здоровье.

Гадание на пламени костра

Глядя на огонь, загадывают желание. Яркое пламя означает исполнение задуманного, слабый огонь говорит, что желание пока не сбудется.

Ритуал на добро, обряд на избавление от бед и несчастий

На листе бумаги нужно описать все неприятности, которые произошли в течение последнего года, а затем этот лист сжечь в купальском костре. Все беды уйдут, а человека будет ждать только добро.

Ритуал на счастье в личной жизни

Не причесавшись и не обувшись, замужние женщины собирают рассветную росу, читая такой заговор:

Заговор на счастье в личной и семейной жизни:

«Батюшка, Иван-Цвет, встала я нынче чуть свет. Перед иконой помолилась, в дверях перекрестилась, воды не испив, лица не умыв, языка не развязав, пояса не повязав. Дай мне, Купала, силу, чтобы я победила. Дай мне росы твоей собрать, чтобы сердце раба Божьего (имя) к любви призвать. Чтобы он, как роса в лугах, горел, играл, любил меня и не изменял, нигде бы ни с кем бы меня не забывал. Любил бы меня сейчас молодой, а в старости – седой и больной. Как хмель вьется вокруг забора, так бы и он вился вокруг моего подола. Как млеет утренняя роса, дожидаясь солнца, так ждал бы, дожидался раб Божий (имя) меня. Как мать без дитя мается, так бы и он без меня маялся и тосковал, никогда бы не забывал, словом плохим не называл меня, свою жену, рабу Божью (имя). Аминь. Аминь. Аминь»


Заговоренную росу нужно добавлять в пищу или напитки мужа.

Ритуал против одиночества на Иван Купалу

Перед ликом Божьей Матери зажигают 7 свечей, свяченых в храме, затем произносят молитву 40 раз:

Молитва от одиночества:

«О многострадальная Матерь Божья, превысшая всех дочерей земли по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобой на земле перенесенных, прими многоболезненные воздыхания наши и сохрани нас под покровом Твоей милости. Иного бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не ведомы, но, яко дерзновение имущая ко иже из Тебе рожденному, помози и спаси нас молитвами Своими. Да непреткновенно достигнем Царства Небесного, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единого Бога ныне и присно, и во веки веков. Аминь»


Один из самых романтических, таинственных народных праздников - это, несомненно, Ивана Купала. Чей праздник, традиции и обычаи этого дня - об этом и пойдет речь далее.

Отмечать его начали еще в седой языческой древности. У восточных славян он приходился на 24 июня. Но после введения григорианского календаря дата сместилась на 7 июля. Празднования и обряды Иванова дня обязательно включают в себя три главные составляющие: огонь, воду и травы.

Ивана Купала и христианство

История происхождения праздника Ивана Купала рассказывает что после крещения Руси празднование совпало с церковным праздником Рождения Иоанна Предтечи (Ивана Крестителя). С ним связывают первую часть современного названия Ивана Купала. Вторая часть, по мнению некоторых исследователей, носит имя языческого божества плодов и цветов Купала. Но другие утверждают, что в славянском пантеоне такого бога не было, а название «Купала» связано с обрядами, проводимыми в этот день.

История праздника Ивана Купала содержит сведения, что такое двойное название возникло в тот период, когда церковь попыталась полностью заменить языческий праздник на христианский. Священники крайне негативно относились к гуляньям и гаданьям, происходившим в этот день. Постоянно пытались их запретить, считая подобные увеселения богомерзкими, бесовскими и связывали их с поклонением нечистому.

Когда отмечают Ивана Купала

История праздника Ивана Купала донесла до нас сведения, что в се основные празднования начинаются вечером 6 июля (23 июня) с заходом солнца и продолжаются всю ночь до рассвета. Ночь на Ивана Купала считается волшебной. В это время гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы, русалки, мавки и т. д., а травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства.

Как отмечают Ивана Купала

Что делать на Ивана Купала? Уже после обеда 6 июля (23 июня) девушки начинали собирать цветы, травы и плести венки. Также молодежь изготовливала чучела Марены и Купала, главных действующих лиц праздника. В разных регионах их делали по-разному: из соломы, веток, целого деревца и т. д. Их украшали цветами, лентами, ягодами и плодами. Марена символизировала собой зимнее увядание, умирание природы, тогда как Купала был символом возрождения и изобилия. Вокруг чучел парни и девушки водили хороводы и пели специальные обрядовые песни, прославляя таким образом, извечный природный круговорот. Потом чучела обычно топили в воде или сжигали на костре, а празднования продолжались вокруг большого купальского кострища.

Купальский костер

Считалось, что в ночь на Ивана Купала огонь приобретает особую очищающую силу. Поэтому обязательным атрибутом этого праздника был ритуальный костер. Его делали очень большим и высоким, чтобы полыхал, как солнце. В центре огневища устанавливали высокий столб, на который частенько надевали череп коня либо коровы - «видьму». Вокруг костра собирались все, от мала до велика, водили хороводы, пели, танцевали. Когда огонь немного прогорал, молодые парни и девушки начинали прыгать через костер, чтобы очиститься, излечиться от хворей, защититься от дурного глаза и нечисти. Если девушка не могла перепрыгнуть через огонь, то ее считали ведьмой. Могли облить водой, отстегать крапивой, обсыпать перьями. Молодые пары прыгали, держась за руки, и если в прыжке руки не рассоединились, то могли надеяться на крепкий союз.

Еще что делать на Ивана Купала? Также существовал обычай сжигать в этот день старые и ненужные вещи, избавляясь вместе с ними от старых обид и неурядиц. Еще на купальском костре матери сжигали рубашку больного ребенка, чтобы с ней сгорела и хворь, мучающая их чадо. А иногда через купальский костер перегоняли даже домашнюю скотину, чтобы избавить ее от мора и болезней.

Целебная вода

История праздника Ивана Купала рассказывает, что в ода в этот день приобретает особую целебную силу. К купанию в водоемах в этот день относились по-разному. В некоторых регионах омовения считались обязательным ритуалом, так как это очищало тело от болезней, а душу от дурных помыслов. Кроме того, вся нечисть (русалки, водяные) покидала водоемы, собираясь на свои шабаши.

А в других, наоборот, опасались массовых купаний именно из-за разгулявшейся в этот день нечистой силы. Зато непременно старались походить босиком, умыться и даже поваляться в утренней росе. Это обещало юношам силу и здоровье, а девушкам красоту. Также в Иванов день любили попариться в бане с вениками из 12 лечебных трав, собранных накануне, в купальскую ночь. А вода, набранная из источников, имела чудодейственную силу.

Магические травы

В истории праздника Ивана Купала содержатся сведения, что в волшебную купальскую ночь все травы и растения приобретают особую силу. Травницы и знахари с рассветом шли собирать чудодейственные лечебные травки, покрытые целительной купальской росой. При сборе обязательно читалась специальная молитва-заговор. А в Беларуси, к примеру, считали, что свойства травок еще больше усилятся, если их будут собирать "старые и малые", то есть дети и старики. Ведь у них чистые и невинные души.

Славяне верили, что на Ивана Купала (число - 7 июля) лечебные растения выращивают лесные духи - мавки и ухаживают за ними, снабжая целебными свойствами.

Символы солнца в купальских обрядах

Поскольку праздник Ивана Купала (число - 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило. Например, парни пускали с холмов огненные колеса или подожженные просмоленные бочонки, что должно было символизировать солнечный круговорот. А один из непременных аксессуаров купальских святок - это венок. Девичий венок в мифологии славян всегда символизировал солнце, а еще молодость и чистоту. С поклонением солнцу были связаны хороводы вокруг кострищ и чучел и специальные обрядовые песни.

Приметы на Ивана Купала для девушек относительно венков

Каждая молодая девушка непременно плела себе из цветов, трав, веточек и ягод венок, который украшал ее головку во время танцев и гуляний. Девичий венок в эту волшебную ночь имел особое, магическое значение. Например, девушки опускали веночек в реку или родник, зачерпывали сквозь них воду и умывали лицо, веря, что это сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Но главное обрядовое действо начиналось чуть позже, когда девушки убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажженные свечи, отправляли их плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте, то замужество нужно было отложить до следующего года. Но хуже всего, если венок тонул. Тогда считалось, что у несчастливицы нет пары и ей придется коротать век одинокой.

Впрочем, парни не оставляли без внимания это действо. Наблюдая исподтишка за обрядом, они старались потом выловить из реки венок своей избранницы и стребовать у нее взамен поцелуй.

Цвет папороти

Самая известная купальская легенда о цветке папоротника. Издавна верили, что раз в году волшебной ночью расцветает цветок папоротника. Он цветет лишь миг и охраняется нечистой силой, но тот, кто найдет его, обретет необычайные способности. Он сможет понимать язык зверей, птиц и растений, видеть сквозь земную твердь закопанные клады, открывать любые замки, управлять землей, водой и нечистыми духами, становиться невидимым и так далее.

Поверья и приметы на Ивана Купала

Считалось, что в эту магическую ночь деревья могут двигаться и разговаривать между собой, так же как птицы и животные. А в темном лесу между деревьев можно увидеть множество порхающих светлячков. Это души предков, вернувшиеся на землю лишь на одну ночь.

Также в ночь на Купала активизируется всяческая нечисть: русалки, мавки, лешие, домовые и прочие духи. Они устраивают свои гульбища, развлекаясь всяческими каверзами.

Но больше всего вреда могли нанести ведьмы, чинящие в эту ночь разные пакости и собирающиеся на шабаши. Именно поэтому женщину, которая в купальскую ночь не пришла к кострищу, могли посчитать ведьмой.

Чтобы обезопасить себя от потусторонних сил, использовали самые разнообразные обереги: веточки свяченой вербы, осиновые колышки, конопляный цвет, крапиву и полынь. И даже рваные мужские штаны, которые вешали на притолке хлева, чтобы ведьма не могла войти и забрать молоко у коровы или увести лошадь для поездки на Лысую гору к месту ведьминского шабаша.

Купальская ночь была единственной возможностью для молодежи веселиться и плясать до самого рассвета, не вызывая осуждений со стороны взрослых. Лишь улыбку вызывали их бесчисленные проказы и некоторые вольности. Возможно, поэтому народ на протяжении многих веков так трепетно хранил и оберегал этот жизнеутверждающий и волшебный праздник, его традиции и обряды.

Праздник начинают отмечать в ночь на 7 июля, которую в народе считают особенной - только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Как возник праздник

Яркий народный праздник Ивана Купалы берет свои истоки из язычества, хотя его происхождение точно не установлено. Иван Купала, предположительно, произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния.

У древних славян Иван Купала был праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Поэтому его связывали с днем летнего солнцестояния, который по старому стилю выпадал на 20-22 июня.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

После принятия христианства на Руси Иван Купала, который приурочили к одному из величайших православных праздников — Рождеству Иоанна Предтечи, стал символизировать христианский обряд крещения.

Будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан, родился в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы именно 7 июля (по старому стилю 24 июня).

Прошли столетия — праздник Ивана Купалы, который претерпел изменения и потерял свое истинное астрономическое время, люди продолжает отмечать широко и ярко.

По древней традиции, праздник по сей день празднуют во многих странах, в том числе в Европе, в Прибалтике, России, Беларуси, Украине и так далее. Во многих странах праздник Ивана Купалы на сегодняшний день является как церковным праздником, так и народным, хотя называют его по-разному.

Традиции и обряды

Праздник, который в народе называли Иванова ночь или Иванов день, по традиции начинают отмечать с наступлением ночи — люди проводили многочисленные ритуалы и обряды, связанные с водой, огнем и травами, и конечно же, гадали. Кстати, многие из этих обрядов сохранились по сей день.

В ночь на Ивана Купала главной традицией было обязательное купание в воде, так как старину люди считали, что, начиная с этого дня до Ильина дня (2 августа по новому стилю), вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов.

Поэтому вода в эту ночь считалась целебной и обладала магической силой. Соответственно она помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье.

© photo: Sputnik / Konstantin Chalabov

В тех деревнях, где рядом не было водоема, люди затапливали бани, в которых парились и отмывались от нечисти, а банными вениками, которые заготавливали в этот день, пользовались до следующего дня Ивана Купалы. Люди верили, что растения в этот день имеют особую силу и благотворно влияют на здоровье людей.

В народе считали, что именно в это время вода входит в священный союз с огнем. Это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, которые разжигали по берегам озер, рек и водоемов и в наши дни.

По народным поверьям, огонь, как и вода, в ночь на Ивана Купала обладал большой магической и очищающей силой. Поэтому на берегах рек, озер и водоемов разводились большие костры, которые могли уберечь людей от всякой нечисти.

В народе считали, что в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть — лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д., выходила наружу и могла причинить вред людям, поэтому они пытались защититься огнем от костров.

Молодежь водила хороводы, плясала вокруг костров и конечно же перепрыгивала через огонь костра. По традиции — кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Мужчины также преследовали цель стать удачливее и смелее, а девушки и женщины - укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.

Старшее поколение проводило свою домашнюю скотину между Купальскими кострами, для того чтобы их не постигла смерть и болезнь. А матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, снятую с больных детей, чтобы никакая хворь их не брала.

Популярным также было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизируя солнцеворот.

В наши дни самая популярная традиция в день Ивана Купалы — обливаться водой, так как люди продолжают верить, что вода смывает болезни и очищает человека. Однако церковь не приветствует языческие обряды.

Значение цветов и трав

Магической, целебной силой в ночь на Ивана Купала обладали также цветы и травы, поэтому существовало множество обрядов, связанных с их собиранием. Но, собрать траву нужно было до рассвета, иначе все магические свойства пропадали.

© photo: Sputnik / Egor Eremov

В частности, цветы и травы, собранные в Иванову ночь, клали под Купальскую росу, затем высушивали и использовали по необходимости. Целебными отварами поили больных людей, окуривали избы, изгоняли злых духов, привлекали удачу и достаток.

Согласно поверьям, некоторые растения могли даровать способность разговаривать с птицами и животными. Одними из самых популярных трав, которые собирали в эту ночь, были крапива, мать-мачеха, душица, багульник и полынь. Такими травами боролись с нечистой силой и использовали в различных магических обрядах.

По преданию, главным цветком в эту ночь был и остается папоротник, который цветет совсем недолго. По народным поверьям, цветущий папоротник, который считался одним из самых загадочных, колдовских растений, не только исполняет сокровенные желания, но и помогает отыскивать клады.

Считалось, что не только цветок папоротника обладает волшебством, но и расцветающая перелет-трава. Перелет-трава, по народному поверью, может переносить за тридевять земель. А если в ночь на Ивана Купалу сорвешь одолень-траву, то не страшны тебе будут враги.

Гадания, поверья и приметы

Самым распространенным на Ивана Купала остается гадание при помощи венков. Венки плелись из различных трав — лопуха, медвежьего ушка, богородской травы (чабрец, тимьян) или ивана-да-марьи, в которые вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки. Затем спускали на воду и внимательно следили за ними.

Если венок начинал быстро отплывать от берега, это означало счастливую и долгую жизнь или хорошее замужество, а если венок тонул, означало, что замуж в этом году девица не выйдет или суженый ее разлюбит.

© photo: Sputnik / Evgeny Koktysh

Счастливее всех мог стать человек, чей венок заплывал дальше других, а дольше всех проживет - чья свечка или лучинка в венке прогорит дольше других.

Крапивой люди в эту ночь оберегали себя от посягательств различной нечисти - для этого растение раскладывали на пороге дома и на подоконниках.

В Купальскую ночь люди всегда запирали своих лошадей, которые в эту ночь были особенно уязвимы, так как ведьмы охотились за ними, чтобы поехать на Лысую Гору, с которой лошади живыми не возвращались.

В ночь на Ивана Купалу, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.

Цветок иван-да-марья, сорванный в ночь на Ивана Купалу, нужно было вложить во все углы дома - люди считали, что этим защищают его от посягательств воров.

По одной из легенд, цветок иван-да-марья — это брат и сестра, которые полюбили друг друга, и были наказаны за это, и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, и это спугнет воров.

Считается, что в ночь на Ивана Купалу, деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве, и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.

По одной из примет, в полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав или нет. Если набралось, в этом году девица выйдет замуж.

Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.

А если на Иванов день перелезть через двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Сильная роса на Ивана Купалу — к урожаю огурцов, если на Иванову ночь звездно —грибов будет много.

Материал подготовлен на основе открытых источников

По поверьям, ночь на Ивана Купалу зачарована, полна чудес и неожиданных опасностей. В эту таинственную ночь честным христианам не должно ложиться спать, так как становится особенно коварной вся нечистая сила: от змей, русалок и оборотней до ведьм и колдунов, не говоря уже о водяных и леших. Многих интересует, что можно делать на Ивана Купалу и что это вообще за праздник, каково его значение и приметы в этот день? Этот день был праздником ведьм: они портили хлеба и скотину, а остаток ночи справляли шабаш на Лысой горе.

Что делать на Ивана Купалы

Вот и бодрствовал народ, чтобы во всеоружии встретить происки нечистой силы. Особенно радовалась этому молодежь, которая всю ночь посвящала своим забавам. Старики, правда, все-таки укладывались спать, предварительно разложив на подоконнике полынь и занавесив окна крапивой: верили, что всякая нечисть боится этих трав.

Заботились люди не только о себе, но и о домашних животных: перед входом в хлев вкапывали молодое осиновое дерево, вырванное с корнем, развешивали и разбрасывали вокруг всего скотного двора полынь и крапиву. При этом домашний скот обязательно запирали: лошадей - чтобы ведьмы не украли их и не загнали по пути на Лысую гору; коров - чтобы ведьмы не напоили их огородной росой и не вымыли ею коровье вымя (тогда молоко у буренки пропадет). Некоторые в эту ночь караулили огороды, чтобы помешать ведьмам набрать той самой вредоносной огородной росы.

Но парней и девушек хозяйственные заботы не касались. Молодежь шла на берег реки и устраивала там трапезу, с обязательными кашей да яичницей, после чего начиналось озорное веселье - песни, пляски, веселые и шумные игры, вождения хороводов и обязательные «горелки». А как только садилось солнце, на береговых возвышенностях или на перекрестках дорог разжигали костры.

В разных районах России эти костры назывались по-разному: ивановскими, купальскими, купайлой. Специально для этих костров деревенская молодежь несколько дней запасала дрова, собирала хворост, сучья, солому. Необходимы были для купальского костра и длинная жердь (не менее 10 метров), и бочка из-под дегтя, которую вполне можно было заменить колесом от телеги или же обычной корзиной.

На месте будущего костра в землю втыкали жердь с закрепленной на ее верхушке дегтярной бочкой (или колесом, или корзиной). Жердь с бочкой обматывали соломой и закладывали дровами. Сооружение поджигали, и, чем выше получался костер, тем более удачным предзнаменованием это считалось. Старые колеса могли пригодиться и для других целей - их обвязывали соломой, поджигали и спускали с горы. Пылающие огнем вертящиеся колеса символизировали солнце.

Главной забавой ночи на Ивана Купала были пляски у костра и прыжки через него. Но прыгали через костер не только для того чтобы развлечься, но еще и потому что верили: это волшебное пламя избавит тело от болезней, а душу от темных помыслов. Верили и в такое поверье - кто прыгнет выше, тот будет счастливее.

Матери, у которых были больные дети, сжигали в таких кострах их одежку, чтобы вместе с тряпьем сгорела и болезнь. Через такие костры прогоняли и скотину (для защиты ее от падежа). Удивительно, но наряду с очистительными свойствами купальского костра, считалось, что им пользуются и ведьмы. Чародейки собирают пепел от костра и добавляют его в воду. Считалось, что после того как ведьма такой водой освежится, она приобретает возможность летать.

Костры на Ивана Купалу были обязательным, но не единственным атрибутом. Еще одним непременным занятием зачарованной ночи считались поиски цветущего папоротника. Наши предки верили, что в эту ночь растения обладают необычайными свойствами: деревья могут ходить и переговариваться между собой, травы и коренья наполняются чудодейственной силой. Но поистине магическую силу приобретает папоротник - «царь всех трав».

Как отмечать праздник Ивана Купалы

Папоротник - чудесный цветок, который цветет лишь раз в году всего лишь несколько мгновений, как раз на Иванову ночь, и горит он мерцающим, зовущим малиновым цветом. На Руси его называли жарцветком, или огнецветом.

По преданиям, кто найдет огнецвет и сумеет его сорвать, откроются великие тайны. Станет человек мудр и будет предсказывать будущее, кроме того, сможет сказочно обогатиться, ведь в руки ему попадут все земные богатства: ему дано видеть спрятанные в земле клады и открывать любые замки. Счастливцу будет доступен язык природы: язык зверей, птиц, растений.

И не устрашат его ни огонь, ни вода, ни гром, ни молния, ни злое колдовство; он сам сможет повелевать и людьми, и духами. Найти папоротник-цвет очень трудно, но еще труднее его заполучить. Зорко сторожит его нечистая сила, ей ведь совсем не хочется, чтобы у нее появился повелитель! Поэтому на поиски цветка отправлялись лишь самые смелые.

Знаменитый этнограф А. Н. Афанасьев живописно описал поиск папоротника: «Нечистая сила всячески мешает человеку достать чудесный цветок. Около папоротника в ночь, когда он должен цвести, лежат змеи и разные чудовища и жадно сторожат минуту его расцвета.

На смельчака, который решается овладеть этим цветком, нечистая сила наводит непробудный сон или силится оковать его страхом; едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры, послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле; человека обдает адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца».

По народным поверьям, единственное спасение человека, сорвавшего цветок, крепко зажать его в руке и бежать из лесу без оглядки, как бы ни искушала его колдовская сила остановиться, оглянуться. По легенде папоротник распускается не только в ночь на Ивана Купалу, но и в те летние и даже осенние ночи, когда разыгрывается неистовая буря. Одним из верных признаков ожидаемого цветения является непроглядно темная грозовая ночь.

Иванова (в просторечье) ночь традиционно считалась временем травоведов, ворожей, знахарей и чародеев. Они набирали только им ведомых полезных трав и кореньев на весь год.

Вот только малая часть традиционных купальских трав: «плакун-трава», «сон-трава», «разрыв-трава», «черная напороть», «киноворот», «стожар», «песий язык»... Считалось, что они обладают необыкновенными магическими свойствами - спасают от засухи, вызывая дождь, или дают человеку пророческую силу, избавляют его от порчи, усмиряют нечисть и уничтожают колдовские чары.

Менее искушенные собирали и такие широко известные и доступные растения, как мать-и-мачеха, душица, багульник, иван-да-марья, подорожник. Как различны свойства всех этих трав, так и сила их заключена в разных частях растения: у одного - в корневище, у другого - в цветке, у третьего - в стебле... Иные травы собирались днем, другие - ночью, а некоторые - лишь по утренней росе. При этом отдельные виды надлежит срывать, очертив место вокруг золотым или серебряным предметом («пронимать сквозь серебро или злато»).

Гадания в ночь на Ивана Купалу

Девушкам лесные цветы да травы нужны были для гаданий. Вот самые распространенные из них.

1. Не глядя нарвать цветов и трав и положить букет под подушку. Наутро достать и посмотреть, есть ли в нем 12 разных видов. Если нужное количество набиралось, это считалось хорошим знаком - скорой свадьбой.

2. Собирали опять-таки 12 видов трав, среди них непременно должны были быть чертополох и листья папоротника, прятали сбор под подушку. Спать ложились с заветным приговором: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять».

3. Рвали подорожник, который в те старые времена назывался «трипутник», ложась спать, клали его под свою подушку, со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого».

Гадали девушки на венках:

♦ Вплетали в них стебли иван-да-марьи, лопуха, травы богородицкой и «медвежьего уха», прикрепляли лучинки и опускали на реку. Если венок сразу пошел ко дну, это означало, что милый разлюбил. Чей венок потонул позже других, той девушке пророчили счастье, а у какой девушки лучина дольше горела, та, считалось, дольше на белом свете жить будет.

♦ Плели березовые венки и тоже бросали их на речную или озерную гладь: поплыл - замужество, к берегу пристал - долгое девичество, ко дну пошел - пророчество смерти.

♦ Бросали девушки венки и в «купальский» костер, подмечая: чей быстрее сгорит, та замуж скорее выйдет. Но если парень вытаскивал из костра девичий венок, считалось, за него она и выйдет. Естественно, что парни всячески старались вытащить из огня венки нравившихся им девушек.

В то же время, предки наши верили, что любой, даже самый неблагоприятный прогноз в эту ночь можно изменить. К примеру, если предсказание сулило безбрачие, то девушка трижды обегала ржаное поле, считалось, что после этого суженый у нее непременно появится. Если же было у человека какое-то заветное желание, то оно должно сбыться, если перелезть в Иванову ночь через двенадцать заборов, или, как тогда говорили, через «двенадцать огородов». В народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось к 12 часам ночи, так как они считались нечистым делом.

Приметы на Ивана Купалу

На Ивана Купалу примечали природные явления:

♦ Если на Ивана дождь «заплачет», то через пять дней будет солнечно («солнышко смеяться будет»).

♦ Если на Иванову ночь звезд много, то много будет и грибов.

♦ Гроза прогремит в этот день - орехов будет мало, и они будут пустые.

♦ Обильная роса на Иванов день к хорошему урожаю огурцов.

Также про Иванов день говорили: «Иван Купала - хорошие травы» или «Иванов день пришел - траву собирать пошел». Дело в том, что российских губерниях близилась, а кое-где уже и начиналась, страдная пора сенокосов: «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос», «Только поспевай сено ворошить, в копны сгребать, стога метать».

Крестьянин и не знал, радоваться ли ему в эти дни дождям, или огорчаться, ведь, с одной стороны, дожди хороши для злаковых, но, с другой, это плохо для сена. Вот и говорили крестьяне: «Когда сено гнило, тогда в сусеке мило» или: «Травы, черны - лошади кормны», что в современной трактовке означает: «Сено погибло, а овес хорош». Но говорили крестьяне и другое: «Не то сено, что на лугу, а то, что в стогу», а также «Худое лето, коли сена нету».

День Петра и Февронии

8 июля в русском христианском календаре чтится память Святых покровителей семьи Петра и Февронии. Муромский князь Петр и жена его Феврония были канонизированы на церковном Соборе 1547 года. В народе пользовалась популярностью история их взаимной любви и вечной преданности друг другу. Супруги прославились милосердием и благочестием. Пронесшие через всю свою жизнь взаимную любовь, они умерли в один день.

День Петра и Февроньи считается православным днем влюбленных. В России 8 июля было принято молиться о любви, браке, семейном счастье, согласии и благополучии. Также именно в этот день просили молодые люди у родителей благословения на брак. В бытовом календаре ожидали, что с этого дня будет еще сорок жарких дней. Подмечали, поспела ли на болотах черника, если поспела, то считали, что можно начинать жать озимый хлеб.

Это восточнославянское название древнего праздника, отмечаемого большинством народов Европы. В языческие времена он был связан с летним солнцестоянием и обозначал середину лета, но после распространения христианства все обряды начали связывать с днем рождения Иоанна Крестителя, который традиционно отмечается 24 июня. Однако Русская православная церковь живет по юлианскому календарю, и Рождество Иоанна Предтечи празднуется ей 7 июля. В связи с этим на Руси праздник полностью утратил свое древнее астрономическое значение, но несмотря на это, все же сохранил многие языческие обряды. Само название - Иван Купала является славянской интерпретацией имени Крестителя. Так как крещение совершается водой, то и имя Иоанна для всех христиан всегда было нераздельно связано с купанием в реках и озерах.

Обычаи и обряды на праздник Ивана Купала

Основные обряды праздника, большинство из которых проводится ночью, связаны с водой, огнем и травами.

По народным поверьям, накануне Ивана Купалы из воды выходит вся нечисть, а потому непременным атрибутом праздника было массовое купание. Вода в этот день считалась целебной и наделялась магическими свойствами.

По окончании купания, на берегах водоемов разжигали огромные костры. Люди верили, что в эту ночь вода объединяется с огнем в единую мощную природную силу, дарующую всем живым существам крепкое здоровье и волю к жизни.

Огонь для купальского костра обязательно должен быть «живой», то есть добытый путем трения, часто после окончания праздника, его уносили домой и сохраняли в домашних очагах. Вокруг костра всю ночь кипела жизнь - люди пели песни, устраивали различные игры и водили хороводы, а самой распространенной забавой были прыжки через огонь. Это был своеобразный обряд очищения, считалось, что перепрыгнув через костер, человек избавлялся от болезней и становился недосягаем для нечистой силы на весь будущий год.

Многочисленные обряды в этот день связаны и с целебной силой растений . Одним из главных символов дня Ивана Купала был цветок Иван-да-марья, символизировавший союз воды и огня. Все травы, собранные в этот день, обладали сильнейшей магической силой, их засушивали, бережно хранили и использовали в течение всего года.

Но, пожалуй, самым известным растением, связанным с праздником, считается папоротник. По народным поверьям, он цветет только раз в году - именно в ночь на Ивана Купалу. Тому, кто найдет цвет папоротника открываются тайные магические знания - он начинает понимать язык животных, видеть все зарытые в земле клады, и открывать все замки и засовы. Он также обретает возможность по своему желанию принимать любое обличье, становиться невидимым и даже повелевать нечистой силой.

Однако сорвать цветок не так просто, все черти и русалки в эту ночь становятся особенно опасны, и всячески стараются помешать человеку обрести над ними власть.

Гадания на Ивана Купалу

Также как и зимой на Святки, в ночь на Ивана Купалу девушки гадали на своего суженого. Самым популярным было гадание на венке - сплетенный из трав и цветов венок пускали по воде - если он поплывет, девушку ждет скорое замужество, а если утонет - придется ждать еще год. Та, чей венок дольше всех продержится на поверхности воды - проживет самую долгую жизнь.

В полночь необходимо было сорвать пучок травы, и положить его под подушку. Утром травы вынимали и внимательно рассматривали, если в пучке присутствовало двенадцать различных растений - быть скорому замужеству.

Заговоры на Ивана Купалу

Существовали очень сильные заговоры, которые принято было читать в купальскую ночь. Чаще всего это были заговоры на любовь. Считалось, что это волшебное время просто создано для исполнения всех самых сокровенных желаний, и многие несчастные влюбленные надеялись, что их горести вскоре закончатся. Чтобы приворожить любимого, необходимо было глядя на огонь купальского костра произнести необходимые слова:

«Огонь жарко горит, ночь ярко осветит,
тайну любви мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.
Огонь нашу любовь скрепить, наши сердца навек соединит».

Чтобы приворот окончательно вступил в силу, тот, на кого он направлен должен был перепрыгнуть через костер.

За помощью в любовных делах можно было обратиться и к другой великой стихии - воде. Для того чтобы обрести счастье в любви, необходимо было уговорить своего избранника искупаться, и перед тем как он войдет в воду, произнести определенные магические слова.

«Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.
Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем».

Также очень сильны были заговоры на удачу. Чаще всего они произносились во время хороводов вокруг костра и были обращены к могущественной силе Огня. Однако удачи во всех делах можно было попросить и у Солнца. Для этого специальный заговор читался на восходе, в момент появления его первых утренних лучей.

«Солнце ясное, Солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться».

Сила воды и огня на праздник Ивана Купала могла помочь и в денежных делах. Самый простой, но очень действенный ритуал - накануне купальской ночи наполнить какую-либо посуду водой из ближайшего водоема и положить туда горсть монет. Утром этой водой нужно умыться, приговаривая строго определенные слова, и тогда ближайшие несколько месяцев будут очень успешными во всех финансовых делах. Бросить горсть монет можно было и в огонь, также сопровождая свои действия особым заговором.

«Огонь могучий, дар мой забери, мне в делах удачу подари.
Чтобы мое богатство прибавлялось, чтоб любое дело удавалось.
Чтоб в мои руки денежки плыли, чтобы замыслы мои удачливыми были.
Коль исполнишь все, как говорю, тебя щедро отблагодарю».

Народные поверья, суеверия и приметы на Ивана Купалу

С праздником Ивана Купала связано большое количество примет и поверий, вот лишь некоторые из них:

Рано утром женщины собирали росу. Считалось, что купальская роса обладает целебной силой, ею умывались, чтобы избавится от болезней глаз, и ей же опрыскивали всю мебель в доме, чтобы целый год его обитателям не досаждали клопы.

В Ивановой росе замачивали лечебные травы, а через некоторое время их вынимали и тщательно высушивали. Считалось, что после такого ритуала растения обретали волшебные свойства и их применяли для борьбы со всевозможной нечистью, болезнями, а иногда даже для приворотов и разжигания любви.

Еще одним мощным средством против самых разных болезней считалось масло, собранное в купальскую ночь на муравьиных кучах.

Символ праздника - цветок Иван-да-марья также обладал магическими свойствами, и помещенный в углы дома, надежно защищал его от воров.

Как и многие праздники, сохранившиеся с языческих времен, праздник Ивана Купала носил и некоторый эротический оттенок. Исключительно в предпраздничную ночь допускалась свобода в интимных отношениях. В народе верили, что случайная связь в это время не греховна, а наоборот, способна очистить человека от скверны.

Но главным символом очищения, все же, считался купальский костер. Удачный прыжок через огонь предвещал счастье, крепкое здоровье и скорую свадьбу. В очищающем огне сжигали одежду, снятую с больных детей, считалось, что вместе с ней сгорят и все их недуги. А в отдельных случаях мимо купальских костров проводили скотину, чтобы уберечь все поголовье от мора.

Бытовали и очень забавные поверья, к примеру, чтобы исполнилось заветное желание, в праздник необходимо было перелезть через двенадцать заборов чужих огородов.

А вообще считалось, что любого, кто принимает участие в обрядах и ритуалах праздника Ивана Купалы в будущем году ожидает удача, и он обязательно обретет свое счастье и найдет настоящую любовь.

Праздник Ивана Купалы в наши дни

Древний праздник, наполненный символами и странными обрядами, сохранился до наших дней, и сегодня его отмечают не только славяне. День Ивана Купалы празднуют жители стран Балтии и Скандинавии, а также испанцы, португальцы и англичане.

И несмотря на то что в подавляющем большинстве стран, языческие обряды купальской ночи осуждаются официальной церковью, люди очень любят этот праздник. Даже сейчас многие верят в очищающую силу огня и воды, и каждый в тайне мечтает отыскать в темноте заветный цветок папоротника.